Образовательная программа
интеллектуального клуба знатоков
«Русский мир»
Возраст детей - 11-15 лет
Срок реализации программы- 2 года
Матвейчук Н.Г.
Учитель истории
и обществознания
Высшей категории
Челябинск
2021
Информационная карта
· Тип программы: адаптированная;
· Образовательная область: многопрофильная;
· Направленность деятельности: культурологическая;
· Способ освоения содержания образования: репродуктивный, эвристический, творческий;
· Уровень освоения содержания: общекультурный;
· Возрастной уровень реализации программы: учащиеся 11-15 лет;
· Формы реализации программы: групповая;
· Продолжительность реализации программы: одногодичная
Пояснительная записка
Интеллектуальные (дидактические) игры помогают ответить на самый важный в последние годы вопрос обучения: как при возросшем объеме информации, дефиците времени сделать обучающий процесс для школьника интересным, захватывающим и нетрудоемким.
Познания мира в дидактических играх облекается в иные разнообразные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходств и различий между отдельными событиями.
Но самое важное - это то, что происходит такое обучение, не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся. Где во время игр происходит многократное повторение предметных материалов в их различных сочетаний и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника мобилизовать все свои знания, думать, сопоставлять, оценивать, и победителем становится чаще всего тот, у кого больше развито воображение, кто умеет быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, обладает организаторскими способностями.
Еще одной важной чертой интеллектуальных игр является их воспитательный потенциал, у ребят формируется усидчивость трудолюбие, любознательность и изобретательность, а так же другие самые разнообразные навыки и умения.
Не случайно А. М. Горький писал: «…игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.»
Цель программы:
- формирование активно-позитивной, деятельной личности.
- стремление к расширение кругозора, интеллектуальных способностей( логики, анализа и т.п.)
- способность к гуманистическому преобразованию окружающей действительности.
Задача программы:
-развитие интеллектуальных способностей как условия «успешности» в школе
-приобщение детей к история родного Отечества, его культуры, духовным и нравственным ориентирам и традициям.
-выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение каждого участника программы в творческую, развивающую, коллективную и индивидуальную деятельность.
-обучение школьников активным формам конструктивного общения, партнерской взаимопомощи.
Уникальность данной образовательной программы заключается:
- в ее ориентированности на работу с детьми любого возраста
- в создании условий для дальнейшего развития и самообразования для школьников склонных к интеллектуальной деятельности.
- В преемственности школьный клуб ЧТК, студенческий клуб ЧГК и т.д.
- В развитии личности на основании коллектива.
- Творческое применение дидактических игр способствует углублению знаний учащихся в области общественных наук, расширению их общественно- политического кругозора, развитию общей культуры, разносторонних интересов и способностей.
Отбор в коллектив производится на основании желание ребенка заниматься в клубе и участвовать в городском интеллектуальном проекте «Русский мир».
Так как в группах занимаются дети различной степени одаренности, и разной изначальной мотивацией ( просто нравится игра или ее отдельные направления), то главным фактором и связывающим звеном всего образовательного процесса является игровая деятельность.
Занятия проводятся индивидуальные и групповые, в форме лекций и бесед, а так же практические: групповые мини игры, тесты- тренинги, викторины и т.п.
Программа рассчитана на год обучения, ориентирована на креативный уровень развития воспитанников.
Ведущая технология образовательного процесса - индивидуально-групповой игровой тренинг.
Основная форма контроля - участие в конкурсах и играх «Русский мир» с последующим анализом игры.
Основные методы педагогической диагностики:
-наблюдения и анализ
-собеседование с родителями
-собеседование с учителями
Методы работы:
-иллюстративный
-убеждения и самоанализ
Образовательная область: |
Многопрофильная: история, искусство, православные и духовные ценности, словесность. |
Вид деятельности: |
Интеллектуальная -художественная |
Способ реализации: |
Ориентационный |
Уровень усвоения: |
Углубленный |
Форма реализации: |
Групповая, подгрупповая, индивидуальная |
Образовательный уровень: |
|
Кол-во учащихся в группах: |
15 чел. |
Возраст: |
11-15 лет. |
Учебный час: |
45 мин. |
Кол-во занятий: |
3 раза в неделю (а так же сводные игры) |
Часовая нагрузка на группу: |
2 часа. |
Учебный период: |
648 часов. |
Овладения основными навыками решения интеллектуальных задач и заданий. Овладения основными навыками актерского мастерства и риторики. Формирование умения принимать решения в максимально короткий срок, творческое и общее развитие личности. Приобретение опыта выступлений, формирование эмоциональной и психологической устойчивости группы и персонально каждого ребенка. Приобретения опыта участия в интеллектуальных городских первенствах.
Перечень тем |
Теория |
Практика |
Всего |
Предполагаемый результат |
Игры на сплочения, развитие мышления, импровизации и ассоциаций. |
4 |
36 |
40 |
Создание «игровой» атмосферы Проявление личной индивидуальности |
Вводные занятия |
4 |
- |
4 |
Получение представления об игре «Русский мир» |
Методика решения логических задач |
4 |
60 |
64 |
Освоение методики решение задач. Дробление Аналоги и формирования круговой связи. Форма ответов |
Основы сценического мастерства |
20 |
40 |
60 |
Сформированы основные актерские умения. Снятие зажимов. Понятие мизансцены. Мышечная свобода. Перевоплощение. |
Сценическая речь |
8 |
40 |
48 |
Умение четко, правильно, читать и говорить со сцены.
|
Сценарная практика |
0 |
20 |
20 |
Сформированы умения свободно, естественно и уверенно держаться на сцене. |
Индивидуально-групповой тренинг |
20 |
60 |
80 |
Накопление игрового опыта |
Игры-викторины |
4 |
56 |
60 |
Накопление игрового опыта |
Практические лингвистически и манипуляционные задачи
|
4 |
80 |
84 |
Умение быстро находит новое, оригинальное решение поставленной задачи, слышать других участников команды. |
Спонтанные конкурсы
|
12 |
40 |
52 |
Сформированы умения эффективно функционировать как самостоятельный коллектив. |
Интеллектуальные первенства |
4 |
76 |
80 |
Накопление игрового опыта |
Подведение итогов - анализ |
20 |
0 |
20 |
Сформированы умения сценарного мастерства. Накоплен опыт выступлений. |
ИТОГО |
104 |
508 |
648 |
|
Условия реализации программы.
1.Организационно-педагогические условия.
Организация занятий проводится через систему тренингов, упражнений, бесед, лекций и т.п.
Отбор приемов и методов осуществляется на основе эффективности и целесообразности их применения для решения поставленных задач.
1. Методы формирования сознания личности.
2. Метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования поведения деятельности.
2 .Морально-психологические условия.
Создание благоприятного психологического климата, обеспечение положительных эмоций на занятиях.
Создание атмосферы доверия, теплоты и взаимопонимания.
Учет возрастных особенностей.
Построение взаимоотношений между учащими и педагогом на основе сотрудничества.
3.Учебно-материальные условия.
Занятия проводятся в обычном классе который должен соответствовать санитарно- гигиеническими нормам и правилам пожарной безопасности.
Календарно-тематическое
планирование.
Пояснительная записка.
Интеллектуальная игра для школьников «Русский мир» предполагает углубленное знание учащихся по истории, русскому языку, литературе, искусству, приобщает учащихся к интеллектуальному, культурному наследию, народным традициям. Игра «Русский мир» обращает детский взор к истории Отечества, истории наших предков, развивает память, мышление, интеллект, способность к импровизации, а так же другие творческие способности
Интеллектуальные или как их еще называют учебные, предметные, дидактические игры одно из действенных средств воспитания ума.
Они развивают интеллектуальные качества личности, свойства ума, зрительных, слуховых, и других ощущений, уточняют знания детей о явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, речь, формируют у детей умения расшифровать, распутать, разгадать, найти единственно правильный ответ на поставленную задачу.
Данная обучающая программа построена на принципах самостоятельности, свободы выбора, коллективизма, оценки и поощрения успехов каждого участника через придание значимости его игровой деятельности.
Программа состоит из трех основных составляющих: лекционной, тренинг-игровой (куда входят спонтанные лингвистические конкурсы, тематические викторины, логические задания и т.п.) и конкурсной, непосредственно контрольные игры «Русский мир».
Так как игра «Русский мир» предполагает наличие знаний в семи областях ( русская история, литература и искусство, православные духовные ценности, фольклор, праздники и обряды, материальные ценности) то каждая составляющая программы разделяется на соответствующую тематику.
Значительная часть теоретического материала преподается в игровой форме, где главная педагогическая цель обучения развить познавательные мотивы для овладения новыми знаниями и умениями.
Календарно-тематическое планирование
программы интеллектуальной игры
«РУССКИЙ МИР»
№ |
ТЕМЫ |
ЧАСЫ мл. ср. стар. |
ВРЕМЯ прохожения |
||
1 |
«Русская история»: |
|
|
||
|
Тема-Первое упоминание, Рюрики, Киев. |
4ч 8ч. 8ч |
|
||
|
Тема-Золотой век.Крещение.Ярослав.Мономах |
2ч. 4ч. 6ч. |
|
||
|
тема-Иго.Невский. Московская Русь.Иоанн –III |
6ч. 6ч. 6ч |
|
||
|
Тема-Третий Рим. Грозный. Опричина. Б.Годунов и смута. Интервенция. Гражданская война |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Романовы. Царевна Софья. Казаки. |
4ч. 4ч. 8ч |
|
||
|
Тема-Петровские преобразования. |
4ч. 8ч. 8ч. |
|
||
|
Тема-Женщины на троне.Екатерина. Темное десятилетие. Екатерина –II |
4ч 8ч. 8ч |
|
||
|
Тема-Империя. Среди великих держав. Павел-I |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Александр-I, Отечественная война 1812 г. |
4ч. 8ч. 8ч. |
|
||
|
Тема- Россия под надзором. Правление Николая-I, контреформы, Кавказ, Крымская война. |
2ч. 8ч. 8ч |
|
||
|
Тема- Призрак свободы. Александр-II, реформы и русское общество. |
2ч. 8ч. 8ч |
|
||
|
Тема-Сумерки империи. Александр-III. |
2ч. 8ч. 8ч. |
|
||
|
Тема-Расцвет империи. Реформы. Николай-II |
2ч. 8ч. 8ч |
|
||
|
Тема-Русско-японская война. Первые революционные выступления. «Мирное время» |
2ч. 6ч. 6ч. |
|
||
|
Тема-Первая мировая война. Надежды и разочарования. Конец самодержавию. |
4ч. 8ч. 8ч.
|
|
||
2 |
«Русская литература» |
|
|
||
|
Тема-Былинный эпос. Главные персонажи. Былинные герои. |
12ч. 4ч. 4ч.
|
|
||
|
Тема-Деяния Мефодия и Кирилла |
- 2ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-«Повесть временных лет» |
12ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
«Уложения Ярослава и Мономаха» |
2ч. 4ч. 4ч |
|
||
|
Тема-«Слово о полку Игорева» |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема- «Золотой век русской поэзии» |
2ч. 8ч. 12ч. |
|
||
|
Творчество Пушкина, Лермонтова, Батюшкова, Давыдова и других. |
56ч. 4ч 4 ч. |
|
||
|
Тема-Сказки Пушкина, Ершова, Бажова, Толстого. |
4ч. 8ч. 8ч. |
|
||
|
Тема-Исторические произведения К.Толстого |
16ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Сатира в произведениях Крылова, Салтыкова-Щедрина. |
2ч. 8ч. 8ч.
|
|
||
|
Тема- Творчество Л.Н.Толстого |
- 8ч. 8ч. |
|
||
|
Тема- Реализм в произведениях Грибоедова, Фонвизина, Радищева, Некрасова. |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Лирическая поэзия Тютчева, Фета, Тургенева |
- 8ч. 8ч. |
|
||
|
Тема-Нравственные искании героев в творчестве Достоевского. |
2ч. 8ч. 12ч |
|
||
|
Тема-«Серебренный век русской поэзии». Творчество Блока, Есенина, Волошина, Цветаевой и других. |
4ч. 8ч. 12ч. |
|
||
|
Тема-Произведение писателей конца 19 века. |
- 8ч. 12ч. |
|
||
|
Тема-Реализм в пьесах Горького, Чехова и других |
12ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
«Русское искусство» |
|
|
||
|
Тема- Строительство церквей и храмов. |
4ч. 6ч. 6ч |
|
||
|
Тема-Фрески Феофана Грека и Андрея Рублева. |
- 2ч. 2ч |
|
||
|
Тема-Приглашенные архитекторы Москвы-1475 г. |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Первая книга. Книгопечатанье на Руси. |
4ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Рождение русского театра. |
2 ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Живопись .Творчество художников классицизма ( Кипренский, Боровиковский и т.д.) |
2 ч. 3ч. 8ч. |
|
||
|
Тема-Художественные жанры: батализм, моренизм, импрессионизм и другие. |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Творчество художников реалистов- Федотова, Перова, Пукорева и других. |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Портретная живопись (Репин) |
4ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Тема христианства и историческая живопись( Серов, Ге и другие) |
12ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Русская природа в произведениях Шишкина, Левитана и других художников. |
16ч. 2ч. 2ч |
|
||
|
Тема-Творчество Васнецова. |
2ч. 12ч. 12ч. |
|
||
|
Тема-Музыка. Русская народная песня, городские романсы. |
2ч. 40ч. 40ч. |
|
||
|
Тема-Русская классическая музыка. Творчество |
2ч. 2ч. 2ч. |
|
||
|
Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Мусорского и других. |
2ч. 2ч. 2ч. |
|
||
|
«Православные духовные ценности» |
|
|
||
|
Тема-Крещение Руси. |
- 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Сергий Радонежский |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Патриаршество на Руси ( Иов-1589г.) |
40ч. 16ч. 16ч |
|
||
|
Тема-Раскол. Никон и противники. |
20ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема Двенадцать основных православных праздников их особенности и происхождения. |
20ч. 6ч. 6ч.
|
|
||
|
Тема-Церковная иеархия.
|
20ч. 4ч. 4ч.
|
|
||
|
Тема-Основные православные храмы, монастыри. Главные исторические иконы. Исторические личности причисленные к лику святых. |
12ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Основные церковные обряды (венчания, причастия, крещения). Церковная утварь и одежда священников. |
16ч. 12ч. 12ч. |
|
||
|
«Материальная культура» |
|
|
||
|
Тема-Предметы быта, охоты, земледелия древних славян. |
12ч. 12ч. 12ч. |
|
||
|
Тема-Предметы быта, труда, одежда и оружие крестьян, князей 13-15 вв. |
8ч. 8ч 8ч.
|
|
||
|
Тема-Оружие, амуниция, форма петровской армии |
8ч. 8ч. 8ч. |
|
||
|
Тема-Предметы быта, труда, оружие, украшения и одежда русских людей разных сословий- 17 века. |
24ч. 24ч. 24ч |
|
||
|
Тема-Вооружение, форма, амуниция русской армии 18 века. |
12ч. 12ч. 12ч |
|
||
|
Тема- Предметы быта, сельскохозяйственного труда, досуга, одежда и украшения- конца 18 начало 19веков |
8ч. 8ч. 8ч. |
|
||
|
«Праздники, обычаи, обряды» |
|
|
||
|
Тема-Календарные, языческие праздники и обычаи. Осенние праздники. |
8ч. 8ч. 8ч.
|
|
||
|
Тема-Зимние праздники ( Рождество, Крещение, Святки и т.д.) |
10ч. 4ч. 4ч.
|
|
||
|
Тема-Весенние праздники. Проводы Зимы, Масленица и т.д) |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Летние праздники. Пасха. Ночь Ивана Купалы, Медовый Спас, Яблочный Спас и т.д. |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Свадебный обычаи и обряды. |
2ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Обряды связанные с землей и ее обработкой |
10ч. 6ч. 6ч. |
|
||
|
Тема-Погребальные обряды. |
20ч. 4ч. 4ч. |
|
||
|
Тема-Другие обычаи и приметы. |
70ч. 6ч. 6ч. |
|
||
|
«Фольклор» |
|
|
||
|
Тема-Устное народное творчество. Былины, сказания и сказки. |
12ч. 20ч. 20ч.
|
|
||
|
Тема-Пословицы, поговорки, прибаутки, загадки, зазывалки |
8ч. 24ч. 24ч. |
|
||
|
Тема-Песенный жанр. Частушка. Поминальные песни. Заздравницы. Свадебные песни. |
|
|
||
|
Тема-Скоморохи. Ряженые. Гл. персонажи ярмарки. |
|
|
||
|
Тема-Гадание и приметы. |
|
|
||
|
ИТОГО |
216 час. |
216 час. |
216 час. |
|
|
ИТОГО |
648 часов |
|
||
Список литературы
3. История России «Екатерина Великая» Изд. «БЕЛЫЙ ГОРОД» М. 2001г.
4. В.И. Даль «Энциклопедия русского слова» М.ЭКСМО 2002г.
5. Круглый год. «Русский земледельческий календарь» М. ПРАВДА 1997г.
6. С.Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе М. НОВАЯ ШКОЛА 1997г.
В.О. Ключевский «Русская История» М. ЭСКМО 2005г.
БЭС «МУЗЫКА» Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия» М.1998г.
История России «Екатерина Великая» Изд. «БЕЛЫЙ ГОРОД» М. 2001г.
В.И. Даль «Энциклопедия русского слова» М.ЭКСМО 2002г.
Круглый год. «Русский земледельческий календарь» М. ПРАВДА 1997г.
С.Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе М. НОВАЯ ШКОЛА 1997г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.