Программа: "Социализация" 5-6 лет

  • pdf
  • 02.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала социализация.pdf

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развития дошкольников шестого  года жизни и основных принципов построения психологопедагогической работы, а также в соответствии с требованиями нормативных документов:

      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации »№ 273-ФЗ от

29.12.2012;

      Федеральный            государственный      образовательный      стандарт         дошкольного образования;

      Семейный кодекс РФ от 8.12.1995 № 223 (доп. № изм.);

      Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка В Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ;

      «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин

2.4.1. 3049-13;

      Образовательная программа ДОУ.

Сведения об использовании комплексных и парциальных программ:

      Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения, разработанная коллективом самостоятельно.

      Комплексные программы: «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

      Примерный региональный модуль программы дошкольного образования«Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011 (рекомендовано Республиканским экспертным советомпри Министерстве образования РМ, 2011 г.

      Парциальные программы: Программы художественно- эстетического направления И.А. Лыкова. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.(рекомендована Ученым советом института художественного образования Российской академии образования)

Согласно ФГОС ДО рабочая программа отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей и направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает  социальную успешность детей.

Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др.     

Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения.идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

       Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда : город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

         Большинство воспитанников нашего ДОУ проживает в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. В городе  ведется различное строительство домов и дорог, в непосредственной близости находятся дороги, лес и река. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.            Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме,  разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.

       Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на

основе проекта государственных стандартов дошкольного образования                                               

 

Возрастные и психологические особенности воспитанников

 

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т.

е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.                                                                                                                                                         

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

    В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

 

Цель рабочей программы- развить у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения. Задачи рабочей программы

-                     Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам. 

-                     Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.               - Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если    они             приносят        неудобство    окружающим.              

-                     Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, тендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей; воспитание             толерантности           по        отношению    к          людям            разных           национальностей, формирование          начал гражданственности.              

-                     Формирование представлений о родном городе и стране, развитие патриотических и гражданских чувств.              

-                     Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

 

Нормативный срок освоения программы:1год (сентябрь-май)

Основные принципы

‒ полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 

‒ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования; 

‒ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 

‒ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 

‒ сотрудничество с семьёй; 

‒ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 

‒ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 

‒ возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);  ‒ учёт этнокультурной ситуации развития детей. 

 

Ожидаемые результаты реализации программы

-  Самостоятельное изготовление поделок в технике. Применение полученных знаний и умений в практической деятельности. Расширение игрового опыта. Повышение творческих способностей дошкольников: фантазии, воображения, конструктивного мышления и сообразительности.                                                                                                                  

-  Повышение уровня социализации старших дошкольников. Сформированность у детей таких качеств как уверенность в своих силах и способностях, быть внимательным, доброжелательным, отзывчивым, заботливым, справедливым, умению сопереживать, привычку вместе играть, трудиться.                                                                                                             

-  Повышение роли семьи в формировании социально-нравственной личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Комплексно-тематическое планирование

Срок  реализации

Тема 

Содержание работы

Образователь ные области

Форма организации детской деятельности

Итоговые мероприяти

я

 

Сентябрь 

 

I неделя

День знаний

 

1.Здравствуй школа 2.Первый звонок 3. Дружба

4.Ученые 5.Школьные

принадлежност

и

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам.

Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, социализация, музыка

Сюжетно-ролевая                    игра

«Школа». 

Беседы по теме. Экскурсия в школу. Чтение художественной литературы,   разучивание стихов,             отгадывание и составление загадок по теме. Проектная деятельность(выкладывание

здания            школы            из             мелких предметов).

Праздник

«День знаний».

II неделя

Неделя красоты.  День

Республики (тематический

день)

 

1.Знаменитые

художники

 

2. Мастерская скульпторов 3.Моя

Республика

 

4.Достопимеча тельности

Мордовии

 

5.Деятели культуры Мордовии

Формировать представления о красоте, взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы,

социализация, Художественн

ое творчество, музыка

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод», «Салон красоты».

Рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружающего мира,

произведений народного,  декоративно-прикладного искусства, журналов мод, составление описательных рассказов.

Беседа «Красота родной речи» (о             средствах       языковой выразительности).

Игры-драматизации.

Экспериментирование с цветом. Мастерская по декорированию предметов быта, изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Чтение художественных произведений социальнонравственного содержания (о

Выставка

«Красота в жизни,

природе, искусстве»

 

 

 

 

 

внутренней красоте человека), беседы о нравственных качествах человека, правилах этикета.

Создание коллекций красивых предметов.

 

III неделя

Азбука безопасности

 

1.                  Улица

 

2.                  Городской

транспорт

 

3.                  Дорожные знаки 4.Светофор

 

5. Юные велосипедисты

Учить детей  правилам дорожного движения. Формировать осознанное поведение в дорожно-транспортных ситуациях.

Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационноуказательными знаками и знаками сервиса.

Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.

Расширять     знания            о             городском транспорте.

Продолжать знакомить с дорожными знаками.

Познакомить с правилами поведения на железной дороге.

Совершенствовать    культуру поведения детей на   улице и          в транспорте.

Безопасность,

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура

Создание игровых и практических проблемных ситуаций  «Что делать?», «Как поступить?».  Совместно с воспитателем создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема». Беседы о

безопасности на дорогах. Игрыпутешествия. Чтение литературных произведений по соответствующей тематике.

Выставка детского творчества

IV неделя

День дошкольного

работника

 

1. Наш детский сад

(прилегающая

Формировать представления о профессиях дошкольных работников, детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним. 

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы,

Художественн

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Проектная      деятельность (выкладывание здания детского сада из мелких предметов).

Музыкальные импровизации на темы детского сада.

День открытых дверей Выставка рисунков «Мой любимый

 

 

территория:хоз двор, овощехранили

ще, огород)

 

2.Мед.кабинет

 

3.Воспитатели. 4. Повар детского сада 5.Хизнь в детском саду (пультовая, прачка)

 

ое творчество, музыка,

физическая культура

Тематические            экскурсии             по зданию      детского             сада, наблюдение     за             трудом дошкольных работников.

Мастерская    (продуктивная изобразительная             деятельность) на тему «Мой любимый детский сад»,             создание             коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.) Игры-имитации на определение профессий.

отгадывание и сочинение загадок о профессиях в детском саду.

детский сад»,   «Моя любимая воспитатель ница»

Октябрь

I неделя

Осень. (В мире растений) 1.Приметы

осени

 

2.Овощи

 

3.Фрукты

 

4. Растения

Мордовии

 

5.Сельскохозяй ственныепрофе ссии

Расширять знания детей об осени. 

Продолжать             знакомить            с

сельскохозяйственными профессиями.

Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.

Формировать             обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы.

Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка, труд, социализация

Сюжетно-ролевые игры по темам. Проектная деятельность (создание плаката в защиту исчезающих растений. Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Растения

Мордовии», «Красная книга растений». Чтение

художественной,              научно-

познавательной литературы по теме.

Отгадывание и составление загадок по теме.

Праздник «Осень».

Выставка детского творчества

II неделя

Осень. (В мире животных)

 

1.Домашние

животные

 

Развивать интерес к природе, желание активно познавать природные объекты.

Обогащать          представления          о

многообразии животных, обитающих  в разных  климатических условиях.

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы,

Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием животных-персонажей.

Двигательные импровизации «Угадай животное».

Конкурс рисунков животных

 

 

2.Дикие

животные

 

3. Птицы

 

4.Животные

России

 

5. Животные

Мордовии

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Художественн

ое творчество, музыка,

физическая

культура, труд,

социализация

Проектная      деятельность (создание       плаката           в             защиту животных,             выкладывание           из мелких предметов какого-либо животного).

Мастерская    (продуктивная деятельность) по теме.

Создание коллекций «Животные России», «Животные

Мордовии».

Организация выставки произведений книжной графики «Художники – анималисты  - детям» (Е. Чарушин, В. Ватагин,

В. Чижиков и др.)

Чтение               художественной,

научно-познавательной литературы по теме.

Отгадывание и составление загадок по теме.

Рассказы о домашних животных (из личного опыта), творческое рассказывание («Животное, о котором я мечтаю»).

 

III неделя

Моя

республика. 

1. История

Мордовии

 

2.Герб

Мордовии

3.Флаг

Мордовии

4.Гимн

Мордовии 5.Знаменитые люди

Расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей республики, страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей Мордовии, гербом и флагом, мелодией гимна. 

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка

Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование по теме. Игры «Найди флаг и герб Мордовии», «Кто больше назовет?» (реки, озера, праздники, известных

писателей)

Выставка детского творчества

 

 

Мордовии

 

 

 

 

IV неделя

Моя страна.

1.

Руководители

нашей страны

 

2.  Герб России

3.  Флаг России

4.Гимн России 5. Знаменитые люди России

Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна.

Рассказывать о людях, прославивших

Мордовию, Россию, о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура

Беседы с детьми по темам. «Как работают президент и

правительство России». Игра-

беседа «Если бы я был президентом…», «Для чего нужен флаг и герб России».  Рассматривание государственной символики, картин, фотографий, макетов, отражающих жизнь людей в разное время. 

Просмотр видеофильм а «Прогулка по Москве»

Ноябрь

 

I неделя

День народного

единства.

 

1.Многонацион альная Россия

2. История

России 3.Русские богатыри 4.Народные игры 5.Дружба народов

Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщение детям элементарных сведений об истории

России. Формирование представлений о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Формирование представлений ребенка о его месте в обществе. 

Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».Рассмотреть фото, репродукции картин, иллюстрации.  Чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Открытка к празднику»,

«Русский воин».

Спортивный праздник

«День народного единства».

II неделя

Расту здоровым.

1.

«Здоровые зубки» 2.« Береги зрение» 3.«Наша кожа» 4.«Вредная  и полезная   еда» 

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Ситуативные беседы об отдельных профессиональных действиях врача, об отношениях врача и пациента.

 

здоровье,

безопасность,

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество,

Сюжетно-ролев «Больница», «Аптека». Чтение литературы, стихов, предметных картинок по тем Игры-

водой, зубной щеткой

ые                 игры

«поликлиника»,

художественной разучивание рассматривание и         сюжетных

е.

экспериментирования    (с  и пастой,

Развлечение

«День здоровья»

 

 

5.День здоровья

 

музыка,

физическая культура

мылом и т.д.).

Подвижные  и развивающие игры.

 

III неделя

Моя  семья

 

1. Семья

2.Генеологичес кое древо 3. Профессии взрослых 4. Члены семьи

(животные) 5.Отдыхаем всей семьей

Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста, имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Познакомить с праздником «День матери».

здоровье,

безопасность,

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура

Сюжетно – ролевые игры. Чтение художественной литературы по теме. Слушание и пение песен о маме и семье.

Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.

 

Спортивное развлечение «Веселые семейные старты» Выставка рисунков «Моя семья»

IV неделя

День матери

 

1.  Я и моя мама

 

 

2.  Профессия

мамы

 

3.  Как я маме

помогаю

 

4.Поэты и писатели о

маме

 

5. Самые модные мамы

Расширять знания о роли мамы в жизни детей и семьи, закреплять представления детей о важности внимательного, доброжелательного отношения к маме и между близкими людьми в семье, учить детей заботиться о маме, помогать ей во всем.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

Рассматривание иллюстраций.  Игры «Моя мама»,«Моя семья», «Профессия мамы» (где и кем работают мамы).Рассматривание фотоальбомов «Я и моя мама». Ситуативные беседы о том, как мама заботится о здоровье детей: питание, чистота, отдых,  заботливое отношение.

                                              Профессии наших мам.

Создание ситуаций педагогического и морального выбора, беседы о взаимоотношениях с мамой. Рассказ воспитателя о своей маме.

Ситуативные беседы: Чем любит мама заниматься дома. Вкусное блюдо, которое готовит моя мама. Как я маме помогаю.

             

Оформление подарков – рисунков «Моя мамочка»

Фотоконкур с «Как мы

играем дома»

 

 

 

 

 

 Загадывание загадок о семье.

             

Рассматривание репродукций  картин,иллюстраций в книгах,чтениехуд.литературы.

Слушание  песен о маме.

 

Декабрь 

 

 

I неделя

Зима 1.Природа зимой

2.Свойства воды, снега и льда

3.Деятельность людей

4.Безопасное поведение зимой

5.Зимующие птицы

Продолжать знакомить с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.

Безопасность,

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы,

 

Сюжетно-ролевые игры по темам.

Экологические игры «Узнай по следу», «Спасатели». Создание и             использование             календаря природы,              погоды. Экспериментирование с водой, снегом, льдом.

Выставка детских

рисунков

«Зимушказима»

II неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Зимние забавы 2. Зимний лес 3.Неживая природа 4.Животные зимой 5. Стихи и песни о зиме

Обогащать представления детей о многообразии признаков животных, растений в зимний период. Знакомство  с зимними забавами.

Учить безопасному поведению на улице зимой.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, физическая культура

Чтение художественной литературы по темам. Подвижные игры.

Самостоятельные наблюдения детей в природе. Создание проблемных ситуаций «Что будет, если…». Беседы по темам.

Зимние забавы и эстафеты с родителями

III неделя

В гостях у сказки.

 

1.Присказки

 

2.Сказки

 

3.Былины

 

Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки. Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации,

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, мультфильмов. Педагогические ситуации, беседы, о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, о соответствующих примерах из жизни, книг, мультфильмов, кино, произведений

Театрализов анное

представлен ие

 

 

4. Виды

театров

 

5.Любимые

герои сказок

 

движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный). Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли. 

 Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения. 

 Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

 

изобразительного искусства. Чтение и рассказывание сказок, былин.

 

IV неделя

Новый год.

Фабрика Деда

Мороза 

 

1.Украшаем елку

2.Фабрика новогодних игрушек

3.Пригласиител ь билет на елку 4. Письмо Деду

Морозу

5.Здравствуй

Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура

Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательноисследовательской, продуктивной,          музыкально-

художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего утренника.

 

Новогодний утренник

Конкурс

«Фабрика

Деда

Мороза»

 

 

Дедушка Мороз

подарки, сделанные своими руками.

Познакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.

 

 

 

Январь

 

I неделя

Каникулы.

 

 

 

 

 

 

 

Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника. Чтение библейских историй о Рождестве.

 

 

 

II неделя

1.Рождественск ая звезда 2. Рождество

Христово

3.Калядки 4.Рождественск ий подарок 5. Крещенские морозы

 

физическая культура, 

Коммуникаци

я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн

ое творчество, музыка, труд

Развлечение «Рождество»

 

III неделя

 

Зимние забавы.

 

1. Зимние олимпийс кие игры

2.

Спортсмены 3.Хоккей и хоккеисты 4.Фигурное катание и фигуристы 5.Катание на лыжах

Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. Расширение представлений о закаливании. Формирование представлений об активном отдыхе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура, 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка

 

 

Спортивные игры, эстафеты на прогулке. 

Изготовление тематических альбомов «Олимпийские чемпионы». 

Рассказ воспитателя об истории олимпийских игр, о родине хоккея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развлечение «Веселые старты»             с участием родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV неделя

1. Делаем кормушку 2. Народные зимние игры

Труд, физическая культура, коммуникация

Конкурс на лучшую кормушку

 

 

3.Мороз – красный нос (русская – народная игра) 4.Катание на санках

5. Снежные художники

 

, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка

 

 

Февраль 

 

I неделя

Неделя добрых дел.

 

1.Положительн ые герои сказок, рассказов, мультфильмов, кино.

 

2.Люди разных профессий, делающие

добро

 

3.              Настоящая

дружба

 

4.              Мои друзья в группе

 

5.Стихи и песни о добре

Формирование ценностных представлений о добре и зле. 

Закрепить правила вежливого  и

доброжелательного сверстникам и взрослым.

 

 

первичных

отношения      к

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка

 

Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, мультфильмов. Педагогические ситуации, беседы, о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, о соответствующих примерах из жизни, книг, мультфильмов, кино, произведений изобразительного искусства, о причинах нечаянного совершения недобрых поступков, о людях разных профессий, делающих добро. 

Составление альбома «Наши добрые дела» (фото, рисунки).

Разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений. Викторины по теме.

   Создание                      коллекции

«Положительные герои книг, мультфильмов, кинофильмов»

Конкурс «Самый вежливый и добрый».

II неделя

 

 

 

 

 

Лекторий

«Защитники

Отечества»

 

1.Мой папа – солдат

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Воспитывать в духе

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы,

  Сюжетно-ролевые                 игры

(«Пограничники и др.»). 

Слушание и исполнение патриотических и военных песен, исполнение танцев.

  Проектная                 деятельность

Выставка детского

творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Наша Армия

 

3.Военная

техника

 

4.Военные

профессии

 

5.Подарок для папы и дедушки

патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. 

Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура,

безопасность

 

(выкладывание         из             мелких предметов военной техники). Рассказы, основанные на личном опыте («Мой папа (дедушка) – военный»).

Отгадывание и составление загадок по теме.

Мастерская    (изготовление сувениров для пап и дедушек, оформление музыкального зала, изготовление             атрибутов             для сюжетно-ролевых игр).

 

III неделя

1. Праздник пап

 

2.Юные моряки

3. Граница на замке 4. Смелые танкисты 5. Стихи и песни об

Армии

Спортивный  праздник,

посвященны

й 23 февраля.

IV неделя

Народные праздники и обычаи.

 

1.Праздник

Масленицы 2.Мордовские подвижные игры

3. Обрядовые праздники мордвы 4.Сказки

Продолжать знакомить детей с мордовскими народными традициями и обычаями. Расширять представления о предметах быта, одежде, пище мордовского народа.

Продолжать знакомить с мордовскими подвижными играми, с мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей республики, с народной музыкой и произведениями мордовских композиторов.

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура,

здоровье

 

Мордовские подвижные игры. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок. Рассматривание портретов и репродукций мордовских художников. Знакомство с мордовскими сказками, героями. 

Рассказ воспитателя о праздниках мордовского народа.

Фольклорны й праздник.

 

 

мордвы

5.Художники, композиторы, поэты и писатели Мордовии

Расширять представления о календарно-обрядовых праздниках мордвы, приучать к участию в них.

 

 

 

Март 

 

I неделя

Мамы всякие нужны, мамы

всякие важны.

 

1. Моя мама

2.Моя бабушка 3.Профессии наших мам 4.Стихи и песни о маме 5.Подарок для мамы

Воспитывать уважение        к воспитателям.

Расширять гендерные представления, воспитывать             в          мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. 

Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.

Привлекать детей к изготовлению подарков        маме, бабушке, воспитателям.

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка

Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательноисследовательской, продуктивной,          музыкально-

художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Мамин

праздник, чаепитие.

Выставка поделок

«Мамина шкатулка»

II неделя

Народная культура

 

1.Мордовская изба

2. Мордовский национальный костюм 3.Народные игры

4.Народные игрушки 5.Народное декоративноприкладное искусство(Горо дец, Полхов-

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, 

с           народным       декоративно-

прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель).

Расширять     представления             о народных игрушках (матрешка – городецкая,  богородская; бирюльки и др.). 

Продолжать знакомить с мордовским национальным             декоративноприкладным искусством. 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура

Рассказы воспитателя о быте и обычаях мордовского народа. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. 

Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Рассматривание декоративноприкладное искусство разных народов (Городец, ПолховМайдан, Гжель).

Создать альбом «Народные игрушки России».

 

Выставка детского творчества

 

 

Майдан, Гжель).

 

 

 

 

III неделя

Неделя театра.

 

1.Театр (правила поведения, декорации,

сцена и т д.)

 

2.

Пальчиковый театр

 

3.Теневой

театр

 

4.Марионетки

 

5.Театральные маски

Приобщение к театральному искусству и формирование положительного отношения к нему. 

Экскурсия в театр, знакомство с театром (помещения, сцена, реквизит, декорации, программки,

театральный буфет.)

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка

Сюжетно-ролевая игра «Театр».

Чтение           художественной литературы    по        теме. Составление ролевых диалогов по        иллюстрациям. Музыкальные,           словесные импровизации.

Игры-драматизации знакомых сказок.

Мастерская    (изготовление афиши,           билетов,             элементов декораций,             реквизита, костюмов).

Режиссерские игры, игрыпревращения, театральные этюды.

Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов театральной маски и

т.п.)

Театрализов анное представлен ие

IV неделя

Книжки- на неделя

 

1.Детские

писатели

 

2.Экскурссия  в

библиотеку

 

3.Книжкина

больница

 

4.Умные

книжки

 

Обогащать «читательский» опыт детей за счет разнообразных жанров фольклора, литературной прозы, поэзии.

Развивать                          литературно-

художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать   музыкальность поэтических текстов.

Воспитание желания и потребности читать книги, бережного отношения к ним.

 

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка

Сюжетно-ролевые                 игры

(«Книжный   магазин», «Библиотека»,           по             сюжетам любимых детских книг). 

Знакомство    с          букварями, азбуками.

Экскурсия в библиотеку.

Беседы, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации («Отгадай, кто я?», «Подбери правильно атрибуты для

любимых героев» и др.)

Проектная      деятельность (организация выставки        работ детей по теме).

Литературна я викторина

 

 

5.Книжки - малышки

 

 

Создание коллекции «Герои любимых детских книг». Труд в книжном уголке (ремонт книг).

Слушание      музыкальных произведений            по             мотивам литературных сюжетов.

 

Апрель 

 

I неделя

Весна. 

День смеха

(тематический день).

 

1.День смеха 2. Перемены в природе 3.Весенняя капель

4.Первые ручьи 5.Воздух - невидимка

Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.  Создать радостное настроение у детей. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной,                 музыкально-

художественной, чтения) вокруг темы юмора.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура, безопасность

Рассказать детям о необычных и веселых традициях в разных странах, необычные факты из жизни животных и растений. Изготовление игрушек - дергунчиков для малышей. Чтение           веселых художественных произведений.

 

Досуг

«Звонкий смех»

II неделя

Неделя космоса.

1.Планета

Земля

 

2.Первые животныекосмонавты

 

3.Первый

космонавт

 

4.

Изобретатели космических

кораблей

 

Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура, безопасность

Сюжетно-ролевая игра «Космический корабль»,

«Космонавты».

Проектная      деятельность (выкладывание         ракеты, космического корабля из мелких предметов).

Слушание песен о космосе и космонавтах, слушание 

«космической» музыки.

Мастерская    (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме).

Беседы, рассказы воспитателя о первом космонавте планеты, о создателях космических кораблей, о названиях улиц и

Спортивное развлечение «Подготовка космонавтов

»

 

 

5.Поэты, писатели и музыканты о космосе

 

 

площадей в каждом российском городе, связанных с темой Космоса.

Рассматривание        фотографий, иллюстраций по теме.

 

III неделя

Зеленая планета.

 

1.Мир

растений

 

2.Правила поведения в лесу, парке, у

водоема

 

3.Красная

книга

 

4.Лекарственн

ые растения

 

5.Охрана природы

Формировать у детей осознанноположительное отношение к природным явлениям и объектам, развивать естественно - научные представления об окружающем мире. Углублять и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений и животных.

Формировать умение заботиться об окружающей среде.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

безопасность, здоровье

Сюжетно-ролевая игра «Юные экологи». 

Беседы по теме. Экскурсия по экологической          тропе.             Чтение художественной             литературы, разучивание             стихов, отгадывание             и          составление загадок по теме.

Рассматривание гербария. Составление с детьми книги правил поведения в лесу парке, у водоема.

Художественное творчество детей.

 

Выставка детского творчества

IV неделя

Они защищали Родину.

 

1.Никто не забыт и ничто

не забыто

 

2. Битва за

Москву

 

3.Дети войны

 

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура

Рассказы        воспитателя   о празднике.

 

Рассматривание иллюстраций и фотографий военных лет.

 

 Творческое рисование на тему «Великий день Победы!», «Салют Победы».

 

Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне,

Лекторий

«Защитники Родины»

 

 

4.Партизаны

 

5.Стихи и песни о войне

 

 

 

вспомнить песни военных лет. 

 

Организовать выставку «Герои Великой Отечественной войны». Сюжетно-ролевые игры по теме («Разведчики»).

 

 

 

 

Май 

 

I неделя

День Победы.

1.Герои

Великой Отечественной войны

2.Памятники героям Великой Отечественной войны.

3.Вечный огонь

4.Герои

Мордовии 5.Салют

Победы!

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой

Отечественной войны.

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура

Праздник «День

Победы».

 

II неделя

Весна – красна!

1.Перемены в

природе

 

2.Птицы

 

3.Звери

 

4.Труд

взрослых

 

5.Стихи и песни о весне

Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда, о весенних изменениях в природе.

Формирование первичных ценностных представлений о птицах. 

 

Коммуникаци я, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура, безопасность

Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов,

кинофильмов с участием птицперсонажей.

Проектная      деятельность (выкладывание         из             мелких предметов какой-либо птицы). Мастерская             (продуктивная деятельность) по теме.

Чтение               художественной,

научно-познавательной литературы по теме.

Отгадывание и составление загадок по теме.

Рассказы о домашних птицах (из личного опыта).

Праздник «Веснакрасна». 

 

III неделя

Неделя

Закрепить      основы      безопасности

Безопасность,

Чтение        стихов,       пословиц,

Викторина

 

безопасности.

 

1.Осторожно, Огонь!

2.Безопасность на воде

3.Безопасность в доме

4. Безопасность на улицах города 5. Службы спасения «01», «02», «03».

жизнедеятельности               человека.

Уточнить знания о работе пожарных, о причинах возникновения пожаров, о правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения - МЧС. Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закрепить умения называть свой домашний адрес.

 

коммуникация

, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура

поговорок (Пожар в лесу). Игры «Откуда берется мусор?», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Отыщи опасные растения».

Беседы с детьми «Почему надо охранять и беречь природу?», «Чем опасны шалости на воде?», «Службы спасения».

Рассматривание репродукций картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И.

Айвазовского  «Гроза».

 

«Вниматель ный

пешеход»,

Выставка детских рисунков.

IV неделя

Скоро лето.

1.  Перемены в

природе

 

2.  Ягоды и

фрукты

 

3.Съедобные и ядовитые

грибы

 

4.Жизнь животных

 

5.Отдых летом

Формировать у детей обобщенных представлений о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей.Много корма для зверей, птиц и их детенышей). Расширять представленияо съедобных и несъедобных грибах.

Безопасность, коммуникация

, познание, чтение

художественн ой

литературы, Художественн

ое творчество, музыка,

физическая культура

Беседы и наблюдения за изменениями в природе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Мастерская (продуктивная деятельность) по теме.

Создание коллекций «Животные России», «Животные

Мордовии».

Совместно с воспитателем создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема». Беседы о безопасности на дорогах. Игры-

путешествия. Чтение литературных произведений по соответствующей тематике.

Спортивный праздник «Здравствуй, лето!» 

 

 

 

 

4. Содержание программы

Перспективно-тематическийплан по образовательной области«ПОЗНАНИЕ».

Раздел «Социальный/Предметный мир»                                                                                      

с детьми старшей группы

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приёмы

Совместная

деятельность  с детьми 

Совместная деятельность с родителями

09

 

1

Социальное окружение«Моя семья».Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

Закрепление знания об имени, отчестве и фамилии родственников, их работе, домашние обязанности, помощь взрослым. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к своим  близким.

Фотографии, книги, картины

Рассматривание семейных фотографий. Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю дома». Чтение: Я. Аким «Моя родня», А. Барто «Перед сном».

 

Рассматривание картин из серии «Моя семья»,рассматривание семейных фотографий.

Чтение : Р. Гамзатова

«Мой дедушка», Ю.Яковлев «Мама». Сюжетно- ролевая игра «Семья».

Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю дома».

 

 

 

2

 

 

 

Предметное окружение«Наша мебель и посуда».Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

Закрепить представления детей о том,  что одинаковые по назначению вещи могут быть сделаны из разного материала; уточнить какие признаки отличают один материал от другого: внешний

Посуда, кукольная

мебель,  предметные картинки, книги

Рассказ воспитателя. Беседы: «Наша мебель и посуда – производство и изготовление», «Как обставить комнату». Чтение С.Маршака «Откуда стол пришел», К. Чуковский

Беседы: «Наша мебель и посуда – производство и изготовление»,

Д\Игра «Какая посуда?» Игра- эксперимент :»Стекло- фарфор». Рисование «Какая посуда понравилась».

Рассматривание , чтение познавательной литературы. Энциклопедия для дошкольников.

 

 

 

вид, прочность, пластичность, способы обработки, использование;  развивать наблюдательность;  воспитывать уважение к труду взрослых.

 

«Федорино горе», загадки о мебели и посуде. Дидактическая игра «Кукольный детский сад» .

 

 

 

 

3

Труд людей(вне занятия)«Как выращивают хлеб».Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

Закрепить знания детей о различиях города и села: (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания, его очень трудно вырастить.

Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу

Картины с изображением города и деревни; колоски пшеницы, ржи;

демонстрационные

картинки с изображением различных работ в поле; черный  и белый хлеб, печенье, сушки.

 

Рассказ воспитателя. Беседа «Как выращивают хлеб».

Чтение: ст. «По земле сырой…» Е. Трутнева, «Нива

золотая»             

Ю. Ждановская. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Беседа: «Хлеб –всему голова».

Анализ ситуации: «Как обращаться с хлебом» Загадывание загадок. Д\упр. «Кто больше назовёт?»

(хлебобулочныеизделия).

 

Рассматривание, чтение познавательной литературы.

 

10

 

1

Социальное окружение«Выставка изделий русского народноприкладного искусства».Алешина Н.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Познакомить детей с изделиями народноприкладного искусства: особенностями изделий, элементами орнаментов,

Дымковские  игрушки, картинки

Рассказ воспитателя. Рассматривание дымковских игрушек; виды городецких изделий, традиционные мотивы росписи;

Чтение рассказов, отгадывание загадок. Д/ игра «Народные промыслы»

Предложить детям раскраски  «Народные игрушки».

 

 

 

 

/Старшая группа/, М.,

2004г

творческим трудом мастеров. Развивать внимание, творческое воображение. Воспитывать любознательность.

 

Чтение, отгадывание загадок

 

 

 

 

2

 

 

 

Предметное

окружение«Путешествие в прошлое лампочки».Дыбина О.В.

«Что было до…».

Познакомить детей

с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета; развивать любознательность; воспитывать усидчивость.

Лучина, свеча, керосиновая лампа, электролампочка, спички, различные светильники (или картинки с их изображением.

Рассказ воспитателя.

Загадки.

 

Рассматривание иллюстраций.

Загадывание загадок.

Беседы.

Чтение познавательной литературы.

 

 

3

Труд людей«Знакомство с трудом работников

швейной промышленности»Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

Систематизировать знания детей о классификации одежды; познакомить с трудом работников швейной промышленности: закройщики, портные; одежду шьют в ателье, на швейных фабриках. Развивать внимание, любознательность.

Воспитывать

Картинки с изображением разных видов одежды; лоскутки тканей; картина с изображением портнихи за ручной швейной машиной и за электрической.

Рассказ воспитателя. Беседа «Кто шьет нам одежду». Рассматривание иллюстраций. Чтение, отгадывание загадок.

Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Д\ и : «Отвечай быстрее».

 Д\ упр. « Угадай, кем и где я работаю». Д\ упр. «Закрепление названий тканей»

Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательной литературы.

 

 

 

уважение к чужому труду.

 

 

 

 

11

 

1

Социальное окружение «Знакомство с жизнью народов Севера» Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

 

Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов

Физическая карта

России, картина «Дети Севера», иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображением  чума.традициям и обычаям других

Рассказ воспитателя. Беседа «Как живут на Севере». Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение рассказов о севере.

Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение литературы.  Рассказывание сказки «Кукушка».

Энциклопедия для дошкольников

 

 

2

 

 

 

Социальное развитие «Мужчины и женщины в

семье» Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М.,

2004г

Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им

Альбомы с семейными фотографиями, иллюстрации с изображением людей разных профессий – мужских и женских

Рассматривание семейных фотографий. Домашнее задание: составление генеалогического

древа (2-3 поколения). Беседа «Моя родословная». Чтение: Я. Аким «Кому кто?»,  «У деда Вани»,  М. Яснов «Вот я семью нарисовал».

 

Рассматривание семейных фотографий. Рассказы детей из личного опыта «С кем я живу?»

Д/ игра: «Кому это принадлежит?»

С/р игры : «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей».

Домашнее задание:

составление генеалогического

древа (2-3 поколения).

 

 

 

посильную помощь.

 

 

 

 

 

 

3

Труд людей (вне занятия) «Труд парикмахера, продавца». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

 

Познакомить детей с трудом парикмахера и продавца, продолжать знакомить со способами приобретения покупки в магазине; развивать творческое воображение; воспитывать уважение к труду работникам торговли. 

Предметы и атрибуты для данных профессий.

Экскурсии и целевые прогулки. Беседы: «как работает парикмахер», «Как трудятся продавцы». Дидактические игры: «Кто важнее?», «Кем быть?»,

«Магазин»,

«Парикмахерская».

 

Беседы: «Как работает парикмахер», «Как трудятся продавцы». С/Р игры: « Салон красоты», «Посещение парикмахерской», «Мы у врача».

 

Совместное посещение родителей и детей магазинов, парикмахерской

 

12

 

1

Труд людей (вне занятия). Экскурсия в библиотеку. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

 

Познакомить детей с особенностями труда людей в библиотеке, работа читального и абонементного залов, история возникновения  книги, ее составные части (Обложка, переплет, страницы, иллюстрации),  развивать память, мышление, воспитывать бережное отношение к книге.

 

Предметы и атрибуты для данных профессий.

Экскурсия в библиотеку. Рассматривание книг с иллюстрациями Л. Лебедева, Ю. Васнецова, В.

Сутяева,  Е.

Чарушина. Беседы: « Что мы видели на экскурсии», «Как пишут и печатают

Беседа : «Как пишут и печатают книги». С/ Р игра «Библиотека». Рассматривание книг с иллюстрациями в уголке книги (в группе).

Экскурсия в библиотеку вместе с родителями.

 

 

 

 

 

книги».

 

 

 

 

2

 

 

 

Социальное окружение

«Что такое музей?». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

 

Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи; дать детям знания об историческом или краеведческом музее города.

Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать любознательность.

Иллюстрации с изображением музеев в родном городе, фотографии с изображением различных экспонатов этих музеев.

 

Беседа «Что такое музей?». Рассказ воспитателя. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.

Посещение краеведческого музея.

 

 

3

 Социальное окружение «Ночное путешествие в жизни Нового года».

Артемова Л.В.

«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/,

Сообщить детям, что отсчет каждого нового года начинается с 1 января, а первым месяцем  зимы является декабрь; объяснить почему люди поздравляют друг друга с Новым годом и высказывают  добрые пожелания; развивать интерес к событиям происходящим в жизни людей; воспитывать интерес к традициям

Картины, иллюстрации, аудио записи

 

 

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Разучивание стихотворений и инсценировок к празднику. Сюжетно-

ролевая игра «Семья – Новый год».

 

 

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий. Разучивание стихотворений и инсценировок к празднику.

Рисование по желанию детей на данную тему. Энциклопедия для дошкольников (Как встречают Новый год в других странах

Энциклопедия для дошкольников (Как встречают Новый год в других странах).

 

01

 

2

Социальное окружение «Народные праздники на Руси.

Рождество».

Мулько И.Ф. Социальнонравственное воспитание детей 57 лет. С. 74

Расширять представление о русских народных праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость.

Иллюстрации, открытки, книги.

Рассматривание иллюстраций о русских народных праздниках. Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий. Разучивание стихотворений к празднику. Рисование по желанию детей на данную тему.

 

Чтение литературы по данной теме.

 

 

3

 

 

 

Предметное окружение «Что такое рукотворный мир?»  Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное

развитие. С. 84

 

 

 

 

Закреплять умение правильно называть предметы рукотворного мира. Учить группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета) и понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека.

Предметы рукотворного мира.

 

Рассматривание предметов рукотворного мира. Беседа «Что из чего делают». Дидактические игры: «Угадай, кем я работаю?»,  «Что лишнее»,

«Как производят эти вещи», «Кто что делает?»,

«Найди пару».  

Д/и «Подбери предметы с одним назначением», «Кому что нужно?»

Беседа родителей с  детьми «Что из чего делают». Энциклопедия для дошкольников.

 

 

4

«Кто главный в лесу?» Бондаренко.

С.  85

 

Дать детям представление о леснике – человек, который заботится о лесе. Воспитывать уважение к людям любой профессии. 

 

Картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает птиц».

Беседа, чтение стихотворения Л.Зеленовской «Лесник», рассматривание картин и иллюстрации о работе лесника «Зимняя подкормка животных»,

Чтение художественной литературы, беседы, продуктивная деятельность.

Консультация «Правила поведения в природе». Изготовление кормушки для птиц.

 

 

 

 

 

«Лесник спасает птиц».

 

 

02

 

1

Откуда пришла книга. Н.В.

Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительности. С.

175.

Дать детям знания о том, как делается книга, бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго. Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили как можно дольше. 

Предметные картинки, береста, кожа, разные виды бумаги.

Рассказ воспитателя. Отгадывание загадок. Беседа «Откуда

берется бумага?»

Беседа о бумаге. Игра:« Из чего сделан

предмет?» Опытно- исследовательская деятельность «Бумага- какая она?»

Энциклопедия для дошкольников. Воспитывать аккуратное отношение к книгам.

 

 

2

 

 

 

Социальное окружение «День Защитника Отечества».

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

 

Продолжить знакомить с людьми, прославившими Россию, с памятниками защитникам Отечества в родном городе; развивать интерес к этому празднику; воспитывать в детях гордость за  свою страну.

Картины, открытки,  книги.

Приглашение воинов Российской армии, приглашение пап с рассказами о службе в армии. Целевые прогулки к памятникам героям войны. Рассказ воспитателя. Беседы: «Наша армия родная бережет наш мирный труд», «Что такое героизм».

Чтение: Я.

Беседы: «Наша армия родная бережет наш мирный труд», «Мой папа, дедушка». Рисование «Памятники города». Д/и: «Кому, что нужно?», С/р игра : «Мы защитники».

Беседа о папе, о дедушке со своими родными. Чтение художественной литературы.

 

 

 

 

 

Аким «Земля»,

С. Маршак

«Наша армия»,

В. Агапкин «Прощание славянки».

 

 

 

 

3

Труд людей (вне занятия) Рассказ о труде пожарных и МЧС. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

 

Углубить представления детей об особенностях труда пожарных; развивать быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях; воспитывать в детях чувство благодарности к труду пожарных.

Картины, фотографии.

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа «Огонь- наш друг или враг». Чтение: С.

Маршак

«Пожар»,

«Рассказ о неизвестном герое».

Дидактическая игра «Школа пожарников»

Рассказ о русских традициях- проводы в армию.

Игровое упражнение

«Кому, что нужно2 (закрепление разных видов войск).

 

Чтение литературы по данной теме.

03

 

1

Социальное окружение «Международный женский день». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

 

Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям; развивать волевые качества.

Поздравительные открытки, картины, книги, аудио записи.

Рассматривание иллюстраций с изображением труда мам дома и на работе, открыток о женском дне 8 Марта.

Чтение: Е.

Благинина «Посидим в тишине». Беседы «Как мы помогаем бабушке и

Рассматривание фотографий.

Беседа «Профессия моей мамы».

Игра «какое у мамы настроение?», «Кому что нужно для работы?» Чтение стихотворений о маме.

 

 

Совместный досуг «Наши мамы». Папка- раскладушка «Моя любимая мама».

 

 

 

 

 

маме», «Моя мама».

 

 

2

Социальное окружение

«Выставка изделий русского народноприкладного искусства». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

/Старшая группа/,

М., 2004г

Познакомить детей с изделиями народноприкладного искусства: особенностями изделий, элементами орнаментов, творческим трудом мастеров.

Развивать внимание, творческое воображение. Воспитывать любознательность.

Дымковские  игрушки, картинки

Рассказ воспитателя. Рассматривание дымковских игрушек; виды городецких изделий, традиционные мотивы росписи; Чтение, отгадывание загадок

Чтение рассказов, отгадывание загадок. Д/ игра «Народные промыслы»

Предложить детям раскраски  «Народные игрушки».

 

 

3

Социальное окружение

«Что такое театр?». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

Познакомить детей с историей создания театров, кто в России открыл первый театр, какие бывают театры;. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать любознательность.

Иллюстрации с изображением театров в родном городе, фотографии с изображением различных экспонатов этих театров.

Беседа «Что такое театр?». Рассказ воспитателя. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.

Посещение театра

4

Предметное окружение  «Откуда пришла книга».

Алешина Н.В.

«Ознакомление

Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги

Предметы, сделанные из дерева, книги, картинки.

Рассказ воспитателя. Беседа «Откуда

берется бумага?» Рассматривание

Чтение рассказов

А.Баркова,

Р.Сурьянникова «

Откуда пришла книга». Рассматривание предметных картинок,

Энциклопедия для дошкольников. Воспитывать аккуратное отношение к

 

 

дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

затрачивается труд многих людей.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

 

предметных картинок, иллюстраций.

Чтение книг.

иллюстраций.

 

книгам.

04

1

Труд людей (вне занятия).

Познакомить детей с трудом людей на транспорте. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

Алешина  И.В. «Знакомим дошкольников с родным городом».

Познакомить детей с трудом людей на транспорте; машинист, помощник машиниста, проводчик; летчик, штурман, бортрадист, бортпроводник; капитан, боцман, водолаз, команда, матросы. Развивать интерес к профессиям. Воспитывать уважение к чужому труду.

Альбомы, иллюстрации с различными видами

транспорта; изображением людей разных профессий.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: С. Сахарова «Два

радиста», «Самый лучший пароход», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк». «Беседы с дошкольниками о профессиях.

Капитан.

Водолаз». Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Угадай вид транспорта»,

«По земле, по воде или по воздуху».

Беседы с дошкольниками о профессиях.

Дидактические игры:

«На чем люди ездят»,

«Угадай вид транспорта», «По земле, по воде или по воздуху».

 

 

 

2

Детская энциклопедия, Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

 

Расширить представления детей о космических полетах; закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин; воспитывать чувство гордости за свою родину; развивать память

Глобус, картины, фотографии космонавтов.

Рассматривание картин. Рассказ воспитателя. Беседы

«Первый человек в космосе», «Наши космонавты». Чтение В.

Баруздин «Первый в космосе». Сюжетно-

ролевая игра «Космическое путешествие».

Чтение В. Баруздин «Первый в космосе».

Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие». Рассматривание иллюстраций о космосе.

 

Чтение литературы.  по данной теме. Энциклопедия для дошкольников.

 

3

Предметное окружение «Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная.

Названия тканей». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

Закрепить знания детей об обобщающем понятии

«одежда»;  познакомить с классификацией одежды по сезонам -  зимняя, летняя, демисезонная; развивать внимание, мышление; воспитывать аккуратность

Предметные картинки, лоскутки разной  ткани (хлопчатобумажной, шерстяной и шелковой)

Составление описательных рассказов. Беседы: «Как люди одеваются в разные сезоны», «Как делают ткани».  Дидактические игры: «Какая это одежда?», «Что это?», «Назови и опиши».

 

Рассматривание предметов одежды. Беседа: «Как делают ткани».

Дидактические игры: «Какая это одежда?», «Что это?», «Назови и опиши».

 

Беседа: « Одежда детей в группе»,  «Как одевать детей в разные сезоны».

4

Социальное окружение «Рассказ-беседа о

Дне победы» Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.

 

Дать понятия – защитник, негативное отношение к войне боль, смерть, потеря, разрушение того, что создавалось веками; использовать примеры из художественной литературы; развивать интерес к истории своей Родины; воспитывать желание защищать её.

 

Иллюстрации с изображениями памятников  защитникам Родины

в Великой Отечественной войне, портрет Г.К.

Жукова.

Встреча с ветеранами войны.

Рассматривание иллюстраций. Чтение: С.

Алексеев «Первый ночной таран»,

Т. Белозеров «майский праздник – День Победы». Сюжетно-

ролевая игра «Военные на учении».

Беседа о ветеранах. Чтение художественной литературы.

Сюжетно-ролевая игра «Военные на учении».

 

Посещение парада  посвященного Дню Победы на Советской площади.

05.

1

Предметный мир

«Русская матрешка» Князева О.Л., Моханева М.Д. «Приобщение к источникам русской народной культуры»

Познакомить детей с русской матрешкой, история появления, стили росписи, цветовая гамма, творческий труд мастеров; развивать память, мышление; воспитывать любознательность.

Картинки, иллюстрации, матрешки.

Рассматривание предметов и иллюстраций. Рассказ воспитателя.

Чтение: А.

Алехин

«Матрешки», загадки.

Сюжетно-

ролевая игра «Мы – семеновские мастера».

Чтение: А. Алехин «Матрешки», загадывание загадок. Рассматривание матрёшек.

Рисование матрёшек.

Рассказ о мастера.

Прикладного искусства.

Посещение арт – салона «Сюльгамо». Посещение национального музея.

 

 

 

 

 

 

 

  

 


6.   Условия реализации программы

6.1   Предметно-развивающая среда  в старшей группе

 Предметно - развивающая, игровая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь  моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. В период  детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно - развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. 

Книжный уголок

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки, альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.

Уголок сюжетно-ролевых игр

Оборудование и материалы: кукольная  мебель для комнаты и кухни, гладильная доска,атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу»,  моряков, водителей, куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см),  куклы девочки и мальчики, игрушечные дикие и домашние животные,  наборы кухонной и чайной посуды,  набор овощей и фруктов, машины крупные и средние,  грузовые и легковые, телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, кукольные коляски, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.), одежда для ряжения.

Уголок ПДД

Оборудование и материалы: светофор, полотно с изображением дорог, пешеходных переходов,  транспорт, макеты домов, деревьев, дорожные указатели, фигурки людей, животных

Уголок по изодеятельности

Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы фломастеров,  гуашь, акварель, цветные восковые мелки, кисточки тонкие и толстые, щетинистые, беличьи, баночки для промывания ворса кисти от краски, бумага для рисования разного формата, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона, салфетки для рук; пластилин, глина, доски для лепки, клеёнки для покрытия столов, мелки

Уголок по развитию речи

Оборудование и материалы: дидактические наглядные материалы, предметные и сюжетные картинки, книжные уголки с соответствующей возрасту  литературой; «Чудесный мешочек» с различными предметами.

7. Учебно-методическое обеспечение

 

1.      Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/

2.      Дыбина О.В. «Что было до…» (Игры-путешествия в прошлое предметов).

3.      Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.

4.      Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет.

5.      Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду»

6.      Петрова В.И. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»

7.      Петрова В.И. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»