ГБОУ «Республиканский центр образования»
Программа психокоррекционно-развивающих занятий
для обучающегося с расстройством аутистического спектра (вар. 8.2)
педагог-психолог:
Кострова Ольга
Владимировна
2019-2020
учебный год
ФИО (--------------------------------)
Дата рождения : ---------------.
Школа , класс: -------------------
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося:
Контакт с ребенком неустойчивый, повышенная чувствительность к тактильным, звуковым раздражителя, недостаточное потребности в контактах с окружающими.
Поведение в ситуации обследования: поведение полевое, определяется непосредственными побуждениями , вербальному контакту мало доступен, в виду нарушения процессов регуляции речевой деятельности; инструкцию взрослого не понимает даже после многократного повторения, интерес к заданиям не стойкий и быстро проходящий,аутостимуляцией (в виде потряхивания руками перед глазами)
Отношение к обследованию: не адекватное, преобладает хаотичное поведение; с повышенной психомоторной расторможенностью.
Темп работы и работоспособность: темп работы неравномерный, переключаемость затруднена, наблюдается зациклиность на одном действии, стереотипия.
Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка) на имя иногда взглядом реагирует, названия с картинками не соотносит, не сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем.
Особенности латерализации: левосторонняя, правополушарная
Характеристика моторики: отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации (захват карандаша не правильный, рисование на уровне 2-х летнего ребенка).
Особенности памяти: уровень развития произвольной зрительной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой, объем слухоречевой памяти недостаточный, воспроизведение затруднено;
Особенности восприятия: основные цвета знает и не всегда соотносит, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано недостаточно (подбирает форму и величину путем проб и ошибок). Уровень пространственного восприятия низкий.
Особенности внимания: отмечается неустойчивость внимания, обнаруживается повышенная отвлекаемость, общий уровень произвольного внимания снижен по сравнению с возрастной нормой.
Особенности мышления: навыки обобщения и классификации не сформированы. Уровень развития аналитико-синтетической деятельности низкий. Самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи и зависимости в наглядной и вербальной ситуации.
Особенности речевого развития: разговорной речью не владеет, изъясняется жестами и звуковыми комплексами, иногда повторяет слова но не соотносит их по смысловому содержанию.
Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально лабилен; неустойчивые эмоциональные реакции, на одобрение и похвалу не реагирует, проявляет аутоагрессию на отказ(бьет себя, собеседника, раскидывает игрушки, тетради, книги,)
Особенности мотивационно-волевой сферы: саморегуляция и контроль низкие из-за низкой концентрации внимания, организующая помощь взрослого мало эффективна, выраженная привязанность к постоянству(стереотипным играм), слабый познавательный интерес
Характер межличностных отношений: избирательно, не ориентирован на собеседника, с другими детьми не играет, держится обособленно, отстраненно;. комфортно себя чувствует когда один
Заключение: уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития, Трудности обучения связаны с незрелость эмоционально-волевой сферы, уровень развития психических процессов ниже показателей возрастной нормы: низкая концентрация внимания, незрелость тонкой моторики и несформированность саморегуляции и контроля поведения (аутоподобное поведение).
для обучающихся с РАС (вар. 8.2)
Основные этапы психологической коррекции:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.
Первый этап
– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.
Второй этап
– усиление психологической активности обучающегося, стимулирование к повторению действия, подражанию, развитию приемов самообслуживания. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение обучающегося , понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе
- важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для коррекции психоэмоциональных нарушений и познавательного развития обучающегося , расширение его социального опыта и формирования коммуникативных навыков.
Задачи:
- расширять сенсорные представления и формировать восприятие окружающего пространства.
- развивать когнитивные процессы, мелкую и общую моторику;
- формировать у обучающегося, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- осуществлять коррекцию поведенческих нарушений, аффективных состояний;
-способствовать обогащению и развитию эмоционально-волевой сферы;
- обогащать их социальный опыт посредством выстраивания межличностных отношений с окружающими;
Направленность программы: коррекционно-развивающая.
Направления коррекционной работы:
- коррекция дезадаптивного поведения;
- формирование стереотипа учебного поведения;
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование навыков социального взаимодействия;
- развитие социально-бытовой ориентировки;
- формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
Также важными направлениями коррекционной работы являются следующие:
- сенсорно-перцептивное развитие;
- развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- эмоционально-личностное развитие.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― индивидуальные и групповые занятия,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики,
― беседы с учащимся,
― организация продуктивной деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Программа содержит три этапа:
1.Этап психодиагностики (на начало)
2.Этап практический (проведение коррекционных занятий).
- Общение
- Развитие речи
- Развитие сенсорного восприятия и пространственно- временных представлений.
- Внимание
- Память
- Мышление
3.Этап психодиагностики (конец года)
Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемыми детьми с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п.
Для реализации программ используются:
- оборудованная сенсорная комната (на базе ----------------);
- учебные пособия и дидактические материалы для детей с особыми образовательными
потребностями (межполушарные доски);
Место курса в учебном плане:
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 занятия в неделю, 34 учебных недели.)
Специалист, реализующий данную программу - педагог-психолог ГБОУ «РЦО»
Длительность индивидуальных занятий составляет – 25-30 минут, групповых 35-40 мин.
План занятия:
1.Вводная часть.
Создание положительной атмосферы.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы ребенок мог настроиться на совместную деятельность (использование ритуалов приветствия и прощания).
2.Основная часть.
Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены другими в зависимости особенностей обучающегося).
3.Заключительная часть. Рефлексия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА КУРС 1 КЛАССА
№ п/п |
Раздел |
Темы занятия |
Примерное содержание занятий |
|
1 четверть |
||||
1 |
Этап Диагностический. (3ч.) |
― эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; ―познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; ― социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика; |
Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем (родителей), лист наблюдений за детьми с РАС для оценки развития, комплексное обследование уровня актуального развития (Забрамная С.Д. — «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей») |
|
2 |
2.Этап практический (проведение коррекционных занятий). Общение (6ч) |
Формирование эмоционального контакта с психологом Знакомство с ритуалами приветствия и прощания. Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта. Стимуляция психической активности, Формирование целенаправленного поведения |
Упражнения на межполушарных досках-тренажерах, массаж су-джок, «Расскажи о…», «Другими словами» «Имена» чувств, «Зеркало» «Кто не против нас, тот с нами» |
|
3 |
Развитие сенсорно-перцептивного восприятия (4ч)
|
Зрительное восприятие Слуховое восприятие Кинестетическое восприятие Развитие зрительного и осязательного восприятия |
массаж су-джок, игры с мячами разной плотности. Игра «Ласковый котенок» Игра «Мои игрушки» Игра «Жучки» Игра «Море волнуется раз…» Игра «Кот и мыши» Игра «Лимон-банан» Игра «В мире запахов» Игра «В мире звуков» Игра «Игрушечный концерт» Игра В мире«звуков в природы» Игра «В мире звуков» Игра «Ближе, дальше» Игра «Что это?» Игра «Хоровод» Игра «Жарко-холодно» Дид/и. «Облачко» |
|
4 |
Развитие сенсорного восприятия и пространственно- временных представлений. (5ч) |
Ориентация в пространстве.
Развиваем мелкую моторику.
Составление целого из частей. |
Игры на развитие мелкой моторики рук (Игра «Прищепки», упражнение «Рисование овалов, кругов и их сочетание», «Рисование замкнутых, петелеобразных линий», «Вырезаем по контуру из бумаги», «Выложи картинку из крупы», «Обведи точно»). Работа с мозаикой, дорисовывание группы точек или фрагмента изображения до целого образа. |
|
2 четверть |
||||
|
Развитие сенсорно-перцептивного восприятия (7ч)
|
Проприоцептивное и вестибулярное воздействие, совместное внимание. Осознавание своего тела, развитие вестибулярной системы, |
Игры :«Раскачивание на большом мяче»; «Сосиска в одеяле»; «Нащупай в мешке»; «Веселые пузыри»; «Спрятанные сокровища»; «Кто прячется в башне»; «Кто дальше дунет»; |
|
|
Коррекция памяти и внимания(7ч)
|
Распределение внимания. Объем внимания Зрительная память. Слуховая память Словесно – логическая память.
|
Упр. на игровизоре: «Запретная цифра», «Лабиринт», «Что это?», «Дети наоборот»; Упражнения на развитие объема внимания «Нарисуй по памяти», «Повтори по образцу», «Что какого цвета?» «Поиск ассоциаций» «Определи понятия» |
|
3 четверть |
||||
|
Развитие память, внимания (13ч)
|
Продуктивность запоминания. Полнота и точность представлений |
«Цепочка» «Неделька», «Молчанка» «Когда деревья надевают этот наряд?» «Когда это бывает?» |
|
|
Развитие сенсорного восприятия и пространственно- временных представлений (7ч.) |
Координация крупной моторики, зрительно- моторная интеграция, планирование движений ( праксис) проприоцептивное воздействие |
Игры :«Конвейер», « Крушение доски-каталки», «Парящий шарик» ««Ловец с ведром» : «Бросание мячиков» |
|
4 четверть |
||||
|
Развитие мышление (5ч) |
Развитие наглядно-образного мышления Развитие элементов логического мышления
|
«Составь фигуру», «Продолжи узор» «Раздели на группы», «Сложи фигуры» «Игра с двумя обручами» «На что это похоже?», «Светофор» «Найди закономерность» |
|
|
Развитие произвольного внимание (8ч) |
Устойчивость внимания. Переключение внимания.
|
Тренажер «Попадайка»,», «Вычеркни буквы» «Что изменилось, что не изменилось», «Попади в кружок» «Подсчитай правильно», «Дети наоборот», «Найти слова из буквенного текста» |
|
|
Этап Диагностический (3ч) |
Итоговая диагностика
|
Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем (родителей), лист наблюдений за детьми с РАС для оценки развития, комплексное обследование уровня развития познавательных процессов (Забрамная С.Д. — «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей») |
|
Планируемые результаты:
- Применение навыков социально-бытового ориентирования и самообслуживания;
- Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
- Развитие познавательных навыков;
- Развитие понятийного аппарата и моторики рук;
-развитие сенсорного восприятия:
· Умение воспринимать и демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции в ответ на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие;
· Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная, акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация);
· Умение принимать ситуацию повторения взрослым звуков, движений, действий с предметом;
· Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой;
· Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект и полученным эффектом;
· Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики;
· Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей и связанные с ними повторяющиеся ситуации;
· Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию в схеме тела;
· Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;
· Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов;
- Развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающихся.
Направления работы |
Требования к результатам |
Коррекция дезадаптивного поведения |
Научиться самостоятельно прекращать крик, нежелательное поведение, опираясь на визуальные правила поведения и систему поощрений альтернативного поведения |
Формирование стереотипа учебного поведения |
Уметь работать в группе, самостоятельно отслеживать учителя, научиться выполнять фронтальные инструкции, уметь соблюдать определенные установленные в школе правила |
Формирование коммуникативных навыков |
Обращение за помощью, исключая нежелательное поведение. Развитие у ребенка стремления к контакту, внимания и ориентации на другого человека, восприятие происходящего. Выполнять задание по вербальной инструкции. Появление возможности адекватно задавать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, отказ |
Формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками |
Уметь адекватно себя вести, адекватно реагировать на прикосновения, устанавливать зрительный контакт. Уметь самостоятельно присоединяться к играм, играть в простые игры. Адекватно вести себя рядом с другими детьми. |
Анализ достижения планируемых результатов обучающегося с РАС
Оценка достижения планируемых результатов по всем параметрам в данном разделе программы указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0 – планируемые результаты не достигнуты;
1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;
2 – достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.
|
планируемые результаты не достигнуты |
достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику |
достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику |
Коррекция дезадаптивного поведения |
|
|
|
Формирование стереотипа учебного поведения |
|
|
|
Формирование коммуникативных навыков |
|
|
|
Формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.