РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Портфель читателя»
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год
3 класс
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Требования к результатам
Первый уровень: получат знания об устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)
Второй уровень: получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование у обучающихся:
уважения и ценностного отношения к своей Родине - России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:
определять существенный признак для классификации; классифицировать изучаемые объекты;
осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного);
2) овладение регулятивными учебными действиями:
понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;
3) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля - определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);
осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
4) овладение умениями работать с информацией:
выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники, словари различного типа, Интернет);
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата.
Предметные результаты - обучающиеся научатся:
- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая свое отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое);
- воспринимать фактическое содержание художественного, научно-популярного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора, произведения, его героя и того, кто о нем рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения;
- применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть и участвовать в драматизации; создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать произведения самостоятельно и по аналогии с прочитанными, на предложенную тему;
- выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации).
Содержание курса
Русская, советская литература (26ч)
А. Гайдар «Тимур и его команда». Знакомство с творчеством А.П.Гайдара. Деление текста на части, составление плана, озаглавливание. Викторина.
А.Н. Толстой «Детство Никиты». Знакомство с творчеством А.Н.Толстой. Знакомство с рассказами. Сравнительная характеристика героев.
А.П.Гайдар «Чук и Гек». Выборочное чтение. Работа в парах. Сравнительная характеристика героев. Чтение по ролям.
Проверка читательского кругозора (Приложение 2.)
П.Бажов «Медной горы хозяйка». Знакомство с творчеством П.Бажова. Формулирование вопросов с использованием ключевых слов, ответы на них.
П.Бажов «Малахитовая шкатулка». Деление текста на микротемы. Озаглавливание.
П.Бажов «Каменный цветок». Характеристика главных героев. Выборочное чтение.
Н.Сладков. Рассказы. Знакомство с творчеством Н.Сладкова. Сравнение рассказов. Тестовая работа.
Б.Михайлов «Самый крохотный зверь». Знакомство с творчеством Осмысленное чтение текста. Работа по вопросам.
Зарубежная литература (1ч)
Ненецкая сказка «Кукушка». Знакомство с творчеством Б.Михайлова. Орфографическая работа. Синквейн.
Рассказы о животных (7ч)
А. П. Чехов «Белолобый». Знакомство с творчеством А.П.Чехова. Деление на части. Краткий пересказ текста.
И.С.Тургенев «Муму», «Бежин луг». Знакомство с творчеством И.С.Тургенева. Работа с текстами. Театральная постановка отрывков из рассказов.
Э.Шим «Как спят лошади». Знакомство с творчеством Э.Шима. Подбор слов – синонимов, слов – антонимов. Иллюстрации к тексту.
Е.Чарушин «Волчишко». Знакомство с творчеством Е.Чарушина. Тестовая работа.
Е.Чарушин «Томка». Текст – описание щенка. Сравнительная характеристика щенков.
П.Бажов «Голубая змейка». Главная мысль, тема текста. Деление текста на части. Озаглавливание.
Т.Нуждина «Часы». Знакомство с творчеством Т.Нуждиной. Тема, главная мысль текста.
Итоговое занятие: Защита проекта (Приложение 1.)
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название произведения |
Кол. час |
Формы организации |
Виды деятельности |
Плану |
Факт |
1-5 |
А. Гайдар «Тимур и его команда» |
5 |
Круглый стол |
Познавательная |
|
|
6-10 |
А.Н. Толстой «Детство Никиты» |
5 |
Индивидуально-групповые консультации |
|
|
|
11-12 |
А.Н. Толстой «Детство Никиты» |
2 |
|
|
||
13-14 |
И.С.Тургенев «Муму», «Бежин луг» |
2 |
Познавательная Художественная |
|
|
|
15-16 |
А.П.Гайдар «Чук и Гек». Проверка читательского кругозора. |
2 |
Проверочная работа |
|
|
|
17-19 |
П.Бажов «Медной горы хозяйка» |
3 |
Индивидуально-групповые консультации |
Познавательная Художественная |
|
|
20-22 |
П.Бажов «Малахитовая шкатулка» |
3 |
|
|
||
23-25 |
П.Бажов «Каменный цветок» |
3 |
|
|
||
26 |
П.Бажов «Голубая змейка» |
1 |
|
|
||
27 |
Э.Шим «Как спят лошади» |
1 |
Беседа |
Познавательная |
|
|
28 |
Т.Нуждина «Часы» |
1 |
Игра |
Социальное творчество |
|
|
29 |
Е.Чарушин «Волчишко» |
1 |
Игра |
Познавательная Художественная |
|
|
30 |
Н.Сладков. Рассказы |
1 |
Выставка |
Социальное творчество |
|
|
31 |
Б.Михайлов «Самый крохотный зверь» |
1 |
Игра |
Познавательная Творческая |
|
|
32 |
Ненецкая сказка «Кукушка» |
1 |
Беседа |
Познавательная |
|
|
33 |
Е.Чарушин «Томка» |
1 |
Выставка |
Познавательная Художественная |
|
|
34 |
Защита проекта «Любимая книга моей семьи» |
1 |
Проектная деятельность |
Творческая Трудовая |
|
|
Форма промежуточной аттестации
Защита проекта «Любимая книга моей семьи»
Результаты фиксируются в виде учётных единиц портфолио обучающегося.
Информация представляется классным руководителем в мае.
Критерии оценивания Приложение 2
Аспект оценивания |
Критерии оценивания |
Показатели |
Максимальное количество баллов - 2 за каждый критерий оценки |
(все + - 2 балла, если есть - то 1 балл) |
|||
1. Защита проекта |
1.1.Актуальность |
Обоснование проблемы (Практическая направленность. Социальная значимость) |
|
1.2.Содержание |
Последовательность и логичность; |
||
Материал изложен в доступной форме; |
|||
Раскрыты все аспекты темы, имеются рассуждения и выводы; |
|||
Взаимодополнение текста и видеоряда; |
|||
Библиография с перечислением всех использованных ресурсов; |
|||
Соблюдение регламента выступления |
|||
Количество баллов: |
|||
1.3..Дизайн работы |
Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию проекта; |
||
Диаграммы, рисунки, таблицы привлекательны и соответствуют содержанию; |
|||
Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами. |
|||
Количество баллов: |
|||
1.4.Личные проявления докладчика |
Уверенность в себе, владение собой; |
||
Культура речи и её эмоциональная окрашенность. |
|||
Количество баллов: |
|||
1.5. Ответы на вопросы слушателей по содержанию проекта |
Понимание сущности вопросов и адекватность ответов; |
||
Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов |
|||
Аргументированность и убедительность |
ов
Уровни: Высокий уровень - от 12 до 16 баллов (Оценка “отлично”)
Средний уровень - от 6 до 11 баллов (Оценка “хорошо”)
Низкий уровень - до 5 баллов (Оценка “удовлетворительно»)
Формы подведения итогов реализации программы
Виды и формы контроля:
1. Текущий:
Беседа по вопросам.
Составление плана.
Озаглавливание частей рассказа.
Выборочное чтение.
Выразительное чтение.
Чтение по ролям.
Рассказ по ключевым словам.
Рассказ от лица героя.
Пересказ текста по частям
2. Итоговый:
Проверка уровня начитанности и умения работать с к
нигами.
Проверка читательского кругозора (0 – 5 баллов)
Вопросы в и задания:
1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.) -2б.
2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.) – 1б.
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам
прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского,
Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.). – 5б.
4. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.) – 3б.
5. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно. – 1б.
6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.) – 3б.
7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников. – 2б.
8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.) – 5б.
Максимальное количество баллов: 22 балла
Уровни: Высокий уровень - от 18 до 22 баллов (Оценка “отлично”)
Средний уровень - от 14 до 17 баллов (Оценка “хорошо”)
Низкий уровень - до 8 баллов (Оценка “удовлетворительно»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.