Программа ВД " Портфель читателя"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 08.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Планируемые результаты Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование у обучающихся: уважения и ценностного отношения к своей Родине - России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание); позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание).
Иконка файла материала Портфель читателя.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Портфель читателя»

Направление: общеинтеллектуальное

Срок реализации: 1 год

3 класс

Возраст обучающихся: 8-9 лет


 

 

 

 

Требования к результатам

Первый уровень: получат знания об устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)

Второй уровень: получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование у обучающихся:

уважения и ценностного отношения к своей Родине - России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);

позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание).

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:

определять существенный признак для классификации; классифицировать изучаемые объекты;

осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного);

2) овладение регулятивными учебными действиями:

понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;

контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;

устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

3) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля - определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;

участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);

осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

4) овладение умениями работать с информацией:

выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники, словари различного типа, Интернет);

5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата.

 Предметные результаты - обучающиеся научатся:

- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая свое отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое);

- воспринимать фактическое содержание художественного, научно-популярного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора,  произведения, его героя и того, кто о нем рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

- определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

- характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения;

- применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть и участвовать в драматизации; создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать произведения самостоятельно и по аналогии с прочитанными, на предложенную тему;

- выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации).

Содержание курса

 Русская, советская литература (26ч)

А. Гайдар  «Тимур и его команда». Знакомство с творчеством А.П.Гайдара. Деление текста на части, составление плана, озаглавливание. Викторина.

А.Н. Толстой «Детство Никиты». Знакомство с творчеством А.Н.Толстой. Знакомство с рассказами. Сравнительная характеристика героев.

А.П.Гайдар «Чук и Гек». Выборочное чтение. Работа в парах. Сравнительная характеристика героев. Чтение по ролям.

Проверка читательского кругозора (Приложение 2.)

П.Бажов «Медной горы хозяйка». Знакомство с творчеством П.Бажова.  Формулирование  вопросов с использованием  ключевых слов, ответы на них.

П.Бажов «Малахитовая шкатулка». Деление текста на микротемы. Озаглавливание.

П.Бажов «Каменный цветок». Характеристика главных героев. Выборочное чтение.

Н.Сладков. Рассказы. Знакомство с творчеством  Н.Сладкова. Сравнение рассказов. Тестовая работа.

Б.Михайлов «Самый крохотный зверь». Знакомство с творчеством  Осмысленное чтение текста. Работа по вопросам.

Зарубежная литература (1ч)

Ненецкая сказка «Кукушка». Знакомство с творчеством Б.Михайлова.  Орфографическая работа. Синквейн.

Рассказы о животных (7ч)

А. П. Чехов «Белолобый». Знакомство с творчеством А.П.Чехова. Деление на части. Краткий пересказ текста.

И.С.Тургенев «Муму», «Бежин луг». Знакомство с творчеством  И.С.Тургенева. Работа с текстами. Театральная постановка отрывков из рассказов.

Э.Шим «Как спят лошади». Знакомство с творчеством Э.Шима. Подбор слов – синонимов, слов – антонимов. Иллюстрации к тексту.

Е.Чарушин «Волчишко». Знакомство с творчеством Е.Чарушина. Тестовая работа.

Е.Чарушин «Томка». Текст – описание щенка. Сравнительная характеристика щенков.

П.Бажов «Голубая змейка». Главная мысль, тема текста. Деление текста на части. Озаглавливание.

Т.Нуждина «Часы». Знакомство с творчеством Т.Нуждиной. Тема, главная мысль текста.

 

Итоговое занятие: Защита проекта  (Приложение 1.)

 

 

Приложение 1

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

Название произведения

Кол. час

Формы организации

Виды деятельности

Плану

Факт

1-5

А. Гайдар  «Тимур и его команда»

5

Круглый стол

 

Познавательная

 

 

6-10

А.Н. Толстой «Детство Никиты»

5

 

Индивидуально-групповые консультации

 

 

11-12

А.Н. Толстой «Детство Никиты»

2

 

 

13-14

И.С.Тургенев «Муму», «Бежин луг»

2

Познавательная

Художественная

 

 

15-16

А.П.Гайдар «Чук и Гек». Проверка читательского кругозора.

2

Проверочная работа

 

 

17-19

П.Бажов «Медной горы хозяйка»

3

 

Индивидуально-групповые консультации

 

 

 

Познавательная

Художественная

 

 

20-22

П.Бажов «Малахитовая шкатулка»

3

 

 

23-25

П.Бажов «Каменный цветок»

3

 

 

26

П.Бажов «Голубая змейка»

1

 

 

27

Э.Шим «Как спят лошади»

1

Беседа

Познавательная

 

 

28

Т.Нуждина «Часы»

1

Игра

Социальное творчество

 

 

29

Е.Чарушин «Волчишко»

1

Игра

Познавательная

Художественная

 

 

30

Н.Сладков. Рассказы

1

Выставка

Социальное творчество

 

 

31

Б.Михайлов «Самый крохотный зверь»

1

Игра

Познавательная

Творческая

 

 

32

Ненецкая сказка «Кукушка»

1

Беседа

Познавательная

 

 

33

Е.Чарушин «Томка»

1

Выставка

Познавательная

Художественная

 

 

34

Защита проекта «Любимая книга моей семьи»

1

Проектная деятельность

Творческая

Трудовая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма промежуточной аттестации

 Защита проекта «Любимая книга моей семьи»                                                                              

Результаты фиксируются в виде учётных единиц портфолио обучающегося.

Информация представляется классным руководителем в мае.

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Критерии оценивания                                               Приложение 2

Аспект оценивания

Критерии

оценивания

Показатели

Максимальное количество баллов -

2 за каждый критерий оценки

                                            (все - 2 балла, если есть - то 1 балл)

1. Защита проекта

1.1.Актуальность

Обоснование проблемы (Практическая направленность.  Социальная значимость)

1.2.Содержание

Последовательность и логичность;

Материал изложен в доступной форме;

Раскрыты все аспекты темы, имеются рассуждения и выводы;

Взаимодополнение текста и видеоряда;

Библиография с перечислением всех использованных ресурсов;

Соблюдение регламента выступления

Количество баллов:

1.3..Дизайн  работы

Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию проекта;

Диаграммы, рисунки, таблицы привлекательны и соответствуют содержанию;

Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами.

Количество баллов:

1.4.Личные проявления докладчика

Уверенность в себе, владение собой;

Культура речи и её эмоциональная окрашенность.

Количество баллов:

1.5. Ответы на вопросы слушателей по содержанию проекта

Понимание сущности вопросов и адекватность ответов;

Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов

Аргументированность и убедительность

 

ов

 

УровниВысокий уровень - от 12 до 16 баллов (Оценка “отлично”)

Средний уровень - от 6 до 11 баллов (Оценка “хорошо”)

Низкий уровень - до 5 баллов (Оценка “удовлетворительно»)

 

 

 

 

Формы подведения итогов реализации программы

 

Виды и формы контроля:

 

1. Текущий:

 Беседа по вопросам.

 Составление плана.

 Озаглавливание частей рассказа.

 Выборочное чтение.

 Выразительное чтение.

 Чтение по ролям.

 Рассказ по ключевым словам.

 Рассказ от лица героя.

 Пересказ текста по частям

2. Итоговый:

 Проверка уровня начитанности и умения работать с к

нигами.

                              Проверка читательского кругозора (0 – 5 баллов)                        

Вопросы в и задания:

1.      Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.) -2б.

2.      Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.) – 1б.

3.      Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.). – 5б.

4.      Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.) – 3б.

5.      Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно. – 1б.

6.      Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.) – 3б.

7.      Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников. – 2б.

8.      Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.) – 5б.

 

Максимальное количество баллов: 22  балла

УровниВысокий уровень - от 18  до 22 баллов (Оценка “отлично”)

Средний уровень - от 14  до 17  баллов (Оценка “хорошо”)

Низкий уровень - до 8  баллов (Оценка “удовлетворительно»)