Урок "Кровообращение. Сердце"

  • Работа в классе
  • doc
  • 06.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по теме "Кровообращение. Строение сердца".
Иконка файла материала урок Кровообращение. Сердце..doc

ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ.

СТРОЕНИЕ СЕРДЦА

 

 

ЦЕЛЬ: изучить особенности строения сердца, как основной части кровеносной

системы, вспомнить значение кровообращения в жизнедеятельности организма, рассмотреть основные функции сердечной мышечной ткани; сформировать у учащихся представление о принципах работы органов кровообращения и сердца, развивать у учащихся умения самостоятельно работать с учебником, находить и выделять главное ,как в печатном тексте, так и при просмотре видеоматериалов, развивать умения работать в группах, формировать познавательный интерес к изучению данной темы, показать учащимся роль этих знаний в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности.

 

ТИП УРОКА: изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: презентация «Органы кровообращения»,           

             видеоролик «Строение сердца», таблицы, макет сердца, учебник.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент.

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

На последних уроках мы с Вами изучали внутреннюю среду нашего организма, ее составляющее, а также их значение для жизнедеятельности человека. Давайте вспомним, что мы уже знаем:

 

Вопросы для беседы: (класс разделен на три команды, вопросы задавать командам по очереди).

 

·        Что образует внутреннюю среду организма?

·        Какую роль играет внутренняя среда организма?

·        Какой состав крови человека?

·        Что называют форменными элементами крови?

·        Какую функцию выполняют эритроциты?

·        Значение тромбоцитов?

·        Какую роль в организме играют лейкоциты?

·        Что такое иммунитет?

·        Какие формы иммунитета Вы знаете?

·        Назовите виды иммунитета.

 

 

По результатам беседы определяем лучшую команду.

 

III. Изучение нового материала.

 

   Учитель:  Тема сегодняшнего урока «Органы кровообращения. Строение сердца».

В нашем организме беспрерывно происходит кровообращение. Какие механизмы его обеспечивают? Почему прекращение движения крови, даже на короткое время, смертельно для организма? В чем уникальность работоспособности сердца? На эти и другие вопросы мы будем искать ответы.

 

Но сначала давайте вспомним:

·        Что такое кровообращение? (ученики отвечают).

·        Из чего состоит система кровообращения в организме? ( работая в группах ищем нужные карточки и составляем на доске схему органов кровообращения – побеждает группа, которая первой собрала схему).

 

Схема 1. Органы кровообращения.

 

·        Какое значение имеет сердце?

·        Какую роль играют кровеносные сосуды?

·        Какую роль играет кровь?  (транспортную, регуляторную, защитную).

 

Учитель: Сердце. Нет такого другого органа, который был бы так хорошо изучен, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно многие годы. Истории науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея берет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения. Сердце – это, пожалуй, единственный орган в организме человека, который начинает работать самым первым и неустанно трудится десятки лет, обеспечивая жизнедеятельность всему организму. Какие особенности позволяют его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения сердца мы познакомимся, посмотрев видеоролик «Строение сердца». 

         Каждому ученику раздается таблица «Строение сердца», которую он заполняется в ходе беседы и ответов на вопросы по просмотренному видеоролику. Одновременно, поэтапно, на доске, учащиеся открывают составные части схемы  « Строение сердца» и сверяют с заполняемой таблицей ).

 

Схема 2. Строение сердца. Смотреть  приложение 1.

 

Для заполнения таблицы и составления схемы вспомним, какие особенности строения мы узнали при просмотре видеоролика. Ищем части сердца на макете.

·        Где располагается сердце в теле человека?

·        Как называются полости сердца?

·        Из скольких камер состоит сердце человека?

·        Что расположено в верхней части сердца?

·        Нижняя часть сердца представлена, чем?

·        Соединяется между собой левое и правое части сердца?

·        Сколько клапанов имеет сердце?

·        Где расположены эти клапаны?

·        Как называются клапаны, находящиеся между предсердиями и желудочками?

·        Какие клапаны находятся на выходе из желудочков в кровеносные сосуды?

·        Какую роль играют клапаны сердца?

 

( по количеству правильных ответов выбираем самую внимательную команду)

 

Учитель: Чем образована стенка сердце? Стенка сердце образована 3-я слоями : внутренний слой - эндотелиальный называется эндокард; средний слой образован мышечной тканью и называется миокард, именно этот слой обеспечивает непрерывное сокращение нашего сердца, и внешний соединительнотканный слой называется эпикард. Кроме этого с наружи сердце окружено эластичной околосердечной сумкой – перикардом, который оберегает его от перерастяжения во время наполнения кровью. Внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает его трение о стенки перикарда во время сокращения.  

 

Схема 3. Стенка сердца. Смотреть  приложение 2.

 

Учитель:  Сердце человека обеспечивает жизнедеятельность всего организма, снабжая его кровью. Возникает вопрос: А как же само сердце снабжается кровью? Ведь оно также нуждается в постоянном и значительном поступлении кислорода и питательных веществ! Для этого оно имеет две коронарные артерии, которые ответвляются от начального участка аорты и разветвляясь как бы оплетают сердце вокруг. Через коронарные артерии за сутки протекает 500 литров крови. Они и обеспечивают сердце всем необходимым.

 

Учитель: А что заставляет сердце постоянно работать? Для ответа на этот  вопрос обратимся к учебнику. Самостоятельно читая раздел учебника выделить какие свойства сердечной мышцы позволяют ей работать постоянно?               (Ученики самостоятельно находят свойства и выписывают понятия в тетрадь).

 

      

·        Возбудимость – способность переходить из состояния покоя в рабочее состояние под воздействием различных раздражителей.

·        Проводимость – способность распространять возбуждение, возникшее в каком-либо участке сердца, по всему сердцу.

·        Сокращение – это способность мышечной ткани сердца сокращаться под действием возбуждения.

·        Автоматизм – способность сердца сокращаться под влиянием импульсов, которые возникают в самом сердце.

 

Учитель: Сердце является важнейшим органом, которое обеспечивает циркуляцию крови в организме. Но в тоже время для человека сердце – это символ любви и верности, радости и счастья, постоянства и самой жизни! Именно поэтому человечество создало огромное количество афоризмов, цитат, пословиц, поговорок, стихов и песен о сердце.

(Каждая команда дома, самостоятельно, искала наиболее интересные высказывания о СЕРДЦЕ. Давайте их послушаем).

 

Афоризмы и цитаты

 

·        «Человек без сердца - бесстрастная машина мышления, не имеющая ни семьи, ни друга, ни Родины; сердце составляет прекрасную и неотъемлемую основу духовного развития» А.Герцен.

 

·        «Сердце живет в настоящем, ум в будущем: от того между ними так мало согласия»  Н.Карамзин.

 

·        «Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое» Екатерина 2.

 

·        «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение» Оноре де Бальзак.

Пословицы

 

·        Сердцу не прикажешь.

·        У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце.

·        Путь к сердцу мужчины лежит через желудок.

·        Дай сердцу волю, заведет в неволю.

 

Учитель:  А теперь мы послушаем стихотворение о сердце, написанное учеником нашего 9 класса, Шныриковым Михаилом, в исполнении автора.

 

 

На сердце не бывает морщин,

Оно никогда не стареет.

Стучит, стучит у мужчин

У женщин и плакать умеет.

 

Оно не прощает обид,

Страдает и плачет, наверное?

От бед оно сильно болит,

От них на душе очень скверно.

 

Но сердце умеет и ждать,

Любовью гореть, полыхать.

Смеяться, страдать, удивляться

И вечно стучать – не сдаваться!

 

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся.

 

·        Учебник, страница 68. Выполнить тестовые задания.

 

V. Домашнее задание.

 

·        § 23, подготовить короткий рассказ на тему «А.А.Кулябко – один из основоположников реаниматологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Приложение 1.

 

Схема 2. Строение сердца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Схема 3. Слои стенки сердца.

 

 

ПЕРИКАРД

(околосердечная сумка)