Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развития дошкольников шестого года жизни и основных принципов построения психологопедагогической работы, а также в соответствии с требованиями нормативных документов:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации »№ 273-ФЗ от
29.12.2012;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
• Семейный кодекс РФ от 8.12.1995 № 223 (доп. № изм.);
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка В Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ;
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин
2.4.1. 3049-13;
• Образовательная программа ДОУ.
Сведения об использовании комплексных и парциальных программ:
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения, разработанная коллективом самостоятельно.
• Комплексные программы: «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
• Примерный региональный модуль программы дошкольного образования«Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011 (рекомендовано Республиканским экспертным советомпри Министерстве образования РМ, 2011 г.
• Парциальные программы: Программы художественно- эстетического направления И.А. Лыкова. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.(рекомендована Ученым советом института художественного образования Российской академии образования)
Согласно ФГОС ДО рабочая программа отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей и направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность детей.
Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др.
Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения.идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда : город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Большинство воспитанников нашего ДОУ проживает в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. В городе ведется различное строительство домов и дорог, в непосредственной близости находятся дороги, лес и река. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия. Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на
основе проекта государственных стандартов дошкольного образования
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т.
е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
Цель рабочей программы- развить у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения. Задачи рабочей программы
- Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
- Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении. - Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, тендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей; воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.
- Формирование представлений о родном городе и стране, развитие патриотических и гражданских чувств.
- Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.
Нормативный срок освоения программы:1год (сентябрь-май)
Основные принципы
‒ полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
‒ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
‒ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
‒ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
‒ сотрудничество с семьёй;
‒ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
‒ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
‒ возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); ‒ учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- Самостоятельное изготовление поделок в технике. Применение полученных знаний и умений в практической деятельности. Расширение игрового опыта. Повышение творческих способностей дошкольников: фантазии, воображения, конструктивного мышления и сообразительности.
- Повышение уровня социализации старших дошкольников. Сформированность у детей таких качеств как уверенность в своих силах и способностях, быть внимательным, доброжелательным, отзывчивым, заботливым, справедливым, умению сопереживать, привычку вместе играть, трудиться.
- Повышение роли семьи в формировании социально-нравственной личности ребенка.
Срок реализации |
Тема |
Содержание работы |
Образователь ные области |
Форма организации детской деятельности |
Итоговые мероприяти я |
Сентябрь
I неделя |
День знаний
1.Здравствуй школа 2.Первый звонок 3. Дружба 4.Ученые 5.Школьные принадлежност и |
Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, социализация, музыка |
Сюжетно-ролевая игра «Школа». Беседы по теме. Экскурсия в школу. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание и составление загадок по теме. Проектная деятельность(выкладывание здания школы из мелких предметов). |
Праздник «День знаний». |
II неделя |
Неделя красоты. День Республики (тематический день)
1.Знаменитые художники
2. Мастерская скульпторов 3.Моя Республика
4.Достопимеча тельности Мордовии
5.Деятели культуры Мордовии |
Формировать представления о красоте, взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, социализация, Художественн ое творчество, музыка |
Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод», «Салон красоты». Рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружающего мира, произведений народного, декоративно-прикладного искусства, журналов мод, составление описательных рассказов. Беседа «Красота родной речи» (о средствах языковой выразительности). Игры-драматизации. Экспериментирование с цветом. Мастерская по декорированию предметов быта, изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Чтение художественных произведений социальнонравственного содержания (о |
Выставка «Красота в жизни, природе, искусстве» |
|
|
|
|
внутренней красоте человека), беседы о нравственных качествах человека, правилах этикета. Создание коллекций красивых предметов. |
|
III неделя |
Азбука безопасности
1. Улица
2. Городской транспорт
3. Дорожные знаки 4.Светофор
5. Юные велосипедисты |
Учить детей правилам дорожного движения. Формировать осознанное поведение в дорожно-транспортных ситуациях. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационноуказательными знаками и знаками сервиса. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте. Расширять знания о городском транспорте. Продолжать знакомить с дорожными знаками. Познакомить с правилами поведения на железной дороге. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте. |
Безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Создание игровых и практических проблемных ситуаций «Что делать?», «Как поступить?». Совместно с воспитателем создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема». Беседы о безопасности на дорогах. Игрыпутешествия. Чтение литературных произведений по соответствующей тематике. |
Выставка детского творчества |
IV неделя |
День дошкольного работника
1. Наш детский сад (прилегающая |
Формировать представления о профессиях дошкольных работников, детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн |
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Проектная деятельность (выкладывание здания детского сада из мелких предметов). Музыкальные импровизации на темы детского сада. |
День открытых дверей Выставка рисунков «Мой любимый |
|
территория:хоз двор, овощехранили ще, огород)
2.Мед.кабинет
3.Воспитатели. 4. Повар детского сада 5.Хизнь в детском саду (пультовая, прачка) |
|
ое творчество, музыка, физическая культура |
Тематические экскурсии по зданию детского сада, наблюдение за трудом дошкольных работников. Мастерская (продуктивная изобразительная деятельность) на тему «Мой любимый детский сад», создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.) Игры-имитации на определение профессий. отгадывание и сочинение загадок о профессиях в детском саду. |
детский сад», «Моя любимая воспитатель ница» |
Октябрь I неделя |
Осень. (В мире растений) 1.Приметы осени
2.Овощи
3.Фрукты
4. Растения Мордовии
5.Сельскохозяй ственныепрофе ссии |
Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, труд, социализация |
Сюжетно-ролевые игры по темам. Проектная деятельность (создание плаката в защиту исчезающих растений. Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Растения Мордовии», «Красная книга растений». Чтение художественной, научно- познавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме. |
Праздник «Осень». Выставка детского творчества |
II неделя |
Осень. (В мире животных)
1.Домашние животные
|
Развивать интерес к природе, желание активно познавать природные объекты. Обогащать представления о многообразии животных, обитающих в разных климатических условиях. |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, |
Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием животных-персонажей. Двигательные импровизации «Угадай животное». |
Конкурс рисунков животных |
|
2.Дикие животные
3. Птицы
4.Животные России
5. Животные Мордовии |
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир. |
Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, труд, социализация |
Проектная деятельность (создание плаката в защиту животных, выкладывание из мелких предметов какого-либо животного). Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Животные России», «Животные Мордовии». Организация выставки произведений книжной графики «Художники – анималисты - детям» (Е. Чарушин, В. Ватагин, В. Чижиков и др.) Чтение художественной, научно-познавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме. Рассказы о домашних животных (из личного опыта), творческое рассказывание («Животное, о котором я мечтаю»). |
|
III неделя |
Моя республика. 1. История Мордовии
2.Герб Мордовии 3.Флаг Мордовии 4.Гимн Мордовии 5.Знаменитые люди |
Расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей республики, страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей Мордовии, гербом и флагом, мелодией гимна.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование по теме. Игры «Найди флаг и герб Мордовии», «Кто больше назовет?» (реки, озера, праздники, известных писателей) |
Выставка детского творчества |
|
Мордовии |
|
|
|
|
|
IV неделя |
Моя страна. 1. Руководители нашей страны
2. Герб России 3. Флаг России 4.Гимн России 5. Знаменитые люди России |
Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Мордовию, Россию, о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Беседы с детьми по темам. «Как работают президент и правительство России». Игра- беседа «Если бы я был президентом…», «Для чего нужен флаг и герб России». Рассматривание государственной символики, картин, фотографий, макетов, отражающих жизнь людей в разное время. |
Просмотр видеофильм а «Прогулка по Москве» |
|
Ноябрь
I неделя |
День народного единства.
1.Многонацион альная Россия 2. История России 3.Русские богатыри 4.Народные игры 5.Дружба народов |
Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщение детям элементарных сведений об истории России. Формирование представлений о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Формирование представлений ребенка о его месте в обществе. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям. |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».Рассмотреть фото, репродукции картин, иллюстрации. Чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Открытка к празднику», «Русский воин». |
Спортивный праздник «День народного единства». |
|
II неделя |
Расту здоровым. 1. «Здоровые зубки» 2.« Береги зрение» 3.«Наша кожа» 4.«Вредная и полезная еда» |
Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Ситуативные беседы об отдельных профессиональных действиях врача, об отношениях врача и пациента.
|
здоровье, безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, |
Сюжетно-ролев «Больница», «Аптека». Чтение литературы, стихов, предметных картинок по тем Игры- водой, зубной щеткой |
ые игры «поликлиника», художественной разучивание рассматривание и сюжетных е. экспериментирования (с и пастой, |
Развлечение «День здоровья» |
|
5.День здоровья |
|
музыка, физическая культура |
мылом и т.д.). Подвижные и развивающие игры. |
|
III неделя |
Моя семья
1. Семья 2.Генеологичес кое древо 3. Профессии взрослых 4. Члены семьи (животные) 5.Отдыхаем всей семьей |
Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста, имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду взрослых. Познакомить с праздником «День матери». |
здоровье, безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Сюжетно – ролевые игры. Чтение художественной литературы по теме. Слушание и пение песен о маме и семье. Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.
|
Спортивное развлечение «Веселые семейные старты» Выставка рисунков «Моя семья» |
IV неделя |
День матери
1. Я и моя мама
2. Профессия мамы
3. Как я маме помогаю
4.Поэты и писатели о маме
5. Самые модные мамы |
Расширять знания о роли мамы в жизни детей и семьи, закреплять представления детей о важности внимательного, доброжелательного отношения к маме и между близкими людьми в семье, учить детей заботиться о маме, помогать ей во всем.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, |
Рассматривание иллюстраций. Игры «Моя мама»,«Моя семья», «Профессия мамы» (где и кем работают мамы).Рассматривание фотоальбомов «Я и моя мама». Ситуативные беседы о том, как мама заботится о здоровье детей: питание, чистота, отдых, заботливое отношение. Профессии наших мам. Создание ситуаций педагогического и морального выбора, беседы о взаимоотношениях с мамой. Рассказ воспитателя о своей маме. Ситуативные беседы: Чем любит мама заниматься дома. Вкусное блюдо, которое готовит моя мама. Как я маме помогаю.
|
Оформление подарков – рисунков «Моя мамочка» Фотоконкур с «Как мы играем дома» |
|
|
|
|
Загадывание загадок о семье.
Рассматривание репродукций картин,иллюстраций в книгах,чтениехуд.литературы. Слушание песен о маме. |
|
Декабрь
I неделя |
Зима 1.Природа зимой 2.Свойства воды, снега и льда 3.Деятельность людей 4.Безопасное поведение зимой 5.Зимующие птицы |
Продолжать знакомить с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. |
Безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы,
|
Сюжетно-ролевые игры по темам. Экологические игры «Узнай по следу», «Спасатели». Создание и использование календаря природы, погоды. Экспериментирование с водой, снегом, льдом. |
Выставка детских рисунков «Зимушказима» |
II неделя
|
1. Зимние забавы 2. Зимний лес 3.Неживая природа 4.Животные зимой 5. Стихи и песни о зиме |
Обогащать представления детей о многообразии признаков животных, растений в зимний период. Знакомство с зимними забавами. Учить безопасному поведению на улице зимой.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, физическая культура |
Чтение художественной литературы по темам. Подвижные игры. Самостоятельные наблюдения детей в природе. Создание проблемных ситуаций «Что будет, если…». Беседы по темам. |
Зимние забавы и эстафеты с родителями |
III неделя |
В гостях у сказки.
1.Присказки
2.Сказки
3.Былины
|
Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки. Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, |
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, мультфильмов. Педагогические ситуации, беседы, о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, о соответствующих примерах из жизни, книг, мультфильмов, кино, произведений |
Театрализов анное представлен ие |
|
4. Виды театров
5.Любимые герои сказок
|
движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный). Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. |
|
изобразительного искусства. Чтение и рассказывание сказок, былин. |
|
IV неделя |
Новый год. Фабрика Деда Мороза
1.Украшаем елку 2.Фабрика новогодних игрушек 3.Пригласиител ь билет на елку 4. Письмо Деду Морозу 5.Здравствуй |
Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего утренника.
|
Новогодний утренник Конкурс «Фабрика Деда Мороза» |
|
Дедушка Мороз |
подарки, сделанные своими руками. Познакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. |
|
|
|
Январь
I неделя |
Каникулы.
|
|
|
Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника. Чтение библейских историй о Рождестве.
|
|
II неделя |
1.Рождественск ая звезда 2. Рождество Христово 3.Калядки 4.Рождественск ий подарок 5. Крещенские морозы |
|
физическая культура, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, труд |
Развлечение «Рождество» |
|
III неделя
|
Зимние забавы.
1. Зимние олимпийс кие игры 2. Спортсмены 3.Хоккей и хоккеисты 4.Фигурное катание и фигуристы 5.Катание на лыжах |
Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. Расширение представлений о закаливании. Формирование представлений об активном отдыхе.
|
Физическая культура, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка
|
Спортивные игры, эстафеты на прогулке. Изготовление тематических альбомов «Олимпийские чемпионы». Рассказ воспитателя об истории олимпийских игр, о родине хоккея.
|
Развлечение «Веселые старты» с участием родителей.
|
IV неделя |
1. Делаем кормушку 2. Народные зимние игры |
Труд, физическая культура, коммуникация |
Конкурс на лучшую кормушку |
|
3.Мороз – красный нос (русская – народная игра) 4.Катание на санках 5. Снежные художники |
|
, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
|
|
|
Февраль
I неделя |
Неделя добрых дел.
1.Положительн ые герои сказок, рассказов, мультфильмов, кино.
2.Люди разных профессий, делающие добро
3. Настоящая дружба
4. Мои друзья в группе
5.Стихи и песни о добре |
Формирование ценностных представлений о добре и зле. Закрепить правила вежливого и доброжелательного сверстникам и взрослым.
|
первичных отношения к |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка
|
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, мультфильмов. Педагогические ситуации, беседы, о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, о соответствующих примерах из жизни, книг, мультфильмов, кино, произведений изобразительного искусства, о причинах нечаянного совершения недобрых поступков, о людях разных профессий, делающих добро. Составление альбома «Наши добрые дела» (фото, рисунки). Разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений. Викторины по теме. Создание коллекции «Положительные герои книг, мультфильмов, кинофильмов» |
Конкурс «Самый вежливый и добрый». |
II неделя
|
Лекторий «Защитники Отечества»
1.Мой папа – солдат |
Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Воспитывать в духе |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, |
Сюжетно-ролевые игры («Пограничники и др.»). Слушание и исполнение патриотических и военных песен, исполнение танцев. Проектная деятельность |
Выставка детского творчества
|
|
|
2.Наша Армия
3.Военная техника
4.Военные профессии
5.Подарок для папы и дедушки |
патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. |
Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность
|
(выкладывание из мелких предметов военной техники). Рассказы, основанные на личном опыте («Мой папа (дедушка) – военный»). Отгадывание и составление загадок по теме. Мастерская (изготовление сувениров для пап и дедушек, оформление музыкального зала, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр). |
|
III неделя |
1. Праздник пап
2.Юные моряки 3. Граница на замке 4. Смелые танкисты 5. Стихи и песни об Армии |
Спортивный праздник, посвященны й 23 февраля. |
|||
IV неделя |
Народные праздники и обычаи.
1.Праздник Масленицы 2.Мордовские подвижные игры 3. Обрядовые праздники мордвы 4.Сказки |
Продолжать знакомить детей с мордовскими народными традициями и обычаями. Расширять представления о предметах быта, одежде, пище мордовского народа. Продолжать знакомить с мордовскими подвижными играми, с мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей республики, с народной музыкой и произведениями мордовских композиторов. |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, здоровье
|
Мордовские подвижные игры. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок. Рассматривание портретов и репродукций мордовских художников. Знакомство с мордовскими сказками, героями. Рассказ воспитателя о праздниках мордовского народа. |
Фольклорны й праздник. |
|
мордвы 5.Художники, композиторы, поэты и писатели Мордовии |
Расширять представления о календарно-обрядовых праздниках мордвы, приучать к участию в них. |
|
|
|
Март
I неделя |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.
1. Моя мама 2.Моя бабушка 3.Профессии наших мам 4.Стихи и песни о маме 5.Подарок для мамы |
Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. |
Мамин праздник, чаепитие. Выставка поделок «Мамина шкатулка» |
II неделя |
Народная культура
1.Мордовская изба 2. Мордовский национальный костюм 3.Народные игры 4.Народные игрушки 5.Народное декоративноприкладное искусство(Горо дец, Полхов- |
Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно- прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешка – городецкая, богородская; бирюльки и др.). Продолжать знакомить с мордовским национальным декоративноприкладным искусством. |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Рассказы воспитателя о быте и обычаях мордовского народа. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Рассматривание декоративноприкладное искусство разных народов (Городец, ПолховМайдан, Гжель). Создать альбом «Народные игрушки России».
|
Выставка детского творчества |
|
Майдан, Гжель). |
|
|
|
|
III неделя |
Неделя театра.
1.Театр (правила поведения, декорации, сцена и т д.)
2. Пальчиковый театр
3.Теневой театр
4.Марионетки
5.Театральные маски |
Приобщение к театральному искусству и формирование положительного отношения к нему. Экскурсия в театр, знакомство с театром (помещения, сцена, реквизит, декорации, программки, театральный буфет.)
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Сюжетно-ролевая игра «Театр». Чтение художественной литературы по теме. Составление ролевых диалогов по иллюстрациям. Музыкальные, словесные импровизации. Игры-драматизации знакомых сказок. Мастерская (изготовление афиши, билетов, элементов декораций, реквизита, костюмов). Режиссерские игры, игрыпревращения, театральные этюды. Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов театральной маски и т.п.) |
Театрализов анное представлен ие |
IV неделя |
Книжки- на неделя
1.Детские писатели
2.Экскурссия в библиотеку
3.Книжкина больница
4.Умные книжки
|
Обогащать «читательский» опыт детей за счет разнообразных жанров фольклора, литературной прозы, поэзии. Развивать литературно- художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность поэтических текстов. Воспитание желания и потребности читать книги, бережного отношения к ним.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Сюжетно-ролевые игры («Книжный магазин», «Библиотека», по сюжетам любимых детских книг). Знакомство с букварями, азбуками. Экскурсия в библиотеку. Беседы, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации («Отгадай, кто я?», «Подбери правильно атрибуты для любимых героев» и др.) Проектная деятельность (организация выставки работ детей по теме). |
Литературна я викторина |
|
5.Книжки - малышки |
|
|
Создание коллекции «Герои любимых детских книг». Труд в книжном уголке (ремонт книг). Слушание музыкальных произведений по мотивам литературных сюжетов. |
|
Апрель
I неделя |
Весна. День смеха (тематический день).
1.День смеха 2. Перемены в природе 3.Весенняя капель 4.Первые ручьи 5.Воздух - невидимка |
Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Создать радостное настроение у детей. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы юмора.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность |
Рассказать детям о необычных и веселых традициях в разных странах, необычные факты из жизни животных и растений. Изготовление игрушек - дергунчиков для малышей. Чтение веселых художественных произведений.
|
Досуг «Звонкий смех» |
II неделя |
Неделя космоса. 1.Планета Земля
2.Первые животныекосмонавты
3.Первый космонавт
4. Изобретатели космических кораблей
|
Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность |
Сюжетно-ролевая игра «Космический корабль», «Космонавты». Проектная деятельность (выкладывание ракеты, космического корабля из мелких предметов). Слушание песен о космосе и космонавтах, слушание «космической» музыки. Мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме). Беседы, рассказы воспитателя о первом космонавте планеты, о создателях космических кораблей, о названиях улиц и |
Спортивное развлечение «Подготовка космонавтов » |
|
5.Поэты, писатели и музыканты о космосе |
|
|
площадей в каждом российском городе, связанных с темой Космоса. Рассматривание фотографий, иллюстраций по теме. |
|
III неделя |
Зеленая планета.
1.Мир растений
2.Правила поведения в лесу, парке, у водоема
3.Красная книга
4.Лекарственн ые растения
5.Охрана природы |
Формировать у детей осознанноположительное отношение к природным явлениям и объектам, развивать естественно - научные представления об окружающем мире. Углублять и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений и животных. Формировать умение заботиться об окружающей среде.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, безопасность, здоровье |
Сюжетно-ролевая игра «Юные экологи». Беседы по теме. Экскурсия по экологической тропе. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание и составление загадок по теме. Рассматривание гербария. Составление с детьми книги правил поведения в лесу парке, у водоема. Художественное творчество детей.
|
Выставка детского творчества |
IV неделя |
Они защищали Родину.
1.Никто не забыт и ничто не забыто
2. Битва за Москву
3.Дети войны
|
Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Рассказы воспитателя о празднике.
Рассматривание иллюстраций и фотографий военных лет.
Творческое рисование на тему «Великий день Победы!», «Салют Победы».
Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне, |
Лекторий «Защитники Родины» |
|
4.Партизаны
5.Стихи и песни о войне
|
|
|
вспомнить песни военных лет.
Организовать выставку «Герои Великой Отечественной войны». Сюжетно-ролевые игры по теме («Разведчики»).
|
|
Май
I неделя |
День Победы. 1.Герои Великой Отечественной войны 2.Памятники героям Великой Отечественной войны. 3.Вечный огонь 4.Герои Мордовии 5.Салют Победы! |
Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Праздник «День Победы».
|
|
II неделя |
Весна – красна! 1.Перемены в природе
2.Птицы
3.Звери
4.Труд взрослых
5.Стихи и песни о весне |
Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда, о весенних изменениях в природе. Формирование первичных ценностных представлений о птицах.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность |
Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием птицперсонажей. Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов какой-либо птицы). Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Чтение художественной, научно-познавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме. Рассказы о домашних птицах (из личного опыта). |
Праздник «Веснакрасна».
|
III неделя |
Неделя |
Закрепить основы безопасности |
Безопасность, |
Чтение стихов, пословиц, |
Викторина |
|
безопасности.
1.Осторожно, Огонь! 2.Безопасность на воде 3.Безопасность в доме 4. Безопасность на улицах города 5. Службы спасения «01», «02», «03». |
жизнедеятельности человека. Уточнить знания о работе пожарных, о причинах возникновения пожаров, о правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения - МЧС. Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закрепить умения называть свой домашний адрес.
|
коммуникация , познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
поговорок (Пожар в лесу). Игры «Откуда берется мусор?», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Отыщи опасные растения». Беседы с детьми «Почему надо охранять и беречь природу?», «Чем опасны шалости на воде?», «Службы спасения». Рассматривание репродукций картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И. Айвазовского «Гроза».
|
«Вниматель ный пешеход», Выставка детских рисунков. |
IV неделя |
Скоро лето. 1. Перемены в природе
2. Ягоды и фрукты
3.Съедобные и ядовитые грибы
4.Жизнь животных
5.Отдых летом |
Формировать у детей обобщенных представлений о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей.Много корма для зверей, птиц и их детенышей). Расширять представленияо съедобных и несъедобных грибах. |
Безопасность, коммуникация , познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Беседы и наблюдения за изменениями в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Животные России», «Животные Мордовии». Совместно с воспитателем создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема». Беседы о безопасности на дорогах. Игры- путешествия. Чтение литературных произведений по соответствующей тематике. |
Спортивный праздник «Здравствуй, лето!»
|
4. Содержание программы
Перспективно-тематическийплан по образовательной области«ПОЗНАНИЕ».
Раздел «Социальный/Предметный мир»
с детьми старшей группы
|
Тема, литература |
Программное содержание |
Материалы и оборудование |
Методы и приёмы |
Совместная деятельность с детьми |
Совместная деятельность с родителями |
09
1 |
Социальное окружение«Моя семья».Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г. |
Закрепление знания об имени, отчестве и фамилии родственников, их работе, домашние обязанности, помощь взрослым. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к своим близким. |
Фотографии, книги, картины |
Рассматривание семейных фотографий. Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю дома». Чтение: Я. Аким «Моя родня», А. Барто «Перед сном».
|
Рассматривание картин из серии «Моя семья»,рассматривание семейных фотографий. Чтение : Р. Гамзатова «Мой дедушка», Ю.Яковлев «Мама». Сюжетно- ролевая игра «Семья». |
Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю дома».
|
2
|
Предметное окружение«Наша мебель и посуда».Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г. |
Закрепить представления детей о том, что одинаковые по назначению вещи могут быть сделаны из разного материала; уточнить какие признаки отличают один материал от другого: внешний |
Посуда, кукольная мебель, предметные картинки, книги |
Рассказ воспитателя. Беседы: «Наша мебель и посуда – производство и изготовление», «Как обставить комнату». Чтение С.Маршака «Откуда стол пришел», К. Чуковский |
Беседы: «Наша мебель и посуда – производство и изготовление», Д\Игра «Какая посуда?» Игра- эксперимент :»Стекло- фарфор». Рисование «Какая посуда понравилась». |
Рассматривание , чтение познавательной литературы. Энциклопедия для дошкольников. |
|
|
вид, прочность, пластичность, способы обработки, использование; развивать наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых. |
|
«Федорино горе», загадки о мебели и посуде. Дидактическая игра «Кукольный детский сад» . |
|
|
3 |
Труд людей(вне занятия)«Как выращивают хлеб».Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г. |
Закрепить знания детей о различиях города и села: (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу |
Картины с изображением города и деревни; колоски пшеницы, ржи; демонстрационные картинки с изображением различных работ в поле; черный и белый хлеб, печенье, сушки.
|
Рассказ воспитателя. Беседа «Как выращивают хлеб». Чтение: ст. «По земле сырой…» Е. Трутнева, «Нива золотая» Ю. Ждановская. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». |
Беседа: «Хлеб –всему голова». Анализ ситуации: «Как обращаться с хлебом» Загадывание загадок. Д\упр. «Кто больше назовёт?» (хлебобулочныеизделия).
|
Рассматривание, чтение познавательной литературы.
|
10
1 |
Социальное окружение«Выставка изделий русского народноприкладного искусства».Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» |
Познакомить детей с изделиями народноприкладного искусства: особенностями изделий, элементами орнаментов, |
Дымковские игрушки, картинки |
Рассказ воспитателя. Рассматривание дымковских игрушек; виды городецких изделий, традиционные мотивы росписи; |
Чтение рассказов, отгадывание загадок. Д/ игра «Народные промыслы» |
Предложить детям раскраски «Народные игрушки».
|
|
/Старшая группа/, М., 2004г |
творческим трудом мастеров. Развивать внимание, творческое воображение. Воспитывать любознательность. |
|
Чтение, отгадывание загадок |
|
|
2
|
Предметное окружение«Путешествие в прошлое лампочки».Дыбина О.В. «Что было до…». |
Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета; развивать любознательность; воспитывать усидчивость. |
Лучина, свеча, керосиновая лампа, электролампочка, спички, различные светильники (или картинки с их изображением. |
Рассказ воспитателя. Загадки.
|
Рассматривание иллюстраций. Загадывание загадок. Беседы. |
Чтение познавательной литературы. |
3 |
Труд людей«Знакомство с трудом работников швейной промышленности»Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г. |
Систематизировать знания детей о классификации одежды; познакомить с трудом работников швейной промышленности: закройщики, портные; одежду шьют в ателье, на швейных фабриках. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать |
Картинки с изображением разных видов одежды; лоскутки тканей; картина с изображением портнихи за ручной швейной машиной и за электрической. |
Рассказ воспитателя. Беседа «Кто шьет нам одежду». Рассматривание иллюстраций. Чтение, отгадывание загадок. |
Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Д\ и : «Отвечай быстрее». Д\ упр. « Угадай, кем и где я работаю». Д\ упр. «Закрепление названий тканей» |
Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательной литературы. |
|
|
уважение к чужому труду. |
|
|
|
|
11
1 |
Социальное окружение «Знакомство с жизнью народов Севера» Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.
|
Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов |
Физическая карта России, картина «Дети Севера», иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображением чума.традициям и обычаям других |
Рассказ воспитателя. Беседа «Как живут на Севере». Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение рассказов о севере. |
Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение литературы. Рассказывание сказки «Кукушка». |
Энциклопедия для дошкольников |
2
|
Социальное развитие «Мужчины и женщины в семье» Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г |
Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им |
Альбомы с семейными фотографиями, иллюстрации с изображением людей разных профессий – мужских и женских |
Рассматривание семейных фотографий. Домашнее задание: составление генеалогического древа (2-3 поколения). Беседа «Моя родословная». Чтение: Я. Аким «Кому кто?», «У деда Вани», М. Яснов «Вот я семью нарисовал».
|
Рассматривание семейных фотографий. Рассказы детей из личного опыта «С кем я живу?» Д/ игра: «Кому это принадлежит?» С/р игры : «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей». |
Домашнее задание: составление генеалогического древа (2-3 поколения).
|
|
|
посильную помощь. |
|
|
|
|
3 |
Труд людей (вне занятия) «Труд парикмахера, продавца». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.
|
Познакомить детей с трудом парикмахера и продавца, продолжать знакомить со способами приобретения покупки в магазине; развивать творческое воображение; воспитывать уважение к труду работникам торговли. |
Предметы и атрибуты для данных профессий. |
Экскурсии и целевые прогулки. Беседы: «как работает парикмахер», «Как трудятся продавцы». Дидактические игры: «Кто важнее?», «Кем быть?», «Магазин», «Парикмахерская».
|
Беседы: «Как работает парикмахер», «Как трудятся продавцы». С/Р игры: « Салон красоты», «Посещение парикмахерской», «Мы у врача».
|
Совместное посещение родителей и детей магазинов, парикмахерской |
12
1 |
Труд людей (вне занятия). Экскурсия в библиотеку. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.
|
Познакомить детей с особенностями труда людей в библиотеке, работа читального и абонементного залов, история возникновения книги, ее составные части (Обложка, переплет, страницы, иллюстрации), развивать память, мышление, воспитывать бережное отношение к книге.
|
Предметы и атрибуты для данных профессий. |
Экскурсия в библиотеку. Рассматривание книг с иллюстрациями Л. Лебедева, Ю. Васнецова, В. Сутяева, Е. Чарушина. Беседы: « Что мы видели на экскурсии», «Как пишут и печатают |
Беседа : «Как пишут и печатают книги». С/ Р игра «Библиотека». Рассматривание книг с иллюстрациями в уголке книги (в группе). |
Экскурсия в библиотеку вместе с родителями. |
|
|
|
|
книги». |
|
|
2
|
Социальное окружение «Что такое музей?». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.
|
Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи; дать детям знания об историческом или краеведческом музее города. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать любознательность. |
Иллюстрации с изображением музеев в родном городе, фотографии с изображением различных экспонатов этих музеев.
|
Беседа «Что такое музей?». Рассказ воспитателя. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий. |
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий. |
Посещение краеведческого музея. |
3 |
Социальное окружение «Ночное путешествие в жизни Нового года». Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, |
Сообщить детям, что отсчет каждого нового года начинается с 1 января, а первым месяцем зимы является декабрь; объяснить почему люди поздравляют друг друга с Новым годом и высказывают добрые пожелания; развивать интерес к событиям происходящим в жизни людей; воспитывать интерес к традициям |
Картины, иллюстрации, аудио записи |
Рассказ воспитателя о встрече Нового года. Разучивание стихотворений и инсценировок к празднику. Сюжетно- ролевая игра «Семья – Новый год».
|
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий. Разучивание стихотворений и инсценировок к празднику. Рисование по желанию детей на данную тему. Энциклопедия для дошкольников (Как встречают Новый год в других странах |
Энциклопедия для дошкольников (Как встречают Новый год в других странах). |
01
2 |
Социальное окружение «Народные праздники на Руси. Рождество». Мулько И.Ф. Социальнонравственное воспитание детей 57 лет. С. 74 |
Расширять представление о русских народных праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость. |
Иллюстрации, открытки, книги. |
Рассматривание иллюстраций о русских народных праздниках. Рассказ воспитателя. |
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий. Разучивание стихотворений к празднику. Рисование по желанию детей на данную тему.
|
Чтение литературы по данной теме. |
3
|
Предметное окружение «Что такое рукотворный мир?» Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. С. 84
|
Закреплять умение правильно называть предметы рукотворного мира. Учить группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета) и понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека. |
Предметы рукотворного мира.
|
Рассматривание предметов рукотворного мира. Беседа «Что из чего делают». Дидактические игры: «Угадай, кем я работаю?», «Что лишнее», «Как производят эти вещи», «Кто что делает?», «Найди пару». |
Д/и «Подбери предметы с одним назначением», «Кому что нужно?» |
Беседа родителей с детьми «Что из чего делают». Энциклопедия для дошкольников. |
4 |
«Кто главный в лесу?» Бондаренко. С. 85
|
Дать детям представление о леснике – человек, который заботится о лесе. Воспитывать уважение к людям любой профессии.
|
Картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает птиц». |
Беседа, чтение стихотворения Л.Зеленовской «Лесник», рассматривание картин и иллюстрации о работе лесника «Зимняя подкормка животных», |
Чтение художественной литературы, беседы, продуктивная деятельность. |
Консультация «Правила поведения в природе». Изготовление кормушки для птиц. |
|
|
|
|
«Лесник спасает птиц». |
|
|
02
1 |
Откуда пришла книга. Н.В. Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительности. С. 175. |
Дать детям знания о том, как делается книга, бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго. Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили как можно дольше. |
Предметные картинки, береста, кожа, разные виды бумаги. |
Рассказ воспитателя. Отгадывание загадок. Беседа «Откуда берется бумага?» |
Беседа о бумаге. Игра:« Из чего сделан предмет?» Опытно- исследовательская деятельность «Бумага- какая она?» |
Энциклопедия для дошкольников. Воспитывать аккуратное отношение к книгам. |
2
|
Социальное окружение «День Защитника Отечества». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.
|
Продолжить знакомить с людьми, прославившими Россию, с памятниками защитникам Отечества в родном городе; развивать интерес к этому празднику; воспитывать в детях гордость за свою страну. |
Картины, открытки, книги. |
Приглашение воинов Российской армии, приглашение пап с рассказами о службе в армии. Целевые прогулки к памятникам героям войны. Рассказ воспитателя. Беседы: «Наша армия родная бережет наш мирный труд», «Что такое героизм». Чтение: Я. |
Беседы: «Наша армия родная бережет наш мирный труд», «Мой папа, дедушка». Рисование «Памятники города». Д/и: «Кому, что нужно?», С/р игра : «Мы защитники». |
Беседа о папе, о дедушке со своими родными. Чтение художественной литературы. |
|
|
|
|
Аким «Земля», С. Маршак «Наша армия», В. Агапкин «Прощание славянки». |
|
|
3 |
Труд людей (вне занятия) Рассказ о труде пожарных и МЧС. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.
|
Углубить представления детей об особенностях труда пожарных; развивать быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях; воспитывать в детях чувство благодарности к труду пожарных. |
Картины, фотографии. |
Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа «Огонь- наш друг или враг». Чтение: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое». Дидактическая игра «Школа пожарников» |
Рассказ о русских традициях- проводы в армию. Игровое упражнение «Кому, что нужно2 (закрепление разных видов войск).
|
Чтение литературы по данной теме. |
03
1 |
Социальное окружение «Международный женский день». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.
|
Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям; развивать волевые качества. |
Поздравительные открытки, картины, книги, аудио записи. |
Рассматривание иллюстраций с изображением труда мам дома и на работе, открыток о женском дне 8 Марта. Чтение: Е. Благинина «Посидим в тишине». Беседы «Как мы помогаем бабушке и |
Рассматривание фотографий. Беседа «Профессия моей мамы». Игра «какое у мамы настроение?», «Кому что нужно для работы?» Чтение стихотворений о маме.
|
Совместный досуг «Наши мамы». Папка- раскладушка «Моя любимая мама». |
|
|
|
|
маме», «Моя мама». |
|
|
2 |
Социальное окружение «Выставка изделий русского народноприкладного искусства». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г |
Познакомить детей с изделиями народноприкладного искусства: особенностями изделий, элементами орнаментов, творческим трудом мастеров. Развивать внимание, творческое воображение. Воспитывать любознательность. |
Дымковские игрушки, картинки |
Рассказ воспитателя. Рассматривание дымковских игрушек; виды городецких изделий, традиционные мотивы росписи; Чтение, отгадывание загадок |
Чтение рассказов, отгадывание загадок. Д/ игра «Народные промыслы» |
Предложить детям раскраски «Народные игрушки».
|
3 |
Социальное окружение «Что такое театр?». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г. |
Познакомить детей с историей создания театров, кто в России открыл первый театр, какие бывают театры;. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать любознательность. |
Иллюстрации с изображением театров в родном городе, фотографии с изображением различных экспонатов этих театров. |
Беседа «Что такое театр?». Рассказ воспитателя. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий. |
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий. |
Посещение театра |
4 |
Предметное окружение «Откуда пришла книга». Алешина Н.В. «Ознакомление |
Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги |
Предметы, сделанные из дерева, книги, картинки. |
Рассказ воспитателя. Беседа «Откуда берется бумага?» Рассматривание |
Чтение рассказов А.Баркова, Р.Сурьянникова « Откуда пришла книга». Рассматривание предметных картинок, |
Энциклопедия для дошкольников. Воспитывать аккуратное отношение к |
|
дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г. |
затрачивается труд многих людей. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к книгам. |
|
предметных картинок, иллюстраций. Чтение книг. |
иллюстраций.
|
книгам. |
04 1 |
Труд людей (вне занятия). Познакомить детей с трудом людей на транспорте. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г. Алешина И.В. «Знакомим дошкольников с родным городом». |
Познакомить детей с трудом людей на транспорте; машинист, помощник машиниста, проводчик; летчик, штурман, бортрадист, бортпроводник; капитан, боцман, водолаз, команда, матросы. Развивать интерес к профессиям. Воспитывать уважение к чужому труду. |
Альбомы, иллюстрации с различными видами транспорта; изображением людей разных профессий. |
Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Сахарова «Два радиста», «Самый лучший пароход», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк». «Беседы с дошкольниками о профессиях. Капитан. Водолаз». Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Угадай вид транспорта», «По земле, по воде или по воздуху». |
Беседы с дошкольниками о профессиях. Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Угадай вид транспорта», «По земле, по воде или по воздуху».
|
|
2 |
Детская энциклопедия, Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.
|
Расширить представления детей о космических полетах; закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин; воспитывать чувство гордости за свою родину; развивать память |
Глобус, картины, фотографии космонавтов. |
Рассматривание картин. Рассказ воспитателя. Беседы «Первый человек в космосе», «Наши космонавты». Чтение В. Баруздин «Первый в космосе». Сюжетно- ролевая игра «Космическое путешествие». |
Чтение В. Баруздин «Первый в космосе». Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие». Рассматривание иллюстраций о космосе.
|
Чтение литературы. по данной теме. Энциклопедия для дошкольников.
|
3 |
Предметное окружение «Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Названия тканей». Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г. |
Закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда»; познакомить с классификацией одежды по сезонам - зимняя, летняя, демисезонная; развивать внимание, мышление; воспитывать аккуратность |
Предметные картинки, лоскутки разной ткани (хлопчатобумажной, шерстяной и шелковой) |
Составление описательных рассказов. Беседы: «Как люди одеваются в разные сезоны», «Как делают ткани». Дидактические игры: «Какая это одежда?», «Что это?», «Назови и опиши».
|
Рассматривание предметов одежды. Беседа: «Как делают ткани». Дидактические игры: «Какая это одежда?», «Что это?», «Назови и опиши».
|
Беседа: « Одежда детей в группе», «Как одевать детей в разные сезоны». |
4 |
Социальное окружение «Рассказ-беседа о Дне победы» Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/, М., 2004г.
|
Дать понятия – защитник, негативное отношение к войне боль, смерть, потеря, разрушение того, что создавалось веками; использовать примеры из художественной литературы; развивать интерес к истории своей Родины; воспитывать желание защищать её.
|
Иллюстрации с изображениями памятников защитникам Родины в Великой Отечественной войне, портрет Г.К. Жукова. |
Встреча с ветеранами войны. Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Алексеев «Первый ночной таран», Т. Белозеров «майский праздник – День Победы». Сюжетно- ролевая игра «Военные на учении». |
Беседа о ветеранах. Чтение художественной литературы. Сюжетно-ролевая игра «Военные на учении».
|
Посещение парада посвященного Дню Победы на Советской площади. |
05. 1 |
Предметный мир «Русская матрешка» Князева О.Л., Моханева М.Д. «Приобщение к источникам русской народной культуры» |
Познакомить детей с русской матрешкой, история появления, стили росписи, цветовая гамма, творческий труд мастеров; развивать память, мышление; воспитывать любознательность. |
Картинки, иллюстрации, матрешки. |
Рассматривание предметов и иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: А. Алехин «Матрешки», загадки. Сюжетно- ролевая игра «Мы – семеновские мастера». |
Чтение: А. Алехин «Матрешки», загадывание загадок. Рассматривание матрёшек. Рисование матрёшек. Рассказ о мастера. Прикладного искусства. |
Посещение арт – салона «Сюльгамо». Посещение национального музея. |
Предметно - развивающая, игровая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно - развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Оборудование и материалы: стеллаж для книг, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки, альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.
Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни, гладильная доска,атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», моряков, водителей, куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см), куклы девочки и мальчики, игрушечные дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, машины крупные и средние, грузовые и легковые, телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, кукольные коляски, игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.), одежда для ряжения.
Оборудование и материалы: светофор, полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, транспорт, макеты домов, деревьев, дорожные указатели, фигурки людей, животных
Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, кисточки тонкие и толстые, щетинистые, беличьи, баночки для промывания ворса кисти от краски, бумага для рисования разного формата, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона, салфетки для рук; пластилин, глина, доски для лепки, клеёнки для покрытия столов, мелки
Оборудование и материалы: дидактические наглядные материалы, предметные и сюжетные картинки, книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек» с различными предметами.
7. Учебно-методическое обеспечение
1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» /Старшая группа/
2. Дыбина О.В. «Что было до…» (Игры-путешествия в прошлое предметов).
3. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.
4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет.
5. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду»
6. Петрова В.И. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»
7. Петрова В.И. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.