Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с углубленным изучение отдельных предметов
РАССМОТРЕНО на заседании МО педагогов психолого-социального сопровождения МБОУ СОШ №1 с УИОП Протокол №__ от 28.08.2020 Руководитель МО ________________Г.Д.Ишмаева
|
СОГЛАСОВАНО
на методическом совете МБОУ СОШ №1 с УИОП Протокол№__ от 31.08.2020
Руководитель МС ___________И.Ш.Джашиашвили
|
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора №________ от 31.08.2020
Директор МБОУ СОШ № 1 с УИОП
________________И.В.Котова
|
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
КОД: ЛОУ 03
на 2020-2021 учебный год
Составитель: педагог-психолог
А.С.Барсегян
г. Пыть-Ях
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья (с легкой умственной отсталостью), в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты Мансийского автономного округа – Югры»;
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) и направлена на коррекцию недостатков психического развития, преодоление трудностей в освоении образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории, овладение навыками адаптации обучающихся к социуму.
Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность появлений познавательной активности обучающегося и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности.
Характеристика особых образовательных потребностей ребенка с легкой умственной отсталостью.
Умственная отсталость – это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчётливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Наиболее резко дефект проявляется в развитии их мышления.
Недостатки мыслительной деятельности детей с лёгкой степенью умственной отсталости.
1. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное;
2. Отсутствие ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.
3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад).
4. Стереотипность мышления, его шаблонность.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
· раннее получение специальной помощи средствами образования;
· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
· научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
· доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
· систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
· обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
· развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой
· стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.
Программа рассчитана на 2020-2021 у.г. (1 раз в неделю) по 40 мин.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.
Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Формирование этих УУД поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы: основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (педагога – психолога): отсутствие специального профессионального образования.
Система реализации внутреннего контроля за реализацией программы:
Контроль за реализацией программы осуществляет директор школы и заместитель директора школы по учебной части. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Педагог-психолог предоставляет итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.
Цель программы:
1. Коррекция и развитие познавательной сферы, развитие произвольности поведения, волевых усилий;
2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания и памяти, речи, творческое воображение.
3. Развитие процессов мышления, мыслительных операций (сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать причинно-следственные связи), развитие кругозора, связной речи, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики;
4. Сформировать позитивную мотивацию к познавательной деятельности;
5. Развить внутренний план действий.
Задачи учебной программы:
1) Повысить уровень памяти;
2) Повысить уровень внимания;
3) Повысить уровень мышления;
4) Повысить уровень восприятия;
5) Развить приемы конструктивного общения.
Используемые методы:
1) Беседа;
2) Наблюдение;
3) Тестирование, анкетирование;
4) Коррекционные занятия (упражнения, игровые занятия, мини-тренинги).
Форма работы:
Индивидуальная.
Продолжительность занятий: 40 мин.
Этапы реализации:
1. Психодиагностический;
2. Психокоррекционный;
3. Аналитический.
Ожидаемые результаты:
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие, а так же их эмоционально волевых способностей. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов всех диагностик, проводимых раз в четверть. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная цель и были ли решены поставленные нами задачи.
Возможные трудности в организации образовательного процесса: у учащегося интереса к новому виду деятельности недостаточный; часто ленится, усидчивости недостаточно, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию; ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью; трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.
На эффект развивающей психолого – педагогической программы влияют также следующие факторы:
1. Установка участников и социального окружения на психолого–педагогическое воздействие.
2. Клинические особенности дефекта, психосоматические особенности ребенка с умственной отсталостью.
Список литературы:
1. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999
2. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва, 2000
3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.
4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспекты лекций/ А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1983. – 162 с.
6. Рубинштейн С.Л. Способности. Темперамент и характер / С.Л.Рубинштейн // Основы общей психологии. – СПб., 1999.
7. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1996.
8. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль, 1996.
9. Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. – Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2007.
10. Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11,2009.
Психологическая характеристика обучающегося
Код ребенка: ЛУО-03
Возраст: 15 лет
Дата рождения: 20.01.2005г.р.
Дата обследования: 04.09.2020г.
Заключение по ТПМПК г.Пыть-ях №127 от 16.05.2018г.: легкая умственная отсталость.
Особенности контакта: дистанцию соблюдает, контактен, деятельность устойчивая, уравновешен. Интерес к заданиям снижен. Речь разборчива. Выявлена низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов, эмоциональная вялость.
Эмоционально-волевая сфера: устойчивая, незрелая.
Особенности деятельности
Работоспособность: средняя.
Темп деятельности, утомляемость: средняя, утомляемое.
Перенос на аналогичный материал: в заданиях любой сложности испытывает трудности при перенесении навыка на аналогичный материал.
Принимаемая помощь и её объём: помощь принимает, требуется достаточный объем помощи.
Сформированность пространственных и временных представлений: средний уровень.
Особенности интеллектуально-мнестической деятельности
Характеристика понимания инструкций: понимает.
Ориентировка в заданиях разного уровня сложности: требуется дополнительная помощь.
Удержание цели: цель удерживает.
Целенаправленности и осмысленности производимых действий: действия целенаправлены и осмыслены.
Восприятие: фрагментарное, неполное.
Внимание: концентрация снижена, преобладает непроизвольное внимание, объем снижен.
Память: преобладает зрительная память, объем на низком уровне.
Мышление: протекание мыслительных процессов: ниже возрастных норм, понимание переносного смысла загадок, пословиц и метафор снижено, анализирует с трудом, обобщает с ошибками, причинно-следственные связи устанавливает с ошибками, существенные признаки выделяет с ошибками, сравнивает с ошибками.
Педагог-психолог А.С.Барсегян
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с углубленным изучение отдельных предметов
РАССМОТРЕНО на заседании МО педагогов психолого-социального сопровождения МБОУ СОШ №1 с УИОП Протокол №__ от 28.08.2020 Руководитель МО ______________Г.Д.Ишмаева
|
СОГЛАСОВАНО
на методическом совете МБОУ СОШ №1 с УИОП Протокол№__ от 31.08.2020
Руководитель МС __________И.Ш.Джашиашвили
|
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора №________ от 31.08.2020
Директор МБОУ СОШ № 1 с УИОП
________________И.В.Котова
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Код: ЛОУ 03
на 2020-2021 учебный год
Составитель: педагог-психолог
А.С.Барсегян
г. Пыть-Ях
План индивидуальной работы
№ п/п |
Тема |
Кол-во час. |
Содержание, методики |
Дата по плану |
Дата фактически |
Примечание |
1. |
Первичная диагностика личностных особенностей ребенка |
1 |
- Индивидуальная беседа с учащейся. - Изучение мотивации к обучению. Анкета «Мотивы учения» Г.К.Селевко. - Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов» |
3.09 |
|
|
2. |
Диагностика личностных особенностей ребенка |
1 |
- Диагностика ВПФ. «Числовые ряды», «Корректурная проба», «Аналогии», «Графический диктант», «Недостающие детали». |
8.09 |
|
|
3. |
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей
|
1 |
1. 2. - «Нарисуй обеими руками»; - «Какой фигуры не стало»; - Графический диктант. 3. |
15.09 |
|
|
4. |
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей |
|
- «Найди спрятанное слово»; - «Корректурная проба»; - «Выложи по образцу».
|
22.09 |
|
|
5. |
Развитие мышления |
|
- «Составь рассказ по картинкам»; - «Что не правильно?»; 1. - «Сходства и отличия». |
29.09 |
|
|
6. |
Развитие всех познавательных процессов |
|
- «Повтори узор»; - «Анаграммы»; - «Обобщение». |
6.10 |
|
|
7. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
- «Найди существенное»; - «Зашифрованное слово»; - «Найди предмет по заданным признакам»; - «Волшебный квадрат». |
13.10 |
|
|
8. |
Развитие элементов логического мышления |
1 |
- «Сравнение»; - «Логическая задача»; - «Анаграмма»; - «Запомни точно»; - «Четвертый лишний» |
20.10 |
|
|
9. |
Развитие уровня волевой сферы |
1 |
- Игра «Да-нет» - Упражнение «Тренировка волевой сферы» |
27.10 |
|
|
10. |
Развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу |
1 |
Тест «Корректурная проба», «Определи понятия», Игры «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции» |
10.11 |
|
|
11. |
Развитие всех познавательных процессов |
|
«Повтори узор»; - «Анаграммы»; - «Обобщение». |
17.11 |
|
|
12. |
Промежуточная диагностика |
1 |
Набор психодиагностических методик
|
24.11 |
|
|
13. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
- «Найди лишнее». - «Составление рассказов», - «Сравнение», - «дифференциация, классификация». |
1.12 |
|
|
14. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
Упражнение «Способы применения предметов» Игра «Ситуация» Игра «Сокращение»
|
8.12 |
|
|
15. |
Развитие элементов логического мышления |
1 |
- «Объясни метафору»; - «Собери пословицы»; - «Что перепутал художник?». |
15.12 |
|
|
16. |
Развитие элементов логического мышления |
1 |
- «Обобщение»; - «Логические задачи»; - «Чего не стало?»; - «Зашифрованное слово». |
22.12 |
|
|
17. |
Развитие всех видов памяти |
1 |
- «Воспроизведение рассказа по памяти»; - «Нарисуй по памяти»; - «Составь рассказ из слов»; - «Числовые ряды». |
12.01.2021 |
|
|
18. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
- «Найди слова»; - «Назови одним словом»; - «Корректурная проба»; - «Подбери заплатку»; - «Составь узор». |
19.01 |
|
|
19. |
Развитие мышления |
1 |
- «Составь рассказ по картинкам»; - «Что не правильно?»; 2. - «Сходства и отличия». |
26.01 |
|
|
20. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
- «Повтори узор»; - «Анаграммы»; - «Обобщение». |
2.02 |
|
|
21. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
- «Найди существенное»; - «Зашифрованное слово»; - «Найди предмет по заданным признакам»; - «Волшебный квадрат». |
9.02 |
|
|
22. |
Развитие элементов логического мышления |
1 |
- «Объясни метафору»; - «Собери пословицы»; - «Что перепутал художник?». |
16.02 |
|
|
23. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
Упражнение «Способы применения предметов» Игра «Ситуация» Игра «Сокращение»
|
23.02 |
|
|
24. |
Развитие воображения |
1 |
Игра «Фантазия» |
2.03 |
|
|
25. |
Развитие мышления |
1 |
- «Составь рассказ по картинкам»; - «Что не правильно?»; 3. - «Сходства и отличия». |
9.03 |
|
|
26. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
- «Повтори узор»; - «Анаграммы»; - «Обобщение». |
16.03 |
|
|
27. |
Комплекс упражнений по развитию словесно логического мышления
|
1 |
- «Зашифрованное слово»; - «Закончи слово»; - «Составь цепочку»; - «Слова - близнецы», - «Дай определение» …. |
30.03 |
|
|
28. |
Развитие всех познавательных процессов |
1 |
- «Найди существенное»; - «Зашифрованное слово»; - «Найди предмет по заданным признакам»; - «Волшебный квадрат». |
6.04 |
|
|
29. |
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей |
1 |
- «Найди спрятанное слово»; - «Корректурная проба»; - «Выложи по образцу».
|
13.04 |
|
|
30. |
Развитие элементов логического мышления |
1 |
- «Объясни метафору»; - «Собери пословицы»; - «Что перепутал художник?». |
20.04 |
|
|
31. |
Развитие внимания, мышления |
1 |
- «Графические диктанты»; - «Сложи фигуры» (из палочек, фигур, деталей); - «подбери слова». |
27.04 |
|
|
32. |
Развитие внимания, мышление |
1 |
- «Корректурная проба»; - «Выложи по образцу»; - «Найди предмет по заданным признакам».
|
4.05 |
|
|
33. |
Развитие познавательных процессов |
1 |
- «Объясни метафору»; - «Собери пословицы»; - «Что перепутал художник?». |
11.05 |
|
|
34. |
Итоговая диагностика |
1 |
Набор психодиагностических методик |
18.05 |
|
|
35. |
Итоговая диагностика |
1 |
Набор психодиагностических методик |
25.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.