Программа развития Физических качеств у детей 6-7 лет « Юный спортсмен».
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Раздел I. Учебно-тематический план.
Раздел II. Содержание дополнительной образовательной программы.
1. Теоретическая подготовка.
2. Техническая подготовка.
3. Физическая подготовка
4. Оценивание физической подготовленности.
Раздел III. Методическое обеспечение.
Раздел IV. Выводы.
1. Результаты оценки развития двигательных умений, навыков и физических качеств.
2. Результаты Проб Штанге и Генча.
3. Результаты выступления на соревнованиях.
Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа решает задачи физкультурно-оздоровительной направленности.
В последние годы актуальной стала проблема развития физических качеств у детей дошкольного возраста. Особенно остро эта проблема стоит в процессе непосредственной подготовки ребёнка к школе.
Статистика показывает, что уже первые годы обучения в школе в результате нагрузок и, порой, нарушения режима, происходит ослабление организма у детей, которое приводит к заболеваниям вегетативно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной систем. Специалисты отмечают, что чаще болеют младшие школьники с недостаточной двигательной активностью и слабо развитыми физическими качествами.
Наибольшее значение приобретает данная проблема в настоящее время ещё и потому, что наблюдается тенденция к снижению рождаемости здоровых детей.
В ДОУ увеличилось количество детей часто длительно болеющих, у которых из-за частых пропусков занятий физической культурой по болезни, наблюдается снижение развития физических качеств.
Специалисты по физическому воспитанию отмечают, что недостаточное развитие физических качеств, приводит к неправильному формированию элементов техники бега, ходьбы на лыжах, метания. Недостаточное развитие физических качеств отрицательно сказывается на развитии личности ребёнка. Он менее инициативен, у него снижается умственная работоспособность, появляется тревожность, неуверенность в своих силах.
Известно, что физические качества помогают детям овладевать двигательными навыками, способствуют развитию двигательной активности, которая, в свою очередь, благотворно влияет на укрепление здоровья детей.
Дети, обладающие необходимым уровнем развития физических качеств, хорошо адаптируются к физическим нагрузкам, а, следовательно, успешно осваивают более сложные движения, легче вливаются в школьный ритм жизни, имеют высокую работоспособность. По степени развития физических качеств мы можем судить о состоянии сердечнососудистой системы, дыхательной системы, мышечной системы, степени зрелости нервной системы.
Именно поэтому одной из важнейших задач физического воспитания детей в детском саду является развитие физических качеств.
ЦЕЛЬ программы: Формирование мотивации к потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом и приобщение к навыкам здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
1. Разработать систему занятий, направленных на формирование физических качеств у детей.
2. Повысить уровень физических качеств у детей, поступающих в школу, обратив особое внимание на развитие силовых способностей.
3. Прививать интерес детям к систематическим занятиям физкультурой.
4. Формировать личностные качества, такие как самостоятельность, выдержку, творчество, дисциплинированность и др.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является:
Учёт принципов формирования физических качеств
Целесообразность используемых методов развития физических качеств
Требования к отбору физических упражнений, направленных на формирование физических качеств
Повышение эффективности работы по формированию физических качеств на диагностической основе.
Срок реализации программы рассчитан на 1 год, возраст детей 6-7 лет. Занятия проводим 2 раза в неделю, используя различные формы. Это:
занятия обучающего характера,
тренировки,
игровые,
контрольные,
поход.
Выбор формы занятия зависит от поставленных педагогом задач, уровня усвоения детьми двигательных навыков.
На занятии обучающего характера дети разучивают новые движения. Игровые занятия проводятся для того, чтобы вызвать интерес к систематическим занятиям физической культурой, повысить двигательную активность, сформировать двигательные навыки, а также, для того, чтобы сформировать определённые личностные качества. Цель контрольных занятий анализ усвоения детьми двигательных умений и двигательных навыков, а также анализ степени сформированности физических качеств. Эти занятия необходимы ещё для того, чтобы своевременно внести коррективы в последующую работу с детьми и наметить индивидуальную работу. На всех занятиях осуществлялся индивидуальный подход к детям:
Учитывалось психоэмоциональное состояние ребёнка.
Уровень его физической подготовленности.
Индивидуальный подход выражался в количестве повторений, интенсивности, во времени выполнения заданий.
На каждом занятии ставим конкретные задачи на развитие физических способностей, используя разные методы: равномерный, повторный, игровой, метод круговой тренировки, переменный и соревновательный (Таблица №1).
Таблица №1
Задачи и методы развития физических качеств в течение месяца
Месяц |
Дни недели |
№ занятия |
Задачи на развитие физических качеств |
Методы |
СЕНТЯБРЬ |
вторник |
1 |
Развитие силы |
Повторный |
четверг |
2 |
Развитие быстроты |
Повторный |
|
вторник |
3 |
Развитие выносливости |
Равномерный |
|
четверг |
4 |
Игровое занятие |
Игровой |
|
вторник |
5 |
Развитие силы |
Повторно-интервальный |
|
четверг |
6 |
Развитие ловкости |
Метод круговой тренировки |
|
вторник |
7 |
Развитие скоростно-силовых качеств |
Повторный |
|
четверг |
8 |
Игровое занятие |
Игровой |
Работа ведётся под постоянным медицинским и педагогическим контролем, который включает в себя:
Снятие функциональных проб Штанге и Генча, отражающих состояние дыхательной системы и сердечнососудистой 2 раза в год.
Осуществление физиометрических измерений 2 раза в год. Проведение контрольных нормативов по физической подготовленности детей 2 раза в год. Используется методическое пособие по оценке физических качеств детей дошкольного возраста, авторы Замыслов Н.Л., Замотаева Н.И., рецензент Чеменёва А.А. доцент кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО НИРО, научный редактор Чичикин В.Т.доктор педагогических наук НИРО.
Измерение моторной плотности занятий 1 раз в месяц.
Проверка правильности построения занятий на основе анализа физиологической кривой 1 раз в квартал.
Анализ заболеваемости детей 1 раз в квартал.
Для работы по программе необходимо соответствующая материально-техническая база: спортивный комплекс, маты, набивные мячи, скакалки, обручи, поролоновые брёвна, гимнастические скамейки.
Группа занимающихся по данной программе детей участвует в городской Спартакиаде дошкольников и других спортивных соревнованиях города.
Раздел 1. Учебно-тематический план
Занятия проводятся 2 академических часа в неделю
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во учебных часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
I |
Основы теоретических знаний. |
1 |
|
|
1 |
История развития акробатики. |
|
10мин |
|
2 |
Знания о личной гигиене. |
|
5мин |
|
3 |
Здоровье. |
|
10мин |
|
4 |
Основы здорового образа жизни |
|
5мин |
|
5 |
Особенности повреждений в акробатике и их профилактика. |
|
5мин |
|
6 |
Пульсометрия. |
|
5мин |
|
7 |
Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, обмен веществ, мышечная). |
|
10мин |
|
8 |
Характеристика возрастного развития. |
|
10мин |
|
II |
Практическая часть |
71 |
|
48 |
1. |
Упражнение "Берёзка". |
|
- |
1 |
2. |
Упражнение "Мостик". |
|
- |
1 |
3. |
Перекат на спину с разведением коленей |
|
- |
1 |
4. |
Кувырок вперед со страховкой преподавателя. |
|
- |
2 |
5. |
Кувырок вперёд с горки матов. |
|
- |
2 |
6. |
Кувырок вперёд. |
|
- |
2 |
7. |
Два кувырка вперёд. |
|
- |
2 |
8. |
Кувырки вперёд без страховки. |
|
- |
2 |
9. |
Перекат на спину с постановкой рук на мат. |
|
- |
1 |
10. |
Кувырок назад со страховкой преподавателя. |
|
- |
2 |
11. |
Кувырок назад с горки гимнастических матов. |
|
- |
2 |
12. |
Да кувырка назад со страховкой преподавателя. |
|
- |
2 |
13. |
Кувырки назад без страховки. |
|
- |
2 |
14. |
Кувырок вперёд, поворот на 180 0 и кувырок назад. |
|
- |
2 |
15. |
Стойка на руках со страховкой преподавателя. |
|
- |
2 |
16. |
Переворот ("Колесо" со страховкой). |
|
- |
2 |
17. |
Переворот без страховки. |
|
- |
2 |
18. |
Два переворота со страховкой. |
|
- |
2 |
19. |
Два переворота без страховки. |
|
- |
2 |
20. |
Переворот с поворотом. |
|
- |
2 |
21. |
Упражнение "Вальсет". |
|
- |
2 |
22. |
Упражнение «Курбет» со страховкой. |
|
- |
2 |
23. |
Прыжок, вальсет, рондат. |
|
- |
2 |
24. |
Упражнение "Фляк". |
|
- |
4 |
25. |
Комбинация из изученных элементов. |
|
- |
2 |
26. |
Физическая подготовка. |
|
- |
15 |
26.1 |
Упражнения на развитие силы. |
|
- |
3 |
26.2 |
Упражнения на развитие быстроты. |
|
- |
3 |
26.3 |
Упражнения на развитие выносливости. |
|
- |
3 |
26.4 |
Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств. |
|
- |
3 |
26.5 |
Упражнения на развитие ловкости. |
|
- |
3 |
27. |
Подвижные игры. |
|
- |
4 |
28. |
Эстафеты. |
|
- |
4 |
Итого часов: |
72 |
1 |
71 |
Раздел II. Содержание дополнительной образовательной программы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. История развития акробатики.
Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за много лет до нашей эры. Первоначально акробатами называли не только спортсменов, занимающихся этим спортом, но и различных канатоходцев, танцовщиков, актеров. Упоминания о них есть в древних текстах, изображения можно увидеть на древних фресках, барельефах. До наших дней дошли истории об акробатических играх с быками на острове Крит в 1500 до н. э.
В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.
В Древней Руси скоморохи использовали многие акробатические приемы для своих представлений: прыжки, перевороты. Но на профессиональный уровень этот вид спорта вышел лишь в начале XX века. В 1939 году в СССР была создана всесоюзная федерация спортивной акробатики, и состоялся 1-й всесоюзный чемпионат.
В XVI—XVII вв. акробатика начинает развиваться в двух направлениях: цирковая (акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтажная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день) и спортивная (связана с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики, особенно в России; с пола акробатические упражнения переносятся на снаряды).
Вопросы:
1. Что означает слово "акробатика"?
2. Кого первоначально называли акробатами?
3. Как называли акробатов в Древней Руси?
Тема 2. Знания о личной гигиене.
Г и г и е н а – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека. Целью гигиены является профилактика заболеваний, обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности организма, сохранение здоровья и продление жизни человека, обеспечение его высокой работоспособности.
Личная гигиена включает в себя общие гигиенические правила: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приёмы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся гигиенические требования к уходу за телом и полостью рта, отказ от вредных привычек, разрушающих здоровье и тренированность.
Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий физическими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние на организм физкультурника, спортсмена.
Вопросы:
1. Что такое гигиена?
2. Какие правила включает в себя гигиена?
3. Расскажи о значении гигиены.
Тема 3. Здоровье
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Установлено, что состояние здоровья людей только на 20-25% зависит от индивидуальных генетических факторов, а на 75-80% - от социально-экологических и экономических условий существования (образа жизни, состояния среды, уровня здравоохранения и т. п.). Отсюда очевидна взаимозависимость экологии и здоровья, необходимость знаний и применения правил ЗОЖ.
На здоровье также влияют:
· питание
· качество окружающей среды
· тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка)
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:
· стресс
· болезни
· загрязнение окружающей среды
· курение
· алкоголь
· наркотики
· старение
Быть здоровым здорово. Здоровый организм позволяет человеку полностью реализовать свои способности, без ограничения осуществлять трудовую деятельность при максимальном сохранении продолжительности активной жизни. Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро и адекватно адаптируется к непрерывно меняющейся природной и социальной среде, у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме, он обладает высокой работоспособностью. Субъективно здоровье проявляется чувством общего благополучия, радости жизни.
Вопросы:
1. Что такое здоровье?
2. От каких факторов зависит состояние здоровья?
3. Почему быть здоровым здорово.
Тема 4. Основы здорового образа жизни.
Основой ЗОЖ является рациональный режим дня: гигиена, рациональное регулярное питание, закаливание, правильное чередование труда и активного отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятий физическими упражнениями и спортом, определённое время подъёма и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических мер.
Здоровый образ жизни проявляется в поведении. Это собранность, ощущение своей физической привлекательности, оптимистический настрой, умелое общение, высокая жизненная энергия, умение организовать свой досуг. Это хорошее самочувствие и сила воли, хорошая работоспособность, снижение заболеваемости.
При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности, в организме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравновешенность. Отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
Рациональный распорядок дня даёт возможность лучше планировать своё время, приучает учащихся к сознательной дисциплине.
В отсутствие двигательной активности нельзя говорить про здоровый образ жизни человека. Недостаток движения очень плохо сказывается на здоровье: затормаживается обмен веществ, накапливаются лишние килограммы, развиваются болезни сердечно-сосудистой системы, диабет и другие заболевания. Двигайтесь больше. Специальные занятия физкультурой, самостоятельное регулярное повторение упражнений, утренняя зарядка, физкультминутки, пеший туризм, – выбирайте то, что вам нравится. Будьте «против» гиподинамии, но будьте всегда «за» здоровый образ жизни.
Вопросы:
1. Что является основой ЗОЖ?
2. Как ЗОЖ проявляется в поведении?
3. В чём польза ЗОЖ?
Тема 5. Особенности повреждений в акробатике и их профилактика.
Ошибки в технике выполнения акробатических упражнений влекут за собой травмы.
У акробатов первые виды травм связаны с падениями и ударами о покрытие (52,6% травм). Второй вид травм связан с резким, нескоординированным сгибанием, разгибанием, скручиванием вдоль вертикальной оси (42,1% травм). В 5,3% случаев регистрируется комбинированный механизм травмы, как правило, приводящий к тяжёлым последствиям.
Особого внимания заслуживают причины травм, обусловленные индивидуальными особенностями спортсмена, т.е. степенью его технической, специальной физической и морально волевой подготовленностью. Наибольшее количество травм (более 80% травм) приходится на середины и конец тренировки или соревнований, что можно объяснить утомлением, связанным с недостаточной общей физической подготовкой. В начале тренировочного занятия и соревнований возникает около 20% травм. В связи с этим имеет смысл увеличить количество занятий по общей физической подготовке.
В 36% случаев травмы возникают на фоне состояния расслабленности, недостаточной сосредоточенности либо, наоборот, в состоянии выраженного возбуждения.
Поскольку почти половина всех наблюдающихся травм опорно-двигательного аппарата в спортивной акробатике связано с недостаточной подготовленностью спортсменов, следует особое внимание обратить на тщательное выполнение занимающимися отдельных элементов упражнений, постепенно переходя к более сложным комбинациям.
Травмы акробатов обусловлены главным образом тем, что не всегда выполняют важные принципы тренировок: регулярность занятий, постепенность физической нагрузки, последовательность в овладении двигательными навыками и индивидуализация тренировок. Форсированная тренировка, недооценка разминки, применение в конце занятий очень трудных, технически сложных упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение при выполнении упражнений – вот причины возникновения спортивных травм в акробатике.
Вопросы:
1. Какие травмы бывают у акробатов?
2. С чем связано наибольшее количество травм у акробатов в середине и в конце тренировки?
3. Что необходимо учитывать, чтобы избежать травмы?
Тема 6. Пульсометрия.
Пульсометрия это получение информации о физической нагрузке по ЧСС во время тренировочного занятия. Частота сердцебиения в состоянии покоя (когда Вы совершенно расслаблены) является важным показателем уровня Вашего физического развития. Нормальный пульс должен быть в пределах от 60 до 90 ударов в минуту. Если Вы спортсмен или давно тренируетесь, то пульс может быть несколько реже, что свидетельствует о более продуктивной работе сердца. Но как узнать, какое увеличение частоты пульса во время занятий спортом можно считать нормальным? Какого-то определенного значения нет. Правильнее говорить о целевой зоне частоты сердцебиений. Находится она где-то между нормальным пульсом в спокойном состоянии и тем состоянием, когда сердце вот-вот выскочит из Вашей груди. Принято считать, что целевая зона сердцебиений находится в пределах от 50% до 85% максимальной частоты, на которую способно Ваше сердце. При вхождении в эту зону у Вас начинает выступать пот, учащается дыхание.
Пульс можно измерить несколькими способами: тремя пальцами на запястье, большим и указательным пальцами на шее, кончиками пальцев на виске, ладонью на груди. Пульс обычно подсчитывают с помощью секундомера или секундной стрелки часов за 10 секунд и полученную величину умножают на 6 (получается количество ударов за 1 минуту).
Зачем мерить пульс? Если цель вашей тренировки – развитие выносливости ЧСС не должна подниматься выше 160 уд/мин. Другой вариант – интервальная, повторная или другая развивающая функциональная тренировка, пульс должен быть не ниже какого-то уровня (допустим, 165). Ускорения до полного восстановления – выполняется работа, далее отдых до пульса 120, и можно начинать следующий отрезок.
Вопросы:
1. Какие способы измерения пульса тебе известны?
2. Зачем нужно измерять пульс?
3. Какой пульс должен быть у тебя в покое и при нагрузке?
Тема 7. Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, обмен веществ, мышечная система).
Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими. Увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. На работу кровеносной системы оказывают воздействие кросс, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, туристические походы. Сердце начинает работать более экономно, происходит утолщение стенок сердца, увеличивается его размеры и вес. Дыхательная система принимает участие в обеспечении организма кислородом, выводит из организма углекислый газ. Лёгкие осуществляют обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью.
Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ; улучшается настроение и аппетит.
Чем слаженнее работают основные системы организма, тем у человека лучше здоровье. Физкультура тонизирует, укрепляет, стимулирует органы пищеварительной системы. Полезны упражнения для брюшного пресса, на гибкость, растяжение.
Вопросы:
1. Как физические упражнения воздействуют на систему кровообращения?
2. Как физические упражнения воздействуют на опорно-двигательный аппарат и мышцы?
3. Какие упражнения полезны для пищеварительной системы?
Тема 8. Характеристика возрастного развития.
Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6—7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела.
В этот период дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. В этом возрасте дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.
Старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью).
Вопросы:
1. На сколько сантиметров за год вырастает ребёнок 6-7 лет?
2. Сколько килограмм за год прибавляет ребёнок 6-7 лет?
3. Что хорошо умеют делать дети в этом возрасте?
2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Большое значение в физическом воспитании детей имеют акробатические упражнения. Это связано с их разнообразием, возможностью разносторонне влиять на организм ребёнка и минимальной потребностью в специальном оборудовании.
3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Физическая подготовка – одна из важнейших составных частей тренировки, направленная на воспитание физических качеств – быстроты, гибкости, ловкости, выносливости и силы.
Физические качества – это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростные и другие характеристики движений.
БЫСТРОТА - это способность осуществлять двигательные действия с определённой скоростью в минимальный отрезок времени.
Быстрота может определяться частотой движений, временем одиночного движения, быстротой реакции реагирования. Быстрота зависит от особенностей нервной системы ребёнка, в частности от подвижности нервных процессов. Следует учитывать, что у младших дошкольников подвижность нервных процессов меньше, так как все движения выполняются в более медленном темпе. С возрастом подвижность нервных процессов увеличивается за счёт морфофункциональных изменений.
Требования к отбору упражнений на формирование быстроты.
1. Хорошее изучение движения ребёнком, освоение техники выполнения упражнения (т.е., когда действия сложились на уровне умения, а лучше навыка).
2. Упражнения должны быть разнообразными, непродолжительными по времени и объёму, чтобы дети не утомлялись и не теряли интерес к упражнению.
3. Упражнения должны повторяться в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением или снижением требований (это необходимо для того, чтобы исключить стабилизацию скорости; при выполнении разных заданий у детей должно возникать чувство быстроты).
Средства для развития быстроты.
1. Бег на короткие дистанции с увеличением или замедлением скорости.
2. Бег с неожиданным ускорением по сигналу.
3. Старты из различных исходный положений (спиной к движению, из положения лёжа на животе и т.д.)
ГИБКОСТЬ - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой размаха.
Гибкость - это врождённое качество. Зависит от формы суставной поверхности, растяжимости связок и мышц, от умения расслаблять мышцы антагонисты. Основной метод развития гибкости - повторный, когда упражнения повторяются несколькими сериями.
Средства развития гибкости.
1. Использование маховых движений с увеличением амплитуды движения.
2. Круговые движения рук в разных плоскостях.
3. Круговые движения туловища из разных исходных положений.
4. Повороты туловища в стороны с разведением рук и др.
Упражнения на развитие гибкости надо давать детям систематически, ежедневно включая в гимнастку и в физкультурные занятия. Углублённую работу по развитию данного качества необходимо начинать с 5 лет. Перед выполнением упражнений на гибкость необходимо разогреть мышцы.
ЛОВКОСТЬ - это способность к усвоению новых двигательных навыков, возможность перестроения двигательных навыков в условиях внешней среды.
Это качество характеризует координационные способности ребёнка. Некоторые авторы считают, что для формирования ловкости необходимы такие качества, как: быстрота, точность, эмоциональность. Для развития ловкости ребёнку необходим двигательный опыт.
Средства развития ловкости.
1. Использование полосы препятствий.
2. Знакомые упражнения из непривычных исходных положений.
3. Изменение скорости упражнений с изменением темпа движений.
4. Выполнение знакомых упражнений в разных сочетаниях.
5. Использование предметов разной формы (шишки, гантели, мячи и т.д.)
ВЫНОСЛИВОСТЬ - это способность человека совершать мышечную работу заданной интенсивности в течение определённого времени.
Выносливость определяется свойствами ЦНС, а также теми процессами, которые происходят при мышечной деятельности. выносливость зависит от состояния работы ССС, ДС, от работы печени, от скорости распада гликогена, так как от этого зависит величина выделяемой энергии.
Выносливость выделяют динамическую и статическую. Выносливость развивается только в том случае, когда физическая нагрузка даётся до утомления. При этом недопустимо переутомление детей. Такие учёные, как Фролов В.Г., Вавилова Е.Н. отмечают необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста.
Средства развития выносливости.
Естественные движения, связанные с ритмичной работой всей мускулатуры: (медленный бег, ходьба, плавание и т.д.) при пульсе до 170-180 уд/мин., с последующим восстановлением в 5-6 минут. Только в этом случае будет развиваться выносливость.
СИЛА - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счёт мышечного усилия.
С пятилетнего возраста необходимо вводить силовые упражнения. В начале с небольшими силовыми нагрузками, а затем с постепенным их увеличением. В 5 лет используется мяч до 1 кг, а к 7 годам вес мяча достигает 3 кг. Необходимо постепенно приучать детей к весу. Важно создать необходимые условия для развития силовых качеств детей (изготовить пособия: набивные кольца до 1,5 кг., сумочки, набитые песком, горохом и т.д.)
СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА – это способность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Именно такой характер работы лежит в основе прыжков спринтерского бега, легкоатлетических метаний и некоторых других физических упражнений.
Методика воспитания скоростных способностей – это, прежде всего выполнение хорошо освоенного задания на предельных скоростях, что позволяет спортсмену сосредоточить все усилия на скорости, а не на способе выполнения упражнений. Упражнения на скорость надо прекращать при первых признаках утомления.
Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств в бадминтоне можно разбить на три группы:
1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.
2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.
3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т. д.).
Подвижные игры и эстафеты
МЕСЯЦ |
СОДЕРЖАНИЕ |
|||
1 НЕДЕЛЯ |
2 НЕДЕЛЯ |
3 НЕДЕЛЯ |
4 НЕДЕЛЯ |
|
СЕНТЯБРЬ |
"Ловишки" |
Вышибалы с мячом |
"Караси и щука" |
Эстафета с мячами |
ОКТЯБРЬ |
"Ловишки парами" |
"Хитрая лиса" |
"Догони соперника" |
Эстафета с обручами |
НОЯБРЬ |
"Ловишки с короткими ленточками" |
"Коршун и наседка" |
"Собери флажки" |
"Мяч водящему" |
ДЕКАБРЬ |
"Ловишки с длинными ленточками" |
"Мороз Красный нос" |
"Перемена мест" |
Эстафета со скакалкой |
ЯНВАРЬ |
"Ловишка с мягким мячом" |
"Бездомный заяц" |
"Удочка" |
Эстафета "Передай мяч" |
ФЕВРАЛЬ |
"Ловишки со скакалкой" |
"Два Мороза" |
"Волк во рву" |
Эстафета с пролезанием в обруч |
МАРТ |
"Ноги от пола" |
"Защита крепости" |
"Физкульт-ура!" |
Эстафета с пролезанием в туннель |
АПРЕЛЬ |
"Ловишка с обручем" |
"Мы весёлые ребята" |
"Ключи" |
Эстафета с ведением мяча |
МАЙ |
"Волшебная верёвочка" |
"Горелки" |
"Охотники и утки" |
Эстафета с бегом и прыжками |
Раздел III. Методическое обеспечение
Для регулирования физической нагрузки важен правильный выбор методов развития физических качеств. Используются: равномерный, переменный. Повторный, игровой, соревновательный, метод круговой тренировки.
При равномерном методе упражнения выполняются с определённой интенсивностью в определённом темпе. Этот метод применяется в основном при упражнениях циклического характера (бег, плавание, ходьба на лыжах). При его использовании развивается выносливость. Метод оказывает благотворное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Недостаток метода в том, что происходит быстрое приспосабливание к нагрузке.
Переменный метод - варьирование нагрузки путём изменения скорости, темпа. Этот метод положительно влияет на развитие скоростных способностей, улучшает координацию движений. Метод применяется как в циклических, так и в ациклических упражнениях (бег с ускорениями, подвижные игры и др.). Этот метод устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности движений требует постоянного переключения систем организма на более высокий уровень активности и наоборот.
Недостаток метода в том, что допускаются некоторые неточности в нагрузке.
Игровой метод - отличается от других по особенностям регулирования нагрузки. Основу метода составляет двигательная активность, которая обусловлена замыслом сюжета игры. Происходит это в непрерывно меняющихся условиях. Большую роль играет эмоциональная окраска занятия. Ребёнок в игре может выполнять более интенсивную нагрузку с минимальными физическими затратами. Это ведущий метод для развития всех физических качеств.
Соревновательный метод - применяется для развития всех физических качеств, двигательных умений, двигательных навыков, для воспитания личностных качеств. Соревновательный метод мобилизует все силы и создаёт благоприятные условия для проявления эмоциональных, волевых, интеллектуальных усилий.
Метод круговой тренировки - направлен на развитие разных качеств. Он заключатся в том, что дети переходят от одного снаряда к другому, выполняя разные задания. Метод развивает инициативу и творчество ребёнка.
Существуют определённые требования к отбору физичческих упражнений для развития физических качеств.
1. Физические упражнения должны быть преимущественно динамического характера и направлены на различные группы мышц.
2. Необходимо равномерное распределение нагрузки на верхний плечевой пояс, на мышцы туловища и нижних конечностей.
3. Объём и интенсивность физической нагрузки должны увеличиваться постепенно при строгом контроле за самочувствием детей.
Раздел IV. Выводы
1. Результаты оценки развития двигательных умений, навыков и физических качеств.
Созданная система занятий по программе «Юный спортсмен» способствует повышению уровня развития физических качеств и физической подготовленности детей.
Значительно обогащается двигательный опыт детей. Улучшается техника выполнения упражнений и их результаты.
Повышается интерес детей к занятиям физкультурой. Дети с интересом демонстрируют свои умения и навыки перед другими детьми и родителями на праздниках, соревнованиях, Спартакиаде.
Активное участие детей в спортивных мероприятиях положительно влияет на формирование таких личностных качеств как: инициативность, самостоятельность, творчество, выдержка и др.
В ходе работы появляется большая заинтересованность воспитателей в формировании у детей физических качеств.
Повышается интерес родителей к занятиям детей по физической культуре, а так же личная активность в мероприятиях ДОУ связанных с физическим воспитанием.
список литературы
1. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288с.
2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-112с.
3. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М, 1981.
4. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. - М.: 5 за знания, 2007. - 112с.
5. Доскин, В.А. Растем здоровыми :Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 110с.
6. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 2008. -128с.
7. Карманова, Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. - Минск, 2003г.-104с.
8. Кенеман, А. В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2003.- 227с.
9. Кистяковская, М.Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 2004г. - 94с.
10. Лескова, Г.П., Буцинская, И.И., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. — М., 1981.
11. Ноткина, И.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб., 1993.
12. 0сокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. - М., 1978.
13. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет.:-М.;Просвещение, 2005.-143 с.
14. Решетнева, Г., Абольянина, С. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. /Дошкольное воспитание-2008.№4.С54/
15. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5—7 лет. - М.,2000
16. Рунова, М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре детьми 5-7 лет./ М.А.Рунова. - М.: Просвещение, 2005. - 141с - С.З)
17. Стародубцева, И. Слушай - действуй! / Дошкольное воспитание-2008.№4.С.62/
18. Степаненкова, Э.Я. Методика физического воспитания - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника»,2005.-96с.
19. Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Кенеман, Т.И.Осокиной. - М., 2009.
20. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М. Ю. Кистяковской. - М., 2010.
21. Федоровская О.М. Двигательный режим дня./ Воспитатель – 2008.№2.С.76/
22. Фролов, В. Г., Юрко, Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. - М., 2003.
23. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М., 2007.
24. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.