Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лонки-Ворцынская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ)
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «28» августа 2021 г. |
Утверждена: Директор МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ ______ Васильева Т.О. Приказ № 156 от 28 августа 2021 г.
|
Программа
профилактики употребления психоактивных веществ
на 2021-2024 гг
Составитель: Макарова Н.В.
учитель технологии
Лонки-Ворцы - 2021
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа по профилактике употребления психоактивных веществ в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ |
Статус программы |
Школьная |
Разработчик программы |
Макарова Н.В. |
Срок реализации |
Программа рассчитана на 3 года, на 2021-2024 г. |
Основные участники |
Учащиеся, родители, учителя |
Цели и задачи |
Цель: создание системы информационно-пропагандистской работы с родителями, детьми и подростками, направленной на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ и формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни. Задачи: развитие социальной и личной компетентности учащихся, выработка навыков самозащиты, предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений. |
Основные направления работы |
|
Содержание программы |
практический этап (проведение профилактических мероприятий) |
Предполагаемые результаты |
Повышение процента занятости детей, активно занятых в общественной деятельности школы; увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использовании досуга; повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка; положительная мотивация детей на здоровый образ жизни. |
1. Пояснительная записка
Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка.
Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.
Первичная профилактика употребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Объектом превентивной работы должны являться дети всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста.
Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.
Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения. С другой стороны, в образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся, а также их родителей.
Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и детей о ПАВах и мерах противодействия их распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми и молодежью.
Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.
Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Одна из задач программы – помощь детям и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умения выбирать друзей.
Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.
2.Цель и задачи Программы
Целью первичной профилактики употребления ПАВ является создание системы информационно - пропагандистской работы с родителями, детьми и подростками, направленной на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ и формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:
1. Развитие социальной и личностной компетентности: способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей; формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления; повысить самооценку детей; сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
2. Выработка навыков самозащиты: формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ; информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях употребления ПАВ.
3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений: обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; сформировать навыки регуляции эмоций.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение
В школе сформирована достаточная материально-техническая база для реализации Программы. Имеются оснащенные на достаточном уровне кабинеты:
учебные кабинеты – 6;
спортивный зал – 1;
библиотека - 1;
столовая – 1.
Также в наличии: компьютеры, ноутбуки, мультимедийные проекторы, телевизор, магнитофон, музыкальный центр, принтеры.
Информационное обеспечение: обоснованное и эффективное использование информационной среды (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, владение педагогами ИКТ - технологиями в образовательном процессе).
4. Кадровое обеспечение Программы
№ п/п |
Специалисты |
Функции |
1 |
Директор школы |
Обеспечивает для специалистов школы условия для эффективной работы, совместно с ответственным за ВР осуществляет контроль и текущую организационную работу. |
2 |
Педагоги |
Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса. |
3 |
Классные руководители |
Осуществляют индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса. Отвечают за организацию условий, при которых ребенок может освоить внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми. |
4 |
Библиотекарь |
Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации. |
5 |
Фельдшер ФАПа |
Обеспечивает первую медицинскую помощь, организует вакцинацию и диспансеризацию школьников. |
5.Управление процессом реализации Программы
Функции управления |
Содержание деятельности |
Информационно-аналитическая |
Изучение передового опыта, новых исследований, нормативно-правовой базы в области профилактики ПАВ. |
Мотивационно-целевая |
Определение цели и задач деятельности коллектива по реализации программы на каждом её этапе. Разработка системы стимулирования участников программы. |
Планово-прогностическая |
Планирование и организация работы по выбранным направлениям реализации программы, прогнозирование результатов деятельности коллектива. |
Организационно-исполнительская |
Организация выполнения программы. |
Контрольно-оценочная |
Осуществление оценки состояния реализации всех направлений программы. |
Регулятивно-коррекционная |
Обеспечение поддержки позитивных эффектов программы и устранение нежелательных отклонений в работе. |
6. Основные участники
Программа рассчитана на 3 года. Основные участники – учащиеся в возрасте 7 – 15 лет, родители, учителя.
7. Основные направления работы
1. Информирование и просвещение учеников, их родителей.
2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ.
3. Проведение творческих мероприятий по профилактике ПАВ.
4. Формирование актива среди учеников, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни.
8. Механизмы реализации Программы
1. Деятельность Совета по профилактике правонарушений и МО классных руководителей.
2. Организация и осуществление психолого-педагогического сопровождения коррекционно-профилактической работы в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ через деятельность классных руководителей.
3. Оптимизация урочной и внеурочной деятельности школьников.
4. Осуществление мониторинга коррекционно-профилактической работы в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ.
9. Содержание Программы
Профилактическая работа состоит из трех блоков.
1. Методический блок включает в себя работу по самообразованию педагогов в вопросах организации работы по профилактике ПАВ, обсуждение работы классных руководителей на педсоветах и заседаниях МО.
2. Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или лицами, их заменяющими. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.
3. Практический блок включает в себя несколько этапов:
- Диагностический. Проведение мониторинга в школе. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей группы риска.
- Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое
самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей: тренинги, практические семинары, родительские собрания и конференции, диспуты и дискуссии, игровые занятия, деловые и ролевые игры, спортивные соревнования, праздники здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток, проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни, выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки, индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей.
10. Формы и методы реализации Программы
В работе со школьниками и их семьями применяются разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными в реализации программы выделяются следующие:
метод переубеждения (представление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
метод переключения (занятие ребенка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).
Формы работы с обучающимися:
- групповая работа;
- личностный тренинг;
- дискуссии;
- беседы, встречи;
- просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов;
- индивидуальные консультации;
- экскурсии;
- конкурсы;
- праздники;
- лектории;
- спортивные мероприятия;
- психолого-педагогическое консультирование;
- выявление и разрешение конфликтных ситуаций;
- профилактические акции;
- диагностика и отслеживание динамики развития детей, находящихся в социально опасном положении;
- мониторинг профилактической работы.
Формы работы с родителями:
- лекторий;
- стендовый лекторий для родителей;
- рейды в семьи;
- психолого-педагогическое консультирование;
- беседа;
- выявление и разрешение конфликтных ситуаций;
- индивидуальные консультации;
- привлечение родителей к участию в коллективных творческих делах школы; - участие в работе Совета по профилактике;
- тесное сотрудничество с родительским комитетом школы;
- родительские собрания.
11. Предполагаемые результаты
Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.
Показателем эффективности программы является:
- Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы.
- Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности, в активно-положительном использовании досуга.
- Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка.
- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
Утверждаю
Директор МБОУ
Лонки-Ворцынская ООШ
________ Т.О.Васильева
«___» ___________ 2021 г.
План
реализации Программы по профилактике употребления психоактивных веществ в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ
на 2021-2022 учебный год.
Мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные |
Методический |
||
1. Выступления на педсоветах по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.
2. Прохождение курсов повышения квалификации по теме Программы.
3. Проведение ежегодных профилактических медосмотров.
4. Составление социального паспорта класса и школы.
5. Выступление на совещании при директоре школы с результатами реализации плана Программы |
В течение учебного года
В течение учебного года
Ноябрь-декабрь
Сентябрь
май
|
Ответственный за ВР
Кл. руководители Ответственный за ВР
ФАП
Кл. руководители Ответственный за ВР
Ответственный за ВР |
Информационно-просветительский |
||
Оформление информационного стенда «НЕТ вредным привычкам»
Выпуск информационных буклетов для детей «Вся правда о наркотиках»
Выпуск информационных буклетов для родителей «Правда об энергетических напитках»
Проведение родительских лекториев |
сентябрь
октябрь
январь
февраль, март |
Ответственный за ВР
Кл. руководители Ответственный за ВР
Кл. руководители Ответственный за ВР
Ответственный за ВР |
Практический |
||
Проведение классных часов
Реализация программы по внеурочной деятельности «Беседы о правильном питании»
Вовлечение в работу кружков и спортивной секции, контроль посещаемости
Круглый стол: «Что нужно знать о наркомании и токсикомании», « Как бороться с вредными привычками»
Проведение дня здоровья
Акция «Лучше конфета, чем сигарета!»
Конкурсы плакатов «Шаг за шагом к погибели» и газет «Наркомания - бич цивилизации»
Блиц – опрос о вреде курения. Анкетирование «Мотивы курения».
Участие детей и родителей в общешкольных мероприятиях и соревнованиях |
В течение учебного года В течение учебного года
В течение учебного года
Ноябрь, март
апрель
декабрь
ноябрь, апрель
декабрь, февраль
В течение года |
Кл. руководители
Кл. рук. 1 класса
Кл. руководители
Ответственный за ВР
Учитель физкультуры Ответственный за ВР
Ответственный за ВР
Ответственный за ВР
Ответственный за ВР Клас. руководители
Ответственный за ВР Клас. руководители
|
Утверждаю
Директор МБОУ
Лонки-Ворцынская ООШ
________ Т.О.Васильева
«___» ___________ 2021 г.
План
реализации Программы по профилактике употребления психоактивных веществ в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ
на 2022-2023 учебный год
Мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные |
Методический |
||
1. Прохождение курсов повышения квалификации по теме Программы.
2. Проведение ежегодных профилактических медосмотров.
3. Составление социального паспорта класса и школы.
4.Рассмотрение вопроса по профилактике вредных привычек на заседании МО классных руководителей.
5. Выступление на совещании при директоре школы с результатами реализации плана Программы. |
В течение учебного года
Сентябрь
Ноябрь
май |
Кл. руководители Зам. директора ВР
ФАП
Кл. руководители Зам. директора ВР
Зам. директора ВР
Зам. директора ВР
|
Информационно-просветительский |
||
Выпуск информационных буклетов для обучающихся 9 класса «Правда о курительных смесях»
Выпуск информационных буклетов для родителей «Родителям о наркомании», «Пивной алкоголизм»
Проведение родительского всеобуча, родительского лектория |
октябрь
октябрь, апрель
в течение учебного года |
Зам. директора ВР
Зам. директора ВР
Зам. директора ВР
|
Практический |
||
Проведение тематических классных часов
Реализация программ по внеурочной деятельности «Учусь быть здоровым»
День здоровья
Вовлечение в работу кружков и спортивной секции, контроль посещаемости
Участие детей и родителей в общешкольных мероприятиях и соревнованиях |
В течение учебного года 1 час в неделю
апрель
В течение учебного года
В течение года
|
Кл. руководители
Кл. рук. 1 класса
Учитель физкультуры Кл. руководители
Клас. руководители Зам. директора по ВР Учитель физической культуры |
Утверждаю
Директор МБОУ
Лонки-Ворцынская ООШ
________ Т.О.Васильева
«___» ___________ 2021 г.
План
реализации Программы по профилактике употребления психоактивных веществ в МБОУ Лонки-Ворцынская ООШ
на 2023-2024 учебный год
Мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные |
Методический |
||
1. Прохождение курсов повышения квалификации по теме Программы.
2. Проведение ежегодных профилактических медосмотров.
3. Составление социального паспорта класса и школы.
4. Выступление на совещании при директоре школы с результатами реализации Программы. |
В течение учебного года
Сентябрь
май
|
Кл. руководители Зам. директора по ВР
ФАП
Кл. руководители Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР
|
Информационно-просветительский |
||
Выпуск информационного буклета для обучающихся 9 класса «Правовой аспект»
Выпуск информационного буклета для родителей «Симптомы употребления подростками наркотических веществ»
Проведение родительских лекториев |
октябрь
апрель
ноябрь, февраль |
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР |
Практический |
||
Проведение тематических классных часов
Реализация программы по внеурочной деятельности «Учусь быть здоровым»
День здоровья
Вовлечение в работу кружков и спортивной секции, контроль посещаемости
Участие детей и родителей в общешкольных мероприятиях и соревнованиях
Проведение итогового анкетирования обучающихся начального и среднего звена. |
В течение учебного года 1 час в неделю
Апрель
В течение учебного года
В течение учебного года
май |
Кл. руководители
Кл. рук. 3 класса
Учитель физкультуры Кл. руководители
Кл. руководители Зам. директора по ВР
Кл. руководители Зам. директора по ВР |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.