МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛОСОВСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ПРИНЯТО: решением педагогического совета Протокол № __ от _______________г. |
Утверждено: Приказом директора МБУ ДО «Волосовский ЦИТ» _______________ И.А. Филиппова Приказ №___ от ______________г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Лесничество»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Органова Оксана Ивановна
педагоги дополнительного образования
МБУ ДО «Волосовский ЦИТ»
г. Волосово
2019 год
Оглавление
Пояснительная записка....................................................................................................... 3
Учебный план....................................................................................................................... 5
Учебно-тематическое планирование............................................................................... 5
Содержание изучаемого курса.......................................................................................... 7
Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы............................................................................................. 9
Средства обучения............................................................................................................... 9
Планируемые результаты освоения образовательной программы........................ 10
Система оценки результатов освоения общеразвивающей программы............... 11
Список литературы........................................................................................................... 12
Приложения ....................................................................................................................... 13
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лесничество» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 года № 1726-р);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (№ 996-р от 29.05.15);
- Устава МБУ ДО «Волосовский ЦИТ».
Актуальность данной программы основана на необходимости развития образовательной деятельности в области лесного хозяйства, которая способствует расширению знаний юных лесоводов по биологии, ботанике, лесоводству, почвоведению и рациональному землепользованию, охране леса. Теоретические знания помогают обучающимся более осознанно выполнять практические работы, способствуют их трудовой активности. Знания, формируемые в рамках реализации программы имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью обучающихся.
Новизна программы в том, что, формирование у детей ценностного отношения к природным ресурсам происходит посредством как изучения лесных экосистем, так и изучения роли леса в жизни людей и вовлечения детей в исследовательскую деятельность. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на комплексное изучение экосистемы леса. По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края в ходе экскурсий, выполнения практических заданий по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, научно-исследовательских работ, изучения влияния антропогенного воздействия на лес
Цель программы - формирование экологически грамотной личности, обладающей
широким спектром общих знаний, относящихся к сфере экологии леса, лесоводства и лесопользования.
Задачи:
Обучающие:
- приобретение знаний в предметной области в рамках образовательной программы;
- приобретение знаний и умений по экологической оценке состояния лесных
экосистем;
- получение знаний и умений о методах исследования лесных экосистем;
- приобретение личного опыта и навыков работы со специальными инструментами и приспособлениями для изучения леса.
Развивающие:
- развитие навыка самостоятельного использования знаний и умений в рамках предметной деятельности;
- формирование и развитие творческого подхода к решению задач в рамках предметной области;
- развитие стремления к познанию, расширению кругозора, информированности в рамках предметной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы по обработке материалов, полученных в ходе экскурсий.
Воспитательные:
- вырабатывание трудолюбия, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении совместных работ;
- формирование ответственного отношения к лесу, как к одному из главных элементов природных ландшафтов.
Учебная программа разработана для разновозрастных групп от 11 до 16 лет (5– 9 класс).
Общий объём времени обучения, включая теоретические, практические занятия и выпускную творческую работу составляет 34 академического часа. Обучение осуществляется в течение одного учебного года.
2. Учебный план
Учебный модуль |
Количество часов |
Формы проведения промежуточной аттестации |
Раздел 1. Введение в лесничество |
1 |
Опрос |
Раздел 2. Лес и его значение. |
4 |
Опрос, наблюдение |
Раздел 3. Лесоведение. |
9 |
Практическая работа (презентация), опрос, наблюдение |
Раздел 4. Основы экологии. |
6 |
Практическая работа (презентация), опрос, наблюдение |
Раздел 5. Охрана природы. |
12 |
Практическая работа (презентация), опрос, наблюдение |
Итоговая работа |
2
|
Защита проекта (презентации) |
Всего: |
34
|
|
3. Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела, тема |
Количество часов |
Раздел 1. Введение в лесничество |
||
1 |
Организационное занятие. Введение в программу. Инструктаж по ТБ. |
1 |
Раздел 2. Лес и его значение |
||
2-3 |
Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества. |
2 |
4-5 |
Леса Ленинградской области, их экологическое и хозяйственное значение. |
2 |
Раздел 3. Лесоведение |
||
6-7 |
Лес, как природная система. |
2 |
8-9 |
Обитатели леса. |
2 |
10-13 |
Основные элементы и признаки леса. Типы лесов и основные лесообразующие древесные породы в этих типах леса. |
4 |
14 |
Смена пород в лесу. |
1 |
Раздел 4. Основы экологии |
||
15-16 |
Что такое экология. |
2 |
17-18 |
Экологические законы. |
2 |
19-20 |
Экологические факторы. |
2 |
Раздел 5. Охрана природы |
||
21-23 |
Охрана окружающей среды. |
3 |
24-25 |
Роль зеленых насаждений. |
2 |
26-28 |
Редкие растения и их охрана. |
3 |
29-30 |
Редкие животные и их охрана. |
2 |
31-32 |
Красная книга и России. |
2 |
33-34 |
Итоговая работа. |
2 |
|
Всего: |
34 |
4. Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Введение в лесничество (1час)
Тема 2. Организационное занятие. Введение в программу. Инструктаж по ТБ (1 час)
Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж обучающихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу. Знакомство с основными экспозициями древесно-кустарниковых пород: дендрарием, садом регулярной планировки, садом свободной планировки (рощей). Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений.
Раздел 2. Лес и его значение (4 ч.)
Тема 2. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества (2 часа)
Древесина - главный продукт леса. Лес – фабрика кислорода. Побочное пользование лесов. Водоохранная и почвозащитная роль леса.
Теория: Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества Древесина - главный продукт леса. Лес – фабрика кислорода. Побочное пользование лесов. Водоохранная и почвозащитная роль леса.
Тема 3. Леса Ленинградской области, их экологическое и хозяйственное значение. Группы лесов по режиму хозяйственного значения (2 часа)
Теория: Леса Лен. области, их экологическое и хозяйственное значение. Группы лесов по режиму хозяйственного значения.
Раздел 3. Лесоводство ( 9 часов)
Тема 4. Лес как природная система (2 часа)
Лес – сложное растительное сообщество. Основные элементы и признаки леса (древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров). Лесные ярусы.
Тема 5. Лесные обитатели (2 часа)
Лесные звери. Зимующие, кочующие и перелетные птицы. Биологические особенности животных леса. Поведение животных. Приспособление животных к обитанию в лесах различных групп. Муравьи – санитары леса.
Тема 6. Типы лесов в Ленинградской области (4 часа)
Смешанные, хвойные, мелколиственные и широколиственные леса. Биологические особенности основных древесных пород произрастающих в нашей области.
Тема 7. Смена пород в лесу (1 час)
Первичные и вторичные леса. Смена пород в результате пожара, сплошных рубок. Смена сосны елью. Смена сосны березой и осиной.
Практические работы: презентация по пройдённому материалу
Раздел 3. Основы экологии (6 часов)
Тема 8. Что изучает экология (2часа)
Теория: познакомить учащихся с понятием экосистема, и из каких частей она состоит.
Тема 9. Законы экологии для Мира и Леса (2 часа)
Теория: познакомить учащихся с влиянием основных экологических законов на лесные экосистемы.
Тема 10. Экологические факторы (2 часа)
Теория: знакомство учащихся с климатическими, орографическими и эдафическими факторами и их влиянием на лесные экосистемы.
Практические работы: презентация по пройденному материалу
Раздел 5. Охрана природы (16 часов)
Тема 11. Охрана окружающей среды и ее значение для народного хозяйства (3 часа)
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Тема 12. Роль зеленых насаждений и озеленения (2 часа)
Теория: Знакомство обучающихся с созданием искусственных растительных сообществ. Создание искусственных растительных сообществ.
Тема 13 . Редкие растения и их охрана (3 часа)
Растения, занесенные в Красную книгу. Причины исчезновения растений.
Тема 14. Редкие животные и их охрана (2 часа)
Животные, занесенные в Красную книгу. Роль искусственных гнезд. Значение зимней подкормки птиц.
Тема 15. Красная книга России (2 часа)
Практическая работа: создание презентации по пройденному материалу.
Тема 16. Итоговое занятие (2часа)
Создание презентации на тему «Лесничество». Защита творческой работы по пройденному материалу
5. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Формы обучения – очная.
Наполняемость групп– до 25 человек.
Режим занятий:– 1 раз в неделю, 45 минут (академический час).
Общее количество часов по программе: 34 часа.
Формы организации образовательной деятельности обучающихся: групповая, подгрупповая, индивидуальная, индивидуально-групповые, дистанционные, используемые технологии обучения (лекционные, блочно-модульные, дистанционные).
Организация аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) занятий, определение формы аудиторных занятий - учебное занятие, игра, фестиваль, дискуссия, семинар, проектная работа, исследовательская работа.
Форма контроля: практические работы; самостоятельные работы; опросы; презентации.
Особенности организации образовательного процесса – осуществляется в соответствии с учебным планом в сформированных разновозрастных группах, постоянного состава.
Занятия проводятся полным составом объединения, но в зависимости от задания предполагает работу в паре или группе, а также индивидуальные занятия при подготовке к конкурсу.
6. Средства обучения
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет для занятий, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами;
- компьютер - 10 шт.;
- мультимедиа-проектор;
- экран;
- принтер 1 шт.;
- сканер - 1 шт.;
Средства обучения:
- тематические плакаты: «Животные леса», «Птицы леса», «Перелетные и зимующие птицы», «Насекомые леса», «Ярусы леса», «Пищевые сети и цепи», «Природные сообщества»;
- гербарии: «Лекарственные растения леса», «Пищевые растения леса», «Древеснокустарниковые породы леса», «Растения луга», «Растения водоѐма»
- спилы деревьев: сосна обыкновенная, сосна сибирская кедровая, ель обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская, береза пушистая, осина обыкновенная.
- коллекции: «Насекомые вредители леса» «Насекомые леса» «Насекомые луга», «Насекомые водоѐма».
7. Планируемые результаты освоения образовательной программы
По окончании изучения данной программы обучающиеся достигнут следующих результатов:
Личностные:
- выработано трудолюбие, аккуратность и терпение и умение довести начатое дело до конца и взаимопомощь при выполнении совместных работ;
- сформировано ответственное отношение к лесу, как к одному из главных элементов природных ландшафтов;
- воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям;
- формирование сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования.
Метапредметные:
- приобретут навыки самостоятельного использования знаний и умений в рамках предметной деятельности;
- сформирован и развит творческий подход к решению задач в рамках предметной области;
- развито стремление к познанию, расширению кругозора, информированности в рамках предметной деятельности;
- приобретут навыки самостоятельной работы по обработке материала, который получили в ходе экскурсий.
Предметные:
- приобретены знания в предметной области в рамках образовательной программы;
- приобретены знания и умения по экологической оценке состояния лесных экосистем;
- получены знания и умения о методах исследования лесных экосистем;
- приобретен навык работы специальными инструментами и приспособлениями для изучения леса.
Модель выпускника
По окончании обучения по программе учащиеся будут знать общие сведения о лесе, основные элементы и признаки леса; основы лесоведения, лесовосстановления, общей экологии; региональные проблемы охраны природы; особо охраняемые природные территории п. Беседа.
Будут уметь сравнивать типы лесов по лесорастительному покрову; распознать древесные и кустарниковые породы; наблюдать изменения в природе, определять некоторые травянистых растений; определить лекарственные растения и проводить правильно их сбор. Будут понимать значение леса в природе и жизни человека.
Кроме этого, с первого года обучения планируется их активное привлечение обучающихся к научной и проектной деятельности с последующим выступлением с результатами работы на семинарах, конференциях, съездах школьных лесничеств.
8. Система оценки результатов освоения общеразвивающей программы
Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль
Текущий контроль успеваемости обучающихся в центре осуществляется педагогом дополнительного образования по каждой изученной теме (разделу). Текущий контроль может проводиться в следующих формах: опрос, диктант, тестирование, реферат, контрольная работа, контрольное соревнование, конкурс творческих работ, защита творческих проектов, зачет, нетрадиционные формы контроля (игры, викторины, кроссворды), игра, конкурс.
Промежуточная аттестация
Основными формами проведения промежуточной аттестации обучающихся являются: тестирование, опрос, диктант, реферат, собеседование, наблюдение, контрольная работа, защита творческого проекта, контрольное соревнование, викторина, зачет, выставка, творческий отчет. Педагог выбирает форму промежуточной аттестации самостоятельно с учетом содержания реализуемой дополнительной общеразвивающей программы и документов, регламентирующих промежуточную аттестацию.
Итоговая аттестация
Основными формами проведения итоговой аттестации обучающихся являются: тестирование, диктант, защита творческого проекта, экзамен, творческий отчет.
Оценка достижения планируемых результатов
Критерии оценки результатов текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации:
1) Критерии оценки теоретической подготовки обучающихся:
- соответствие теоретических знаний программным требованиям;
- осмысленность и свобода владения специальной терминологией.
2) Критерии оценки практической подготовки обучающихся:
- соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям;
- свобода владения специальным инструментом, оборудованием и оснащением;
- качество выполнения практического задания.
Практическая работа проводится педагогом в форме защиты презентации по пройденному материалу. Система оценивания – безотметочная (зачет/незачет). Используется только словесная оценка достижений обучающихся.
9. Список литературы
1. 1.Андреев К.А., Волков А.Д., Крутов В.И. Книга юного лесовода. Учебное пособие по основам лесоведения и охраны природы. Петрозаводск. 2006.
2.Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. 2007.
3.Исследуем окружающую среду. Методическое пособие для педагогов УДО и общеобразовательных школ. Уфа: Издательство БИРО, 2005.
4.Комплексная экологическая практика школьников и студентов: программы, методики, оснащение. Учебно-методическое пособие. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Под ред. проф. Л.А. Коробейниковой. Санкт-Петербург, 2002.
5.Лесной кодекс Российской Федерации. Сибирское университетское издательство: Новосибирск – 2009.
6.Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Юнысбаев Б.Х. Экологические исследования в сельской школе: Изучение биологического разнообразия (тематика, методы, правила оформления экологических проектов). Учебно-методическое пособие. Уфа: БИРО, 2004.
8.Приложение 3 к Приказу Рослесхоза от 29.12.2007 №523 «Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований».
9.Сеннов С.Н. Лесоведение и лесоводство. Москва: Академия, 2005.
10. Соколов Г.И., Грачева Л.П. Пособие по вопросам лесного хозяйства и экологии. Челябинск, 2006.
11. Храбрый В. Атлас определитель птиц. Санкт-Петербург 2006.
12. Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. Методическое пособие. Уфа: 2005
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Лесничество» на 2019 -2020 учебный год
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
Общеразвивающая программа |
«Лесничество» технической направленности |
|
Сроки освоения |
1 год |
|
Начало учебного года
|
С ___ сентября 2019 года |
|
Учебные периоды |
1-ый период (1-ое полугодие) с ___ сентября по ___ декабря 2019 года 2-ой период (2-ое полугодие) С ____ января по ___ мая 2020 года |
|
Продолжительность учебного года |
34 недели |
|
Количество учебных недель по полугодиям |
первое учебное полугодие |
второе учебное полугодие |
16 |
18 |
|
Продолжительность учебной недели. Комплектование групп |
Продолжительность учебной недели – 5 дней. Занятия проводятся по группам. Групповые – _22__ человек (а)
|
|
Режим занятий
|
Вторник 16.00- 16.45 Продолжительность занятий – 45 минут (академический час) |
|
Учебная нагрузка в неделю |
1 год обучения (1 час в неделю) 1 раз в неделю по 1 часу |
|
Праздничные дни |
Согласно календарю праздничных дней, утвержденному Министерством труда и социального развития РФ праздничные дни в первом полугодии: 04 ноября 2019 года; во втором полугодии: 1- 8 января 2020; 23 февраля – 2020; с 08 марта – 2020; 1-3 и 9-10 мая 2020 года. |
|
Промежуточная аттестация |
С 20 апреля по 20 мая (согласно Положению об аттестации обучающихся) |
|
Окончание учебного года |
31 мая 2020 года |
|
Каникулы в учреждении |
Осенние – _______________ Зимние – продолжительность каникул определяется количеством праздничных дней, согласно календарю праздничных дней, утвержденному Министерством труда и социального развития РФ. Весенние – _____________ Летние – с 01 июня по 31 августа 2020 года. В летнее время – реализация досуговых образовательных программ. Учебно-тренировочные сборы по графику.
|
|
Учеба в период каникул |
В период школьных каникул занятия проводятся в соответствии с учебным планом. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма организации деятельности – учебный класс. Профиль деятельности принадлежит к визуальному творчеству, как средству передачи информации (визуальные технологии). В основе педагогического процесса лежит познавательно-творческая деятельность, базирующаяся на формировании различных интересов к фотографии, а также развитии способностей, навыков и умений. Все это с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с реальной живой действительностью, а с другой предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала.
а) Описание основных способов и форм работы с детьми
Коллектив работает на основе системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих и исследовательских качеств личности. Воспитанникам даётся решение конкретных задач, к которым прилагается информационное и исполнительское обеспечение. Педагог в течение занятия имеет возможность закреплять усваиваемый материал, сменяя разные виды работы, например:
-проверка домашнего задания и разбор ошибок и недочётов;
-анализ нового материала;
-закрепление терминологии;
Обучение ведётся по следующим направлениям:
1. базовая программа;
2. творческая деятельность;
3. исследовательская деятельность.
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей воспитанников. Главная цель – развитие природных интеллектуальных, исследовательских и способностей воспитанников; творческого потенциала воспитанников; формирование личностных качеств: трудолюбия, уважительного отношения к традициям, аккуратности, целеустремлённости.
Воспитанники изучают свойства света и цвета. Задача обучения фотоискусству состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и передавать в фотографии форму объектов, пространства и явлений жизни.
По окончании изучения устраиваются отчетные выставки, на которых воспитанники и родители могут познакомиться с фотоработами.
б) Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.
На занятиях используются различные методы обучения:
словесные - педагог объясняет новый материал и термины, технологию выполнения задания. На занятиях проводятся беседы.
наглядные - показ готовой работы, технологии его изготовления
практические - записывание необходимых терминов, зарисовка схем и рисунков, раскадровка кадров. Печать и дизайнерское оформление снимков. Подготовка к выставке
частично-поисковые - создание мультимедийного проекта.
При обучении педагог уделяет большое внимание соблюдению санитарно-гигиенических требований:
- проветривание помещения;
- соблюдение техники безопасности при работе с электрооборудованием, фотоувеличителями, осветительной аппаратурой, компьютерами;
- освещённость;
- наличие парт, соответствующих возрасту обучающихся;
- проведение перемен, физкультурных минуток;
- гимнастики для глаз и плечевого пояса,
- организация подвижных игр.
Методы контроля: подведение итогов в конце занятия, самостоятельные задания, тестирование, самоконтроль, мониторинг усвоения программы, мониторинг воспитанности и др.
Наряду с решением образовательных задач, уделяется большое внимание формированию навыков здорового образа жизни. Учитываются сложности и условия работы в художественном творчестве, большое значение уделяется формированию личных санитарно-гигиенических навыков, навыков обеспечения своего здоровья. Предусматривается обязательное проведение занятий по технике безопасности на рабочем месте. Проводится инструктаж по технике безопасности, инструктаж по пожарной безопасности.
Весьма важной и нелегкой задачей является определение способностей, склонностей и достижений детей в работе используются психолого-педагогические методики для диагностики детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.