Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгтКикнур»
Рассмотрено : Утверждаю:
на заседании Директор школы
педагогического совета ___________________
Протокол №____от______ Соколова О.А.
Приказ №___от______
Программа
«Родники нравственности»
Для обучающихся 5 - 7 классов
духовно-нравственное направление
1.Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Рабочая программа по курсу «Родники нравственности» предназначена для обучающихся 5 – 7 классов КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт. Кикнур, составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт. Кикнур.
3. программы внеурочной деятельности Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности» М.,1915.
1.2. Актуальность программы определена тем, что в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Они склонны к нарушению норм поведения и общения. Часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений.
1.3. Место программы в плане внеурочной деятельности.
5 класс-34 часа, 1 час в неделю.
6 класс-34 часа , 1 час в неделю.
7 класс-34 часа , 1 час в неделю.
1.4. Контингент обучающихся: 5 - 7 классы.
1.5. Сроки реализации программы: программа рассчитана на 3 года.
1.6. Общая характеристика программы.
Данная программа поможет вооружить воспитанников знаниями, выработать у них собственный вариант жизни, достойной его как человека современного общества, личности, способной управлять своим поведением, готовой к сотрудничеству на основе терпимого отношения к окружающим, человека, способного оценивать свои поступки и поступки окружающих, умеющего планировать свою деятельность, способного на самоопределение в профессии. Содержание воспитания имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.
Школьники с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Становление личности ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность. Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности. Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.
1.7. Цели и задачи программы
Цели:
Воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и всей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Задачи:
- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
- формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
1.8. Условия реализации:
- помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и правилам техники безопасности, пожарной безопасности;
- наличие литературы, тестовых заданий, плакатов.
1.9. Методика программы
Методы и средства обучения:
1.Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, метод примера.
2.Наглядные методы: просмотр видеофильмов, презентаций, использование плакатов, рисунков.
3.Практические методы: занятия- практикумы, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры, решение коммуникативных задач, конкурсы, тестирование, экскурсии.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
1.10.Контроль знаний и умений.
Проверка знаний и умений проводится в форме наблюдения, анкетирования («Мои отношения» Е.Д. Худенко).
Диагностика нравственной самооценки (10 – 13 лет). Рабочая программа воспитателя. Автор составитель Е.М. Матвеева для образовательных учреждений VII – VIII видов.
1.11. Предполагаемый результат:
- способность к осмыслению социального окружения своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- правильно выходить из конфликтной ситуации;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи.
1.12. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы базовые учебные действия (БУД): Личностные учебные действия:
- осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
Коммуникативные учебные действия:
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание тем учебного курса, 5 класс
№ |
Название раздела |
Содержание |
Кол - во часов |
Планируемые результаты |
1
2
3
4
5
|
Я – неповторимый человек
Я в окружении людей
Мой внутренний мир
Я и моя книга
Природа – наш дом
|
1. Что такое нравственность? 2. Я хороший, я многое хочу! 3. Как я выгляжу? 4. Я – мальчик
1. Мир начинается с меня. 2. Кому я нужен? 3. Добрым быть совсем не просто. 4. Я и мои друзья. 5. Что такое общение? 6. Моё место в коллективе. 7. Что в имени тебе моём? 8. Что такое предательство?
1. Что такое эмоции? 2. Радость, печаль, горе. 3. Когда лень, всё идёт через пень. 4. Имею ли я право обижаться? 5. Как быть заботливым и чутким. 6. Такое разное настроение. 7. Кого бы ты назвал вежливым? 8. Что такое доверие. 9. Мой характер.
1.По страницам любимых книг. 2. Добро и зло в сказках. 3. Экскурсия в библиотеку. 4. Книги о Родине и родной природе. 5. Война глазами детей.
1. Путешествие по лесным тропинкам. 2. Лесные квартиры. 3. Вода – источник жизни. 4. Солнце – свет и тепло. 5. Лесная аптека. 6. КВН «Времена года» 7. Если планета больна. 8. Викторина о природе.
|
4 часа
8 часов
9 часов
5 часов
8 часов
|
Иметь начальные представления о моральных нормах и правилах поведения; Осознавать свое место в окружающем мире
Давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам; Развивать навыки самоанализа.
Иметь четкие представления об эмоциях, способность управлять чувствами и основами коммуникативной культуры; анализировать свой характер, его слабые и сильные стороны.
Осознавать потребность в чтении книг, развивая познавательный интерес.
Ценностное отношение к родной природе, окружающей среде;
|
Содержание тем учебного курса, 6 класс
№ |
Название раздела |
Содержание |
Кол - во часов |
Планируемые результаты |
1
2
3
4
5
|
Я – неповторимый человек
Я в окружении людей
Мой внутренний мир
Я и моя книга
Природа – наш дом
|
1.Нравственность – что это? 2. Я - особенный. 3. Я - личность. 4. Я – фея. Моя привлекательность.
1. Какие мы. 2. Кто нужен мне. 3. Пусть на земле царит доброта. 4. У меня есть друг. 5. Общаться по правилам 6. Я, ты, мы. 7. Что означают наши имена. 8.Если тебя предали.
1. Эмоции – наши друзья и наши враги. 2. Друг в беде не бросит. 3. Стыд и чувства вины. 4. О хитрости и благодарности. 5. Доброе сердце, как понимать. 6. Страна справедливости. 7. Я многое могу 8. Воля и путь к успеху. 9. Как формируется характер.
1. Здравствуй книга. 2. Хоровод сказок. 3. По страницам детских журналов. 4. Дети – герои книг. 5. Они были детьми, а воевали как взрослые.
1. Войди в природу другом. 2. Гимн воде. 3. Воздух - невидимка. 4. Растения лечат. 5. Как звучит природа. 6. Викторина «Знатоки природы» 7. Удивительные животные. 8. Выпуск листовок на экологическую тему.
|
4 часа
8 часов
9 часов
5 часов
8 часов |
Анализировать нравственную сторону своих поступков; возможность адекватно и полно познавать себя и других людей.
Понимать необходимость и ценность общения; анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; проявлять заботу о других;
Уметь понимать эмоциональное состояние другого человека, оказывать ему помощь; определять роль эмоций в общении и способах их выражения;
Развитие устойчивого интереса к русскому народному творчеству, развитию навыков выразительного и правильного чтения
Осознавать необходимость соблюдения правил безопасного и бережного поведения в природе; Испытывать чувство ответственности за четвероногих друзей
|
Содержание тем учебного курса, 7 класс
№ |
Название раздела |
Содержание |
Кол - во часов |
Планируемые результаты |
1
2
3
4
5
|
Я – неповторимый человек
Я в окружении людей
Мой внутренний мир
Я и моя книга
Природа – наш дом
|
1.Нравственные ценности 2.Мой портрет «Десять моих я» 3.Откуда я родом 4.Мужественность и ее черты
1.Я - хороший, ты - хороший! 2.Взаимоотношение людей - основа отношений 3.Вечная борьба добра и зла 4.Мой класс - мои друзья 5.Приятно ли со мной общаться 6.Может ли человек прожить один 7.Доброе имя связано с добрыми делами 8.Можно ли оправдать предательство
1.Роль эмоций в общение 2. Если радость на всех одна 3.Совесть – нужна ли она 4.О зависти и скромности 5.Дал слово – держи 6.Лидер – это кто 7.Я – личность 8.А мир прекрасен, если… 9.С характером рождаются?
1.Откуда пришла книга 2. Сказка ложь, да в ней намёк 3.Книжкина мастерская 4. Книга о животных 5. Войны священные страницы
1.Путешествие в мир природы 2.Удивительный мир птиц 3.Вода и жизнь 4.Природные явления 5.Домашние лекари 6.Отходы в доходы 7.Человек – частица Вселенной 8.Викторина «Природа и мы»
|
4 часа
8 часов
9 часов
5 часов
8 часов |
Правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера
Проявлять уважение к другому человеку, уметь видеть его настроение и считаться с ним; развивать потребность в общении; соблюдать нормы поведения и общения
Уметь понимать и оценивать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей; формировать критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам, к понятиям, к принятию ответственности за их результаты;
Проявлять познавательный интерес; стремление к правильному и бережному отношению к книгам;
Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе; видеть, чувствовать, понимать природу и беречь ее.
|
Ресурсное обеспечение
1. Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Проект.//Вестник образования. 2009.-№17.
2. Е.Д.Худенко « Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате» Москва.2007 г.
Кащенко В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы 5-7 классы, М.,ВАКО, 2013.
3. Мищенкова Л.В. «Уроки нравственности». М, изд-во РОСТ
4.Ресурсы интернета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.