Ковалева Марина Ивановна
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Школа общения» (в соответствии с ФГОС)
для 2 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Школа общения» для 2 класса разработана на основе:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
· Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.
· Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
· Основная образовательная программа МКОУ «Кобляковская СОШ»
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся
воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» Москва,2008.-253с.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель:
· формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
· обучение навыкам общения и сотрудничества;
· формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
· развитие коммуникативных умений в процессе общения; введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.
Общая характеристика учебного предмета
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Школа Добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место курса в учебном плане.
В соответствие с базисным учебным планом, учебным планом школы на внеурочную деятельность кружка «Школаобщения» отводится 1 час в неделю (34 учебные недели).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
9ч. |
7ч. |
10ч. |
8ч. |
34ч. |
Формы работы:
· Беседы
· Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
· Рассказ ы педагога и детей
· Чтение художественных произведений
· Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
· Сочинение историй
· Наблюдения
· Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
· Дискуссии
· Исследования
· Коллективные творческие дела;
· Смотры-конкурсы, выставки
· Тренинги общения
· Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
· Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
· Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт в следующей логике:
Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
-активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
-создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
-использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
-объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
-способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
-сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Учимся жить вместе |
1 |
2 |
Кто я? |
1 |
3 |
Как я выгляжу? |
4 |
4 |
Расскажу о себе |
1 |
5 |
Моё поведение |
1 |
6 |
Чем богат человек? |
1 |
7 |
Мои чувства |
2 |
8 |
Моё поведение |
1 |
9 |
Этика – наука о морали |
1 |
10 |
Школьный этикет |
2 |
11 |
Зачем быть вежливым? |
2 |
12 |
Сказки о вежливости |
2 |
13 |
Добро и зло в сказках |
1 |
14 |
Твои поступки и твои родители |
1 |
15 |
Обязанности ученика в школе и дома |
2 |
16 |
Ты и твоё здоровье |
1 |
17 |
Праздничный этикет |
1 |
18 |
День рождение |
2 |
19 |
Наш класс |
2 |
20 |
Моя мама – самая лучшая |
1 |
21 |
Учимся общаться |
2 |
22 |
Сказка о нашей жизни |
1 |
23 |
Повторительно - обобщающий урок |
1 |
|
Всего: |
34 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
· Усвоение базовых знания по математике; её ключевые понятия.
· Овладения способами исследовательской деятельности.
· Формирование творческого мышления.
· Способствование улучшения качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы |
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
плановая |
фактическая |
||||
Я среди других людей |
1 |
Диагностика |
1 |
02.09 |
02.09 |
2 |
«Мы-второклассники» |
1 |
09.09 |
09.09 |
|
3 |
«Мальчики и девочки» |
1 |
16.09 |
16.09 |
|
4 |
«Сходство и различие» |
1 |
23.09 |
23.09 |
|
5 |
«Посеешь характер - пожнешь судьбу» |
1 |
30.09 |
30.09 |
|
6 |
«Каким я себе нравлюсь?» |
1 |
07.10 |
07.10 |
|
7 |
«В дружбе- сила» |
1 |
14.10 |
14.10 |
|
8 |
«Учимся общаться» |
1 |
21.10 |
21.10 |
|
Самопознание |
9 |
«Мои интересы и увлечения» |
1 |
28.10 |
28.10 |
10 |
«Путешествие по русским народным сказкам» |
1 |
11.11 |
11.11 |
|
11 |
«Мой портрет в лучах солнца» |
1 |
18.11 |
18.11 |
|
12 |
«Сказка о Горошинке» |
1 |
25.11 |
25.11 |
|
13 |
«День рождения» |
1 |
2.12 |
2.12 |
|
Культура общения с окружающими |
14 |
«Наши права обязанности» |
1 |
9.12 |
9.12 |
15 |
«Вежливые слова» |
1 |
16.12 |
16.12 |
|
16 |
«Хорошие манеры» |
1 |
23.12 |
23.12 |
|
17 |
«Ты и твои друзья» |
2 |
14.01 21.01 |
|
|
19 |
«Плохо одному» |
2 |
28.01 04.02 |
|
|
20 |
«Помни о других – ты не один на свете» |
1 |
11.02 |
|
|
Мирмоих чувств и эмоций |
21 |
«Эмоции и поведение» |
2 |
18.02 25.02 |
|
22 |
«Путешествие в страну эмоций» |
2 |
04.03 11.03 |
|
|
23 |
«Что мешает общению» |
2 |
18.03 |
|
|
24. |
«Саморегуляция» |
1 |
|
|
|
25 |
«Самоконтроль» |
1 |
|
|
|
26 |
«Способы справиться с негативными эмоциями» |
2
|
|
|
|
27 |
«Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях». |
1 |
|
|
|
28 |
Диагностика. |
1 |
|
|
материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
2. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
4. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
5. Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
6. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
8. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
9. Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.
10. Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
11. Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.
//Начальная школа// № 6 - 2008.
12. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
13. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
14. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
15. Интернет-ресурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.