Кострова Ольга Владимировна
педагог-психолог ГБОУ "РЦО" г.Северобайкальск, р.Бурятия
«Инновационные технологии как средство развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» (из опыта работы, выступление на пед.конференции)
В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе, поэтому особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья, приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.
Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка с задержкой в развитии происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. Кроме того, существует большая прослойка детей, которые посещают массовые общеобразовательные школы, но под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий и, прежде всего, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. Таким детям необходима специальная помощь при адаптации в среде сверстников.
Поэтому, в ходе коррекционно-развивающей работы мы решаем следующие задачи:
- обучение детей адекватным реакциям и действиям на обращения знакомых и незнакомых людей;
- развитие у детей самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- обучение детей использованию доступных знаковых систем для реализации в играх, быту, для сообщения информации о своем состоянии, выражения просьб и др.;
- воспитание у детей интереса к окружающим людям и элементарных социальных умений в общении, развитие чувства понимания и потребности в общении.
При составлении коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ необходимо учитывать трудности социализации ребёнка (опираться и интенсивно использовать те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего развития (восстанавливать и развивать те, которые отсутствуют).
1 группа трудностей: дефекты физического развития ребенка
У большинства из них наблюдаются дефекты произношения, что делает речь малоразборчивой. У многих детей бедный и недостаточно точный словарь с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие слова, отсутствуют необходимые навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками, что существенно отражается на их психическом и личностном развитии.
2 группа трудностей: общения, порожденные социальными факторами
Боясь, что над ребенком будут смеяться их сверстники и осудят окружающие люди, таких детей изолируют от взаимодействия с социумом, лишая тем самым крайне важной для ребенка речевой практики и практики межличностных отношений.
3 группа трудностей: обусловленные индивидуально-типологическими особенностями ребенка.
Так, в случае если ребенку свойственны такие черты, как раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, излишняя чувствительность, плаксивость, негативные привычки, дурные манеры поведения, неопрятность, слабый самоконтроль, ярко выраженное плохое настроение, — все это может привести к существенным трудностям в установлении межличностных контактов.
Дети с ОВЗ, так же слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения и с большими трудностями овладевают средствами речевого общения. Усвоенные ими речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Контакты носят поверхностный характер, а у многих общение со сверстниками эпизодическое. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. Когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. Таким образом, ребенок, имеющий нарушения в развитии сталкивается со следующими проблемами:
· недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми;
· не сформировано умение использовать правила коммуникации в актуальных жизненных ситуациях;
· ограничение доступа к информационным технологиям;
· отсутствие пролонгированного эффекта полученных навыков;
· нехватка общения с ценностями культуры и природой.
Анализируя основные трудности в общении детей с нарушением в развитии можно выделить особенности формирования коммуникативных навыков детей ОВЗ.
В работе с детьми ОВЗ мы используем различные формы: это и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и групповые. Не смотря на то, что детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо расширять зону общения, не все могут заниматься в группе по медицинским показаниям. Таким детям предлагается индивидуальное сопровождение. В своей работе практикуем и такой маршрут психологического сопровождения: сначала для ребёнка предлагаются индивидуальные занятия, которые являются подготовкой для перехода ребёнка к групповым занятиям. Часто такой путь проходят дети с чертами аутичного поведения, психопатоподобным синдромом, с очень высокой тревожностью или агрессивностью и другими нарушениями.
При подборе формы занятий в любом случае проводится комплексная диагностика ребёнка, учитываются все его особенности физического и психологического развития.
Итогом групповых занятий обычно является повышение самооценки, обогащение эмоциональной и личностной сферы. Участники любой психологической группы отличаются друг от друга полом, темпераментом, интеллектом, степенью общительности и т.д. Они имеют разные интересы и жизненный опыт, естественно принося всё это с собой. Поэтому группа становится прообразом настоящего большого мира и даёт каждому ребёнку возможность найти своё место в нём. В группе ребёнок знакомится с разнообразными вариантами эмоциональных и поведенческих проявлений, может примерить их к себе. Также он ощущает реакцию других людей на собственные слова и действия и может понять причины такой реакции (ведь всё происходящее обсуждается). Это даёт ему возможность выбрать и оставить себе подходящие способы выражения чувств и поведения, отказаться от нежелательных, а какие-то просто немного подкорректировать. В итоге он начинает лучше адаптироваться в социальном мире и находит в нём достойное место для себя.
Ещё важнее то, что в безопасной атмосфере группы ребёнок погружается в свой внутренний мир и приобщается к внутреннему миру других людей. Благодаря этому он начинает чувствовать общность с другими, одновременно учась принимать и уважать различия.
В настоящее время вниманию педагога-психолога представлено большое количество методов работы с детьми с ОВЗ. Мы предпочитаем в работе использовать следующие методы, приемы и технологии:
· сказкотерапии:
или «лечение сказкой» является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия на детей, имеющих низкую самооценку, страхи, а так же нарушение поведения. Психологическая терапия сказкой, позволяет решать проблемы эмоционально-волевого характера, стимулирует творческую деятельность, воспитывает у детей любовь к чтению.
· технологией М.И. Родиной «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки»
Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка.
· технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
Это универсальные игровые обучающие средства, объединяющие различные виды деятельности детей (экологическое воспитание, обучение грамоте, ознакомление с окружающим, конструирование, математическое и речевое развитие). Например, такие тренажеры, как «Игровизор», «Коврик, ларчик», "Геоконт" и др.
· мнемотехника (для формирования системы последовательного выполнения заданий).
Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развития речи. Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с РАС и детей с нарушением речи возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.
Это карточки ПЕКСа. PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни. Такая система может помочь в составлении расписание дня, занятия, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.
· Здоровьесберегающие технологии.
В нашей работе активно использую гимнастику для глаз, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику и Су - Джок – терапию (пальчиковая гимнастика с помощью массажных мячиков), физминутки и динамические паузы, кинезиологические упражнения, (развитии головного мозга через движения.), используем специальные тренажерыдля развития межполушарных связей: межполушарные доски , балансир – лабиринт, балансировочная доска
· Артерапия (метод рука в руке)
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в первую очередь подразумевает совместное рисование (метод рука в руке). Фундаментом такого способа помощи детям является цветовая система. После того, как будет сделан рисунок, педагог и психолог смогут увидеть, какие цвета используются ребенком чаще всего. Это и будет сигналом к его эмоциональному состоянию. Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в обычный урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия.
1. Арт-терапия - безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему.
2. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности.
3. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Помнить, что основные цели арт-терапевтического занятия - психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая.
4. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство -лишь средство, которое помогает лучше понять себя, свой внутренний мир.
С учетом индивидуального восприятия определенных технологий: например в изотерапии при использование нетрадиционных техник рисования часто рисование пальцем и ладошкой не у всех детей вызывает восторг, дети с РАС часто могут воспринять это как нарушения его границ и испытывают дискомфорт, поэтому необходимо поэтапная работа с такими технологиями. (постепенное вхождение). Технология каракули и марания вызывает более положительные эмоции и приносят удовольствие ребенку в работе.
· Рефлексивная технология — модификация рефлексивного круга, отреагирование, обсуждение, подведение итогов в конце занятия, что позволяет развивать навыки общения и личностных качеств детей с ОВЗ.
· Песочная терапия - обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.
Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.
· психодрамы; психогимнастики.
Но чем же всё-таки отличаются занятия в группе детей с ОВЗ от групповых занятий детей, не имеющих таких нарушений развития? Проанализировав структуру занятий и программ в целом, мы пришли к выводу, что отличия всё же есть. Придать дополнительную уверенность, снизить тревожность при ожидании чего-то неизвестного, создать атмосферу принятия и безопасности во время занятий – это одни из главных задач, которые должны быть выполнены.
Особенности организации занятий с детьми ОВЗ:
1. Для детей с ОВЗ больше, чем для других детей важно присутствие ритуальности в занятиях (приветствие, прощание, музыкальное сопровождение, присутствие на занятиях постоянных героев, например, в виде мягких игрушек).
Например, можно использовать такие ритуалы приветствия и прощания:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем мы скажем «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Раз два, раз два вот и кончилась игра
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Мы не будем унывать,
Скоро встретимся опять. До свидания!
Утро доброе начнётся!
2. Необходимо обязательное постоянное соблюдение правил поведения в группе.
3. Надо поддерживать ощущение успеха в различной деятельности, применяя разные виды поощрений (медали, грамоты, наклейки и т.п.)
4. Чаще нужно акцентировать внимание на актуальных на данный момент эмоциях. Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития.
Само сотрудничество взрослого и ребёнка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребёнку определённые знания, умения и навыки, но и ребёнок должен хотеть их взять, “присвоить”. Детям с отставанием в развитии свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним возникает крайне редко или совсем отсутствует. Поэтому необходимо использовать различные педагогические приёмы, доступные ребёнку данного возраста
5. Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей и создания эмоционального контакта, имеющих большое значение для психологического развития и эмоционального состояния ребенка, является игра. Занятия наполняются большим количеством игр и упражнений, направленных на совместную деятельность, сотрудничество. Используются игры со всей группой, в парах, с эмоциями, тактильные, этюды, дидактические и подвижные игры, кукольный театр, предметно – игровые действия и др. При этом следует стремиться к тому, чтобы эмоциональное общение возможно быстрее перешло в деловое, основанное на совместных действиях взрослого и ребёнка, а затем и в подлинное сотрудничество.
6. В каждое занятие включаются упражнения и игры на принятие ребенка с ОВЗ остальными детьми в группе.
7. Очень важно следить, чтобы в процессе деятельности на занятии каждый ребенок смог использовать свой потенциал, компенсируя тем самым невозможность сделать что-то другое. Для этого необходимо создавать игровые и проблемные ситуации, стимулирующие речь и общение детей
Еще одной особенностью групп общения для детей с ОВЗ является то, что к блоку программы «Знакомство» приходится обращаться не один раз в течение курса занятий. Это связано с тем, что дети с ОВЗ могут отсутствовать некоторое время по болезни или по причине прохождения реабилитационных, лечебных курсов или процедур в других учреждениях (медицинских).
Применение инновационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет привлечь внимание детей к занятию, мотивировать детей на познавательную деятельность и обогащать их коммуникативный опыт.
Список литературы:
1. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
2. Ковалёв Е., Староверова М. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – Владос, 2011.
3.Л.М. Щипицына "Необучаемый" ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта»
4. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына (К. С. Лебединская, О. С. Никольская.)
5. Материалы из личного опыты работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.