Содержание
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 . Пояснительная записка…………………………………………...…..3-8
1.2 . Цели и задачи программы……………………………………..…….9-10
1.3. Сроки и условия реализации программы………………………….…10
1.4. Содержание программы……………………………………………10-16
1.5. Планируемые результаты……………………………………….….16-17
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 . Условия реализации программы…………………….…………...18-19
2.2 . Формы аттестации………………………………………………...19-20
2.3 . Оценочные материалы………………………………………………..21
2.4 . Методические материалы………………………………………...21-24
2.5. Список литературы……………………………………………..…25-26
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик образования»
1.1 Пояснительная записка
Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа «Театрал» разработана в соответствии со следующими НПА:
2. Устав МКОУ Солдатская СОШ.
3. Положение об ООП дополнительного образования МКОУ Солдатская СОШ.
4. Положение о рабочей программе МКОУ Солдатская СОШ.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать сознание, расширяет жизненный опыт и обогащает чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что они позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживают определенное мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов).
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. Программа активизирует у учащихся мышление, познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию.
Актуальность программы определяется необходимостью социализации ребёнка в современном обществе, его жизненного и профессионального самоопределения. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.
Сценическая работа детей – это проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.
Новизна программы в том, что она даёт возможность каждому ребёнку не только развиваться творчески, но и решать вопросы его социализации и адаптации в обществе.
Учебное заведение дает нужный объем знаний, умений и навыков школьнику в рамках школьной программы. Но современный выпускник должен не только хорошо владеть этими знаниями, но и ориентироваться и общаться в той ситуации, в которую он попадает, входя во взрослую жизнь. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, продумывать и выбирать варианты действий. Будущему выпускнику необходимо развивать в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи. Театральные занятия одни из самых творческих возможностей самореализации школьника. Здесь творчество и фантазия соседствуют друг с другом.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театрал» - художественная. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, способствует воспитанию жизненно-адаптированного человека, психологически устойчивого к различным стрессовым ситуациям.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме. Известно, что одной из самых важных потребностей детей является потребность в общении. В этой связи одной из приоритетных задач является развитие у них качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого
члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации.
Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых
знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством
социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде,
позитивному самоопределению.
Отличительными особенностями программы являются:
- деятельности подход к воспитанию и развитию учащихся посредством театральной деятельности, где учащийся выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным дисциплинам (занятия по культуре речи, литературе, живописи, технологии);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество подростка, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и педагога, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств, способствует успешному развитию индивидуальности учащегося.
Особое внимание в программе уделяется региональному компоненту, развитию патриотизма и любви к своей малой родине, обычаям и традициям, изучению особенностей истории Воронежского края.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 11 до 15 лет. Рекомендуемый состав группы – от 10 человек. При наборе принимаются все желающие. Состав коллектива постоянный. Зачисление учащихся в объединение производится по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.
В этой группе занимаются дети среднего школьного возраста. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является феноменом, на котором протекает психологический кризис. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Подросток считает себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Активно начинают развиваться творческие способности. Появляются критичность мышления, формируется самоанализ. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и даже идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на базовом уровне, в очной форме, рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся без перерыва для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы. Весь курс делится на теоретическую и практическую части. Само занятие включает в себя одновременно и теорию, этюды, ролевые игры. При постановке какого-то спектакля, сценок отводится время на репетиции, прогоны, сдачу и саму премьеру выступления.
Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта учащимся делается больший упор на групповые и индивидуальные формы работы. Занятия предусматривают дифференцированный подход: выполнение индивидуальных заданий усложненной формы успевающих. Используемый междисциплинарный подход на основе интеграции различных областей знаний позволяет талантливым и одаренным учащимся расширить и углубить свои знания, развивать способности к поиску решений на «стыке» разных типов знаний. Учащимся предлагается изучить новые виды деятельности и реализовать их в своей творческой работе.
В процессе обучения предусмотрены игровые, творческие конкурсы.
В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей). Используются различные формы работы на занятиях: беседы, этюды, игры импровизации, репетиции.
В процессе обучения ведется профессиональное самоопределение работа с учащимися, в случае если введены санитарные ограничения.
Образовательный процесс, строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, в ходе которой в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у учащихся развиваются творческие начала.
Реализация программы может осуществляться с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися в соответствии с положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Образовательный процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может реализовываться комбинированно с традиционной формой обучения.
Опосредованное осуществление взаимодействия педагога с учащимися может быть организовано при подготовке к участию в конкурсах на заключительных этапах.
В обучении с применением ЭО и ДОТ могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:
- лекция;
- презентация
- беседы
- практическое занятие
-конкурсы
Электронные образовательные ресурсы, используемые при применении дистанционных образовательных технологий:
- Zoom - эта платформа для конференций дает возможность бесплатно организовывать встречи до 100 участников;
- Google КлассGoogleClassroom - бесплатный сервис для школ, некоммерческих организаций и всех, у кого есть личный аккаунт Google. Он упрощает диалог учащихся и преподавателей. Этот сервис позволяет экономить время при создании курсов, рассылке домашних заданий, общении с учащимися и организации учебного процесса;
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятия:
- получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний,
- закреплению знаний и умений,
- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося. Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной частей. Подведение итогов и рефлексией.
Программой предусмотрено вариативное использование и других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают беседы, практические занятия, подготовки к праздникам, проведение игровых программ, конкурсов, викторин.
Обучение проводится с помощью различных форм и методов. Для изучения теоретических вопросов используются беседы, сопровождающиеся показом иллюстраций, просмотром и анализом игр.
1.2 Цель программы: создание образовательной среды, способствующейразвитию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся средствами театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с основными понятиями по теории и истории театрального искусства;
- освоить базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;
- сформировать речевую культуру;
Развивающие:
- формирование социального опыта;
- развитие личностных, ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций;
- развитие внутренней техники актерства (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства);
Воспитательные:
- сформировать навыки планирования ответа, навыки самоконтроля и др.
- развитие умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать свою деятельность.
1.3 Сроки и условия реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель. Основной формой организации занятий при реализации программы является групповое учебно-тренировочное занятие.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 занятие продолжительностью 45 мин без перерыва).
Набор детей свободныйприотсутствии врачебныхпротивопоказаний, с согласия родителей или законных представителей.
Количество обучающихся – до 25 человек.
1.4 Содержание программы
1 раздел (1 час). Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Офлайн знакомство с театрами г.Воронеж: Камерный театр, Никитинский театр, Государственный академический театр драмы имени А. Кольцова, Воронежский государственный театр кукол им. В. Вольховского. МБУ, «Дом культуры Острогожского муниципального района».
2 раздел (5 часов). Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел (4 часа). Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел (6 часов). Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел (3 часа). Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел (16 часов). Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение, выражающими разнообразные эмоциональные состояния: грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно. Пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел (1 часа). Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Календарно-тематическое планирование курса «Театрал»
№ урока |
Тема |
Основное содержание занятия |
Кол Час. |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
Виды контроля |
Примечание |
1 |
Вводное занятие. |
Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». |
1 |
беседа |
Решение организационных вопросов. |
Понятие «экспромт» |
|
2 |
Здравствуй, театр! |
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы, Владимира (презентация) |
1 |
Фронтальная работа |
Просмотр презентаций |
текущий |
Возможно использование Интернет-ресурсов |
3 |
Театральная игра |
Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. |
1 |
Знакомство с правилами поведения на сцене |
предварительный |
Понятие «рифма» |
|
4-5 |
Репетиция постановки
|
Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». |
2 |
Индивидуальная работа |
Распределение ролей |
Показ сказки |
|
6 |
В мире пословиц. |
Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» |
1 |
Индивидуальная работа |
Показ презентации «Пословицы в картинках» |
Интернет-ресурсы |
|
7 |
Виды театрального искусства |
Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. |
1 |
Словесные формы работы |
Презентация «Виды театрального искусства» |
соревнование |
Интернет - ресурсы |
8 |
Правила поведения в театре |
Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему |
1 |
игра |
Электронная презентация «Правила поведения в театре» |
Ролевая игра: «Мы в театре» |
Правила диалога |
9-11 |
Кукольный театр. |
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. |
3 |
Отработка дикции |
Показ сказки |
||
12 |
Театральная азбука. |
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание |
1 |
Индивидуальная работа |
соревнование |
тематический |
|
13 |
Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». |
Викторина по сказкам |
1 |
Фронтальная работа |
Отгадывание заданий викторины |
Электронная презентация |
|
14-16 |
Инсценированиемультсказок По книге «Лучшие мультики малышам» |
Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. |
3 |
Фронтальная работа |
Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью |
Показ сказки гостям |
|
17-18 |
Театральная игра |
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. |
2 |
Групповая работа, словесные методы |
Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах |
итоговый |
|
19 |
Основы театральной культуры |
Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения |
1 |
Групповая работа, поисковые методы |
Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам |
фонохрестоматия |
|
20-22 |
Инсценирование народных сказок о животных. |
Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
3 |
Фронтальная работа, словесные методы |
Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами |
Отработка умения работать с пальчиковыми куклами |
|
23 |
Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского |
Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
1 |
Индивидуальная работа |
Конкурс на лучшего чтеца |
Текущий |
|
24 |
Театральная игра |
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. |
1 |
Групповая работа. Методы поисковые, наглядные |
Разучиваем игры-пантомимы |
Что такое пантомима |
|
25-27 |
Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко |
Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
4 |
Словесные и наглядные методы |
Репетиции, подбор костюмов, реквизита |
Итоговый – выступление перед гостями |
|
28-31 |
Культура и техника речи Инсценирование постановки |
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ |
2 |
Словесные и наглядные методы. Групповая работа |
Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки |
||
32 |
Ритмопластика |
Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. |
1 |
Наглядные методы |
Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики |
текущий |
|
33-35 |
Инсценирование постановки |
Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ |
4 |
Словесные и наглядные методы |
Репетиции, подбор костюмов, реквизита |
Итоговый – выступление перед гостями |
|
36 |
Заключительное занятие. |
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. |
1 |
Фронтальная работа. Словесные методы |
«Капустник» - показ любимых инсценировок |
Заключительный |
Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года |
Итого: |
36 |
1.5 Планируемые результаты
В результате полученных учащимися основ знаний, умений и навыков по театральному мастерству, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, нравственному совершенствованию, формированию внутренней культуры, коллективизма, воспитания, уважения к окружающим, старшим, помощи слабым - все это в комплексе предполагает получение следующих результатов:
образовательные:
- изучены основные понятия по теории и истории театрального искусства;
- освоены базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;
- сформирована речевая культура;
- развиты познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства;
развивающие:
-развиты личностные, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные компетенции;
- развиты следующие техники актера: внутренняя воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях и внешняя (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера.
воспитательные:
- сформированы потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях при реализации творческих идей;
- развиты умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- сформированы навыки аналитического мышления, умение объективно оценивать свою деятельность.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Учебно-тематический план на год
N п\п |
Содержание программы |
Всего часов |
1. |
Вводное занятие |
1 |
2. |
Театральная игра |
5 |
3. |
Культура и техника речи |
6 |
4. |
Ритмопластика |
4 |
5. |
Основы театральной культуры |
3 |
6. |
Работа над спектаклем, показ спектакля |
16 |
67. |
Заключительное занятие |
1 |
Итого: |
36 |
Календарный учебный график учебных занятий составляется на каждую учебную группу в соответствии с положением о календарном учебном графике.
2.1 Условия реализации программы
Реализация программы в режиме сотрудничества позволяет создать личностно-значимый для каждого учащегося духовный продукт (в виде игровой программы, постановки и т.д.).
1.Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной программы), и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2.Материально – техническое обеспечение: наличие кабинета для теоретических занятий, сцены для репетиционных занятий. Кабинет оборудован столами, стульями в соответствии с государственными стандартами, мультимедийное оборудование, экран, магнитофон, ноутбук, флешкарта, музыкальные фонограммы, видеозаписи, реквизит для создания костюмов, образов.
3.Информационное обеспечение: специальная литература, аудио-, видео-, фото – материалы, интернет–источники.
2.2 Формы аттестации
Основными формами подведения итогов по программе является текущий контроль, проведение итоговой аттестации учащихся, в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, тестирования, наблюдения, результатов участия в подготовке и проведения различных мероприятий, что отражается в таблицах.
При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей);
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- промежуточная, проводимая по окончании учебного года с целью определения результатов обучения;
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, тестирование, выполнения заданий, практических занятий, и т.д. Программой предусмотрены наблюдение и контроль над ее выполнением, развитием личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют корректировать образовательный процесс, лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности учащихся.
Методами мониторинга являются анкетирование, рефлексия, интервьюирование, тестирование, наблюдение.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей, потребностей каждого учащегося, уровень мотивации, творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности учащегося.
Формы подведения итогов реализации программы: открытые занятия, контрольные занятия и т.д.
2.3 Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
-мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностическая карта);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
Шкала оценки: 5 – высокий уровень; 4 – выше среднего; 3 – средний; 2 – ниже среднего; 1 – низкий.
2.4 Методические материалы
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. При ее планировании педагог определяет общую задачу для учащихся на предстоящий год, затем более подробно разрабатывает план на каждую четверть года. Квартальное планирование работы делает разработку плана по месяцам более легкой, удобной, при этом составляются подробные разработки для обеспечения образовательного процесса – конспекты, планы занятий, походов объединения, сценарии, разнообразный информационный материал, рефераты, лекции по темам программы и др.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов - разработок для проведения занятий (презентации, тесты, анкеты, вопросники, и др.).
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (педагог ставит проблему и вместе с учащимися ищет пути ее решения). Методы обучения осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих учащихся, функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Учебный процесс идёт в виде игр, бесед, создания постановок, проведения флэш-мобов, круглых столов, обсуждение с применением понятия «мозговой штурм».
В особенность организации учебного процесса активно включена возможность практического вовлечения учащихся в предметную деятельность. Используется дидактический материал.
Формы проведения занятий с младшими учащимися:
- игра;
- диалог;
- слушание;
- импровизация.
Занятия в группах среднего и старшего возраста проходят в самых разнообразных формах:
- репетиции;
- занятия малыми группами (3-5 человек).
Работа старшей группы строится вокруг целостного художественного произведения, программы:
- спектакля;
- досуговых мероприятий (в течение учебного года)
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет организовать работу с детьми более разнообразно, эмоционально, информационно насыщено.
На занятиях создается доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большое значение в формировании творческих способностей детей отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль над развитием личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся, уровень мотивации, творческой активности. В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности учащихся.
В связи с тем, что учащиеся проживают в сельской местности, большинство из них не были в театре, в концертных залах, поэтому проводятся виртуальные экскурсии, беседы. Практикуется обмен опытом с другими детскими коллективами.
Обучение проводится с использованием различных технологий (игровые, групповые, проблемного обучения, дифференцированной, коллективной творческой деятельности, развивающего и дистанционного обучения). Чередуются различные виды деятельности (игровая, исследовательская, творческая), направленные на формирование продуктивной устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности. Детский организм очень хрупок. Воздействие на него больших физических или умственных нагрузок может привести к нежелательным последствиям. Во избежание этого большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, развитию пластики, координации движений, формированию осанки, укреплению мышечной системы.
Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям, проводить их, работать с литературой, поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.
Воснову данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природ сообразности и культур сообразности;
- принцип само ценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащихся;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов обучения.
2.5. Список литературы
Литература для педагога
1. Воловик Т. Педагогика и методика досуга (Текст)/ Т.Воловик, С.
2. Воловик – М. :Просвещение, 2001
3. Классный руководитель: журнал – 2003 -№6,10.
4. Смирнов В.И. Воспитание культуры общения на уроках театрального
5. искусства. Г.Н.Новгород, 1993г
6. Приложение к журналу «Внешкольное воспитание и дополнительное
7. образование детей и молодёжи», 2005г
8. Кучер Н.И. «Любовь моя театр», 2004г
9. Генералова И.А. «Мастерская чувств», 2006г
10. Попова Т.И. «Мир вокруг нас», 2000г.
Литература, рекомендуемая обучающимся
1. Нескучный досуг. Серия «Праздник в школе». М.:Сфера, 2003
2. Театральная мастерская. Журнал для юношества. М.: Издательство
3. Московского педагогического университета, 2002
4. Праздник в подарок. Автор-составитель Лакалова М.С.
5. Праздник в школе. Давыдова М.А., Агапова И.А.
6. Игровые праздники и тематические вечера. Скоркина Н.М.
Нормативно-правовые документы
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629
"Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 № 16).
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 № 678-р
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.