"Программа Развитие дыхательно-голосовых навыков у детей с дизартрией"
Оценка 4.8

"Программа Развитие дыхательно-голосовых навыков у детей с дизартрией"

Оценка 4.8
doc
06.11.2020
"Программа  Развитие дыхательно-голосовых навыков  у детей с дизартрией"
программа дыхание и голос.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА №73 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Ф. КАРАЦУПЫ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ОБЛАЧКО»_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

Развитие дыхательно-голосовых навыков

у детей с дизартрией

 

 

 

 

 

автор-составитель:

учитель-логопед

МБУ «ШКОЛА №73»

 СП детский сад №139 «Облачко»

 Садчикова И.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. о. Тольятти 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением произношения, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Возрастает количество детей с таким невролого-логопедическим нарушением, как дизартрия.

При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. После произнесения отдельных слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи. Это еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. 

Важным разделом логопедической работы при дизартрии является развития дыхания и коррекция его нарушений. В специальной литературе имеются различные мнения о методике воспитания правильного дыхания. В каждом из этих мнений можно найти рациональное и выстроить работу с дошкольниками таким образом, чтобы обеспечить индивидуальный подход в формировании дыхательно-голосовой функции у дошкольников с нарушениями речи. 

Реализуя рабочую программу МАОУ ДС № 80 «Песенка» “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», мы пришли к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающей программы по коррекции дыхания у детей с ТНР.

Цель программы – улучшение разборчивости речевого высказывания.

Задачи:

1. Развитие речевого дыхания и голоса.

2.Формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке.

3. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.

Адресат программы: дети 5-6 лет с дизартрией.

Содержание программы.

Программа рассчитана на один учебный год и включается во все виды занятий, проводимых с детьми с ТНР.

Работа на занятиях по развитию дыхательно-голосовых навыков

состоит из четырёх этапов.

1 этап: Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

 

Коррекционные задачи:

1. Обучение навыкам диафрагмально-реберного дыхания в положении лежа.

2.Обучение навыкам диафрагмально-реберного дыхания в положении сидя и стоя.

3.Обучение навыкам диафрагмально-реберного дыхания в динамике.

Этап рассчитан на работу в течении 1.5 месяцев (сентябрь, октябрь).

(Приложение)

2 этап: Дифференциация ротового и носового выдоха.

Коррекционные задачи:

1. Обучение навыкам дифференцированной воздушной струи в статике.

2. Обучение навыкам дифференцированной воздушной струи в динамке.

Этап рассчитан на работу в течении 2 недель (ноябрь). (Приложение)

3 этап: Развитие фонационного выдоха.

Коррекционные задачи:

1.Формирование навыка длительного произнесения одного гласного на выдохе.

2.Формирование навыка произнесения из двух гласных на выдохе.

3.Формирование навыка произнесения из трех и более гласных на выдохе.

Этап рассчитан на работу в течении 2 месяцев (ноябрь, декабрь, январь).

(Приложение)

4 этап: Формирование речевого выдоха.

Коррекционные задачи:

1.      Формирование речевого выдоха при произношении слогов, слов.

  2.Формирование речевого выдоха при произношении чистоговорок.

3.      Формирование речевого выдоха при произношении стихов, скороговорок.

4.      Формирование речевого выдоха при произношении коротких текстов.

Этап рассчитан на работу в течении 4.5 месяца (январь, февраль, март, апрель, май). (Приложение)

Формы и режим занятий.

     Подгрупповые занятия проводятся ежедневно и включаются во все виды занятий, проводимых с детьми с ТНР, продолжительностью 20-25 минут. Структура каждого занятия включает время на подготовку:

1.      Самомассаж органов дыхания и резонирования (5 минут),

2.      Упражнения на расслабления (3-5 минут).

3.      Дыхательно-голосовые упражнения (10-15 минут).

 

Занятия с детьми

Количество в неделю

Продолжительность занятия/ мин

Подгрупповые

групповые

ежедневно

20-25

 

 

ГЛАВА I.

ИЗУЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 5-7 ЛЕТ

Для детей с дизартрией характерно нарушение речевого дыхания, порож­дающее прерывистость речи. Вдох может быть слишком коротким, как и выдох. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы, речь неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся говорят на вдохе или на задержанном ды­хании.  Поскольку у заикающихся дыхание поверхностное, аритмичное, недостаточно координированы механизмы речевого дыхания и фонации (порождения звука), то возни­кает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание. Устранить эти затруднения помогает регулярное выполнение ды­хательных упражнений, направленных на тренировку диафрагмального, а так же носового дыхания.

Плохая осанка, а также хронический насморк, гайморит тоже иг­рают серьезную роль в затруднении дыхания. Поэтому необходимо заключение от отоларинголога. Работа будет строиться совместно с лор врачом.

Любому реабилитационному воздействию предшествует обследо­вание воспитанника и логопедическое заключение.

Возможность сделать заключение предполагает проведение логопедической диагностики. Логопедическая диагностика представляет собой совокупность специальных методов исследования: педагогических психологических, психолингвистических и т.д. Это позволяет выявить приз­наки отклонений от нормы в речевом состоянии заикающихся.

Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно вклю­чить психолого-педагогическое изучение заикающегося ребенка, а так же анализ результатов медицинского обследования.

Изучая методики диагностики Г.А. Волковой, Л.И. Беляковой, Е.А Дьяковой, В.И. Селеверстова мы пришли к выводу о необходимости разработки методики диагностики речевого дыхания и голоса.

Основная особенность методики - использование принципа качественного анализа особенностей или нарушения развития. Этот принцип пред­полагает акцентирование внимания на анализе процесса выполнения задания ребенком и анализе характера деятельности ребенка. Качест­венный анализ позволяет выяснить, на каком уровне проявляется нарушение.

Принцип качественного анализа не противопоставляется количественной обработке данных ,так как количественные показатели являются обязательным условием качественного анализа.

Данная методика дает более полную и объективную картину состояния речевого дыхания и голоса. Она состоит из ряда блоков. Каждый блок системы включает серию методик, в которых задания расположены от простого к сложному.

Обследование проводится с учетом соблюдения комплексности, возрастного, индивидуального подходов, учета личностных особенностей, состоя­ния речевого нарушения.

В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы, а также проведение бесед с родителями, анализ анамнестических данных. Обследованию предшествует открытое наблюдение за детьми которое представляет больше возможности для охвата всех сторон интересующего явления, а также скрытое наблюдение, которое снимает у детей чувство подконтрольности.

По результатам обследования на каждого ребенка заполняется график-профиль(Приложение), а после анализа данных выделяются основные направления коррекционной работы. Затем данные сводятся в единую таблицу по каждому тесту. В конце года и в середине года проводится повторное обследование, отмечается динамика развития, намечаются задачи на следующий этап работы.

I. БЛОК. ДЫХАНИЕ.

I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ.

а)Фаза вдоха.

Прием: понюхать флакон духов.

1 балл - Укороченный шумный вдох, дыхание поверхностное, верхнеключичное.

2 балла - Укороченный вдох, грудной тип   дыхания.

3 балла - Нормальный вдох, диафрагмально-реберное дыхание,

б)Фаза выдоха.

Прием: дуть на лист бумаги.

1 балл - Укороченный прерывистый выдох без опоры корпуса.

2 балла - Длительный прерывистый выдох без опоры корпуса.

3 балла - Медленный ровный выдох с опорой корпуса..

№ 2. ФОНАЦИОННОЕ ДЫХАНИЕ.

Прием: повторение фразы.

1 балл - речь на вдохе.

2 балла - Продолжительность речевого выдоха два-три слова.

3 балла - продолжительность речевого выдоха три-пять слов.

II. БЛОК.РЕЧЕВОЙ СЛУХ.

№ 1. Физический слух.

Прием повторение слов на расстоянии б метров.

1 балл - ниже нормы.

2 балла - норма.

№ 2. Фонематический слух.

Прием повторение слоговых рядов

I балл - нарушено различение нескольких групп звуков.

2 балла - Нарушено различение ДВУХ-четырех звуков.

3 балла - хорошо различает все группы звуков.

№ З. Звуковысотный слух.

Прием: пересказ сказки "Колобок", "Теремок"    "Репка", "Три медведя"

1 балл - речь монотонная, невыразительная, интонационно не окрашена.

2 балла - различает и воспроизводит мелодику речи,

не достаточно развито чувство ритма и тембровая окраска звука.

3 балла - различает и воспроизводит мелодику речи, ударение в слове и во фразе, тембровую окраску звука, чувство ритма.

III. БЛОК. ГОЛОС.

I. АТАКА ЗВУКА.

Прием: беседа.

1 балл -  Придыхательная,

2 балла - Твердая,

3 балла - Мягкая.

№ 2. СИЛА ГОЛОСА.

Прием: Как гудит паровоз (далеко-близко)?

1 балл - голос тихий, не может изменить силу звука,

2 балла- голос крикливый, громкий, не в полном объеме изменяет силу звучания,

3 балла- легко изменяет силу голоса.

№ 3. ДИАПАЗОН ГОЛОСА.

Прием: Спеть гамму на гласный звук "А" от ноты "до" первой октавы вверх, а затем вниз.

1 балл - певческий диапазон до 3 тонов.

2 балла - певческий диапазон до 4 тонов,

3 балла - певческий диапазон до 5-6 тонов.

Изучение проблемы коррекции дыхательно-голосовой функции у дошкольников, а также апробация данной системы проводилась в группе детей с заиканием с 2001-2003 учебного года. В старшую группу поступило 10 человек с заиканием:

-тяжелой степени-3 ребенка,

-средней степени-4 ребенка,

-легкой степени-3 ребенка.

После первого года обучения в подготовительную группу поступило 10 детей:

-тяжелая степень-0,

-средняя степень-2 ребенка,

-легкая степень-2 ребенка

-бессудорожная речь-6 детей.

Результаты диагностического обследования представлены в диаграмме (Приложение).

Анализируя данные, мы пришли к выводу, что к началу коррекционного обучения:

- У 100% детей нарушено физиологическое и фонационное

дыхание,

-У 80%-нарушен речевой слух,

-У 80%-нарушены голосовые функции.

После года обучения выявлена следующая динамика:

-У 100%-детей восстановлено физиологическое дыхание,

-У 80%-фонационное дыхание,

-У 90% детей развит фонематический слух,

-У 60% -звуковысотный слух,

-100% детей научились пользоваться мягкой атакой звука,

-80% детей научились изменять силу голоса,

У-60%-певческий диапазон до 5-9 тонов.

Анализируя полученные данные, мы пришли к пониманию необходи­мости создания системы работы, предусматривающей определенную структуру, форму, организацию занятий по коррекции речевого голоса и дыхания, основанную на принципе постепенного и последовательного усложнения материала.

 

 

 

ГЛАВА II.

Система работы по коррекции дыхательно-голосовой

функции у детей.

При разработке системы упражнений по коррекции дыхательно-голосо­вой функции у дошкольников особое значение придавалось соблюдению основополагающих общедидактических и специфических принципов.

Принцип систематичности построен на последовательном включении в работу определенных групп мышц, участвующих в речевом голосообразовании.

Основа принципа - это систематический переход от простого к сложному, от легкого к трудному. Систематическое выполнение тренировочных дыхательных и резонаторных, артикуляционных упражнений способствует быстрейшему их усвоению и закреплению. Если дошкольник не трениру­ет свой голосовой аппарат, выработанные условные рефлексы не под­крепляются и постепенно угасают.

Принцип повторности.

Голосовые и дыхательные упражнения, выполненные один раз, не вызы­вают каких-либо устойчивых и существенных изменений. При постоянной тренировке развивается автоматизм. Поэтому при многократном повторении тренировочных упражнений происходит повышении работоспособности как организма в целом, так и отдельных его частей. Принцип сознательного выполнения тренировочных упражнений и активности опирается на сознательное отношение ребенка к своей деятель­ности. Активная деятельность находится в зависимости от возникаю­щего интереса к заданию.

Принцип индивидуального подхода.

Практика показывает, что многие недостатки речевого голоса связаны с недоучетом индивидуальности и способностей детей с ТНР. В работе по воспитанию речевого голоса следует учитывать возраст ребенка, степень подготовленности его речевого аппарата.

Принцип наглядности осуществляется путем показа движения педаго­гом, путем демонстрации дидактического материала, пособий, использования магнитофонных записей.

Принцип доступности предусматривает учет возрастных особенностей детей. Практически это достигается правильным распределением матери ала на занятиях в течении всего коррекционного курса.

Принцип развития предполагает развитие личности ре­бенка. Осуществление умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение занятий по развитию дыхательно-голосовых функций дошкольников с ТНР в зависимости от причины и патогенеза.

Принцип комплексности предполагает связь развития дыхательно-голосовой функции с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями. Например, на музыкальных занятиях закрепляются основные дыхательно-голосовые упражнения, отработанные на лого­педическом занятии. Физинструктор отрабатывает дыхательные упражнения  в статике, и в динамике, работают над улучшением осанки. Тренировка дыхательно-голосовых функций должна включаться во все виды занятий, проводимых с дошкольниками с ТНР.

В искусстве речи дыхание является его физиологической основой и предназначается для организованного участия в формировании речеголосового звучания. Дыхание является одним из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От того, как человек дышит, то есть умеет пользоваться своим дыханием, зависит красота, сила, богатство динами­ческих эффектов, музыкальность и мелодичность речи.

Кроме того, правильное дыхание предохраняет речевой голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить его качества.

Правильное воспитание навыков и рациональное использование речевого дыхания способствует физическому развитию голосового аппарата, снимают утомления как общие, так и голосовые.

Умение пользоваться дыханием обогащает речевой голос и благотворно действует на здоровье занимающегося. Дыхание помогает приоб­рести в речевом голосе яркость, легкость, округлость, высоту, плотность, владение регистрами и т.д.

Существует два типа дыхания: физиологическое и фонационное (рече­вое). Вне речи фазы вдоха и выдоха почти не отличаются по длитель­ности. Во время вдоха мышцы сокращаются, выдох же происходит пассив­но в результате опускания стенок грудной клетки. Для производства речи мы используем самый рациональный тип дыхания – грудо-брюшной или диафрагмальный. Он позволяет набрать достаточное коли­чество воздуха и расходовать его постепенно за счет оптимальной пластичности дыхательных движений. Активно работает нижняя часть легких, самая объемная. Плечи при этом неподвижны. Время выдоха по сравнению с физиологическим дыханием удлиняется, что обеспечивает звучание голоса на определенном отрезке высказывания.

Дыхание физиологическое.

1. Дыхание совершается автоматически.

2. Вдох по продолжительности равен выдоху.

3. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох, выдох, пауза.

Дыхание фонационное.

1. Дыхательное движение в большей мере подчинено воле.

2. Вдох более короткий, быстрый, а выдох замедленный.

3. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох, выдох (прерываемый в связи с произнесением слов, фраз).

Для эффективного проведения занятия следует соблюдать основные требования:

I.Воздух в помещении должен быть чистым, средней влажности.

2.Одежда не должна стеснять движений.

З.Не рекомендуется заниматься после приема пищи.

4.Лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен. Строго дозировать количество и темп упражнений, не переутомлять ребенка, при недомогании лучше не заниматься.

5.Не делать слишком большой вдох, чтобы избежать гипервентиляции.

6.Следить, чтобы ребенок не напрягал шею, плечи.

7.Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберные мышцы, мышцы нижней части живота.

8.Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.

9.Делать паузы 10-20 секунд между упражнениями, чтобы избежать головокружения и переутомления. На занятии отрабатывать 2-3 дыхательных упражнения. Выполнять по 3-5 раз.

10.Сочетать дыхательные упражнения с работой артикуляционного и голосового аппарата.

11.Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

Проводить дыхательно-голосовые упражнения лучше всего за 30 минут перед приемом пищи или через 1 час после в следующей последовательности:

1.Самомассаж органов дыхания, артикуляции и резонирования (5 минут).

2.Упражнения на расслабление (3-5 минут).

3.Дыхательно-голосовые упражнения (10-15 минут).

Массаж помогает с одной стороны расслабить мускулатуру речеголосового аппарата (снять излишнее напряжение, что характерно для заикающихся), с другой стороны активизировать те нервные окончания, которые мобилизуют, разогревают, готовят речевой аппарат к звучанию(мышцы шеи, затылка, челюстей, дыхательные мышцы, зоны резонирования).

Дыхательно-голосовые упражнения необходимо проводить на фоне мышечного расслабления.

 

Этапы работы над дыханием:

1.Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

2.Воспитание дифференцированного носового и ротового выдоха.

3.Формирование длительного фонационного выдоха.

4.Формирование речевого выдоха.

 

№ 1. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха. Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления. В положении лежа мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Маленьким детям хорошо положить на живот игрушку, чтобы упражнение выполнялось легко, как игра. Внимание ребенка в этом случае концентрируется на движениях (вверх-вниз) игрушки, а не на моменте вдоха (например: «Игрушки заскучали. Давайте их покатаем». Или «Как у нас кораблик плавает по волнам?»).

Вдох рекомендуется осуществлять на счет 1-2-3, выдох на счет 1-2-3-4-5. Нельзя поднимать плечи при вдохе. Упражнение проводить в течение 2-3 минут.

Затем упражнение на «полный вдох» проводится в положении сидя и стоя. Очень важно научить расслаблять мышцы живота. Используются следующие упражнения:

1) «Шарик». Руку ребенок кладет наверх живота. «Надуваем живот, как будто у нас большой шар. Мышцы живота напряглись. Хорошо! Теперь представим маленький шарик.

Вдохнем совсем немного воздуха».

2) При вдохе понюхать цветок.

3) На выдох подуть на пригоршни рук, имитируя раздувание углей в костре и т.д.

4)Фиксированный вдох-выдох между сомкнутыми губами, т.е. выдох с сопротивлением. Мысленно произносится небольшой текст. Фиксиро­ванный выдох приучает бережному расходованию выдыхаемой струи воздуха, помогает закрепить "длительный выдох". Упражнения выполняются в статическом положении стоя, сидя и во время движения. Каждое упражнение выполняется по 5-6 раз. Вдох всегда производить носом. Эти упражнения помогают сознательно рассчитывать длину выдоха. Сопротивление, которое создается сжатыми губами при фиксированном выдохе, активизирует работу мышц брюшного пресса и диафрагмы. Воздушная струя, активно выходящая из небольшого отверстия между губами, косвенным путем подготавливает посыл звука вперед.

№ 2. Дифференциация ротового и носового выдоха. В результате выполнения работы упражнений ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе используется дыхательные упражнения Ипполитовой: вдох и выдох носом, вдох и выдох ртом, вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох носом.

Также используется толчкообразный (форсированный) выдох через нос или рот, и чередованием одного и другого.

 

№ 3. Следующим этапом является развитие фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом, артикуляцией.

Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Последовательность работы над развитием фонационного дыхания:

1.Длительное произнесение одного гласного на выдохе.

2.Сочетание из двух гласных на выдохе.

З.Из трех гласных и более.

Мы придерживаемся последовательности отработки гласных звуков, как и Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова «А-О-У-И».

Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений ребенок может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы.

Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно.

Задачами вокальных упражнений являются формирование сильного по диапазону голоса, рациональная голосоподача и голосоведение, выразительная интонация.

Гласные звуки - основа выразительности речи. С ними связано ударение, ритмика речи, ее мелодико-интонационные характеристики. Произнесение гласного звука определяется положением языка, нижней челюсти, губ. Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности.

Детям предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе произнес­ти длительно, растягивая на весь выдох, звук "А". Звук должен произ­носиться легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук "посылается" вперед. Следует следить за тем, чтобы воспитанники не произносили звук на "оста­точном выдохе", т.е. чтобы начало выдоха и фонации совпали во времени.

Звук "А"-открытый, радостный, приветственный, направленный наружу, показывает себя: руки раскрываем наподобие буквы "А".

Затем таким же образом предлагается протянуть гласный "О". Звук "О" закрытый, звук внутренний, ласкающий - руки сводим в кольцо. Звук обвола­кивает, обнимает, охраняет тебя.

При произнесении гласного "У" обращают внимание на то, что губы вы­тянуты вперед. Звук "У"- узкий, уводящий, пугающий, ведущий куда-то в путь - руки вытягиваем вперед.

При произнесении звука "И" - губы растягиваем в улыбку. А при пении звука "И" - губы немного округляем, чтобы звук не получился визгливым Звук "И" - маленький, испуганный, так пищит мышка. Вытягиваем одну руку вперед, как перекладинку в букве "И", жест, указывающий путь.

При звуке "Э" - рот слегка полуоткрыт. Звук "Э" - звук удивления, мяг­кий, как бы завернутый. Можно перекрестить руки, как бы укрывая что-то на груди.

В развитии речевого голоса у дошкольников учитывают атаку звука и регистр голоса. Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыка­ния голосовых складок и силы выдоха. Существует три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. При придыхательной атаке звука сна­чала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на яХ-А-А-А". При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий, богатый обертонами. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий. Работа начинается с упражнения, которое помогает ребенку осознать разные способы извлечения звука. Логопед дает образец "твердой" атаки, т.е. резкого начала гласного звука, разъясняя детям: "Звук полу­чился жесткий, некрасивый, потому что с ним обошлись невежливо, грубо толкнули..." Затем показывает непринужденное мягкое звучание: "Мы прикасаемся к звуку осторожно, бережно, голосок нежный, ласковый..." Имитация разных способов звукоизвлечения в сочетании с движениями рук, кисти помогает ребенку контролировать собственный голос, отличать напряженный, крикливый звук от легкого, непринужденного, лучше усво­ить разницу между мягкой и твердой атакой.

После чего дошкольники упражняются в подаче звука на мягкой атаке произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающие­ся с гласного звука.

Важно также понимать структуру регистров голоса, так как в коррекционном курсе акцентируются разные регистры, осваивается умение их плавной смены. В речевом голосе принято выделять три регистра:

1 - грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудное резо­нирование,

2- смешанный, или средний регистр,

3 - головной, или верхний регистр, в котором преобладает головное ре­зонирование.

В самом начале обучения детей учат использовать грудной резона­тор, так как это снижает напряжение голосовых складок. Поэтому глас­ные даются в следующей последовательности: А-0-У-И-Э.

Детям предлагается произнести звуки низким и высоким голосом в игровой форме, используя для этого различные упражнения:

- Как воет большой волк? - У-У-У.

- Как воет маленький волчонок? - у-у-у.

Использование диафрагмального дыхания, использование нижнего резонатора, ощущение "открытой глотки" и расслабленной нижней челюсти позволяет литься голосу легко и свободно. На этом этапе начинается работа над развитием интонационно-мелодических характеристик. Можно произносить гласные с постепенным усилением громкости, с постепенным ослаблением силы звука, с чередованием интенсивности звучания (тихо/громко/тихо).

В длительном произнесении гласного или в сочетаниях гласных зву­ков варьируется не только их последовательность и количество, но также сила, высота и продолжительность звучания. Например:

I. A-o - Первый звук произносится достаточно громко, второй - тихо.

2. А-о-у-и - Варьируется ударение в цепи звуков.

3. Цепочка гласных произносится на длительном выдохе как один звук (АЭАЭ, АЭАЭАЭ...)

4. В цепи выделяется более длительный ( Уоаэи..)

5. Придавать голосу речевые интонации вопроса, ответа, удивления. (Игра в "индейцев". Их разговор может выглядеть так:

-ИЭ!

-Ао?

-Эао:У!

-Ооу!!!

-ИэАо...

 

№ 4. Этап работы: формирование речевого выдоха.

Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, чистоговорки, скороговорки, короткие стихотворные тексты.

А) Сначала пропеваются слоги из звуков, хорошо произноси­мых детьми ( МА, МО, МУ,...)

Выполняется ротовой вдох и на выдохе произнесение нараспев слога.

Б) Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (МАМА, Маша...)

В) Далее пропевание имен детей. Свое собственное имя, произнесен­ное в тишине, перед группой и повторенное хором, производит на детей сильное впечатление. Используя этот благоприятный эмоцио­нальный момент, можно строить целые композиции, произнося на раз­ные лады и, разумеется, на разные ритмы имена детей.

Г) Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов (Маша мала...)

Д) Выполнение ротового выдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов (Маша ела кашу).

Е) Произнесение фразы из четырех слов( Маша ела сама кашу).

Ж) Произнесение чистоговорок. Можно изменять силу голоса, высоту (СА-са-СА-ЛЕТИТ оса). Дети учатся делать добор воздуха после слогов: са-са-са. Логопед вдох показывает быстрым движением руки или кивком головы. 3)Дальше отрабатываются стихи:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

После каждой строки делается быстрый ротовой вдох.

И) Проговаривание скороговорок. (Около кола бьют в колокола). Рекомендуется разучивать чистоговорки, стихи, скороговорки в движении (под шаг, под хлопки, с мячом).

К) Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Начинается работа с легких рассказов и сказочек по плану:

а) отраженное произнесение,

б) вопросы и ответы по прочитанному,

в) пересказ прочитанного под шаг…

  /слово-шаг или бросок мяча/

Далее занятия строятся по следующему плану:

а) чтение всего рассказа логопедом,

б) вопросы и ответы по прочитанному,

в) перессказ прочитанного с хлопками /слово-хлопок/

Очень удобны для последующей работы с текстом книжки-ширмочки где каждый абзац сказки, рассказа иллюстрирован красочной кар­тинкой. Проработку этих длинных рассказов, сказок проводим по следующему плану: а) чтение отдельных абзацев, б) пересказ абзаца, в) пересказ всего рассказа, сказки.

От пересказа по прочитанному дети подводятся к воспитанию спо­койного темпа речи в исполнении коротких инсценировок, диалогов.  Далее отрабатывается речевое дыхание на пересказе и составлении рассказа по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине по плану:

а) рассматривание картинок детьми,

б) называние предметов, изображенных на картинке,

в) связный рассказ по серии сюжетных картин или по одной сюжетной картине.

Дальше ребенок составляет описательный рассказ о предмете сначала по схеме, а затем без нее.

На этом работа в старшей группе заканчивается.

В подготовительной группе дети учатся составлять рассказы по памяти на заданную тему, творческие рассказы.

 

В итоге коррекционной работы дети должны:

 

1.      Овладеть навыками пользования физиологическим и фонационным дыханием.

2.      Овладеть навыком мягкой голосоподачи.

3.      Иметь четкую, разборчивую произносительную сторону речи.

4.      Преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения.

       Таким образом, применяя для развития дыхательно-голосовых навыков у детей с ТНР инновационные методы обучения, и адаптируя их применение на практике - мы оптимизируем свою педагогическую деятельность, тем самым повышая уровень социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности.

Данная работа с дошкольниками способствует не только  их подготовке  к обучению в школе, но и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

 

Список литературы.

 

1.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Ек.,1992.

2. Волкова Л.С. Логопедия - М., 1998.

3. Хватцев М. Е. Логопедия – М.,1996.

4. Кононова Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников – М., 1998.

5. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников – М. 1996.

6. Селиверстов В. И. Речевые игры – М., 1994.

7. Андреев Ю.А. Твое волшебное дыхание. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008 – 160 с.

            8. Белякова Л. И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нару

               шениями речи. – М., 2005

9.      Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. – М.: Медицина, 1989.

10.   Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР. //Дошкольная педагогика. №1, 2007, стр. 29-32.

 


Глава III.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Дата

Этапы работы

Упражнения

3-4 неделя сентября

1. Постановка диаграфмально-реберного типа дыхания в положении лежа.

"Кораблик плывет по волнам", "Качели", "Самолет-вертолет".

 

1-я неделя октября

Постановка диаграфмально-реберного типа дыхания в положении сидя /с длительным ротовым выдохом/

'Шарик", "горячий чай", "Задуть пламя свечи", "Фонтан", "Клоун", "Болит пальчик", "Птичка (бабочка), лети!", "Надуваем мыльные пузыри", "Надуваем воздушные шары", "Пускать кораблики, уточек", "Играть на духовых музыкальных инструментах", "Чья машина дальше уедет?".

2-я неделя октября

Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания в положении стоя /с длительным ротовым выдохом/.

 

"Осенние листочки", "Самолетики", "Снежинки", "Толстый-тонкий".

3-я, 4-я неделя октября

Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания в движении.

 

"Ныряльщики" /вдох - присесть, обхватив себя руками. Не дышать. Выдох- «всплываем»/,

"Регулировщик" /одна рука - в сторону, другая - вверх, вдох-выдох - меняем положение рук'/, "Насос",

"Ракета"-вдох, руки поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, подняться на носки, потянуться вверх, задержка дыхания. Выдох – И.п.

 

 

 

1-я неделя ноября

 

2.Воспитание дифференцированного носового и ротового выдоха /в статическом положении/

 

 

 

-"Как дышит собачка?"

-"Согреем ручки".Дыхание по таблице Ипполитовой,

-Вдох через одну ноздрю, выдох через другую.

2-я

неделя ноября

 

Воспитание дифференцированного носового и ротового выдоха в динамике /во время ходьбы на месте, с наклоном головы вперед и назад, с поднятием рук/

""Кошечка фырчит"-толчкообразный выдох с выбросом "коготков" Ф!Ф!Ф!

-"Машинисты"

 

3-я,4-я неделя ноября, декабрь, 1-я,2-я неделя января.

 

3.Воспитание фонационного дыхания

Звукоподражания:

-Колыбельная - ааа

-Восхищаемся игрушкой

Пароход гудит близко-далеко : У-У-У,У-У-У, изменяя силу голоса.

-"Три медведя" -И, изменение высоты голоса.

-Грозим пальчиком непослушному мишке - Э-э!

Ряд гласных звуков:

-Индейцы

-Перекличка птиц.

"Эхо"-АУ-ау.

 

3-я неделя января

 

4.Формирование речевого выдоха.

а) Пропевание слогов.

-Изменяя высоту голоса: корова и теленок мычат

му-му-му

- Покашляем, как мишка, громко: ка-ка-ка, -Покашляем, как курочка : ко-ко

-Покашляем, как кукушка : ку-ку

-Покашляем, как гномик, еле слышно : ке-ке

Разговор двух барашков: бе! бе?..

4-я, неделя января,

1-я неделя февраля

б) Пропевание слов (В статике и в динамике: под шаг. с движениями рук, головы, корпуса)

 

-Произнесение двусложных слов, с движением руки, отхлопывая ритм,

-Произнесение имен детей с различной интонацией  на разные лады.

2-я неделя февраля

 

в) Произнесение фразы, состоящей из двух слов (в статике и в динамике)

 

- Маша мала... /с опорой на схему предложения и по опорным картинкам/

3-я неделя февраля

г)Произнесение фразы, состоящей из трех слов, используя "Лото"

-Мила мыла мылом.

-У меня петушок.

4-я неделя февраля

 

д)Произнесение фразы, состоящей из четырех слов, включающие двусложные слова.

-Маша мишке шила шубу.

-Я ставлю машину и автобус /Картинное

домино/

-Игра"Чудесный мешочек

 

1-я

неделя марта

 

е) Произнесение чистоговорок, с различной интонацией, изменяя силу и высоту голоса

 

за-за-за - летает стрекоза.

2-я,3-я неделя марта

 

ж)Произнесение стихотворений, используя схемы.

-Баю-баю-баиньки..

В огороде заиньки

Зайки травоньку едят

Соне спать велят.

 

4-я неделя марта

з)Произнесение скороговорок /под шаг, с хлопками/

 

Сонный Саня сел на сани

апрель май

и)Произнесение

прозаического

текста /используя схемы, картинки, игрушки/

1)По схеме, образец логопеда

-У меня арбуз.

-Арбуз круглый и сладкий

2)Пересказ короткого рассказа или сказки.

/"Курочка ряба", «Репка"/

3)Инсценировка коротких сказок, диалогов.

"Колобок", "Теремок".

4)Пересказ рассказа по серии сюжетных картин

5) Составление рассказа по серии сюжетных кар­тин.

6)Составление рассказа по одной сюжетной картине.

7)Составление описательных  рассказов.


График профиль состояния дыхательно-голосовых функций у дошкольников 5-7 лет

Фамилия, имя _________________

Группа _______________________

Физиологическое дыхание

Фонаци-онное дыхание

Речевой слух

Голос

Фаза вдоха

Фаза выдоха

 

Физический слух

Фонематический слух

Звуковысотный слух

Атака звука

Сила голоса

Диапазон голоса

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С каждым годом увеличивается число детей с нарушением произношения, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С каждым годом увеличивается число детей с нарушением произношения, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы

Коррекционные задачи: 1. Обучение навыкам диафрагмально-реберного дыхания в положении лежа

Коррекционные задачи: 1. Обучение навыкам диафрагмально-реберного дыхания в положении лежа

Занятия с детьми Количество в неделю

Занятия с детьми Количество в неделю

Этот принцип пред­полагает акцентирование внимания на анализе процесса выполнения задания ребенком и анализе характера деятельности ребенка

Этот принцип пред­полагает акцентирование внимания на анализе процесса выполнения задания ребенком и анализе характера деятельности ребенка

Прием: повторение фразы. 1 балл - речь на вдохе

Прием: повторение фразы. 1 балл - речь на вдохе

Изучение проблемы коррекции дыхательно-голосовой функции у дошкольников, а также апробация данной системы проводилась в группе детей с заиканием с 2001-2003 учебного года

Изучение проблемы коррекции дыхательно-голосовой функции у дошкольников, а также апробация данной системы проводилась в группе детей с заиканием с 2001-2003 учебного года

ГЛАВА II . Система работы по коррекции дыхательно-голосовой функции у детей

ГЛАВА II . Система работы по коррекции дыхательно-голосовой функции у детей

Принцип комплексности предполагает связь развития дыхательно-голосовой функции с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями

Принцип комплексности предполагает связь развития дыхательно-голосовой функции с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями

Дыхательное движение в большей мере подчинено воле

Дыхательное движение в большей мере подчинено воле

Этапы работы над дыханием: 1

Этапы работы над дыханием: 1

Дифференциация ротового и носового выдоха

Дифференциация ротового и носового выдоха

Следует следить за тем, чтобы воспитанники не произносили звук на "оста­точном выдохе", т

Следует следить за тем, чтобы воспитанники не произносили звук на "оста­точном выдохе", т

Важно также понимать структуру регистров голоса, так как в коррекционном курсе акцентируются разные регистры, осваивается умение их плавной смены

Важно также понимать структуру регистров голоса, так как в коррекционном курсе акцентируются разные регистры, осваивается умение их плавной смены

Этап работы: формирование речевого выдоха

Этап работы: формирование речевого выдоха

Далее занятия строятся по следующему плану: а) чтение всего рассказа логопедом, б) вопросы и ответы по прочитанному, в) перессказ прочитанного с хлопками /слово-хлопок/

Далее занятия строятся по следующему плану: а) чтение всего рассказа логопедом, б) вопросы и ответы по прочитанному, в) перессказ прочитанного с хлопками /слово-хлопок/

Список литературы. 1. Козлянинова

Список литературы. 1. Козлянинова

Глава III . ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Глава III . ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Воспитание дифференцированного носового и ротового выдоха /в статическом положении/ -"Как дышит собачка?" -"Согреем ручки"

Воспитание дифференцированного носового и ротового выдоха /в статическом положении/ -"Как дышит собачка?" -"Согреем ручки"

Формирование речевого выдоха. а)

Формирование речевого выдоха. а)

Произнесение чистоговорок, с различной интонацией, изменяя силу и высоту голоса за-за-за - летает стрекоза

Произнесение чистоговорок, с различной интонацией, изменяя силу и высоту голоса за-за-за - летает стрекоза

График профиль состояния дыхательно-голосовых функций у дошкольников 5-7 лет

График профиль состояния дыхательно-голосовых функций у дошкольников 5-7 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020