Программа учебного предмета среднего общего образования по физике «Методы решения физических задач при подготовке к сдаче ЕГЭ» для 10, 11 класса
Оценка 4.8

Программа учебного предмета среднего общего образования по физике «Методы решения физических задач при подготовке к сдаче ЕГЭ» для 10, 11 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
pdf
физика
10 кл—11 кл
27.11.2020
Программа  учебного предмета среднего общего образования по физике «Методы решения физических задач  при подготовке к сдаче ЕГЭ» для 10, 11  класса
Рабочая программа элективного предмета по физике для 10, 11 класса
эл курс метеды решения.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

 

«Рассмотрена» Протокол №__ от «__» ______ 20__ г. Председатель МС

___________/_________.

 

«Принята»

педагогическим советом Протокол №__ от «__» ________ 20__ г.

«Утверждена» приказом от «__» _____ 20__г.

№ _________ Директор

___________/_____________

 

 

 

 

Программа  учебного предмета

среднего общего образования по физике

«Методы решения физических задач  при подготовке к сдаче ЕГЭ» для 10, 11  класса

      

«Согласовано»

Заместитель директора

____________/____________

«__» _________ 20___г

                            Составитель: 

                        Карцев Андрей Николаевич,                          учитель физики и информатики                           первой квалификационной категории

 

                       

                                                                             

                                                                                                                           .                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Верхнеднепровский 20__ г.

Программа учебного предмета среднего общего образования по физике

«Методы решения физических задач при подготовке к сдаче ЕГЭ» для 10, 11  класса  составлена на основе: «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.; авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.; Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 207. – 336 с. – (Мастерская учителя).

 

1. Пояснительная записка

Предмет: физика      Класс: 10 - 11

Всего часов на изучение программы: 68     Количество часов в неделю: 1

Программа учебного предмета  по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе:

      Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.), с изменениями и дополнениями.

      Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1578

      «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.

      авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.

      Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 207. – 336 с. – (Мастерская учителя).

Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.

Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы.

– М.: ВАКО, 207. – 336 с. – (Мастерская учителя). Собственные методические разработки уроков.  Программа  рассчитана на 2 года обучения Цели программы:  

1.       Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

2.       Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

3.       Формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;

4.       Научить применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.

5.       Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике.

 

Задачи программы:

1.     углубление и систематизация знаний учащихся;

2.     усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач; 3. овладение основными методами решения задач.

 

2. Общая характеристика учебного предмета

       Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний  по тому или иному  учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих  физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.

       Программа учебного предмета  ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

      В начале изучения  дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.

       В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса.        При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. 

      При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. 

      В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике. Работы рассчитаны на один час, содержат от 5 до 8 задач, несколько  вариантов, с градацией по уровню сложности. После изучения небольших тем («Законы сохранения. Гидростатика», «Основы термодинамики», «Волновые и квантовые свойства света») проводятся занятия в форме тестовой работы на 1 час, содержащей задания из ЕГЭ.

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

    соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических теорий,

фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;

    соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;

    возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;

    возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;

    жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

 

      Программа ориентирована на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи)  выдвижение гипотез  разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений   проверка и корректировка гипотез → нахождение решений   проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.

Общие рекомендации к проведению занятий

       При изучении предмета могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач.

       Материал,  соответствует федеральному государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем программа не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания. 

 

Методы и организационные формы обучения

       Для реализации целей и задач  предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач,  подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.   Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.

       Методы обучения, применяемые в рамках учебного предмета, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от

индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.

        Помимо исследовательского метода целесообразно использование частичнопоискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационноиллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

 

Средства обучения

Основными средствами обучения при изучении учебного предмета являются:

     Физические приборы.

     Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).

     Дидактические материалы.

     Материалы сайтов ФИПИ , Решу ЕГЭ, книги по подготовке к ЕГЭ, Сборники типовых вариантов по подготовке к ЕГЭ.

     Учебные пособия по физике, сборники задач.

 

Организация самостоятельной работы

         Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики  из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.

3. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

       Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

Ø ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

Ø готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Ø готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

Ø готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

Ø принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; 

Ø неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.      Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): 

Ø российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; 

Ø уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа

России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

Ø формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

Ø воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

     Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: 

Ø гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

Ø признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно

общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

Ø мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 

Ø интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

Ø готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; 

Ø приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  

Ø готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. 

      Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: 

Ø нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 

Ø принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

Ø способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

Ø формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); 

Ø развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.          Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: 

Ø мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

Ø готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 

Ø экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

Ø эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. 

       Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

Ø ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; 

Ø положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. 

       Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

Ø уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, 

Ø осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

Ø готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Ø потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

Ø готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

      Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

Ø физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

 

Метапредметные результаты 

1. Регулятивные универсальные учебные действия      Выпускник научится:

Ø самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Ø оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

Ø ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

Ø оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

Ø выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; 

Ø организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

Ø сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 

2. Познавательные универсальные учебные действия     Выпускник научится: 

Ø искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

Ø критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

Ø использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

Ø находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

Ø выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;

Ø выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; Ø менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

 

3. Коммуникативные универсальные учебные действия      Выпускник научится:

Ø осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

Ø при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

Ø координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

Ø развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Ø распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

 

Предметные результаты 

В результате изучения  обучающийся   

научится:

Ø  демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; 

Ø  демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; 

Ø  устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения; 

Ø  использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая; 

Ø  различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; 

Ø  проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам; 

Ø  проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

Ø  использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; 

Ø  использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

Ø  решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления); 

Ø  решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат; 

Ø  учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

Ø  использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач; 

Ø  использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

 

получит возможность научиться

Ø  понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

Ø  владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; 

Ø  характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; 

Ø  выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; 

Ø  самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты; 

Ø  характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;

Ø  решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; 

Ø  объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

Ø  объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

 

Формы контроля освоения программы обучающимися:  контрольные работы, тестовые работы, олимпиады.

Типовые задания и формы работы по формированию УУД:

а) личностные: формируют устойчивую мотивацию к изучению нового. Формы работы: проекты, исследования, творческие задания. Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.  б) познавательные: формируют умения действовать, преобразовывать и представлять информацию. Формы работы: работа со справочными материалами, таблицами.

в) регулятивные: обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Формы работы: поиск информации в источниках, взаимоконтроль, диспут.

г) коммуникативные: формируют умения слушать и вступать в диалог. Формы работы: групповая работа. 

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

д) предметные: обеспечивают усвоение обучающимися учебного материала. Формы работы: объяснение нового материала,  решение задач, применение различных форм контроля.

4. Содержание 

10 - 11 классы (34 = 34)

10 класс

Введение   (2 ч)

Физическая задача. Классификация задач (1 ч)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

 

Правила и приемы решения физических задач  (1 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.

Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения:

алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

 

Механика – 19 часов

Кинематика (3 ч)

Основные законы и понятия кинематики. 

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

Математическая запись уравнения движения. График движения. График скорости.

Решение задач на равноускоренное движение.

Движение по окружности. Решение задач.

 

Динамика и статика  (8 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач:

занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием. Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

 

Законы сохранения   (8 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

 

Основы МКТ и термодинамики – 11 часов

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел  (6 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

 

Основы термодинамики   (5 ч)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

 

Электрическое и магнитное поля (2 часа)

Электрическое поле – 2 часа

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

 

11 класс

Электрическое и магнитное поля (продолжение) (6 ч) Постоянный электрический ток в различных средах  (3 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

 

Магнитное поле (3 ч)

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

 

Электромагнитные колебания и волны  (10 ч)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.

 

Квантовая физика ( 9 часов)

Задачи различных видов на законы квантовой физики.

 Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами. Волны де-Бройля для классической и релятивистской частиц.

Атомное    ядро.    Закон   радиоактивного   распада. Применение   законов   сохранения   заряда,   массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях. 

 

Обобщающие занятия по методам и приёмам решения физических задач. Повторение. (9 ч)

5. Тематическое планирование

Название  раздела

Название темы

Количест во часов

Количество часов на решение задач по материалам

ЕГЭ

Плановые сроки прохождения

 

1 Введение

Физическая задача.

Классификация задач

1

 

 

10 класс

 

Правила и приемы решения физических задач

1

 

 

2. Механика

Кинематика материальной точки

3

1

 

Основы динамики

8

3

 

Законы сохранения

8

3

 

3.Основы МКТ и термодинами

Молекулярная физика

6

2

 

Основы

5

2

 

ки

термодинамики

 

 

 

 

4.Основы электродинам ики

Электростатика  

2

1

 

Постоянный ток

Магнитные взаимодействия. 

3

3

1

1

 

11класс

5.Электромаг нитные колебания и волны

Электромагнитные колебания Механические и электромагнитные волны

10

5

 

6.Квантовая физика

Квантовая теория света. Ядерная физика

9

3

 

7.Повторение

Решение тестовых вариантов ЕГЭ

2

2

 

Механика

3

3

 

Основы МКТ И начала термодинамики

2

2

 

Основы электродинамики

2

2

 

Всего

 

68

32

 

 

 

Литература для учителя:

В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.

Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с. – (Мастерская учителя).

Литература для учеников 1. ЕГЭ по физике. 11 класс : учебное пособие / Е. М. Шулежко, А. Т. Шулежко. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

2. Тематические и тренировочные варианты тестов ЕГЭ под редакцией ФИПИ.

6. Календарно – тематическое планирование

10  класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата 

Введение (2 часа)

 

 

1/1

Физическая задача. 

Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.

Примеры задач всех видов.

1

 

 

2/2

Правила и приёмы решения физических задач. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.

1

 

Механика (19 ч)

 

Кинематика (3 часа)

 

3/1

Основные законы и понятия кинематики. Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. Графические задачи

1

 

4/2

Решение задач на равноускоренное движение. Движение по окружности. Решение задач.

1

 

5/3

Самостоятельная работа по теме: «Кинематика»

1

 

Динамика и статика (8 часов)

 

6/1

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач части А

1

 

7/2

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач части А, В и С

1

 

8/3

Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Решение задач части В и С.

1

 

9/4

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Элементы статики. Момент силы. Условия равновесия. Задания части А.

1

 

10/5

Решение задач на условие равновесия. Задания части В  и С.

1

 

11/6

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Задачи части А, В и С

1

 

12/7

Подбор, составление и решение задач по интересам.

1

 

13/8

Самостоятельная работа по теме: Движение материальной точки. Тест.

1

 

Законы сохранения (8 часов)

 

14/1

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

1

 

15/2

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи части А, В и С.

1

 

16/3

Задачи на определение работы и мощности. Задачи части А, В и С.

1

 

17/4

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

1

 

18/5

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

1

 

19/6

Механические колебания. Превращение энергии при колебаниях. Колебательные системы. Задания части А и В. Способ решения задач части С.

1

 

20/7

Знакомство с примерами решения задач по механике региональных и

1

 

 

школьных олимпиад.

 

 

21/8

Самостоятельная работа по теме : Законы сохранения.

1

 

Основы МКТ и термодинамики – 11 часов

 

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6 часов)

 

22/1

Задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ). Задания части А, В и С.

1

 

23/2

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Задачи части А, В и С.

1

 

24/3

Графические задачи на изопроцессы. Часть А, В и С

1

 

25/4

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева— Клапейрона, характеристика критического состояния. Задания части А, В и С( качественные)

1

 

26/5

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

1

 

27/6

Качественные и количественные задачи. Графические и

экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. Задачи на инструментальные, абсолютные и относительные погрешности.

1

 

Основы термодинамики (5 часов)

 

28/1

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи части А, В и С

1

 

29/2

Задачи на тепловые двигатели. Часть А и В

1

 

30/3

Графические задачи. 

1

 

31/4

Подбор, составление и решение задач по интересам.

1

 

32/5

Самостоятельная работа по теме Молекулярная физика и термодинамика

1

 

Электрическое поле (2 часа)

 

33/1

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью. 

1

 

34/2

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

1

 

 

11  класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата 

Электрическое и магнитное поля (продолжение) (6 ч)

 

 

Постоянный электрический ток в различных средах – 3 часа

 

 

 

1/1

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи части А и В.  Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

1

 

2/2

Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов. Задачи части В и С

 

 

3/3

Самостоятельная работа по теме Постоянный электрический ток

1

 

Магнитное поле (3 часа)

 

4/1

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера. Задания части А, В и С

1

 

5/2

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца. Задания части А и В

1

 

6/3

Самостоятельная работа по теме: Магнитное поле тока и его действие на движущийся заряд: сила Лоренца. Тест

1

 

Электромагнитные колебания и волны (10 часов)

 

7/1

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Задачи части А.

1

 

8/2

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Задачи части В и С

1

 

9/3

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока. Задачи части А и В

1

 

10/4

Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор. Задачи В и С

1

 

11/5

Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Задачи части А и В

1

 

12/6

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи части А и В.

1

 

13/7

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи части С.

1

 

14/8

Классификация задач по СТО и примеры их решения.

1

 

15/9

Подбор, составление и решение задач по интересам.

1

 

16/10

Самостоятельная работа по  теме Электромагнитные колебания и волны. Тест.

1

 

Квантова физика – 9 часов

 

Кванты и атомы – 5 часов

 

17/1

Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза Планка. Решение задач части А. Практическое занятие по определению постоянной Планка.

1

 

18/2

Явление фотоэффекта. Решение задач части А и В

1

 

19/3

Явление фотоэффекта. Решение задач части В и С

1

 

20/4

Строение атома. Опыт Резерфорда. Постулаты Бора. Решение задач части А

1

 

21/5

Постулаты Бора. Решение задач части В и С

1

 

Атомное ядро и элементарные частицы – 4 часа

 

22/1

Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные реакции. Решение задач части А, В и С

1

 

23/2

 

Закон радиоактивного распада. Решение задач части А и В

1

 

24/3

Энергия связи. Энергетический выход ядерных реакций. Решение задач части А, В и С.

1

 

25/4

Законы сохранения импульса и энергии в ядерных реакциях. Решение задач части С

1

 

Повторение – 9 часов

 

Решение тренировочных вариантов ЕГЭ – (2 часа)

 

26/1

Повторение курса физики. Решение тестовых заданий.

1

 

27/2

Повторение курса физики. Решение тестовых заданий.

1

 

Повторение темы. Механика. (3 часа)

 

28/1

Задачи на основные уравнения кинематики и динамики.

1

 

29/2

Задачи на принцип относительности. Задачи на закон сохранения импульса,  закон сохранения энергии..

1

 

30/3

Комбинированные задачи

1

 

Молекулярная физика. Термодинамика. (2 часа) 

 

31/1

Задачи на описание поведения идеального газа. Задачи на свойства паров. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

1

 

32/2

Задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Задачи на уравнение теплового баланса.

1

 

Электричество. (2 часа)

 

33/1

Общая характеристика решения задач по электростатике. Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей. Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС

1

 

34/2

Обобщающее занятие

1

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3» «Рассмотрена»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3» «Рассмотрена»

Верхнеднепровский 20__ г. Программа учебного предмета среднего общего образования по физике «Методы решения физических задач при подготовке к сдаче

Верхнеднепровский 20__ г. Программа учебного предмета среднего общего образования по физике «Методы решения физических задач при подготовке к сдаче

Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; 2

Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; 2

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности

Общие рекомендации к проведению занятий

Общие рекомендации к проведению занятий

Средства обучения Основными средствами обучения при изучении учебного предмета являются: •

Средства обучения Основными средствами обучения при изучении учебного предмета являются: •

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: Ø нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном…

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: Ø нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном…

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: Ø ответственное отношение к созданию семьи на основе…

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: Ø ответственное отношение к созданию семьи на основе…

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Предметные результаты В результате изучения обучающийся научится: Ø демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники…

Предметные результаты В результате изучения обучающийся научится: Ø демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники…

Ø решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные…

Ø решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные…

Формы контроля освоения программы обучающимися: контрольные работы, тестовые работы, олимпиады

Формы контроля освоения программы обучающимися: контрольные работы, тестовые работы, олимпиады

Использование вычислительной техники для расчетов

Использование вычислительной техники для расчетов

Основы МКТ и термодинамики – 11 часов

Основы МКТ и термодинамики – 11 часов

Электрическое и магнитное поля (продолжение) (6 ч)

Электрическое и магнитное поля (продолжение) (6 ч)

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач

Основы электродинам ики

Основы электродинам ики

Правила и приёмы решения физических задач

Правила и приёмы решения физических задач

Механические колебания. Превращение энергии при колебаниях

Механические колебания. Превращение энергии при колебаниях

Тема занятия Кол-во часов

Тема занятия Кол-во часов

Классификация задач по СТО и примеры их решения

Классификация задач по СТО и примеры их решения

Электричество. (2 часа) 33/1

Электричество. (2 часа) 33/1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020