Кейс «Растения сфинксы»
Задание 1. В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс».
Своеобразная группа  живых организмов, обитающих на всех
континентах, включая Антарктиду. Основу тела сфинкса образуют гифы гриба. Они
формируют нижний и верхний корковые слои, обуславливая форму и окраску  этого
организма. Слоевище прикрепляется к субстрату тоже с помощью гиф. Клетки
водоросли занимают полости между гифами. Некоторые эти организмы достигают
длины более 1м, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см.  Растут
медленно. Возраст слоевища нередко насчитывает несколько сотен и даже тысячу 
лет.

1. О каком организме К.А. Тимирязев подготовил лекцию?
2.Почему лекция называлась «РАСТЕНИЕ – сфинкс»?
   
Задание 2
Растения – сфинксы используют для получения красок. Найдите Стенную золотянку ( она чаще всего встречается на стенах старых домов, камнях).
Установите последовательность этапов эксперимента по получении краски.
1.Раствор приобрел ярко-красный цвет.
2.Попробуйте проделать это же опыт с другими видами лишайника.
3.Измельченный лишайник положите в колбу с раствором пищевой соды.
4.Отделите ее от субстрата и измельчите.
5.Результаты фиксируйте в дневнике наблюдений и приложите фотографии.
6.Понаблюдайте в течении 5-9 минут
7.Профильтруйте его и попробуйте окрасить им ткань или бумагу.
Задание 3.
Особенности экологии
Растения-сфинксы характеризуются очень медленным ростом: от долей миллиметра до нескольких сантиметров в год. Скорее всего, это связано с небольшим относительным объёмом автотрофных водорослей, синтезирующих органические вещества.
Наибольшей скоростью роста обладают кустистые формы, которые
произрастают в местах повышенной влажности и высоких температур, наименьшей —
обитатели холодных районов. Накипные  формы  растут своей периферией, а
кустистые — концами «веточек». Возраст слоевища растений-сфинксов  может
насчитывать несколько сотен и даже тысяч лет.
Низкая скорость роста приводит к тому, что они в основном растут в тех местах, где не встречают конкуренции со стороны растений. Часто эти организмы растут как эпифиты в кронах деревьев.
Растения – сфинксы способны переносить как очень высокие (50–60 °С ), так и очень низкие (ниже –50 °С ) температуры. У арктических видов фотосинтез происходит даже при температуре –25 °С, что невозможно для растений. Большинство видов предпочитают хорошо освещенные места.
Способность гриба поглощать и удерживать воду позволяет этим существовать в крайне сухих условиях. Они могут поглощать воду не только во время дождей, но и из тумана, и насыщенного водяным паром воздуха.
Многие эти организмы очень требовательны к чистоте воздуха, поэтому видовое разнообразие их в городах существенно ниже, чем в дикой природе.
Вопрос – в каких природных зонах распространены кустистые и накипные растения-сфинксы?
Задание 4
На севере зимой основной корм для оленей – это растения-сфинксы. Почему для жизнедеятельности оленям достаточно питаться только этим кормом? Для ответа на вопрос проанализируйте таблицу «Химический состав ягеля» и сделайте вывод.
| 
 Наименование  | 
 Содержание в %  | 
| 
 Белки  | 
 4,87  | 
| 
 Жиры  | 
 5,09  | 
| 
 Минеральные вещества  | 
 3,95  | 
| 
 Углеводы  | 
 56-82  | 
| 
 Клетчатка  | 
 2-45  | 
| 
 Усниновая кислота  | 
 1,08  | 
| 
 Витамин С мг/100 г  | 
 11,4  | 
| 
 Витамин А мг/100г  | 
 10,3  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.