Программа "Развитие речи" (1-ый дополнительный класс)

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Развитие речи 1 дополнительный класс.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. Предмет «Развитие речи» является составной частью предметной области «Филология» (Язык и литература)».

В начальном обучении предмет «Развитие речи» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников с особенностями в развитии. При этом значение и функции предмета «Развитие речи» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют качество подготовки ребёнка с особенностями в развитии по другим школьным предметам.

В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной  деятельности. Играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции 1 дополнительного класса, имеющим задержку психического развития.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, II отделение); 

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ФГОС ОВЗ (вариант 2.2, II отделение) «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»; 

Концепции преподавания русского языка и литературы Российской Федерации, утверждкееой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники с нарушениями слуха должны иметь мотивацию к обучению, владеть языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности, стремиться развивать свои речевые, интеллектуальные возможности. Данная программа способствует повышению познавательной активности, расширяет кругозор, пополняет лексическую сторону речи.

Цель программы:

 формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи программы:
        формировать умения владеть устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
        развивать интеллектуальные способности, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности;
        формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости,  высказывать свое отношение к речи других.

Важнейшими задачами уроков развития речи являются: формирование и обогащение словаря, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи. Все эти стороны речевой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития и совершенствования двух форм речи — устной и письменной.

Уроки развития речи тесно связаны с другими разделами работы над языком. Они подготавливают определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомят обучающихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках развития речи, обучающиеся в устной и письменной форме закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они приобрели, практически овладевая грамматическим строем языка.

Решение этих задач предусматривают: формирование и обогащение словарного запаса, работа над пониманием и употреблением в речи предложений различных структур, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической правильности.

Для достижения поставленных задач по развитию речи необходимо решение следующих практико-ориентированных направлений:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Цель учебного предмета

Формиро­вание и обогащение словаря, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи.

Задачи учебного предмета

Образовательные.

·      Формировать  навыки и умения связного высказывания в условиях речевого общения.

·      Учить строить  связные речевые высказывания с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.

·      Формировать навык построения и употребления в речи предложений различных структур, а также их понимание.

Развивающие.

·      Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, вооб­ражение.

·      Развивать и повышать интерес обучающихся к работе, понимание ее необходимости, желание выполнять задачи.

Воспитывающие.

·      Воспитывать аккуратность и обязательность в выполнении заданий.

·      Воспитывать активность в желании высказаться (обращение с прось­бами, поручениями к одноклассникам в устной и письменной форме).

Коррекционные.

·      Формировать навык восприятия материала разговорной речи слухозрительно.

·      Формировать навык активного восприятия адресованного речевого высказывания.

·      Корректировать собственное речевое высказывание и проявлять встречную активность для уточнения понимания в целях достижения желае­мого результата.

·      Корректировать правильность произношения словесного материала и следить за этим.

Принципы, лежащие в основе построения программы.

Принципиальная особенность курса направлена на личностно-развивающее, граждански- ориентированное, глобально-ориентированное образование.

      Принцип приоритетного воспитания в образовательном процессе;

      Принцип личностно-ориентированного и деятельностного характера обучения;

      Принцип сочетания инновационных подходов с традициями отечественного образования.

      Принцип целостности и неспешность освоения материала;

      Принцип индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания.

Специфика  программы. Систематический курс развития речи представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаи­модействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

Коммуникативно-познавательная направленность программы  и  реализуемый  в ней системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка   и осмысление способов функционирования этих языковых единиц устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

 Познавательная  направленность программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего  инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Эстетическая и духовно-нравственная деятельность программы  нацелена на развитие художественно - эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.

 Культура речевого общения  программы ориентирована на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

   Обучение  развитию речи  на основе данной программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей.

   Обращение к семантической стороне языка создает условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей,  возникает интерес и появляется бережное отношение к русскому языку, его  богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

В программе по развитию речи выделены два раздела: «Уточнение и обогащение словаря» и «Развитие связной речи».

В 1 дополнительном классе обучающиеся овладевают преимущественно словами с конкретным значением. Развитие устной речи тесно связано с развитием письменной речи.

Работа над речью требует внимания к правильной, последовательной передаче временных и причинно-следственных отношений. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

С этой целью необходимо формировать у детей умение составлять планы устных и письменных высказываний, говорить и писать по готовому и коллективно составленному плану.

Обучающиеся постепенно переходят к овладению навыками повествования, связного и последовательного изложения того, что они увидели, услышали и прочитали.

На уроках развития речи обращается внимание на практическое знакомство со значением предлогов, союзов, наречий и других служебных и знаменательных частей речи. Эти уроки подготавливают определенный речевой материал для последующего его обобщения на уроках грамматики и служат целям пропедевтики при усвоении формообразующей системы языка.

Развитие связной речи регулируется программными требованиями к типам предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Преобладающими видами упражнений на уроках развития речи являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации и на основе личного опыта, изложения.

В 1 дополнительном классе объем устных связных высказываний увеличивается за счет количества предложений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Развитие речи»

Личностные  результаты  

      осознавать роль речи в жизни людей;

      оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

      объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметные  

      соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

      реализовывать простое высказывание на заданную тему;

      ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

      самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

      учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

      делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Коммуникативные

      сформированность умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

      овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач, включая коммуникацию в сети Интернет;

      сформированность умения уточнять непонятое в ходе коммуникации со взрослыми и сверстниками;

      понимание высказывания, выраженного не только знакомыми, но и незнакомыми речевыми средствами, иной структурой фразы, в новых условиях общения; умение выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);

      овладение умением использовать дактилологию как вспомогательное средство;

      овладение умением получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат.

Предметные результаты  

К концу учебного года обучающиеся должны уметь:

·      понимать и употреблять речевой материал, необходимый для организации учебного процесса;

·      писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

·      уметь соотносить названия предметов с соответствующей картинкой или натуральным объектом;

·      понимать и выполнять поручения с указанием действия и предмета;

·      употреблять в речи слова, обозначающие цвет и размер предмета;

·      понимать и выполнять поручения с указанием направления действия;

·      делить слова на слоги, ставить ударение;

·      обозначать мягкость согласных звуков на письме;

·      составлять простые нераспространенные и распространенные предложения по сюжетной картинке (1 – 3);

·      составлять связный рассказ из 2 – 3 предложения по демонстрации действий или картинке.

 получить возможность научиться:

·      подписывать одним - двумя - тремя предложениями картинки к рас­сказу;

·      выражать свое отношение к предметам и явлениям,  к  поступкам дей­ствующих лиц.

·      понимать и употреблять побудительные предложения, организующие учебный процесс.

·      употреблять в диалогической речи слова, обозначающие предмет, качество предмета и действие предмета.

Виды и типы уроков. Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных,  интегрированных уроков, уроков-экскурсий,  уроков с дидактической и ролевой игрой.

Формы организации урока. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Итоговый контроль. Оценка знаний и умений  обучающихся проводится с помощью контрольных заданий, итогового теста, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.

1.   Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребёнка

2.   Листок индивидуальных достижений по обогащению словаря

3.   Листок индивидуальных достижений по развитию речи

Содержание учебного предмета

Система обучения развитию речи предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

I. Языковая способность.

II. Речевая деятельность.

III. Языковые закономерности.

Содержание образовательных областей предмета

                                 I.          Языковая способность.

      Потребность в словесном общении с учителем, товарищами, родителями в условиях слухоречевой среды.

      Ситуативное общение, внеситуативное.

      Расширение ситуативного и внеситуативного общения в знакомых и новых обстоятельствах.

      Понимание, использование вариативных высказываний. Стремление запоминать новые речевые единицы и использовать их в речи.

      Понимание значения новых слов, словосочетаний в условиях ситуативного общения, речевого контекста.

      Использование знакомых речевых единиц в различных (известных и новых) ситуациях в соответствии с задачей общения.

      Стремление к установлению взаимопонимания в знакомых ситуациях общения на основе словесной речи (внятность произнесения, использование уточняющих вопросов, вариативных высказываний).

      Понимание значения нового речевого материала в условиях практической деятельности, в предметной ситуации, в контексте прочитанного.

      Улавливание аналогий в языковых формах, построение речевых высказываний по аналогии со знакомыми словоформами и конструкциями высказываний.

                               II.         Речевая деятельность

Говорение

·      Овладение словесной речью в общении и для общения. Потребность в речи. Использование словесной речи для установления контакта со взрослыми, детьми.

·      Овладение коммуникативными умениями. Стремление быть понятым учителем или товарищами.

·      Деловые и личностные мотивы речевой деятельности. Положительное эмоциональное отношение к словесной речи. Установление взаимопонимания на основе речевого общения.

·      Потребность в речи, в расширении словарного запаса (стремление запоминать новые слова и выражения, избирательное использование форм речи в зависимости от ситуации общения).

·      Выбор речевых единиц (слов, словосочетаний, типов высказываний) с учётом ситуации общения.

Мотивированность речевых действий.

Чтение

·      Чтение задания, инструкции и действие в соответствии с их содержанием. Адекватная реакция на прочитанное.

·      Понимание содержания связного текста (сказки, рассказа). Отражение содержания прочитанного в рисунках, аппликации, драматизации. Ответы на вопросы по прочитанному.

·      Ориентировка в книге.

·      Привлечение информации, чтение полученной при чтении, перенесение в нужную ситуацию (учебную, жизненную).

Письмо

·      Письменный шрифт, чтение слов, предложений.

·      Элементы букв, буквы, слова, короткие предложения. Буквы прописные, заглавные, способы их соединения.

·      Письменная форма выражения мысли (отдельные слова, короткие предложения). Пользование письменной речью в общении, для передачи информации.

·      Изложение мысли в письменной форме, логично, последовательно.

·      Техника письма: четкость, скорость, аккуратность.

Дактилирование

·      Восприятие и воспроизведение речи в устно-дактильной форме. Использование устно-дактильной формы речи как вспомогательного средства общения и обучения.

Слушание

·      Восприятие речи окружающих на слухозрительной основе. Адекватная реакция на воспринятое.

·      Реализация в самостоятельной речи произносительных возможностей при контроле со стороны учителя и самоконтроле произношения.

                            III.         Языковые закономерности

·      Практическое усвоение грамматической структуры языка. Грамматические и лексические обобщения.

·      Слово. Предложение. Текст.

·      Слова, близкие и противоположные по значению.

·      Однокоренные слова. Начальная форма слова.

·      Типы высказываний по их коммуникативной цели.

·      Синтаксические конструкции простого предложения.

·      Утвердительные и отрицательные конструкции предложения.

·      Конструирование и перестроение предложений с учетом их состава и семантики.

·      Группировка слов по морфологическому сходству и различию.

·      Основные языковые категории.

·      Орфографические правила и определения грамматических понятий.

·      Прямая, косвенная речь.

Примерный перечень тем:

Мы идем учиться

(Мы – ученики. Наша учительница. Школь­ное здание. Школьные помещения).

В классе

(Учебные вещи. Классная мебель. Слуховая аппаратура).

Мы играем (Игрушки. Игры).

Осенью.

Моя семья (Члены семьи).

В нашем доме

(Мебель. Посуда. Пища. Одежда. Обувь. По­стельные  принадлежности).

Надо, надо умываться... (Тело человека. Предметы личной ги­гиены).

Зимой.  (Елка. Зимние игры).

Про животных и птиц (Дикие и домашние животные).

В саду, в лесу, в огороде. (Ягоды. Фрукты. Овощи).

Весной.

На улице. (Транспорт. Здания).

Летом.

Количество часов в год – 121; 4 часа в неделю, 1 четверть – 3 часа

      в I четверти – 24ч,

      во II четверти – 32ч

      в III четверти – 36ч

      в IV четверти – 32

 

 

Календарно - тематическое планирование

по развитию речи 1 четверть

(3 часа в неделю, 24 часа)

 

Содержание программного материала

 

Кол-во часов

 

 

Речевой материал

1

День знаний

1

1 сентября. Подготовительный класс.

2.

Мы школьники. (Кто это?) Проговаривание гласных звуков.

1

Это учитель…(воспитатель, директор, ученики)

3.

В школе. Помещения в школе  (соотнесение картинки и слова)

1

Класс, библиотека, медпункт, раздевалка, игровая, столовая, спальня, спортивный зал.

 

4

Учебные вещи в портфеле

1

Какие вещи лежат в портфеле? Учебники, ручка, линейка, резинка, тетради

5.

Учебные вещи в пенале

 

1

Какие вещи лежат в пенале? Карандаш, ручка, резинка, точилка, линейка.

6.

Времена года.

1

Это осень, это зима, это весна, это лето.  Весной… Летом….

7.

Времена года. Птицы

1

Осенью птицы улетают в теплые края.

8.

Проговаривание гласных звуков. Фрукты.

1

Яблоко, вишня, слива, персик, виноград, груша, абрикосы.

9.

Фрукты в саду.

1

Фрукты растут в саду.

10.

Лексическая тема: «Овощи».

1

Морковь, огурец, картошка, лук, капуста, помидор, кабачок.

11.

Овощи в огороде.

1

Овощи растут на грядках в огороде

12.

Двор. Домашние животные. Домашние птицы

1

Корова, лошадь, свинья, собака, кошка, овца, коза, баран. Курица, цыплята, петух, утка.

13.

Игрушки, игры. Что это?

 

1

Мяч, прыгалка, пирамида, кукла, зайка, матрёшка, кубики, собака, мишка, домик, лейка, лошадка, ведерко, железная дорога.

14.

Закрепление темы: «Игрушки»

1

Мальчики играют в железную дорогу. Девочки играют в куклы. Вова играет в кубики

15.

В классе (соотнесение картинки и слова) С.17

 

1

Парты, наушники, микрофон, классная доска, указка, стул, мел, шкаф.        

16.

Урок в классе.

1

Учитель учит. Дети сидят за партами. Ученики пишут. Дети слушают.

17.

Кто это? Слова обозначающие одушевленные предметы рядом с нами.

1

Кто это? Это папа.

Кто это? Это девочка.

Э Кто это? то мальчик.

18.

Действия. Что делает? Построение предложений

С.19

 

 

1

Папа несет аквариум. Петя несет рыбок. Папа читает газету. Папа пилит. Петя забивает гвоздь.

19.

Действия. Что делает? Построение предложений

С.20-21

1

Мама играет с Машей. Мама купает малыша. Мама читает. Мама моет посуду. Маша помогает маме. Мама и папа смотрят телевизор. Кот лежит.

20.

Кто это? словах, предложении.

1

Это  Вава. Это  мама. Это папа. Это Вова. Вава  и мама идут в школу. Вова сидит. Папа сидит. Вава стоит.

21.

Кто это? Что это? Что делают?

1

Это Вова. Это Вава. Это мяч. Вова кормит рыбок. Вова и Вава играют.

22.

Ответы на вопросы. Кто это?

1

Кто это? Вот Тома. Вот Вава. Вот семья. Вот папа, вот мама, вот Тома, вот Вава, вот Вова.

23.

Ответы на вопросы Кто? Что? Что делают?

1

Кто это? Это дети. Что делают? Дети играют. Что это? Железная дорога.

24.

Кто тут? Кто там?

1

Мама тут.

Папа там.

 

2 четверть (4 ч в неделю, 32 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Звук П. Звук А.

Кто это? Что делает?

1

Это папа.

Это мальчик.

Это девочка. Папа несёт. Мальчик несёт…

2.

Звук М м.

Кто это? Что делает

 

 

1

Это мама …

Мама (что делает?) смотрит. Маша (что делает?) играет. ..

3.

Звук и буква  «Вв». Кто? Что делает?

1

Это (кто?) Вава.

Вава  и мама (что делают?) идут в школу.

4.

Звук Оо в словах, предложении. Кто? Что делают?

 

Вова (Во  ва, в  о, Во ва, ова), Тома. Вова и Тома играют.

5.

Звук  «Т т». Кто? Что?

 

Тома (То  ма, ома). Тома держит мяч. Тома держит куклу.

Вот папа. Вот Вава. Вот мама…. Это семья.

6.

Звук «У» Где?

1

Ребята играют. Ребятам весело. Мама тут. Вова там. Тома тут.

7.

Звук «Л». Кто? Что? Что сделала? Что сделал?

1

Это пенал. Это альбом. Лото. Вова упал. Тома упала.

8.

Звук «Л». Кто? Что? Что сделала? Что сделал? ( продолжение)

1

Лампа упала.  Лопата упала.

9.

Звук Д. Что? Кто?

1

- Тома, там вода!

- Мама, лопата упала!

10.

Звук С. Кто?

1

Стол. Вот стол. Вот лампа. Вот вода. Вот стол….

11.

Звук и буква С. Кто? Что сделал?

1

Вот Тома.

Тома сломала стул…

12.

Звук и буква С. Кто? Что сделал?

 

Тома упала. Вова сломал дом. Масло, мясо.

13.

Это что? Ответы на вопросы

1

Это суп. Это мясо.

14.

Это кто? Ответы на вопросы. Составление слова.

1

Вот (кто?) Вова…

Лампа, лото, стол, масло, лопата, мясо, стул, вода.

15.

Звук и буква И. Составление слова и предложения.

1

 Лопата, пила. Оля спит. Тося спит….

16.

Звук и буква И. Составление предложения.

1

Вова сидит. Тома упала….

17.

Звук и буква Й. Составление предложения

1

Вася, дай лопату!

18.

Звук и буква Н. Выполнение просьбы.

1

Мама, дай лопату!

19.

Звук и буква Я.

1

Витя! Я тут.

20.

Звук и буква К. Деление слов на слоги. Что там?

1

Рассматривание картинки. Ответы на вопросы.

21.

Кто тут? Покажи.

 

1

Вот кино Тут сидит Вова. Тут сидит Коля….

22.

Звук и буква Б.

Кто? Что делает? Выполнение просьбы.

1

Собака сидит. Собака стоит. Собака бежит. Дай булку. Дай масло. На. Спасибо.               

23.

Звук и буква Э.

Кто это?

1

Это мама. Это папа. Это Вава. Это Вова. Это собака.

24.

Звук и буква Ы.. Составление предложений

1

лыом (мыло)

Дай мыло.

-На мыло.

- Спасибо.

25.

Звук и буква Ш. Сложение слов.

1

У Васи шуба …

26.

 

1

Ёлка. Самолёт.

27.

Звук и буква Ш. Работа с  предложением. Составление предложения.

1

Вот Петя и Лена.

Петя лепит собаку.

Лена лепит дом.

 

28.

Звук и буква Ш.  Что? Что делает? Что сделал?

1

Вот доска. Маша написала. Маша пишет.

29.

Знакомство с буквой и звуком Ё,ё

1

Вот ёлка.

Тут дети

30.

Звук и буква Е. Составление предложения по картинкам

1

Собака ест суп. Слон ест булку. Кошка ест мышку.

31.

Звук и буква Е. Дополни предложения

1

Лена ….ест яблоко.

32.

Звук и буква Е. Кто? Что делает?

1

Вася лепит яблоко. Лена мешает.

 

3 четверть (4 ч в неделю, 36)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Звук и буква Ч,ч. Где?

1

Тут стоит чайник. Тут стоит чашка.

2.

Кто? Что делает?

1

Лена читает. Лена лепит. Лена считает.

3.

Ответы на вопрос.

 «Что это?»

1

Что это? Это часы.

Что это? Это лопата.

4.

Ответы на вопрос.

« Кто это?»

1

Кто это? Это собака.

Кто это? Это папа.

5.

Кто это? Что это?

1

Кто это? Это дедушка.

Что это? Это кукла.

6.

Закрепление слогов

лё, пё, сё, тё в словах.

1

Вот Петя и Лёва.

У Пети самолёт.

7.

Знакомство с Ь знаком

1

Письмо, мальчик

8.

Закрепление Ь знака в словах и предложении. Что делает?

1

Что делает девочка?

Девочка чистит апельсин.

9.

Знакомство с буквой и звуком З.

1

Зайка. Зонт.  Зина. Кто идёт? Кто стоит?  Кто сидит?

Кто ест?

10.

Закрепление звука З в словах, диалоге

1

Был звонок. Все дети тут. Зина опоздала.

11.

Знакомство с буквой и звуком  Ж, ж. Что делает?

1

Мальчик бежит. Собака бежит. Покажи шапку, лампу…

12.

Закрепление звука и буквы  Ж, во фразах и предложении.

1

Можно взять …? Нельзя. Да можно.

13.

Закрепление вопросов

Кто? Что? Что делает?

Что это?

1

У Вовы санки. Вова катает Сашу. Миша стоит…

14.

Закрепление поручений

Что это?

1

Встань. Иди сюда. Покажи мел. Покажи доску. Сядь….

15.

Знакомство с буквой и звуком Р, р

1

Ручка, карандаш, барабан. Я сломала карандаш. Я сломал карандаш. Дай ручку…

16.

Закрепление звука Р в слогах, словах, предложении.

1

Девочка рисует елку….

17..

Закрепление глагола Что делает? Что сделал?

1

Мальчик пишет. Мальчик написал.

18.

Действия. Выполнение инструкций.

 

Покажи стол. …

Верно, неверно

19.

Закрепление звука Р в словах

1

Карандаш, ручка, тетрадь….

Ваня, возьми тетрадь.

20.

Закрепление звука Р в тексте, словах.

1

Рука – руки, парта-парты.

У Тамары тарелка и ложка. Тамара ест суп. Там капуста и картошка.

21.

Образование множественного числа существительных в

Им. П

1

Рука-руки, девочка-девочки, карандаш-карандаши

22.

Знакомство с буквой и звуком Г, г

1

Бумага. Нога. Вот рука. Вот руки.

23.

Закрепление звука Г в словах и тексте.

1

Голова, глаза, рот.

Галя и Петя лепят бабу.

24.

Кто? Что делает?

1

Мама готовит обед.

Лена помогает маме.

25.

Что? Что делает?

1

У Саши ручка. Саша пишет.

26.

Кто? Что? Что делает?

1

Рассматривание картинки. Ответы на вопросы.

27.

Вопрос. Ответ.

1

- Как тебя зовут? Что у тебя болит?

28.

Знакомство с буквой и звуком Ф, ф.

1

Конфета, флажок, шкаф, шарф.

29.

Дополни предложение.

Кто? Что делает?

1

Что делает бабушка? Бабушка …

30.

Разделительный ъ знак

1

Мальчик ест яблоко. Мальчик съел яблоко

31.

Знакомство со звуком  и буквой Ю, ю

1

Юра, Юля. Юра моет руки.

32.

Закрепление звука Ю в словах, предложении.

1

Тетя Люся.

Люся играет.

33.

Знакомство с буквой и звуком Ц, ц

1

Лицо, полотенце…

Лиза моет лицо.

34.

Закрепление звука Ц в диалоге

1

Ай, ай, Лиза! Вымой лицо!

Там вода и мыло. Там полотенце.

35.

Знакомство с буквой и звуком Щ, щ

1

Щетка, щука, щенок, ящик

36.

Повторение и закрепление

1

 


4 четверть (4 ч в неделю, 32 ч.)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Знакомство с буквой и звуком Х,х

 

1

Ухо, плохо, хорошо…

2.

Закрепление звука Х в словах, фразах и предложении

1

Я хочу есть. Я хочу гулять….

3.

Чтение слов. Написание этих слов.

 

1

Мыло, полотенце, вода, кран, руки, конфета…

4.

Чтение сказки «Три – медведя». Это кто? Он какой? Она какая?

1

Это папа-медведь. Папа большой.  Это медведь. Медведь большой, маленький…

5.

Закрепление вопросов:  Какой? Какая?  Какое?

1

Какой мяч? Мяч большой. Мяч маленький.

6.

Чтение диалога. Выполнение поручений.

1

-Вера сними туфли и носки.

- Вера, положи куклу…

7.

Чтение текста. Показ предметов и  действий по картинке.

1

Вот стол. Тут хлеб и масло, тут сахар и конфеты. Наташа пьёт чай.

8.

Составление предложений

1

Я хочу молока…

Я не хочу молока. …

9.

Чтение диалога Закрепление понятий слов вчера, сегодня.

1

- Мама, я хочу гулять. Можно?

- Можно.  Надень пальто…

Вчера было холодно. Сегодня холодно.

10.

Закрепление словаря по теме «Одежда». Дописывание окончаний в слова.

1

Шапка, туфли, носки….

Рубаш .. , туф .. , пла .. , май .., шап .. .

11.

Составление слов, прочитывание. Написание.

1

Пальто, платье, носки….

12.

Что делает?

Что сделал?

1

Дима принес ящик. Наташа принесла воду. Галя сажает горох.

13.

Чтение текста.

Вопросы по тексту

1

Сегодня солнышко. Сегодня тепло. Витя копает землю. Что делает Витя?

Кто сажает дерево?

14.

Чтение диалога.

1

Тётя Рая, я хочу гулять. Можно? Да.

15.

Чтение описания картинки.

1

У Нины скакалка. Нина прыгает. У Пети и Юры мяч.

16.

Чтение текста. Ответы на вопросы.

1

Люся читает книгу. Вова рисует дом и дерево. Что делает Люся?  Что делает Вова?

17.

У кого? Какой?

1

У Пети карандаши. Красный карандаш….

18.

Кто? Что? Какой?

1

Цветок, шар, жук, мяч. Жук чёрный. Кубик зелёный.

19.

Какой? Какая? Какое?

1

Шар красный. Шкаф коричневый.

20.

Какой? Какая? Какое? Составление предложений по вопросам.

1

Ёлка зелёная.. Платье зелёное.

Мяч синий.

21.

Составление предложений по картинке.

1

Витя дежурный.

 

22.

Составление предложений по картинке.

1

Люся – дежурная.

23.

Кто? Что делает?

1

Собака прыгает. Девочка играет в мяч.

24.

Вопрос. Ответ.

1

- Тома, сколько будет 2+3?

- Пять.

- Верно.

25.

Чтение. Сравнение.

1

У Томы чистая тетрадь. У Коли грязная тетрадь.

26.

Кто? Что делает?

1

Девочка поливает цветы.

Девочка играет в мяч.

27.

Составление предложений. Ответы на вопросы.

1

Девочка играют в лото. Девочка играет в куклы.

28.

Кто? Что?

1

У мальчика глаза.

У собаки хвост.

29.

Выполнение инструкций.

1

Покажи хвост у собаки и у кошки.

29.

Чтение текста с доски

1

Мальчики и девочки гуляют в саду. В саду много деревьев.

30.

Чтение  текста и ответы  на вопросы.

1

Где гуляют ребята?

Какая в саду трава?

31-32.

Чтение знакомых сказок

2

 


Контроль уровня достижения планируемых результатов

(измерители уровня подготовленности обучающихся)

Формы и виды контроля

Текущий, тематический, периодический, поурочный, фронтальный, индивидуальный, самостоятельная работа, практическая работа и т.д.

 

Тема

Вопросы, выносимые на контроль

Вид измерения

1

Мы идём учиться

Составление предложений

Практическая работа

2

В классе

Работа со словами по теме «Учебные вещи»

заучивание

3

Мы играем

Употребление в речи слов, отв. на воп. Кто? Что?

Ответы на вопросы: кто? что?

4

Осенью

диалог

Ответы на вопросы

5

В саду, в лесу, на огороде

Знакомство с новыми словами

заучивание

6

Надо, надо умываться

Понимание и отработка просьб и поручений

Выполнение просьб и поручений

7

В нашем доме

Понимание и употребление предлогов: на, в, под

Составление словосочетаний с предлогами

8

На улице

Понимание и употребление вопроса: кому?

Постановка вопроса и ответ на него

9

Зимой

Слова, обозначающие местоположение предметов

Ответы на вопрос: где?

10

Моя семья

Слова, обозначающие качество предметов

Ответы на вопрос: как?

11

День школьника

Составление предложений

Составление короткого рассказа

12

Весной

Употребление личных местоимений

Практическая работа

13

Про животных и птиц

Употребление глаголов совершенного вида

Ответы на вопросы

14

Летом

Составление предложений

Составление  рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная литература для детей

1.           ЗикеевА.Г., Коровин К.Г. Русский язык. Учебник для 1класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (2-е отделение) в 3-ёх частях – М.: Просвещение, 2012.

 

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике

1.                  Головчиц, Л.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития /Л.А.Головчиц // Дефектология. - 2008, №1.- С.48-52.

2.                  Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 2006.

3.                  Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. Методическое пособие. Общие рекомендации. – М.: Дрофа, 2011.

4.                  Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (IVI классы 2-го отделения) / А.Г. Зикеев.  М.: Педагогика, 2003.

5.                  Красильникова О.А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

6.                  Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

7.                  Основы специального обучения слабослышащих детей. / Под ред. Р.М.Боскис.  М.: Просвещение, 2000.

8.                  Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина. – М.: Педагогика, 2008.

9.                  Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: Учебник / Е.Г,Речицкая. -  М.: Просвещение, 2004

10.              Речицкая, Е.Г.  Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина.- М.: ВЛАДОС, 2008.

11.              «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2001г. .Л.Н. Ефименкова

12.              «Уроки чтения в школе для слабослышащих детей». Москва. Просвещение. 1991г. М.И. Никитина.

13.              .«Письмо и чтение»: трудности обучения и коррекция. Учебное посо­бие. Москва-Воронеж. 2001г.

14.              «Методика обучения русскому языку в школе для сла­бослышащих детей». Москва. Просвещение. 1988г.К.В. Комаров.


 

Посмотрите также