Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дульдургинский Дом детского творчества»
Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Дружба»
Программа профильной смены
Гражданско-патриотической направленности
«Под флагом единым, под флагом Российским»
Составитель: Джолдошева Цыцыгма Очировна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дульдургинский Дом детского творчества»,
начальник I смены «Под флагом единым, под флагом Российским»
ДООЛ «Дружба»
+7 964 470 45 27
+7 914 497 43 18
с. Дульдурга
2016 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Полное название программы
Программа детского оздоровительно-образовательного лагеря с круглосуточным пребыванием «Дружба» 2016 г. смена «Под флагом единым, под флагом Российским».
2. Цель программы - формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.
3. Направления деятельности:
- спортивно-оздоровительное;
- творческое;
- лидерское.
4. Краткое содержание проекта:
- пояснительная записка;
- концепция программы;
- механизмы реализации программы;
- ожидаемые результаты;
- критерии результативности;
- ресурсы;
- список литературы.
5. Составитель: Джолдошева Цыцыгма Очировна, педагог дополнительного образования.
6. Адрес, телефон 687200, Забайкальский край, Дульдургинский район, село Дульдурга, ул. Комсомольская 34
Электронная почта – princessa2011_99@mail.ru
Контактный телефон - +7964 470 45 27; +7914 497 43 18
7. Место реализации:
Загородный детский оздоровительно-образовательный лагерь с круглосуточным пребыванием «Дружба».
8. Количество, возраст учащихся:
Учащиеся образовательных учреждений с 7 до 17 лет.
Количество человек – 150
9. Сроки проведения:
I смена с 09.06.16г. по 27.06.16г.
Девиз: «Не забываем прошлое, ценим настоящее и
задумываемся о будущем!»
Программа работы летнего оздоровительно-образовательного лагеря
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Детский оздоровительный лагерь – это, прежде всего, отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и реализация творческих способностей.
Программа направлена на гражданско-патриотическое воспитание детей. Содержание деятельности лагеря направлено на формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребёнка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Ориентиром в личностном развитии детей в период детства становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творчески-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
- Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Основной идеей программы является допрофессиональная подготовка детей и молодёжи в рамках государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания и формирование у подростков культуры здорового и безопасного образа жизни.
Гражданско-патриотическое воспитание - формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живём, учимся, растём, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Воспитание подростков в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за своё Отечество.
Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание в данной программе включает в себя художественно-эстетическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное направления деятельности. Ещё одним элементом программы является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Здоровый образ жизни детей обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Отдых и оздоровление детей с вовлечением их в игровую деятельность патриотической направленности и формирование качеств патриота, гражданина Отечества, развитие коммуникативных навыков, способностей работать в коллективе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков. Развитие творческих способностей детей в спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном и художественно-эстетическом направлениях в летнем оздоровительно-образовательном лагере гражданско-патриотической направленности.
Задачи:
- формировать ценности гражданско-патриотического воспитания;
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни;
- провести комплекс мероприятий по выявлению и развитию творческих способностей детей;
- провести комплекс мероприятий, направленных на воспитание здорового образа жизни (достижение успеха в мероприятиях ЗОЖ);
- формировать социальную мобильность (успех в общественной жизни, карьера в творческих объединениях, социальное взаимодействие);
- развивать познавательную активность, творческий потенциал каждого ребёнка.
- воспитание чувства товарищества, дружбы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формирование духовно-нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. Работа по патриотическому и гражданственному воспитанию ведётся в течение всей смены.
В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, акции и многое другое.
Основные направления в период летних каникул:
Личностно-развивающее направление: |
|
Творческое направление: |
- развитие творческих способностей детей, художественной самодеятельности; - участие в смотрах, конкурсах, фестивалях; - формирование нравственно-этических форм поведения; - изучение и соблюдение правил культуры поведения - проведение мероприятий по охране окружающей среды; - подготовка и проведение тематических мероприятий. |
Спортивно-оздоровительное направление:
|
- мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни; - туристско-краеведческие занятия; - соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Этапы проекта
Организационный период (1-3 дни):
Основной период – реализация программы (4-16 дни):
Заключительный период – подведение итогов смены (17-18 дни):
Что нас ждёт на смене?
«Мы рады приветствовать вас на смене «Под флагом единым, под флагом Российским»» – именно с этих слов начнётся твоё пребывание в детском лагере «Дружба». Вы познакомитесь со специалистами и делами, которые для тебя и твоих новых друзей проведёт вожатский отряд «Юность». Надеемся, что каждый сможет найти занятие по душе, ведь активная жизнь – это занятие физкультурой и спортом, множество подвижных игр, творческих и научных мероприятий, туристских испытаний, походов. А на «Вечере знакомств» каждый отряд представит себя, ведь на эту смену в нашем лагере соберутся активные, целеустремлённые ребята. Познакомиться ближе с ребятами ты сможешь на огоньке знакомств «Вместе нам всегда интересней», а сбор планирования поможет вам выбрать направление своего движения в смене, понять, в чём вы хотите участвовать, чему научиться. На торжественной церемонии открытия смены «Под флагом единым, под флагом Российским» будут представлены все отряды. После того, как мы все познакомимся и узнаем, друг друга поближе, для тебя и твоих друзей откроются курсы успешности «Азбука интересного досуга», на которых ты научишься работать в команде, принимать решения, анализировать получаемую информацию и грамотно её использовать. У тебя появится опыт организации собственного досуга, проведения мастер-классов и обучающих занятий различной направленности, которые будут интересны всем. Вместе с друзьями ты составишь свою Азбуку интересных и активных дел.
А совместно разработанный Свод законов игры и жизни, в котором вы отразите положения Конвенции о правах ребёнка, законы и традиции «Дружбы», а также своё мнение о том, какими должны быть отношения в вашей команде, поможет вам стать сплочённым, дружным коллективом и достичь успеха. В рамках спортивно-оздоровительного блока игровых программ «Игры с перспективой», в который войдут «Дворовые игры», «Народные игры», ты сможешь принять участие в проведении уже известных тебе игр, а также в шахматном турнире «Битва королей», проверить свою меткость, зоркость в играх «Городки» и «Лапта».
На туристской тропе «Кольцо следопыта» каждый сможет проверить свои навыки в области туризма, а инструктора расскажут, покажут и научат тебя базовым туристским навыкам, без которых никак не обойтись в походе. На спортивном ориентировании научишься читать карты, а на спортивных часах и часах здоровья сможешь проявить свои физические качества. Также ты сможешь проверить свою физическую подготовку в рамках сдачи нормативов «ГТО».
Самым важным событием смены будет День России – 12 июня, к которому мы будем готовиться все вместе. Все вместе спланируем этот день, организуем праздничный концерт «Мы славим Родину свою».
Запомнить своё лето ярким и красочным тебе поможет медиа - отряд и участие в фотокроссе «Кадр твоего лета». Проверить, получилось ли у вас за несколько дней стать командой, вы сможете на квест-испытании «Вместе». Он даст возможность лучше узнать друг друга, проявить ловкость, смелость, индивидуальные способности, выработать совместные решения, испытать себя как команду. Загадки, тайны и эксперименты будут подстерегать вас в таком количестве, что справиться с ними можно будет только всем вместе.
Ты прикоснёшься к удивительному миру слова и творчества, сможешь поучаствовать в поэтическом поединке «Энергия слова» - прочитать стихотворения своих любимых поэтов, создать вместе с друзьями театрализованные композиции на основе литературных произведений, а также выступить со своими стихотворениями. Участвовать на конкурсе сочинений «Моя малая Родина» и «Моё будущее». Задуматься над важными мыслями человека тебе помогут «Урок мудрости», «Урок мужества», «Урок гражданственности», «Урок ответственности» и огонёк «В каждом Человеке – Человек с большой буквы». Мероприятия по духовно-нравственному блоку:
- Урок мудрости;
- Урок ответственности;
- Урок мужества;
- Вечер легенд;
- Интеллектуальный марафон.
На «Уроке здоровья» мы будем говорить о здоровом образе жизни, начинать каждый день с приветствия озера – с утренней зарядки, лёгкой пробежки вокруг озера. На Спортивной кругосветке тебя ждут семь препятствий, которые ты вместе со своей командой должен преодолеть.
Ярким финалом нашей с тобой смены станет удивительный гала-концерт «Жемчужины озера Бальзино», на котором ты сможешь полностью раскрыть свои творческие возможности. На Линейке закрытия смены пройдёт торжественное награждение самых активных участников смены. Итог смены – открывать для себя сегодняшние возможности, созданные в «Дружбе» для твоего познавательного и увлекательного отдыха.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Кадровое обеспечение:
ДООЛ «Дружба»
обеспечивается кадрами согласно Типовому штатному расписанию.
Воспитатели – педагоги Дульдургинского Дома детского творчества.
Вожатский отряд «Юность»
Руководители кружков, секций – педагоги дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дульдургинского Дома детского творчества.
2. Материально-технические условия:
Площадки для проведения спортивных мероприятий, для проведения творческих игр и постановок.
Спортивная площадка для проведения чемпионатов и спортивных соревнований.
Зал для проведения театрализованных представлений, акций, просмотра видеоматериалов.
Кабинеты для проведения отрядных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Канцелярские принадлежности.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды.
Столовая.
Кабинет для игры в настольные игры.
Медицинский кабинет.
3.Информационные условия:
- нормативно-правовая база
- информационный стенд для детей и взрослых
- программа летнего оздоровительного отдыха
- индивидуальные программы сопровождения детей
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Воспитание в детях лучших черт гражданина и патриота своей страны и села.
2. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
3. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
4. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
5. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
6. Личностный рост участников смены.
4. Методические условия:
Одним из важнейших механизмов реализации программы является организация деятельности микрогрупп внутри разновозрастного временного коллектива, который дает возможность возрастного взаимодействия детей и подростков по вертикали. Во время работы с детьми и подростками важно придерживаться следующих принципов:
- добровольность участия;
- открытость для подростков и детей всех социальных категорий;
- активное включение каждого в деятельность по реализации программы;
- сохранение за участником программы права выбора вида деятельности в зависимости от его потребностей и интересов.
5.Законы лагеря.
Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.
Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
Закон «Правая рука». Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы)
Закон «Мотор». Долой скуку!
Закон «Выносливость». Будь вынослив.
Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
11. Диагностика
Вводная диагностика
- входное анкетирование
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря и воспитателей.
Пошаговая диагностика
- цветодиагностика «Как прошел день»
- беседы на отрядных сборах.
Итоговая диагностика
- выходное анкетирование
- беседы в отрядах
- почта лагеря «Пожелания от всей души»
7. Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, ежедневно вклеивая туда кружочек определенного цвета (желтый – «Здорово! Прекрасно!», красный – «Нормально. Хорошо», синий – «Не совсем. Не очень»). В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 символов, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
2. Вяткин Л.А, Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование- М., 2001
3. «Океанские сценарии», «Играет «Океан»» - 2013 г.
4. «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
5. Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
6. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
7. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
8. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
9. Туристическая игротека. Игры, конкурсы, викторины. -М., 2001
10. Федин С.Н. Веселые игры и головоломки. - М., 2006
11. Черенкова Е.Ф. Мой любимый день рождения. Как организовать праздник.- М., 2007
12. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. Большое путешествие. - Ярославль, 2007
13. «Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.
14. Пашенцев Д.А. « История государства и права России» 2010г
15. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Приложение 1. Приобщение детей к символам России
Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи.
К государственной символике Российской Федерации относится: государственный флаг, государственный герб, государственный гимн.
В связи с введением в действие Федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 1-ФКЗ), «О Государственном гербе Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 2-ФКЗ), «О Государственном гимне Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 3-ФКЗ) и приказом Минобразования России «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символах России» от 01.02.02 № 271 Министерство образования Российской Федерации рекомендует образовательным учреждениям всех типов организовывать воспитательную деятельность с обучающимися по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации.
Государственные символы России — это сокровища национальной культуры, утверждающие преемственность прошлого, настоящего и будущего в исторической жизни народа. Это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д.
Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, разъяснение их сущности и значения, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании детей – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений.
Приобщение подрастающего поколения к государственной символике является одним из направлений деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, которое основывается на принципе единства гражданско-патриотического сознания и гражданско-патриотической деятельности.
Формирование гражданско-патриотического сознания включает в себя различные компоненты (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.).
Организация гражданско-патриотической деятельности выражается главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы, категории граждан, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнение долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах.
Во Всероссийском детском центре «Океан» практикуются следующие методы и формы по приобщению к государственной символике:
1. Наглядный материал на стендах отрядного уголка:
· «Государственный флаг РФ»;
· «Государственный герб РФ»;
· «Государственный гимн РФ»;
· «Народы РФ, их обычаи и традиции»;
· «Субъекты РФ».
2. Отрядные дела: «Моя малая Родина», «Символы РФ: овеянные славой флаг и герб», «Главная песня нашей страны», «Почести Государственному флагу и Государственному гимну» и др.
3. Дружинные дела: тематический вечер «Символы России», линейка «России посвящаю!», Урок Мужества, тематический вечер «Как хочется оставить всех в живых!», Конкурс-смотр строя и песни.
4. Занятие «Изучаем гимн Российской Федерации», посвященное анализу текста гимна Российской Федерации.
5. Цикл бесед, посвященных истории возникновения флага, герба, гимна Российской Федерации, флагов и гербов республик в составе Российской Федерации.
Педагогам следует раскрывать идейно-нравственное содержание символов государства, воспитывать у детей уважительное отношение к символам и ритуалам, приучать к четкому соблюдению законов и правил поведения.
6. Беседы: «Основной закон нашей жизни», «Святая обязанность гражданина – чтить и беречь символы нашего государства», «Правила отношения к символам государства» и т.п.
Это особенно актуально при работе с детьми старшего школьного возраста для углубления политических смыслов, заложенных в государственных символах России, подчеркивания их исторической преемственности. Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов Российского государства требует расширения и углубления представлений старших школьников о гражданских обязанностях. Целесообразно включать в содержание бесед, классных часов, отрядных и дружинных мероприятий факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну нашей страны, формируя тем самым и укрепляя чувство гордости и уважения к символам России. Определенную роль в этой работе могут играть органы самоуправления, представители детских общественных объединений.
7. Показ мест размещения символов России во время экскурсионной, туристской и музейной работы, встреч и бесед с местными жителями, старожилами, людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.
8. Учебно-исследовательская деятельность по изучению исторических, политических, художественных и других аспектов государственных символов России в процессе деятельности на занятиях или отрядных мероприятиях по нумизматике и бонистике (изучение и собирание монет и денежных знаков разных стран и эпох), филателии (изучение и собирание почтовых марок), фалеристике (изучение орденов, медалей, нагрудных знаков), эмблематике (изучение государственных эмблем, знаков отличия) и др.
9. Просмотр цикла документальных фильмов, посвященных государственным символам РФ.
10. Выставка политической и художественной литературы о символах государства.
На ней же необходимо размещать списки рекомендуемой литературы, тематику бесед для всех возрастных групп школьников, педагогов, а также плакаты, иллюстрации и другие вспомогательные материалы.
Литература:
1. Раков С. Государственная и общественная символика / C. Раков // Воспитание школьников. – 2001. – №1. – С.8-14.
2. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30– 51 -131/ 16).
3. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1983. Т.3. П–Р. 1983. – 752с.
Приложение 2. Формирование толерантных отношений среди детей разных народов и народностей
Толерантность
1. Терпимость человека к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличных от тех, которые разделяет субъект.
2. Уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия.
Толерантные отношения – отношения, строящиеся на уважении друг к другу, умении терпимо относиться к чуждому мнению, поведению.
Народ
1. Население той или иной страны.
2. Нация, национальность, народность.
Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
Национальность – принадлежность к какой-либо нации, народности.
Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся жизни и культуры.
В настоящее время система образования России ориентирована на приоритеты конституционных прав человека, изучение родного языка, приобщение подрастающего поколения к материальной и духовной культуре многонациональной страны; а также на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческим традициям россиян. Все это закреплено в законе РФ «Об образовании» (ред. 2002г.), Национальной доктрине образования в РФ (одобрена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751), Концепции государственной молодежной политики в РФ (одобрена на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи от 5 декабря 2001 г., протокол № 4).
В связи с этим одной из первоочередных задач воспитательного процесса в любом детском оздоровительно-образовательном центре является формирование у детей толерантного сознания через разработку и реализацию системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм толерантного поведения, противодействия экстремизму во всех его проявлениях.
Вся работа направлена на формирование готовности детей к толерантно ориентированным социальным отношениям в российском обществе на примере проживания во временном детском коллективе, которая, возможно, в дальнейшем будет определять их поведение в подобных ситуациях. От того, насколько будет развита у каждого отдельного ребенка способность понимать человека другой культуры и национальности, настолько окажется достижимой гармонизация межнациональных отношений в современном обществе. С этой целью возникает необходимость знакомства детей с культурами различных народов, проживающих на территории РФ, развития навыков межкультурного общения, совместной жизнедеятельности.
Организационное направление предполагает создание в детском оздоровительно-образовательном центре особого культурного пространства, в условиях которого осуществляется формирование личности ребенка как носителя национальной культуры, и в то же время, способного усваивать традиции, язык, культуру других народов, основываясь на собственном опыте, а не под давлением чужого мнения.
Для успешной реализации данного направления необходимо проводить следующие мероприятия:
1. Формировать отряды по национально-территориальному принципу.
2. Организовывать конкурс полиглотов, конкурс рефератов по краеведению.
3. Организовывать изготовление сувениров для друзей с национальной символикой и орнаментом (на занятиях в отделе дополнительного образования).
4. Готовить радиопередачи, газеты, видеоклипы на национальные темы.
5. Создавать организационно-педагогические условия для предоставления детям вариантов интересной и успешной деятельности в многонациональных группах, коллективах.
Образовательное направление предполагает раскрытие культурных богатств народов, проживающих на территории РФ, через разработку и реализацию дружинных и отрядных мероприятий.
Дружинные мероприятия (на примере ВДЦ «Океан»):
· Фестиваль национальных культур «Моя Федерация» (в программе: Вечер свадебных обрядов, Вечер национальных праздников, Неделя национального кино и детской литературы, Неделя национальных кухонь, Неделя национальной моды, Выставка детского национального творчества, фольклорный праздник «Россия – Родина моя!», выставка «Край мой родной!», устный журнал «В мире национального искусства», конкурс сочинений «Моя родословная»), а также:
· вечер «Национальные герои»;
· Вечер национального танца;
· вечер российской символики «Мы – дети твои, Россия!»;
· Ярмарка игр и забав народов России;
· вечер знакомств «Здравствуйте, дети России!»;
· вечер традиций «Мир начинается с меня!»;
· книжные выставки, посвященные национальным достижениям;
· круглые столы по обмену опытом между делегациями субъектов РФ по вопросам самоуправлении в школе (в детском и молодежном движении);
· календарные праздники.
Отрядные мероприятия:
· игры;
· коллективно-творческие дела;
· отрядное дело «Моя малая Родина»;
· спецкурс по толерантности «Я и другие»;
· круглые столы, дебаты, мозговые штурмы по обсуждению проблем многонациональной России.
Деятельностное направление предполагает обучение детей конкретным способам и формам толерантного взаимодействия с представителями других этносов в процессе создания основы временного детского коллектива, особого нравственного базиса (взаимоуважения, желания работать вместе).
Методы работы:
· индивидуальные беседы;
· распределение поручений;
· вовлечение детей в организацию и проведение различных мероприятий.
Аналитическое направление предполагает мониторинг проявлений случаев экстремистского и националистического характера в оздоровительно-образовательном центре и организацию разъяснительной работы по выявленным случаям.
Механизм проведения разъяснительной работы:
· индивидуальная работа с каждым из конфликтующих;
· привлечение к разбору ситуации представителей органов самоуправления, детской комиссии по правам человека;
· коллективное обсуждение проблемы;
· привлечение руководства.
Литература:
1. Марзоева Э.В., Сергиенко Е.С. Программа «Моя Федерация». Из опыта работы педагогов Центра / Э.В. Марзоева, Е.С. Сергиенко. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – 68 с.
2. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1982. Т.2. К–О. 1982. – 736 с.
Т.3. П–Р. 1983. – 752 с.
Т.4. С–Я. 1984. – 794 с.
Приложение 3. Формирование культуры поведения в общественных местах
Культура – совокупность общепринятых норм и форм жизнедеятельности, в которых находят свое выражение нравственные ценности, представление о красивом и некрасивом, требование здравого смысла и целесообразности.
Поведение – образ действий, характер поступков в отношении кого-либо, чего-либо в соответствии с правилами этикета.
Культура поведения – один из элементов целостной системы нравственной культуры личности, в основе которой лежат такие качества, как сдержанность, тактичность, деликатность, вежливость, толерантность.
Культурное поведение людей – это часть проблемы культуры человеческих отношений. Ведь из актов индивидуального поведения складывается общественное поведение.
Большую часть времени современный человек проводит в общественных местах. Культурное поведение в этих местах обеспечивается нормами, которые выработало и которых придерживается общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающими. Все это необходимо для соблюдения общественного порядка.
Но этические знания вовсе не гарантируют развитие навыков и привычек культурного поведения.
Систематическое приучение детей к соблюдению норм культурного поведения в местах массового посещения детьми – столовой, киноконцертном зале – важная задача педагогического коллектива любого лагеря.
Методы воспитания культуры поведения в столовой
Основными методами воспитания культуры поведения являются: беседа, инструктаж, конкурс, упражнение, анализ.
Приобретение опыта культурного поведения в столовой осуществляется в процессе ежедневного посещения столовой.
Например, в ВДЦ «Океан» перед посещением столовой обращается внимание детей на культуру внешнего вида, культуру поведения, культуру приема пищи.
Культура внешнего вида. Одежда должна соответствовать посещаемому месту. Главное правило – она должна быть опрятной, обувь удобной, фиксирующей стопу (шлепанцы и сланцы, майки и шорты не приняты!).
Культура поведения. В столовой не принято кричать. Не рекомендуется произносить кричалки, поздравления. Допускается негромкое пожелание приятного аппетита друг другу.
Культура приема пищи. В «Океане» принято заранее готовить эстетично оформленные открытки с указанием количества человек, сидящих за столом. Рекомендуется обращать внимание на соблюдение осанки при приеме пищи. Не принято ставить локти на стол. Не разрешается выносить продукты из столовой. После приема пищи следует в одну тарелку сложить остатки пищи и аккуратно составить грязную посуду на столе (тарелки – друг на друга, вилки и ложки – в стакан).
В «Океане» с годами сложились правила поведения детей в столовой.
Так, например, дежурные дети из каждого отряда (два мальчика и одна девочка) с одним вожатым за пять минут до приема пищи приходят в столовую. Девочка проверяет количество порций в соответствии с количеством детей в отряде, количеством человек, сидящих за конкретным столом. Мальчики ставят (снимают) скамейки. (В «Океане» скамейки прикреплены к столам).
Второй вожатый собирает детей на отрядном месте, проверяет чистоту рук, внешний вид. После приглашения по радио отряд проходит в столовую.
Дежурные дети каждого отряда встречают отряд возле столов. Вожатые разливают по тарелкам кашу (суп), приносят чай (компот) и разливают по стаканам, негромко желают «Приятного аппетита!». Один вожатый идет принимать пищу, а второй наблюдает за порядком во время приёма пищи детей. Затем вожатый, который поел, контролирует качество уборки столов дежурными, а второй вожатый отправляется принимать пищу.
После приема пищи дети, сидящие за одним столом, складывают в одну тарелку остатки пищи и аккуратно составляют грязную посуду на столе (тарелки – друг на друга, вилки и ложки – в стакан). Дежурные по столовой мальчики уносят посуду и убирают (поднимают) скамейки, дежурная девочка протирает столы.
Обучение детей правильному передвижению по дружине
В целях безопасности и обеспечения общественного порядка, в детском оздоровительно-образовательном центре важно разработать специальную систему передвижения отрядов по коридорам, лестницам, территории.
Например, в ВДЦ «Океан» действуют следующие правила:
· при перемещении необходимо придерживаться правой стороны;
· перемещаться следует парами;
· не допускается передвижение бегом (для закрепления этого правила вводятся шуточные игры, например, «Замри», «Змея» и т.д.);
· при передвижении мимо отрядных мест, кабинетов не допускается шум;
· во время движения по лестницам, чтобы настроить детей на дальнейшие события, можно использовать кричалки, петь отрядные песни;
· при встрече двух отрядов на лестничной площадке необходимо дать возможность пройти отряду, который первым начал движение по лестнице, и только после этого продолжить движение;
· не допускается при движении трогать руками, прочерчивать ручками, карандашами, ногтями стены, толкать впереди идущих;
· в случае образования большого скопления детей, необходимо остановиться, подождать пока пройдут другие отряды, соблюдать дистанцию между отрядами.
Задачи вожатого:
· постоянно напоминать детям правила передвижения по коридорам и лестницам;
· обязательно предупреждать об опасных местах в дружине;
· во время дружинного дела в киноконцертном зале соблюдать правила входа в помещение и выхода из него;
· в первые дни смены при передвижении обязательно осуществлять сопровождение отряда двумя вожатыми (один – в начале колонны, второй – в конце), чтобы приучить детей к правилам передвижения по территории;
· во время незапланированной паузы при передвижении занимать детей исполнением песен, играми.
Методы воспитания культуры поведения в киноконцертном зале
Каждый день в детских оздоровительно-образовательных центрах проводятся культурно-массовые мероприятия. Обычно, в холодное время года, местом проведения является киноконцертный зал, в теплое время года при хорошей погоде – амфитеатр, стадион или площадь.
Основными формами обучения детей навыкам культурного поведения являются:
· беседы о правилах поведения перед, во время и после окончания культурно-массовых мероприятий;
· Урок Культуры о соблюдении правил поведения в киноконцертном зале, на стадионе во время культурно-массовых мероприятий;
· упражнения по обучению и закреплению навыков культурного поведения;
· личный пример педагога;
· инструктаж по технике безопасности, культуре поведения перед каждым культурно-массовым мероприятием;
· сбор-анализ о выполнении требований по культуре поведения во время культурно-массовых мероприятий отрядом.
Перед первым посещением киноконцертного зала в ВДЦ «Океан» проводится инструктаж по соблюдению культуры внешнего вида, в том числе:
· одежда, обувь подбираются в соответствии с тематикой дела;
· запрещается посещать культурно-массовые мероприятия в шлепанцах и сланцах, майках и шортах.
Обращается внимание на правила культуры поведения, например:
· запрещается жевать жвачку, пить, есть; показывать неприличные жесты; кричать и громко разговаривать; перешагивать через ряды, лежать на них; закрывать спиной камеру, «кривляться» в нее и махать руками;
· разрешается подниматься на сцену строго по ступенькам; выходить из зала во время мероприятий – только через верхние входы; при передвижении по рядам необходимо идти лицом к сидящему человеку, спиной к сцене.
Задачи вожатого перед каждым мероприятием:
· вожатый собирает отряд в обозначенное время, рассказывает о тематике и форме мероприятия, настраивает на восприятие мероприятия, напоминает правила культуры поведения;
· после объявления по радио о начале рассадки в киноконцертном зале (амфитеатре), он собирает детей, проверяет соответствие одежды и обуви предстоящему мероприятию.
Перед входом в зал (амфитеатр) детей встречает дежурный вожатый. Отряд приветствует его. Дежурный вожатый называет ряды и посадочные места, обозначает, как удобнее пройти к ним. Если звучит танцевальная музыка, то детям предлагается танцевать. Непосредственно перед самим мероприятием звучит песня, подобранная в соответствии с его тематикой, она служит своеобразным сигналом начала мероприятия. Дети исполняют ее и рассаживаются на свои места. По окончании мероприятия отряд вновь исполняет песню (каждое мероприятие заканчивается исполнением разных песен, в соответствии с настроением и тематикой дела). Затем по команде вожатого отряд начинает выход из зала.
Возможны различные виды рассадки в киноконцертном зале, амфитеатре, других зрительных залах. Например, в «Океане» практикуются следующие виды:
· обычная. При организации такого вида рассадки учитывается количество детей в каждом отряде и их возраст. Важно, чтобы отряды на каждом деле не сидели на одних и тех же местах.
· праздничная. Как правило, старшими вожатыми определяются места для размещения гостей (напр., в киноконцертном зале – середина центрального ряда, в амфитеатре – центральные ряды главной трибуны). Рассадка детей организовывается так же, как и обычная.
· фестивальная (в киноконцертном зале). Организовывается в том случае, когда в мероприятии принимают участие все дети (коллективы) или их большая часть. Рассадка начинается с нижних рядов зала таким образом, чтобы дети, выступающие во второй части мероприятия, сидели на нижних рядах, а дети, выступающие в первой части – на верхних. Таким образом, когда дети выходят или входят, они не мешают большему количеству зрителей смотреть мероприятие.
· «Коробка». Организовывается во время проведения эрудит-игр, диспутов и др. мероприятий, когда необходимо обсуждать проблемы, сообща принимать решения. Отряды рассаживаются по 10 человек на каждом ряду друг за другом, в центре – вожатый.
В детском оздоровительно-образовательном центре необходимо особое внимание обращать на культуру поведения болельщика (в киноконцертном зале, на стадионе).
Болельщик – страстный любитель спортивных состязаний, конкурсов, игр, поклонник какого-либо вида спорта, какой-либо команды.
Такие мероприятия, как соревнования, игры в зале, конкурсы, требуют тщательной подготовки болельщиков. Чтобы прививать детям культуру поведения болельщика, необходимо:
· перед каждым мероприятием сообщать детям о его характере, предполагаемых в нем соревнованиях, играх, правилах и т.д.;
· проводить инструктаж по культуре поведения болельщика перед каждым матчем, игрой, делом;
· организовывать подготовку различных форм поддержки (кричалки, плакаты, поздравления и сюрпризы);
· проводить конкурсы для болельщиков;
· осуществлять контроль за выполнением детьми правил поведения болельщиков;
· вожатым демонстрировать образцы поведения при поддержке команды в случае выигрыша или проигрыша.
В «Океане» разработана «Памятка болельщику», с которой дети знакомятся перед состязаниями, конкурсами, соревнованиями.
Памятка болельщику
Знаете ли Вы, уважаемый болельщик, что 50% успеха выступающим приносите именно Вы?!
Знаете ли Вы, что от Вашего настроения зависит настроение команды (игрока) на сцене?!
Знаете ли Вы, что каждый уважающий себя болельщик не допустит неуважения к выступающему на сцене и, что есть золотое правило: «Относитесь к другому человеку так, как хотели бы, чтобы относились к Вам другие»?
Знаете ли Вы, что жевание жевательной резинки – процесс физиологически важный, но глубоко интимный, жующая и надувающая пузыри публика болельщиков вызывает неприятное чувство у выступающих.
Знаете ли Вы, что свист, выкрики с мест во время выступления – дурной тон?
Знаете ли Вы, что эмоционально-благоприятное впечатление на выступающих оказываете Вы, болельщик, своими приветствиями, лозунгами, овациями, аплодисментами, другими интересными атрибутами для поддержки своей команды, команды-соперницы?
Знаете ли Вы, что во время выступления, даже если эмоции переполняют Вас, не надо вставать с мест, выражая бурю восторга, это может помешать выступающим?
Литература:
1. Азы КВН (пособие для начинающих игроков) / Под общ. ред. Э.В.Марзоевой. – 2-ое изд. доп. и перераб. – Владивосток: Всероссийский детский центр «Океан», 2001. – 50 с.
2. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1982. Т.2. К–О. 1982. – 736с.
Т.3. П–Р. 1983. – 752 с.
Приложение 4. Формирование культуры взаимоотношений между девочками и мальчиками
Культура – высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности.
Под культурой взаимоотношений понимается соблюдение нравственных норм, общепринятых правил этикета между кем-либо, чем-либо.
Во все времена проблема формирования культуры взаимоотношений в детских центрах между мальчиками и девочками была актуальной. Сегодня наблюдается самостоятельность детей в получении информации из различных источников, ее активном усвоении на собственном опыте. Современные дети, воспитанные не на лучших образцах современной культуры, зачастую ведут себя агрессивно, цинично и слишком раскрепощено. Все чаще отношения между ними складываются неровно и нередко конфликтно. Чаще всего мальчики дружат с мальчиками, а девочки – с девочками. На степень выраженности этой закономерности влияет уровень развития межличностных отношений в коллективе.
Одним из важнейших направлений деятельности педагогического коллектива детского оздоровительно-образовательного центра является развитие нормальных межличностных отношений между мальчиками и девочками в условиях временного детского коллектива (объединения). Но независимо от индивидуальных особенностей (привычек, склонностей, умений, темпов развития психических процессов, особенностей темперамента) и специфики предшествующего развития, у каждого ребенка существует индивидуальная «чувствительность к добру», в основе которой различный опыт нравственно-духовного, гуманного семейного воспитания, взаимоотношений с окружающими, особенности среды личностного становления и взросления. Деятельность педагогов Центра направлена на создание условий для нравственного самоусовершенствования каждого ребенка.
Ведущая роль в этом процессе принадлежит взрослым. Им необходимо при активном участии, более того, соучастии в жизни ребенка найти верный тон, установить контакты со всеми детьми, демонстрировать личным примером высокий культурный уровень взаимоотношений между вожатыми (уважение, поддержку, помощь друг другу). От того, как строятся отношения между взрослыми, во многом зависит характер взаимоотношений между сверстниками.
Правильно выстроенные взаимоотношения между вожатыми – помощь, забота друг о друге, внимание – демонстрируют детям верные модели поведения мужчин и женщин.
Основными компонентами формирования культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками являются: организация работы с девочками, организация работы с мальчиками, организация работы с влюбленными парами, совместная деятельность.
Формирование культуры взаимоотношений подразумевает принятие детьми форм социального поведения, к которым относятся:
Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия (приветствие, прощание, благодарность, просьба).
Времяпрепровождения – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях известных всем (настрой на дружинное дело, общение в ожидании сбора отряда с целью сообщения плана на день, перед посещением столовой).
Игры (игры, упражнения на воспитание дружелюбного отношения между мальчиками и девочками, напр., «Тайный друг» и др.).
Совместная деятельность – взаимодействие между детьми, направленное на достижение общих целей.
Предлагаем возможные формы организации деятельности детей в ВДЦ «Океан».
В детском оздоровительно-образовательном центре:
1. Дискуссия «Любит – не любит» (формирование культуры взаимоотношений между девочками и мальчиками).
2. Конкурсная программа «Мисс и Мистер отряда» (осмысление моделей поведения девушек и юношей в отряде).
3. Тематический вечер «Веками люди пишут про любовь» (приобщение через поэзию к таким нравственным ценностям, как любовь, искренность, верность, уважение, целомудрие).
4. Урок нравственности (формирование нравственных качеств).
5. Концерт «Ода женщине» (формирование уважительного отношения к женщине – матери, хранительнице семейного очага, другу).
6. Концерт «Мужчине посвящается...» (формирование уважительного отношения к мужчине – отцу, защитнику, другу).
7. Тематический вечер «Их познакомил “Океан”...» (осознание ценности океанских взаимоотношений через знакомство с семейными парами, познакомившимися друг с другом в «Океане»).
8. Конкурсная программа «Бой-гёл-шоу» (укрепление дружеских отношений между девочками и мальчиками).
9. Гостевание «Давайте с вами дружить!» (установление дружеских отношений между детьми разных отрядов на начальном этапе программы).
В отряде:
1. Индивидуальная работа с девочками, мальчиками, влюбленными парами.
В ежедневных беседах с детьми вожатой-девушке необходимо придерживаться позиции девушки. При обсуждении вопросов, касающихся отношений с девочками в отряде, вожатая должна использовать фразы: «…мы, девочки…», «…нам, девочкам…», показывая, что она часть женского коллектива. Аналогичным образом рекомендуется вести себя вожатому-юноше.
2. Ежедневная подготовка приятных сюрпризов друг для друга (с помощью вожатых).
3. Огонек «О дружбе и товариществе» (осмысление нравственных ценностей через формирование культуры отношений).
4. Отрядное дело «Этикетные подсказки» (обучение таким этическим нормам, как оказание знаков внимания, ухаживание, выражение чувств).
5. Отрядное дело «Зачем учиться понимать других?» (формирование культуры межэтнических, межвозрастных, межполовых отношений).
6. Коллективно-творческие дела (творческое сплочение детей).
7. Подготовка праздников, посвященных 23 февраля, 8 марта.
8. Отрядное дело «Вечер вопросов и ответов» (сплочение детей).
9. Девичник (женские посиделки с разговорами на женские темы и др.).
10. Мальчишник.
Организация работы вожатой с девочками
1. Установление доверительных отношений между вожатой и всеми девочками в отряде.
2. Проведение беседы с девочками во время хозяйственного сбора по следующим темам:
· правила общежития в кубрике, отряде, дружине;
· правила поведения в отряде;
· правила хорошего тона (внешний вид: соответствие одежды и макияжа времени дня, времени года);
· правила взаимоотношений с мальчиками (тон общения, разбор понятий «территория человека», «женская территория», «мужская территория», «влюбленность»);
· правила здорового образа жизни (прогулки, проветривание, личная гигиена, утренняя зарядка, отказ от вредных привычек);
· правила доброго отношения к сотрудникам Центра (приветливость с санитарками, соблюдение чистоты и порядка в душевых, туалетных комнатах).
3. Проведение беседы с девочками в дружине во время общего сбора по следующим темам:
· правила общежития в дружине;
· правила доброго отношения друг к другу;
· правила взаимопомощи (возможность обратиться за помощью не только к вожатой своего отряда, но и к любой другой, старшей вожатой, сотрудницам Центра, девочкам из других отрядов);
· правила взаимоотношений с юношами-вожатыми (внешний вид, недопустимость вызывающего, провоцирующего поведения, разница в возрасте, влюбленность в педагога).
4. Ежедневная индивидуальная работа с девочками, доверительные беседы («Девичьи посиделки»).
5. Организация деятельности по подготовке сюрпризов, розыгрышей для мальчиков отряда.
Организация работы вожатого с мальчиками
1. Установление доверительных отношений между вожатым и всеми мальчиками в отряде (как в индивидуальном, так и групповом порядке).
2. Проведение беседы с мальчиками в отряде во время хозяйственного сбора по следующим темам:
· правила общежития в кубрике, отряде, дружине;
· правила поведения в отряде;
· правила хорошего тона (внешний вид: соответствие одежды времени дня, времени года);
· правила взаимоотношений с девочками (тон общения, разбор понятий «территория человека», «мужская территория», «женская территория», «влюбленность»);
· правила здорового образа жизни (прогулки, проветривание, личная гигиена, утренняя зарядка, отказ от вредных привычек);
· правила доброго отношения к сотрудникам Центра (приветливость с санитарками, соблюдение чистоты и порядка в душевых, туалетных комнатах).
2. Проведение беседы с мальчиками в дружине во время общего сбора по следующим темам:
· правила общежития в дружине;
· правила доброго отношения друг к другу;
· правила взаимопомощи (возможность обратиться за помощью не только к вожатому своего отряда, но и к любому другому, старшему вожатому, сотруднику Центра, мальчикам из других отрядов);
· правила взаимоотношений с девушками-вожатыми (внешний вид, недопустимость вызывающего, провоцирующего поведения, разница в возрасте, влюбленность в педагога).
4. Ежедневная индивидуальная работа с мальчиками, доверительные беседы («Мальчишник»).
5. Организация деятельности по подготовке сюрпризов, розыгрышей для девочек отряда.
Организация работы с влюблёнными парами
Методика организации работы с влюблёнными парами строится на основе индивидуальных бесед – «беседа с мальчиком» и «беседа с девочкой».
Именно этот метод работы является наиболее эффективным. При этом беседу с мальчиком должен проводить вожатый, с девочкой – вожатая.
При проведении беседы в ВДЦ «Океан» обращается внимание на следующие моменты:
· ухаживание – это, прежде всего, уважение друг к другу;
· объятия не должны смущать окружающих людей;
· на прогулку вдвоем можно уйти только с разрешения вожатого (прогулка вокруг амфитеатра, по Аллее любви, площади Мира);
· возможно посещение кафе «Парус» для влюбленных на территории Центра.
Вожатым необходимо осуществлять постоянный, но ненавязчивый контроль за парами, организовывать и проводить беседы с детьми при помощи медицинских работников и педагогов о чести, достоинстве, целомудрии.
В «Океане» влюбленным парам предлагается поучаствовать в различных мероприятиях (напр., в тематическом вечере «О любви», Конкурсе Красоты, «Элегант-шоу»).
При организации работы с влюблёнными парами необходимо помнить, что дети преодолевают тот период своей жизни, который в будущем для них окажется очень важным, и поэтому ни в коем случае нельзя запрещать детям переживать этот опыт.
Литература:
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2002. – С.103.
2. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей: Учебное пособие для студентов / С.Я. Рубинштейн. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 41 с.
3. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1984. Т.1. А–И. 1981. – 698 с.
Т.2. К-О. 1982. – 736 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.