Возраст учащихся 7-16 лет.
Разработчик программы «Сказка – театр – дети» воспитатель высшей квалификационной категории ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная)
школа-интернат». ИВАНОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Цель и задачи школьного театра.
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области, развитие уверенности в себе.
Эмоциональное состояние личности зависит от множества факторов окружающего мира и является почти непредсказуемым. Из-за повышенной эмоциональной чувствительности школьники часто повержены воздействию стрессов, комплексов. Стараясь защититься, дети скрывают эмоции и чувства, конфликтуют с окружающим миром, тем самым «самоутверждаясь». Сдерживание эмоций нередко может приводить к психологическим срывам или травме. Импульсивный и неконтролируемый выброс накопившихся чувств не только отрицательно влияет на отношения с окружающими, но и часто приносит существенный вред, а вред окружающим – это и вред обществу.
Возникает естественный вопрос: что же тогда делать с эмоциями? В определённых ситуациях их необходимо контролировать и направлять в нужное русло. А для этого важно уметь видеть, создавать, чувствовать, выражать эмоции, как свои, так и чужие (окружающих). Достигнуть этого возможно на групповых занятиях. Одним из методов развития творческих способностей – осознанное увеличение восприимчивости всех органов чувств ко всему окружающему, а особенно ко многим «мелочам», на которые обычно человек не обращает внимания. Здесь же важна ещё и фантазия, развивая которую ребёнок обогащает себя новыми ощущениями, а значит и новой информацией, на основе которой формируется точка зрения, жизненная позиция. А это не что иное, как личностный рост. Помогая раскрыть творческие качества, научиться преодолевать стрессовые и конфликтные ситуации, эта программа оказывается актуальна не только для отдельной личности, но и для общества в целом.
Задачи школьного театра формируются следующим образом:
1.обучение навыкам общения;
2.активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
3.развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
4.развитие эстетических возможностей.
Сверхзадача
школьного театра заключается в том, чтобы гармонизировать отношение ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных конфликтов.
Результативность.
Работа в школьном театре ведётся в течение 10 лет. Поиск и внедрение новых педагогических технологий в учебный и воспитательный процесс позволил принять решение о создании данной программы.
Результаты можно оценить по следующим показателям:
- комфортность обучающихся в коллективе (об этом говорит устное анкетирование работающих с ребятами учителей, воспитателей и членов театра, а также анализ посещаемости занятий);
- удовлетворённость своей работой и работой педагогического коллектива, высказывания коллег на заседаниях методического объединения воспитателей и педагогических советах:
- достижения кружковцев.
Актуальность программы
- включенностью образовательного процесса школьного театра в процесс развития культурной динамики подростка, усвоения и освоения ценностей в соответствии с собственными целями, потребностями в такой форме деятельности, как театральное мастерство;
- включенностью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, методики коллективной творческой деятельности;
- развитием способностей ребёнка к самостоятельному решению проблем в разных формах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта;
Тот, кто принимает участие
в работе школьного театра, сможет:
ü чаще оценивать ситуацию («нужно ли проявлять чувства, или это повредит в настоящий момент»)
ü при необходимости контролировать свои чувства (эмоциональное состояние), направляя их на улучшение сложившейся ситуации;
ü если улучшения не следует, то направлять потенциал в сферу
творчества, не мешая никому, но помогая себе;
ü делать выводы на основе наблюдений за зависимостью эмоций и
чувств от факторов внешнего воздействия.
ü практически находить и ощущать свои способности;
ü чутко взаимодействовать с внешним миром;
ü чувствовать на себе влияние другого человека и определять, положительное оно или отрицательное;
ü использовать навыки актёрского
мастерства и чувство
юмора для изменения
эмоционального состояния.
Структура школьного театра.
Программа школьного театра предполагает наличие двух звеньев: среднее (4-6 класс) и старшее (7-9 класс).
Занятия проводятся по 1 часу четыре раза в неделю в каждом звене в помещении класса для занятий ЛФК, где достаточно игрового пространства. Для музыкального сопровождения занятий используется переносной магнитофон, музыкальный центр-караоке, мультимедийная установка.
В структуру школьного театра входит зрительный зал и сцена. На сцене проводятся репетиции, прогоны спектаклей и сами спектакли.
Стоит сказать, что нецелесообразно указывать точное количество лет, необходимое для освоения программы каждого звена, ибо, применительно к театральному делу, говорить об овладении определенным «техминимумом» очень затруднительно. Условно обучение в каждом звене рассчитано на два года. Это значит поступившие в среднее звено по мере роста переходят в старшее. Прием в старшее звено, тем не менее, остается открытым и для тех, кто не обучался ранее. Наша цель – привить основы духовности всем желающим детям, не рассчитывая на полное и доскональное прохождение курса. Это тем более отвечает реально складывающейся ситуации, при которой происходит естественный отсев, связанный с переездом в другой интернат, выпуском в учебные заведения, разочарованием в избранном деле, состоянием здоровья. Это абсолютно естественно и не мешает нормальной работе театра.
Мы очень рады и для нас крайне желательно привлечение подростков, ранее не занимавшихся в театре, к участию в этой работе. Они попадают под сильное влияние «бывалых» артистов, в атмосферу духовной работы. Не беда если «текучесть» таких «кадров» будет. Моя работа в театре показала, что порой с «улицы» к нам попадают впоследствии яркие его представители.
Дверь Театра, как дверь Церкви, никогда ни для кого не должна быть закрыта…
Особенности работы школьного театра
с участием детей с интеллектуальными нарушениями и отклонениями в развитии.
Воспитанники, занимающиеся в школьном театре школы-интерната, это определённая субкультура инвалидов (дети с особенностями в развитии). Для них характерны иные ощущения природы, времени, пространства, способы взаимодействия друг с другом, некоторым из них присущ иной тип осознания действительности.
Когда-то незрячий и не слышащий человек не были приняты обществом. Сейчас такая же ситуация наблюдается по отношению к человеку с интеллектуальной недостаточностью или психическим заболеванием. Несмотря на проблемы, связанные с интеллектуальной недостаточностью (а уровню развития интеллекта придаётся важнейшее значение как критерию включенности в современное общество), для них возможен иной путь развития – например, развитие эмоциональной сферы, телесности и т.п. Именно в этом и сама современная культура испытывает недостаток, который проявляется в ощущении скуки, серости будней, в стремлении к острым ощущениям и т.д.
То, что делает ребёнок-инвалид на сцене, в искусстве, в творчестве имеет для него жизненно важный смысл, участвуя в создании которого он осознает себя, своё место в мире и мир вокруг себя. Всё, что он делает на сцене, он делает в ситуации напряжения сил, преодоления себя.
Наш театральный коллектив решает как реабилитационные, так и творческие задачи.
При наличии у детей с интеллектуальной недостаточностью и психическими заболеваниями следующих нарушений: отсутствие у них целостного образа действия; переноса способа действия; увеличение срока развития восприятия и замедление его темпа; плохая координация движения; сложность и мозаичность двигательных нарушений и т.п. обучение этих детей навыкам трудный и длительный процесс. Дети не могут самостоятельно выйти из проблемной ситуации, иногда даже не осознают её как проблемную и не реагируют на неуспех. Данные нарушения определяются специалистами как типичные, а нами – как существенные для театральной работы.
Исходя из многочисленных особенностей детей, памятуя о том, что дефицит обнаруживает области актуального развития, выделим те, направления развития, в которых одновременно могут быть решены реабилитационные и творческие задачи. В данном случае это области:
Телесность – аффективность – социальность
Аффективность в этой триаде занимает центральное место. Освоение своей аффективности – это вопрос жизненных перспектив ребёнка.
Я считаю, что для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев характерна определённая эмоциональная сохранность. Именно она может стать фундаментом для театральной деятельности и его дальнейшего развития. В театральной работе возможно нахождение особого языка выражения чувств, что помогает ребёнку в дальнейшем интегрировать своё
поведение на этой основе. С такой задачей, как правило, уже справляются дети от полутора до трёх лет, а значит, её решение возможно и для детей с интеллектуальной недостаточностью.
В театральной деятельности решение частных проблем развития – коррекция психических, двигательных функций, развитие речи и т. д. должно подчиняться более значимой реабилитационной цели: выработке рефлексивного типа поведения у ребёнка.
Из чего складывается повседневная работа театральной студии? Выбор пьесы, анализ пьесы, работа с материальной частью спектакля, работа с художником, распределение ролей, работа с исполнителями в группе и индивидуально, показ спектакля. Следует учитывать, что особый театр не может существовать сам по себе, так как он только способствует осмыслению жизни, но не может заменить её. Поэтому, я считаю, что театральную работу следует организовывать как целостный жизненный комплекс, например, совместно с работой мастерских, других образовательных программ и т.д.
Работа с материальной частью спектакля осуществляется в ряде мастерских: столярного дела, классах швейного дела, арт-мастерской, театрального костюма и др. Все дети студии так или иначе принимают участие в создании материальной части спектакля (изготовление декораций, костюмов, реквизита и т.д.). С одной стороны такая работа является переключение с одного вида деятельности на другой – продуктивным отдыхом, а с другой стороны – позволяет продублировать жизнь героев в материальной культуре и таким образом ощутить спектакль как целое, пережить его в полном объёме.
Работа с исполнителем. Её предпочтительно начинать с коллективных форм (задание дается всей группе) и развивать в сторону поиска индивидуальных средств выразительности. Необходимо начинать с того, что получается у детей, создавать ситуации, в которых они могут пережить свою успешность. Важно выявлять, стимулировать и поддерживать собственную активность и интерес детей, и развивать их. Необходимо учитывать объективные ограничения возможностей, работать на будущее, создавать ситуации посильного напряжения, помогать детям расширять свои возможности и радоваться вместе с ними даже небольшим победам. Переживание успешности само по себе дает удивительные результаты, например, «истощаемы» дети становятся более выносливыми, изыскивают дополнительные психические и физические ресурсы.
В театре очень важно помочь найти ребёнку своё место. Для кого-то актуальны главные роли, а для кого-то массовка (переживание себя частью коллектива).
Работа с речью. Ребёнком с интеллектуальной недостаточностью речь часто воспринимается как эмоционально-ритмически организованное целое, поэтому большое значение приобретает слово, направленное к ребёнку. Речь педагога должна быть образной, ритмически организованной, наполненной чувствами, содержащими переживания текущего опыта.
Учитывая возникновение и становление различных форм речевой активности в процессе их культурного и исторического развития, лучше начинать работу с игр, в которых речь слита с действием, затем следуют различные упражнения с
жестовым подкреплением, использующие ритмизированную речь, распеваемую речь, диалоговую речь.
Движение. Приходится отказываться от различных стандартов театрального движения, например, пантомимы бега, полёта, в пользу адекватности детей и цельности создаваемого образа и искать доступные нашим актёрам средства выразительности.
Дети плохо фиксируют пространственные мизансценические взаимодействия, поэтому следует избегать жесткого мизансценирования, а искать понятный детям акцент сцены, сохраняя её игровой импровизационный характер.
Достигать пластики и точности с такими актёрами очень сложно. Для того чтобы её добиться, можно использовать установочные образы.
Работа с телом. В работе с телом можно достичь максимального реабилитационного и театрального эффекта. Работа с телом предполагает комплексы растяжек, тренинги по удержанию позы и др. Создание живых картин может сделать эту работу понятнее и интереснее для детей (например, стоп-кадр, скульптура и др.) постижение пространства, например, в массовой сцене, - это построение пространственно-временной структуры. Именно такое действие способствует их (пространства и времени) представленности в сознании.
Работа над ролью ведется посредствам тренингов с одной стороны, расширяющих возможности исполнителя, а с другой – нарабатывающих психологическую готовность к роли. В процессе импровизационных игровых заданий в роль привносятся индивидуальные акценты. Именно импровизационная свободная трактовка роли позволяет обнаруживать её нюансы (что «полезно» для роли), но также позволяет идти за ребёнком, ненавязчиво решать реабилитационные задачи (что полезно для ребёнка). Первоначально при выборе ролей артисты «примеряют» на себя все роли. Это необходимо для того, чтобы спектакль переживался всеми его участниками как целое, что особенно актуально для людей с проблемами интеллектуального и психического здоровья. Как правило, дети сами находят свою роль, если она имеет для них реабилитационную ценность.
Так как у актёра с интеллектуальной недостаточностью имеются сложности в организации своего поведения, что особенно сказывается при продолжительной нагрузке, предпочтительнее выбирать для работы малые театральные формы. В противном случае необходимо ритмически членить действие на небольшие части: сцены, эпизоды, картины и т.д., чтобы к каждой из таких частей он мог приступать как к новому заданию.
Театр ещё никогда не портил, наоборот, это одно из мощнейших средств приобщения
к культуре и духовности.
Программа обучения Школьного театра
«Сказка – Театр – Дети»
Программа строится на принципе добровольного вовлечения в игру. Игра, в её самом простом понимании, со всеми её атрибутами, (игрушки, деление на команды, избрание судьи, поздравление победителей, утешение побеждённых и т.д.), - основа всего педагогического процесса периода жизни учеников в Школьном театре. В игре реализуются все задачи и установки, приведенные во вступительной части разработки. Перед тем как привести несколько примеров таких, казалось бы, простых игр-упражнений, следует уточнить, что преподаватель и ученик в них, и это – принципиально, не разделены барьером: они – непосредственные участники игры, преподаватель играет с группой, «ничем не отличаясь» от учеников. В этом «ничем не отличаясь» и кроется самая тонкая методическая задача – суметь учить «исподволь», практически не вмешиваясь в сложные процессы взаимодействия мира реального и мира фантазии, в котором живут дети в момент игры, направляя работу их воображения в сторону постижения того, что есть Добро, Духовность, в самом простом, обыденном понимании, которое присуще игре, раскрепощающей воображение. Только педагог, верящий в своё дело, способен на это. Сложность работы в этом направлении обусловлена в современном мире тем, что большинство детей подвержены уже в раннем возрасте сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости занимательности, изобретательности и остроумии их создателей, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остаётся пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. Ведь именно воображение становится локомотивом всей творческой деятельности, общего развития, реализуемого в игровой форме.
Занятия начинаются с дыхательной гимнастики, включающей в себя упражнения на вдох и выдох, бег, лёгкие прыжки, наклоны в разные стороны. Важно приучить ребёнка выполнять упражнения ритмично, точно, «не загоняя» и «не затягивая» ритма. Преподаватель следит за дыханием. Длительность гимнастики до 5 минут. Затем проводятся музыкальные игры, которые развивают слух, чувство ритма. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые игры на повторение хлопками, притопами нескольких ритмических схем, игры на музыкальное внимание (дети бегают вокруг стульев, число которых на один меньше числа играющих), увлекательные игры, которым, кстати, неплохо давать названия, чередуются с музыкальными фрагментами (аудиозаписи). Дети должны своими словами описать характер музыки, рассказать придумать её сюжет. Музыкальная разминка завершается обычно пением несложной песни, причем каждый раз дается новое задание, связанное с пением: изменение громкости звучания; изменение характера исполнения; пение группами; пение индивидуальное; пение по частям (друг за другом) и т.п. продолжительность этой части до 15 минут.
Вторая часть занятия (40 минут) это сценическая работа, которая состоит из игр, заданий, направленных на
* постижение основ актёрского мастерства;
* знаний о выразительных средствах общения;
* отрабатываются манеры поведения на сцене;
* умение «подать» себя зрителям;
* ведется работа по художественно - техническому оформлению спектакля.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Воображение – глаза души (5 часов)
2. Психогимнастика (5 часов)
3. Терапия движение (5 часов)
4. Сценическое перевоплощение (4 часа)
5. Партнёрство в актёрской игре (4 часа)
6. Воздействие словом (5 часов)
7. Сказкотерапия (10 часов)
8. Через творчество к самосовершенствованию (4 часа)
9. Музыкотерапия (8 часов)
10. Куклотерапия (10 часов)
11. Проективный рисунок (7 часов)
12. Театроведение (8 часов)
13. Эмоции и жизненные силы (4 часа)
14. День за днём в стране фантазий (5 часов)
15. Игромания (7 часов)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА
Программа школьного театра состоит из 15 разделов
Раздел 1 «Воображение – глаза души» Эстетическое восприятие авторского текста – одна из основных способностей чтеца и актёра. Слушая или читая произведение, мы представляем картины действия, природу, образы героев. Почему? От чего это зависит?
Во многом это зависит от воображения. Что такое воображение? Воображение – психический процесс, заключающийся в способности сознания перерабатывать, преобразовывать материал восприятий, впечатлений, создавать на их основе новые наглядные образы, мысли, идеи. С помощью специальных заданий, упражнений, игр, работы с образными выражениями, анализом разных впечатлений и представлений способствовать развитию воображения.
Раздел 2 «Психогимнастика» Занятия направлены на решение задач групповой коррекции: установлению контакта, снятие напряжения, формирование навыков передачи и получения обратной связи. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.
Раздел 3 «Терапия движением» Цель занятий – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, формирование навыков общения и социальных навыков, исследование чувств. Главная установка терапии движением – движения отражают черты личности.
Раздел 4 «Сценическое перевоплощение» Нам с детства знакомы игры в «школу», «семью», «магазин», «почту» и т.п., где дети серьёзно, правдиво (без вмешательства взрослых) играли свои роли. Менялся внешний вид, мимика, речь; маленькие дети превращались во взрослых, играя соответствующие роли. Сценическое перевоплощение – это правдивое действие в сценических условиях в соответствии с логикой поведения, целями, намерениями изображаемого лица. Цель занятий - научить ребёнка-актёра раскрыть идейную суть действия. Образа и своё отношение к нему, оставаясь самим собой, поставить себя в положение другого человека, точно, ярко, и правдиво выражать характер персонажа.
Раздел 5 «Партнёрство в актёрской игре» Детский театр, несомненно, отличается от профессионального, но он, как миниатюра школьной жизни, как миниатюра настоящего театра, базируется на основах, традициях и образцах художественного творчества и искусства. Театральное искусство предполагает коллективное творчество. В спектаклях у всех разные роли, но они объединены общей целью, общей идеей. Успех выступления зависит от успеха каждого актёра; это воспитывает ответственность, чувство коллективизма, умение подчинить свои интересы общему делу.
Раздел 6 «Воздействие словом» Цель занятий – показать детям, что слово это образ, это явление, что его можно увидеть. Нужно уметь воздействовать словом – так как это основная форма воздействия одного человека на другого или других. Овладение техникой воздействия и интонационной выразительностью речи проходит постоянно на каждом занятии в форме выполнения специальных упражнений, заданий и т.п.
Раздел 7 «Сказкотерапия» Занятия направлены на развитие творческих способностей, мышления, воображения и внимания ребёнка, расширения сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром, формирование адекватной самооценки. Сказку можно: анализировать, сочинить, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Раздел 8 «Через творчество к самосовершенствованию» «Все виды искусства служат величайшему из искусств – искусству жизни на земле» (Б.Брехт). Задача занятий данного направления побуждать детей через силу художественного образа в произведениях думать, анализировать жизнь, стоить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, мир его чувств и мыслей. без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого уважения к личности, к моральному влиянию коллектива.
Развитию творческих способностей учащихся помогают специальные упражнения, задания, игры, конкурсы; словотворчество, импровизация, театральная деятельность.
Раздел 9 «Музыкотерапия» Цель занятий – коррекция эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, в том числе при коммуникативных затруднениях. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для повышения их эффективности.
Раздел 10 «Куклотерапия» Занятия направлены на улучшение социальной адаптации, снятие страхов, тревоги, неуверенности, застенчивости. Предлагаемые задания и упражнения основываются на процессах иде5нтификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Раздел 11 «Проективный рисунок» Использование рисования направлено на снятие у ребёнка психического напряжения, стрессовых состояний. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Раздел 12 «Театроведение» Занятия направлены на развитие у ребёнка речевого дыхания и правильной артикуляции, произвольного реагирования на музыкальный сигнал, развития умения пользоваться жестами и двигаться, развития
интереса к сценическому искусству. Включает в себя театральные игры, ритмопластику, культуру и технику речи, основы театральной культуры.
Раздел 13 « Эмоции и жизненные силы» Наша жизнь немыслима без эмоций и без чувств. Эмоции – форма непосредственного психического отражения объектов, явлений, ситуаций: насколько они удовлетворяют наши потребности. Любая новая ситуация, информация, которая способствует удовлетворению потребностей, вызывает положительные эмоции, а все что этому препятствует – отрицательные. В эмоциях человека своеобразно выражается отношение к условиям и задачам его деятельности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности и нежелательности, полезности и вредности.
Необходимо на занятиях внушить ребятам, что эмоции тесно связаны с жизненными силами человека. По своей природе отрицательные эмоции направлены против выживания, тогда как положительные помогают выживанию.
Раздел 14 «День за днём в стране фантазий» Цель занятий развивать воображение и творчество, как движущие силы человеческого существовании. Роль фантазии в творческом процессе переоценить трудно. Любой человек, кем бы он ни был, всеми своими достижениями обязан своей фантазии. Динамическим принципом фантазии является игра, которая считается присущей ребенку и тем самым несовместимой с серьёзной работой. Но никакой творческий процесс не может зародиться и существовать без этой игры фантазии.
Раздел 15 «Игромания»
Все лучшее, что делается с нами
Весенней созидательной порой,
Творится не тяжелыми трудами,
А лёгкою искрящейся игрой.
В дошкольном возрасте игре, как само собой разумеющееся, придают все педагоги большое значение. Подросток же чаще слышит: «Ты должен учиться, не играть!» Но ведь подростковый возраст – это переход из детства во взрослость. Символически происходит умирание ребенка и рождение взрослого. Это тяжело. Что как не игра, научит его быть взрослым. Игра в этом возрасте очень важна – она показывает модели взрослого поведения, помогает осознать себя и ответить на волнующие вопросы, способствует адаптации и социализации.
Учебная программа театра имеет два переплетающихся в течение года направления обучения.
*Первое направление включает в себя представленные выше разделы и решает задачи формирования различных умений и навыков.
*Второе направление программы – работа над спектаклем, в процессе которой полученные умения и навыки закрепляются.
Учебно тематический план занятий школьного театра.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
|
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ (задания, игры, упражнения) |
||
1. Воображение – глаза души
|
||||
Занятие 1. Тестирование. |
Определить уровень яркости воображения
|
Тест «Проверьте ваше воображение» |
||
Занятие 2. Упражнения на развитие воображения через активную память.
|
Развивать яркость воображения и устойчивости воображаемой картинки |
«Фотография» «Остановись мгновение» |
||
Занятие 3. Упражнения направленные на моделирование и «оживление» воображаемой картинки |
Развивать смелость, свободу мышления. |
«Живая фотография» «Оживление»
|
||
Занятие 4. Развитие воссоздающего воображения. |
Учить воссоздавать, развивать авторский замысел, но и «домысливать» его. |
«Взаимодействие с образами» «Диалог с картиной» |
||
Занятие 5. Развитие творческого воображения |
Развивать способность выражать отношение к воображаемому отражению действительности |
«Формирование событий» «Предвосхищение ситуации
|
||
2. Психогимнастика
|
||||
Занятие 1. Мимические и пантомические этюды |
Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний |
«Знакомство» «Передача ритма по кругу» «Передача движения по кругу» |
||
Занятие 2. Этюды и игры, направленные выражение отдельных свойств личности и эмоций.
|
Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера |
«Зеркало» «Я иду по воде» «Преодоление трудностей» |
||
Занятие 3. Этюды и игры, направленные на определённого ребенка или группу в целом. |
Коррекция настроения, отдельных черт характера ребёнка, сокращение эмоциональной дистанции между участниками |
«Я и группа» «Только я» «Привычные жизненные ситуации» |
||
Занятие 4. Психомышечная тренировка
|
Снятие эмоционального напряжения |
«Скульптор» «Запретный плод» |
||
Занятие 5. Моя семья. |
Моделирование стандартных семейных ситуаций. |
«Моя семья» «Мой дом» «Семейный праздник» |
||
3. Терапия движением
|
||||
Занятие 1. Углубление осознания собственного тела и возможностей его использования |
Развитие осознания собственного, создание позитивного образа |
Разогрев, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивание. |
||
Занятие 2. Усиление чувства собственного достоинства.
|
Развитие навыков общение, исследование чувств |
«Встреча и расставание отдельных частей тела» |
||
Занятие 3. Развитие социальных навыков.
|
Раскрепощение участников, выражение эмоций. |
«Знакомство телом» «Разговор телом» |
||
Занятие 4. Контакт с собственными чувствами. |
Согласование чувств с движениями |
«Пространство» «Сила» «Время» «Течение» |
||
Занятие 5. Создание «магического кольца» |
Организация совместной работы в группе |
«Дыхание одного животного» «Сердцебиение одного животного» |
||
4. Сценическое перевоплощение
|
||||
Занятие 1. Поиск путей внешнего перевоплощения. |
Развитие умения различать эмоциональные ощущения и связывать с ними физическое состояние |
«Разыгрываем конфликты»
|
||
Занятие 2. Раскрытие идейной сути действия, образа. |
Развитие умения чувствовать партнера и нести ответственность за свои действия |
«Парикмахерская» «Больница» «Магазин» |
||
Занятие 3. Самоусовершенствование своего душевного перевоплощения. |
Активизация лучших черт ребенка, чувствительности, восприимчивости к окружающему миру.
|
«Зоопарк» «Цирк» |
||
Занятие 4. Через вдохновение к творческому подъему.
|
Активизация творческого мышления, воображения и фантазии. |
«Детский анекдот» |
||
5. Партнёрство в актёрской игре
|
||||
Занятие 1. Групповое взаимодействие.
|
Учить подчинять работу в группе общей цели, общей идее
|
«Передача настроения» «Выражение лица» |
||
Занятие 2. Действие-настоящее, действие-сценическое |
Воспитание чувства коллективизма, подчинения своих интересов общему делу. |
«Затянувшийся кадр» «Передача энергии» |
||
Занятие 3. Коллективное творчество. |
Сотрудничество и взаимопонимание между детьми и педагогом |
«Передача слова» «Цепочка» |
||
Занятие 4. Межличностное познание друг друга.
|
Создание атмосферы доверия через принятие личности каждого участника театра |
«Напряжённая ситуация» «Приветствие» |
||
6. Воздействие словом
|
||||
Занятие 1. Роль слова в нашей жизни. |
Дать описание словом чувств и представлений после прочтения отрывков из произведений. |
Отрывки из известных детских произведений и сказок |
||
Занятие 2. Чувства и образы, вызываемые словом. |
Развитие грамотной, лаконичной речи |
«Ассоциации» «Представьте картину» |
||
Занятие 3. Энергетический заряд слова. |
Овладение техникой интонационной выразительностью речи. |
«Определи профессию» |
||
Занятие 4. Логика бессловесных и словесных действий. |
Понять назначение и действие слова через работу над текстом, фразами и т.п. |
«Пойми меня» «Покажи фразу – угадай фразу» |
||
Занятие 5. Реализация актёрских способностей.
|
Самостоятельное самораскрытие через слово |
«Если бы я был…» «Реклама» |
||
7. Сказкотерапия
|
||||
Занятие 1. Мой друг – мультик. |
Развитие произвольного внимания – умения максимально концентрироваться на происходящем на экране. |
Просмотр мультфильмов. |
||
Занятие 2. Мои сильные и слабые стороны.
|
Формирование интереса к себе и другим, развитие творческого самовыражения |
Упражнение «Каракули» Шуточный тест «Китайская рулетка» |
||
Занятие 3. Лабиринты Я
|
Формирование позитивной Я-концепции |
«Создай маску» «Драматизация с масками» |
||
Занятие 4. Я архитектор.
|
Развитие мелкой моторики, зрения, концентрации внимания, творчества.
|
Сказочная архитектура из спичек |
||
Занятие 5. Книга сказок. |
Учить читать незнакомый текст, перевоплощаться по ходу текста. |
Анализ знакомых сказок Чтение сказок по ролям |
||
Занятие 6. Постановка знакомых сказок с помощью кукол и игрушек.
|
Знакомство с сильными сторонами личности ребёнка посредством сказок. |
Рассказывание знакомых сказок. Постановка сказок с помощью кукол, игрушек. |
||
Занятие 7. Постановка знакомых сказок с помощью кукол и игрушек. |
Транслирование ребёнку безусловного принятия и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.
|
Постановка и проигрывание сказки «Дюймовочка» |
||
Занятие 8. Сочинение сказок. |
Прослеживание основных этапов становления и развития личности ребёнка.
|
Основные этапы сочинения сказки. Сочинение вежливых сказок |
||
Занятие 9. Сочинение сказок. |
Проигрывание эмоциональных кризисов и преодоление страха.
|
Сочинение и проигрывание добрых сказок. |
||
Занятие 10. Сочинение сказок. |
Индивидуальное реагирование на значимые эмоции, внутренние конфликты и затруднения. |
Сочинение и проигрывание красивых сказок. Игра «Современная сказка» |
||
8. Через творчество к самосовершенствованию
|
||||
Занятие 1. Импровизируем и играем. |
Развитие эмоциональности, умения в обычном увидеть необычное. |
«Театрализованные шарады» «Сценические импровизации» «Ералаш» |
||
Занятие 2. Урок улыбок. |
Развитие ребёнка через юмор и смех. |
«Театр-экспромт» «Весёлая история» |
||
Занятие 3. Художественный образ в рифме. |
Через творчество к самоутверждению. |
«Вредные советы». «Буриме» |
||
Занятие 4. Декламация. |
Обогащение художественно-эстетического опыта.
|
«Необычная декламация» |
||
9. Музыкотерапия
|
||||
Занятие 1. Выбор музыки и музыкальных инструментов. |
Эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния. |
Прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение ассоциаций, мыслей, фантазий, возникающих в процессе прослушивания.
|
||
Занятие 2. Вокалотерапия. |
Проявление индивидуальности через музыку. |
«Вокалотерапия» «Вокал с юмором» «Караоке» |
||
Занятие 3. Рисование музыки. |
Концентрация внимания на исполняемом произведении. Снятие эмоционального напряжения.
|
Тренинг «Я рисую музыку» |
||
Занятие 4. Музыкальные карты настроения. |
Формирование умения словесного описания чувства.
|
«Карты настроения» |
||
Занятие 5. Диалог с помощью музыкальных инструментов.
|
Создание доверительной атмосферы в группе. |
Ролевые игры с использованием музыкальных инструментов. |
||
Занятие 6. Слушаем природу. |
Концентрация на произведении с элементами звуков природы. |
Прослушивание аудиозаписей. |
||
Занятие 7. Слуховое внимание. |
Активизация произвольного слухового внимания, умения различать звуки. |
«Море» «Родники и река» «Пение птиц» |
||
Занятие 8. Союз музыки и движений. |
Развитие внимания, связанного с координацией, слухового и двигательного анализаторов. |
«Изображаем звуки» «Изображаем музыку» |
||
10. День за днём в стане фантазий
|
||||
Занятие 1. Фантазия – песня души.
|
Создать позитивное настроение в группе |
Сочинение сказки «Королевство Фантазии» |
||
Занятие 2. Свет мой, зеркальце, скажи…
|
Развитие рефлексивных способностей, создание мотивации на познание себя. |
«Рисование в зеркалах» «Зеркала» |
||
Занятие 3. Свет и тень. |
Познание и принятие своих положительных качеств. Развитие фантазии и воображения. |
«Мои свет и тень» «Паутина» «Четыре стихии» |
||
Занятие 4. Бесконечная фантазия. |
Развитие самосознания. Развитие творческого потенциала. |
«Измени фантазию» «Мелодия группы» Изготовление амулетов. |
||
11. Театроведение
|
||||
Занятие 1. Театральные игры
|
Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности. Обучение способам снятия зажатости и скованности, а также согласование своих действий с другими детьми. |
«Эстафета» «Кто во что одет» «Весёлые обезьянки» «Телепаты» «Передай предмет»
|
||
Занятие 2. Театральные игры. |
Развитие умения произвольно реагировать на команду. |
«Внимательные матрёшки» «Я на сцене» «Я в зрительном зале» |
||
Занятие 3. Ритмопластика. |
Развитие умения пользоваться жестами, совершенствование двигательных способностей детей, ловкости, подвижности. |
«Самолеты и бабочки» «Осенние листья» «В царстве золотой рыбки» |
||
Занятие 4. Ритмопластика. |
Обучение произвольному реагированию на музыкальный сигнал. Развивать умения передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. |
«Бабочки» «Считалочки» «Кактус и ива» «Конкурс лентяев»
|
||
Занятие 5. Культура и техника речи. |
Развитие речевого дыхания |
Чтение стихотворений, четверостиший |
||
Занятие 6. Культура и техника речи. |
Развитие дикции. Формирование умения строить диалог, подбирать слова по общим признакам. |
«Фыркающая лошадка» «Вопрос-ответ» «Волшебная корзинка» Скороговорки.
|
||
Занятие 7. Основы театральной культуры.
|
Формирование интереса к сценическому искусству. |
Просмотр на DVD постановки спектакля к-л театра. |
||
Занятие 8. Основы театральной культуры. |
Знакомство детей с видами театрального искусства: драматическим музыкальным, кукольным театром.
|
Изучение театрального словаря. |
||
12. Куклотерапия
|
||||
Занятие 1. Знакомство с куклами. |
Улучшение социальной адаптации. |
Рассматриваются все виды кукол.
|
||
Занятие 2. Изготовление пальчиковых кукол. |
Развитие произвольности психических процессов, развитие воображения. |
«Знакомство со слугами чувств» Изготовление пальчиковых кукол. |
||
Занятие 3. Игра с куклами. |
Коррекция страхов, нарушения поведения, снятие нервно-психического поведения. |
Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. |
||
Занятие 4. Игра с куклами. |
Проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний. |
Обыгрывание отрывков из известных детских сказок |
||
Занятие 5. Театр одного актёра. |
Проигрывание эпизодов, в которых участвует два героя одним актёром.
|
Эпизоды из сказок. |
||
Занятие 6. Театр одного актёра.
|
Улучшение эмоционального фона группы. |
Эпизоды из сказок. |
||
Занятие 7. Работа с мультфильмами. |
Развитие воображения и фантазии. Озвучивание мультфильма.
|
Кукольные мультфильмы. |
||
Занятие 8. Работа с мультфильмами. |
Улучшение атмосферы при работе в парах. Формирование творческого доверия друг другу.
|
Кукольные мультфильмы. |
||
Занятие 9. Работа с фланелеграфом. |
Повысить эмоциональное состояние ребёнка, коррекция психического состояния.
|
Сказки, написанные детьми. |
||
Занятие 10. Игра с куклами.
|
Развитие фантазии и воображения. |
Игра «Изобрази эмоцию» Игра «Сон» |
||
13. Проективный рисунок.
|
||||
Занятие 1. Тематическое индивидуальное рисование. |
Развитие чувственно-двигательной координации, выявление и осознание трудновербализуемых проблем, переживаний детей.
|
Рисуем радостную сказку. Рисуем страшную сказку. Рисуем грустную сказку. |
||
Занятие 2. Тематическое индивидуальное рисование. |
Развитие чувственно-двигательной координации, выявление и осознание трудновербализуемых проблем, переживаний детей.
|
Рисуем интересную сказку. Рисуем злую сказку. Свободное рисование. |
||
Занятие 3. Совместное рисование. |
Активизация взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
|
Рисунок группы, её настроения. Обсуждение. |
||
Занятие 4. Дополнительное рисование.
|
Развитие умения понимать и чувствовать другого.
|
Рисунок «Остров счастья» Разбор каждого рисунка. |
||
Занятие 5. Свободное рисование. |
Предоставление участникам возможности показать наиболее значимые моменты и сюжеты его жизни.
|
Тема рисунка свободная. |
||
Занятие 6. Рисование иллюстрации к любимой сказке. |
Предоставление возможности участникам побыть наедине с любимой сказкой.
|
Тема рисунка «Любимая сказка» Выставка работ. |
||
Занятие 7. Работа с цветом. |
Показать свое настроение через используемые цвета для разукрашивания картинок.
|
Используются одинаковые иллюстрации для всех участников группы. Обсуждение картинок. |
||
14. Эмоции и жизненная сила
|
||||
Занятие 1. Относительность эмоций. |
Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения.
|
Упражнение «Относительность эмоций» |
||
Занятие 2. Список отрицательных эмоций.
|
Знакомство со способами избавления от отрицательных эмоций. |
«Стук сердца» «Горе Золушки» «Отвращение» |
||
Занятие 3. Где искать положительные эмоции.
|
Воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстника и в самом себе. |
«Встреча с …» «Волшебные создания» «Преображение» |
||
Занятие 4. Отличия между чувствами и эмоциями. |
Развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния: напряженность –расслабленность.
|
Просмотр мультфильмов, фильмов «Ералаш» с обсуждение. |
||
15. Игромания
|
||||
Занятие 1. Взгляд на мир. |
Анализ своих состояний и чувств. |
Упражнения с цветными стёклами, обсуждения видения мира через каждое стекло . |
||
Занятие 2. Галерея образов. |
Актуализация и проигрывание латентных ролей.
|
Обыгрывание ролей по заданиям на карточках, создание заданного образа. |
||
Занятие 3. Зазеркалье. |
Актуализация образа «Я». Развитие навыков рефлексии.
|
«Я – зеркало» «Новая жизнь» разбитого зеркала» |
||
Занятие 4. Игры с продуктами. |
Гармонизация эмоционального состояния. Содействие снижению вербальной и физической агрессии.
|
«Вкусная мандала» «Хрустящий Барабек» «Апельсиновый Джо» |
||
Занятие 5. Игры с одноразовой посудой и пластиковыми бутылками.
|
Содействовать детям в достижении цели, актуализации и укреплению защитных механизмов. |
«Взятие замка» «Тарелочный щит» «Минёры – сапёры» |
||
Занятие 6. Игры с карточками. |
Содействовать ролевой интеграции, переориентации поведенческих моделей.
|
«Проба на роль» «Решение задач» «Создание сюжета» |
||
Занятие 7. Игры с глиной (соленым тестом). |
Гармонизация эмоционального состояния, Эмоциональное отреагирование.
|
Рисование жидким солёным тестом. Скульптура состояния. |
||
Занятие 8. Игры с шарами. |
Гармонизация эмоционального состояния, сплочение группы.
|
«Разминки с шарами» «Битвы на шарах» «Скульптуры» |
||
Импровизация.
Импровизация составляет суть сценического творчества, помогает живому общению и взаимодействию партнёров. Учитывая то, что импровизация – это сочинение в процессе исполнения без предварительной подготовки, свободное фантазирование, которому свойственны неожиданность и внезапность, учащиеся по-разному «видят» и представляют те или иные образы, картины, явления. Например, такие импровизации, как «Встреча утреннего солнца», «В лесу перед грозой», «Среди инопланетян» и т.п., помогают обратить внимание детей не только на их действия, образность, но и на мелкие детали, умение передавать все до мелочей. Способность к перевоплощению позволяет правдиво, естественное помощью воображения, артистичности, оставаясь самим собой, ставить себя в положение другого человека. Сценическое искусство учит познавать человека, быть чутким, внимательным, видеть и «читать» смысл действий.
Упражнение «Смысл действий»
1. Определите по движениям, жестам, поступкам играющего его дальнейшее действие. Входит играющий, выполняет по желанию (или заданию, известному только ему), действия (переставляет стулья, пересаживает кого-то, что-то меняет местами на столе и т.п.). Понаблюдайте за ним. О чём он думает? Что он дальше собирается делать? С какой целью он выполняет свои действия?
2. Пантомима по желанию играющего. О чём? Это знает только он один. Попытайтесь понять смысл его действий. О чём он нам сообщает? Что он делает? С какой целью?
На занятиях в сценических условиях дети проверяют себя, сверяют свое поведение с действиями и поступками литературных героев, сверстниками в жизненных ситуациях. А как бы вы поступили на его месте? Чему можно поучиться у героя? Что вам не нравится? Что вы категорически отвергаете?
Игра «Роль на выбор»
Какую роль вы хотели бы играть: отражающую ваш характер, персонажа, похожего на вас или противоположного вам? Какую роль легче играть? Почему? Способны вы увидеть или хотя бы раз взглянуть на себя со стороны? Давайте попробуем!
Эта игра поможет нам ответить на эти вопросы. Выберите себе роль по желанию. В названии её – основное, доминирующее качество – характеристика героя. Мы с вами проведём дискуссию по ролям и обсудим предстоящий поход. Роли: Лидер, Весельчак, Недовольный, Оптимист, Лирик, Зануда, Деловой, Труженик. После игры проводится обсуждение. Почему вы выбрали определённую роль? С чем это связано? Как себя в ней чувствовали? Играли в серьез или…
Воображение и внимание.
Эстетическое восприятие авторского текста – одна из основных способностей чтеца и актёра. Слушая или читая произведение, мы представляем картины действия, природу, образы героев… Представляемые картины у всех получаются разные. Почему? От чего это зависит?
Во многом это зависит от воображения и внимания.
Что такое воображение? Воображение – это психический процесс, заключающийся в способности сознания перерабатывать, преобразовывать материал восприятий, впечатлений, создавать на их основе новые наглядные образы, мысли, идеи.
«Внимание есть процесс. В процессе внимания вы внутренне совершаете четыре действия. Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него». Эти слова М.Чехова необыкновенно точно определяют методическую суть упражнений, которые не только развивают внимание, но и делают его творчески заостренным, направленным на раскрепощение фантазии. Ниже приведены упражнения, которые я успешно использую в своей работе для развития внимания.
1. Картинки из спичек.
Упражнение строится как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу, так как дети не связаны размером столов чувствуют себя более раскованно.
2. Нарисую у тебя на спине…
Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине. Упражнение кажется простым и увлекательным, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений. Важно чтобы дети не обязательно точно определили рисунок, а попытались его представить и выразить словами.
3. Роботы.
Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:
1. умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».
2. умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление, пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-нибудь предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. «Робот» должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности. Можно для обострения игрового начала упражнения бывает целесообразно установить временные рамки упражнения или провести конкурс на самого быстрого «робота».
4. Рисунки на заборе.
Её значение в воспитании абстрактного мышления. Предлагается участникам игры нарисовать на «заборе» (стенка класса) воображаемый рисунок, т.е. начертить его пальцем. Данное упражнение направлено на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка. Но не менее важно развитие сообразительности, «игры ума». Важно, что ребенок подчиняет свою свободу поведения в игре и свою фантазию некой цели, творческой задаче.
5. Упражнения «фотография»
Найдите приятный вам предмет или тот, который вам не безразличен. Смотрите на него неотрывно в течение 3-5 секунд, стараясь «сфотографировать». Закройте глаза и в течение 3-5 секунд старайтесь его вызывать и удержать. Чем ярче, точнее и правдивее образ, тем выше уровень вашего воображения. Научитесь по желанию «повторять» образ в воображении и «стирать» его. Разнообразьте и усложняете вашу «фотографию».
6. Упражнение «Оживление».
Попробуйте представить какого- либо зверя. Теперь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть он живёт своей жизнью в вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходите к «оживлению» предметов по той же схеме. Упражнение выполняйте сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Можно представить, что вы касаетесь предмета или дуете на него, и он оживает. Попробуйте в воображении выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами. Представьте с закрытыми глазами, что на кисть руки садится божья коровка и ползает по сгибу локтя по обнажённой руке. Какие чувства, ощущения вы испытываете?
Постижение понятия «характер»,
(индивидуальные отличия, особенности).
1. Клоун раскидай.
Каждый ученик создает своими руками из одних и тех же материалов и по единой технологии, определяемой преподавателем, куклу клоуна в соответствии со своим индивидуальным представлением о том, как он должен выглядеть: раскрашивает лицо, подбирает элементы костюма и т.п. это задание выполняется ни на одном занятии. Работе с материалами, беседам с педагогом о том, каким хотелось бы видеть своего клоуна каждому из учеников, могут быть посвящены несколько занятий. По окончании изготовления куклы, предлагается «оживить» её, вступить в диалог с другим клоуном, разыграть простую ситуацию.
2. Мозаика.
Предлагается разложить на листе-рисунке набор из слов на тему заданную педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся того рисунка, на котором они разложены. Необходимо следить за тем, чтобы рассказы детей не повторялись и были в той или иной степени связаны с общей темой, задаваемым рисунком на котором складывается «мозаика».
3. Цирковая афиша.
Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.
4. С миру по строчке…
Каждому ребенку дается по порядку строчка из стихотворения или басни, известной всей группе. Задача группы – составить из этих последовательных строчек рассказ, смысл которого меняется в зависимости от задания педагога (группа – прокурор, адвокат героя, и т.п.). Дело не в том, чтобы выстроить интонацию, а в том, чтобы на действие, заданное преподавателем каждая строчка была бы нанизана, как бусинка на нить. Это дает возможность и изменением задания, прикоснуться к понятию – интерпретация.
Упражнения школы актёрского тренинга.
Данные упражнения опираются на материал, доступный детскому мироощущению: детских стихах, баснях, любимых всеми играх, инсценированных песнях. Приведу те задания и разработки, которые уже несколько лет успешно используются в подготовке ребят и прошли длительную практическую апробацию
1. Говорим по-болтунски!
Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский). Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно затруднительно для взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный отклик. Изобретательность детей столь высока, что, чаще всего они почти сразу, поняв задание и заговорив «по-болтунски», используют довольно точные рифмы, вернее их звукоподражающее соответствие. Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность действия.
2. Игра «Вредные советы».
Игра «на вылет». Можно выбрать любую детскую игру, при которой остается один проигравший. Именно этот проигравший читает стихи из книги Г.Остера «Вредные советы». Таким образом, дети, слушая других, запоминают текст быстрее. Чтение наизусть перед своими товарищами позволяет педагогу осуществлять постоянный контроль за овладением культуры речи. Важен и момент выбора материала (стихов, песен). Такая работа способствует сплочению коллектива, стиранию возрастных барьеров.
3. Елки – палки.
Детям предлагаются для игры следующие предметы: гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки. При их помощи просят создать «лес», «паровоз», какое-либо место действия, объект и тому подобное. Разрешается дудеть, прыгать, лежать на полу, подражать ветру и так далее. Важно, чтобы создание общего места действия или предмета захватило всю группу, чтобы никто не остался безучастным к происходящему. Педагог следит за пластическим выражением эмоций, за жестом.
4. Тепло-холодно.
Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к спрятанному предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в минор, убыстрение, замедление темпа и т.п.) ребёнок сосредотачивает своё внимание параллельно на двух объектах (предмет поиска и звучание музыки). Это дает дополнительный эффект в деле развития внимания и музыкального слуха.
Ребёнок экстравертирован.
Остановимся на том, что является принципиальным отличием в работе с детьми. У ребёнка процесс становления темперамента не закончен. Специализация полушарий головного мозга у детей находится в развитии. Детский мозг пластичен. У ребенка еще нет строгой детерминации, строгой ассиметрии, делающей взрослых «людьми цивилизации». Правое и левое полушария выполняют функции друг друга. Доступ к бессознательному проще, мозговая цензура еще не так развита, поэтому творчество ребенка по природе своей гораздо более искренне. Известный немецкий психиатр, Карл Леонгард, считает; «Ребенок экстравертирован; он обращен к процессам, воздействующим на его чувства, и реагирует на них соответствующим поведением, мало раздумывая.. Взрослый, по сравнению с ребёнком, интровертирован. При экстравертированности в мыслях и в поведении преобладает мир восприятий, при интровертированности – мир представлений».
1. Я – врунишка! Конкурс «врунов».
Учащимся предлагается рассказать или придумать историю, которая произошла в реальной жизни где – угодно: на даче, в летнем лагере, на катке и т.п. После того, как все ученики расскажут свои истории, начинается обсуждения, кто из них рассказал правду, кто придумал, и чья история показалась самой интересной. Упражнение это полезно как в плане специальной подготовки, так и в плане развития речи и логики.
2. Чехарда.
Играет вся группа, разучившая предварительно хоровой стихотворный текст. Педагог следит за ритмическим исполнением текста и движений. Перед тем, как дать группе текст, следует подумать о том, чтобы он содержал, звукосочетания, произнесение которых необходимо тренировать. Для «Чехарды» прекрасно подходит текст, в котором много гласных, правильное произнесение которых затрудняется прыжками.
Незнайка! Узнай-ка правдивую враку!
Два мёртвых Зазнайки затеяли драку,
Бегом поползли друг от друга вспять,
Достали ножи и стали стрелять.
Глухой полицейский на шум прибежал,
И мёртвых зазнаек убил наповал!
Ты думаешь правды во враке – ни слова?
Спроси-ка видавшего драку слепого!
3. С днём рождения!
День рождения каждого ребёнка является праздником для всех. Вот почему очень важно приучить группу к тому, что накануне дня рождения кого-либо из группы все готовят творческий подарок. Это могут быть песенка, танец, стихотворение, новое упражнение или игра, в центре которого должен быть новорожденный. Педагог не должен контролировать подготовку поздравлений явным образом, так как самостоятельная работа на сцене, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем многие упражнения.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В.А. Сухомлинский)
Надо помнить:
(В.А. Сухомлинский)
(Ж.-Ж. Руссо)
(Ж.-Ж. Руссо)
(А.С. Макаренко)
(В.А. Сухомлинский)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.