Программа психологического сопровождения обучающихся с ЛОУ
Оценка 5

Программа психологического сопровождения обучающихся с ЛОУ

Оценка 5
docx
20.04.2021
Программа психологического сопровождения обучающихся  с ЛОУ
Психолоч сопровожд реб с ЛОУ.docx

Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

с углубленным изучение отдельных предметов

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

педагогов психолого-социального сопровождения

МБОУ СОШ №1 с УИОП

Протокол №__ от 28.08.2020

Руководитель МО

________________Г.Д.Ишмаева

 

СОГЛАСОВАНО

 

на методическом совете

МБОУ СОШ №1 с УИОП

Протокол№__ от 31.08.2020

 

Руководитель МС

___________И.Ш.Джашиашвили

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

№________ от 31.08.2020

 

Директор

МБОУ СОШ № 1 с УИОП

 

________________И.В.Котова

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

 СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

КОД: ЛОУ 03

на 2020-2021 учебный год

 

 

 

 

Составитель: педагог-психолог

А.С.Барсегян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пыть-Ях

 

Пояснительная записка

            Данная рабочая программа составлена для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья (с легкой умственной отсталостью), в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;

Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты Мансийского автономного округа – Югры»;

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) и  направлена на коррекцию недостатков психического развития, преодоление трудностей в освоении образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории, овладение навыками адаптации обучающихся к социуму. 

            Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность появлений познавательной активности обучающегося и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность,  постепенно распространяя ее на другие виды деятельности.

Характеристика особых образовательных потребностей ребенка с легкой умственной отсталостью.

Умственная отсталость – это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).  Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчётливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Наиболее резко дефект проявляется в развитии их мышления.

Недостатки мыслительной деятельности детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

1.      Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное;

2.      Отсутствие ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.

3.      Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад).

4.      Стереотипность мышления, его шаблонность.

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

· раннее получение специальной помощи средствами образования;

· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

· научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

· доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

· систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

· обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

· развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой

· стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

Программа рассчитана на 2020-2021 у.г. (1 раз в неделю) по 40 мин.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.

Формирование этих УУД поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы: основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (педагога – психолога): отсутствие специального профессионального образования.

Система реализации внутреннего контроля за реализацией программы:

Контроль за реализацией программы осуществляет директор школы и заместитель директора школы по учебной части. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Педагог-психолог предоставляет итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.

 

Цель программы:

1.      Коррекция и развитие познавательной сферы, развитие произвольности поведения, волевых усилий;

2.      Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания и памяти, речи, творческое воображение.

3.      Развитие процессов мышления, мыслительных операций (сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать причинно-следственные связи), развитие кругозора, связной речи, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики;

4.      Сформировать позитивную мотивацию к познавательной деятельности;

5.      Развить внутренний план действий.

Задачи учебной программы:

1) Повысить уровень памяти;

2) Повысить уровень внимания;

3) Повысить уровень мышления;

4) Повысить уровень восприятия;

5) Развить приемы конструктивного общения.

 

Используемые методы:

1)   Беседа;

2)   Наблюдение;

3)   Тестирование, анкетирование;

4)   Коррекционные занятия (упражнения, игровые занятия, мини-тренинги).

 

Форма работы:

Индивидуальная.

 

Продолжительность занятий:  40 мин.

 

Этапы реализации:

1. Психодиагностический;

2. Психокоррекционный;

3. Аналитический.

 

Ожидаемые результаты:

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие, а так же их эмоционально волевых способностей. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов всех диагностик, проводимых раз в четверть. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная  цель и были ли решены поставленные нами задачи.

 

Возможные трудности в организации образовательного процесса: у учащегося интереса к новому виду деятельности недостаточный; часто ленится, усидчивости недостаточно, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию; ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью; трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.

На эффект развивающей психолого – педагогической программы влияют также следующие факторы:

1.    Установка участников и социального окружения на психолого–педагогическое воздействие.

2.      Клинические особенности дефекта, психосоматические особенности ребенка с умственной отсталостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999

2. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Москва, 2000

3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.

4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспекты лекций/ А.Н. Леонтьев. -  М.: МГУ, 1983. – 162 с.

6. Рубинштейн С.Л. Способности. Темперамент и характер / С.Л.Рубинштейн // Основы общей психологии. – СПб., 1999.

7. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1996.

8. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль, 1996.

9. Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. – Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2007.

10. Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11,2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая характеристика обучающегося

 

Код ребенка: ЛУО-03

Возраст: 15 лет

Дата рождения: 20.01.2005г.р.

Дата обследования: 04.09.2020г.

Заключение по ТПМПК г.Пыть-ях №127 от 16.05.2018г.: легкая умственная отсталость.

Особенности контакта: дистанцию соблюдает, контактен, деятельность устойчивая, уравновешен. Интерес к заданиям снижен. Речь разборчива. Выявлена низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов, эмоциональная вялость.

Эмоционально-волевая сфера: устойчивая, незрелая.

Особенности деятельности

Работоспособность: средняя.

Темп деятельности, утомляемость: средняя, утомляемое.

Перенос на аналогичный материал: в заданиях любой сложности испытывает трудности при перенесении навыка на аналогичный материал.

Принимаемая помощь и её объём: помощь принимает, требуется достаточный объем помощи.

Сформированность пространственных и временных представлений: средний уровень.

Особенности интеллектуально-мнестической деятельности

Характеристика понимания инструкций: понимает.

Ориентировка в заданиях разного уровня сложности: требуется дополнительная помощь.

Удержание цели: цель удерживает.

Целенаправленности и осмысленности производимых действий: действия целенаправлены и осмыслены.

Восприятие: фрагментарное, неполное.

Внимание: концентрация снижена, преобладает непроизвольное внимание, объем снижен.

Память: преобладает зрительная память, объем на низком уровне.

Мышление: протекание мыслительных процессов: ниже возрастных норм, понимание переносного смысла загадок, пословиц и метафор снижено, анализирует с трудом, обобщает с ошибками, причинно-следственные связи устанавливает с ошибками, существенные признаки выделяет с ошибками, сравнивает с ошибками.

 

 

 

 

Педагог-психолог                                     А.С.Барсегян

 

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

с углубленным изучение отдельных предметов

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

педагогов психолого-социального сопровождения

МБОУ СОШ №1 с УИОП

Протокол №__ от 28.08.2020

Руководитель МО

______________Г.Д.Ишмаева

 

СОГЛАСОВАНО

 

на методическом совете

МБОУ СОШ №1 с УИОП

Протокол№__ от 31.08.2020

 

Руководитель МС

__________И.Ш.Джашиашвили

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

№________ от 31.08.2020

 

Директор

МБОУ СОШ № 1 с УИОП

 

________________И.В.Котова

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Код: ЛОУ 03

на 2020-2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель: педагог-психолог

А.С.Барсегян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пыть-Ях

План индивидуальной работы

 

№ п/п

Тема

Кол-во час.

Содержание, методики

Дата по плану 

Дата фактически

Примечание

1.

Первичная диагностика личностных особенностей ребенка

1

- Индивидуальная беседа с учащейся.

- Изучение мотивации к обучению. Анкета «Мотивы учения» Г.К.Селевко.

- Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов»

3.09

 

 

2.

Диагностика личностных особенностей ребенка

1

- Диагностика ВПФ. «Числовые ряды», «Корректурная проба», «Аналогии», «Графический диктант», «Недостающие детали».

8.09

 

 

3.

Упражнения на развитие интеллектуальных

способностей

 

1

1.       

2.      - «Нарисуй обеими руками»;

- «Какой фигуры не стало»;

- Графический диктант.

3.       

15.09

 

 

4.

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

 

 

- «Найди спрятанное слово»;

- «Корректурная проба»;

- «Выложи по образцу».

 

22.09

 

 

5.

Развитие мышления

 

- «Составь рассказ по картинкам»;

- «Что не правильно?»;

1.      - «Сходства и отличия».

29.09

 

 

6.

Развитие всех познавательных процессов

 

- «Повтори узор»;

- «Анаграммы»;

- «Обобщение».

6.10

 

 

7.

Развитие всех познавательных процессов

1

- «Найди существенное»;

- «Зашифрованное слово»;

- «Найди предмет по заданным признакам»;

- «Волшебный квадрат».

13.10

 

 

8.

Развитие элементов логического мышления

1

- «Сравнение»;

- «Логическая задача»;

- «Анаграмма»;

- «Запомни точно»;

- «Четвертый лишний»

20.10

 

 

9.

Развитие уровня волевой сферы

1

- Игра «Да-нет»

- Упражнение «Тренировка волевой сферы»

27.10

 

 

10.

Развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу

1

Тест «Корректурная проба», «Определи понятия», Игры «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции»

10.11

 

 

11.

Развитие всех познавательных процессов

 

«Повтори узор»;

- «Анаграммы»;

- «Обобщение».

17.11

 

 

12.

Промежуточная диагностика

1

Набор психодиагностических методик

 

 

24.11

 

 

13.

Развитие всех познавательных процессов

1

- «Найди лишнее».

- «Составление рассказов»,

- «Сравнение»,

- «дифференциация, классификация».

1.12

 

 

14.

Развитие всех познавательных процессов

1

Упражнение «Способы применения предметов»

Игра «Ситуация»

Игра «Сокращение»

 

8.12

 

 

15.

Развитие элементов логического мышления

1

- «Объясни метафору»;

- «Собери пословицы»;

- «Что перепутал художник?».

15.12

 

 

16.

Развитие элементов логического мышления

1

- «Обобщение»;

- «Логические задачи»;

- «Чего не стало?»;

- «Зашифрованное слово».

22.12

 

 

17.

Развитие всех видов памяти

1

- «Воспроизведение рассказа по памяти»;

- «Нарисуй по памяти»;

- «Составь рассказ из слов»;

- «Числовые ряды».

12.01.2021

 

 

18.

Развитие всех познавательных процессов

1

- «Найди слова»;

- «Назови одним словом»;

- «Корректурная проба»;

- «Подбери заплатку»;

- «Составь узор».

19.01

 

 

19.

Развитие мышления

1

- «Составь рассказ по картинкам»;

- «Что не правильно?»;

2.      - «Сходства и отличия».

26.01

 

 

20.

Развитие всех познавательных процессов

1

- «Повтори узор»;

- «Анаграммы»;

- «Обобщение».

2.02

 

 

21.

Развитие всех познавательных процессов

1

- «Найди существенное»;

- «Зашифрованное слово»;

- «Найди предмет по заданным признакам»;

- «Волшебный квадрат».

9.02

 

 

22.

Развитие элементов логического мышления

1

- «Объясни метафору»;

- «Собери пословицы»;

- «Что перепутал художник?».

16.02

 

 

23.

Развитие всех познавательных процессов

1

Упражнение «Способы применения предметов»

Игра «Ситуация»

Игра «Сокращение»

 

23.02

 

 

24.

Развитие воображения

1

Игра «Фантазия»

2.03

 

 

25.

Развитие мышления

1

- «Составь рассказ по картинкам»;

- «Что не правильно?»;

3.      - «Сходства и отличия».

9.03

 

 

26.

Развитие всех познавательных процессов

1

- «Повтори узор»;

- «Анаграммы»;

- «Обобщение».

16.03

 

 

27.

Комплекс упражнений по развитию словесно логического мышления

 

1

- «Зашифрованное слово»;

- «Закончи слово»;

- «Составь цепочку»;

- «Слова - близнецы»,

- «Дай определение» ….

30.03

 

 

28.

Развитие всех познавательных процессов

1

- «Найди существенное»;

- «Зашифрованное слово»;

- «Найди предмет по заданным признакам»;

- «Волшебный квадрат».

6.04

 

 

29.

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

1

 

- «Найди спрятанное слово»;

- «Корректурная проба»;

- «Выложи по образцу».

 

13.04

 

 

30.

Развитие элементов логического мышления

1

- «Объясни метафору»;

- «Собери пословицы»;

- «Что перепутал художник?».

20.04

 

 

31.

Развитие внимания, мышления

1

- «Графические диктанты»;

- «Сложи фигуры» (из палочек, фигур, деталей);

- «подбери слова».

27.04

 

 

32.

Развитие внимания, мышление

1

- «Корректурная проба»;

- «Выложи по образцу»;

- «Найди предмет по заданным признакам».

 

4.05

 

 

33.

Развитие познавательных процессов

1

- «Объясни метафору»;

- «Собери пословицы»;

- «Что перепутал художник?».

11.05

 

 

34.

Итоговая диагностика

1

Набор психодиагностических методик

18.05

 

 

35.

Итоговая диагностика

1

Набор психодиагностических методик

25.05

 

 

 

 

 

 


 

Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность…

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность…

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Наблюдение; 2) Тестирование, анкетирование; 3)

Наблюдение; 2) Тестирование, анкетирование; 3)

Список литературы: 1. Коррекционная педагогика

Список литературы: 1. Коррекционная педагогика

Психологическая характеристика обучающегося

Психологическая характеристика обучающегося

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

План индивидуальной работы № п/п

План индивидуальной работы № п/п

Развитие элементов логического мышления 1 - «Сравнение»; - «Логическая задача»; - «Анаграмма»; - «Запомни точно»; - «Четвертый лишний» 20

Развитие элементов логического мышления 1 - «Сравнение»; - «Логическая задача»; - «Анаграмма»; - «Запомни точно»; - «Четвертый лишний» 20

Развитие всех видов памяти 1 - «Воспроизведение рассказа по памяти»; - «Нарисуй по памяти»; - «Составь рассказ из слов»; - «Числовые ряды»

Развитие всех видов памяти 1 - «Воспроизведение рассказа по памяти»; - «Нарисуй по памяти»; - «Составь рассказ из слов»; - «Числовые ряды»

Комплекс упражнений по развитию словесно логического мышления 1 - «Зашифрованное слово»; - «Закончи слово»; - «Составь цепочку»; - «Слова - близнецы», - «Дай определение» …

Комплекс упражнений по развитию словесно логического мышления 1 - «Зашифрованное слово»; - «Закончи слово»; - «Составь цепочку»; - «Слова - близнецы», - «Дай определение» …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2021