Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области"
Утверждено: Введено в действие:
Педагогическим советом Приказом директора школы
"_____"_____________20___г. от "____"____________20___г. №____
Протокол №___________ _________________М.В. Булгакова
ПРОГРАММА
отдельных учебных предметов.
Учебный предмет
"Музыка"
(уровень среднего общего образования)
Разработчик: Тимошечкина Ю. В.
Содержание
1.Пояснительная записка________________________________________ 3
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса_______ 5
3.Содержание учебного предмета, курса___________________________ 9
4.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы_____________________________ 12
Разработчики: Усачева Ю.Ю. Кретова О.А. Медведева О.В. Черевякова Л.В. Бенделиани Н.В. Енютина Н.Н.
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке (5 – 8) составлена на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009(ред. от 22.09.11);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№1576 от 31декабря 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009»;
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Устава МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области», утверждённого приказом директором школы от 17. 08. 2015 г.№ 286;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету, курсу педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом директором школы от 01. 06 .2016 г..№ 138;
Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с основной образовательной программой и на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак: «Музыка. Рабочая программа 5-9 классы»-М.Дрофа 2013.с 225.
Изменения в авторскую программу внесены.
Цель программы: заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи программы: научить школьников
--- воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
— практике применения информационно-коммуникационных технологий;
способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе ля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
— развивать интеллектуальный потенциал;
— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
— научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Усиление интегративного характера курса в 8 классе потребовало реализации в программе следующих задач:
— овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств; обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства
Общая характеристика организации учебного предмета
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1—4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов — Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5—8 классов.
Другие отличительные особенности программы отразились:
— во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства1;
— в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
— в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
— в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов, ИКТ.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
· формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
· начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
· приобретение знаний и умении;
· овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Место учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5— 8 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5—7 классах из расчета не менее 102 часа (по 34 часа в каждом классе), «Искусство» в 8 классе из расчета не менее 16 - 18 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
5 класс:
В области личностных результатов:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
— совершенствование художественного вкуса;
— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
— размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
— использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
— наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
— умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музы ки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
— знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
— проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
6 класс
В области личностных результатов:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
— совершенствование художественного вкуса;
— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
— размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
— использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
— наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
— определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
— умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
— проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
7 класс
В области личностных результатов:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
— совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
— анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
— проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
— размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
— использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
— определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
— применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
— наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
— общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
— понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
— умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
— умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
— умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
— осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
— понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
— проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.
8 класс
В области личностных результатов:
— обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
— обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
— наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
— инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
— соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
— наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
— участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
— понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
— общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
— развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
— соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
— творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
— расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
— усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
— эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
— постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
— освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;
— умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
— осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
— установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
— понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
— сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Содержание учебного предмета, курса
5 класс
Музыка и другие виды искусства (34 ч.)
Музыка рассказывает обо всем. Древний союз Истоки. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина.
Музыка и литература (22 ч.)
Слово и музыка
Два великих начала искусства.
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня — верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки.
Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Музыка и изобразительное искусство (13 ч.)
Образы живописи в музыке Живописность искусства.
«Музыка — сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.
6 класс
В чём сила музыки? (34 ч.)
Музыка души.
«Тысяча миров» музыки
Наш вечный спутник.
Искусство и фантазия.
Искусство — память человечества.
В чем сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Ритм
«Вначале был ритм».
О чем рассказывает музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия
«Мелодия-душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония
Что такое гармония в музыке.
Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония
Мир образов полифонической музыки.
Философия фуги.
Фактура
Какой бывает музыкальная фактура.
Пространство фактуры.
Тембры
Тембры — музыкальные краски.
Соло и тутти.
Динамика
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки По законам красоты.
Подводим итоги (обсуждение с учителем).
7 класс
Содержание и форма в музыке (34 ч.)
Содержание в музыке (11 ч.)
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую можно объяснить словами.
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке.
О чем «рассказывает» музыкальный жанр «Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
Форма в музыке (23 ч.)
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Что такое музыкальная форма
«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».
Виды музыкальных форм
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
О роли повторов в музыкальной форме.
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.
«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Формула красоты.
8 класс
Традиция и современность в музыке (16 - 18 ч.)
Музыка «старая» и «новая».
Настоящая музыка не бывает старой.
О традиции в музыке
Вечные темы в музыке
Сказочно-мифологические темы
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Мир человеческих чувств Образы радости в музыке.
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
В поисках истины и красоты. Мир духовной музыки.
От Рождества до Крещения.
О современности в музыке. Как мы понимаем современность.
Вечные сюжеты.
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов.
Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки.
«Любовь никогда не перестанет».
Подводим итоги.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ |
Тема урока |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 |
Музыка рассказывает обо всем (1 ч.) |
Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. |
|
Древний союз (3 ч.) |
|
2 |
Истоки ( 1 ч.) |
Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки. Понимать единство истоков различных видов искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении |
3 |
Искусство открывает мир ( 1 ч.) |
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл |
4 |
Искусства различны, тема едина (1 ч.) |
Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусства к изучаемой теме. |
|
Музыка и литература. Слово и музыка (3 ч.) |
|
5 |
Два великих начала искусства (1 ч.) |
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. |
6 |
«Стань музыкою, слово!» (1 ч.) |
Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. |
7 |
Музыка дружит не только с поэзией ( 1 ч.) |
Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. |
8 |
Песня — верный спутник человека (1 ч.) |
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра). Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей). |
9 |
Заключительный урок (1 ч.) |
|
10 |
Мир русской песни (1ч.)
|
Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала). Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.) |
11 |
Песни народов мира (1 ч.)
|
Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме. |
|
Романс (2 ч.) |
|
12 |
Романса трепетные звуки (1 ч.) |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. |
13 |
Романса трепетные звуки (1 ч.) |
Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии. Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке. |
|
Хоровая музыка (2 ч.) |
|
14 |
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме (1ч.) |
Изучать специфические черты русской народной музыки. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. |
15 |
Что может изображать хоровая музыка (1ч.) |
Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. |
16 |
Заключительный урок (1 ч.) |
|
|
Опера (2 ч.) |
|
17 |
Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч.) |
Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике). Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. |
18 |
Из чего состоит опера(1 ч.) |
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.
|
|
Балет (2 ч.) |
|
19 |
Единство музыки и танца (1ч.) |
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. |
20 |
«Русские сезоны» в Париже (1ч.) |
Исследовать значение изобрази тельного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. |
|
Музыка звучит в литературе (2 ч.) |
|
21 |
Музыкальность слова (1ч.) |
Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. |
22 |
Музыкальные сюжеты в литературе (1 ч.) |
Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека. |
|
Образы живописи в музыке (2 ч.) |
|
23 |
Музыка и изобразительное искусство ( 1 ч.) |
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. |
24 |
«Музыка — сестра живописи» (1 ч.) |
Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения музыки и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике и Дневнике музыкальных наблюдений). |
|
Музыкальный портрет (1 ч.) |
|
25 |
Может ли музыка выразить характер человека (1 ч.) |
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. |
26 |
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов (1 ч.) |
Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представленных в учебнике), и называть его основных представителей. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. |
27 |
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов (1 ч.) |
Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. |
28 |
Заключительный урок (1 ч.) |
|
|
«Музыкальная живопись» сказок и былин (3 ч.) |
|
29 |
Волшебная красочность музыкальных сказок (1 ч.) |
Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев. представленных в учебнике). |
30 |
Сказочные герои в музыке (1ч.) |
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). |
31 |
Тема богатырей в музыке (1 ч.) |
Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности. |
|
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 ч.) |
|
32 |
Что такое музыкальность в живописи (1ч.) |
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Характеристика видов деятельности. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений изобразительного искусства. |
33 |
«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» (1 ч.) |
Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством». Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года). Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. |
34 |
Обобщающий урок (1 ч.) |
|
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
6 класс
№ |
Тема урока |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 |
«Музыка души» (1 ч.) |
Выявлять возможности эмоционального воздействия. Характеристика видов деятельности музыки на человека (на личном примере). Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека. |
|
«Тысяча миров музыки» (2 ч.) |
|
2 |
Наш вечный спутник (1 ч.) |
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. |
3 |
Искусство и фантазия (1 ч.) |
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений. |
|
Искусство – память человечества (1 ч.) |
Осознавать значение искусства в жизни современного человека. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике). Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении. |
4 |
В чём сила музыки (1 ч.) |
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей.
|
5 |
Волшебная сила музыки (1 ч.) |
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, красивое — уродливое). Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. |
6
|
Музыка объединяет людей (1 ч.) |
Рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
|
7 |
Музыка объединяет людей (1 ч.) |
Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике). |
8 |
Заключительный урок (1 ч.) |
|
9 |
Единство музыкального произведения (1 ч.) |
Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности. |
|
Ритм (6 ч.) |
|
10 |
«Вначале был ритм» (1 ч.) |
Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. |
11 |
О чём рассказывает музыкальный ритм (1 ч.) |
Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. |
12 |
О чём рассказывает музыкальный ритм (1 ч.) |
Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. |
13 |
Диалог метра и ритма (1 ч.) |
Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений. Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов — Л. Бетховена и А. Хачатуряна (с учетом критериев, представленных в учебнике). Узнавать по характерных признакам (ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. |
14 |
От адажио к престо (1 ч.) |
Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания (с учетом критериев, представленных в учебнике).
|
15 |
От адажио к престо (1 ч.) |
Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров (с учетом критериев). |
16 |
Мелодия – душа музыки ( 1 ч.) |
Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф. Шуберта). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта). |
17 |
Мелодией одной звучит печаль и радость (1 ч.) |
Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений. Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В. А. Моцарта). |
18 |
Мелодия «угадывает» нас самих (1 ч.) |
Осознавать интонационно-образные и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации. Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных композиторов (П. Чайковского). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П. Чайковского). |
|
Гармония (4 ч.) |
|
19 |
Что такое гармония в музыке (1 ч.) |
Понимать значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. |
20 |
Два начала гармонии (1 ч.) |
Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации в музыке. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого (В. А. Моцарта). Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. |
21 |
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии (1 ч.) |
Воспринимать гармонические особенности музыкального произведения. Анализировать приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении. Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания. |
22 |
Красочность музыкальной гармонии (1 ч.) |
Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Н. Римского-Корсакова). Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. |
|
Полифония (2 ч.) |
|
23 |
Мир образов полифонической музыки (1 ч.) |
Осознавать значение искусства в жизни современного человека. Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха, В. А. Моцарта) Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
|
24 |
Пространство фактуры (1 ч.) |
Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). Рассуждать о яркости образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности. |
25 |
Заключительный урок (1 ч.) |
|
|
Тембры (3 ч.) |
|
26 |
Тембры музыкальные краски (1 ч.) |
Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров. |
27 |
Соло и тутти (1 ч.) |
Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. |
28 |
Соло и тутти (1 ч.) |
Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. |
|
Динамика (2 ч.) |
|
29 |
Громкость и тишина в музыке (1 ч.) |
Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. Анализировать приемы развития художественного образа в музыкальном произведении (с учетом критериев, представленных в учебнике). Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии (с учетом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений). |
30 |
Тонкая палитра оттенков (1 ч.) |
Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем) в произведении. |
|
Чудесная тайна музыки (2 ч.) |
|
32 |
По законам красоты (1 ч.) |
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
|
33 |
По законам красоты (1 ч.) |
Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Понимать выразительные особенности музыкального языка в произведениях разного эмоционального и смыслового содержания.
|
34 |
Обобщающий урок (1 ч.) |
|
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
7 класс
№ |
Тема урока |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 |
О единстве содержания и фор- мы в художественном произведении (1 ч.) |
Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и другими видами искусства Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства. |
|
Содержание в музыке (4 ч.) |
|
2 |
Музыку трудно объяснить словами (1 ч.) |
Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека. Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. |
3 |
В чем состоит сущность, музыкального содержания (1 ч.) |
Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях. |
4 |
В чем состоит сущность музыкального содержания (продолжение 1 ч.) |
Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма). |
|
Каким бывает музыкальное содержание (4 ч.) |
|
5 |
Музыка, которую можно объяснить словами (1ч.) |
Анализировать содержание музыкальных произведений. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Находить ассоциативные связи между образами музыки, поэзии и изобразительного искусства. |
6 |
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1ч.) |
Анализировать содержание музыкальных произведений. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Анализировать многообразие связей музыки и литературы. Выявлять круг образов в музыкальном произведении. Рассуждать о яркости и контрастности в музыке. |
7 |
Восточная тема у Н. Римского- Корсакова: «Шехеразада» (1ч.) |
Анализировать содержание музыкальных произведений. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства. |
8 |
Когда музыка не нуждается в словах (1 ч.) |
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Выявлять возможности преобразующего значения музыки. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений. Принимать участие в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания. Узнавать наиболее яркие произведения отечественных композиторов академической направленности. |
9 |
Заключительный урок (1 ч.) |
|
|
Музыкальный образ (3 ч.) |
|
10 |
Лирические образы в музыке (1ч.) |
Анализировать особенности воплощения лирических образов в музыке. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные литературные произведения, произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. |
11 |
Драматические образы в музыке (1ч.) |
Анализировать особенности воплощения драматических образов в музыке. Анализировать приемы взаимодействия различных образов в драматических произведениях. Рассуждать о яркости и контрастности образов в драматических произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в драматических произведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем. |
12 |
Эпические образы в музыке (1ч.) |
Анализировать особенности воплощения эпических образов в музыке. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении. Сравнивать особенности музыкального языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. |
|
О чём «рассказывает» музыкальный жанр (4 ч.)
|
|
13 |
«Память жанра» (1ч.) |
Исследовать взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки. Понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением. |
14 |
Такие разные песни, танцы, марши (1 ч.) |
Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого(П. Чайковского) Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). |
15 |
Такие разные песни, танцы, марши (1 ч.) |
Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Дж. Верди). Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке. |
16 |
Такие разные песни, танцы, марши (1 ч.) |
Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П.Чайковского, Ф. Шопена). |
17 |
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения (1 ч.) |
Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств музыкальной выразительности. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. |
|
Что такое музыкальная форма (2 ч.) |
|
18 |
«Художественная форма» — это ставшее зримым содержание (1 ч.) |
Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы. Понимать характерные особенности музыкального языка. |
19 |
«Художественная форма» — это ставшее зримым содержание (1 ч.) |
Различать характерные признаки видов искусства. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. |
20 |
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) (1 ч.) |
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (форма музыкального периода). Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Понимать характерные особенности музыкального языка. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении. |
21 |
О роли повторов в музыкальной форме (1ч.) |
Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении. Исследовать специфику музыкального формообразования. Наблюдать за сопоставлением музыкальных образов (музыкальных тем). Рассуждать об общности и различии формообразующих средств в музыке, литературе и изобразительном искусстве. |
22 |
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма (1ч.) |
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (двухчастная форма). Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Размышлять о яркости и контрастности образов в музыке. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе). |
23 |
«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма (1 ч.) |
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (трехчастная форма). Наблюдать за развитием образа на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Понимать характерные особенности музыкального языка. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (М.Глинки). |
24 |
Многомерность образа: форма рондо (1 ч.) |
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (рондо). Наблюдать за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основе сходства и различия музыкальных тем. |
25 |
Многомерность образа: форма рондо (1 ч.) |
Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных жанров. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. |
26 |
Образ Великой Отечественной войны в « Ленинградской» симфонии» Д. Шостаковича: вариации (1ч.) |
Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (вариации). Анализировать приемы развития образа в музыкальном произведении. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании. Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке. |
27 |
Заключительный урок (1 ч.) |
|
28 |
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии (1 ч.) |
Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Воспринимать особенности драматургического развития в произведениях малых форм. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении. Понимать характерные особенности музыкального языка. Находить ассоциативные связи между «планами выражения» музыки и изобразительного искусства. |
29 |
Музыкальный порыв (1ч.) |
Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных музыкальных форм. |
30 |
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии (1 ч.) |
Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях. Наблюдать за развитием музыкального образа в музыке. Анализировать приемы развития музыкального образа. Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. |
31 |
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (1 ч.) |
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах). Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях.
|
32 |
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (1 ч.) |
Понимать характерные особенности музыкального языка. Анализировать приемы тематического развития в форме сонатного аллегро. Понимать характерные особенности музыкального языка. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. Понимать характерные черты венской классической школы. |
33 |
Формула красоты (1ч.) |
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Понимать характерные особенности музыкального языка. |
34 |
Обобщающий урок (1 ч.) |
|
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№ |
Тема урока |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1 |
Музыка «старая» и «новая» (1 ч.) |
Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве. |
2 |
Настоящая музыка не бывает «старой» (1 ч.) |
Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника. |
3 |
О традиции в музыке. Живая сила традиции (1 ч.) |
Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства и средств выражения. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. |
4 |
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского- Корсакова «Снегурочка» (1ч.) |
Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Понимать характерные особенности музыкального языка. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы. |
5 |
Образы радости в музыке (1ч.) |
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки. |
6 |
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (1ч.) |
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Осознавать интонационно-образные основы музыки. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен). |
7 |
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» (1 ч.) |
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма). Понимать характерные особенности музыкального языка. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского). |
8 |
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (1 ч.) |
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Анализировать и сравнивать приемы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена). |
9 |
Мир духовной музыки (1ч.) |
Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. |
10 |
От Рождества до Крещения (1ч.) |
Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. Рассуждать о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого. Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме. |
11 |
Как мы понимаем современность (1 ч.) |
Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике). Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений. |
12 |
Вечные сюжеты (1 ч.) |
Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов (А. Хачатуряна). |
13 |
Заключительный урок (1 ч.) |
|
14 |
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов (1 ч.) |
Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. Наблюдать за сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений. |
15 |
Новые области в музыке XX века (джазовая музыка) (1 ч.) |
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполните- лей. Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки. Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме. |
16 |
«Любовь никогда не перестанет» (1 ч.) |
Анализировать стилевое многообразие музыки XX века. Рассуждать о своеобразии духовной и светской музыкальной культуры прошлого и настоящего. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова). |
17 |
Подводим итоги (1 ч) |
Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве. Сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов учебника (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей). |
18 |
Заключительный урок (1 ч.) |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.