Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читайка"
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читайка"

Оценка 4.8
Документация +1
doc
чтение
1 кл—2 кл
05.11.2022
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читайка"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читайка"
Читайка 1 класс.doc

 

 

 

 

 

Рабочая программа

курса «Читайка»

для  обучающихся 1 класса

 (в рамках платной дополнительной образовательной услуги)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования, расширяет содержание программ общего образования.

Главной задачей обучения школьников является достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

Актуальность данной программы определена требованиями к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 101» г. Перми и основными положениями Программы развития школы.

Одним из главных лозунгов ФГОС НОО является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей школьников. Дети во внеурочное время практически не читают художественную литературу, очень редко посещают библиотеку и театр.  Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися   навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театра.

 Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей обучающихся, сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий.  

Данный курс создает условия для развития у учащихся в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность, познавательных интересов, формирует стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Данная программа рассчитана на обучающихся 1-х классов.

Цель программы раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование навыка смыслового чтения, работы с текстом, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театра.

Образовательные задачи:

-                   учить слушать, видеть, понимать литературные произведения и спектакли;

-                    привитие интереса учащимся к чтению, к театру;

-                   активизировать познавательную деятельность,

Воспитательные задачи:

-                   воспитание культуры личности,

            --         воспитание бережное отношение к людям, которые нас окружают,

           --          к природе, уважение к собственному труду и труду окружающих;

-                   воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплину.

Развивающие задачи:                                                                                                                                                                                                                                

--        развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;

--        обогащать опыт детей посредством   посещения театра, библиотеки;

            --       расширять кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг различных жанров, просмотра спектаклей;

 

Программа «Читайка» рассчитана на один год обучения (29 часов).

Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.

Планируемые результаты.

 

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.

Метапредметными   результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятии;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.       

 

Режим организации занятий

Общее количество часов в год: 29 часов;

Количество часов и занятий в неделю: 1 часа;

Периодичность занятий: 1 раза в неделю.

Методическое обеспечение программы

Основной формой организации образовательного процесса по представленной программе является учебное занятие, ведущая цель которого: активный поиск и приобретение знаний учащимися, развитие опыта детей, включение их в атмосферу сотрудничества. Большая часть времени на занятии отводится на практическую часть. Целесообразно на занятиях использовать форму диалога.

Для повышения эффективности процесса обучения необходимо создание на каждом занятии условий, при которых активизируется познавательная деятельность учащихся. Поэтому целесообразно применять нетрадиционных форм проведения занятий, таких как – игра, урок-путешествие, урок-творчество и т.д.

Большое значение в проведении занятий имеют наглядные пособия, помогающие разнообразить и конкретизировать процесс обучения, а также использование ТСО (компьютер, мультимедиа-проектор, экран, телевизор).

При изучении той или иной темы немаловажное значение имеет литература. Детей необходимо знакомить с ней и рекомендовать для работы дома.

0сновные принципы, используемые в работе по данной программе:

1.Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность.

2.Принцип научности. Речь идет и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3.Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения.

4.Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по минимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5.Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников.

6.Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления,

7.Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию не творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

,

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы

Содержание программы

1.      Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности организации работы курса «Читайка». Правила поведения на занятиях. Формирование   партнерских   отношений в   группе, самодисциплины, умения организовывать себя. Техника безопасности.

2.      Клуб Почемучек. Особенности книжек-игрушек. (1 ч.)

Знакомство с книжками-игрушками, с книжками-малышками, с книжками-великанами, с книжками-трафаретами. Ознакомление с основными цветами радуги. Знакомство с библиотекой класса. Правила пользования классной библиотекой. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.

3.      Поляна сказок. Малые фольклорные жанры. (12 ч.)

Знакомство с произведениями малого фольклорного жанра, со сказками. Понятие о народных и авторских сказках. Понятие «герои сказок, персонажи». Особенности загадок. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.

4.      Произведения для детей и о детях. Произведения о животных. (6 ч.)

Знакомство с произведениями для детей и о детях. Понятия «стихотворение», «рассказ». Понятие о рифме. Подбор книг по тематике. Изготовление книжки-малышки. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.

5.      Знакомство с хранилищем книг- библиотекой. (5 ч.)

Знакомство с библиотекой. Правила поведения в библиотеке. Правила выдачи книг. Знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. О чем может рассказать обложка. Технология ремонта книг.

6.      Путешествие в волшебный мир театра. (2 ч.)

Знакомство детей с театром, его историей. Понятие о пьесе, действии, сюжете и т.д. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель). Понятия «театр» и «кукольный театр».

7.      Речевая гимнастика. (на каждом занятии)

Понятие о речевой гимнастике. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, речь автора). Работа с чистоговорками, скороговорками. Посещение спектаклей театра кукол, театра юного зрителя.

 8. Игровые программы (3 ч.)

 Игры с буквами, слогами, словами. КВН «Страна Вообразилия»

9.Подготовка и показ спектакля. (2 ч.)

Выбор произведения. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Отработка музыкальных номеров, репетиции.

 

 

 

 

Учебно – тематический план

 

 

 

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

1.

Вводное занятие.

1 час

2.

Клуб Почемучек. Особенности книжек-игрушек.

1час

3.

Поляна сказок. Малые фольклорные жанры.

   12 часов

4.

Произведения для детей и о детях. Произведения о животных.

6 часов

5.

Знакомство с хранилищем книг- библиотекой.

5 часов

6.

Путешествие в волшебный мир театра.

2 часа

7.

Речевая гимнастика.

на каждом занятии

8.

Игровые программы

3 часа

9.

Подготовка и показ спектакля.

2 часа

 

Итого часов:

29 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование курса «Читайка»

29 часов (1 час в неделю)

дата

 

тема

Кол-во часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Воспитательная деятельность

 

 

Вводное занятее

1

Беседа, игры «Назови сое имя ласково», «Назови ласково соседа».

Игры на коллективизм и согласованность. Работа с чистоговорками , со скороговорками (на каждом занятии).

- воспитывать бережное отношение к книге, как источнику знаний;

- воспитывать творческую активность, самостоятельность.

 

 

 

«Поляна сказок»

4

Чтение сказок учителем. Слушание (аудиозапись).

Инсценировка сказки «Репка».

Игры на основе сказок.

Игра «Театральная разминка».

Творческая игра «Что это за сказка?»

- формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

- воспитывать интерес и любовь к чтению.

- воспитывать творческую активность,

- воспитывать эстетический вкус, чувство «прекрасного».

 

Игры с буквами

1

Игры с буквами. Игровые упражнения с помощью пальчиков.

Игра- инсценировка с помощью пальчиков. Сочинение сказки «Сказка про буквы». Чтение стихотворение «такие разные буквы»

- воспитывать интерес и любовь к чтению.

- формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

 

Путешествие в волшебный мир театра.

1

Заочная экскурсия по театру.

Просмотр, обсуждение спектакля (по возможности поездка в театр)

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству.

 

Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, загадки.

2

Игры и хороводы. Чтение учителем произведений. Игры в загадки.

Сочинение загадок.  Упражнение «Изобрази настроение». Игра «Загадочные картинки» Инсценировка.

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству.

- воспитывать интерес и любовь к чтению.

- воспитание ценностного отношения к «прекрасному».

- формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

 

 

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.

2

Чтение учителем. Игра «Придумай рифму».

Игра с выбором водящего.

Упражнения в проговаривании фраз с различной интонацией.

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству.

- воспитывать интерес и любовь к чтению.

- воспитывать творческую активность, самостоятельность.

 

Путешествие к книжкам.

1

Экскурсия в библиотеку с. Старые Бурасы.

Игры, викторина.

- воспитывать бережное отношение к книге, как источнику знаний;

- воспитывать интерес и любовь к чтению.

- воспитывать уважение к профессии «библиотекарь».

 

Игры с буквами и словами.

2

Игры с буквами, слогами и словами. Чтение учителем.

Сочинение историй на тему «Моя Вообразилия». Ребусы и загадки.

- формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

 

Стихи и рассказы о детях и для детей. Мои первые книжки.

2

Беседа. Организация выставки книг. Чтение стихов, рассказов учителем для детей. Слушание аудиорассказов.

Игры «придумай рифму», «Угадай героя», Упражнение «Изобрази настроение». Инсценировка стихотворений А. Барто, С. Маршака и др.

- воспитывать бережное отношение к книге, как источнику знаний;

- воспитывать эстетический вкус, чувство «прекрасного». - воспитывать интерес и любовь к чтению.

 

Постучимся в теремок. И снова в сказку…

3

Чтение сказки учителем. Погружение в сказочную ситуацию.

Игра «Едем на паровозике»

Игра – загадка «Узнай, кто это?». Упражнения – этюды. Отражающие образы персонажей сказки и предметов. Драматизация сказки «Теремок».

- воспитывать бережное отношение к книге, как источнику знаний;

- воспитание ценностного отношения к «прекрасному».

-формирования представлений об эстетических ценностях.

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству.

 

 

Из чего состоит книга?

1

Беседа. Рассматривание книг. Чтение   учителем.

Игра «Угадай книгу». Упражнении «О чем расскажет обложка книги?»

- формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

- воспитывать интерес и любовь к чтению.

 

Я рисую книжку.

2

Проектная деятельность.

- изготовление книжки- малышки «Веселая азбука» («Вкусные загадки» и т.п.)

- воспитывать интерес и любовь к творчеству.

- воспитывать творческую активность, самостоятельность.

 

Путешествие в мир волшебного театра.

1

Заочная экскурсия в музей кукол.

Просмотр и обсуждение спектакля, обмен впечатлениями (по возможности поездка в театр)

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

- воспитывать творческую активность, самостоятельность.

 

 

И снова в сказку… Читаем сказки К.И.Чуковского.

3

Чтение и слушание сказок К.Чуковского. Погружение в сказочную ситуацию. Просмотр мультфильма Муха- Цокотуха»

Игра «Едем на паровозике»

Игра – загадка «Узнай, кто это?». Упражнения – этюды. Отражающие образы персонажей сказки и предметов. Постановка мини- спектакля по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

- воспитывать интерес и любовь к чтению.

- воспитывать бережное отношение к книге, как источнику знаний;

 

 

Наши меньшие друзья (чтение рассказов о животных).

2

Чтение и слушание рассказов о животных.

Рисование обложки для любимой книжки, рассказывание о произведении по обложке.

Игры «Угадай героя», «Угадай

Рассказ». Загадки о животных. Пантомима «Кто это?» (покажи животное).

- воспитывать интерес и любовь к чтению.

- воспитывать творческую активность, самостоятельность.

 

 

Итого:

29ч.

 

 

 

 

 

 

Литературы для учителя

 

 

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х   ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  11. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
  14. Наш школьный кукольный театр.- М.,1978.

Литература для обучающихся

 

1.Азбука в загадках:  книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004г.

2. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004г.

3. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001г.

4. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003г.

5. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002г.

6. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001г.

7. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003г.

8.  Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000

9. Азбука в загадках:  книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

10.Синицына  Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

11.Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

12.Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

13.Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

14.Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

15.Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

16.Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова


Рабочая программа курса «Читайка» для обучающихся 1 класса (в рамках платной дополнительной образовательной услуги)

Рабочая программа курса «Читайка» для обучающихся 1 класса (в рамках платной дополнительной образовательной услуги)

Пояснительная записка Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования, расширяет содержание программ общего образования

Пояснительная записка Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования, расширяет содержание программ общего образования

Образовательные задачи: - учить слушать, видеть, понимать литературные произведения и спектакли; - привитие интереса учащимся к чтению, к театру; - активизировать познавательную деятельность,

Образовательные задачи: - учить слушать, видеть, понимать литературные произведения и спектакли; - привитие интереса учащимся к чтению, к театру; - активизировать познавательную деятельность,

Средством формирования регулятивных

Средством формирования регулятивных

При изучении той или иной темы немаловажное значение имеет литература

При изучении той или иной темы немаловажное значение имеет литература

Направления деятельности: - организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы

Направления деятельности: - организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы

Учебно – тематический план №

Учебно – тематический план №

Тематическое планирование курса «Читайка» 29 часов (1 час в неделю) дата тема

Тематическое планирование курса «Читайка» 29 часов (1 час в неделю) дата тема

Игры и хороводы. Чтение учителем произведений

Игры и хороводы. Чтение учителем произведений

Отражающие образы персонажей сказки и предметов

Отражающие образы персонажей сказки и предметов

Наши меньшие друзья (чтение рассказов о животных)

Наши меньшие друзья (чтение рассказов о животных)

Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей

Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2022