Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Кобляковская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
агитбригады волонтёрского отряда «Фиксики»»
(в соответствии с ФГОС)
для 1-4 классов
составила: Ковалева Марина Ивановна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МКОУ «Кобляковская СОШ»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности агитбригады волонтёрского отряда
«Фиксики» для 1-4 классов разработана Ковалевой М.И. на основе требований к результатам освоения ООП НОО МКОУ «Кобляковская СОШ» в соответствии с ФГОС.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в начальной школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цели:
· Инициировать и развить детское волонтёрское движение.
· Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
· Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
· Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
· Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
· Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
· Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
· индивидуальная
· фронтальная
· проектная
· коллективная.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
· проблемно-поисковый;
· исследовательский;
· творческий (художественный);
· метод учебного диалога;
· наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
· игровой и др.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
- Активность участия.
- Умение планировать работу волонтёров.
- Самостоятельность.
Общая характеристика учебного предмета
Программа внеурочной деятельности агитбригады волонтёрского отряда «Фиксики»
основывается на следующих принципах.
Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.
Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.
Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.
Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленного гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.
На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности социальная проба – это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми.
На старшем этапе особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам (КТД). Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И. П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи заботы - развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию.
В развёрнутом виде коллективное творческое дело (по И. П. Иванову) имеет шесть этапов:
1. совместное решение о проведении дела;
2. коллективное планирование;
3. коллективная подготовка;
4. коллективное проведение дела;
5. коллективный анализ;
6. ближайшее последействие.
Суть технологической цепочки КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичный коллектив делится на группы, команды, звенья, бригады. Здесь и далее, когда говорится «группа создаётся, вырабатывает, готовится, участвует, анализирует...», имеются в виду действия педагога по созданию, стимулированию, поддержке, помощи в соответствующих групповых действиях. Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, даёт задания группам по подготовке, помогает группам, координирует их усилия. Проведение КТД опять-таки в той или иной мере опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру, импровизацию. После окончания дела проводится совместный его анализ, организованный так, чтобы все участники могли выразить своё отношение, свои мнения, чувства по поводу прошедшего события.
КТД включают школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающую чрезвычайно значимое для школьника чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт (осмысление того, что со мной уже произошло). Рефлексия усиливает чувство причастности к предмету рефлексии.
Знание и понимание, что такое КТД, не приводит автоматически к органичному вплетению этой культурной формы в ткань школьной жизни. Важно научить детей работе в режиме КТД, мотивировать их к этой работе, хотя, безусловно, дело это вовсе не простое. Добиваться того, чтобы КТД превратились в традицию класса, педагогу необходимо постепенно, шаг за шагом.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.
В рамках программы агитбригады волонтёрского отряда «Фиксики» могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности:
- беседы;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- праздники;
- викторины;
- творческие проекты, презентации;
- мастерские подарков;
- социально-значимые акции,
- социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 4 года. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Программа разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на ______________ год. 1 класс – 1 час в неделю, всего 33 часа(33 учебных недели), 2-4 класс - 1 часа в неделю, всего 34 часа (34 учебных недель).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
класс |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
1 |
9ч. |
7ч. |
9ч. |
8ч. |
33ч. |
2-4 |
9ч. |
7ч. |
10ч. |
8ч. |
34ч. |
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка.
.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации учащихся. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.
В процессе реализации программы предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:
-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;
- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;
- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;
- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;
- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;
- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;
- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;
- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Данная программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Личностные результаты освоения программы:
ü формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
ü формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
ü развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
ü формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы проявляются в:
ü расширении круга приёмов составления разных типов плана;
ü расширении круга структурирования материала;
ü умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
ü обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
ü умении организовывать волонтёрскую деятельность;
ü способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы
ü духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
ü патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
ü здоровьесберегающие – пропаганда ЗОЖ;
ü формирование толерантности – организация досуга молодежи
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы разделено на теоретическую часть и практическую. Которая имеет свою тематику, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
В отличие от учебных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области социального образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ.
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.
УЧАСТИЕ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЯХ.
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Программа рассчитана на 4 года.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 1 КЛАССА
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма контроля |
1 |
«Волонтерское движение» |
9 |
Беседы Акции Подготовка Участие Мастерская |
2 |
Праздничные мероприятия |
21 |
|
3 |
Проект |
3 |
|
Итого: |
33 |
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 2 КЛАССА
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма контроля |
1 |
«Волонтерское движение» |
10 |
Беседы Акции Подготовка Участие Мастерская |
2 |
Праздничные мероприятия |
21 |
|
3 |
Проект |
3 |
|
Итого: |
34 |
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 3 КЛАССА
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма контроля |
1 |
«Волонтерское движение» |
13 |
Беседы Акции Подготовка Участие Мастерская |
2 |
Праздничные мероприятия |
18 |
|
3 |
Проект |
3 |
|
Итого: |
34 |
|
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 4 КЛАССА
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма контроля |
1 |
«Волонтерское движение» |
16 |
Беседы Акции Подготовка Участие Мастерская |
2 |
Праздничные мероприятия |
15 |
|
3 |
Проект |
3 |
|
Итого: |
34 |
|
материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2013.
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности.
М.: Просвещение, 2013
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. М.: Просвещение, 2013
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова,
М.: Просвещение, 2013
5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. –
Киев, 2003.
САЙТЫ ИНТЕРНЕТ
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
4. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1. Компьютер
2. Средства телекоммуникации (выход в Интернет, электронная почта)
3. Принтер лазерный
НОРМОТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2020 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.
4. Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»
5. Конвенция ООН о правах ребенка.
6. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2013. (стандарты второго поколения).
7. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2013
8. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2013
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.