Тема: Понятие дроби. Обыкновенная дробь.
1. Гринева Екатерина Сергеевна, МОУ «СОШ №61» г.Магнитогорска
2. Учитель математики
3. Математика
4. 5 класс
5. Понятие дроби. Обыкновенная дробь. Урок №1
6. «Математика 5» Никольский С.М., Потапов М.К. и др.
7. Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними
8. Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;
Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.
9. Тип урока: открытие новых знаний
10. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
11. Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, историко-математический материал, раздаточный материал для групповой работы.
12. Структура и ход урока
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
Настрой на работу. |
Создать условия для возникновения
внутренней потребности
|
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. |
Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- Считать Разные варианты ответов
Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание и зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
- Дроби
- Об обыкновенной |
Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. - Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа? -А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа? Презентация Слайд 2 - Помните, как было в детском мультфильме: «Мы делили апельсин, много нас, а он один…» - Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Попробуйте разделить поровну 1 яблоко на четверых. - Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части.
Прослушайте следующие строки, какое слово, по вашему мнению, имеет отношение к нашему уроку? «Математика-царица всех наук, Полюби её, мой друг! В ней числа, уравнения, Дроби и неравенства, Ученье без конца, Но жизнь без математики, Увы, была б скучна». - А что такое дробь или рациональное число? Это слово имеет несколько значений. Вам приходилось слышать это слово не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь. -Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь? |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: – формулирование проблемы. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. |
Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения) |
Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает - Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать рациональные числа или дроби? |
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач |
4.Этап постановки темы урока и учебной цели. |
В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока -Понятие дроби. Обыкновенная дробь.
- Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа. |
Консультирует, проверяет,согласовывает, уточняет тему урока
- А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? Слайд 1
- Какие задачи стоят сегодня перед нами? Подвести промежуточный итог. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: планирование учебной деятельности |
5.Этап открытия новых знаний |
Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
|
Интересно, а в древности люди знали про дроби? Слайд 3,4 - В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский. Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями. Слайд 5 – А как половину записать цифрами? Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту. – На сколько равных частей разделили полоску? Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной, а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? Запишем число 1 над дробной чертой вот так: . Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины) Слайд 6 Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. - Назовите числитель и знаменатель каждой дроби . - Хотите узнать, как изображались обыкновенные дроби у разных народов? Слайд 7,8,9,10,11,12 Физминутка. Слайд 13 Одолела нас дремота,
Подвести промежуточный итог Слайд 14,15,16
|
Коммуникативные: развитие умения работать в группе Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование
Работа в группах. |
Организовывает решение типовых заданий (фронтально)
Задача на слайде Слайд 17 Слайд 18 Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте результаты
Слайд 19 Слайд 20
· Сколько граммов в половине килограмма? · Сколько часов в одной трети суток? · Сколько килограммов в четверти тонны? · Сколько метров в одной восьмой километра? · Сколько минут в четверти часа?
§ Какую часть часа составляет 1 минута? § Какую часть см составляет 1 мм? § Какую часть градуса составляет 1 минута? § Какую часть га составляет 1 а? § Какую часть 1 м3 составляет 1 дм3? Устная работа № 733, №734, № 737 |
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач |
7.Этап групповой работы. |
Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать) |
Творческие задания № 720, № 722, № 724 (у доски, в тетрадях) |
Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассуждений Регулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера Предметные: развитие представлений о числе |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой |
Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку Выявить причины ошибок и их исправление
|
Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления № 717 В-1: № 727 (а), № 729(1 строка) В-2: № 727 (б), № 729(2 строка) В-3: № 727(в), № 730(1 строка) |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных, умение применять изученный материал |
9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока |
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке Намечают перспективу последующей работы
Запись домашнего задания |
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; Слайд 21 намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) Слайд 22 Комментирует домашнее задание: п.4.1., № 718, 726 и вкусное домашнее задание по выбору. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.