· отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии; · функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся; · ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие. Формы работы с одаренными детьми На
уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны
органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и
в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми,
необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися
распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать
нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы
для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах
вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей
социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до
определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех
учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности,
творческих заданий. · принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; · принцип возрастания роли внеурочной деятельности; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения; · принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; · принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества. Таким
образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в
основополагающих идеях новых федеральных стандартов. Метод проектов Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Рабочая концепция одарённости Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренные дети – дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению. Таким образом, термин «одаренность» чаще всего несет в себе оттенок исключительности и предполагает выделение особой группы детей, качественно отличающихся от своих сверстников. Нельзя отрицать наличие детей с выдающимися способностями, имеющих настолько яркие проявления одаренности, что их обучение в массовой школе весьма затруднительно. Обучение и воспитание юных вундеркиндов – крайне важная педагогическая задача. Однако мы исходим из понимания одаренности с позиций личностно ориентированного подхода. Новая методология образования, аксиология, рассматривает понятие «одаренность» как однокоренное от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития, то есть признает наличие определенных талантов у каждого ребенка. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть необычными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости: - быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения; - изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; - выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности; - сформированность индивидуального стиля деятельности; - высокий уровень способности к самообучению; - повышенная познавательная потребность; - высокая требовательность к результатам своего труда; - неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи; - поразительное упорство и трудолюбие; - особый тип организации знаний (способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей). Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:
- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);
- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;
Общие особенности одаренных детей:
Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:
- высокие умственные возможности;
- способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;
- потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;
- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;
- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.
При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:
1. Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной. Эмоциональной и волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.
2. Содержание образования – культурологический подход к определению СО определяет его через понятие культуры. Содержание образования включает систему знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. Содержание образования является основой для развития ценностей и смыслов, основой для развития его нравственной позиции и духовности. Поэтому, углубленного и интенсивно раннего освоения предметной области одаренным учащимся недостаточно, необходимо включение деятельности в живой процесс эволюции предметного содержания «Диалог в культуре». Поиск наиболее эффективных форм занятий – индивидуальных занятий. Научно-исследовательской деятельности. Совместной творческой деятельности. Нельзя недооценивать роль совместной деятельности в работе с одаренными учащимися, т.к. от сформированности коммуникативных умений одаренных учащихся зависит их дальнейшая социальная адаптация.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя; - принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися: - Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. - Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. - Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: - учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным; - учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; - учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; - учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом; - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; - профессионально грамотным; - интеллектуальным, нравственным и эрудированным; - проводником передовых педагогических технологий; - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; - знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными обучающимися:
- творческие мастерские; - групповые занятия по классам с сильными обучающимися; - факультативы; - кружки по интересам; - занятия исследовательской деятельностью; - конкурсы; - интеллектуальный марафон; - научно-практические конференции; - участие в олимпиадах; - работа по индивидуальным планам; - сотрудничество с другими школами.
Программа состоит из отдельных подпрограмм. Специфика подпрограмм основывается на следующих критериях: - возрастной критерий; - своеобразие способностей одаренного ребенка (математические, географические и т.д.); - специфика форм работы с одаренными детьми и обучающимися (интеллектуальные соревнования, конкурсы, олимпиады и т.д.).
Структура программы - Основные цели программы, принципы ее построения. - Основные подпрограммы. - Подготовка кадров для работы с одаренными обучающимися. - Поддержка одаренных учащихся. - Психологическая помощь одаренным школьникам. - Развитие и обучение одаренных обучающихся. - Работа с родителями. - Информационно-исследовательская деятельность. - Поиск и выявление одаренных обучающихся.
Принципы создания программы «Одаренные дети»
Программа призвана обеспечивать комплексность всех методов и форм работы с одаренными детьми на всех этапах их возрастного развития и обучения (школьный, дополнительное образование). Реализация такого подхода будет способствовать развитию системы непрерывного образования. Программа должна быть реалистичной. Для этого необходимо: 1) максимально эффективно использовать кадровый потенциал школы, дополнительного образования; 3) привлекать к работе по программе высококвалифицированных специалистов в рамках мобильных групп для выполнения отдельных этапов программы; 4) координировать деятельность в рамках микрорайона, города различных научных учреждений; 5) изыскивать дополнительные материальные и финансовые ресурсы для реализации программы.
Работа с одаренными детьми должна опираться на прочную информационную базу. Представляется необходимым создание банков данных (компьютерных): - Банк данных по одаренным детям. Он содержит сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данных об их учебе. - Банк данных по учителям, работающим с одаренными детьми, содержит информацию об учителях, формах работы с детьми. - Банк справочно-библиографических данных: информация по отечественной и зарубежной литературе (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по различным проблемам детской одаренности. А также сведения по организациям, исследованиям, программам, проектам, связанным с научной и практической работой в области детской одаренности. - Предполагается проведение постоянной работы по сбору и обновлению содержащейся в них информации по результатам психодиагностических обследований, на основании сведений, полученных от педагогов школы, руководителей кружков, олимпиад, родителей.
Работа с родителями Школьное образование - эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка. Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через: 1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме. 2. Чтение лекций для родителей. 3. Подбор научной и практической литературы для родителей. 4. Систему обучения детей в системе дополнительного образования. В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера: - Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол. - Интроверсия. Психологические аспекты одаренности. - Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка.
Развитие и обучение одаренных обучающихся Начальная школа – при обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
Предметные олимпиады школьников
Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач. Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей. Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей. В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями. Поиск одаренных обучающихся Поиск одаренных детей, их выявление на ранних стадиях развития является одним из важнейших звеньев в общей программе работы с одаренными детьми. В случае современной диагностики одаренности и проведения всех дальнейших шагов по развитию и обучению одаренного ребенка резко снижает вероятность «потерять» его как одаренного. Адекватное обучение и развитие, периодическая диагностика, направленная на выявление качественного своеобразия одаренности и факторов, оказывающих непосредственное влияние на ее развитие, позволят с наименьшими издержками эффективно реализовать присущий одаренному ребенку творческий потенциал. Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Предварительный отбор проводится по рекомендации преподавателей, родителей, на основе самооценок детей с обязательным последующим проведением диагностических мероприятий психологом. Одно из плодотворных направлений поиска одаренных обучающихся – диагностическая работа во время проведения очных интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, смотров, турниров, конкурсов и т.д. Описание путей достижения поставленных целей Для формирования у детей и педагогов жизненных установок на максимальное развитие и реализацию своих способностей необходима работа в трех направлениях: 1. Мониторинг индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся, организация самовоспитания и саморазвития учащихся. 2. Повышение профессионального уровня педагогов, овладение ими технологиями работы с одаренными детьми при организации учебно-воспитательного процесса; организации внеклассной работы по учебным предметам; организации дополнительного образования. 3. Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Ресурсное обеспечение программы
Основные этапы реализации программы 1этап — диагностико - организационный Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи:
Планируемые мероприятия: 1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся на всех ступенях образовательного процесса. 1. Изучение педагогами стратегий и технологий работы с одарёнными детьми. 2. Создание творческой лаборатории учителей по работе с одаренными детьми. 3. Социально-психологическая и методическая подготовка педагогов школы, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.
2 этап — реализационный Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи:
Планируемые мероприятия: 1. Организация деятельности школьной социально-психологической службы по работе с одаренными детьми. 1. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности в урочной и внеурочной деятельности. 2. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми. 3. Создание авторских или компилятивных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов, ориентированных на работу с одарёнными детьми.
3 этап — аналитический Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования. Задачи:
Планируемые мероприятия: 1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации. 1. Коррекция проекта и уточнение программы. 2. Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект. 3. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
Ожидаемый результат 1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности. 2. Повышение ответственности учителей при организации работы с одаренными детьми. 3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми. 4. Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми. 5. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям. 6. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся. 7. Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов 1. Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах. 2. Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности. 3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности. 4. Рост профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми, отраженный в “портфолио” учителя-предметника. 5. Уровень социальной успешности выпускников.
Мониторинг достижения запланированных результатов 1. Мониторинг успеваемости учащихся школы по итогам учебных четвертей и года 2. Мониторинг участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня. 3. Тестовая диагностика личностного роста школьников. 4. Анализ достижений по направлениям образовательной работы школы. 5. Тестовая диагностика удовлетворённости образовательной подготовкой (ученики, родители). Формы представления результатов программы 1. Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексно-целевой программы. 2. Проведение ежегодного “Дня науки” в рамках презентации проектной деятельности учащихся Психологические особенности одаренных детей Есть
одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и
скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных
ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и
трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические
достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их
использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт,
и с этим невозможно не согласиться. Список
литературы: |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.