ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернет, подготовить компьютерную презентацию.
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения (компьютерных игр) использование компьютера как помощника в обучении потеряло свое значение. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, использование компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Изучая основы практической работы на компьютере, учащиеся прочнее усваивают навыки работы, приобщаются к систематической и целенаправленной работе с сфере информационных технологий.
Основные задачи программы – познакомить с основными понятиями информатики непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или программа, способствовать развитию творческих способностей учащихся, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации.
Среди педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность. Одной из форм проектной деятельности является разработка и выполнение учебных проектов. Обучение проекту на начальном этапе обучения – первый шаг к исследовательской работе. Вот почему так важно с первых шагов дать почувствовать учащимся вкус к творчеству.
Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Цель исследовательского проекта - расширить те знания, которые учащиеся уже получили в урочное время. Учебный проект можно рассматривать как совместно учебно–познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся–партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод проектов с использованием компьютерных технологий позволит сформировать у учащихся различные «компетентности». Созданные с его помощью учебно-методические материалы способствуют активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитию воображения, творческих способностей. Создавая собственные презентации учащиеся более глубоко осваивают информационные технологии; осознают, что компьютер-это не только средство для развлечений и игр, а средство для обучения, получения знаний, навыков.
Курс кружка «Компьютерная грамотность» рассчитан на учеников 4 класса, проводится 4 часа в неделю. Итого 128 часов.
При составлении данной программы использовались следующие источники:
· Программы общеобразовательных учреждений
· Авторская программа С.Н. Тур, Т.П. Бокучавы «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4ых классов
· Примерное содержание курса информатики в начальной школе (из письма министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 №957/13-13)
· Инновационный учебный материал ЦОР « Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» (Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Предлагаемый курс представляет собой вспомогательные учебные материалы, обеспечивающие формирование навыков работы за компьютером. Цифровые образовательные ресурсы, входящие в состав данного курса, охватывают такие темы, как : компьютер, основные устройства, программы, безопасность работы, технологии работы с компьютером.)
Цель данной программы:
· Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
· Развитие творческого мышления учащихся.
· Формирование навыков грамотной работы на компьютере.
· Повышение интереса к другим предметным областям и увеличение качества обученности учащихся.
Задачи:
Обучающие:
· Формировать критическое и творческое мышления учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
· сформиров ать навыки работы в графическом редакторе Paint,;
· научить технологии создания и редактирования графических объектов, используя инструменты графических программ;
· проиллюстрировать этапность работы над рисунком, дать своеобразный графический алгоритм.
Развивающие:
· Развивать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение применять и интерпретировать (т.е. толковать) информацию.
· Стимулировать интересы учащихся через творческие задания, требующие работы воображения.
· Учить проводить исследования и оформлять результаты, чётко излагая свои мысли.
· Развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус, графическое умение;
· Развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
Воспитывающие:
· воспитывать умение планировать свою работу;
· выработать у учащихся усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к себе;
· добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Учебно-тематический план
Тема |
Количество часов |
Форма занятий
|
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
3 |
2 |
1 |
Презентация, рассказ, игра1, анимация |
История компьютера и его устройство. |
3 |
2 |
1 |
Презентация, рассказ, анимация |
Настройка параметров Рабочего стола |
2 |
1 |
1 |
Презентация, рассказ |
Создание папок и документов на рабочем столе |
4 |
3 |
2 |
Презентация, рассказ, кроссворд, анимация |
Работа в Paint |
28 |
12 |
15 |
|
Первоначальное знакомство с графическим редактором Paint. Знакомство с инструментами для рисования. |
1 |
|
|
Презентация, рассказ |
Настройка инструментов для рисования. |
1 |
|
|
Кроссворд, анимация |
Геометрические фигуры на рисунках. Создание рисунка «Грузовик». |
1 |
|
|
Игра2 |
Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей. |
1 |
|
|
ребусы, анимация |
Действия с фрагментами рисунка: Вырезать, Копировать, Вставить. Создание рисунка «Зимний сюжет». |
1 |
|
|
Игра3 |
Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Пирамида». |
1 |
|
|
|
Построения с помощью клавиши Shift. |
1 |
|
|
, анимация |
Создание рисунка «Кубик». |
1 |
|
|
|
Эллипс и окружность. Создание рисунка «Узор из кругов». |
1 |
|
|
Игра4 |
Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула». |
1 |
|
|
|
Создание рисунка из пикселей «Акула» |
1 |
|
|
|
Соприкасающиеся окружности. Создание рисунка «Экзотическая бабочка». |
1 |
|
|
ребусы |
Создание рисунка «Экзотическая бабочка». |
1 |
|
|
Игра5 |
Инструмент «Текст». Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха». |
1 |
|
|
|
Создание рисунка «Подарок на «День матери» мамам». |
2 |
|
|
|
Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины». |
1 |
|
|
ребусы |
Создание рисунка «Ветка рябины». |
1 |
|
|
|
Создание рисунка «Виноградная гроздь». |
1 |
|
|
Игра6 |
Меню готовых форм. Создание рисунка «Конструирование из мозаики». |
1 |
|
|
|
Создание рисунка «Конструирование из кубиков». |
1 |
|
|
|
Библиотека готовых картинок. Приемы работы с готовыми картинками. |
1 |
|
|
|
Создание произвольной композиции из готовых картинок. |
1 |
|
|
|
Традиции встречи Рождества и Нового года в различных странах. Новогодняя открытка, ее атрибуты и символы. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Приемы и возможности редактора для создания открытки. |
1 |
|
|
|
Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. |
1 |
|
|
Игра7 |
Создание рисунка «Новогодняя открытка». |
2 |
|
|
|
Выставка рисунков. Представление своих работ. |
1 |
|
|
|
Работа с программой Microsoft Word |
20 |
4 |
16 |
|
Знакомимся с текстовым процессором Microsoft Word |
1 |
|
|
|
объекты текстового документа и их параметры |
2 |
|
|
Презентация, рассказ, практическая работа, анимация |
способы выделения объектов текстового документа |
2 |
|
|
Презентация, рассказ, практическая работа, анимация |
создание и редактирование текстового документа |
2 |
|
|
Презентация, рассказ |
форматирование текста |
2 |
|
|
Презентация, рассказ |
оформление текста в виде таблицы |
2 |
|
|
Игра1 |
Печать документа |
2 |
|
|
|
включение в текстовый документ графических объектов |
2 |
|
|
Презентация, рассказ, кроссворд |
Оформление художественных заголовков |
1 |
|
|
|
Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи |
2 |
|
|
|
Размещаем текст и графику в таблице |
1 |
|
|
|
Практическая работа |
1 |
|
|
практическая работа |
Работа в WordArt |
4 |
2 |
2 |
|
Работа с программой Power Point |
40 |
8 |
32 |
|
понятие мультимедиа-технологии |
1 |
|
|
Презентация, рассказ, кроссворд |
выбор дизайна презентации |
3 |
|
|
практическая работа, анимация |
ввод текстовой информации на слайды |
5 |
|
|
работа в группах |
рисунки и графические примитивы на слайдах |
6 |
|
|
Презентация, рассказ |
использование анимации в презентации |
6 |
|
|
ребусы |
звук в презентациях |
6 |
|
|
работа в группах |
переходы между слайдами |
6 |
|
|
, анимация |
Создание презентации на выбранную тему |
4 |
|
|
практическая работа |
Защита презентации |
3 |
|
|
практическая работа |
Создание учебных проектов |
20 |
10 |
10 |
викторина, анимация |
кроссворд, анимация |
||||
Игра2 |
||||
|
||||
|
||||
Защита учебных проектов |
4 |
2 |
2 |
|
Итого: |
128 |
46 |
82 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Освоение системной среды Windows.
Настройка параметров Рабочего стола. Представление о файле и папке. Действия над папками и файлами. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными.
На теоретических занятих:
ü назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления
ü что такое папка и файл;
ü основные действия над папкой и файлом;
ü представление о приложении, документе, задаче;
ü назначение и структуру графического интерфейса;
ü технологию обмена данными через буфер обмена;
на практических занятиях:
Ø изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
Ø просматривать информацию о параметрах папки и файла;
Ø выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;
Ø выполнять стандартные действия с окнами;
Ø осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;
Ø работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad;
Ø создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;
2. Графические возможности компьютера.
Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые действия с объектами. Инструменты графического редактора. Создание растровой и векторной графики.
На теоретических занятиях:
ü Возможности графического редактора Paint;
ü особенности растровой и векторной графики;
ü основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
ü технологию создания и редактирования графических объектов.
На практических занятиях:
Ø создавать и редактировать любой графический объект;
Ø осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.
3. Создание презентации в программе Power Point.
Назначение программы Power Point. Основные объекты. Анимация. Переход слайдов.
На теоретических занятиях:
ü назначение программы Power Point;
ü технологию работы с программой Power Point;
На практических занятиях:
Ø создавать слайды;
Ø объекты на слайдах;
Формы обучения:
Организация учебного процесса.
Занятие. Представление учебного материала учащимся проводится в форме урока. Каждый урок – дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала. Для лучшего восприятия материала - лекции сопровождаются демонстрацией презентаций и готовых работ.
Поэтому учебный процесс можно организовать в таких формах:
· урочная форма, в которой учитель объясняет постановку задачи, формирует представление о методах ее решения, дает теоретические сведения по ее решению; также на теоретических занятиях проводятся игры, цель которых сформировать представление об информации, ее формах, каналах получения информации человеком, развить внимание, память, рефлексию, выработать навыки культурно-продуктивного общения (см приложение1); кроме этого применяются ребусы и кроссворды. Причем, эти задания для своих одноклассников дети составляют сами. Они рисуют красочные и интересные ребусы, составляют кроссворды по теме урока, иногда и в качестве домашнего задания. (см приложение 2)
· групповая форма - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
· Индивидуальная форма – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
· Внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы по теме.
Условия реализации программы
· ЦОР «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы»
· Анимации на темы «Компьютер. Основные устройства. Программы. Безопасность работы» и др.
· Методические рекомендации по использованию учебного комплекса «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы»
· Интерактивный задачнкик по информатике для младших школьников
Формы контроля:
· текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);
· периодический контроль (проводится по итогам выполнения практических заданий);
· итоговый (выставка творческих работ).
Этапы диагностики (время) |
Что оценивается |
Виды диагностики |
Вступительный
|
Уровень знаний о компьютере и владение компьютером |
Опросы Тесты Практические работы |
Промежуточный
|
Выявить результативность обучения по темам Paint, Microsoft Word |
Опросы Самостоятельные работы Практические работы |
Итоговый |
Выявить знания, умения, навыки за 1 год обучения. Выявить навыки работы с программами Paint, Microsoft Word, Power Point. Обнаружить умения проводить исследования и оформлять результаты.
|
Опросы Самостоятельные работы Практические работы |
По окончанию обучения учащиеся должны знать и уметь:
знать:
· назначение и возможности графического редактора;
· понятие фрагмента рисунка;
· понятие файла;
· точные способы построения геометрических фигур;
· понятие пикселя и пиктограммы;
· понятие конструирования;
· основные объекты текстовых документов и их параметры;
· этапы создания и редактирования текстового документа;
· этапы форматирования текста;
· этапы копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.
· назначение и функциональные возможности PowerPoint;
· объекты и инструменты PowerPoint;
· технологии настройки PowerPoint;
· объекты, из которых состоит презентация;
· этапы создания презентации;
· технологию работы с каждым объектом презентации.
Уметь:
· запускать программу и завершать работу с ней;
· настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
· создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
· выделять и перемещать фрагмент рисунка;
· сохранять и открывать графические файлы;
· использовать при построении геометрических фигур клавишу shift;
· редактировать графический объект по пикселям;
· создавать меню типовых элементов мозаики;
· создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.
· уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
· работать с конкретным текстовым редактором;
· уметь создавать текстовые документы с включением таблиц, рисунков.
· создавать слайд;
· изменять настройки слайда;
· создавать анимацию текста, изображения;
· представить творческий материал в виде презентации.
·
Литература
1. Авторская программа С.Н. Тур, Т.П. Бокучавы «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4ых классов
2. Анимации на темы «Компьютер. Основные устройства. Программы. Безопасность работы» и др.
3. http://ito.edu.ru/index.html
4. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/62179c51-6025-497a-ab4c-4ca86e6bfe78/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19
(курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы)
Приложение 1
Игра 1. Испорченный телефон
Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в
каждом ряду сообщает информацию, например слова `компьютер` и `алгоритм`, и они
передаются по ряду каждому от второго до последнего:
a) шепотом на ушко, (остальные не слышат);
b) жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
c) знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).
Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.
Задание: обсудить ситуацию потери, искажения информации.
Игра 2. Я тебя понимаю ( Три `Да`)
Группа разбивается на пары. Партнер А задает вопросы партнеры В относительно
его состояния, настроения. Необходимо добиться не менее трех положительных
ответов.
Например:
- Тебе грустно?
- Нет.
- Тебе весело?
- Да.
- Ты доволен, что мы играем?
- Да.
- Тебе нравится такая игра, когда тебя спрашивают?
- Да.
Партнеры А и В меняются ролями.
Задание: обсудить процесс обмена и коррекции информации
(запрос-ответ)
Игра 3. Привет
Диалоги компьютера и пользователя на примере работы с программами
`Роботландия`, `Тренажеры`, `Привет`.
Задание: обсудить процесс обмена информацией между человеком и
компьютером.
Игра 4. Крокодил
Группа разбивается на пары. Партнер А задумывает слово (пишет на карточке) и
невербально (жестами, мимикой) сообщает его партнеру В. Партнер В выдвигает
предположения, его задача - отгадать (принять) сообщение. Партнеры А и В
меняются ролями.
Задание: обсудить разнообразие представления (кодирования)
информации и важность совпадения представлений у отправителя и получателя.
Игра 5. `Общее дело`
Группа разбивается на тройки. Партнер А не может видеть (глаза закрыты),
партнер В не может слышать, партнер С не может говорить, но им нужно
договориться об общем деле (например, о том, что забор следует покрасить в
зеленый цвет).
Задание: обсудить, как происходит обмен информацией при
ограничениях на какой-либо из каналов ввода или вывода информации.
Игра 6. `Создай рассказ`
Вся группа (по одному предложению от каждого) составляет связный рассказ.
Задание: обсудить возможность перестановки предложений в
рассказе, взаимосвязанность событий, действий.
Игра 7. `Как лучше запоминается?`
Тест: учитель диктует 10 слов, их необходимо восстановить по памяти.
Определяется количество верно запомненных слов. Тест повторяется с другими
словами, но учитель дает инструкцию - после каждого услышанного слова:
а) представить написание его золотыми буквами;
б) представить его вкус;
в) представить его цвет;
г) представить его запах;
д) представить его на ощупь.
Определяется количество верно запомненных слов.
Задание: обсудить зависимость сохранения и воспроизведения
информации человеком от количества каналов ее получения.
Приложение 2
Ответы на кроссворды:
Кроссворд 1.
По горизонтали: 3. Процессор. 5. Видео. 7. Диск. 8. Джойстик. 9. Бит. 10. Видеокамера. 11. Модем. 12. Фотоаппарат. 13. Вирус.
По вертикали: 1. Монитор. 2. Программист. 4. Счеты. 6. Дисковод.
Кроссворд 2.
По горизонтали: 4. Клавиатура. 5. Принтер. 6. Алгоритм.
По вертикали: 1. Дисплей. 2. Дисковод. 3. Программа.
Кроссворд 3.
По горизонтали: 3. Сканер. 5.Сеть. 8. Монитор. 9. Разъем. 11. Емкость. 12. Мышь.
По вертикали: 1. Принтер. 2. Плоттер. 4. Кабель. 5. Стример. 6. Источник. 7. Клавиша. 10. Диск.
Кроссворд 4.
По горизонтали: 1. Сканер. 2. Дисплей. 3. Каталог. 4. Прерывание. 5. Винчестер. 6. Загрузка. 7. Принтер. 8. Курсор. 9. Архитектура. 10. Килобайт.
По вертикали: 11. Клавиатура.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.