Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области "Верх-Ирменская школа-интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Принята Утверждена
К Р У Ж К О В Ы Х З А Н Я Т И Й
9 - 10 класс
1 год – 68 часов
Составил :Д. А. Колесников
с. Верх – Ирмень
Ордынского района
2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Ø укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
Ø обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Ø развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
Ø приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Ø воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно 'применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Ø содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Содержание программного материала кружка состоит из базовой и дифференцированной (вариативной) части. Освоение базовых основ объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.
Дифференцированная (вариативная) часть обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей и местных особенностей работы школы.
Выбор материала для программы кружка определялся на основе сложившихся традиций, выявления спортивных интересов самих старшеклассников.
Так как наша школа имеет определенные традиции по культивированию баскетбола имеет смысл более углубленно изучать данный вид спорта. Соответственно уровень и количество освоенных навыков и умений по данному виду спорта будет значительно выше и шире, чем требования, содержащиеся в «Государственном стандарте образования по предмету физическая культура в школе».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПОСТРОЕНИЯ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Успешное решение современных задач физического воспитания возможно лишь на пути перехода системы физического воспитания к развивающей и развивающейся, открытой, демократичной, многообразной, гуманистической системе, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями.
В основе принципов становления школы должны лежать идеи развития, личностного и детельностного подходов, гуманизации и демократизации, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на базе применения современных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности. Воплощение в практике данных идей снимает многие из наболевших проблем физического воспитания, в частности новаторства, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса.
Демократизация проявляется в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, в раскрытии их многообразия, вариативности. Это изменение сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству. В педагогическом процессе демократизация выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, в максимальном раскрытии способностей старшеклассников. Педагогический процесс строится на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития юношей и девушек с разным уровнем двигательных и психических особенностей. Педагог должен опираться на большое разнообразие учебно-методического материала, иметь представление о разнообразии и оптимальном сочетании форм и методов учебной и внеклассной работы в деле формирования привычек здорового образа жизни, воспитания физической культуры.
Гуманизация педагогического процесса заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого ученика и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностей. Учитель обязан предоставлять старшеклассникам разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Осуществление принципов гуманизации и демократизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Перестраивая педагогический процесс на основе педагогики сотрудничества, следует ориентироваться на ведущие ее положения (идеи):
исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые включают детей в общий процесс овладения физической культурой, вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;
«трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудности;
«опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;
«опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений) учеников;
«крупные блоки», которые позволяют усваивать главные сущностные понятия, связи, овладевать «системами» средств и методов физического воспитания, что содействует увеличению объема осваиваемого материала и снижает нагрузки на ученика;
«самоанализ», сотрудничество с воспитателями;
формы контроля, новые подходы к оценке успеваемости, которые ориентированы на обучение без принуждения.
Суть построения физического воспитания на основе деятельностного подхода заключается в том, что он ориентирует ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Перестройка педагогического процесса в физическом воспитании по пути интенсификации и оптимизации состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемных, исследовательских, сопряженного развития координационных и кондиционных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей; групповых и индивидуальных форм обучения, развивающих игр и заданий, и др.); развитии навыков учебного труда.
Программа рассчитана на 1 год обучения 9 – 10 классов при двух занятиях в неделю.
№ пп |
Тема урока
|
Количество часов |
I. Общефизическое развитие |
18 |
|
1. |
Упражнения для развития скоростных качеств: - прыжки через скакалку - прыжки по отметкам - упражнения требующие быстрых ответных реакций |
9 |
2. |
Упражнения для развития координационных качеств: - «зеркальное » выполнение упражнений - Изменение темпа и скорости выполнения упражнений |
9 |
II. Баскетбол. Навыки и умения. |
50 |
|
3. |
Разметка баскетбольной площадки., Основные правила |
2 |
4. |
Отработка передачи меча - Без сопротивления защитника - С сопротивлением защитника |
10 |
5. |
Ведение меча - Без сопротивления защитника - С сопротивлением защитника |
8 |
6. |
Бросок меча - Без сопротивления защитника - С сопротивлением защитника |
8 |
7. |
Техника выбивания и вырывания меча |
4 |
8. |
Система защиты и нападения. |
4 |
9. |
Персональные и командные фолы. |
4 |
10. |
Индивидуальные, групповые и командные технические действия в нападении и защите. |
10 |
ВСЕГО |
68 |
По окончании курса ученик должен овладеть следующими знаниями:
Обладать умениями и навыками:
Примерный теоретический материал
1. Общефизическое развитие.
Упражнения для развития скоростных качеств. Для развития скоростных качеств применяются различные циклические упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Длительность их выполнения определяется временем в течение которого может быть сохранен предельный темп движений. Снижение темпа служит сигналом к прекращению упражнения. Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы очередное повторение начиналось в фазе повышенной работоспособности. В качестве средств используются бег с изменением темпа и ритма шагов, прыжки через скакалку и по отметкам, а также физические нагрузки направленные на укрепление мышц ног и туловища.
Упражнения для развития координационных качеств. Применяют упражнения на внезапность, в которых занимающиеся в ответ на сигнал должны быстро выполнить либо заранее обусловленные, либо продиктованы обстановкой двигательные действия. Это и варианты челночного бега, бег с изменениями направления и скорости по сигналу и самостоятельно, зеркальное выполнение упражнений и пр.
2. Баскетбол. Навыки и умения.
Основной задачей перед учащимися следует поставить увеличение эффективности применение ранние изученных технических приемов в нападение и защите на базе повышения уровня развития физических качеств, совершенствование приемов в усложненных условиях, приближающихся к игровым, лучшей организации игры. Учащиеся получают сведения по правилам проведения разминки, углубленного знакомства с правилами игры. Лучшие учащиеся привлекаются к судейству игры. Примерно половина времени занятия отводиться на различные виды игровых упражнений и непосредственно игру, варьируются условия игровой деятельности с конкретной постановкой задач. Предпочтение отдается упражнениям, повышающим интенсивность игровой деятельности. Четко продуманная организация упражнений, позволит избежать травм и столкновений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.