Программа театрального кружка в начальной школе (художественно-эстетическое направление)
Оценка 4.9

Программа театрального кружка в начальной школе (художественно-эстетическое направление)

Оценка 4.9
doc
12.05.2020
Программа театрального кружка в начальной школе (художественно-эстетическое направление)
театральный кружок.doc

 

Программа театрального кружка в начальной школе

(художественно-эстетическое направление)

                                                                  Дети должны жить в  мире красоты  и фантазии, сказки, музыки, творчества.

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Актуальность программы.

  Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной  среды развития ребенка. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

    В то же время театральное искусство (театрализация)

·     способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

·     пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

·     активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

            Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.

   Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка,    ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа (1 класс).

Цель -  воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении  и в творчестве.

  Задачи:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства.

 

Ожидаемые результаты программы

 В результате  освоения этой деятельности школьники

        - приобретут      знания о     принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас;

        - овладеют практическими навыками одновременного  и последовательного включения в коллективную работу; умением  переходить из позиции зрителя в позицию  исполнителя и наоборот;

        - приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного  мнения при посещениях театра);

       - научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.

Тематическое планирование (34 часа)

№ п/п

 

Тема

Кол-во часов

1.

Роль театра в культуре

9

2.

Театрально-исполнительская деятельность

10

3.

Занятия сценическим искусством

10

4.

Освоение терминов

1

5.

Просмотр профессионального театрального спектакля

4

 

Содержание программы

Роль театра в культуре (9 часов). Любительский театр: как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим миром. Посещение театров, музеев, выставок; проведение экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыкальных произведений;  игры и упражнения из театральной педагогики; конкурсы и викторины. Работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток. Формирование портфолио личностных достижений учащихся.

Театрально-исполнительская деятельность (10 часов). Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег).

Занятия сценическим искусством (10 часов). Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге и т.д. Формирование портфолио личностных достижений учащихся.

Освоение терминов (1 час). Драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.

Просмотр профессионального театрального спектакля (4 часа). Посещение театра, обсуждение спектакля.

 

Литература:

1.     ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)

2.     Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.

3.     Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.

4.     Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.

5.     Ершова А.П. Уроки театра в школе.

6.     Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.

7.     Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании.


8.    

Программа театрального кружка в начальной школе (художественно-эстетическое направление)

Программа театрального кружка в начальной школе (художественно-эстетическое направление)

Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы

Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы

Ожидаемые результаты программы

Ожидаемые результаты программы

Формирование портфолио личностных достижений учащихся

Формирование портфолио личностных достижений учащихся