муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №40 имени Ю.А. Гагарина
Программа профильного курса для 7-8-х классов
(естественнонаучный профиль)
Повседневная химия в задачах и опытах
Составитель: В.Н. Сытенкова,
учитель химии.
Калининград
2016-2017 уч. год
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 7-8-х классов, избравших естественнонаучное направление для дальнейшего обучения.
Концепция курса базируется на следующих идеях:
Курс имеет ярко выраженный интегрированный характер; соединяет природоведческие, географические, биологические, исторические, химические знания и знания по основам безопасности жизнедеятельности.
Цели изучения курса: раскрыть учащимся возможность применения знаний по предметам естественнонаучного цикла для их практического применения, объяснения происходящих в окружающем мире явлений и дальнейшего использования полученных знаний в повседневной жизни и в учении.
Изучение материала проводится с использованием лекционно-семинарской системы, проектных технологий, методов исследовательской деятельности, музейной технологии, экскурсионной деятельности.
Личностными результатами изучения курса являются:
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Предметными результатами изучения курса являются:
Основные содержательные линии курса представлены несколькими блоками.
I. Введение. Ключ к решению задач и проведению лабораторного практикума. Теория и практика
1. Основные понятия и стехиометрические законы химии
2. Химические реакции. Расчёты по уравнениями реакций
3. Общие свойства растворов. Приготовление растворов
II. Повседневная химия в задачах и опытах. Химия чистит, стирает, убирает…
1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека.
2. Решение расчётных задач и упражнений по теме
3. Лабораторный практикум по теме
III. Повседневная химия в задачах и опытах. Домашняя аптечка
1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека.
2. Решение расчётных задач и упражнений по теме
3. Лабораторный практикум по теме
IV. Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и красота
1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека.
2. Решение расчётных задач и упражнений по теме
3. Лабораторный практикум по теме
V. Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и кухня
1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека.
2. Решение расчётных задач и упражнений по теме
3. Лабораторный практикум по теме
VI. Повседневная химия в задачах и опытах. Садовая химия
1. Применение химических знаний в повседневной жизни человека.
2. Решение расчётных задач и упражнений по теме
3. Лабораторный практикум по теме
Блок I является теоретическим и не предполагает лабораторный практикум.
Каждый блок (II-VI) представляет собой самостоятельную тему дня (3 часа). Первый час занятий – теоретическое занятие, второе – решение расчётных задач и упражнений, третье – химический практикум.
Тематическое планирование курса
№ п/п |
Тема |
Основное содержание |
Основные понятия |
УУД |
Формы контроля |
1. |
Введение. Ключ к решению задач и проведению лабораторного практикума. Теория и практика |
Основные понятия и стехиометрические законы химии Химические реакции. Расчёты по уравнениям реакций Общие свойства растворов. Приготовление растворов |
Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон постоянства состава. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Массовая доля элемента в сложном веществе. Растворы. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Молярная концентрация. Смешение растворов. Кристаллогидраты. |
Самостоятельно выбирать алгоритм действий; формулировать проблемные вопросы; определять объект анализа; качественно и количественно описывать объект; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; уметь доказывать и опровергать; устанавливать межпредметные связи. Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; организовывать деятельность в группах и парах; оценивать свою работу и работу других людей; вырабатывать общее решение, формировать программу эксперимента и решения расчётной задачи; качественно и количественно описывать объект. Подбирать и группировать материал по определённой теме; создавать тексты различных типов; владеть различными способами изложения текста; владеть приёмами риторики; выступать с сообщениями по теме; уметь выслушивать выступление другого. |
Оформление отчётов по итогам лабораторного практикума и практикума по решению расчётных задач и упражнений
|
2.
|
Повседневная химия в задачах и опытах. Химия чистит, стирает, убирает… |
Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. Лабораторный практикум. Изучение СМС. Изготовление мыла в домашних условиях |
Применение химических знаний в повседневной жизни человека. СМС. Влияние СМС на окружающую среду. Мыло. Изготовление мыла в промышленности в домашних условиях. Моющие и чистящие средства. Жесткость воды и способы её устранения. Накипь. Жиры. Способы удаления жирных пятен. Ржавчина и способы борьбы с ней. Продукты окисления медных сплавов и способы их очистки. |
||
3. |
Повседневная химия в задачах и опытах. Домашняя аптечка |
Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. Лабораторный практикум. Исследование некоторых лекарственных препаратов |
Основные классы соединений, используемые в качестве лекарств и медицинских препаратов различного назначения: «марганцовка», перекись водорода, спиртовой раствор йода, этиловый спирт, «зелёнка», глауберова соль, «английская» соль, питьевая сода, соляная кислота, поваренная соль, нашатырь, нашатырный спирт, борная кислота и др. Витамины. |
||
4. |
Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и красота |
Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. Лабораторный практикум. Запоминание запахов. Составление парфюмерных композиций. |
Косметические и парфюмерные композиции. Химические вещества, входящие в состав данных композиций. Мыла, средства ухода за кожей лица, рук, ног, волосами. Краски для волос. Зубные пасты. |
||
5. |
Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и кухня |
Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. Лабораторный практикум. Определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания. Определение витамина С в продуктах питания. Проект «Твой рецепт супа». |
Белки. Жиры. Углеводы. Продукты питания. Рациональное питание. Энергетическая ценность продукта. Процессы, происходящие при приготовлении некоторых продуктов. Макро- и микроэлементы нашего организма. Витамины С, А, Д. Пищевые добавки и приправы. |
||
6. |
Повседневная химия в задачах и опытах. Садовая химия |
Применение химических знаний в повседневной жизни человека. Решение расчётных задач и упражнений по теме. Лабораторный практикум. Изучение образцов почв. Приготовление индикаторов и красителей из растений. |
Почва. Химический состав почв. Кислотность почв. Известкование. Удобрения. С/х культуры. Средства защиты растений. Пестициды. Растения – индикаторы. Растения – красители. |
Тема №1. Введение. Ключ к решению задач и проведению лабораторного практикума. Теория и практика
1.1 Теоретическая часть
У каждого атома есть определённая присущая только ему масса.
Например, масса атома H равна 0,00000000000000000000000167г, но пользоваться такими малыми значениями неудобно, поэтому введено понятие об относительной атомной массе -отношение массы атома данного элемента к атомной единице массы. Атомы и молекулы чрезвычайно малы, поэтому порции веществ, которые берутся для химических реакций, характеризуются физическими величинами, соответствующими большому числу частиц.
Закон постоянства вещества - современная формулировка закона такова: каким бы способом ни было получено вещество, его химический состав и свойства остаются неизменным
Количество вещества - это физическая величина, прямо пропорциональная числу частиц, составляющих данное вещество и входящих во взятую пропорцию этого вещества. Единица количества вещества – моль - отвечает такому количеству вещества, которое содержит 0,0000000000000000000000602-число Авогадро - в равных объёмах газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул. Если приписать числу Авогадро единицу измерения моль то получится физическая константа - постоянная.
Молярная масса. Количество вещества 1 моль обладает определённой массой, характерной для данного вещества - молярной массой. Молярную массу вещества можно определить как отношение массы данной порции вещества к количеству вещества. Относительная молекулярная масса рассчитывается из значения относительной атомной массы с учётом числа атомов каждого элемента в молекуле данного вещества
Закон сохранения массы вещества.
Во всех своих работах химики используют основной закон природы – закон сохранения массы вещества. Первая общая формулировка закона дана М.В.Ломоносовым в письмах, относящихся к 1748-1760 гг.: «Все перемены, в натуре встречающиеся, такого суть состояния, что, сколько присовокупится к другому. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения». В 70-х гг. XVIII в. А.В.Лавуазье на основе многочисленных опытов доказал закон сохранения массы. Современная формулировка закона сохранения массы веществ такова:
масса реагентов равна массе продуктов реакции.
На атомно-молекулярном уровне закон сохранения массы объясняется тем, что в ходе химической реакции происходит только перегруппировка атомов реагентов в молекуле продуктов. Число же атомов каждого элемента и масса каждого атома остаются неизменными до и после реакции.
Расчеты по уравнениям реакций
Уравнения химической реакции, например:
Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O
показывает количественное отношение между прореагировавшими без остатка реагентами и образовавшимися продуктами: 1 моль гидроксида алюминия Al(OH)3 и 3 моль HCl образуется 1 моль хлорида алюминия AlCl3 и 3 моль воды H2O. На основе правильно составленных уравнений реакций можно вести расчет количества и массы реагентов и продуктов, если задано количество (или масса) одного из веществ в реакции.
Массовая доля веществ в смеси. Степень чистоты вещества.
Для проведения реакции часто берут не индивидуальные вещества, а их смеси, в том числе и природные – минералы и руды. Содержание каждого вещества в смеси отражает его массовая доля. Массовая доля вещества B(wв) в смеси – отношение массы этого вещества (mсм): WB = mB/mСМ
Массовая доля вещества в смеси – это доля от единицы или от 100%. Сумма массовых долей всех веществ смеси равна 1 (100%).
Если одно вещество смеси находится в преобладающем количестве, его называют основным веществом, остальные вещества – примесями, а величину WB – степенью чистоты основного вещества. Например, известняк (природный карбонат кальция) может содержать 82%. Остальное (18%) приходится на различные примеси (песок, глина, и др.). Примеси всегда содержатся в природных соединениях (полезные ископаемые, руды, минералы, горные породы) и в продуктах промышленного производства. Степень очистки химических реагентов может быть разной, качественно (по уменьшению процентного содержания примесей) различают реактивы «технические», «чистые», «чистые для анализов», «химически чистые» и «особо чистые». Так, «химически чистая» серная кислота содержит 99,999% основного вещества и только 0,001% примесей.
1.2 Практикум по решению расчётных задач
Задача 1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали всё живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Москвы в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 150 моль озон.
Сколько молекул О3 и какая масса озона приходится в среднем на одного москвича?
Задача 2. В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающий действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запах. Много ли молекул HCl оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г.
Задача 3. Круговорот азота в природе включает: а) «биологическую фиксацию» при помощи клубеньковых бактерий; б) процессы окисления при атмосферных электрических разрядах. Во время грозы в воздухе образуется некоторое количество оксида азота неизвестного состава. Установлено, что абсолютная масса одной молекулы этого оксида азота составляет 0,0000000000000000000000499. Определите, какова формула этого вещества.
1) Для ухода за кожей рук рекомендуют использовать эмульсионные кремы на основе вазелинового масла, в которых содержится до 14% пчелиного воска, около 35% воды и 1% тетрабората натрия Na2B4O7. Рассчитайте массу декагидрата тетрабората натрия Na2B4O7 * 10H2O, который требуется для приготовления 60 г такого крема.
Ответ: m= 1,13г
2) Хочешь быть зубастым – чисть зубы пастой! Зубные пасты – это сложные смеси, чаще всего содержащие карбонат кальция (мел). Природный мел использовать для изготовления зубной пасты нельзя: он образовался из донных отложений доисторических морей и содержит очень твердые включения –панцири и раковины морских моллюсков. Карбонат кальция для зубной пасты получают химическим осаждением из раствора гидроксида кальция:
Ca(OH)2+ Na2CO3 = CaCO3+2NaOH
Рассчитайте массу гидроксида кальция, который требуется для получения 85 кг карбоната кальция этим способом, если выход продукта в технологическом процессе осаждения «искусственного мела» равен 94%.
Ответ: m(Ca(OH)2)= 66, 936 кг~67 кг
3) Как стать блондинкой? В настоящее время для осветления волос применяют специальные составы, содержащие пероксид водорода и его производные. Очень удобен гидроперит- соединение пероксида водорода с карбанидом, который способствует увлажнению и набуханию волос; при этом действие пероксида водорода усиливается. Определите состав гидроперита (NH2)2CO*x(H2O2), если из 9,4 гидроперита получилось 2,24 л атомарного кислорода.
Ответ:x=1.
Тема №2. Повседневная химия в задачах и опытах. Химия чистит, стирает, убирает…
2.1 Теоретическая часть занятия
Химия в стирке
Различные пятна на одежде можно вывести при помощи химических веществ, например: во время готовки вы поставили пятно уксусной эссенции, и вывести это пятно можно, потерев следы подсолнечным маслом.
Химия в косметологии и гигиене. Химики распределяют свойства даже шампуня, ведь чем больше показатель щёлочности. При большом показателе щёлочности шампунь будет лучше очищать, но будет сушить кожу. Поэтому химикам приходится регулировать эффективность и содержание компонентов в составе.
Стирать при 40°, можно гладить.
Хлопок и лён.
I. Как читать этикетку.
Волокна→ Синтетика, натуральные, искусственные.
Натуральные |
|
Синтетические |
- |
|
+ |
+ |
Воздух |
- |
+ |
Грязь |
+/- |
- |
Стирка |
+ |
1. Практикум по решению расчётных задач.
№1. В
доме разбился медицинский термометр, всю ртуть собрать не удалось. Между тем
ртуть обладает высокой летучестью, а её пары ядовиты. Вычислите массу и объём
жидкой ртути, содержащие 2,5* атомов Hg. Плотность жидкой ртути составляет
13,59 г/
.
m (ртути)-?
V
(ртути)=2,5* атомов.
S =13,594
n= =
=0,42*
n=0,000042 моль
m=0,000042*201=0,0084422
V==
=0,0006210092
=6,210092*
Ответ: 6,210092*
№2.Известно, что плохой уход за зубами, особенно несвоевременное удаление остатков пищи,- одна из причин кариеса. Почему особенно опасны для зубов остатки пищи, которые содержит много углеводов, причем не только сахара, но и белого хлеба, печенья?
Ответ: Углеводы подвергаются молочнокислому брожению с образованием молочной кислоты, разрушающей зубную эмаль.
№3.Некоторые старые люди до сих пор не признают зубные пасты и чистят зубы только мылом. У многих из них зубы хорошо сохранились. Можно ли это объяснить с точки зрения химии?
Ответ: Действие мыла аналогично действию пасты, т.к. входит натриевая соль. Преимущество пасты в том, что она не имеет неприятного запаха и вкуса мыла. Но оба способа имеют хорошую эффективность.
3.Практикум по решению экспериментальных задач
Опыты по сжиганию тканей
Опыт №1- горение х/б
Результат
1. – быстро сгорела.
2. - остался пепел
3. – запах горелой бумаги
Опыт №2 – шерсть
1. – быстро сгорела
2. – слабый запах горелого
3. – осадок
Опыт №3 – капрон
1. – быстро сгорела
2. – шарик чёрного цвета
3. – запах (сильный)
Тема 3. Повседневная химия в задачах и опытах. Садовая химия
1. Теоретическая часть занятия
Садовая химия - это подкормки, а также, ни что иное, как ядохимикаты, применяемые для борьбы с садовыми вредителями.
Сразу стоит оговориться, что применение ядохимикатов в саду должно быть ограничено и особенно это относится к периоду вегетации растений. Здесь в первую очередь необходима осторожность по отношению не только к растениям, но и к людям, посещающим ваш сад (особенно к детям). Применяя ядохимикаты для вашего сада, главное – не навредить.
Химические способы борьбы с вредителями и болезнями дают хорошие результаты лишь тогда, когда проводятся вовремя, умело и грамотно.
Химикаты, которые применяются для борьбы с вредителями и болезнями растений, можно разделить на 2 группы: инсектициды - применяемые против насекомых и фунгициды- химические препараты против болезней растений.
По характеру воздействия ядохимикатов на садовых вредителей их можно разделить на кишечные и контактные. Кишечные яды применяются против насекомых, имеющих грызущий аппарат, и грызунов. Контактные яды применяются против сосущих вредителей.
Садовая химия – необходимая составляющая при уходе за садовыми растениями.
Новеллы-задачи по теме «Историческая оранжерея»
2. Чай
Если спросить китайца о появлении чая в Китае, то он расскажет старинную легенду:
«Давно, очень давно на желтой земле жил старый буддийский монах Дара Даррама, или Та-мо. Увидев однажды во сне Будду, он так обрадовался, что дал обещание день и ночь проводить в молитве не смыкая глаз. Он долго противился сну, но однажды, усталый, крепко заснул. Проснувшись, Даррама очень рассердился на себя и, чтобы глаза больше не закрывались во сне, отрезал себе веки и бросил их на землю. На месте брошенных век вырос чайный куст, листья которого дают чудесный напиток, отгоняющий сон».
Распространению чая в Китае содействовал китайский император Киенг-Лон, имевший две фабрики фарфоровых чашек. Он сочинил поэму, восхвалявшую свойства чая.
Вопрос. Предположите, что было дальше?
Ответ. Китайский император, владелец двух фарфоровых фабрик, сочинил поэму, восхвалявшую качества чая, и велел написать её на всех чашках, сделанных на его фабрике. Считалось неудобным не читать стихов императора. Чашки раскупались, и росла слава воспетого на них напитка.
«Дуботолк»
Исстари на Руси существовала профессия со странным названием «дуботолк».
Вопрос. Предположите, чем занимались люди этой профессии.
Ответ. Мужчины- «дуботолки» толкли дубовую кору для обработки кожи. После дубления кожа становилась водостойкой, пригодной для изготовления одежды и обуви.
3. Практикум по решению расчётных задач
№153.Органические вещества растений образуются из углекислого газа, присутствующего в воздухе, и воды, поступающей из почвы.
В зеленых листьях растений это неорганические вещества превращаются в органическое вещество глюкозу C6H12O6.Этот процесс сопровождается выделением кислорода. Рассчитайте, какой объем кислорода (при н.у.) выделяется в атмосферу зелеными растениями при образовании 1 кг глюкозы.
Ответ: V(O2) =746,7 л.
№154.Восстановление плодородия истощенной почвы требует введения фосфорсодержащих удобрений. Определите молекулярные формулы трех таких удобрений – соединений типа (CaO)x(P2O5)y(H2O)z,если в них а)w(CaO) = 54,2% и w(P2O5) = 45,8%;б)w(CaO) = 32,5% и w(P2O5) = 41,3%; в)w(СaO) = 23,9% и w(P2O5) = 60,7%.Как называются эти удобрения?
№160. Характерный запах, свойственный некоторым органическим удобрениям, обусловлен тем, что они выделяют соединение азота, относительная плотность которого по водороду равна 8,5. Определите его формулу.
Ответ: NH3(аммиак)
Тема 4. Повседневная химия в задачах и опытах. Домашняя аптечка
u Сейчас, наверное, в каждой семье есть небольшая домашняя аптечка. А как же иначе? Ведь не набегаешься к врачу каждый раз, когда поцарапала кошка, случился ожог от утюга или в палец попала заноза. В домашней аптечке обычно бывают самые простые средства для дезинфекции для перевязки, для того, чтобы остановить кровь при порезах или царапинах, для полоскания горла при начинающийся простуде… это химические вещества с интересными свойствами.
u Но ведь есть ещё марганцовка, перекись Некоторые из средств домашней аптечки нам уже встречались. Например: ляпис-нитрат серебра, питьевая сода-гидрокарбонат натрия, нашатырный спирт-водный раствор аммиака водорода, борная кислота, аспирин…
u Препарат номер «один» в домашней аптечке- перманганат калия KMnO4 -(«марганцовка»). В медицине применяют водные растворы перманганата калия разной концентрации. Для обработки ожогов используют ярко-фиолетовые 2-5%-е растворы KMnO4. Кристаллический перманганат калия, который почти всегда имеется в домашней аптечке, хорошо растворим, и из него легко приготовить раствор нужного состава. Рассчитайте массу перманганата калия и объем воды, которые требуются для приготовления 100г 3%-го раствора KMnO4.
u Дано: Решение:
u M=100г M(KMnO4)= mp*w=100*0,03=3 г.
u Р=1000г\лЬ V(H2O)= (mp-m(KMnO4))/p=(100-3)/1000 = 0,097л=97 мл.
u W=0,03
u Найти:
u M(KMnO4 )=?
u V(H2O)=?
u Задача 2
u Зеленка – это ярко-зелёный 0,2-2%-й водный раствор органического красителя бриллиантового зелёного. Такой раствор обладает антисептическими свойствами и применяется как наружное средство при воспалительных заболеваниях и маленьких травмах кожи. Сколько молекул красителя бриллиантового зеленого С27Н36N2SO4 содержится в одной капле его 1%-ого водного раствора? Объем одной капли раствора равен 0,04 мл. Плотность раствора примите равной плотности воды.
u Ответ:4,8*〖10〗^17
u Задача 3.
u Желудочный сок-это бесцветная жидкость, имеющая кислую реакцию, благодаря присутствию соляной кислоты HCL, которая относится к числу сильных кислот, полностью диссоциирующих в водном растворе. Рассчитайте рН, желудочного сока, если массовая доля HCL в нём составляет 0,5%. Плотность желудочного сока почти равна плотности воды.
u Ответ: рН=0,73.
Тема 5. Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и кухня
1. Теоретическая часть занятия.
Многие методы химии и химической технологии выросли из древних приёмов «кухонных дел мастеров». Не зря немецкий физико-химик Вильгельм Фридрих Оствальд (1853- 1932гг.) в своё время заметил, что «каждый химик должен протянуть руку кухарки и пожать её, как своему коллеге.» кулинарные операции, состав и свойства распространённых компонентов пищи не объяснишь без знания химии.
Известный шеф-повар Поль Бокюз однажды сказал: «Жизнь — это маленькая кухня, на которой мы готовим блюда под названием «счастье». На этой кухне мы сами себе шеф-повара, и только нам решать, какие ингредиенты мы будем добавлять в наши блюда. Важно помнить, что универсального рецепта нет, поэтому творите, пробуйте что-то новое. И, может быть, тогда, в конце, вас будет ждать награда».
2. Практикум по решению расчётных задачей
Задача 1.
Считается,
что в дневном меню соотношение белков, жиров и углеводов
по массе должно составлять 1:1:4. Это значит, что продукты, содержащие белки,
должны оптимальным образом сочетаться с растительными и животными мирами, а
также углеродами (крахмалом, сахаром, клетчаткой).
Рассчитайте количество веществ (моль) углеродов (в расчёте на сахарозу C17H35COO)3
C3H5),
которые должны присутствовать в рациональном дневном меню, если масса белков в
этом меню составляет 100 грамм.
Ответ: n(жиров)=0,11 моль; n(углеводов)=1,17 моль.
Задача
2.
Источниками белка могут служить не только такие продукты, как мясо, рыба, яйца,
творог, но и растительные, например плоды бобовых (фасоль, горох, соя, арахис,
который содержит до 22 – 23% белков по массе), орехи и грибы. Какая масса
бобовых (например, фасоли) требуется, что бы обеспечить дневную потребность
белка семьи из 4х человек (в семье двое взрослых и двое детей)? Примите норму
потребления белков для взрослых – 200г, для детей – 150г в день. Считайте, что
белки составляют 22% от массы фасоли.
Ответ: m (ф) около 3,2 кг.
Задача 3.
Основная часть пищевых жиров – простые липиды, или триглицериды, - сложные эфиры трехатомного спирта глицерина С3H5(OH)3 и высших карбоновых кислот, так называемых жирных. Среди жирных кислот различаются отдельные (например, пальмитиловый C15H31COOH, стеариновую C17H35COOH) и непредельные, содержащие в своей молекуле одну или несколько двойных связей (например, олеиновую C17H33COOH, линолевую C17H31COOH, арахидоновую C17H31COOH). Рассчитайте количество (моль) в 1 грамме пальмитиновой, стеариновой, олеиновой, линолевой, арахидоновой кислоты.
Ответ: n(пал.) = 0.0039 моль; n(ст.) = 0.0035 моль; n(ол.) = 0.0035 моль; n(лин.) = 0.0036 моль; n(арах.) = 0.0033 моль.
3. Преобразование сахара
Если сахар попытаться нагреть, например, в чашке выше, чем его температура (190 °С), то можно заметить, что сахар начнёт постепенно терять воду и распадаться на составляющие компоненты. Таким компонентом является карамель. Все вы не раз пробовали и видели карамель - знаете, как она выглядит - это очень вязкая жёлтоватая масса, которая очень быстро застывает при охлаждении. В процессе образования карамели часть молекул сахарозы расщепляется на уже известные нам компоненты - глюкозу и фруктозу.
Тема 6. Повседневная химия в задачах и опытах. Химия и красота
1. Теоретическая часть занятия.
Духи или туалетная вода
"Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла", - говорила великая Коко Шанель.
· Официальный термин «туалетная вода» возник благодаря Наполеону I: находясь в ссылке на острове Святой Елены, император придумал собственный рецепт ароматной воды с добавлением бергамота взамен закончившегося одеколона. Наполеон назвал своё изобретение «туалетной водой», и с тех пор этот термин стал официальным.
· Начальную ноту парфюмеры называют головной, также профессионалы обозначают ее как топ парфюма.
Средняя нота называется нотой сердца или центральной нотой.
Конечная нота – это базовая или основная нота, еще ее именуют фондом.
· Все три ноты раскрываются в различное время, этот процесс называется периодом жизни парфюмерной ноты. Духи - комбинация различных эфирных масел, объединённых в единую ароматическую композицию. Духи содержат от 15 до 22% парфюмерной композиции, растворённой в 90%-ном спирте. Это самые концентрированные и интенсивные жидкости.
· Парфюмированпая вода (Eau de Parfum) - изделие, близкое к духам. По концентрации эфирных масел она находится между духами и туалетной водой. В парфюмерной композиции её присутствуют 12-13% ароматического сырья в 90%-ном спирте.
· История парфюмерии уходит вглубь веков. Древние люди приписывали ароматам божественную и магическую силу. Цветущей веткой персика шаманы изгоняли из человека духов болезни и зла. По свидетельству Геротода, благовонным можжевельником окуривали дом и постройки, чтобы предохранить их от удара молнии.
· Как же сделать свои духи?
· Последовательность компонентов
· Смешивание эфирных масел в очередности: масла головной ноты + масла центральной ноты + масла базовой ноты.
· Добавление несущей субстанции: спирта или масла жожоба.
· Упаковка во флаконы, период созревания, хранение.
Зубная паста
Самое раннее упоминание о зубной пасте содержится в египетском манускрипте IV века н. э., её рецептом была смесь порошкообразной соли, перца, листьев мяты и цветков ириса. В Росси вопросам гигиены не уделяли такого пристального внимания и только после указа императора — Петра| боярам чистить зубы толчёным мелом и протирать влажной тряпочкой — можно говорить, что этот вопрос был поднят на государственном уровне
Интересные факты
· Самый древний зубной порошок найден археологами в Египте, ему почти две тысячи лет, а состоит он из соли, перца, мяты и ириса.
· Самая дорогая в мире зубная паста не продается в магазинах и не доступна простым, пусть даже очень богатым, людям. Ее создали специально для королевы Англии. Фирма-разработчик Elier Cosmetics говорит, что состав ее настолько уникален и необычен, что паста оправдывает свою баснословную цену: один тюбик стоит 50 тысяч евро.
· Зубная паста защищает от запотевания плавательные очки, для этого достаточно протереть ею стекла
Крема
Считается, что знаменитый врач древности Гален создал смесь из спермацета, воска, миндального масла и воды, называемая «кольд-крем» — «холодные сливки». В течение многих столетий это был единственный крем.
Основа всех современных кремов для ухода за кожей, как и в глубокой древности, — композиция жировых веществ, воды и биологически активных компонентов. Поскольку вода и масло не смешиваются, вводят эмульгаторы.
Основные виды кремов
· Увлажняющий
· Питательный
· Матирующий
· Омолаживающий (крем от морщин)
· Антицеллюлитный
· Очищающий (скраб)
2. Практикум по решению расчётных задач
1) Для ухода за кожей рук рекомендуют использовать эмульсионные кремы на основе вазелинового масла, в которых содержится до 14% пчелиного воска, около 35% воды и 1% тетрабората натрия Na2B4O7. Рассчитайте массу декагидрата тетрабората натрия Na2B4O7 * 10H2O, который требуется для приготовления 60 г такого крема.
Ответ: m= 1,13г
2) Хочешь быть зубастым –чисть зубы пастой! Зубные
пасты – это сложные смеси, чаще всего содержащие карбонат кальция (мел).
Природный мел использовать для изготовления зубной пасты нельзя: он образовался
из донных отложений доисторических морей и содержит очень твердые включения
–панцири и раковины морских моллюсков. Карбонат кальция для зубной пасты
получают химическим осаждением из раствора гидроксида кальция:
Ca(OH)2+ Na2CO3 = CaCO3+ 2NaOH
Рассчитайте массу гидроксида кальция, который требуется для получения 85 кг карбоната кальция этим способом, если выход продукта в технологическом процессе осаждения «искусственного мела» равен 94%.
Ответ: m(Ca(OH)2)= 66, 936 кг~67 кг
3) Как
стать блондинкой? В настоящее время для осветления волос применяют специальные
составы, содержащие пероксид водорода и его производные. Очень удобен
гидроперит- соединение пероксида водорода с карбамидом, который способствует
увлажнению и набуханию волос; при этом действие пероксида водорода усиливается.
Определите состав гидроперита (NH2)2CO*x(H2O2), если
из 9,4 гидроперита получилось 2,24 л атомарого кислорода.
Ответ:x=1.
МАОУ ГИМНАЗИЯ № 40
им. Ю.А. ГАГАРИНА
Калининград,
ул. Ю. Маточкина, 4
Телефон/факс: (4012)72-16-81
Е-mail: mougimn40@gmail.com
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.