МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ГОРОДА САРОВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.01.УП.03.
ОСНОВЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ
2017 г.
г. Саров
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Распределение учебного материала по годам обучения.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Требования к промежуточной аттестации.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список учебно-методической литературы;
- Список нотной литературы (сборники хоровых произведений).
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа по учебному предмету «Основы дирижирования» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Занятия по предмету «Основы дирижирования» в старших классах помогают ярче раскрыть творческую индивидуальность учащегося, расширить его музыкальный кругозор и познакомить с профессией «дирижер хорового коллектива».
В программу входят исторические сведения о хоровом исполнительстве, сведения о великих хоровых дирижерах и лучших хоровых коллективах. Рассматриваются некоторые вопросы хороведения, анализ задач, стоящих перед дирижером как исполнителем, в задачу предмета входит обучение работе с хоровыми партитурами, а также практические занятия по технике дирижирования, направленными на овладение необходимыми умениями и навыками в применении дирижерского жеста.
Срок реализации учебного предмета «Основы дирижирования»
Срок реализации предмета «Основы дирижирования» составляет 1 год (8 класс). В соответствии с ФГТ на предмет «Основы дирижирования» отводится 25 часов.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год (9 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Основы дирижирования», составляет 58 часов максимальной учебной нагрузки, их них: 25 часов – аудиторная учебная нагрузка из расчета 0,75 часа в неделю, 33 часа – самостоятельная работа из расчета 1 час в неделю.
В 9-м классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа – 33 часа из расчета 1 час в неделю, самостоятельная (внеаудиторная) работа – 33 часа из расчета 1 час в неделю, максимальная учебная нагрузка – 66 часов.
Срок обучения/классы |
8 лет обучения (8 класс) |
9 лет обучения (9 класс) |
Количество часов на аудиторные занятия |
25 |
33 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
33 |
33 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
58 |
66 |
Всего |
124 |
|
Консультации (часов в год) |
2 |
4 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебного предмета – индивидуальная, по 0,75 академического часа в неделю.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области хорового дирижирования, а также их подготовка к поступлению в средние или высшие учебные заведения.
Задачи:
Обучающие:
· ознакомить учащегося с лучшими образцами хоровой музыки, выдающимися дирижерами и хоровыми коллективами;
· воспитать интерес к хоровому искусству;
· дать необходимые теоретические знания по технике дирижирования;
· выработать технические и исполнительские навыки дирижирования хоровым коллективом;
· научить анализировать хоровые партитуры.
Развивающие:
· развитие интереса к музыке и музыкальному творчеству;
· развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
· развитие творческого мышления детей
Воспитательные:
· формирование устойчивого интереса к хоровому искусству;
· формирование музыкально-эстетического вкуса обучающихся;
· воспитание уверенности в себе;
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы - «Структура и содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
· словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
· наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
· практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для
подробной проработки и последующая организация целого,
индивидуальные занятия);
· прослушивание и просмотр записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
· применение индивидуального подхода к каждому ученику с учётом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с учащимися в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Занятия проходят в учебной аудитории с соответствующим освещением, температурным режимом и вентиляцией. В наличии имеется рояля и дирижерский пульт.
Библиотека включает в себя достаточное количество нотных хоровых изданий, необходимых для занятий по дирижированию (хрестоматии по дирижированию, клавиры), а также справочно-библиографическую литературу, необходимую для подготовки учащихся к занятиям.
Учебные аудитории для занятий по дирижированию оснащены звукотехническим оборудованием (аудио и видео аппаратурой), так как при проведении занятий необходимо прослушивание видеозаписей с выступлениями выдающихся хоровых дирижеров. Такой вид работы способствует расширению кругозора учащихся, а также вызывает интерес к профессии дирижера.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение предмета «Основы дирижирования», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
|
Распределение по годам обучения |
|||||||||
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Продолжительность учебных занятий (в неделю) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,75 |
1 |
|
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
24,75 |
33 |
|
Общее количество часов на аудиторные занятия |
25 |
|
||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
|
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
33 |
33 |
|
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия |
50 |
|
||||||||
Максимальное количество часов занятий в неделю |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1,5 |
1,5 |
|
|
Общее максимальное количество часов по годам |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
25,5 |
49,5 |
|
|
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
75 |
|
||||||||
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план по предмету «Основы дирижирования».
Обязательным требованием для всех учащихся является выполнение минимального плана по количеству пройденных произведений:
7 класс – 3-4 партитуры одно-, двухголосного склада во втором полугодии.
8 класс - 6-7 партитур двух-, трёхголосного склада в течение учебного года. Поурочная работа строится на проверке домашнего задания и освоения технических навыков.
В изучаемом репертуаре должны быть предусмотрены как народные песни в обработке разных композиторов, так и произведения русской и
западноевропейской классики. В полугодовом учебном плане должны быть предусмотрены:
произведения без сопровождения, произведения с сопровождением, произведения для различных составов хора.
1. Вводный курс: исторические сведения о профессии «хоровой дирижер», возникновение и развитие хорового искусства в России и западноевропейских странах.
2. Вопросы хороведения: типы и виды хоров. Классификация хоровых партий. Понятия «диапазон», «тесситура», «певческое дыхание».
3. Теоретические сведения о технике дирижирования: анализ задач, поставленных перед дирижером.
4. Изучение и анализ хоровой партитуры: виды хоровых партитур. Техника и особенности исполнения партитуры на фортепиано. Исполнение хоровых партий голосом. Анализ партитуры - музыкально-теоретический и исполнительский.
5. Техника дирижирования: изучение простых схем дирижирования на 3/4, 2/4. Понятие «ауфтакт». Прием «тактирование». Дирижерский жест
«внимание», показ начала и окончания музыкальных фраз. Овладение звуковедением «legato». Виды и исполнение фермат.
1) Бах И. (рус. текст Е. Нестеренко) «Жизнь моя полна тобою»
2) Гайдн Й. (рус.т екст П. Синявского) «Мы дружим с музыкой»
3) Григ Э. (рус. текст С. Гинзберг) «Лесная песнь»
4) Кюи Ц., сл. В. Жуковского «Мыльные пузырики»; «Цирк кота Морданки»
5) Моцарт В., сл. Кр. Овербека «Тоска по весне»
6) Русская народная песня в обр. А. Гречанинова «Со вьюном я хожу»
7) Русская народная песня в обр. Н. Римского- Корсакова «Ходила младешенька»
8) Русская народная песня в обр. Ю. Тихоновой «Где был, Иванушка»
9) Р. Глиэр «Травка зеленеет»
10) Й.Брамс в переложении А.Цахе «Колыбельная»
11) Г.Струве «Черемуха»
12) М.Глинка в пер. В.Благообразова «Воет ветер в чистом поле»
1. Исторические сведения об известных дирижерах разных стран. Стиль и традиции в дирижерском искусстве.
2. Вопросы хороведения: типы и виды певческих голосов. Вокально- хоровая работа дирижера. Понятия «певческое дыхание», «атака звука».
3. Техника дирижирования: закрепление навыков, полученных в 7 классе. Дирижерские показы вступлений на разные доли такта, показ динамических изменений, агогика. Показ различных видов звуковедения. Размер 2/4, 3/4, 4/4.
4. Изучение хоровой партитуры: закрепление ранее полученных навыков. Фразировка при исполнении партитуры на фортепиано. Игра партитур без педали. Сведения о композиторе или авторе обработки изучаемой партитуры. Исполнение голосов в партитурах с одновременным тактированием. Пение голосов по вертикали. Показ четырех музыкальных примеров произведений одного композитора. Исполнительский анализ партитуры, анализ формы произведения. Выявление ансамблевых, динамических трудностей. Анализ поэтического текста произведения.
1) Бетховен Л. (рус. текст Е. Филиц) «Хвала природе»
2) Гайдн Й. (рус. текст Я. Серпина) «Пастух»
3) Глинка М., сл. Н. Кукольника «Жаворонок»
4) Григ Э., сл. А. Мунка «Заход солнца»
5) Ипполитов- Иванов М., сл. М. Лермонтова «Горные вершины»
6) Кюи Ц., сл. В. Жуковского «Жаворонок»
7) Русская народная песня в обр. В. Попова «Перед весной»
8) Русская народная песня обр. Л. Абелян «На зелёном лугу»
9) Русская народная песня в обр. Н. Римского- Корсакова «Я на камушке сижу»
10) Русские народные песни в обр. С. Благообразов «Со вьюном я хожу», «Ай, на горе дуб, дуб»
11) А.Гречанинов «Пришла весна», «Урожай»
12) А.Рубинштейн «Горные вершины»
13) Ц.Кюи «Заря лениво догорает», «Весна»
14) П.Чесноков «Солнце, солнце встает»
I. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Основы дирижирования», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:
· знание основного вокально-хорового репертуара;
· умение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в
тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
· наличие первичного практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом;
· овладение необходимыми навыками и умениями в использовании дирижерского жеста.
II. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В рамках данного предмета предусматривается промежуточная аттестация в виде контрольного урока в конце каждого полугодия. Оценка выставляется по результатам контрольного урока и с учетом текущей успеваемости учащегося. Во втором 8 класса предусмотрен зачет.
На контрольном уроке (зачете) ученик должен:
1. Исполнить партитуру без сопровождения наизусть (предлагаемый вариант рассчитан на продвинутых учащихся, возможно изменение требований в сторону упрощения задания):
В 7 классе - двухстрочную партитуру для женского хора.
В 8 классе - двухстрочную для женского или однородного хора.
2. Продирижировать произведением.
В 7 классе на контрольном уроке ученик должен дирижировать одним произведением без сопровождения.
В 8 классе учащийся дирижирует двумя партитурами - с сопровождением и без сопровождения.
3. Петь голоса наизусть.
4. Ответить на вопросы по творчеству композитора представленной партитуры.
В 8 классах учащиеся рассказывают о творчестве композиторов и авторов текста по двум представленным партитурам: с сопровождением и без сопровождения.
5. В 8 классах учащиеся должны играть не менее 2 примеров по творчеству данного композитора.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Основы дирижирования» являются:
· текущий контроль успеваемости учащихся,
· промежуточная аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень
освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Основы дирижирования».
3. Критерии оценки
Таблица 4
5 («отлично») |
Выразительное и техничное дирижирование. Отличное знание голосов наизусть в представленных партитурах. Чистое интонирование хоровых партий. Содержательный рассказ о творчестве композитора и авторе текста. В классе - музыкальное исполнение не менее 3-х примеров. |
4 («хорошо») |
Выразительное и техничное дирижирование. Знание голосов наизусть, но не всегда точное интонирование. Исполнение менее четырех музыкальных примеров. Недостаточно полный рассказ о творчестве композитора и авторе текста |
3 («удовлетворительно») |
Дирижирование произведений с техническими неточностями, ошибками. Маловыразительное донесение художественного образа. Небрежное исполнение голосов. Незнание некоторых партий. Исполнение менее четырех музыкальных примеров. |
2 («неудовлетворительно») |
Вялое, безынициативное дирижирование, много технических замечаний. Несистематическое посещение текущих занятий по дирижированию. Исполнение голосов по нотам. Не подготовлены музыкальные примеры. Не подготовлен рассказ о композиторе. Не выполнен минимальный план по количеству пройденных в классе произведений |
«зачет» (без отметки) |
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств, разрабатываемые образовательным учреждением, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
· оценка годовой работы ученика;
· оценка на академическом концерте или экзамене;
· другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
В начале каждого полугодия педагог составляет индивидуальные планы по дирижированию, учитывая обязательные требования для всех учащихся, а также опираясь на индивидуальные особенности и навыки ученика.
В седьмом и восьмом классах ознакомление с хоровой партитурой ведется обязательно под наблюдением педагога. Перед разучиванием произведения, преподаватель должен позаботиться о правильной аппликатуре, под его наблюдением ученик выразительно исполняет нотный текст, поет голоса, точно интонируя каждую хоровую партию. Такой первоначальный разбор предупреждает появление многих ошибок, которые могут возникнуть при самостоятельном ознакомлении с нотным материалом, которые затем переходят в процесс дирижирования.
Параллельно с изучением голосов и игрой партитуры следует углублять музыкально-теоретический, вокально-хоровой и исполнительский анализ изучаемого произведения.
К дирижированию целесообразно переходить только тогда, когда музыкально-художественное содержание произведения достаточно глубоко осознано учеником. Овладение основными видами звуковедения в дирижировании возможны только при проработке их на фортепиано. Развитие пальцевого мышечного легато при игре партитуры и умение следовать логике образного содержания музыкального и литературного текста - основная задача при игре хоровой партитуры. Педагогу необходимо следить за этим и как можно чаще показывать самостоятельным примером грамотное исполнение хорового произведения. Необходимо добиваться вокально-хорового характера звучания на фортепиано.
В результате домашней подготовки учащемуся необходимо: 1. Выразительно исполнить изучаемую партитуру.
2. Петь партии изучаемого произведения.
3.Рассказать о творчестве композитора и авторе текста. 4.Сделать устный анализ партитуры.
2. П.Аедоницкий "Песни" для голоса (хора) в сопровождении ф-но, изд-во "Советский композитор" Москва1978
3. З.Левина "Чудеса", песни о детях изд. "Советский композитор" Москва1977
4. Г.Гладков"Путешествие в сказку", изд. "Советский композитор" Москва 1980
5. "Нашим детям", сборник песен, вып.12изд."Муз. Украина" Киев 1981
6. "Нашим детям", сборник песен, вып.13изд."Муз. Украина" Киев 1977
7. "Весёлая радуга", песни для детей изд."Советский композитор" Москва 1984
8. "Большая переменка", песни и хоры для детей изд."Советский композитор" Москва 1992
9. "Весёлые мастера", песни для детей изд."Советский композитор" Москва 1986
10. И. Раухвергер "Новые песни", изд."Советский композитор", Москва1985
11. "Разноцветные песенки", песни и хоры для детей младшего и среднего школьного возраста изд."Советский композитор"Москва 1990
12. "Вместе дружная семья", песни для детей изд"Советский композитор" Москва 1983
13. "Вместе дружная семья", песни для детей изд."Советский композитор"Москва1983
14. Д. Кабалевский "Школьные годы", изд."Музыка"Москва 1985
15. "Радость", песни на стихи К.Чуковского изд."Музыка" Москва 1982
16. Т.Чудова "Как песенки дружили", изд."Советский композитор "Москва 1980
17. Ю. Чичков "Ромашковая Русь", песни для детей и юношества изд-во "Советский композитор" Москва 1990
18. И.В. Роганова Младший хор. Одноголосие. 1 часть изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2018
19. И.В. Роганова Младший хор. Двухголосие. 1 часть изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2018
20. И.В. Роганова Младший хор. Одноголосие. 2 часть изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2018
21. И.В. Роганова Младший хор. Двухголосие. 2 часть изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2018
1. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М.,1957
2. Егоров А. Очерки по методике преподавания дирижерско-хоровых дисциплин. Л.,1958
3. Живов В. Теория хорового исполнительства. - М.,1998 4. Краснощеков В. Вопросы хороведения.- М.,1969 5.Колесса Н. Основы техники дирижирования. Киев,1981
6.Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. -
Л.,1990
7. Птица К. Очерки по технике дирижирования. - М.,1948
8. Самарин В. Хороведение: учебное пособие. - М.,1998
9. Уколова Л. Дирижирование: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2003
10. Дмитревский Г. Библиотека студента-хормейстера. Вып 1, 2, 3 - М.,1967
11. Глиэр Р. Избранные хоры. Сост. А.Луканин - М.,1980
12. Курс чтения хоровых партитур. Сост. И.Полтавцев, М.Светозарова - Ч.1.-М.,1963
13. Хрестоматия по дирижированию хором. Сост. Е.Красотина, К.Рюмина, Ю.Левит. Вып.1,2 - М.,1968,1980
14. Хрестоматия по дирижированию хором. Сост. Л.Заливухина- М.,1964
15. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Сост. Н.Шелков - Л.,1963
16. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.