Программа школьного лесничества
Оценка 4.7

Программа школьного лесничества

Оценка 4.7
docx
10.11.2020
Программа школьного лесничества
программа лес 4 часа (Автосохраненный).docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№1

 

 

Рассмотрено на педагогическом совете.

Протокол № ___от ____

 

Утверждаю

 директор МБОУ «Петровская СОШ №1»

Покровская С.В.

Приказ №___от____

 

 

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной  направленности

 

                   «Лесоводство»

 

             естественнонаучной  направленности

            форма реализации: очная

           уровень освоения: базовый

             срок реализации: 2 года

         возраст обучающихся: 13 - 16 лет

 

                      

 

 

 

 

Автор составитель:

Педагог дополнительного образования Щипачёва Т. В.

 

 

 

 

 

 

 

                                      2020 год

 

 

Пояснительная записка

Актуальность:

Работа по данной образовательной программе предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение. В программе предусмотрены научно-исследовательская и практическая деятельность учащихся на местном материале своего посёлка и края.

Направленность:  

Программа «Лесоводство»  естественнонаучной направленности, построена на основе межпредметной  интеграции с историей, географией, биологией, экологией, дендрологией, почвоведением, информатикой, основами лесоводства.

Новизна:

Программа является практико-ориентированной и носит деятельностный и междисциплинарный характер, используя разнообразные интерактивные методы (мозговой штурм, ролевая игра, разработка проекта, решение ситуационных задач, дискуссия, интервью, инсценировка, опрос-квиз)

Срок реализации программы и возраст детей:

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 13-16 лет.

Режим  занятий:

2 занятия в неделю по 2 часа, всего 144 часов.

Условия набора и добора:

К обучению по данной программе, допускаются  обучающиеся, в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Добор детей производится по желанию на добровольной основе.

Формы обучения:

-  проектно-исследовательская  деятельность;

- эксперимент;

- исследование;

- опыты;

- наблюдения;

- анализ полученных результатов;

- защита исследовательских работ;

- домашнее задание исследовательского характера.

- викторины,

- презентации,

- акции.

Использование разнообразных форм даёт возможность детям проявлять самостоятельность, творческий подход, инициативу, формирует детский интерес.

Формы организации занятий:

Основной формой работы с детьми является учебное занятие. Используются и другие разнообразные формы организации деятельности детей, что стимулирует их интерес к обучению:

- полевой практикум;

-исследовательский практикум;

-походы,

- поездки,

- экскурсии на природу,

- занятие – практикум,

- интеллектуальные марафоны,

- праздники,

- репортажи,

- ролевые и деловые игры,

- игры-путешествия,

- конференции, олимпиады, конкурсы.

Используемые технологии:

образовательные: в форме семинаров, пояснений, изучения специальной литературы, демонстрации приборов и пояснения принципов их работы. Обучающиеся получают информацию о целях и задачах исследовательской работы, условиях прохождения практики, оборудовании и приборах, используемых на практике, о технике безопасности при проведении различных исследований.

научно-исследовательские и научно-производственные интерактивные: изучение и описание разных производственных и технологических процессов, выявление их воздействия на компоненты окружающей среды, выполнение индивидуальных заданий при подготовке к написанию отчета по исследовательской работе, разбор конкретных экологических ситуаций при обработке и анализе данных, полученных во время практики и т.д.

информационные и интерактивные: интерактивное общение, консультирование с помощью электронной почты; применение средств мультимедиа во время проведения занятий; анализ результатов практики.

Цель программы:

 Увлечь детей  практической природоохранной деятельностью,  способствовать профессиональной ориентации учащихся. 

Задачи:

Обучающие:

- овладеть теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса, 
- изучить особенности строения,  размножения, развития и роста основных видов древесных, кустарниковых и травянистых растений.
- овладеть нормами и правилами поведения в природе, знаниями необходимыми для проведения рубок ухода за лесом, 
- вовлечь учащихся в научно-исследовательскую работу.

Развивающие:

- развить образное мышление и воображение;

- создать условия к саморазвитию учащихся;

- сформировать  интерес к производительному труду.

Воспитательные:

- содействовать  социальной   адаптации подростков  в  трудовом  коллективе и обществе,

- воспитать уважение к труду и людям труда,

- сформировать  бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Личностные:

- разовьют эмоционально-ценностное отношение к природе, эстетическое сознание через освоение природного и культурного наследия,

- сформируют настойчивое стремление к активной охране и восстановлению окружающей среды.

- научатся адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

- научатся прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Метапредметные:

- научатся планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- освоят начальные формы познавательной и личностной реф­лексии;

- смогут использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов;

- будут уметь оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения.

Предметные:

- овладеют практическими умениями и навыками;

- научатся определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

- обретут  потребность  в об­щении с природой.

 

 

Учебно – тематический план

 

 

                                                   1 год обучения

№№ занятий

Наименование раздела, блока

Количество часов

всего

в том числе

Теория

Практика

Экскурсия

 

1.

Значение леса в жизни человеческого общества

 

20

5

13

2

 

1.1

Введение. Входящая диагностика. Инструктаж по ТБ.  Знакомство детей. Игры

2

1

1

 

 

1.2

Понятие о лесе, как элементе географического ландшафта

2

1

1

 

 

1.3

Значение леса в жизни человеческого общества

4

1

1

2

 

1.4

Лесной фонд мира, России.

 

2

1

1

 

 

1.5

Лесной фонд Омской области  (краткие сведения).

 

2

1

1

 

 

1.6

Праздник «День леса»

 

2

 

2

 

 

1.7

Конкурс поделок из природного материала

 

4

 

4

 

 

1.8

Подведение итогов конкурса и награждение победителей

 

2

 

2

 

 

2.

Основные древесные породы лесов России и  Омской области

34

9

17

8

 

2.1

Что мы знаем о деревьях?

4

2

2

 

 

2.2

Деревья и кустарники нашего края.

6

2

2

2

 

2.3

Хвойные породы

8

2

4

2

 

2.4

Лиственные породы

6

2

2

2

 

2.5

Кустарники

2

1

1

 

 

2.6

Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы.

 

4

 

2

2

 

2.7

Зарисовки в тетрадях лиственных и хвойных деревьев

 

 

2

 

2

 

 

2.8

Блиц-игра «Отгадай дерево?»

 

2

 

2

 

 

3.

Лес и среда.

26

14

11

1

 

3.1

Компоненты экосистем.

2

1

1

 

 

3.2

Характеристика лесных почв

2

1

1

 

 

3.3

Свет  и развитие леса

4

2

2

 

 

3.4

Что может ветер?

2

 

1

1

 

3.5

Что может лес?

4

2

2

 

 

3.6

Типы леса

4

2

2

 

 

3.7

Как растут деревья?

2

1

1

 

 

3.8

Сукцессия

2

2

 

 

 

3.9

Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество.

2

1

1

 

 

3.10

 Экологические игры: «Дорисуй дерево», «Кто больше запомнит?», «Последняя буква».

 

2

2

 

 

 

4.

Искусственное лесовосстановление

64

28

31

5

 

4.1

Лесные культуры.

 

8

4

4

 

 

4.2

Схемы лесных культур.

 

2

1

1

 

 

4.3

Высев семян.

 

2

1

1

 

 

4.4

Уход за культурами.

 

4

1

3

 

 

4.5

Сбор семян.

 

2

1

1

 

 

4.6

Питомники.

 

4

 

1

3

 

4.7

Сроки и способы посева семян.

2

 

 

2

 

4.8

Уход за сеянцами.

2

1

1

 

 

4.9

 

 

Интеллектуальный марафон «Что мы знаем о лесе?»

 

2

1

1

 

 

4.10

Уход за молодыми посадками на пришкольной территории

6

 

6

 

 

4.11

Изготовление синичников и скворечников

6

 

6

 

 

4.12

Изготовление наглядной агитации для экологической тропы.

6

 

6

 

 

4.13

Подготовка материалов для презентации и публикации в сети Интернет

6

6

 

 

 

4.14

Оформление стенгазеты о работе лесничества. Публикации в СМИ

6

6

 

 

 

4.15

Подведение итогов работы школьного лесничества за год и планирование работ на следующий год

6

6

 

 

 

 

Итого

144

56

72

16

 

 

 

 

Содержание программы

 

 

1 год обучения

Тема 1.  Значение леса в жизни человеческого общества (20 ч)

1.1   Введение (2 ч)

Форма организации деятельности: ролевая игра.

Входящая диагностика. Инструктаж по ТБ.  Знакомство детей. Игра

«Зоологические забеги».

1.2   Понятие о лесе, как элементе географического ландшафта (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Лес как элемент географического ландшафта. Древесина – источник ценной и разнообразной продукции. Свойства леса: водоохранные, почвозащитные, санитарные, рекреационные и т. д.

1.3   Значение леса в жизни человеческого общества (4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Лесной кодекс Российской Федерации. Деление лесов на три группы по их народнохозяйственному значению и категориям защищённости. Обоснование важности профессии лесовода. Понятие о лесе. Значение леса в жизни человеческого общества.

1.4   Лесной фонд мира, России (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Леса земного шара и их зональное распределение. Лесной фонд России.

1.5   Лесной фонд Омской области (2ч)

Форма организации деятельности: занятие - практикум

Леса  Омской области и их социально-эколого-экономическое значение.

Знакомство  со структурой лесонасаждений с использованием плана лесонасаждений лесничества, экскурсии по территории обходов школьного лесничества.

1.6   Праздник «День леса» (2ч)

Форма организации деятельности: праздник.

Написание сценария, кастинг ведущих, проведение праздника, награждение участников.

1.7   Конкурс поделок из природного материала (4ч)

Форма организации деятельности: творческая мастерская.

Изготовление поделок из природного материала под руководством педагога.

1.8   Подведение итогов конкурса и награждение победителей (2ч)

Форма организации деятельности: выставка работ.

Оформление выставки. Выбор жюри конкурса и подведение итогов. Награждение победителей.

Демонстрация: таблицы, фотографии.

Оборудование и материалы: План лесонасаждений лесничеств.

Тема 2. Основные древесные породы лесов России и  Омской области.     (34 ч.)

2.1 Что мы знаем о деревьях? (4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие, викторина.

Видовое разнообразие деревьев, их роль в природе. Викторина «Угадай-ка» (загадки о лесе и его обитателях).

2.2 Деревья и кустарники нашего края (6ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Краткая ботаническая, лесоводственная и экономическая характеристика местных древесных и кустарниковых пород. Теневыносливые деревья и кустарники. Декоративные деревья и кустарники Сибири. Цветущие кустарники, зимостойкие. Зарисовки в тетрадях. Опрос – квиз по теме.

2.3  Хвойные породы (8ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие, экскурсия, брейн – ринг.

Хвойные породы: кедр, ель, пихта, лиственница, сосна, тис и др.  Названия и описание хвойных пород деревьев. Зарисовки в тетрадях. Экскурсия на «Экологической тропе»: «Как растения готовятся к зиме». Биологический брейн-ринг. Просмотр презентации по теме.

2.4 Лиственные породы (6ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие, викторина.

Лиственные породы: берёза, тополь, ясень, бархат, клён и др. «Самые –самые…растения рекордсмены», их характеристика и особенности. Викторина. Просмотр презентации.

2.5 Кустарники (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Кустарники: подлесочные породы, имеющие лесоводственное значение, географическое распространение, морфологические признаки, биологические и экологические свойства).

2.6 Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы (4ч)

Форма организации деятельности:  занятие - практикум, экскурсия

Определение древесных пород по листьям, хвое, шишкам, семенам и по коре с помощью определителей и коллекций. Фенологические наблюдения. экскурсии по территории обходов Петровского лесничества.

 Выполнение исследования: «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы».

2.7 Зарисовки в тетрадях лиственных и хвойных деревьев (2ч)

Форма организации деятельности: занятие - практикум.

Зарисовки в тетрадях лиственных и хвойных пород деревьев.

Демонстрация: таблицы, фотографии, гербарные образцы.

Оборудование и материалы: линейка, лупа, лезвие, пинцет, побеги различных пород, плоды, семена.

Тема 3: Лес и среда.  (26 ч.)

3.1 Компоненты экосистем(2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Основные компоненты лесных экосистем: полог древесных пород, кустарники, лианы, напочвенный травяно-кустарничковый покров, лесные подстилки, почвогрунты, мир животных, птиц и микроорганизмов.

3.2 Характеристика лесных почв(2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Почва (механический состав) и корневая система деревьев. Микориза и бактерии в лесу, их значение. Биологический круговорот азота и зольных элементов в лесу.   

3.3 Свет  и развитие леса(4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Влияние света на рост и развитие леса, форму крон деревьев, на плодоношение, прирост, на развитие подроста. Просмотр видеофильма «Как устроена природа».

3.4 Что может ветер?(2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Влияние ветра на форму ствола, корневую систему, плодоношение и распространение семян древесных пород.

3.5 Что может лес? (4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Значение влаги для жизни леса. Влияние леса на уровень грунтовых вод. Распределение осадков в лесу и на открытых территориях. Значение для жизни леса чистоты атмосферного воздуха и почвы. Влияние леса на состав воздуха. Фитонциды и их значение. Тепловой режим и его значение для развития лесной растительности.

3.6 Типы леса (4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Понятие о типе леса, как индикатора фитоценоза. Тип леса, как основа классификации насаждений, их практическое значение. Связь типов леса с условиями произрастания. Схема типов леса. Характеристика основных типов леса.

3.7 Как растут деревья?(2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Влияние широты, климата и рельефа на распространение, видовой состав и рост лесов. Особенности роста деревьев различных пород. Классификация деревьев в лесу по их росту. Основные возрастные периоды в развитии леса. Образование простых, сложных, чистых, смешанных, одно-и разновозрастных насаждений. Их хозяйственная оценка.

3.8 Сукцессия (2ч)

Форма организации деятельности: полевой практикум.

Последовательная закономерная смена одного биологического сообщества другим на определённом участке среды во времени в результате влияния природных факторов или воздействия человека.

3.9 Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество (2ч)

Форма организации деятельности: занятие - практикум

Лесоводственная роль радиального прироста и по высоте, значение подлеска. Смена насаждений в результате их развития, биоэкологических особенностей пород, изменения условий среды и воздействия человека и пожаров. Смена хвойных пород лиственными и обратный процесс. Изучение структуры лесонасаждения, влияние леса на климат и почву. Определение объема  срубленного дерева, поленницы дров.

3.10 Экологические игры: «Дорисуй дерево», «Кто больше запомнит?», «Последняя буква» (2ч)

Форма организации деятельности: игра.

Игра на сообразительность «Последняя буква», игры «Дорисуй дерево» и «Кто больше запомнит?».

4. Тема: Искусственное лесовосстановление (64ч)

4.1 Лесные культуры (8ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие, занятие – практикум, экскурсия на природу.

Понятие о лесных культурах. Искусственное лесовосстановление, как метод повышения ресурсного и экологического потенциала лесов (лесных земель). Подбор древесно-кустарниковых пород для лесных культур. Экскурсия в лес для демонстрации лесных культур и лесокультурных площадей.

4.2 Схемы лесных культур (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Схемы лесных культур. Подготовка лесных площадей под лесные культуры.

4.3 Высев семян(2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Нормы и способы высева семян. Посадочный материал. Уход за культурами. Техника, применяемая при подготовке почвы и производстве лесных культур. Сбор и обработка плодов и семян. Способы хранения семян.

4.4 Уход за культурами (4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие, занятие-практикум.

Уход за культурами. Способы и нормы высева. Глубина заделки. Обследование и оценка естественного возобновления на вырубках.

4.5 Сбор семян (2ч)

Форма организации деятельности: занятие - практикум

Сбор семян хвойных и лиственных деревьев. Правила сбора и хранения семян.

4.6 Питомники (4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие, занятие-практикум.

Питомники постоянные и временные, выбор места для них. Отделения питомника. Обработка почвы в питомниках для посева и посадки. Техника, применяемая в питомниках. Составление примерного плана работ в питомнике.

4.7 Сроки и способы посева семян (2ч)

Форма организации деятельности: занятие - практикум

Сроки посева. Стратификация семян. Определение абсолютного веса, чистоты, всхожести, хозяйственной ценности семян.

4.8 Уход за сеянцами. (2ч)

Форма организации деятельности: занятие - практикум

Уход за сеянцами. Заготовка посадочного материала /саженцев, черенков/. Способы его хранения. Расчёт потребности в семенах, саженцах и черенках, при различных схемах посева и посадки.

4.9 Интеллектуальный марафон «Что мы знаем о лесе?» (2ч)

Форма организации деятельности: интеллектуальный марафон.

интеллектуальный марафон среди обучающихся «Что мы знаем о лесе?», мозговой штурм

4.10 Уход за молодыми посадками на пришкольной территории (6ч)

Форма организации деятельности: занятие –практикум.

Выполнение практических работ по уходу за лесными культурами и посевами на пришкольной территории «Экологической тропе»

4.11 Изготовление синичников и скворечников (6ч)

Форма организации деятельности:  мастер - класс.

Изготовление синичников и скворечников. Видео из Интернета.

4.12 Изготовление наглядной агитации для экологической тропы (6ч)

Форма организации деятельности: занятие – практикум.

Изготовление щитов «Войди в лес другом», «Лес – наше богатство», «Берегите лес!». Разработка правил поведения в лесу. Изготовление буклетов «Правила поведения в лесу»,  распространение  среди обучающихся школы.

4.13 Подготовка материалов для презентации и публикации в сети Интернет (6ч)

Форма организации деятельности: самостоятельная работа.

Подготовка репортажей, статей под руководством преподавателя. Работа в сети Интернет. Поиск важных тем, обработка материала. Публикации лучших  работ.

4.14. Оформление стенгазеты о работе лесничества. Публикации в СМИ (6ч)

Форма организации деятельности:  занятие – практикум.

Оформление стенгазеты о работе школьного лесничества, подготовка статей для участия в НОУ, конкурсах, олимпиадах.

4.15 Подведение итогов работы школьного лесничества за год и планирование работ на следующий год (6ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Отчёт актива школьного лесничества за прошедший учебный год. Поход в лес. Итоговое занятие. Задание на лето.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 год обучения

Учебно-тематический план программы «Лесоводство»

 

 

№№ занятий

Наименование раздела, блока

Количество часов

 

всего

в том числе

 

Теория

Практика

Экскурсия

1.

Рубки ухода за лесом

12

6

3

3

1.1

Задачи рубок ухода.

 

2

1

 

1

1.2

Виды рубок ухода.

 

2

1

1

 

1.3

Санитарные рубки.

 

2

1

1

 

1.4

Техника и инструменты

2

1

1

 

1.5

Оценка жизненного состояния леса

4

2

 

2

2.

Грибные болезни леса и меры борьбы с ними

 

22

11

9

2

2.1

Причины грибковых  болезней.

 

2

1

1

 

2.2

Болезни семян.

 

2

1

1

 

2.3

Болезни хвойных пород.

 

2

1

1

 

2.4

Болезни лиственных пород.

 

2

1

1

 

2.5

Меры борьбы с болезнями.

4

2

2

 

2.6

Определение возбудителей заболеваний по таблицам и образцам.

2

2

 

 

2.7

Изучение строения грибницы и органов спороношения /на примере мухомора/.

 

2

1

1

 

2.8

 

 

Экскурсия в лес сбора образцов гнилей древесных растений

4

 

2

2

2.9

Меры борьбы. Выполнение правил санитарного минимума в лесу.

2

2

 

 

3.

Значение лесных  насекомых для леса

24

12

8

4

3.1

Насекомые - вредители леса.

 

6

2

2

2

3.2

Полезные насекомые.

 

8

4

2

2

3.3

Насекомые - наездники.

 

2

2

 

 

3.4

Меры борьбы с вредителями.

2

1

1

 

3.5

Определение вредителей по наносимых ими повреждениям.

4

2

2

 

3.6

Сбор и изучение по коллекциям вредителей леса,

2

1

1

 

4.

Лесные звери и птицы и их роль в развитии леса

 

38

12

22

4

4.1

Птицы нашего леса.

 

 

4

2

2

 

4.2

Праздник «День птиц»

 

4

2

2

 

4.3

Звери в лесу.

 

 

4

2

2

 

4.4

Посещение городского «Экоцентра»

 

4

 

 

4

4.5

Красная Книга Омской области.

 

4

2

2

 

4.6

Изготовление  и развешивание искусственных гнездовий

4

 

4

 

4.7

Акция «Берегите ёлочку»

4

 

2

 

2

 

 

4.8

Проект «Красная книга Сибири»

6

2

4

 

4.9

Охрана и привлечение полезных птиц и зверей.

 

4

 

4

 

5

Грибы, ягоды, лекарственные растения леса

 

18

6

10

2

5.1

Ягоды, которые мы собираем.

 

4

2

2

 

5.2

Грибы съедобные и несъедобные.

 

2

1

 

1

5.3

Лекарственные растения Омской области.

2

1

 

1

5.4

Изучение видового состава лекарственных растений в окрестностях села.

 

4

2

2

 

5.5

Конкурсная познавательная программа «В гостях у грибника»

 

 

 

2

 

2

 

5.6

Приготовление блюд из грибов (дегустация)

 

2

 

2

 

5.7

Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных растений

2

 

2

 

6.

Охрана леса от пожаров

 

30

6

22

2

6.1

Причины пожаров.

 

2

2

 

 

6.2

Виды лесных пожаров.

 

2

2

 

 

6.3

Меры борьбы и предупреждение пожаров.

4

2

2

 

6.4

Изготовление противопожарных листовок и аншлагов.

 

4

 

4

 

6.5

Акция по раздачи населению противопожарных листовок

 

4

 

4

 

6.6

Конкурс рисунков «Сохраним наши леса от пожаров»

 

 

4

 

4

 

6.7

Сбор макулатуры

 

4

 

4

 

6.8

Встреча с представителями пожарной охраны

 

 

2

 

2

 

6.9

Встреча с лесниками омского района

 

2

 

2

 

6.10

Просмотр видеофильма о пожарах в лесу

 

 

2

 

2

 

6.11

Разработка памятки  о действиях во время пожаров в лесу

2

 

2

 

6.12

Экскурсия в районный отдел краеведения

 

2

 

 

2

 

Итого:

144

39

30

21

 

Тема 1: Рубки ухода за лесом  12 ч.

1.1 Задачи рубок ухода (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Задачи рубок ухода. Рубки ухода, как метод массовой селекции деревьев.

1.2 Виды рубок ухода (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Виды рубок ухода: осветление, прочистки, прореживание, проходные рубки. Низовой и верховой методы ухода.

1.3 Санитарные рубки (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Санитарные рубки, их задачи.

1.4 Техника и инструменты(2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Техника и организация рубок ухода и санитарных рубок. Применяемая техника.

1.5 Оценка жизненного состояния леса (4ч)

Форма организации деятельности: экскурсия.

Экскурсия в лес на участок, пройденный рубками ухода.  Исследование: «Оценка жизненного состояния леса».

Оценка жизненного состояния леса

Оборудование и материалы: рулетка, складной метр.

Тема 2: Грибные болезни леса и меры борьбы с ними (22ч.)

2.1 Причины грибковых  болезней (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Грибные болезни древесных пород. Причины, способствующие возникновению грибковых болезней: ухудшение условий произрастания, влияние промышленных выбросов, механические повреждения

2.2 Болезни семян (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Болезни семян древесных пород. Ржавчина шишек, мумификация и гниль желудей, плесневение семян.

2.3 Болезни хвойных пород (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Болезни сосны в питомниках. Заболевание проростков, увядание и полегание всходов хвойных пород.

2.4 Болезни лиственных пород (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Гнилевые болезни лиственных пород.

2.5 Меры борьбы с болезнями(4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Разрушение древесины в постройках. Основные профилактические, механические и химические меры борьбы с болезнями древесных растений.

2.6 Определение возбудителей заболеваний по таблицам и образцам (2ч)

Форма организации деятельности: занятие - практикум.

Доступное обследование леса по установлению повреждений и заболеваний местных пород.

2.7 Изучение строения грибницы и органов спороношения (на примере мухомора) (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Изучение местных болезней древесных пород. Изучение строения грибницы и органов спороношения (на примере мухомора).

2.8 Экскурсия в лес сбора образцов гнилей древесных растений (4ч)

Форма организации деятельности: экскурсия.

Экскурсия в лес. Сбор образцов и изучение гнилей древесных пород под микроскопом.

2.9 Меры борьбы. Выполнение правил санитарного минимума в лесу (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

 Меры санитарной безопасности в лесах:

а) лесозащитное районирование;

б) государственный лесопатологический мониторинг;

в) проведение лесопатологических обследований;

г) предупреждение распространения вредных организмов;

д) иные меры санитарной безопасности в лесах.

Оборудование и материалы: топорик, нож туристический, скальпель, лупа.

Тема 3: Значение лесных насекомых для леса (24 ч.)

3.1 Насекомые - вредители леса (6ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Насекомые-вредители леса: пожиратели семян, хвои, листвы, луба, древесины, корней и т.д.

Основные вредители:

1)              вредители семян: шишковая огневка, лиственничная муха, желудёвый долгоносик;

2)              вредители стволиков: большой сосновый долгоносик, точечная смолевка;

3)              вредители хвои: сосновый шелкопряд, сибирский шелкопряд, сосновый пилильщик;

4)              вредители листвы: непарный шелкопряд, златогузка;

5)              короеды: большой и малый сосновый лубоеды, короеды типограф, гравер, полиграф, заболонники, лиственничный древесинщик;

6)              усачи: чёрный сосновый, большой чёрный еловый;

7)              златки;

8)              долгоносики: сосновый стволовый, еловый жердняковый.

3.2 Полезные насекомые (8ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Полезные насекомые – антомофаги: муравьи, жужелицы, тлёвые (божьи) коровки. Зарисовки в тетрадях.

3.3 Насекомые – наездники (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Паразиты вредителей – наездники, их виды, примеры. Просмотр презентации.

3.4 Меры борьбы с вредителями (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Меры борьбы. Выполнение правил санитарного минимума в лесу, проведение санитарных рубок, химическая защита заготовленной древесины.

3.5 Определение вредителей по наносимым ими повреждениям (4ч)

Форма организации деятельности:  занятие - практикум

Сбор и изучение по коллекциям вредителей леса, знакомство с типами и характером повреждений местных древесных пород. Фенологические наблюдения за насекомыми. Определение вредителей по наносимым ими повреждениям.

3.6 Сбор и изучение по коллекциям вредителей леса(2ч)

Форма организации деятельности: экскурсия.

Экскурсия в лес с целью знакомства с типами и характером повреждений местных древесных пород.

 Оборудование и материалы: поврежденные листья, куски коры и древесины с  проточенными в них ходами, лупы, тетради и карандаши, коллекции вредителей леса.

Тема 4: Лесные звери и птицы, их роль в развитии леса ( 38ч.)

4.1Птицы нашего леса (4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Роль птиц и млекопитающих в лесном хозяйстве.

Птицы: дятлы, поползень, пищуха, синицы, кукушка, козодой и др.

Просмотр видеофильма: «Птицы» познавательный фильм для детей.

4.2 Праздник «День птиц» (4ч)

Форма организации деятельности: конкурсы

Подготовка и проведение конкурсов к «Дню птиц», награждение победителей.

4.3Звери в лесу (4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие, викторина.

Животный мир леса. Характеристика фауны леса. Викторина «Кто в лесу живёт?». Звери: ёж, землеройка, летучие мыши, промысловые звери.

Работа по карточкам «Звери леса».

4.4 Посещение городского «Экоцентра» (4ч)

Форма организации деятельности: поездка в Омск.

Ознакомление с работой городского «Экоцентра», посещение выставка суккулентов, посещение зоопарка «Экоцентра».

4.5 Красная Книга Омской области (4ч)

Форма организации деятельности: проект.

Написание вводной статьи в «Красную Книгу», «Правил поведения в лесу», заключения. Оформление книги и  защита проекта.

4.6 Изготовление  и развешивание искусственных гнездовий (4ч)

Форма организации деятельности: занятие – практикум.

Изготовление и развешивание скворечников, дуплянок.

 

4.7  Акция «Берегите ёлочку»

Форма организации деятельности: занятие – практикум.

Патрулирование территорий с целью сохранения зелёных насаждений посёлка. Читаем стихи, разучиваем песни о пушистой красавице.

4.8 Проект «Красная книга Сибири» (6ч)

Форма организации деятельности: экскурсия, проектная деятельность.

Посещение краеведческого музея г. Омск. Знакомство с исчезающими видами животных и птиц Сибирского региона. Мониторинг. Написание и защита мини – проектов по теме.

4.9 Охрана и привлечение полезных птиц и зверей (4ч).

Форма организации деятельности: занятие – практикум, акция.

Знакомство с правилами подкормки  птиц. Развешиваем кормушки для птиц в селе и окрестных сёлах.  Акция «Каждому скворцу по дворцу». Подкормка для белок, бурундуков, зайцев.

Оборудование и материалы: пиломатериалы, гвозди, ножовки, молотки. Бечевка.

Тема 5: Грибы, ягоды и лекарственные растения леса  12 ч.

5.1 Ягоды, которые мы собираем (4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие.

Главные представители ягод, лекарственных растений, произрастающих в местных лесах; их биологические особенности и хозяйственное значение. Ядовитые ягоды, травы. Зарисовки в тетрадях.

5.2 Грибы съедобные и несъедобные (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Изучение грибов их полезные и ядовитые свойства. Зарисовки в тетрадях.

5.3 Лекарственные растения Омской области(2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Изучение лекарственных свойств растений: зверобой, крапива, одуванчик, ольха, кровохлёбка, тимьян, лапчатка.

5.4 Изучение видового состава лекарственных растений в окрестностях села (4ч)

Форма организации деятельности: полевой практикум.

Изучение видового состава растений и кустарников окрестностей Петровского сельского поселения: боярышник, горец перечный, душица обыкновенная, одуванчик, малина обыкновенная, подорожник, полынь горькая, ромашка, шиповник, черёмуха, пастушья сумка и . д. Оформление гербария.

5.5 Конкурсная познавательная программа «В гостях у грибника» (2ч)

Форма организации деятельности:  ролевая игра.

Подготовка и проведение игры, выполнение конкурсных заданий, грибной-тест, викторина о грибах.

5.6 Приготовление блюд из грибов (дегустация) (2ч)

Форма организации деятельности:

Дегустация блюд из грибов, приготовление, обмен рецептами.

5.7 Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных растений (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Практика: Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных растений; их определение, экскурсии по территории обходов Петровского лесничества

 Изучение видового состава лекарственных растений в окрестностях села

 Изучение видового состава лекарственных растений в окрестностях села

Оборудование и материалы: блокноты, карандаши, гербарная папка. Гербарный пресс,  справочник  лекарственных растений

Тема 6: Охрана леса от пожаров  6 ч.

6.1 Причины пожаров  (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Социально-эколого-экономический ущерб, наносимый пожарами. Причины возникновения лесных пожаров. Особо отметить, что основным виновником возникновения лесных пожаров, является человек, в результате небрежного обращения с огнём в лесу.

6.2 Виды лесных пожаров (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Виды лесных пожаров и способы их ликвидации; применяемая техника и средства борьбы с пожарами.

6.3 Меры борьбы и предупреждение пожаров (4ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Средства обнаружения лесных пожаров: наблюдательные пункты, пожарные вышки, наземное и авиапатрулирование, космический лесопожарный мониторинг. Мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров.     

Создание: 1) защитных пожароустойчивых полос из древесных пород, экологически адаптированных к воздействию огня; 2) минполос и водоёмов.

6.4 Изготовление противопожарных листовок и аншлагов (4ч)

Форма организации деятельности: занятие – практикум, экскурсия.

Изготовление противопожарных листовок и аншлагов, экскурсии по территории обходов Петровского лесничества. Специальности лесного хозяйства.

6.5 Акция по раздачи населению противопожарных листовок

Форма организации деятельности: учебное занятие

Предупредительные противопожарные мероприятия: агитационно-разъяснительная работа среди населения – наиболее важное звено в системе охраны лесов от пожаров; очистка леса от захламления, сжигание порубочных остатков, создание контрольно-пропускных постов на лесных дорогах и т.д.

6.6 Конкурс рисунков «Сохраним наши леса от пожаров»(4ч)

Форма организации деятельности: конкурс, самостоятельная работа.

Конкурс рисунков: «Каким я вижу лес», конкурс сочинений «Что я знаю о лесе?»

6.7 Сбор макулатуры (4ч)

Форма организации деятельности: акция.

«Сохраним леса России!», сбор макулатуры.

6.8 Встреча с представителями пожарной охраны(2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Встреча с пожарниками села Петровка. Викторина по противопожарной тематике.

6.9 Встреча с лесниками омского района(2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Беседа лесничего о возможностях и условиях работы в лесном хозяйстве ульяновского  края, о продолжении образования для получения специальности в данной области, о научной и общественной деятельности по изучению лесов и по содействию лесному хозяйству.

6.10 Просмотр видеофильма о пожарах в лесу (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Видеофильм о причинах пожаров в лесах и их профилактике.

6.11 Разработка памятки  о действиях во время пожаров в лесу (2ч)

Форма организации деятельности: учебное занятие

Разрабатываем памятку о действиях во время пожаров. Просмотр презентации.

6.12 Экскурсия в районный отдел краеведения (2ч)

Форма организации деятельности: экскурсия

Экскурсия в районный отдел краеведения.

 Оборудование и материалы: бумага для рисования, гуашь, кисти. Масляные краски. Листы, копир.

   

 Контрольно – оценочные средства

 Для выявления результативности освоения общеобразовательной программы используются следующие формы контроля:

·        Текущий  контроль;

·        Промежуточный и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется на протяжении всего периода обучения. Текущий контроль успеваемости  проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  В начале года проводится первичный контроль знаний – беседа, наблюдение.

  В процессе промежуточной  оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга  (устный опрос;

интеллектуальный тест;

контрольные вопросы;

мультимедийная викторина;

мультимедийная интеллектуальная игра;

блиц-опрос;

Используются методики   для диагностики личностных УУД

Опросник по определению уровня самооценки, под ред. С.Ковалеваетодики для диагностики коммуникативных УУД

Диагностика коммуникативного контроля
М. Шнайдер

                     Условия  реализации программы

Учебно-методическое обеспечение:

 

Материально-техническое обеспечение:

 

Кадровое обеспечение:

 

-литература по направлению деятельности;

-справочные материалы;

-тематические подборки;

-методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов;

-пособие по опытно-экспериментальной работе;

-презентации по темам занятий;

-дидактические игры, карточки;

-инструкции;

-учебные и контрольные задания;

-наглядный материал.

 

Компьютер, принтер, фотоаппарат, планшет, проектор, экран, географические карты, глобус, микроскоп, лабораторная посуда, лупы, зеркала, магниты, грабли, лопаты, лейки, секаторы, рулетка, весы, компас, пробирки, весы, фонарик, термометр комнатный, стамески для выкапывания растений, специальные гербарные прессы для сушки растений.

 

Педагог дополнительного образования, имеющий  высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

компьютер подключенный к сети интернет;

мультимедийный проектор; экран, столы, стулья, фломастеры, картон, наборы из сухоцветов, гербарии, клей, авторучки, цветные карандаши, дидактические материалы, таблицы, схемы. Микроскоп, предметные и покровные стёкла, пробирки, раздаточные материалы.

  Учебно-методическое обеспечение

-планы-конспекты занятий;

-печатные пособия, таблицы, плакаты, фотографии;

-видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства;

-материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической      диагностики коллектива, игровые методики);

-сценарии праздников, игровых программ и т.д.;

-комплекс игр, применяемых при реализации программы;

-методическая и учебная литература;

-дидактический материал (схемы, иллюстрации, фотографии и др.).

 

                                         Диагностические материалы:

- Определение степени удовлетворенности воспитанников деятельностью в кружках (Андреев А.А.).

- Для определения уровня знаний, умений и навыков по образовательной программе и личностного развития обучающихся проводится  мониторинг результатов обучения  (Методика определения результатов образовательной деятельности детей. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В).

Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники): 

Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/

Социальная сеть работников образования  nsportal.ru

Международный образовательный  портал  «maam.ru»  http://www.maam.ru/

Сайт  «Инфоурок» https://infourok.ru/

Сайт для школьников https://takprosto.cc/sayty-dlya-shkoly

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

 http://school-collection.edu.ru

                                         

                          Литература:                                                   

                              Нормативные документы

 

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,

5. Письмо Министерства образования Омской области от 12.02.2019 «Методические рекомендации по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы»

6.Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных программ учреждения МБОУ ДО «ЦРТДиЮ «Ровесник».                                   

                       Литература для педагога

 

1. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г.

В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин . Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.

Новосельцева А.И., Смирнова Н.А. Справочник по лесным питомникам. М.:             Лесная промышленность. 1983. 280 с.

 Справочник по лесосеменному делу. М.,: Лесная промышленность. 1978. 336 с.

Редко Г.И. и др. Лесные культуры. М.:  Лесная промышленность. 1980. 367 с.

     Трегубов Г.А. Рекомендации по выращиванию посадочного материала и       лесоразведению .М. 1960.106 с.

В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г.

В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин . Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.

А.Т. Зверев. Экологические игры. М. 2001г.

Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников/Г.В.Буковская.-М.Владос,2004г.192c.
2. Воробьева, Е. С. Введение в экологию. 1-4 классы. Программа курса / Е.С. Воробьева. - М. учебник,2015г.197 c.
3. Воробьева, Е. С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета. 1 класс. Методические рекомендации к учебному пособию Е. С. Воробьевой / Е.С. Воробьева. – М. 2015. 597 c.
4. Высоцкая, М. В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся: моногр./М.В.Высоцкая.Москва: Гостехиздат,2016. 256 c.
5. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. - Москва: РГГУ,2015г.192с.
6. Горбенко, Н. В. Методические рекомендации к учебному пособию С. Б. Шустова, Л. А. Шустовой, Н. А. Горбенко "Химические аспекты экологии" / Н.В. Горбенко, Е.И. Тупикин, С.Б.Шустов.-М.,2012г.264c.
7. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников. Духовно-нравственный аспект/Е.А.Гринева,Л.Х.Давлетшина.-М.Прометей,2015г.158c.
10.Дзятковская, Е. Н. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. - М.Просвещение,2012г.901 c.
11. Интегрированные уроки и внеурочная деятельность эколого-биологического содержания. Использование ресурсов интеграции и социально-педагогического партнерства в образовательном учреждении для реализации ФГОС. - М.: Перспектива, 2013. - 200 c.
12. Колотилина, Л. Н. Ресурсосбережение. 6-11 классы. Внеурочные занятия по экологии / М.ВАКО,2015г.128с.
13. Комплект плакатов "Экология": 4 плаката с методическим сопровождением. – Москва. 2016г.856 c.
15. Маханева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М.Д.Маханева.М.Сфера,2009. 827 c.
16. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки. - Москва: Мир, 2016г.774 c.
17. Муравьев, А. Г. Экологический практикум / А.Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова. - М.Крисмас.2012г.176c.
18. Николаева, С. Н. Как лесник заботится о лесе. Плакат / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез,2015г.759 c.
19. Николаева, С. Н. Лес - многоэтажный дом. Плакат / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез,2015г.259 c.
21.Предметные недели в школе. Экология. М. Учитель, 2007г. 523 c.
22. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8класс.М.Просвещение,2012г.756 c.
23. Розанов, Л. Л. Геоэкология. 10-11 классы. Методическое пособие Л.Л. Розанов, А.Л. Розанова.М.Дрофа,2010г.192c.
24. Самкова В.А. Наш чистый дом 3-4 кл.Уч.пос. ФГОС 15г.. - Москва: Высшая школа, 2015г.857 c.
25. Самкова, В. А. Экология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа по учебному курсу В.А.Самкова.М.АкадемкнигаУчебник,2015г.787 c.
26. Турыгина, С. В. Экологический марафон. Игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы С.В. Турыгина, Н.А. Кашина. - М.: Феникс, 2010г. 128с c.
27. Шапиро, Я. С. Агроэкосистемы Я.С. Шапиро. - М.: ЭЛБИ-СПб, 2005г. - 264 c.
28. 29. Экология. 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа.М.Учитель,2012г.136c.

                                       

                          Для родителей и обучающихся

 

1. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г.

2. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин . Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.

3. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г.

4. Р.В. Бобров Экзамен на лесничего. Москва .1990 г.

Лесной кодекс Российской Федерации.

5. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г.

6. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин . Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.

7. А.И. Воронцов, Е.А. Щетинский. Охрана природы; Москва,1989 г.

8. Е.Г. Мозолевская, Э.С. Соколова. В.Н. Трофимов. Лесозащита и охрана леса. – Москва, 1985 г.

9. Технические средства и способы тушения пожаров. Под редакцией Б.П. Иванова – Москва, 1981 г.

10.Е.А. Щетинский. Тушение лесных пожаров. Москва, 2002 г.

Р.В. Бобров Экзамен на лесничего. Москва .1990 г.

        11. Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г.

12. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин . Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.

13. Доппельмаир Г.Г. и др. Биология лесных зверей и птиц. Л., Гослесбумиздат. 1951. 363 с.

 

                          Интернет – ресурсы:

1.Как устроена природа https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=15928587988740623980&text=%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1597831544818562-1029840438090848306151024-production-app-host-sas-web-yp-163&redircnt=1597831619.1

2          Лиственные породы деревьев https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyu-na-temulistvennie-porodi-derevev-i-kustarnikov-2400808.html

3          Хвойные породы деревьев https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-hvoynie-derevya-2134681.html  

4          «Птицы» познавательный фильм для детей https://yandex.ru/video/preview?wiz_type=vital&filmId=14595529898393755629&text=%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&path=wizard&parent-reqid=1597903464013247-1485819585737012479000280-production-app-host-vla-web-yp-340&redircnt=1597903475.1                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Актуальность:

Пояснительная записка Актуальность:

Использование разнообразных форм даёт возможность детям проявлять самостоятельность, творческий подход, инициативу, формирует детский интерес

Использование разнообразных форм даёт возможность детям проявлять самостоятельность, творческий подход, инициативу, формирует детский интерес

Обучающие: - овладеть теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса, - изучить особенности строения, размножения, развития и роста основных видов древесных, кустарниковых…

Обучающие: - овладеть теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса, - изучить особенности строения, размножения, развития и роста основных видов древесных, кустарниковых…

Предметные: - овладеют практическими умениями и навыками; - научатся определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,…

Предметные: - овладеют практическими умениями и навыками; - научатся определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,…

Подведение итогов конкурса и награждение победителей 2 2 2

Подведение итогов конкурса и награждение победителей 2 2 2

Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество

Изучение антропогенного влияния на растительное сообщество

Оформление стенгазеты о работе лесничества

Оформление стенгазеты о работе лесничества

Форма организации деятельности: праздник

Форма организации деятельности: праздник

Кустарники: подлесочные породы, имеющие лесоводственное значение, географическое распространение, морфологические признаки, биологические и экологические свойства)

Кустарники: подлесочные породы, имеющие лесоводственное значение, географическое распространение, морфологические признаки, биологические и экологические свойства)

Значение влаги для жизни леса.

Значение влаги для жизни леса.

Форма организации деятельности: учебное занятие, занятие – практикум, экскурсия на природу

Форма организации деятельности: учебное занятие, занятие – практикум, экскурсия на природу

Что мы знаем о лесе?», мозговой штурм 4

Что мы знаем о лесе?», мозговой штурм 4

Учебно-тематический план программы «Лесоводство» №№ занятий

Учебно-тематический план программы «Лесоводство» №№ занятий

Изучение строения грибницы и органов спороношения /на примере мухомора/

Изучение строения грибницы и органов спороношения /на примере мухомора/

Звери в лесу. 4 2 2 4

Звери в лесу. 4 2 2 4

Конкурсная познавательная программа «В гостях у грибника» 2 2 5

Конкурсная познавательная программа «В гостях у грибника» 2 2 5

Встреча с представителями пожарной охраны 2 2 6

Встреча с представителями пожарной охраны 2 2 6

Экскурсия в лес на участок, пройденный рубками ухода

Экскурсия в лес на участок, пройденный рубками ухода

Форма организации деятельности: учебное занятие

Форма организации деятельности: учебное занятие

Форма организации деятельности: занятие - практикум

Форма организации деятельности: занятие - практикум

Акция «Берегите ёлочку» Форма организации деятельности : занятие – практикум

Акция «Берегите ёлочку» Форма организации деятельности : занятие – практикум

Подготовка и проведение игры, выполнение конкурсных заданий, грибной-тест, викторина о грибах

Подготовка и проведение игры, выполнение конкурсных заданий, грибной-тест, викторина о грибах

Предупредительные противопожарные мероприятия: агитационно-разъяснительная работа среди населения – наиболее важное звено в системе охраны лесов от пожаров; очистка леса от захламления, сжигание порубочных остатков, создание…

Предупредительные противопожарные мероприятия: агитационно-разъяснительная работа среди населения – наиболее важное звено в системе охраны лесов от пожаров; очистка леса от захламления, сжигание порубочных остатков, создание…

Текущий контроль; ·

Текущий контроль; ·

Компьютер, принтер, фотоаппарат, планшет, проектор, экран , географические карты, глобус, микроскоп, лабораторная посуда, лупы, зеркала, магниты, грабли, лопаты, лейки, секаторы, рулетка, весы, компас, пробирки, весы,…

Компьютер, принтер, фотоаппарат, планшет, проектор, экран , географические карты, глобус, микроскоп, лабораторная посуда, лупы, зеркала, магниты, грабли, лопаты, лейки, секаторы, рулетка, весы, компас, пробирки, весы,…

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://school-collection

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://school-collection

В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства

В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства

М.Просвещение,2012г. 756 c. 23

М.Просвещение,2012г. 756 c. 23

Как устроена природа https://yandex

Как устроена природа https://yandex
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2020