Программа учебного предмета "Искусство. Музыка" 5-8 классы
Оценка 4.9

Программа учебного предмета "Искусство. Музыка" 5-8 классы

Оценка 4.9
doc
26.03.2022
Программа учебного предмета "Искусство. Музыка" 5-8 классы
Программа 5-8.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области"

 

 

Утверждено:                                                                                Введено в действие:

Педагогическим советом                                                         Приказом директора школы

"_____"_____________20___г.                                                 от "____"____________20___г. №____

Протокол №___________                                                          _________________М.В. Булгакова

 

 

ПРОГРАММА

отдельных учебных предметов.

Учебный предмет

"Музыка"

(уровень среднего общего образования)

 

 

 

 

Разработчик: Тимошечкина Ю. В.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Пояснительная записка________________________________________    3                                                                                                                                                              

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса_______     5                                                                                                

3.Содержание учебного предмета, курса___________________________    9                                                                                   

4.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы_____________________________    12                                 

 

 

Разработчики:

Усачева Ю.Ю.

Кретова О.А.

Медведева О.В.

Черевякова Л.В.

Бенделиани Н.В.

Енютина Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

       Рабочая программа по музыке (5 – 8) составлена на основе:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

Федерального  государственного   образовательного   стандарта  начального   общего образования, утвержденного   приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации № 373 от 06.10.2009(ред. от 22.09.11);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№1576 от 31декабря 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный   государственный    образовательный    стандарт  начального   общего образования, утвержденный   приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации № 373 от 06.10.2009»;

Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к  использованию  в  образовательном  процессе  в  образовательных   учреждениях, реализующих программы общего образования;

Устава МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области», утверждённого приказом директором школы от 17. 08. 2015 г.№ 286;

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»;

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения  рабочей программы по учебному предмету, курсу педагогов, реализующих Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального общего образования, утверждённого приказом  директором школы от 01. 06 .2016 г..№ 138;

Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с основной образовательной программой и на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак: «Музыка. Рабочая программа 5-9 классы»-М.Дрофа 2013.с 225.

Изменения в авторскую программу внесены.

Цель программы: заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через при­общение к музыкальной культуре как важнейшему компо­ненту гармонического формирования личности.

 

Задачи программы: научить школьников

---        воспринимать музыку как неотъ­емлемую часть жизни каждого человека;­

           практике применения информационно-коммуникационных технологий;

способствовать формированию слушательской культу­ры школьников на основе ля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не жи­вет»);

           содействовать развитию внимательного и доброго отно­шения к окружающему миру;

           воспитывать эмоциональную отзывчивость к музы­кальным явлениям, потребность в музыкальных пережива­ниях;

           развивать интеллектуальный потенциал;

           всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в раз­мышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инст­рументальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных про­изведений, подборе поэтических и живописных произведе­ний к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных ри­сунков», приобщения к вершинным дости­жениям музыкального искусства;

           научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литерату­рой и изобразительным искусством) на основе вновь приоб­ретенных знаний;

           сформировать систему знаний, нацеленных на осмыс­ленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-историче­ских стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и фор­мой в музыкальном искусстве).

Усиление интегративного характера курса в 8 классе потребовало реализации в программе следующих задач:

           овладеть культурой восприятия традиционных и совре­менных искусств; обогатить знания и расширить опыт художественно-твор­ческой деятельности в области различных видов искусства

 

Общая характеристика организации учебного предмета

 

Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1—4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.

Как и программа для начальной школы, настоящая про­грамма опирается на позитивные традиции в области музы­кально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руко­водством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, со­держащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов — Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Сту­ловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.

Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной ав­торской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа на­целена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами худо­жественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художест­венной культурой, русским языком, природоведением. В свя­зи с этим авторы в различной мере ориентировались на учеб­ные программы по указанным предметам для 5—8 классов.

Другие отличительные особенности программы отрази­лись:

           во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эсте­тической ценности, но и с позиции ее универсального значе­ния в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фан­тазии, чувства1;

           в системном погружении в проблематику музыкально­го содержания;

           в рассмотрении музыкального искусства с точки зре­ния стилевого подхода, применяемого с учетом научных до­стижений в области эстетики, литературоведения, музыкоз­нания;

           в обновленном музыкальном материале, а также введе­нии параллельного и методически целесообразного литера­турного и изобразительного рядов, ИКТ.

 

 

Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета

 

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

·        формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

·        начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

·        приобретение знаний и умении;

·        овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Место учебного предмета  в учебном плане

Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5— 8 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего обра­зования. Она предусматривает следующее количество, отве­денное на изучение предмета: «Музыка» в 5—7 классах из расчета не менее 102 часа (по 34 часа в каждом клас­се), «Искусство» в 8 классе из расчета не менее 16 - 18 часов.

 

     Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 

5 класс:

 

В области личностных результатов:

— развитие музыкально-эстетического чувства, прояв­ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

           совершенствование художественного вкуса;

           овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель­ности;

           наличие определенного уровня развития общих музы­кальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

           формирование навыков самостоятельной, целенаправ­ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

           сотрудничество в ходе решения коллективных музы­кально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

           анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

           проявление творческой инициативы и самостоятель­ности в процессе овладения учебными действиями;

           размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

           использование разных источников информации; стрем­ление к самостоятельному общению с искусством и художе­ственному самообразованию;

           применение полученных знаний о музыке как виде ис­кусства для решения разнообразных художественно-творче­ских задач;

           наличие аргументированной точки зрения в отноше­нии музыкальных произведений, различных явлений отече­ственной и зарубежной музыкальной культуры;

           общение, взаимодействие со сверстниками в совмест­ной творческой деятельности.

 

 

В области предметных результатов:

           умение находить взаимодействия между музыкой и ли­тературой, музыкой и изобразительным искусством на осно­ве знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выра­жать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

умение определять главные отличительные особеннос­ти музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музы­ ки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

           знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музы­кального импрессионизма;

           проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в уни­сон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.

 

6 класс

В области личностных результатов:

           развитие музыкально-эстетического чувства, прояв­ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

           совершенствование художественного вкуса;

           овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель­ности;

           наличие определенного уровня развития общих музы­кальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

           формирование навыков самостоятельной, целенаправ­ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

           сотрудничество в ходе решения коллективных музы­кально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

           анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

           проявление творческой инициативы и самостоятель­ности в процессе овладения учебными действиями;

           размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

           использование разных источников информации; стрем­ление к самостоятельному общению с искусством и художе­ственному самообразованию;

           применение полученных знаний о музыке как виде ис­кусства для решения разнообразных художественно-творче­ских задач;

           наличие аргументированной точки зрения в отноше­нии музыкальных произведений, различных явлений отече­ственной и зарубежной музыкальной культуры;

           общение, взаимодействие со сверстниками в совмест­ной творческой деятельности.

 

В области предметных результатов:

           определение в прослушанном музыкальном произведе­нии его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, ди­намики;

           умение отразить понимание художественного воздейст­вия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

           проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпане­ментом, умение исполнять более сложные ритмические ри­сунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

 

7 класс

В области личностных результатов:

           развитие музыкально-эстетического чувства, прояв­ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

           совершенствование художественного вкуса, устойчи­вых предпочтений в области эстетически ценных произведе­ний музыкального искусства;

           овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель­ности;

           наличие определенного уровня развития общих музы­кальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

           приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

           сотрудничество в ходе реализации коллективных твор­ческих проектов, решения различных музыкально-творче­ских задач.

В области метапредметных результатов:

           анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

           проявление творческой инициативы и самостоятель­ности в процессе овладения учебными действиями;

           размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

           использование разных источников информации; стрем­ление к самостоятельному общению с искусством и художе­ственному самообразованию;

           определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осу­ществления в реальных жизненных ситуациях;

           применение полученных знаний о музыке как виде ис­кусства для решения разнообразных художественно-творче­ских задач;

           наличие аргументированной точки зрения в отноше­нии музыкальных произведений, различных явлений отече­ственной и зарубежной музыкальной культуры;

           общение, взаимодействие со сверстниками в совмест­ной творческой деятельности.

 

 

В области предметных результатов:

           понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

           умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпо­су и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

           умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

           умение находить взаимодействия между художествен­ными образами музыки, литературы и изобразительного ис­кусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);

           осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

           понимание художественно-выразительных особеннос­тей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехча­стная форма, рондо, вариации, сонатная форма);

           проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушивать­ся в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.

 

8 класс

 

В области личностных результатов:

           обогащение духовного мира на основе присвоения ху­дожественного опыта человечества;

           обобщенное представление о художественных ценнос­тях произведений разных видов искусства;

           наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересо­ванного отношения к искусству;

           инициативность и самостоятельность в решении разно­уровневых учебно-творческих задач;

           соответствующий возрасту уровень культуры восприя­тия искусства;

           наличие определенного уровня развития общих худо­жественных способностей, включая образное и ассоциатив­ное мышление, творческое воображение;

           участие в учебном сотрудничестве и творческой де­ятельности на основе уважения к художественным интере­сам сверстников.

В области метапредметных результатов:

           понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современ­ного социума;

           общее представление об этической составляющей ис­кусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

           развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятель­ности;

           соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

           творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

           расширение сферы познавательных интересов, гармо­ничное интеллектуально-творческое развитие;

           усвоение культурных традиций, нравственных этало­нов и норм социального поведения;

           эстетическое отношение к окружающему миру (преоб­разование действительности, привнесение красоты в челове­ческие отношения).

В области предметных результатов:

           постижение духовного наследия человечества на осно­ве эмоционального переживания произведений искусства;

           освоение содержания, претворяющего проблемы «веч­ных тем» в искусстве;

           умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

           осмысление важнейших категорий в музыкальном ис­кусстве — традиции и современности, понимании их нераз­рывной связи;

           установление взаимодействий между образами музы­ки, литературы и изобразительного искусства на уровне со­держания и формы;

           понимание концептуально-содержательных особеннос­тей сонатной формы;

           сформированность навыков вокально-хоровой деятель­ности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фо­нограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гита­ра, электромузыкальные инструменты), умение владеть сво­им голосом и дыханием в период мутации.

 

 

Содержание  учебного предмета, курса

 

5 класс

Музыка и другие виды искусства (34 ч.)

 

Музыка рассказывает обо всем. Древний союз Истоки. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина.

Музыка и литература (22 ч.)

Слово и музыка

Два великих начала искусства.

«Стань музыкою, слово!»

Музыка «дружит» не только с поэзией.

Песня

Песня — верный спутник человека.

Мир русской песни.

Песни народов мира.

Романс

Романса трепетные звуки.

Мир человеческих чувств.

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки.

Из чего состоит опера.

Балет

Единство музыки и танца.

«Русские сезоны в Париже».

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова.

Музыкальные сюжеты в литературе.

Музыка и изобразительное искусство (13 ч.)

Образы живописи в музыке Живописность искусства.

«Музыка — сестра живописи».

Музыкальный портрет

Может ли музыка выразить характер человека?

Пейзаж в музыке              

Образы природы в творчестве музыкантов.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Сказочные герои в музыке.

Тема богатырей в музыке.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

Что такое музыкальность в живописи.

«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.

 

6 класс

В чём сила музыки? (34 ч.)

Музыка души.

«Тысяча миров» музыки

Наш вечный спутник.

Искусство и фантазия.

Искусство — память человечества.

В чем сила музыки.

Волшебная сила музыки.

Волшебная сила музыки.

Музыка объединяет людей.

Как создается музыкальное произведение

Единство музыкального произведения.

Ритм                                                

«Вначале был ритм».

О         чем рассказывает музыкальный ритм.

Диалог метра и ритма.

От адажио к престо.

Мелодия

«Мелодия-душа музыки».

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

Мелодия «угадывает» нас самих.

Гармония

Что такое гармония в музыке.

Два начала гармонии.

Как могут проявляться выразительные возможности гар­монии.

Красочность музыкальной гармонии.

Полифония

Мир образов полифонической музыки.

Философия фуги.

Фактура

Какой бывает музыкальная фактура.

Пространство фактуры.

Тембры

Тембры — музыкальные краски.

Соло и тутти.

Динамика

Громкость и тишина в музыке.

Тонкая палитра оттенков.

Чудесная тайна музыки По законам красоты.

Подводим итоги (обсуждение с учителем).

 

7 класс

Содержание и форма в музыке (34 ч.)

Содержание в музыке (11 ч.)

Музыку трудно объяснить словами.

В чем состоит сущность музыкального содержания.

Каким бывает музыкальное содержание

Музыка, которую можно объяснить словами.

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах.

Музыкальный образ Лирические образы в музыке.

Драматические образы в музыке.

Эпические образы в музыке.

О чем «рассказывает» музыкальный жанр «Память жанра».

Такие разные песни, танцы, марши.

Форма в музыке (23 ч.)

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

Что такое музыкальная форма

«Художественная форма — это ставшее зримым содержа­ние».

Виды музыкальных форм

Почему музыкальные формы бывают большими и ма­лыми.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

О роли повторов в музыкальной форме.

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.

«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.

Многомерность образа: форма рондо.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.

Музыкальная драматургия

О связи музыкальной формы и музыкальной драма­тургии.

Музыкальный порыв.

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».

Развитие музыкальных тем в симфонической драма­тургии.

Формула красоты.

 

8 класс

Традиция и современность в музыке (16 - 18 ч.)

 

Музыка «старая» и «новая».

Настоящая музыка не бывает старой.

О традиции в музыке

Вечные темы в музыке

Сказочно-мифологические темы

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мир человеческих чувств Образы радости в музыке.

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

В поисках истины и красоты. Мир духовной музыки.

От Рождества до Крещения.

О современности в музыке. Как мы понимаем современность.

Вечные сюжеты.

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных сов­ременных композиторов.

Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки.

«Любовь никогда не перестанет».

Подводим итоги.

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

 

5 класс

 

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1

Музыка расска­зывает обо всем (1 ч.)

Различать характерные признаки видов искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искус­ства.

Исполнять песенные произведе­ния в соответствии с их интонацион­но-образным содержанием.

 

Древний союз (3 ч.)

 

2

 

Истоки ( 1 ч.)

Воспринимать и выявлять внеш­ние связи между звуками природы и звуками музыки.

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Проявлять эмоциональную отзыв­чивость к музыкальным произведе­ниям при их восприятии и исполнении

3

Искусство открывает мир ( 1 ч.)

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике.

Приводить примеры преобразую­щего влияния музыки.

Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

4

Искусства различны, тема едина (1 ч.)

Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусства к изучаемой теме.

 

Музыка и литература. Слово и музыка (3 ч.)

 

5

Два великих начала искусства (1 ч.)

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных обра­зов.

Рассуждать об общности и разли­чии выразительных средств музыки и литературы.

6

«Стань музыкою, слово!» (1 ч.)

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и лите­ратурой.

Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных обра­зов.

Рассуждать об общности и разли­чии организации речи в произведе­ниях литературы и музыки.

7

Музыка дружит не только с поэзией ( 1 ч.)

Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки и литературы.

8

Песня — верный спутник человека

(1 ч.)

Осознавать и рассказывать о влия­нии музыки на человека (на примере песенного жанра).

Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека.

Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсужде­ния вопросов учебника (учитывать мнения товарищей).

9

Заключительный урок (1 ч.)

 

10

Мир русской песни (1ч.)

 

 

Изучать специфические черты русской народной музыки и испол­нять ее отдельные образцы.

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уро­ке материала).

Интерпретировать вокальную му­зыку в коллективной музыкально­-творческой деятельности.

Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.)

11

Песни народов мира (1 ч.)

 

Анализировать и обобщать харак­терные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать и определять музы­кальные произведения разных жан­ров и стилей.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искус­ства.

Использовать образовательные ре­сурсы сети Интернет для поиска му­зыкальных произведений к изучае­мой теме.

 

Романс (2 ч.)

 

12

Романса тре­петные звуки (1 ч.)

Сравнивать музыкальные произ­ведения разных жанров и стилей.

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

Раскрывать особенности музы­кального воплощения поэтических текстов.

13

Романса тре­петные звуки (1 ч.)

Самостоятельно определять ха­рактерные свойства камерно-вокаль­ной музыки.

Проявлять личностное отноше­ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.

Самостоятельно подбирать сход­ные произведения литературы (поэ­зии) к изучаемой музыке.

 

Хоровая музыка

(2 ч.)

 

14

Народная хо­ровая музыка. Хоровая музыка в храме (1ч.)

Изучать специфические черты русской народной музыки.

Эмоционально воспринимать ду­ховную музыку русских композито­ров.

Осознавать и рассказывать о влия­нии музыки на человека.

15

Что может изображать хоро­вая музыка (1ч.)

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

Наблюдать за развитием и сопос­тавлением образов на основе сходст­ва и различия интонаций, музыкаль­ных тем.

16

Заключительный урок (1 ч.)

 

 

Опера (2 ч.)

 

17

Самый значи­тельный жанр во­кальной музыки (1ч.)

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

Творчески интерпретировать со­держание музыкальных произведе­ний в пении.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудо­жественных произведений или их фрагментов.

18

Из чего состо­ит опера(1 ч.)

Анализировать многообразие свя­зей музыки, литературы и изобрази­тельного искусства (с учетом крите­риев, представленных в учебнике).

Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

Рассуждать о яркости и контраст­ности образов в музыке.

Творчески интерпретировать со­держание музыкальных произведе­ний в изобразительной деятельности.

 

 

 

Балет (2 ч.)

 

19

Единство музыки и танца (1ч.)

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

Выявлять круг музыкальных об­разов в различных музыкальных произведениях.

Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания.

20

«Русские сезоны» в Париже (1ч.)

Исследовать значение изобрази тельного искусства для воплощения музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами   музыки и другими видами искусства.

Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).  Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация).

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

 

Музыка звучит в литературе (2 ч.)

 

21

Музыкаль­ность слова (1ч.)

Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки и литературы.

22

Музыкальные сюжеты в литера­туре (1 ч.)

Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и лите­ратуры.

Анализировать примеры преобра­зующего воздействия музыки на че­ловека.

 

Образы живописи в музыке (2 ч.)

 

23

Музыка и изобразительное искусство ( 1 ч.)

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

24

«Музыка —

сестра живописи»

(1 ч.)

Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения музыки и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике и Днев­нике музыкальных наблюдений).

 

Музыкальный портрет (1 ч.)

 

25

Может ли му­зыка выразить характер челове­ка (1 ч.)

Анализировать многообразие свя­зей музыки и изобразительного ис­кусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искус­ства.

Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критери­ев, представленных в учебнике).

Воспринимать и сравнивать разно­образные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания му­зыки.

26

«Музыкаль­ные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов (1 ч.)

Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике), и называть его ос­новных представителей.

Исследовать значение изобрази­тельного искусства для воплощения музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искус­ства.

Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

27

«Музыкаль­ные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов (1 ч.)

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства

для воплощения музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Рассуждать об общности и разли­чии выразительных средств музы­ки, литературы, изобразительного искусства.

Понимать специфику деятельнос­ти композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности.

Раскрывать особенности музы­кального воплощения поэтических текстов.

28

Заключительный урок (1 ч.)

 

 

«Музыкальная живопись» сказок и былин (3 ч.)

 

29

Волшебная красочность му­зыкальных ска­зок (1 ч.)

Анализировать многообразие свя­зей музыки и изобразительного ис­кусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Воспринимать музыкальные про­изведения с точки зрения единства содержания и выражения.

Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев. представлен­ных в учебнике).

30

Сказочные герои в музыке (1ч.)

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобрази­тельного искусства.

Рассуждать о яркости и контраст­ности образов в музыке.

Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

31

Тема богатырей в музыке (1 ч.)

Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Творчески интерпретировать со­держание музыкальных произведе­ний в пении, изобразительной де­ятельности.

 

Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 ч.)

 

32

Что такое

музыкальность

в живописи (1ч.)

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством.

Характеристика видов деятельности.

Устанавливать ассоциативные связи между художественными об­разами музыки и искусства.

Самостоятельно подбирать сход­ные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений изобразительного искусства.

33

«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» (1 ч.)

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством».

Исследовать значение изобрази­тельного искусства для воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки и изобрази­тельного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искус­ства.

Различать характерные признаки музыки и изобразительного искус­ства.

Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критери­ев, представленных в учебнике).

Понимать специфику деятельнос­ти композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

Приводить примеры преобразую­щего влияния музыки (в рамках главной темы года).

Владеть специальными музыкаль­ными терминами в пределах изучае­мого курса.

34

Обобщающий урок (1 ч.)

 

 

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

 

6 класс

 

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1

«Музыка души» (1 ч.)

Выявлять возможности эмоционального воздействия.

Характеристика видов деятельности музыки на человека (на личном примере).

Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека.

 

«Тысяча миров музыки» (2 ч.)

 

2

Наш вечный спутник (1 ч.)

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

3

Искусство и фантазия (1 ч.)

Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека.

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые основы музыки как вида искусства.

Исследовать многообразие жанро­вых воплощений музыкальных про­изведений.

 

Искусство – память человечества (1 ч.)

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

Рассуждать о специфике воплоще­ния духовного опыта человека в ис­кусстве (с учетом критериев, пред­ставленных в учебнике).

Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произ­ведении.

4

В чём сила музыки (1 ч.)

Осознавать и рассказывать о влия­нии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека.

Сравнивать музыкальные произ­ведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания.

Сотрудничать в процессе коллек­тивного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей образов в различных музыкальных произведениях.

Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания.

Сотрудничать в процессе коллек­тивного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей.

 

5

Волшебная сила музыки (1 ч.)

Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека.

Оценивать музыкальные произве­дения с позиции правды и красоты.

Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержа­ние музыкальных произведений (правдивое — ложное, красивое — уродливое).

Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

6

 

 

 

Музыка объединяет людей  (1 ч.)

Рассказывать о влиянии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека.

Оценивать музыкальные произве­дения с позиции красоты и правды.

 

7

Музыка объединяет людей  (1 ч.)

Приводить примеры преобразую­щего влияния музыки.

Сравнивать музыкальные произ­ведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

8

Заключительный урок (1 ч.)

 

9

Единство музыкального произведения (1 ч.)

Понимать значение средств худо­жественной выразительности в со­здании музыкального произведения.

Владеть отдельными специальны­ми музыкальными терминами, отра­жающими знание средств музыкаль­ной выразительности.

 

Ритм (6 ч.)

 

10

«Вначале был ритм» (1 ч.)

Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкаль­ного произведения (с учетом крите­риев, представленных в учебнике).

Рассуждать об общности и разли­чии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

11

О чём рассказывает музыкальный ритм (1 ч.)

Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении.

12

О чём рассказывает музыкальный ритм (1 ч.)

Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении.

13

Диалог метра и ритма (1 ч.)

Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

Воспринимать характерные чер­ты творчества отдельных отечествен­ных и зарубежных композиторов — Л. Бетховена и А. Хачатуряна (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

Узнавать по характерных призна­кам (ритму) музыку отдельных вы­дающихся композиторов прошлого и современности.

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.

14

От адажио к престо (1 ч.)

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов

Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания (с учетом критериев, представленных в учебнике).

 

15

От адажио к престо (1 ч.)

Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

Анализировать приемы взаимо­действия и развития одного или не­скольких образов в произведениях разных форм и жанров (с учетом критериев).

16

Мелодия – душа музыки ( 1 ч.)

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, пред­ставленных в учебнике).

Воспринимать характерные чер­ты творчества отдельных композито­ров (Ф. Шуберта).

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композито­ров (Ф. Шуберта).

17

Мелодией одной звучит печаль и радость (1 ч.)

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, пред­ставленных в учебнике).

Воспринимать и сравнивать раз­личные по смыслу музыкальные ин­тонации при прослушивании музы­кальных произведений.

Воспринимать и соотносить харак­терные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В. А. Моцарта).

18

Мелодия «угадывает» нас самих (1 ч.)

Осознавать интонационно-образ­ные и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

Воспринимать и сравнивать разно­образные по смыслу музыкальные интонации.

Воспринимать характерные чер­ты творчества отдельных отечествен­ных композиторов (П. Чайковского).

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П. Чайковского).

 

Гармония (4 ч.)

 

19

Что такое гармония в музыке (1 ч.)

Понимать значение средств худо­жественной выразительности (гар­монии) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека.

Оценивать музыкальные произве­дения с позиции правды и красоты.

Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобрази­тельного искусства.

Интерпретировать вокальную му­зыку в коллективной музыкально-­творческой деятельности.

20

Два начала гармонии (1 ч.)

Воспринимать и осознавать гармо­нические особенности музыкально­го произведения (с учетом критери­ев, представленных в учебнике).

Сравнивать разнообразные мело­дико-гармонические интонации в музыке.

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии) музыку отдельных композито­ров прошлого (В. А. Моцарта).

Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека.

21

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии (1 ч.)

Воспринимать гармонические особенности музыкального произве­дения.

Анализировать приемы взаимо­действия нескольких образов в му­зыкальном произведении.

Сравнивать особенности музы­кального языка (гармонии) в произ­ведениях, включающих образы раз­ного смыслового содержания.

22

Красочность музыкальной гармонии (1 ч.)

Узнавать по характерным призна­кам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Н. Римского-Корсакова).

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

Рассуждать о яркости музыкаль­ных образов в музыке.

 

Полифония (2 ч.)

 

23

Мир образов полифонической музыки (1 ч.)

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

Анализировать аспекты воплоще­ния жизненных проблем в музы­кальном искусстве (с учетом крите­риев, представленных в учебнике).

Воспринимать характерные чер­ты творчества отдельных зарубеж­ных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта).

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии, полифоническим приемам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха, В. А. Моцарта)

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искус­ства.  

 

24

Пространство фактуры (1 ч.)

Понимать значение средств худо­жественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Рассуждать о яркости образов в музыке.

Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

25

Заключительный урок (1 ч.)

 

 

Тембры (3 ч.)

 

26

Тембры музыкальные краски (1 ч.)

Исследовать разнообразие и спе­цифику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.

Определять тембры при прослу­шивании инструментальной музыки (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучания­ми музыкальных тембров.

27

Соло и тутти (1 ч.)

Исследовать разнообразие и спе­цифику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.

Понимать значение средств худо­жественной выразительности (темб­ров) в создании музыкального произ­ведения (с учетом критериев, пред­ставленных в учебнике).

Выявлять круг музыкальных об­разов в музыкальных произведениях.

28

Соло и тутти (1 ч.)

Исследовать разнообразие и спе­цифику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.

Понимать значение средств худо­жественной выразительности (темб­ров) в создании музыкального произ­ведения (с учетом критериев, пред­ставленных в учебнике).

Выявлять круг музыкальных об­разов в музыкальных произведениях.

 

Динамика (2 ч.)

 

29

Громкость и тишина в музыке (1 ч.)

Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музы­кально-динамическими воплоще­ниями.

Исследовать разнообразие и спе­цифику динамических воплощений в музыкальных произведениях.

Анализировать приемы развития художественного образа в музы­кальном произведении (с учетом критериев, представленных в учеб­нике).

Рассуждать об общности и разли­чии выразительных средств музыки и поэзии (с учетом критериев, пред­ставленных в Дневнике музыкаль­ных размышлений).

30

Тонкая палитра оттенков (1 ч.)

Воспринимать и выявлять внеш­ние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.

Исследовать разнообразие и спе­цифику динамических воплощений в музыкальных произведениях.

Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных обра­зов (тем) в произведении.

 

Чудесная тайна музыки (2 ч.)

 

32

По законам красоты (1 ч.)

Оценивать музыкальные произве­дения с позиции красоты и правды. Осознавать и рассказывать о влия­нии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека (на личном примере).

 

33

По законам красоты (1 ч.)

Оценивать музыкальные произве­дения с позиции правды и красоты.

Приводить примеры преобразую­щего влияния музыки.

Понимать выразительные особен­ности музыкального языка в произ­ведениях разного эмоционального и смыслового содержания.

 

34

Обобщающий урок (1 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

 

7 класс

 

 

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1

О единстве со­держания и фор-

мы в художест­венном произве­дении (1 ч.)

Эмоционально воспринимать об­разы различных видов искусства.

Воспринимать и выявлять внеш­ние и внутренние связи между музы­кой и другими видами искусства

Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства.

 

Содержание в музыке (4 ч.)

 

2

Музыку трудно объяснить слова­ми

(1 ч.)

Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека.

Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

3

В чем состоит сущность, музы­кального содер­жания (1 ч.)

Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искус­ства.

Оценивать художественные произ­ведения с позиции красоты и правды.

Анализировать способы воплоще­ния содержания в музыкальных про­изведениях.

4

В чем состоит сущность музы­кального содер­жания (продолже­ние 1 ч.)

Анализировать способы воплоще­ния содержания в музыкальных про­изведениях.

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и формы.

Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма).

 

Каким бывает музыкальное содержание (4 ч.)

 

5

Музыка, кото­рую можно объяс­нить словами (1ч.)

Анализировать содержание музы­кальных произведений.

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и средств выражения.

Находить ассоциативные связи между образами музыки, поэзии и изобразительного искусства.

6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (1ч.)

Анализировать содержание музы­кальных произведений.

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и средств выражения.

Анализировать многообразие свя­зей музыки и литературы.

Выявлять круг образов в музы­кальном произведении.

Рассуждать о яркости и контраст­ности в музыке.

7

Восточная те­ма у Н. Римского- Корсакова: «Шехеразада» (1ч.)

Анализировать содержание музы­кальных произведений.

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и средств выражения.

Находить ассоциативные связи между образами музыки, литерату­ры и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сход­ные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.

Использовать образовательные ре­сурсы Интернет для поиска произве­дений изобразительного искусства.

8

Когда музыка не нуждается в словах

(1 ч.)

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и средств выражения.

Выявлять возможности преобра­зующего значения музыки.

Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах от­дельных музыкальных произведе­ний.

Принимать участие в коллектив­ном обсуждении музыкальных воп­росов проблемного содержания.

Узнавать наиболее яркие произве­дения отечественных композиторов академической направленности.

9

Заключительный урок (1 ч.)

 

 

Музыкальный образ (3 ч.)

 

10

Лирические образы в музыке (1ч.)

Анализировать особенности воп­лощения лирических образов в му­зыке.

Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведе­нии.

Анализировать многообразие свя­зей музыки, литературы и изобрази­тельного искусства.

Самостоятельно подбирать сход­ные литературные произведения, произведения изобразительного ис­кусства к изучаемой музыке.

11

Драматические

образы в музыке

(1ч.)

Анализировать особенности воплощения драматических образов в музыке.

Анализировать приемы взаимодействия различных образов в драматических произведениях.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в драматических произведениях.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в драматических про­изведениях, содержащих контраст­ные сопоставления образов, тем.

12

Эпические образы в музыке (1ч.)

Анализировать особенности воплощения эпических образов в музыке.

Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведе­нии.

Сравнивать особенности музы­кального языка в произведениях разного смыслового и эмоционально­го содержания.

 

О чём «рассказывает» музыкальный жанр

(4 ч.)

 

 

13

«Память жанра» (1ч.)

Исследовать взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки.

Понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением.

14

Такие разные песни, танцы, марши (1 ч.)

Осознавать взаимосвязь жанро­вых и интонационно-образных воп­лощений в музыке.

Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

Понимать значение народного му­зыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, оркест­ровке) музыку отдельных выдаю­щихся композиторов прошлого(П. Чайковского)

Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образ­ных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учеб­нике).

15

Такие разные песни, танцы, марши (1 ч.)

Выявлять круг музыкальных об­разов в различных музыкальных произведениях.

Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания.

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии, ритму, оркестровке) музыку от­дельных выдающихся композиторов прошлого (П. Чайковского, Дж. Верди).

Осознавать взаимосвязь жанро­вых и интонационно-образных воп­лощений в музыке.

16

Такие разные песни, танцы, марши (1 ч.)

Выявлять круг музыкальных об­разов в различных музыкальных произведениях.

Воспринимать особенности инто­национного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания.

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии) музыку отдельных выдающих­ся композиторов прошлого (П.Чайковского, Ф. Шопена).

17

«Сюжеты» и «герои» музы­кального произве­дения (1 ч.)

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и средств музыкальной выразительности.

Рассуждать о яркости и контраст­ности образов в музыке.

 

Что такое музыкальная форма (2 ч.)

 

18

«Художест­венная форма» — это ставшее зри­мым содержание (1 ч.)

Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы.

Понимать характерные особенности музыкального языка.

19

«Художест­венная форма» — это ставшее зри­мым содержание (1 ч.)

Различать характерные признаки видов искусства.

Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы или нескольких образов в произведе­ниях разных форм и жанров.

20

Музыкальный шедевр в шест­надцати тактах (период) (1 ч.)

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произ­ведений (форма музыкального периода).

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и формы.

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении.

21

О роли повто­ров в музыкаль­ной форме (1ч.)

Выявлять круг музыкальных об­разов в музыкальном произведении.

Исследовать специфику музы­кального формообразования.

Наблюдать за сопоставлением музыкальных образов (музыкаль­ных тем).

Рассуждать об общности и разли­чии формообразующих средств в музыке, литературе и изобрази­тельном искусстве.

22

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчаст­ная форма (1ч.)

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произве­дений (двухчастная форма).

Наблюдать за развитием и сопос­тавлением образов на основе сходст­ва и различия интонаций, музыкаль­ных тем.

Размышлять о яркости и контр­астности образов в музыке.

Раскрывать особенности музы­кального воплощения поэтического образа (в устном ответе).

23

«Ночная сере­нада» Пушкина — Глинки: трехчаст­ная форма

 (1 ч.)

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произве­дений (трехчастная форма).

Наблюдать за развитием образа на основе сходства и различия инто­наций, музыкальных тем.

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Раскрывать особенности музы­кального воплощения поэтического образа (в устном ответе).

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающих­ся композиторов прошлого (М.Глинки).

24

Многомер­ность образа: форма рондо (1 ч.)

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произве­дений (рондо).

Наблюдать за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основе сходства и различия музы­кальных тем.

25

Многомер­ность образа: форма рондо (1 ч.)

Анализировать приемы взаимо­действия и развития одного или не­скольких образов в произведениях разных жанров.

Рассуждать об общности и разли­чии выразительных средств музыки и литературы.

26

Образ Великой Отечест­венной войны в « Ленинград­ской» симфонии» Д. Шостаковича: вариации (1ч.)

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произве­дений (вариации).

Анализировать приемы развития образа в музыкальном произведении.

Рассуждать об общности и разли­чии выразительных средств музыки и литературы.

Выявлять типологические особен­ности в музыкальном формообразо­вании.

Самостоятельно подбирать сход­ные поэтические произведения к изучаемой музыке.

27

Заключительный урок (1 ч.)

 

28

О связи музы­кальной формы и музыкальной драматургии (1 ч.)

Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

Воспринимать особенности драма­тургического развития в произведе­ниях малых форм.

Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произ­ведении.

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Находить ассоциативные связи между «планами выражения» музы­ки и изобразительного искусства.

29

Музыкальный порыв (1ч.)

Воспринимать особенности инто­национного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм.

Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведе­ниях.

Анализировать приемы взаимо­действия и развития одного или не­скольких образов в произведениях разных музыкальных форм.

30

Развитие об­разов и персона­жей в оперной драматургии (1 ч.)

Воспринимать особенности инто­национного и драматургического развития в оперных произведениях.

Наблюдать за развитием музы­кального образа в музыке.

Анализировать приемы развития музыкального образа.

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания.

31

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (1 ч.)

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

Выявлять круг музыкальных об­разов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах).

Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов.

Воспринимать особенности инто­национного и драматургического развития в оперных произведениях.

 

32

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь» (1 ч.)

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Анализировать приемы тематиче­ского развития в форме сонатного аллегро.

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропей­ской музыки разных эпох.

Понимать характерные черты венской классической школы.

33

Формула красоты (1ч.)

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и формы.

Оценивать музыкальные произве­дения с позиции красоты и правды.

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

34

Обобщающий урок

(1 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

 

8 класс

 

 

Тема урока

 

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1

Музыка «ста­рая» и «новая» (1 ч.)

Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека.

Рассуждать о специфике воплоще­ния духовного опыта человечества в музыкальном искусстве.

2

Настоящая му­зыка не бывает «старой» (1 ч.)

Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропей­ской музыки разных эпох.

Сравнивать по характерным при­знакам (интонации, мелодии, гармо­нии, ритму, форме) музыку отдель­ных композиторов прошлого и совре­менности.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искус­ства.

Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсужде­ния вопросов учебника.

3

О традиции в музыке. Живая сила традиции (1 ч.)

Рассуждать о роли и значении художественно-исторических тради­ций в произведениях искусства.

Оценивать музыкальные произве­дения с позиции красоты и правды.

Воспринимать музыкальные про­изведения с точки зрения единства и средств выражения.

Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

4

Мир сказочной мифологии: опе­ра Н. Римского- Корсакова «Снегурочка» (1ч.)

Эмоционально воспринимать ми­фопоэтическое творчество во всем его многообразии.

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и средств выражения.

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Осваивать стилевые черты рус­ской классической музыкальной школы.

5

Образы радос­ти в музыке (1ч.)

Осознавать и рассказывать о влия­нии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека.

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые особен­ности музыки.

6

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (1ч.)

Осознавать и рассказывать о влия­нии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека.

Оценивать музыкальные произве­дения с позиции красоты и правды.

Осознавать интонационно-образ­ные основы музыки.

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии) музыку отдельных выдающих­ся композиторов (Л. Бетховен).

7

Трагедия люб­ви в музыке.

П. Чайковский. «Ромео и Джуль­етта» (1 ч.)

Оценивать музыкальные произве­дения с позиции красоты и правды.

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и формы.

Выявлять круг музыкальных об­разов в музыкальном произведении.

Рассуждать о яркости и контраст­ности образов в музыке.

Воспринимать особенности инто­национного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произве­дений (сонатная форма).

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского).

8

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (1 ч.)

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и формы.

Выявлять круг музыкальных об­разов в различных музыкальных произведениях.

Анализировать и сравнивать прие­мы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жан­ров и форм.

Воспринимать особенности инто­национного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

Исследовать многообразие форм построения музыкальных произве­дений (сонатная форма).

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена).

9

Мир духовной музыки (1ч.)

Понимать значение духовной му­зыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

Эмоционально воспринимать ду­ховную музыку русских композито­ров.

Оценивать музыкальные произве­дения с позиции красоты и правды.

Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

Осуществлять поиск музыкально-­образовательной информации в сети Интернет.

10

От Рождества

до Крещения (1ч.)

Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Рассуждать о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого.

Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме.

11

Как мы пони­маем современ­ность (1 ч.)

Анализировать стилевое многооб­разие музыки XX века.

Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и средств выражения.

Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

Самостоятельно подбирать сход­ные музыкальные, литературные и живописные произведения к изу­чаемой теме.

Использовать образовательные ре­сурсы сети Интернет для поиска ху­дожественных произведений.

12

Вечные сюжеты (1 ч.)

Анализировать стилевое многооб­разие музыки XX века.

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового содержания.

Самостоятельно подбирать исто­рико-литературные произведения к изучаемой теме.

Использовать образовательные ре­сурсы сети Интернет для поиска ху­дожественных источников.

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии, ритму) музыку отдельных вы­дающихся композиторов (А. Хачатуряна).

13

Заключительный урок (1 ч.)

 

14

Диалог Запада и Востока в твор­честве отечест­венных современ­ных композито­ров (1 ч.)

Анализировать стилевое многооб­разие музыки XX века.

Наблюдать за сопоставлением образов на основе сходства и раз­личия интонаций, музыкальных тем.

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведени­ях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.

Самостоятельно подбирать музы­кальные, литературные, живопис­ные произведения к изучаемой теме.

Использовать образовательные ре­сурсы сети Интернет для поиска ху­дожественных произведений.

15

Новые

области в музыке

XX века

(джазовая музыка)

(1 ч.)

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполните-

лей.

Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки.

Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме.

16

«Любовь ни­когда не переста­нет» (1 ч.)

Анализировать стилевое многооб­разие музыки XX века.

Рассуждать о своеобразии духов­ной и светской музыкальной культу­ры прошлого и настоящего.

Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композито­ров (Г. Свиридова).

17

Подводим итоги (1 ч)

Осознавать значение музыкально­го искусства в жизни современного человека.

Рассуждать о специфике воплоще­ния духовного опыта человечества в музыкальном искусстве.

Сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов учебника (отстаивать собст­венную точку зрения, учитывать мнения товарищей).

18

Заключительный урок (1 ч.)

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г

Содержание 1.Пояснительная записка________________________________________ 3 2

Содержание 1.Пояснительная записка________________________________________ 3 2

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Усиление интегративного характера курса в 8 классе потребовало реализации в программе следующих задач: — овладеть культурой восприятия традиционных и совре­менных искусств; обогатить знания и расширить…

Усиление интегративного характера курса в 8 классе потребовало реализации в программе следующих задач: — овладеть культурой восприятия традиционных и совре­менных искусств; обогатить знания и расширить…

ИКТ. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

ИКТ. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В области предметных результатов: — умение находить взаимодействия между музыкой и ли­тературой, музыкой и изобразительным искусством на осно­ве знаний, полученных из учебника для 5 класса,…

В области предметных результатов: — умение находить взаимодействия между музыкой и ли­тературой, музыкой и изобразительным искусством на осно­ве знаний, полученных из учебника для 5 класса,…

В области предметных результатов: — определение в прослушанном музыкальном произведе­нии его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, ди­намики; — умение…

В области предметных результатов: — определение в прослушанном музыкальном произведе­нии его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, ди­намики; — умение…

В области личностных результатов: — обогащение духовного мира на основе присвоения ху­дожественного опыта человечества; — обобщенное представление о художественных ценнос­тях произведений разных видов искусства; —…

В области личностных результатов: — обогащение духовного мира на основе присвоения ху­дожественного опыта человечества; — обобщенное представление о художественных ценнос­тях произведений разных видов искусства; —…

В области предметных результатов: — постижение духовного наследия человечества на осно­ве эмоционального переживания произведений искусства; — освоение содержания, претворяющего проблемы «веч­ных тем» в искусстве; —…

В области предметных результатов: — постижение духовного наследия человечества на осно­ве эмоционального переживания произведений искусства; — освоение содержания, претворяющего проблемы «веч­ных тем» в искусстве; —…

Может ли музыка выразить характер человека?

Может ли музыка выразить характер человека?

Тонкая палитра оттенков. Чудесная тайна музыки

Тонкая палитра оттенков. Чудесная тайна музыки

Трагедия любви в музыке. П. Чайковский

Трагедия любви в музыке. П. Чайковский

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой

Самостоятельно подбирать сход­ные произведения литературы (поэ­зии) к изучаемой музыке

Самостоятельно подбирать сход­ные произведения литературы (поэ­зии) к изучаемой музыке

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности

Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством

Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством

Использовать образовательные ресурсы сети

Использовать образовательные ресурсы сети

Искусство и фантазия (1 ч.)

Искусство и фантазия (1 ч.)

Заключительный урок (1 ч.) 9

Заключительный урок (1 ч.) 9

Мелодия – душа музыки ( 1 ч.)

Мелодия – душа музыки ( 1 ч.)

Воспринимать гармонические особенности музыкального произве­дения

Воспринимать гармонические особенности музыкального произве­дения

Соло и тутти (1 ч.) Исследовать разнообразие и спе­цифику тембровых воплощений в музыкальных произведениях

Соло и тутти (1 ч.) Исследовать разнообразие и спе­цифику тембровых воплощений в музыкальных произведениях

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 7 класс №

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 7 класс №

Находить ассоциативные связи между образами музыки, литерату­ры и изобразительного искусства

Находить ассоциативные связи между образами музыки, литерату­ры и изобразительного искусства

Такие разные песни, танцы, марши (1 ч

Такие разные песни, танцы, марши (1 ч

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка

Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка

О связи музы­кальной формы и музыкальной драматургии (1 ч

О связи музы­кальной формы и музыкальной драматургии (1 ч

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 класс №

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 класс №

П. Чайковский. «Ромео и Джуль­етта» (1 ч

П. Чайковский. «Ромео и Джуль­етта» (1 ч

Вечные сюжеты (1 ч.) Анализировать стилевое многооб­разие музыки

Вечные сюжеты (1 ч.) Анализировать стилевое многооб­разие музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2022