ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ.
СТРОЕНИЕ СЕРДЦА
ЦЕЛЬ: изучить особенности строения сердца, как основной части кровеносной
системы, вспомнить значение кровообращения в жизнедеятельности организма, рассмотреть основные функции сердечной мышечной ткани; сформировать у учащихся представление о принципах работы органов кровообращения и сердца, развивать у учащихся умения самостоятельно работать с учебником, находить и выделять главное ,как в печатном тексте, так и при просмотре видеоматериалов, развивать умения работать в группах, формировать познавательный интерес к изучению данной темы, показать учащимся роль этих знаний в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности.
ТИП УРОКА: изучение и первичное закрепление новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: презентация «Органы кровообращения»,
видеоролик «Строение сердца», таблицы, макет сердца, учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
На последних уроках мы с Вами изучали внутреннюю среду нашего организма, ее составляющее, а также их значение для жизнедеятельности человека. Давайте вспомним, что мы уже знаем:
Вопросы для беседы: (класс разделен на три команды, вопросы задавать командам по очереди).
· Что образует внутреннюю среду организма?
· Какую роль играет внутренняя среда организма?
· Какой состав крови человека?
· Что называют форменными элементами крови?
· Какую функцию выполняют эритроциты?
· Значение тромбоцитов?
· Какую роль в организме играют лейкоциты?
· Что такое иммунитет?
· Какие формы иммунитета Вы знаете?
· Назовите виды иммунитета.
По результатам беседы определяем лучшую команду.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Органы кровообращения. Строение сердца».
В нашем организме беспрерывно происходит кровообращение. Какие механизмы его обеспечивают? Почему прекращение движения крови, даже на короткое время, смертельно для организма? В чем уникальность работоспособности сердца? На эти и другие вопросы мы будем искать ответы.
Но сначала давайте вспомним:
· Что такое кровообращение? (ученики отвечают).
· Из чего состоит система кровообращения в организме? ( работая в группах ищем нужные карточки и составляем на доске схему органов кровообращения – побеждает группа, которая первой собрала схему).
Схема 1. Органы кровообращения.
· Какое значение имеет сердце?
· Какую роль играют кровеносные сосуды?
· Какую роль играет кровь? (транспортную, регуляторную, защитную).
Учитель: Сердце. Нет такого другого органа, который был бы так хорошо изучен, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно многие годы. Истории науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея берет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения. Сердце – это, пожалуй, единственный орган в организме человека, который начинает работать самым первым и неустанно трудится десятки лет, обеспечивая жизнедеятельность всему организму. Какие особенности позволяют его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения сердца мы познакомимся, посмотрев видеоролик «Строение сердца».
Каждому ученику раздается таблица «Строение сердца», которую он заполняется в ходе беседы и ответов на вопросы по просмотренному видеоролику. Одновременно, поэтапно, на доске, учащиеся открывают составные части схемы « Строение сердца» и сверяют с заполняемой таблицей ).
Схема 2. Строение сердца. Смотреть приложение 1.
Для заполнения таблицы и составления схемы вспомним, какие особенности строения мы узнали при просмотре видеоролика. Ищем части сердца на макете.
· Где располагается сердце в теле человека?
· Как называются полости сердца?
· Из скольких камер состоит сердце человека?
· Что расположено в верхней части сердца?
· Нижняя часть сердца представлена, чем?
· Соединяется между собой левое и правое части сердца?
· Сколько клапанов имеет сердце?
· Где расположены эти клапаны?
· Как называются клапаны, находящиеся между предсердиями и желудочками?
· Какие клапаны находятся на выходе из желудочков в кровеносные сосуды?
· Какую роль играют клапаны сердца?
( по количеству правильных ответов выбираем самую внимательную команду)
Учитель: Чем образована стенка сердце? Стенка сердце образована 3-я слоями : внутренний слой - эндотелиальный называется эндокард; средний слой образован мышечной тканью и называется миокард, именно этот слой обеспечивает непрерывное сокращение нашего сердца, и внешний соединительнотканный слой называется эпикард. Кроме этого с наружи сердце окружено эластичной околосердечной сумкой – перикардом, который оберегает его от перерастяжения во время наполнения кровью. Внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая увлажняет сердце и уменьшает его трение о стенки перикарда во время сокращения.
Схема 3. Стенка сердца. Смотреть приложение 2.
Учитель: Сердце человека обеспечивает жизнедеятельность всего организма, снабжая его кровью. Возникает вопрос: А как же само сердце снабжается кровью? Ведь оно также нуждается в постоянном и значительном поступлении кислорода и питательных веществ! Для этого оно имеет две коронарные артерии, которые ответвляются от начального участка аорты и разветвляясь как бы оплетают сердце вокруг. Через коронарные артерии за сутки протекает 500 литров крови. Они и обеспечивают сердце всем необходимым.
Учитель: А что заставляет сердце постоянно работать? Для ответа на этот вопрос обратимся к учебнику. Самостоятельно читая раздел учебника выделить какие свойства сердечной мышцы позволяют ей работать постоянно? (Ученики самостоятельно находят свойства и выписывают понятия в тетрадь).
· Возбудимость – способность переходить из состояния покоя в рабочее состояние под воздействием различных раздражителей.
· Проводимость – способность распространять возбуждение, возникшее в каком-либо участке сердца, по всему сердцу.
· Сокращение – это способность мышечной ткани сердца сокращаться под действием возбуждения.
· Автоматизм – способность сердца сокращаться под влиянием импульсов, которые возникают в самом сердце.
Учитель: Сердце является важнейшим органом, которое обеспечивает циркуляцию крови в организме. Но в тоже время для человека сердце – это символ любви и верности, радости и счастья, постоянства и самой жизни! Именно поэтому человечество создало огромное количество афоризмов, цитат, пословиц, поговорок, стихов и песен о сердце.
(Каждая команда дома, самостоятельно, искала наиболее интересные высказывания о СЕРДЦЕ. Давайте их послушаем).
Афоризмы и цитаты
· «Человек без сердца - бесстрастная машина мышления, не имеющая ни семьи, ни друга, ни Родины; сердце составляет прекрасную и неотъемлемую основу духовного развития» А.Герцен.
· «Сердце живет в настоящем, ум в будущем: от того между ними так мало согласия» Н.Карамзин.
· «Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое» Екатерина 2.
· «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение» Оноре де Бальзак.
Пословицы
· Сердцу не прикажешь.
· У ребенка заболит пальчик, а у матери сердце.
· Путь к сердцу мужчины лежит через желудок.
· Дай сердцу волю, заведет в неволю.
Учитель: А теперь мы послушаем стихотворение о сердце, написанное учеником нашего 9 класса, Шныриковым Михаилом, в исполнении автора.
На сердце не бывает морщин,
Оно никогда не стареет.
Стучит, стучит у мужчин
У женщин и плакать умеет.
Оно не прощает обид,
Страдает и плачет, наверное?
От бед оно сильно болит,
От них на душе очень скверно.
Но сердце умеет и ждать,
Любовью гореть, полыхать.
Смеяться, страдать, удивляться
И вечно стучать – не сдаваться!
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся.
· Учебник, страница 68. Выполнить тестовые задания.
V. Домашнее задание.
· § 23, подготовить короткий рассказ на тему «А.А.Кулябко – один из основоположников реаниматологии»
Приложение 1.
Схема 2. Строение сердца.
Приложение 2.
Схема 3. Слои стенки сердца.
ПЕРИКАРД
(околосердечная сумка)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.