Урок "Кровообращение. Сердце"
Оценка 5

Урок "Кровообращение. Сердце"

Оценка 5
Работа в классе
doc
биология
9 кл
06.12.2024
Урок "Кровообращение. Сердце"
Конспект урока по теме "Кровообращение. Строение сердца".
урок Кровообращение. Сердце..doc

ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ.

СТРОЕНИЕ СЕРДЦА

 

 

ЦЕЛЬ: изучить особенности строения сердца, как основной части кровеносной

системы, вспомнить значение кровообращения в жизнедеятельности организма, рассмотреть основные функции сердечной мышечной ткани; сформировать у учащихся представление о принципах работы органов кровообращения и сердца, развивать у учащихся умения самостоятельно работать с учебником, находить и выделять главное ,как в печатном тексте, так и при просмотре видеоматериалов, развивать умения работать в группах, формировать познавательный интерес к изучению данной темы, показать учащимся роль этих знаний в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности.

 

ТИП УРОКА: изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: презентация «Органы кровообращения»,           

             видеоролик «Строение сердца», таблицы, макет сердца, учебник.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент.

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

На последних уроках мы с Вами изучали внутреннюю среду нашего организма, ее составляющее, а также их значение для жизнедеятельности человека. Давайте вспомним, что мы уже знаем:

 

Вопросы для беседы: (класс разделен на три команды, вопросы задавать командам по очереди).

 

·        Что образует внутреннюю среду организма?

·        Какую роль играет внутренняя среда организма?

·        Какой состав крови человека?

·        Что называют форменными элементами крови?

·        Какую функцию выполняют эритроциты?

·        Значение тромбоцитов?

·        Какую роль в организме играют лейкоциты?

·        Что такое иммунитет?

·        Какие формы иммунитета Вы знаете?

·        Назовите виды иммунитета.

 

 

По результатам беседы определяем лучшую команду.

 

III. Изучение нового материала.

 

   Учитель:  Тема сегодняшнего урока «Органы кровообращения. Строение сердца».

В нашем организме беспрерывно происходит кровообращение. Какие механизмы его обеспечивают? Почему прекращение движения крови, даже на короткое время, смертельно для организма? В чем уникальность работоспособности сердца? На эти и другие вопросы мы будем искать ответы.

 

Но сначала давайте вспомним:

·        Что такое кровообращение? (ученики отвечают).

·        Из чего состоит система кровообращения в организме? ( работая в группах ищем нужные карточки и составляем на доске схему органов кровообращения – побеждает группа, которая первой собрала схему).

 

Схема 1. Органы кровообращения.

 

·        Какое значение имеет сердце?

·        Какую роль играют кровеносные сосуды?

·        Какую роль играет кровь?  (транспортную, регуляторную, защитную).

 

Учитель: Сердце. Нет такого другого органа, который был бы так хорошо изучен, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно многие годы. Истории науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея берет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения. Сердце – это, пожалуй, единственный орган в организме человека, который начинает работать самым первым и неустанно трудится десятки лет, обеспечивая жизнедеятельность всему организму. Какие особенности позволяют его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения сердца мы познакомимся, посмотрев видеоролик «Строение сердца». 

         Каждому ученику раздается таблица «Строение сердца», которую он заполняется в ходе беседы и ответов на вопросы по просмотренному видеоролику. Одновременно, поэтапно, на доске, учащиеся открывают составные части схемы  « Строение сердца» и сверяют с заполняемой таблицей ).

 

Схема 2. Строение сердца. Смотреть  приложение 1.

 

Для заполнения таблицы и составления схемы вспомним, какие особенности строения мы узнали при просмотре видеоролика. Ищем части сердца на макете.

·        Где располагается сердце в теле человека?

·        Как называются полости сердца?

·        Из скольких камер состоит сердце человека?

·        Что расположено в верхней части сердца?

·        Нижняя часть сердца представлена, чем?

·        Соединяется между собой левое и правое части сердца?

·        Сколько клапанов имеет сердце?

·        Где расположены эти клапаны?

·        Как называются клапаны, находящиеся между предсердиями и желудочками?

·        Какие клапаны находятся на выходе из желудочков в кровеносные сосуды?

·        Какую роль играют клапаны сердца?

 

( по количеству правильных ответов выбираем самую внимательную команду)

 

Учитель: Чем образована стенка сердце? Стенка сердце образована 3-я слоями : внутренний слой - эндотелиальный называется эндокард; средний слой образован мышечной тканью и называется миокард, именно этот слой обеспечивает непрерывное сокращение нашего сердца, и внешний соединительнотканный слой называется эпикард. Кроме этого с наружи сердце окружено эластичной околосердечной сумкой – перикардом, который оберегает его от перерастяжения во время наполнения кровью. Внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает его трение о стенки перикарда во время сокращения.  

 

Схема 3. Стенка сердца. Смотреть  приложение 2.

 

Учитель:  Сердце человека обеспечивает жизнедеятельность всего организма, снабжая его кровью. Возникает вопрос: А как же само сердце снабжается кровью? Ведь оно также нуждается в постоянном и значительном поступлении кислорода и питательных веществ! Для этого оно имеет две коронарные артерии, которые ответвляются от начального участка аорты и разветвляясь как бы оплетают сердце вокруг. Через коронарные артерии за сутки протекает 500 литров крови. Они и обеспечивают сердце всем необходимым.

 

Учитель: А что заставляет сердце постоянно работать? Для ответа на этот  вопрос обратимся к учебнику. Самостоятельно читая раздел учебника выделить какие свойства сердечной мышцы позволяют ей работать постоянно?               (Ученики самостоятельно находят свойства и выписывают понятия в тетрадь).

 

      

·        Возбудимость – способность переходить из состояния покоя в рабочее состояние под воздействием различных раздражителей.

·        Проводимость – способность распространять возбуждение, возникшее в каком-либо участке сердца, по всему сердцу.

·        Сокращение – это способность мышечной ткани сердца сокращаться под действием возбуждения.

·        Автоматизм – способность сердца сокращаться под влиянием импульсов, которые возникают в самом сердце.

 

Учитель: Сердце является важнейшим органом, которое обеспечивает циркуляцию крови в организме. Но в тоже время для человека сердце – это символ любви и верности, радости и счастья, постоянства и самой жизни! Именно поэтому человечество создало огромное количество афоризмов, цитат, пословиц, поговорок, стихов и песен о сердце.

(Каждая команда дома, самостоятельно, искала наиболее интересные высказывания о СЕРДЦЕ. Давайте их послушаем).

 

Афоризмы и цитаты

 

·        «Человек без сердца - бесстрастная машина мышления, не имеющая ни семьи, ни друга, ни Родины; сердце составляет прекрасную и неотъемлемую основу духовного развития» А.Герцен.

 

·        «Сердце живет в настоящем, ум в будущем: от того между ними так мало согласия»  Н.Карамзин.

 

·        «Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое» Екатерина 2.

 

·        «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение» Оноре де Бальзак.

Пословицы

 

·        Сердцу не прикажешь.

·        У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце.

·        Путь к сердцу мужчины лежит через желудок.

·        Дай сердцу волю, заведет в неволю.

 

Учитель:  А теперь мы послушаем стихотворение о сердце, написанное учеником нашего 9 класса, Шныриковым Михаилом, в исполнении автора.

 

 

На сердце не бывает морщин,

Оно никогда не стареет.

Стучит, стучит у мужчин

У женщин и плакать умеет.

 

Оно не прощает обид,

Страдает и плачет, наверное?

От бед оно сильно болит,

От них на душе очень скверно.

 

Но сердце умеет и ждать,

Любовью гореть, полыхать.

Смеяться, страдать, удивляться

И вечно стучать – не сдаваться!

 

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся.

 

·        Учебник, страница 68. Выполнить тестовые задания.

 

V. Домашнее задание.

 

·        § 23, подготовить короткий рассказ на тему «А.А.Кулябко – один из основоположников реаниматологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Приложение 1.

 

Схема 2. Строение сердца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Схема 3. Слои стенки сердца.

 

 

ПЕРИКАРД

(околосердечная сумка)

 

 

 

 


ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ. СТРОЕНИЕ

ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ. СТРОЕНИЕ

III . Изучение нового материала

III . Изучение нового материала

Каждому ученику раздается таблица «Строение сердца», которую он заполняется в ходе беседы и ответов на вопросы по просмотренному видеоролику

Каждому ученику раздается таблица «Строение сердца», которую он заполняется в ходе беседы и ответов на вопросы по просмотренному видеоролику

Возбудимость – способность переходить из состояния покоя в рабочее состояние под воздействием различных раздражителей

Возбудимость – способность переходить из состояния покоя в рабочее состояние под воздействием различных раздражителей

Оно не прощает обид, Страдает и плачет, наверное?

Оно не прощает обид, Страдает и плачет, наверное?

Приложение 1. Схема 2. Строение сердца

Приложение 1. Схема 2. Строение сердца

Приложение 2. Схема 3. Слои стенки сердца

Приложение 2. Схема 3. Слои стенки сердца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2024