Программа «Система оценки качества образования»

  • doc
  • 19.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВСОКО программа.doc

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Утверждаю:

Директор школы       Н.А. Паршукова

Введено в действие приказом № ________

от « ____» ______________ 2017 г.

 

Принято педсоветом

Протокол № ___ от « ____» __________ 2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

Программа

«Система оценки качества  образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Страницы

Пояснительная записка

3

I. Цели и задачи программы.

4

II. Условия реализации программы

4

III. Принципы системы оценки качества образования ОУ

4

IV. Организационно-технологическая схема функционирования СОКО

5

V. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО

7

VI. Общественное участие в оценке о контроле качества образования

10

VII. Независимая оценка качества образования

10

VIII. Схема оценки качества общего образования

10

IX. Система управления качеством образования

11

X. Приложения к программе

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

            Изменение целей образования и условий его получения тесно связано с обновлением подходов к определению и оценке качества образования. Раз­витие вариативности обучения при сохранении образовательного простран­ства требует разработки и внедрения механизмов реального влияния на ка­чество образования. В свою очередь, повышение эффективности управления невозможно без своевременного получения надежной и достоверной инфор­мации о состоянии системы образования.

            В этих условиях создание системы мониторинга, обеспечивающей по­ступление объективной информации о состоянии и развитии системы обра­зования – это неотъемлемая составляющая совершенствования управ­ления качеством образования в школе.

             Программа «Система оценки качества образования» Тимшерской СОШ   разработана на основе ФЗ №273 «Об образовании Российской Федерации».  

            Предпосылками для создания программы «Система оценки качества об­разования» (далее - программа) стали:

•  необходимость:

-   систематизации накопленного опыта по оценке результативности образовательной деятельности школы;

-   обеспечения документальной обоснованности принятия управленческих решений;

•актуальность обеспечения информацией о состоянии дел в школе
внешних пользователей;

• использование программно-целевого метода управления как эффек­тивного средства принятия управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Цели и задачи программы

            Цели программы:

- совершенствование управления качеством образова­ния;

- предоставление всем участникам образовательного процесса и обще­ственности достоверной информации о качестве образования в школе;

- выявление с помощью системы критериев и показателей зависимости между ресурсами, условиями обучения и его результатами.

 

            Задачи программы:      

     создать единую систему диагностики и контроля состояния образо­вания, обеспечивающую определение факторов и своевременное   выявление изменений, влияющих на качество образования в ОУ;

     повысить объективность контроля и оценки образовательных до­стижений обучающихся;

     определить результативность образовательного процесса, эффек­тивность учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов, оценить реализацию инноваций в ОУ;

     содействовать принятию обоснованных управленческих решений, прогнозировать развитие образовательной системы школы;

     оценить эффективность и полноту реализации методического обе­спечения образовательного процесса;

     установить соответствие качества образования, требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

     определить степень соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям

     определить степень соответствия образовательных программ с учетом социального заказа нормативным требованиям

               

II. Условия реализации программы

     наличие ресурсного обеспечения;

     разработка научно-обоснованных методических материалов;

     определение процедур сбора информации;

     разработанная нормативная база;

     распространение опыта работы.

                Фактором успешной реализации организационно-технологической схемы функционирования мониторинга и оценки качества образования является наличие кадрового ресурса, способного работать с информацией, в т. ч. ис­пользуя новые технологии для принятия управленческих решений, и решать поставленные задачи.

 

III. Принципы системы оценки качества образования ОУ

                В основу системы оценки качества образования (далее - СОКО) ОУ по­ложены принципы:

 

     объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

     реалистичности требований, норм и показателей качества образо­вания, их социальной и личностной значимости;

     открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

     оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного применения);

     сопоставимости системы показателей с муниципальными, регио­нальными аналогами;

     доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

     соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

                              

IV. Организационно-технологическая схема функционирования СОКО

                               Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:

-                   администрацию школы;

-                   педагогический совет;

-                   методические объединения учителей-предметников;

-                   временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.)

 

Администрация  школы:

-                   формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение;

-                   разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;  

-                   обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

-                   организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

-                   организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

-                   обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

-                   обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад директора школы);

-                   принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО.

 

Методические объединения учителей-предметников:

-                   участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

-                   участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;

-                   содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

-                   проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся  и формируют предложения по их совершенствованию;

-                   готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 

 

Педагогический совет школы:

-                   содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школы;

-                   содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе;

-                   инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;

-                   принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;

-                   принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;

-                   принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школы;

-                   участие в оценке качества и результативности труда работников школы, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами школы.

-                   содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

-                   принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе;

-                   заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни учащихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;

-                   принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года.

                                              

V. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО

Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.

Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.

 

Предметом системы оценки качества образования являются:

-                   качество образовательных результатов учащихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения учащимися образовательных программ государственному и социальному стандартам);

-                   качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания;

-                   воспитательная работа;

-                   профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;

-                   состояние здоровья учащихся;

-                   учебно-материальная база;

-                   финансово-экономическое обеспечение;

-                   социальная инфраструктура.

Реализация школьной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.

 

Процедура оценки качества образовательных результатов учащихся включает в себя:

-                   государственную итоговую аттестацию выпускников 9-х классов ( ОГЭ);

-                   государственную итоговую аттестацию выпускников 11-х классов ( ЕГЭ);

-                   промежуточную и текущую аттестацию учащихся;

-                   мониторинговые исследования качества знаний учащихся 4-х классов;

-                   участие и результативность в школьных, муниципальных, республиканских и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

-                   мониторинговое исследование учащихся 1-х классов «Готовность к обучению в школе и адаптация»;

-                   мониторинговое исследование обученности и адаптации учащихся 5-го класса.

 

Процедура оценки качества организации образовательного процесса включает в себя:

-                   результаты лицензирования и государственной аккредитации;

-                   эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов и размещения информации на сайте школы;

-                   программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебном процессе;

-                   оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

-                   обеспеченность методической и учебной литературой;

-                   оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);

-                   оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;

-                   диагностика уровня тревожности учащихся 1, 5 классов в период адаптации;

-                   оценку отсева учащихся на всех уровнях обучения и сохранение контингента учащихся;

-                   анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;

-                   оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование  родителей.

 

Процедура оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:

-                   аттестация педагогов;

-                   отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);

-                   знание и использование современных педагогических методик и технологий;

-                   образовательные достижения учащихся;

-                   подготовку и участие в качестве экспертов  аттестационных комиссий, жюри и т.д.;

-                   участие в профессиональных конкурсах разного уровня;

-                   соответствие работников квалификационным требованиям по занимаемым ими должностям.

 

Процедура оценки здоровья учащихся включает в себя:

-                   наличие медицинского кабинета и его оснащенность;

-                   регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;

-                   оценку заболеваемости учащихся, педагогических и других работников школы;

-                   оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время);

-                   оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;

-                   диагностика состояния здоровья учащихся.

 

Процедура оценки учебно-материальной базы школы включает в себя:

-                   оценку материально-технической обеспеченности образовательного процесса;

-                   оценку санитарно-гигиенического состояния образовательной среды;

-                   оценку удовлетворения информационных запросов участников образовательного процесса.

 

Процедура оценки финансово-экономического обеспечения школы включает в себя:

-                   оценку выполнения обязательств по коллективному договору и иным соглашениям в области трудовых отношений между работодателем и работниками;

-                   оценку обеспечения школы товарами и услугами сторонних организаций, необходимыми для ее деятельности.

 

 Процедура оценки социальной инфраструктуры включает в себя:

-                   оценку условий для питания;

-                   оценку условий для медицинского обслуживания;

-                   оценку безопасных условий пребывания участников образовательного процесса в школе и на ее территории.   

 

Процедура оценки уровня метапредметных  компетенций учащихся в условиях введения ФГОС включает в себя:

-                   оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий на уровне, достаточном для продолжения обучения на уровне  основного общего образования;

-                   оценку внеучебных достижений учащихся;

-                   охват учащихся мониторинговыми мероприятиями по оценке уровня метапредметных компетенций.

Объектом мониторинга является качество условий (потенциала) школы, качество образовательного процесса и его результатов: их соответствие государственным образовательным стандартам, современной социальной политике и потребностям развития личности.

Показатели СОКО:

Качество инновационной деятельности оценивается по следующим показателям:

эффективность предпрофильной подготовки;

     положительная динамика результатов обучения школьников;

     полезность и практическая значимость инновационных процессов;

наличие совместных планов работы с учреждениями начального профессионального образования, социальными партнерами.

   

Комфортность обучения оценивается по следующим показателям:

     соответствие  техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитерро­ристической защищенности) требованиям нормативных документов;

     соответствие условий обучения (размещение ОУ, земельный участок, здание, оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, водоснабжение и канали­зация, режим общеобразовательного процесса, организация меди­цинского обслуживания, организация питания) требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;

     соответствующий морально-психологический климат.

 

Доступность образования оценивается по следующим показателям:

     система приема обучающихся в школу;

     отсев учащихся на всех уровнях обучения (количество, причины, динамика, законность);

     открытость деятельности ОУ для родителей и общественных орга­низаций.

 

Работа по сохранению контингента учащихся оценивается по следую­щим показателям:

     результаты исследования причин оттока детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне школы;

     расширение образовательных услуг, организация внеурочного вре­мени обучающихся.

 

Организации питания оценивается по следующим показателям:

     количество детей, обеспечиваемых бесплатным питанием;

     количество учащихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей;

     результаты мониторинга организации питания (положительные и отрицательные отзывы о качестве и ассортименте питания);

• соблюдение нормативов и требований СанПиН 2.4.2.2821-10.

VI. Общественное участие  в оценке и  контроле качества образования

Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:

-                   основным потребителям результатов СОКО;

-                   средствам массовой информации через публичный доклад директора школы;

-                   размещение  аналитических материалов, результатов  оценки качества образования на официальном сайте школы.

 

VII. Независимая оценка качества образования

Независимая оценка качества образования проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 12, статьи 94, 95).

Доведение до общественности информации о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикации самообследования на официальном сайте школы в сети Интернет.

 

VIII. Схема оценки качества общего образования

 

Показатели

Процедуры

Продукты

Пользователи

1. Материально-технические условия.

 

2. Информационно-коммуникационные ресурсы.

 

3. Кадровый состав.

 

4. Финансовое обеспечение.

 

5. Управленческий потенциал.

 

6. Обеспечение лицензионных нормативов.

 

7. Здоровьесбережение (питание, санитарно-гигиенические условия).

 

8. Содержание обучения (соответствие стандарту), качество образовательных программ.

 

9. Качество результатов обучения.

 

10. Индивидуальная оценка деятельности учащегося. Учебные (предметные, факультативные) и социально-личностные достижения (здоровье, нормативность поведения)

1. Обязательное статистическое наблюдение.

 

2. Лицензирование образовательной деятельности.

 

3. Государственная аккредитация образовательных учреждений (организаций).

 

4. Аттестация педагогических и руководящих кадров.

 

5. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

 

6. Государственная (итого

вая) аттестация выпускников.

 

7. Мониторинг и диагностика образовательных достижений обучающихся.

 

8. Олимпиады, конкурсы соревнования обучающихся.

 

9. Социологические исследования в области образования.

 

10. Мониторинг безопасности жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников ОУ.

 

11. Самоаудит (для подготовки публичного отчета о деятельности ОУ).

1. Публичный доклад.

 

2. Лицензионные документы.

 

3. Результаты аккредитации ОУ.

 

4. Аналитическая справка, справка ведомственных проверок.

 

5. Экспертные заключения.

 

6. Акты, предписания.

 

7. Раздел портала, сайт ОУ.

 

8. Результаты конкурсов.

 

9. Мониторинг учебной деятельности.

 

10. Результаты социологического опроса.

 

11. Приказы.

 

12. Свидетельство ГИА.

 

13. Аттестат.

 

14. Портфолио.

 

15. Программа развития ОУ.

1. Муниципальные органы власти.

 

2. Общественные структуры.

 

3.  Средства массовой информации.

 

4. Семья, родители (законные представители).

 

5. Учащиеся.

 

                                                               

IX. Система управления качеством образования

 

Уровни управления

Директор и его заместитель

Учитель

Классный руководитель

Ученик

Родитель

Действия

Создание условий повышения качества образования для обучающихся и педагогов.

 

Определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности образовательного процесса.

 

Обеспечение эффективности социального  партнерства.

 

Создание единой информационной системы.

 

Систематическое изучение образовательного спроса обучающихся, родителей  по вопросам качества образования.

Обеспечение условий развития личности обучающихся по показателям:

-  обученность;

-  обучаемость;

-  уровень сформированности ОУУН;

-  личностный рост.

 

Оценка результативности образовательного процесса по установленной циклограмме и технологии мониторинга.

 

Обработка результатов учебного процесса по предмету.

 

Накопление достижений и формирование портфолио.

 

Педагогическая рефлексия и взаимооценка коллег.

Обеспечение взаимодействия учителей-предметников, учащихся и родителей при проведении мониторинга результатов учебного труда классного коллектива.

 

Обработка данных мониторинга уровня обучаемости учащихся класса.

 

Оформление индивидуальной карты результативности учебного процесса.

 

Индивидуальная работа с родителями по выполнению рекомендаций психолога.

Развитие стремления к самопознанию, самовоспитанию, самореализации.

 

Овладение ключевыми компетентностями и культурой умственного труда.

 

Накопление достижений и формирование портфолио.

Создание условий в семье, обеспечивающих физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка.

 

Обеспечение систематического контроля результатов обучения ребенка.

 

Исполнение рекомендаций психолога, учителя, классного руководителя.

 

Участие в соуправлении школой.

 

X. Приложения к программе:

1.  Положение о внутренней системе оценки качества образования МОУ Тимшерской СОШ

2. Перечень показателей для осуществления внутреннего мониторинга качества образования (Приложение «Качество образовательных результатов»);

3. Перечень показателей для осуществления внутреннего мониторинга качества образования (Приложение « Качество реализации образовательного процесса»);

4. Перечень показателей для осуществления внутреннего мониторинга качества образования (Приложение «Качество условий обеспечивающих образовательный процесс»);

5. Критерии и показатели качества и результативности труда заместителя директора школы, (Приложение «Положение «О порядке установлению выплат стимулирующего характера работникам МОУ Тимшерской СОШ»);

6. Критерии оценки результативности педагогических работников МОУ Тимшерской СОШ (Приложение «Положение «О порядке установлению выплат стимулирующего характера работникам МОУ Тимшерской СОШ»);

7. Наличие изменения в должностных обязанностях работников школы по СОКО (заместителя директора по УВР,  учителя.);

 

 

 

 

Посмотрите также