Программа профилактики и коррекции суицидального риска «Диалоги на аидовом пороге»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 235

п. ОЛОВЯННАЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

Рассмотрено

Согласовано

Завуч МБОУ СОШ № 235

Бондаренко Е.А. _____

«___»________2017

Утверждено:

Директор  Соколов Е.Н.

__________________

«__»________2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа профилактики и коррекции суицидального риска

«Диалоги на аидовом пороге»

 

 

 

 

 

 

Составил: педагог-психолог I кв.категории Голованова М.А.

 

 

 

Оловянная 2017


 

Пояснительная записка

«Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней».

В. Маяковский  («Сергею Есенину»)

 

По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое - среди основных причин потенциальной потери жизни. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”.

Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

Ø  Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

Ø  Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

Ø  Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

Ø  Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Ø  Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Основные направления деятельности:

Ø  Профилактическая и просветительская работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

Ø  Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

Принципы реализации программы

Ø  Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности учащегося.

Ø  Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Ø  Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

Ø  Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

Ø  Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Методы и приемы работы

Ø  Диагностические: использование пакета педагогических и психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения.

Ø  Психотехнологии личностно-ориентированной терапии: индивидуальные психокоррекционные беседы, тренинг.

Ø  Организационные: педагогические советы, обсуждения на методическом объединении классных руководителей, родительские собрания.

Ø  Информационные: памятки, стендовая информация, информационные листы, школьный сайт.

Критерии оценки эффективности реализации программы

Ø  Уровень тревожности детей в пределах нормы,

Ø  Отсутствие непродуктивной нервно-психической напряженности,

Ø  Сформированная адекватная самооценка,

Ø  Ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью,

Ø  Адаптация в школьном коллективе, семье,

Ø  Осознание собственных чувств, мыслей,

Ø  Осознание собственного чувства гнева, дифференциация приемлемых и неприемлемых способов выражения гнева,

Ø  Принятие собственной уникальности (создание чувства своего собственного «Я» с соответствующими границами.

Сроки и этапы реализации программы.

Программа реализуется каждый учебный год. В просветительской и профилактической работе участвуют все участники образовательного процесса – педагоги, учащиеся школы, родители или законные представители учащихся.  Коррекционно-развивающая работа направлена на учащихся, нуждающихся в срочной психоэмоциональной поддержке, и рассчитана на 20 часов с периодичностью 1-2 раза в неделю.

Планируемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

 

План по просветительско-профилактической работе

 

Мероприятие

Сроки

Диагностика

Учащиеся

1.       

Исследование социального статуса

По плану

2.       

Исследование уровня адаптации

По плану

3.       

Исследование уровня тревожности

По плану

4.       

Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины)

В 8-9 классах по плану

В остальных по запросу

5.       

Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации

По запросу

6.       

Склонность к отклоняющемуся поведению

Учащиеся «группы риска» по плану

Остальные по запросу

Родители (законные представители)

1.       

Опросник « Родительского отношения» (А.Варга, В.Столин)

По запросу

2.       

Диагностика типов семейного воспитания (АСВ)

По запросу

Просвещение и профилактика

Учащиеся

1.       

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

В течении года

2.       

Организация работы по профилактике профессионального выгорания педагогов

В течении года

3.       

Участие в «Декаде психологии»

Ноябрь

4.       

Психолого-педагогические классные часы:

 

«В поисках хорошего настроения» -1 кл

Октябрь

«Понимаем чувства другого»  - 2 кл

Ноябрь

«Как научиться жить без драки» -3 кл

Декабрь

«Учимся снимать усталость» 4-5 кл

Декабрь

«Ответственность за свой выбор» 6-7 кл

Январь

«Способы решения конфликтов с родителями» – 8-9 кл

Февраль

«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» 9 и 11 кл

Март

5.       

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам

Февраль-май

6.       

Диспут для подростков «Успех в жизни»

Апрель

7.       

Участие в акции «Корабль детства»

Апрель

Родители (законные представители)

1.       

Индивидуальные консультации для родителей

По запросу

2.       

Родительские собрания, лектории:

 

3.       

«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»

Ноябрь

По запросу

4.       

«Родители меня не понимают или как услышать подростка»

По запросу

5.       

«Как психологически подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»

Февраль

6.       

«Родители и дети – поиски взаимопонимания»

По запросу

7.       

- «Детская агрессия и агрессивность. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;

По запросу

Педагоги

1.       

Выступление на МО по теме: «Психологический климат в классе»

По плану МО

2.       

Выступление на МО по теме: «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников»

По плану МО

3.       

Выступление на пед.совете по теме: «Роль педагога в формировании личности ребенка: развитие позитивной Я-концепции»

По плану

4.       

Выступление на пед.совете по теме:: «Педагогические конфликты и способы их разрешения»

По плану

 

Коррекционно-развивающая работа с учащимися склонными к суицидальному поведению

Кризисная психологическая помощь.

Рассматривая особенности психологической помощи в суицидоопасной ситуации, мы связываем феномен суицида с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Подобный психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Например, учитель при всем классе сказал что-то оскорбительное подростку. Для него эта ситуация по многим причинам может быть непереносимой, и возможна аффективная реакция. Однако чаще внутренняя напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнообразные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью.

Существует три степени суицидального риска:

1.Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).

2. Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).

3. Высокий риск (есть суицидальные мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

Для каждой степени риска существуют определенные стратегии и действия.

Первоначальные задачи психолога при незначительном риске:

1.    Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.

2.    Проработать с ним суицидальные чувства.

3.    Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.

4.    Встретиться с родителями (замещающими лицами) и договориться о взаимодействии.

5.    Направить ребенка к психотерапевту (психиатру).

6.    После серии консультативных бесед включить в  коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструк­тивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Задачи психолога при наличии риска средней степени:

1.    Необходимо предложить подростку эмоциональную поддержку.

2.    Проработать суицидальные чувства.

3.    Укрепить желание жить (используя антисуицидальные факторы).

4.    Обсудить альтернативы самоубийства.

5.    Заключить контракт.

6.    Срочно направить к психотерапевту (психиатру).

7.    Связаться с семьей, друзьями и договориться о взаимодействии.

8.    После индивидуальной коррекционной работы с подростком  включить его в  коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструк­тивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Задачи психолога при наличии высокого риска:

1.    Постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту.

2.    При необходимости удалить орудия самоубийства.

3.    Заключить контракт.

4.    Немедленно связаться с психиатром,  вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.

5.    Информировать семью.

6.    После выписки из больницы провести курс психологической реабилитации.

Перед включением в коррекционную группу  подростка с низкой степенью суицидального риска  необходимо  провести серию консультативных бесед, с целью мини­мизации риска суицидальной попытки. При консультировании нужно придерживаться следующих правил:

1. Выслушивание. Подростка часто путают собственные наме­рения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать воз­можность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.

2. Банализация — снятие представлений об исключительности страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен кри­тически посмотреть на нее. Особенно склонны к этому подростки из-за недостаточности их жизненного опыта и отсутствия понимания, что в конечном итоге все проходит.

3. Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результативным способом профилактики суицида является описание, как будет выглядеть их труп.

4. Напоминание об обязанностях и связях с близкими, следует искать в окружении подростка близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком.

5. Взвешивание плохого и хорошего. Подростку следует помочь сосредоточиться не только на негативных сторонах актуальной ситуации, но и «оживить» представления о том хорошем, что есть у него в жизни.

6. Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку полезно показать примеры того, как люди мужаются и про­должают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.

7. Использование имеющегося опыта решения проблем. Подростку следует напомнить его навыки в разрешении проблем и привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации.

8. Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться: сила воли, физическая сила, терпение.

9. Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации которых подросток будет стремиться вперед.

10. Структурирование действий. Совместно с подростком выстраивается план действий на ближайшее время, ему рекомендуется придерживаться этого плана.

11. Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры.

12. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.

Кризисная поддержка включает в себя следующие шаги:

1.    Установление контакта с суицидентом.

2.    Раскрытие суицидоопасных переживаний.

3.    Мобилизация адаптивных навыков проблемно - решающего поведения (достигается путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса).

4.    Заключение договора (соглашение с подростком о кризисной ориентации коррекционной работы, сроках реализации индивидуального плана сопровождения, разделение ответственности за результат совместной работы).

В работе с подростками хорошо себя зарекомендовал метод сказкотерапии. Сказка— универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию.

Основные методы работы с использованием сказки в ситуации оказания кризисной помощи:

ü  рассказывание или чтение сказки;

ü  сочинение сказки;

ü  создание терапевтической метафоры, работа с обоюдными историями;

ü  анализ любимой сказки (книг, фильма и т.п), любимого сказочного героя;

ü  создание игр и упражнений на основе сказочных сюжетов;

ü  работа со сказочными зачинами (начало сюжета, который необходимо продолжить);

ü  решение сказочных задач; создание образов героя художественными средствами;

ü  создание роликов на сюжет сказки;

ü  подбор музыкальных композиций к сказкам;

ü  драматизация (при групповой форме работы).

 

Тематическое планирование

Психодиагностический блок

п/п

Тема занятия

Количество часов

Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.

1

Коррекционный блок

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.       

Беседа на темы: «Мои чувства, переживания». «Мои сильные стороны, мои ресурсы (внутренние и внешние) как средства решения проблем». Заключение контракта. Арт-терапия. 

2

2.       

Беседа на тему:  «Альтернативные способы разрешения кризисной ситуации». Экзистенциальное осмысление проблемы. Арт-терапия.

1

3.       

Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок.  Содействие переориентации поведенческих моделей. Сказкотерапия, притчи.

1

4.       

Составление карты ценностей.Беседа на тему: «Ценность жизни». Сказкотерапия, притчи.

1

5.       

Позитивизация «Я-концепции», самоценности подростка. Сказкотерапия.

1

6.       

Актуализация эмоциональной привязанности. Сказкотерапия.

1

7.       

Родственные связи и обязанности. Сказкотерапия.

1

8.       

Чувство долга, понятие о чести. Сказкотерапия.

1

9.       

Принятие норм общественного поведения, осуждающих самоубийство. Сказкотерапия.

1

10.   

Развитие навыков постановки жизненных целей. Коллаж «Мое будущее».

1

11.   

Создание плана действий для достижения жизненных целей.

1

12.   

Приверженность здоровому образу жизни. Сказкотерапия.

1

13.   

Умение видеть ресурсные возможности. Сказкотерапия.

1

14.   

Позитивное восприятие жизни. Сказкотерапия.

1

15.   

Способность к экзистенциальному осмыслению проблем. Сказкотерапия.

1

16.   

Рефлексия.

1

Психодиагностический блок

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.

1

Итого      -          психодиагностический блок – 2 часа;  коррекционный блок – 17 часов.

 Всего     -        19 часов.

 

Описание занятий в книге: Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. – М.: Генезис, 2012.