Программа психокоррекционныз занятий с обучающимся РАС вар.8.2., 1 класс
Оценка 4.8

Программа психокоррекционныз занятий с обучающимся РАС вар.8.2., 1 класс

Оценка 4.8
docx
26.04.2020
Программа психокоррекционныз занятий с обучающимся РАС вар.8.2., 1 класс
программа психокоррекционных занятий для обучающегося с РАС вар.8.2.docx

ГБОУ «Республиканский центр образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа психокоррекционно-развивающих занятий

для обучающегося с расстройством аутистического спектра (вар. 8.2)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                          педагог-психолог:

             Кострова Ольга

Владимировна

                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                       

                                                                                                                          

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020

учебный год

 

 

 

 

ФИО (--------------------------------)

Дата рождения : ---------------.

Школа , класс: -------------------

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося:

Контакт с ребенком неустойчивый,  повышенная   чувствительность к тактильным, звуковым раздражителя, недостаточное потребности в контактах с окружающими.

Поведение в ситуации обследования: поведение полевое,  определяется непосредственными побуждениями , вербальному контакту мало доступен, в виду нарушения процессов регуляции речевой деятельности; инструкцию взрослого  не понимает даже после многократного повторения, интерес к заданиям  не стойкий и быстро проходящий,аутостимуляцией (в виде потряхивания руками перед глазами)

Отношение к обследованию: не адекватное, преобладает хаотичное поведение;  с повышенной психомоторной расторможенностью.

Темп работы и работоспособность: темп работы неравномерный, переключаемость  затруднена, наблюдается зациклиность на одном действии, стереотипия.

 Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка) на имя иногда взглядом реагирует, названия с картинками не соотносит, не сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем.

 Особенности латерализации: левосторонняя, правополушарная

 Характеристика моторики: отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации  (захват карандаша не правильный, рисование на уровне 2-х летнего ребенка).

Особенности памяти: уровень развития произвольной зрительной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой, объем слухоречевой памяти недостаточный, воспроизведение  затруднено;

Особенности восприятия: основные цвета  знает и  не всегда  соотносит, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано недостаточно (подбирает форму и величину путем проб и  ошибок). Уровень пространственного восприятия низкий.

 Особенности внимания: отмечается неустойчивость внимания, обнаруживается повышенная отвлекаемость, общий уровень произвольного внимания снижен по сравнению с возрастной нормой.

 Особенности мышления: навыки обобщения и классификации не  сформированы. Уровень развития аналитико-синтетической деятельности низкий. Самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи и зависимости в наглядной и вербальной ситуации.

Особенности речевого развития: разговорной речью не владеет, изъясняется жестами и звуковыми комплексами, иногда повторяет слова но не соотносит их по смысловому содержанию.

Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально лабилен; неустойчивые эмоциональные реакции, на одобрение и похвалу не реагирует, проявляет аутоагрессию на отказ(бьет себя, собеседника, раскидывает игрушки, тетради, книги,)

 Особенности мотивационно-волевой сферы: саморегуляция и контроль низкие из-за низкой концентрации внимания, организующая помощь взрослого мало эффективна, выраженная привязанность к постоянству(стереотипным играм), слабый познавательный интерес

 Характер межличностных отношений: избирательно, не ориентирован на собеседника, с другими детьми не играет, держится обособленно, отстраненно;. комфортно себя чувствует когда один

 

Заключение: уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития, Трудности обучения связаны с незрелость эмоционально-волевой сферы, уровень развития психических процессов ниже показателей возрастной нормы: низкая концентрация внимания, незрелость тонкой моторики и несформированность саморегуляции и контроля поведения (аутоподобное поведение).

 

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

для обучающихся с РАС (вар. 8.2)

 

Основные этапы психологической коррекции:

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.

  Первый этап

– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.

  Второй этап

– усиление психологической активности обучающегося, стимулирование к повторению действия, подражанию, развитию приемов самообслуживания. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение обучающегося , понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

  На третьем этапе

 - важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для коррекции психоэмоциональных нарушений и познавательного развития обучающегося , расширение его социального опыта и формирования коммуникативных навыков.

Задачи:

- расширять сенсорные представления и формировать восприятие окружающего пространства.

развивать когнитивные процессы, мелкую и общую моторику;

формировать у обучающегося, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- осуществлять коррекцию поведенческих нарушений, аффективных состояний;

-способствовать обогащению и развитию эмоционально-волевой сферы;

- обогащать их социальный опыт посредством выстраивания межличностных отношений с окружающими;

Направленность программы: коррекционно-развивающая.

Направления коррекционной работы:

 - коррекция дезадаптивного поведения;

-  формирование стереотипа учебного поведения;

-  формирование коммуникативных навыков;

-  формирование навыков социального взаимодействия;

-  развитие социально-бытовой ориентировки;

-  формирование представлений о себе и своем социальном окружении;

Также важными направлениями коррекционной работы являются следующие:

-  сенсорно-перцептивное развитие;

-  развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);

-  коррекция нарушений устной и письменной речи;

-  эмоционально-личностное развитие.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― индивидуальные и групповые занятия,

― игры, упражнения, этюды,

― психокоррекционные методики,

― беседы с учащимся,

― организация продуктивной  деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

Программа содержит три этапа:

1.Этап психодиагностики (на начало)

2.Этап практический (проведение коррекционных занятий).

- Общение

- Развитие речи

- Развитие сенсорного восприятия и пространственно- временных представлений.

- Внимание

- Память

- Мышление

3.Этап психодиагностики (конец года)

Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемыми детьми с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п. 

Для реализации программ используются:

       - оборудованная сенсорная комната (на базе ----------------);

      - учебные пособия и дидактические материалы для детей с особыми образовательными    

       потребностями       (межполушарные доски);

Место курса в учебном плане:

  Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 занятия в неделю, 34 учебных недели.)

  Специалист, реализующий данную программу  - педагог-психолог ГБОУ «РЦО»

   Длительность индивидуальных занятий составляет – 25-30 минут, групповых 35-40 мин.

План занятия:

1.Вводная часть.

Создание положительной атмосферы.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы ребенок мог настроиться на совместную деятельность (использование ритуалов приветствия и прощания).

2.Основная часть.

Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены другими в зависимости особенностей обучающегося).

3.Заключительная часть. Рефлексия.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА КУРС 1 КЛАССА

п/п

Раздел

Темы занятия

Примерное содержание занятий

1 четверть

1

Этап Диагностический.

(3ч.)

― эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

―познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем (родителей), лист наблюдений за детьми с РАС для оценки развития, комплексное обследование уровня актуального развития

 (Забрамная С.Д. — «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей»)

2

2.Этап практический (проведение коррекционных занятий).

Общение  (6ч)

Формирование эмоционального контакта с  психологом Знакомство с ритуалами приветствия и прощания.

Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта.

Стимуляция психической активности, Формирование целенаправленного поведения

Упражнения на межполушарных досках-тренажерах, массаж су-джок, «Расскажи о…», «Другими словами»

«Имена» чувств, «Зеркало»

«Кто не против нас, тот с нами»

3

Развитие сенсорно-перцептивного

восприятия (4ч)

 

 

 

 

 

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Кинестетическое восприятие

Развитие зрительного и осязательного восприятия

массаж су-джок, игры с мячами разной плотности.

Игра «Ласковый котенок»

Игра «Мои игрушки»

Игра «Жучки»

Игра «Море волнуется раз…»

Игра «Кот и мыши»

Игра «Лимон-банан»

Игра «В мире запахов»

Игра «В мире звуков»

Игра «Игрушечный концерт»

Игра В мире«звуков в природы»

Игра «В мире звуков»

Игра «Ближе, дальше»

Игра «Что это?»

Игра «Хоровод»

Игра «Жарко-холодно»

Дид/и. «Облачко»

4

Развитие сенсорного восприятия и пространственно- временных представлений. (5ч)

Ориентация в пространстве.

 

 

Развиваем мелкую моторику.

 

 

Составление целого из частей.

Игры на развитие мелкой моторики рук (Игра «Прищепки», упражнение «Рисование овалов, кругов и их сочетание», «Рисование замкнутых, петелеобразных линий», «Вырезаем по контуру из бумаги», «Выложи картинку из крупы», «Обведи точно»).

Работа с мозаикой, дорисовывание группы точек или фрагмента изображения до целого образа.

2 четверть

 

Развитие сенсорно-перцептивного

восприятия (7ч)

 

 

 

Проприоцептивное и вестибулярное  воздействие, совместное внимание.

Осознавание своего тела, развитие вестибулярной системы,

Игры  :«Раскачивание на

большом мяче»;  «Сосиска в одеяле»;

«Нащупай в мешке»; «Веселые пузыри»; «Спрятанные сокровища»;

«Кто прячется в башне»;

«Кто дальше дунет»;

 

Коррекция памяти и внимания(7ч)

 

 

 

 

Распределение внимания.

Объем внимания Зрительная память.

Слуховая память

Словесно – логическая память.

 

 

Упр. на игровизоре: «Запретная цифра», «Лабиринт», «Что это?», «Дети наоборот»; Упражнения на развитие объема внимания «Нарисуй по памяти»,

«Повтори по  образцу»,

 «Что какого цвета?»

 «Поиск ассоциаций»

 «Определи понятия»

3 четверть

 

Развитие память, внимания  (13ч)

 

Продуктивность запоминания.

Полнота и точность представлений

«Цепочка»

 «Неделька», «Молчанка»

«Когда деревья надевают этот наряд?» «Когда это бывает?»

 

Развитие сенсорного восприятия и пространственно- временных представлений  (7ч.)

Координация крупной моторики, зрительно- моторная интеграция, планирование движений ( праксис) проприоцептивное воздействие

Игры :«Конвейер»,

« Крушение доски-каталки»,

«Парящий шарик»

««Ловец с ведром» :

«Бросание мячиков»

4 четверть

 

Развитие мышление (5ч)

Развитие наглядно-образного мышления

Развитие элементов логического мышления

 

«Составь фигуру», «Продолжи узор»

 «Раздели на группы», «Сложи фигуры»

«Игра с двумя обручами»

«На что это похоже?», «Светофор»

«Найди закономерность»

 

Развитие произвольного внимание (8ч)

Устойчивость внимания.

Переключение внимания.

 

Тренажер «Попадайка»,», «Вычеркни буквы»

«Что изменилось, что не изменилось», «Попади в кружок»

«Подсчитай правильно»,

«Дети наоборот», «Найти слова из буквенного текста»

 

Этап Диагностический

(3ч)

Итоговая диагностика

 

Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем (родителей), лист наблюдений за детьми с РАС для оценки развития, комплексное обследование уровня развития познавательных процессов

 (Забрамная С.Д. — «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей»)

 

Планируемые результаты:

- Применение навыков социально-бытового ориентирования и самообслуживания;

- Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

- Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

- Развитие познавательных навыков;

- Развитие понятийного аппарата и моторики рук;

-развитие сенсорного восприятия:

·          Умение воспринимать и демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции в ответ на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие;

·          Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная, акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация);

·          Умение принимать ситуацию повторения взрослым звуков, движений, действий с предметом;

·          Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой;

·          Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект и полученным эффектом;

·          Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики;

·          Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей и связанные с ними повторяющиеся ситуации;

·          Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию в схеме тела;

·          Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;

·          Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов;

- Развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающихся.

 

Направления работы

Требования к результатам

Коррекция дезадаптивного поведения

Научиться самостоятельно прекращать крик, нежелательное поведение, опираясь на визуальные правила поведения и систему поощрений альтернативного поведения

Формирование стереотипа учебного поведения

Уметь работать в группе, самостоятельно отслеживать учителя, научиться выполнять фронтальные инструкции, уметь соблюдать определенные установленные в школе правила

Формирование коммуникативных навыков

Обращение за помощью, исключая нежелательное поведение. Развитие у ребенка стремления к контакту, внимания и ориентации на другого человека, восприятие происходящего. Выполнять задание по вербальной инструкции. Появление возможности адекватно задавать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, отказ

Формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками

Уметь адекватно себя вести, адекватно реагировать на прикосновения, устанавливать зрительный контакт. Уметь самостоятельно присоединяться к играм, играть в простые игры. Адекватно вести себя рядом с другими детьми.

 

Анализ достижения планируемых результатов обучающегося с РАС

 

Оценка достижения планируемых результатов по всем параметрам в данном разделе программы указывается одним из трех числовых значений соответственно:

0 – планируемые результаты не достигнуты;

1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;

2 – достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.

 

 

планируемые результаты не достигнуты

достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику

достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику

Коррекция дезадаптивного поведения

 

 

 

Формирование стереотипа учебного поведения

 

 

 

Формирование коммуникативных навыков

 

 

 

Формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками

 

 

 

 

 


 

ГБОУ «Республиканский центр образования»

ГБОУ «Республиканский центр образования»

ФИО (--------------------------------)

ФИО (--------------------------------)

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: ― индивидуальные и групповые занятия, ― игры, упражнения, этюды, ― психокоррекционные методики, ― беседы с…

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: ― индивидуальные и групповые занятия, ― игры, упражнения, этюды, ― психокоррекционные методики, ― беседы с…

Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем (родителей), лист наблюдений за детьми с

Тест на аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем (родителей), лист наблюдений за детьми с

Развитие сенсорного восприятия и пространственно- временных представлений

Развитие сенсорного восприятия и пространственно- временных представлений

Попади в кружок» «Подсчитай правильно», «Дети наоборот», «Найти слова из буквенного текста»

Попади в кружок» «Подсчитай правильно», «Дети наоборот», «Найти слова из буквенного текста»

Формирование стереотипа учебного поведения

Формирование стереотипа учебного поведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020