Глобальные проявления фундирующих процедур организации процесса обучения математике
Оценка 4.9

Глобальные проявления фундирующих процедур организации процесса обучения математике

Оценка 4.9
doc
08.07.2021
Глобальные проявления фундирующих процедур организации процесса обучения математике
Глобальные проявления фундирующих процедур организации процесса обучения математике.doc

Глобальные, модульные и локальные проявления фундирующих процедур организации процесса обучения математике

 

В соответствии с концепцией фундирования основу для этого в виде интегративных конструктов базовых учебных элементов школьной математики (БУЭШМ) составляют 7 содержательных линий: числовая, функциональная, геометрическая, тождественных преобразований, уравнений и неравенств, стохастическая и алгоритмическая. Каждая содержательная линия определяет базовые знания, умения, навыки и методы вузовской математики, распределенные по оптимальному набору учебных предметов и дисциплин.

Особое внимание при организации процесса обучения обращается на учебно-познавательную деятельность, деятельность педагога и взаимодействие педагога и учащихся.

Соотношение и выраженность сознания и ментальности в развитии личности согласно теориям М.Фрома и Э.Эриксона, фундирующие конструкты развития личности, можно рассматривать как индивидуальные способы выраженности тех или иных качественных изменений в структуре личности.

Влияние фундирующих процедур можно рассмотреть на базе становления следующих направлений:

1)                приобретение опыта (объектно-сущностное) – актуализация и развитие интеллектуального опыта личности  на основе раскрытия значимых связей базовых учебных элементов и элементов ориентировочной учебной деятельности;

2)                применение опыта и преобразование на личностном уровне (деятельностно-результативное) – самореализация личностью опыта на основе полученной новой информации и деятельности;

3)                интеллектуальное развитие и развитие личностных характеристик (личностно-адаптационное) – принятие решения и прогнозирование будущих результатов.

Предметное содержание в соответствии с выделенными направлениями будет выглядеть следующим образом [22]:

-                   объектно-сущностное – геометрические, функциональные, алгебраические, вероятностно-статистические, топологические в форме опорных таблиц, учебных программ с содержательными блоками учебных предметов, дидактических модулей, спиралей и кластеров фундирования, комплексов мотивационных прикладных, профессионально-ориентированных зада;

-                   деятельностно-результативное – знаково-символические, логические, реляционные, семантические, продукционные в форме взаимопереходов знаковых систем, имитационных и деловых игр, выполнения лабораторных, курсовых и дипломных работ и т.д.;

-                   личностно-адаптационное – обобщение школьных учебных элементов на базе вузовской подготовки, преемственность знаний и методов математического содержания школьной и вузовской деятельности в форме педагогических практик, самоактуализации и самообразования, поисковой и творческой активности.

Как видно из вышеизложенного, наиболее адекватной формой профессионального развития и средством освоения дидактических процессов фундирования знаний и опыта личности в контексте наглядно-модельного обучения математике является проектирование и реализация содержания и структуры дидактического учебного модуля как целостного объекта взаимодействия педагога и обучающегося в освоении математики и решении профессиональных задач.

Компонентами дидактического учебного модуля в данном случае, составляют следующее его содержание [15]:

− ориентировочную составляющую учебной деятельности – ООУД (педагога и обучающегося);

− информационную составляющую учебной деятельности – ИОУД (педагога и обучающегося);

− блок управления познавательной деятельностью ученика.

Например, содержание первого блока следующее:

− введение (присутствует описание структуры и состава деятельности, особенностей освоения учебного предмета);

− база данных и база знаний, которые необходимы для усвоения нового учебного материала (состояние преемственности деятельности);

− наличие аннотированной учебной программы, которая детализируется по ступеням абстракции и уровням освоения знаний, мотивации и продуктивности учебной деятельности (представляет развернутость содержания обучения);

− динамика выраженности локальных фрагментов, а также целостности пластов спиралей и кластеров фундирования, содержащих сочетание школьных и вузовских компонентов, наличие мотивационно-прикладного компонента (представленность обобщенности учебной деятельности);

− интегративная экзаменационная программа как профессионально-математический базис интегративного содержания и свернутости познавательной деятельности и условие для обеспечения преемственности ДУМ.

Основными требованиями к проектированию содержания дидактического модуля являются:

-                   представленность содержательных линий математики школы и вуза, их преемственность и полнота;

-                   использование и взаимопереходы современных форм и способов представления знаний;

-                   динамика фрагментов проектирования и освоения спиралей фундирования знаний и опыта личности в процессе освоения математики;

-                   блоки мотивационных и прикладных задач, оснащенных спиралей и кластеров фундирования и др.

Существенную роль при этом играет адекватное и разнообразное использование компьютерных и коммуникационных технологий  и поддержка исследовательской деятельности будущих учителей математики.

В процессе фундирования учебного элемента выделяют три уровня:

1)                локальный;

2)                модульный;

3)                глобальный.

Основанием для такой классификации является степень развернутости спиралевидного процесса и различие в целеполагании.

 Признаками локального фундирования выступают [15]:

-                   целостность структурного анализа видового обобщения базового школьного элемента, непосредственность и преемственность видового обобщения;

-                   сохранение идей применения известной модели для изучения новых явлений с расширением числа и значения его компонентов на следующем уровне обучения;

-                   использование обобщенных приемов мыслительной и практической деятельности при исследовании результата фундирования.

Признаками глобального фундирования являются:

-                   развернутость учебной деятельности во времени (8-10 семестров);

-                   наличие существенной обобщенной связи в комплексе видовых проявлений учебного элемента; наглядное моделирование структуры видовых проявлений;

-                   наличие спиралевидной модели видовых взаимосвязей, где начальное звено представляет собой школьный учебный элемент;

-                   обязательное наличие теоретического обобщения, конечное звено представляет собой методическое осмысление начального звена;

-                   корреляция начального и конечного звена спирали.

Глобальное фундирование включает в себя:

-                   первоначальный уровень умений личности;

-                   функциональный этап, на котором осуществляется осознание и корректировка цели и результатов деятельности;

-                   интегративный этап (дифференциация личностной и когнитивной подсистем);

-                   операционный, на котором осуществляется осознание временной и функциональной последовательности действий, структурная расчлененность деятельности на базе анализа и синтеза;

-                   оценочный этап, включающий в себя оценку и логику формальных операций собственной деятельности.

Наиболее адекватной формой и средством развертывания дидактических процессов фундирования и наглядного моделирования является структура дидактического модуля. Его компонентами являются:

-                   базовые учебные элементы школьной и вузовской математики; условия их использования и развития;

-                   профессионально ориентированные задачи по актуализации личностного опыта и мотивации учебной деятельности; теоретические основы фундирования;

-                   спирали фундирования базовых элементов и личного опыта;

-                   фундирующие комплексы задач;

-                   универсальные учебные действия;

-                   конечный результат.

Итак, в процессе фундирования выделяют локальный, глобальный и модульный уровни. Наиболее адекватной формой и средством развертывания дидактических процессов фундирования и наглядного моделирования является структура дидактического модуля,  одним из компонентов которой выступают спирали фундирования базовых элементов и личного опыта. Последовательное и поэтапное включение определенных технологических конструктов позволяет актуализировать развертывание фундирующих процессов развития личности будущего учителя как структурообразующего фактора его профессионального становления.


Скачано с www.znanio.ru

Глобальные, модульные и локальные проявления фундирующих процедур организации процесса обучения математике

Глобальные, модульные и локальные проявления фундирующих процедур организации процесса обучения математике

Предметное содержание в соответствии с выделенными направлениями будет выглядеть следующим образом [ 22 ]: - объектно-сущностное – геометрические, функциональные, алгебраические, вероятностно-статистические, топологические в форме опорных…

Предметное содержание в соответствии с выделенными направлениями будет выглядеть следующим образом [ 22 ]: - объектно-сущностное – геометрические, функциональные, алгебраические, вероятностно-статистические, топологические в форме опорных…

ООУД (педагога и обучающегося); − информационную составляющую учебной деятельности –

ООУД (педагога и обучающегося); − информационную составляющую учебной деятельности –

Существенную роль при этом играет адекватное и разнообразное использование компьютерных и коммуникационных технологий и поддержка исследовательской деятельности будущих учителей математики

Существенную роль при этом играет адекватное и разнообразное использование компьютерных и коммуникационных технологий и поддержка исследовательской деятельности будущих учителей математики

Глобальное фундирование включает в себя: - первоначальный уровень умений личности; - функциональный этап, на котором осуществляется осознание и корректировка цели и результатов деятельности; - интегративный…

Глобальное фундирование включает в себя: - первоначальный уровень умений личности; - функциональный этап, на котором осуществляется осознание и корректировка цели и результатов деятельности; - интегративный…

фундирующих процессов развития личности будущего учителя как структурообразующего фактора его профессионального становления.

фундирующих процессов развития личности будущего учителя как структурообразующего фактора его профессионального становления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2021