Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ «Подольская СШ»
Согласовано Рассмотрено Утверждаю
с РМК: На метод.совете Директор КГУ
ЗД по УР «Подольская СШ» Сулейменов Т. К. Левандовская С.И. Гурская Л.Ф.
Программа прикладного курса
по биологии «Физиология человека»
Для учащихся 10 классов
Общеобразовательной школы на 2017-2018 г.
2017г.
Автор: учитель биологии Кашинская Т.И.
Данная программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы.
Прикладной курс «Физиология человека», охватывается весь курс школьной программы по этой теме. Материал, изучаемый в данном разделе, вызывает особый интерес у ребят, которые увлекаются биологией. В школьной программе по биологии ( Человек и его жизнедеятельность, здоровье.) отводится мало времени физиологии и гигиене. Это можно восполнить на занятиях элективного курса. Данный материал может быть использован старшеклассниками при подготовке к биологическим олимпиадам, для подготовки к сдаче экзаменов.
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан по предмету “ биология” соответствует целям и задачам биологического образования. В школьной программе по биологии ( Человек и его жизнедеятельность, здоровье.) отводится мало времени физиологии и гигиене. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса.
Цель курса - помочь учащимся лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом.
Задачи - формировать научное мировоззрение учащихся, этические и эстетические критерии отношения к человеку как высшей ценности;
- обеспечение знаниями о физиологических процессах протекающих в организме человека;
- осуществление тесной взаимосвязи санитарно - гигиенического и полового воспитания с нравственным воспитанием;
- обеспечение знаниями, помогающими понять, что здоровье - один из источников счастья и радости жизни.
Изучение данного курса поможет ликвидировать пробелы в знаниях, позволяет глубже понять учебный материал, развивает интерес к предмету.
Курс включает в себя дополнительные сведения по следующим темам:
- человек - живой организм, строение организма человека; органы и системы органов человека, их функции; регуляция функции организма ( гуморальная, нервная); ВНД .
- личная гигиена, гигиена питания, дыхания; влияние факторов окружающей среды на организм человека,
- размножение и развитие организма человека; эмбриогенез; онтогенез: рождение, рост и развитие; старение, старость,
- человек как социальная личность; темперамент, поведение. Прикладной курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Данный материал может быть использован старшеклассниками при подготовке к биологическим олимпиадам, для подготовки к сдаче экзаменов.
Общий обзор организма человека (8ч)
Железы внутренней секреции (1ч)
Нервная система. ВНД (4ч)
Органы чувств (3ч)
Опорно-двигательная система (4ч)
Внутренняя среда организма (6ч)
Дыхательная система (1ч)
Пищеварительная система (1ч)
Обмен веществ и энергии (1ч)
Выделительная система кожа (1)
Размножение и развитие (2ч)
Тестирование (2ч)
Календарно-тематическое планирование. Физиология человека. 10 класс.
№ |
Тема урока |
Кол-во Часов |
Сроки |
|||
1 |
Место человека в системе живого. |
1 |
|
|||
2 |
Науки, изучающие человека. |
1 |
|
|||
Общий обзор строения и функций организма человека. |
||||||
3 |
Клеточное строение организма человека. |
1 |
|
|||
4 |
Строение клетки, химический состав, органоиды. |
1 |
|
|||
5 |
Ткани: строение, свойства и функции. |
1 |
|
|||
6 |
Особенности тканей. |
1 |
|
|||
7 |
Органы и системы органов. |
1 |
|
|||
8 |
Целостность организма человека. |
1 |
|
|||
Согласованность функций в организме человека. Железы внутренней секреции. |
||||||
9 |
Железы внутренней секреции. |
1 |
|
|||
Нервная система.ВНД |
||||||
10 |
Строение и функций нервной системы Рефлекс. Рефлекторная дуга. |
1 |
|
|||
11 |
Отделы нервной системы. Строение и функции спинного мозга. |
1 |
|
|||
12 |
Строение головного мозга. |
1 |
|
|||
13 |
Гигиена нервной системы. |
1 |
|
|||
Органы чувств. |
||||||
14 |
Орган зрения, его строение и функции. |
1 |
|
|||
15 |
Органы слуха, равновесия. |
1 |
|
|||
16 |
Хемосенсорная система (обоняние, вкус). |
1 |
|
|||
Опорно-двигательный аппарат. |
||||||
17 |
Строение и значение опорно-двигательного аппарата. |
1 |
|
|||
18 |
Строение и состав кости. Рост костей. Типы соединения костей. |
1 |
|
|||
19
|
Позвоночник, его строение и функции. |
1 |
|
|||
20 |
Помощь при растяжения, вывихах и переломах. |
1 |
|
|||
Внутренняя среда организма. Кровь. Лимфа. Межклеточная жидкость. |
||||||
21 |
Внутренняя среда организма. Состав крови. |
1 |
|
|||
22 |
Группы крови. Переливание крови. |
1 |
|
|||
23 |
Строение и работа сердца. |
1 |
|
|||
24 |
Лимфа, лимфатическая система. |
1 |
|
|||
25 |
Кровеносные сосуды, их виды. Круги кровообращения. |
1 |
|
|||
Дыхательная система. |
||||||
26 |
Строение и значение органов дыхания. |
1 |
|
|||
Пищеварительная система. |
||||||
27 |
Строение органов пищеварения. |
1 |
|
|||
28 |
Гигиена питания. |
1 |
|
|||
Обмен веществ и энергии. |
||||||
29 |
Обмен веществ. Витамины. |
1 |
|
|||
Выделительная система. Кожа. |
||||||
30 |
Строение почек, регуляция их деятельности. |
1 |
|
|||
31 |
Строение и функции кожи. |
1 |
|
|||
Размножение и развитие человека. |
||||||
32 |
Строение и функции органов размножения |
1 |
|
|||
33-34 |
Тестовые задания. |
1 |
|
|||
Учащиеся должны знать:
- биосоциальную сущность человека;
- строение и функции человеческого организма;
- биологические основы размножения и развития человека;
- биологические и социальные основы поведения человека;
- факторы, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы и системы органов, объяснять связь между их строением и функцией,
- объяснять значение здорового образа жизни для нормального функционирования организма;
- соблюдать правила личной гигиены; оказывать ПП при травмах, ожогах, солнечных и тепловых ударах, остановки сердца и дыхания.
Литература для учащихся
1. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. М.: Просвещение, 1997.
2. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009.
3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1980.
4. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.:Высшая школа, 1991.
5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.:Просвещение, 1999.
6. Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2002.
Литература для учителя
1. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009.
2. Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теоретический и практический аспект. – М.: Просвещение, Владос, 1999.
3. 3. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.
4. Рохлов В.С. Человек. Дидактический материал.- М.: Просвещение, 1997.
5. Румянцева М.Ф., Лосева Т.Н., Бунина Т.П. Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека.- М.: Медицина, 1986.
6. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. -М.: Просвещение, Владос, 1995.
7. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1999.
8. Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2004.
9. Хуторской А.В. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента. Научно-практический журнал. Школьные технологии № 3, 2006., с.44
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.