Наумова Татьяна Рудольфовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 18» г. Воткинска
ПРОГРАММА
Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку
«Морфологическая трилогия»
Цель проекта: обобщение, закрепление и углубление знаний, полученных за курс 5 – 6 классов по разделу «Морфология» (имя существительное, имя прилагательное, глагол); расширение познавательных интересов учащихся с учётом развития и становления русского литературного языка.
Задачи проекта:
· Углубить и расширить теоретические знания учащихся о частях речи.
· Совершенствовать умения и навыки учащихся в распознавании частей речи, определении грамматических категорий.
· Сформировать языковую и коммуникативную компетенции учащихся при создании лингвистической сказки, используя информационно коммуникационные технологии.
· Активизировать образное и логическое мышление учащихся.
· Развить познавательные мотивы учащихся и создать ситуацию успешности.
Исходя из задач проекта, программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
- иметь представление о жанре лингвистической сказки;
-анализировать текстовой материал (предложенные образцы лингвистических миниатюр);
- создавать авторские тексты, оформлять тексты в программе MS Word версии 97-2003 или выше;
- создавать проект в формате презентации, выполненной в программе MS
PowerPoint (версия программы 97-2003 или выше);
-соблюдать грамматические нормы современного русского литературного языка;
-редактировать предложенные для прочтения тексты (видеть и исправлять грамматические ошибки);
- пользоваться дополнительными учебно-методическими материалами, Интернет – ресурсами.
Проект длится в течение двух лет с учащимися одного класса.
Ежегодное направление проектной деятельности предлагается педагогом в соответствии с изучаемой программой по морфологии русского языка (имя существительное, имя прилагательное, глагол – отсюда и название проекта «Морфологическая трилогия»)
Направления деятельности:
Познавательная деятельность способствует овладению навыками познания дополнительного материала по морфологии, правильность использования жанровых особенностей лингвистической сказки, творческому подходу к решению учебных и практических задач, участию в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность реализует адекватное восприятие устной речи, осознанное чтение текстов сказок-образцов, владение монологической и диалогической речью, владения нормами литературного языка, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Дизайнерская – творческий подход и эстетичность в оформлении презентации проекта.
Рефлексивная - обеспечивает владение навыками контроля и оценки, умениями совместной деятельности, оценивание своей деятельности при создании и защите проекта. Реализация данной программы происходит на уроках развития речи, занятиях по внеурочной деятельности.
Тематическое планирование по обучению написанию сочинения в жанре лингвистической сказки на уроках русского языка и созданию проекта в формате презентации, выполненной в программе MS Power Point, на внеклассных занятиях
(первый год реализации проекта)
№ п\п |
Тема занятия |
Умения |
Коли-чество часов |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с темой, целями и задачами проекта, учебно-методической литературой, компьютерной техникой. |
Первоначальные навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Internet Explorer, инструкциями по созданию проекта. |
1 |
2. |
Лингвистическая сказка как жанр речи. Типы лингвистических сказок. |
Умения выявлять жанровые особенности лингвистической сказки, определять ее основное назначение. Умение самостоятельно определять содержание данного речевого жанра. |
1 |
3. |
Тема и основная мысль текста лингвистической сказки. |
Умение определять тему и основную мысль текста, находить взаимообусловленные смысловые части текста, средства их связи. |
1
|
4. |
Сюжетное разнообразие и композиция лингвистической сказки. |
Умение выбирать сказочный сюжет в соответствии с содержанием теоретического материала. Умение выбирать композицию в зависимости от сюжета данного речевого жанра. |
1 |
5. |
Языковые особенности лингвистической сказки. |
Умение употреблять образные средства при создании авторского текста. |
1 |
6.
|
Выбор темы, нахождение сюжета, составление плана авторского текста. |
Умение составлять простой и сложный план текста. |
1 |
7. |
Написание авторского текста по самостоятельно выбранной теме. |
Умение писать сочинения в жанре лингвистической сказки. |
1 |
8. |
Обсуждение и редактирование текстов. |
Умения находить грамматические ошибки и исправлять их. |
1 |
9. |
Подбор материалов для оформления слайдов презентации. |
Умение работать в программе Microsoft Internet Explorer, с дополнительной литературой, содержащей иллюстрации, умение работать со сканером. |
1 |
10. |
Создание презентации проекта по выбранной теме.
|
Умение вводить изображение и наносить на него анимации, накладывать и анимировать текст на изображение, вводить в презентацию видеосюжетов и звука. |
3 |
11. |
Защита получившихся проектов. |
Умение выступать на публике, соблюдая нормы литературного языка. |
3 |
Тематическое планирование по обучению написанию сочинения в жанре лингвистической сказки на уроках русского языка и созданию проекта в формате презентации, выполненной в программе MS Power Point, на внеклассных занятиях
(второй год реализации проекта)
№ п\п |
Тема занятия |
Умения |
Коли-чество часов |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с темой, целями и задачами проекта, учебно-методической литературой, компьютерной техникой. |
Первоначальные навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Internet Explorer, инструкциями по созданию проекта. |
1 |
2.
|
Выбор темы, нахождение сюжета для создания авторского текста, составление плана авторского текста. |
Умение составлять простой и сложный план текста. |
1 |
3. |
Написание авторского текста по самостоятельно выбранной теме. |
Умение писать сочинения в жанре лингвистической сказки. |
1 |
4. |
Обсуждение получившихся текстов. Редактирование текстов. |
Умения находить грамматические ошибки и исправлять их. |
1 |
5. |
Подбор материалов для оформления слайдов презентации, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. |
Умение работать в программе Microsoft Internet Explorer, с дополнительной литературой, содержащей иллюстрации, умение работать со сканером. |
1 |
6. |
Создание презентации проекта по выбранной теме в программе Microsoft Office PowerPoint. |
Умение вводить изображение и наносить на него анимации, накладывать и анимировать текст на изображение, вводить в презентацию видеосюжетов и звука. |
3 |
7. |
Защита получившихся проектов «Все сказки будут в гости к нам». |
Умение выступать на публике, соблюдая нормы литературного языка. |
3 |
Примерные темы для написания сказок.Жители страны Русский язык.
1. Здравствуй, Имя существительное.
2. Здравствуй, дядюшка Глагол.
3. Доброе утро, Имя прилагательное.
4. Полина – имя собственное.
5. Грибошка в стране Частей речи.
6. Какого рода Забияка?
7. Как Имя прилагательное стало кратким.
8. Жители страны Глаголия.
9. Имя прилагательное и Маленькая разбойница.
10. Сказочный зоопарк (неизменяемые имена существительные).
11. Как дядюшка Глагол приобрел совершенный вид.
12. Жили-были две страны: Множественного и Единственного числа.
13. Прилагательное в странах Превосходство и Сравнение.
14. Ох, уж эти падежи!
15. В какую сторону они склоняются (разносклоняемые имена существительные).
16. Спор братьев Кос и Кас, Гар и Гор, Бер и Бир.
17. Глагольчики убегают от голодного Дракона (спряжение глагола).
18. Цветущий сад волшебницы Имя прилагательное (роль имени прилагательного в предложении).
19. Куда переходит Глагол?
Форма контроля знаний
1. Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по написанию лингвистической сказки на самостоятельно выбранную тему и созданию презентации этих проектов в программе Microsoft Office PowerPoint. Проекты в текстовом варианте публикуются в рубрике «Проба пера» ежемесячной школьной газеты «Свой голос».
2. Объём работы – произвольный. Оценка и стандарты:
Список учебно-методических материалов
1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средне школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
17. Диск CD. Русский язык. 9 класс. Редактор тестов – издательство «Учитель». 2009 год
18. Диски CD. Русский язык. 5,6,7,8,9 классы. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и А.Леканда. ООО «Дрофа». 2006 год
19. Диск CD.1С:Репетитор. Тесты по пунктуации. ЗАО «1С».2000, 2003 год.
20. Диск CD. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Просвещение. МЕДИА. 2002 год
21. Диск CD. Большая детская энциклопедия. Русский язык. ИДДК. 2008 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.