Программа профилактики употребления психоактивных веществ на 2021-2024 гг
Оценка 4.6

Программа профилактики употребления психоактивных веществ на 2021-2024 гг

Оценка 4.6
doc
04.05.2023
Программа    профилактики употребления                         психоактивных веществ на 2021-2024 гг
Программа профилактики ПАВ.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лонки-Ворцынская основная общеобразовательная школа

(МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ)

 

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «28» августа 2021 г.

                                  Утверждена:

                                  Директор МБОУ

 Лонки-Ворцынская ООШ

                                  ______ Васильева Т.О.

                                  Приказ № 156

                                   от 28 августа 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

    Программа

   профилактики употребления                         психоактивных веществ

на 2021-2024 гг

 

 

 

 

 

 

Составитель: Макарова Н.В.

учитель технологии

 

 

 

 

 

      Лонки-Ворцы - 2021

 

Паспорт программы

 

Наименование программы

Программа по профилактике употребления психоактивных веществ в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ

Статус программы

Школьная

Разработчик программы

Макарова Н.В.

Срок реализации

Программа рассчитана на 3 года, на 2021-2024 г.

Основные участники

Учащиеся, родители, учителя

Цели и задачи

Цель: создание системы информационно-пропагандистской работы с родителями, детьми и подростками, направленной на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ и формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.

Задачи: развитие социальной и личной компетентности учащихся, выработка навыков самозащиты, предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений.

Основные направления работы

  1. Информирование и просвещение учеников, их родителей.
  2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ.
  3. Проведение творческих мероприятий по профилактике ПАВ.
  4. Формирование актива среди учеников, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни.

Содержание программы

  1. Методический блок (повышение квалификации педагогов по улучшению качества работы по профилактике ПАВ)
  2. Информационно-просветительский блок (распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера).
  3. Практический блок: диагностический этап (мониторинг наркогенной ситуации, мониторинг динамики процесса профилактики, выявление детей группы риска);

практический этап (проведение профилактических мероприятий)

Предполагаемые

результаты

Повышение процента занятости детей, активно занятых в общественной деятельности школы;

увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использовании досуга;

повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка;

положительная мотивация детей на здоровый образ жизни.

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

        Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка.  

       Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям. 

Первичная профилактика употребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ. 

Объектом превентивной работы должны являться дети всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста.

        Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.

     Многие родители, даже ответственно относящиеся  к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения. С другой стороны, в образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся, а также их родителей. 

      Сложившееся положение обуславливает необходимость  реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и детей о ПАВах и мерах противодействия их распространению, а также степени их  участия в организации профилактической работы с детьми и молодежью.   

     Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.

      Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Одна из задач программы – помощь детям и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умения выбирать друзей.  

        Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение. 

 

2.Цель и задачи Программы

        Целью первичной профилактики употребления ПАВ является создание системы информационно -  пропагандистской работы с родителями, детьми и подростками, направленной на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ и формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.  

Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:

1. Развитие социальной и личностной компетентности:  способствовать осознанию и усвоению детьми основных  человеческих ценностей; формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;  повысить самооценку детей; сформировать установку «ведение здорового образа жизни».

 2. Выработка навыков самозащиты:  формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;  информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях употребления ПАВ.

3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:  обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;  сформировать навыки регуляции эмоций.

 

3.     Ресурсное обеспечение Программы

 Материально-техническое обеспечение

      В школе сформирована достаточная материально-техническая база для реализации Программы.  Имеются оснащенные на достаточном уровне кабинеты:

 учебные кабинеты – 6;

 спортивный зал – 1; 

 библиотека - 1; 

 столовая – 1.

Также в наличии: компьютеры, ноутбуки, мультимедийные проекторы, телевизор, магнитофон, музыкальный центр, принтеры.

      Информационное обеспечение: обоснованное и эффективное  использование информационной среды (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, владение педагогами  ИКТ - технологиями в образовательном процессе).

 

 

4. Кадровое обеспечение Программы

п/п

Специалисты

Функции

1

Директор школы

Обеспечивает для специалистов школы условия для эффективной работы, совместно с ответственным за ВР осуществляет контроль и текущую организационную работу.

2

Педагоги

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса.

3

Классные руководители

Осуществляют индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Отвечают за организацию условий, при которых ребенок может освоить  внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между  людьми.

4

Библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и  физический  доступ к информации.

5

Фельдшер ФАПа

Обеспечивает первую медицинскую  помощь, организует вакцинацию и диспансеризацию школьников.

 

 

 

5.Управление процессом реализации Программы

Функции управления

Содержание деятельности

Информационно-аналитическая

Изучение передового опыта, новых исследований, нормативно-правовой базы в области профилактики ПАВ.

Мотивационно-целевая

Определение цели и задач деятельности коллектива по реализации программы на каждом её этапе. Разработка системы стимулирования участников программы.

Планово-прогностическая

Планирование и организация работы по выбранным направлениям реализации программы, прогнозирование результатов деятельности коллектива.

Организационно-исполнительская

Организация выполнения программы.

Контрольно-оценочная

Осуществление оценки состояния реализации всех направлений программы.

Регулятивно-коррекционная

Обеспечение поддержки позитивных эффектов программы и устранение нежелательных отклонений в работе.

 

6.     Основные участники

Программа рассчитана на 3 года. Основные участники – учащиеся в возрасте  7 – 15 лет, родители, учителя.

 

7.  Основные направления работы

1. Информирование и просвещение учеников, их родителей.

2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ.

3. Проведение творческих мероприятий по профилактике ПАВ.

4. Формирование актива среди учеников, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни.

 

8. Механизмы реализации Программы

1. Деятельность Совета по профилактике правонарушений и МО классных руководителей. 

2. Организация и осуществление психолого-педагогического сопровождения коррекционно-профилактической работы в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ через деятельность классных руководителей.

3. Оптимизация урочной и внеурочной деятельности школьников.

4. Осуществление мониторинга коррекционно-профилактической работы в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ.

 

9.        Содержание Программы

Профилактическая работа состоит из трех блоков.

1.     Методический блок включает в себя работу по самообразованию педагогов в вопросах организации работы по профилактике ПАВ, обсуждение работы классных руководителей на педсоветах и заседаниях МО.

2.     Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или  лицами, их заменяющими. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.

3.     Практический блок включает в себя несколько этапов:

- Диагностический. Проведение мониторинга в школе. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей группы риска.

-  Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое

самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей: тренинги, практические семинары,  родительские  собрания и конференции,  диспуты и дискуссии,   игровые занятия,   деловые и ролевые игры,   спортивные соревнования,   праздники здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток,   проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни,   выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки,  индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей.

     

10.   Формы и методы реализации Программы

      В работе со школьниками и их семьями применяются  разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее   эффективными в реализации программы выделяются  следующие: 

метод переубеждения (представление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

 метод переключения  (занятие  ребенка трудом,  учебой,  спортом, новой общественной деятельностью).

      Формы работы с обучающимися: 

 - групповая работа; 

 - личностный тренинг; 

 - дискуссии; 

 - беседы, встречи;

 - просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов;

 - индивидуальные консультации;

 - экскурсии;

 - конкурсы; 

 - праздники;

 - лектории;

 - спортивные мероприятия;

 - психолого-педагогическое консультирование;

 - выявление и разрешение конфликтных ситуаций; 

 - профилактические акции;

 - диагностика и отслеживание динамики развития детей, находящихся в социально опасном положении; 

 - мониторинг профилактической работы.

Формы работы с родителями: 

- лекторий;

- стендовый лекторий для родителей;

- рейды в семьи; 

- психолого-педагогическое консультирование;

- беседа; 

- выявление и разрешение конфликтных ситуаций;

- индивидуальные консультации; 

- привлечение родителей к участию в коллективных творческих делах школы;   - участие в работе Совета по профилактике;

- тесное сотрудничество с родительским комитетом школы;

- родительские собрания.

11.   Предполагаемые результаты

        Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.

        Показателем эффективности программы является:

 - Повышение процента занятости детей, активно участвующих в  общественной деятельности школы.

 - Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора  собственной деятельности, в активно-положительном  использовании досуга. 

- Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка. 

- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Утверждаю

                                                                                                          Директор МБОУ

                                                                                                          Лонки-Ворцынская ООШ

                                                                                                            ________ Т.О.Васильева

                                                                                                           «___» ___________ 2021 г.

 

План

 реализации Программы по профилактике употребления психоактивных веществ в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ

на 2021-2022 учебный год.

 

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

Методический

 

1. Выступления на педсоветах по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.

 

2. Прохождение курсов повышения квалификации по теме Программы.

 

3. Проведение ежегодных профилактических медосмотров.

 

4. Составление социального паспорта класса и школы.

 

5. Выступление на совещании при директоре школы с результатами реализации плана Программы

 

В течение учебного года

 

 

В течение учебного года

 

Ноябрь-декабрь

 

 

Сентябрь

 

 

май

 

 

Ответственный за ВР

 

 

 

Кл. руководители

Ответственный за ВР

 

ФАП

 

 

Кл. руководители

Ответственный за ВР

 

Ответственный за ВР

Информационно-просветительский

Оформление информационного стенда «НЕТ вредным привычкам»

                     

Выпуск информационных буклетов для детей «Вся правда о наркотиках»

 

Выпуск информационных буклетов для родителей «Правда об энергетических напитках»

 

Проведение родительских лекториев

сентябрь

 

 

октябрь

 

 

январь

 

 

 

февраль, март

Ответственный за ВР

 

 

Кл. руководители

Ответственный за ВР

 

Кл. руководители

Ответственный за ВР

 

 

Ответственный за ВР

Практический

Проведение классных часов

 

Реализация программы по внеурочной деятельности «Беседы о правильном питании»

 

Вовлечение в работу кружков и спортивной секции, контроль посещаемости

 

Круглый стол: «Что нужно знать о наркомании и токсикомании», « Как бороться с вредными привычками»

 

Проведение дня здоровья

 

 

 

Акция  «Лучше конфета, чем сигарета!»

 

Конкурсы плакатов «Шаг за шагом к погибели» и газет «Наркомания - бич цивилизации»

 

Блиц – опрос о вреде курения. Анкетирование  «Мотивы курения».

 

Участие детей и родителей в общешкольных мероприятиях и соревнованиях

В течение учебного года

В течение учебного года

 

 

В течение учебного года

 

 

Ноябрь, март

 

 

 

апрель

 

 

 

декабрь

 

ноябрь, апрель

 

 

 

декабрь, февраль

 

 

В  течение года

Кл. руководители

 

Кл. рук. 1 класса

 

 

 

Кл. руководители

 

 

 

Ответственный за ВР

 

 

 

Учитель физкультуры

Ответственный за ВР

 

Ответственный за ВР

 

Ответственный за ВР

 

 

 

Ответственный за ВР

Клас. руководители

 

Ответственный за ВР

Клас. руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Утверждаю

                                                                                                          Директор МБОУ

                                                                                                          Лонки-Ворцынская ООШ

                                                                                                            ________ Т.О.Васильева

                                                                                                           «___» ___________ 2021 г.

 

План

 реализации Программы по профилактике употребления психоактивных веществ в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ

на 2022-2023 учебный год

 

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

Методический

1. Прохождение курсов повышения квалификации по теме Программы.

 

2. Проведение ежегодных профилактических медосмотров.

 

3. Составление социального паспорта класса и школы.

 

4.Рассмотрение вопроса по профилактике вредных привычек на заседании МО классных руководителей.

 

5. Выступление на совещании при директоре школы с результатами реализации плана Программы.

В течение учебного года

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

Ноябрь

 

 

 

май

Кл. руководители

Зам. директора ВР

 

ФАП

 

 

Кл. руководители

Зам. директора ВР

 

Зам. директора ВР

 

 

 

Зам. директора ВР

 

Информационно-просветительский

Выпуск информационных буклетов для обучающихся 9 класса «Правда о курительных смесях»

 

Выпуск информационных буклетов для родителей «Родителям о наркомании»,  «Пивной алкоголизм»

 

Проведение родительского всеобуча, родительского лектория

октябрь

 

 

 

октябрь, апрель

 

 

 

в течение учебного года

Зам. директора ВР

 

 

 

Зам. директора ВР

 

 

 

Зам. директора ВР

 

Практический

Проведение тематических классных часов

 

Реализация программ по внеурочной деятельности «Учусь быть здоровым»

 

День здоровья

 

Вовлечение в работу кружков и спортивной секции, контроль посещаемости

 

Участие детей и родителей в общешкольных мероприятиях и соревнованиях

В течение учебного года

1 час в неделю

 

 

апрель

 

В течение учебного года

 

 

В течение  года

 

Кл. руководители

 

Кл. рук. 1 класса

 

 

Учитель физкультуры

Кл. руководители

 

 

 

Клас. руководители

Зам. директора по ВР

Учитель физической культуры

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Утверждаю

                                                                                                          Директор МБОУ

                                                                                                          Лонки-Ворцынская ООШ

                                                                                                            ________ Т.О.Васильева

                                                                                                           «___» ___________ 2021 г.

 

План

 реализации Программы по профилактике употребления психоактивных веществ в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ

на 2023-2024 учебный год

 

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

Методический

1. Прохождение курсов повышения квалификации по теме Программы.

 

2. Проведение ежегодных профилактических медосмотров.

 

3. Составление социального паспорта класса и школы.

 

4. Выступление на совещании при директоре школы с результатами реализации  Программы.

В течение учебного года

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

май

 

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

 

ФАП

 

 

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

 

Зам. директора по ВР

 

Информационно-просветительский

Выпуск информационного буклета для обучающихся 9 класса «Правовой аспект»

 

Выпуск информационного буклета для родителей «Симптомы употребления подростками наркотических веществ»

 

Проведение родительских лекториев

октябрь

 

 

апрель

 

 

 

ноябрь, февраль

Зам. директора по ВР

 

 

Зам. директора по ВР

 

 

 

Зам. директора по ВР

Практический

Проведение тематических классных часов

 

Реализация программы по внеурочной деятельности «Учусь быть здоровым»

 

День здоровья

 

Вовлечение в работу кружков и спортивной секции, контроль посещаемости

 

Участие детей и родителей в общешкольных мероприятиях и соревнованиях

 

Проведение итогового анкетирования обучающихся начального и среднего звена.

В течение учебного года

1 час в неделю

 

 

Апрель

 

В течение учебного года

 

 

В течение учебного года

 

 

май

Кл. руководители

 

Кл. рук. 3 класса

 

 

Учитель физкультуры

Кл. руководители

 

 

 

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

 

 

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Паспорт программы Наименование программы

Паспорт программы Наименование программы

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно

Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно

Кадровое обеспечение Программы № п/п

Кадровое обеспечение Программы № п/п

Регулятивно-коррекционная

Регулятивно-коррекционная

Формы и методы реализации Программы

Формы и методы реализации Программы

Предполагаемые результаты

Предполагаемые результаты

Утверждаю

Утверждаю

Проведение классных часов Реализация программы по внеурочной деятельности «Беседы о правильном питании»

Проведение классных часов Реализация программы по внеурочной деятельности «Беседы о правильном питании»

Утверждаю

Утверждаю

Проведение тематических классных часов

Проведение тематических классных часов

Утверждаю

Утверждаю

Проведение тематических классных часов

Проведение тематических классных часов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2023