Программа "Специальность и чтение с листа" ДПП в области музыкального искусства "Фортепиано"
Оценка 4.8

Программа "Специальность и чтение с листа" ДПП в области музыкального искусства "Фортепиано"

Оценка 4.8
docx
08.06.2022
Программа "Специальность и чтение с листа" ДПП в области музыкального искусства "Фортепиано"
Преимущества и проблемы реализации дополнительных предпрофессиональных программ.docx

 

Преимущества и проблемы реализации дополнительных предпрофессиональных программ.

В последние несколько лет существенно меняются условия деятельности учреждений дополнительного образования. Новое законодательство, новые вызовы времени, изменения в жизни общества диктуют современной детской  школе искусств и новые требования: школа должна стать конкурентоспособной структурой и одновременно сохранить традиции отечественной системы дополнительного образования детей.

Внедрение федеральных государственных требований (ФГТ) в марте 2012 года было связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дополнительного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

Целью реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств является выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретение ими знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, а также осуществления подготовки одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

     Своими задачами предпрофессиональные программы ставят развитие у подрастающего поколения понятия культуры и культурных ценностей, формирование эстетических установок и вкуса, приобретение творческого опыта, выявление и последующее развитие способностей у одаренных детей.

Несмотря на то, что требования разработаны с целью создания равных условий для получения предпрофессионального образования учащимися, те же требования предусматривают возможность использования различных учебных и методических материалов разными учебными заведениями. Дополнительные предпрофессиональные программы разрабатываются каждой школой самостоятельно на основании ФГТ и принимаются педагогическим советом. С одной стороны это очевидный плюс: школы сами выбирают, на каком материале строить обучение, что подразумевает дифференцированный подход и расширяет возможности реализации новых идей, применяемых в процессе обучения. С другой стороны, это делает очевидным тот факт, что образование, получаемое в разных школах, будет не одинаковым по качеству, так как технический и творческий потенциал школ крупного мегаполиса будет значительно отличаться от потенциала небольших провинциальных школ.

Критериями качества реализации дополнительных предпрофессиональных программ являются:

Конкурс при приеме детей (1,5-2 человека на бюджетное место),

Сохранность контингента ( не менее 70% обучающихся выпускного класса к соответствующему году приема),

Увеличение количества обучающихся – участников творческих мероприятий ( не менее 90%),

Увеличение доли выпускников, поступивших в профессиональные учебные заведения ( не менее 10% от всех выпускников).

Необходимо заметить, что «предпрофессиональная» направленность вовсе не означает, что отныне все выпускники будут ориентированы на поступление в музыкальные колледжи и вузы. ФГТ не предполагают специальных условий для особых детей. Это обычные учебные планы, ориентированные на качественное обучение (причём, массовое). Но качество обучения должно быть таким, чтобы, при желании, каждый выпускник мог бы продолжить образование в сфере музыкального искусства на профессиональном уровне.

  С 2013 года преподаватели ДШИ работают по новым предпрофессиональным программам, разработанным на основе федеральных государственных требований. Уже можно сделать начальный анализ этих программ, рассмотреть результаты их внедрения. Несомненно, здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным сторонам следует отнести:

   1. - По федеральным государственным требованиям Детские школы искусств официально признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства. Поэтому ДШИ становятся центральными учреждениями в подготовке профессиональных кадров. Хотя  по словам консультанта ФГТ  Домогацкой  И.Е., в профессиональное учебное заведение возможно поступать, даже не закончив ДШИ. Абитуриент должен сдать положительно вступительные экзамены, а где и как он учился неважно.

    2.- Федеральные государственные требования возвращают нас к традициям, целям и задачам, которые успешно решались на протяжении многих прошлых десятилетий.

   3. - На ДШИ возложен поиск талантливых и одарённых учеников, которые впоследствии пополнят ряды профессионалов, а менее талантливые ученики станут любителями, подготовленными слушателями и заполнят концертные залы и театры.

  4.  - Перед ДШИ стоит задача обеспечения кадрами средние профессиональные учебные заведения. Но это не значит, что все ученики, обучающиеся по предпрофессиональным программам, должны поступать дальше. Только самых способных и усидчивых учеников, осознанно сделавших выбор, педагоги должны мотивировать на будущую профессию.

    5.- В предпрофессиональных программах явно виден разворот к академическому профессиональному образованию, прослеживается преемственность по отношению к типовым учебным программам и учебным планам советского времени.

    6.- Срок обучения учеников по предпрофессиональным программам увеличен до 8-9 лет, что очень важно поступающим в профессиональные учебные заведения.

   7. - Предпрофессиональные программы допускают несколько уровней сложности и каждому ученику можно подобрать программу  индивидуально по способностям.

    8.- На основании ФГТ педагог должен вести творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная работа, конкурсы, фестивали,  воспитание заинтересованного и образованного слушателя – отныне это не внеклассная работа, а обязательная  составляющая образовательного процесса.

Однако следует заметить, что предпрофессиональные программы, не всегда могут быть реализованы в полной мере. Это связано с рядом проблем:

1.- Высокую актуальность имеют проблемы конкурсного отбора и сохранности контингента, задекларированные в  ФГТ. Есть здесь и объективные причины, связанные с приоритетом основного образования для большинства родителей, большой загруженностью детей в общеобразовательной школе, у репетиторов, на подготовительных курсах и т.д. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что родители, желая дать своему ребенку максимально возможное, записывают его одновременно в разные секции, кружки и в школу искусств. Так как совмещать все виды обучения становится невозможным, зачастую выбор делается не в пользу школы искусств. В идеале каждый родитель и ученик  должны осознавать новый уровень ответственности за результаты своей работы, за ее качество. Однако малый процент родителей имеют понятие о предпрофессиональном образовании, еще меньше нацелены на получение этого образования и профессиональную ориентацию своего ребенка. В сознании большинства родителей школа искусств - это, в первую очередь, место, где ребенок может получить художественное развитие и интересный досуг, где можно решить проблему занятости и свободного времени ребенка.   

2. - Зачисление ученика на предпрофессиональное отделение должно проходить только лишь  на основании результатов вступительного экзамена, но невозможно определить способности ребёнка только по одному прослушиванию. Желательно начинать обучение с подготовительной группы, а переводить учащихся на предпрофессиональные программы со 2 или даже с 3 класса, чтобы лучше рассмотреть способности учащегося и его работоспособность.

3.-Еще одной проблемой является дефицит молодых квалифицированных преподавателей. Сегодня эта одна из серьезных проблем при реализации ФГТ. К сожалению, в настоящее время нет распределения, училища и консерватории заканчивают мало молодых специалистов и они неохотно уезжают из областных центров в небольшие города.

         Подводя итоги можно сказать, что, не смотря на все проблемы, предпрофессиональные общеобразовательные программы направлены на формирование творческой атмосферы, умения мыслить креативно, нравственных качеств, способности воспринимать и оценивать прекрасное. Сам процесс творчества, как правило, это процесс безграничный, поэтому многое зависит от конкретного преподавателя и его способности найти подход к конкретному ученику, его умением пользоваться всеми новшествами, которые предоставляет нам жизнь.

В мае этого года на фортепианном отделении ДШИ прошел первый выпуск по предпрофессиональным образовательным программам. Все выпускники успешно справились с итоговой аттестацией, с чем я поздравляю своих коллег.

 


 

Преимущества и проблемы реализации дополнительных предпрофессиональных программ

Преимущества и проблемы реализации дополнительных предпрофессиональных программ

Критериями качества реализации дополнительных предпрофессиональных программ являются:

Критериями качества реализации дополнительных предпрофессиональных программ являются:

Перед ДШИ стоит задача обеспечения кадрами средние профессиональные учебные заведения

Перед ДШИ стоит задача обеспечения кадрами средние профессиональные учебные заведения

Зачисление ученика на предпрофессиональное отделение должно проходить только лишь на основании результатов вступительного экзамена, но невозможно определить способности ребёнка только по одному прослушиванию

Зачисление ученика на предпрофессиональное отделение должно проходить только лишь на основании результатов вступительного экзамена, но невозможно определить способности ребёнка только по одному прослушиванию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2022