Глобальные, модульные и локальные проявления фундирующих процедур организации процесса обучения математике
В соответствии с концепцией фундирования основу для этого в виде интегративных конструктов базовых учебных элементов школьной математики (БУЭШМ) составляют 7 содержательных линий: числовая, функциональная, геометрическая, тождественных преобразований, уравнений и неравенств, стохастическая и алгоритмическая. Каждая содержательная линия определяет базовые знания, умения, навыки и методы вузовской математики, распределенные по оптимальному набору учебных предметов и дисциплин.
Особое внимание при организации процесса обучения обращается на учебно-познавательную деятельность, деятельность педагога и взаимодействие педагога и учащихся.
Соотношение и выраженность сознания и ментальности в развитии личности согласно теориям М.Фрома и Э.Эриксона, фундирующие конструкты развития личности, можно рассматривать как индивидуальные способы выраженности тех или иных качественных изменений в структуре личности.
Влияние фундирующих процедур можно рассмотреть на базе становления следующих направлений:
1) приобретение опыта (объектно-сущностное) – актуализация и развитие интеллектуального опыта личности на основе раскрытия значимых связей базовых учебных элементов и элементов ориентировочной учебной деятельности;
2) применение опыта и преобразование на личностном уровне (деятельностно-результативное) – самореализация личностью опыта на основе полученной новой информации и деятельности;
3) интеллектуальное развитие и развитие личностных характеристик (личностно-адаптационное) – принятие решения и прогнозирование будущих результатов.
Предметное содержание в соответствии с выделенными направлениями будет выглядеть следующим образом [22]:
- объектно-сущностное – геометрические, функциональные, алгебраические, вероятностно-статистические, топологические в форме опорных таблиц, учебных программ с содержательными блоками учебных предметов, дидактических модулей, спиралей и кластеров фундирования, комплексов мотивационных прикладных, профессионально-ориентированных зада;
- деятельностно-результативное – знаково-символические, логические, реляционные, семантические, продукционные в форме взаимопереходов знаковых систем, имитационных и деловых игр, выполнения лабораторных, курсовых и дипломных работ и т.д.;
- личностно-адаптационное – обобщение школьных учебных элементов на базе вузовской подготовки, преемственность знаний и методов математического содержания школьной и вузовской деятельности в форме педагогических практик, самоактуализации и самообразования, поисковой и творческой активности.
Как видно из вышеизложенного, наиболее адекватной формой профессионального развития и средством освоения дидактических процессов фундирования знаний и опыта личности в контексте наглядно-модельного обучения математике является проектирование и реализация содержания и структуры дидактического учебного модуля как целостного объекта взаимодействия педагога и обучающегося в освоении математики и решении профессиональных задач.
Компонентами дидактического учебного модуля в данном случае, составляют следующее его содержание [15]:
− ориентировочную составляющую учебной деятельности – ООУД (педагога и обучающегося);
− информационную составляющую учебной деятельности – ИОУД (педагога и обучающегося);
− блок управления познавательной деятельностью ученика.
Например, содержание первого блока следующее:
− введение (присутствует описание структуры и состава деятельности, особенностей освоения учебного предмета);
− база данных и база знаний, которые необходимы для усвоения нового учебного материала (состояние преемственности деятельности);
− наличие аннотированной учебной программы, которая детализируется по ступеням абстракции и уровням освоения знаний, мотивации и продуктивности учебной деятельности (представляет развернутость содержания обучения);
− динамика выраженности локальных фрагментов, а также целостности пластов спиралей и кластеров фундирования, содержащих сочетание школьных и вузовских компонентов, наличие мотивационно-прикладного компонента (представленность обобщенности учебной деятельности);
− интегративная экзаменационная программа как профессионально-математический базис интегративного содержания и свернутости познавательной деятельности и условие для обеспечения преемственности ДУМ.
Основными требованиями к проектированию содержания дидактического модуля являются:
- представленность содержательных линий математики школы и вуза, их преемственность и полнота;
- использование и взаимопереходы современных форм и способов представления знаний;
- динамика фрагментов проектирования и освоения спиралей фундирования знаний и опыта личности в процессе освоения математики;
- блоки мотивационных и прикладных задач, оснащенных спиралей и кластеров фундирования и др.
Существенную роль при этом играет адекватное и разнообразное использование компьютерных и коммуникационных технологий и поддержка исследовательской деятельности будущих учителей математики.
В процессе фундирования учебного элемента выделяют три уровня:
1) локальный;
2) модульный;
3) глобальный.
Основанием для такой классификации является степень развернутости спиралевидного процесса и различие в целеполагании.
Признаками локального фундирования выступают [15]:
- целостность структурного анализа видового обобщения базового школьного элемента, непосредственность и преемственность видового обобщения;
- сохранение идей применения известной модели для изучения новых явлений с расширением числа и значения его компонентов на следующем уровне обучения;
- использование обобщенных приемов мыслительной и практической деятельности при исследовании результата фундирования.
Признаками глобального фундирования являются:
- развернутость учебной деятельности во времени (8-10 семестров);
- наличие существенной обобщенной связи в комплексе видовых проявлений учебного элемента; наглядное моделирование структуры видовых проявлений;
- наличие спиралевидной модели видовых взаимосвязей, где начальное звено представляет собой школьный учебный элемент;
- обязательное наличие теоретического обобщения, конечное звено представляет собой методическое осмысление начального звена;
- корреляция начального и конечного звена спирали.
Глобальное фундирование включает в себя:
- первоначальный уровень умений личности;
- функциональный этап, на котором осуществляется осознание и корректировка цели и результатов деятельности;
- интегративный этап (дифференциация личностной и когнитивной подсистем);
- операционный, на котором осуществляется осознание временной и функциональной последовательности действий, структурная расчлененность деятельности на базе анализа и синтеза;
- оценочный этап, включающий в себя оценку и логику формальных операций собственной деятельности.
Наиболее адекватной формой и средством развертывания дидактических процессов фундирования и наглядного моделирования является структура дидактического модуля. Его компонентами являются:
- базовые учебные элементы школьной и вузовской математики; условия их использования и развития;
- профессионально ориентированные задачи по актуализации личностного опыта и мотивации учебной деятельности; теоретические основы фундирования;
- спирали фундирования базовых элементов и личного опыта;
- фундирующие комплексы задач;
- универсальные учебные действия;
- конечный результат.
Итак, в процессе фундирования выделяют локальный, глобальный и модульный уровни. Наиболее адекватной формой и средством развертывания дидактических процессов фундирования и наглядного моделирования является структура дидактического модуля, одним из компонентов которой выступают спирали фундирования базовых элементов и личного опыта. Последовательное и поэтапное включение определенных технологических конструктов позволяет актуализировать развертывание фундирующих процессов развития личности будущего учителя как структурообразующего фактора его профессионального становления.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.