Ковалева Марина Ивановна
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Вдумчивое чтение» (в соответствии с ФГОС)
для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу «Вдумчивое чтение» для 2 класса разработана на основе:
Программы «Вдумчивое чтение» Посашковой Е.В.
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
Концепция модернизации Российского образования;
Концепция содержания непрерывного образования;
Положение о рабочей программе;
Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Данный вариант рабочей программы разработан для факультативного курса «Вдумчивое чтение» в 2 классе.
Для реализации программы «Вдумчивое чтение» разработаны учебные пособия «Читательский портфель».
Методический аппарат «Читательского портфеля» формирует читательские умения обучающихся, необходимые для квалифицированной читательской деятельности. Это становится возможным при выполнении заданий и упражнений, представленных в учебных пособиях. Основными являются задания репродуктивного характера, которые проверяют знание текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя на детали текста, которые он мог пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению.
Важнейшее место в учебных пособиях занимают аналитические и проблемные задания, которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В учебных пособиях представлена система творческих заданий: придумай продолжение сказки, сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом: придумай необычные слова и стихи и т.д. Представлены упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (создание «партитуры» текста, пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).
Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия обучающимися художественного текста в учебных пособиях используются упражнения, организующие работу воссоздающего воображения; задания, направленные на формирование «чувства поэтического слова, умения характеризовать персонажа книги; задания, направленные на создание первичных представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направленные на расширение читательского кругозора.
Особое значение приобретает задание под названием «читательский рейтинг», направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений (так называемая читательская рефлексия): после прочтения художественного текста ученик закрашивает одну или несколько из пяти звездочек, как бы выставляя отметку прочитанной книге. Чем больше звездочек закрашено, тем больше книга понравилась читателю; если ребенок не закрасил звездочки, значит, он не прочитал предложенные ему тексты. Так формируется ценностное отношение к своим читательским впечатлениям и своеобразная читательская «ответственность» за свое собственное мнение. В этом проявляется опосредованный диалог с автором произведения, детское согласие или неприятие духовно-эстетических ценностей писателя.
В каждом пособии представлены читательские анкеты, позволяющие педагогу провести стартовую и итоговую диагностику литературного развития учащихся, определить его читательские приоритеты и жанровые предпочтения, выявить уровень читательской самостоятельности школьников.
Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: тесты, викторины, кроссворды, литературные игры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
· возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в условиях как основного, так и дополнительного образования.
Задачи:
· совершенствование навыка чтения обучающихся;
· формирование читательской компетенции младших школьников;
· формирование мотивации чтения младших школьников, развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
· знакомство обучающихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
· формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
· формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
· формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
· выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
· формирование информационной культуры школьников через освоение разных стратегий работы с текстами;
· развитие нравственных чувств, воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся.
«ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТФЕЛЬ»
В помощь обучающимся разработан и апробирован особый жанр учебного пособия – «Читательский портфель».
Задачи учебного пособия:
§ «Читательский портфель» обеспечивает каждого обучающегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтения;
§ «Читательский портфель» позволяет индивидуализировать творческие и игровые задания (тесты, викторины, кроссворды);
§ «Читательский портфель» помогает учителю организовать контроль за самостоятельной читательской деятельности всех обучающихся;
§ с помощью «Читательского портфеля» учитель может организовать эффективную работу обучающихся на занятии (смена видов деятельности и форм работы);
§ «Читательский портфель» позволяет организовать самостоятельную читательскую деятельность школьников дома;
§ с помощью «Читательского портфеля» можно эффективно формировать читательские умения обучающихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание героя книги и т.д.);
§ с помощью «Читательского портфеля» школьник может оформить читательское портфолио;
§ «Читательский портфель» помогает школьникам выполнить и оформить творческие работы и литературные проекты;
§ «Читательский портфель» помогает сформировать адекватную читательскую самооценку учащегося.
Создание Портфолио – требование современного учебного процесса, с его помощью педагог может индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, помочь личностному и читательскому самоопределению школьников, формировать у них мотивацию на достижение определенных результатов читательской деятельности. Портфолио на начальной ступени образования направлено на развитие первичных навыков самооценки обучающихся, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с ребенком и учителями, способствующее достижению положительных образовательных результатов.
Читательское портфолио обучающихся – это перечень документов (грамоты, дипломы, свидетельства и т.д.) и результатов различных видов деятельности читательской деятельности обучающегося. В «Читательском портфеле» элементы Читательского портфолио размещены в разделах «МОИ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ», «МОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ», «МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ЗВЕЗДОПАД», «МОИ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ». К ним ученикам придется обращаться на протяжении всего учебного года, они помогают увидеть результаты и перспективы читательского развития каждого ученика.
Все это позволяет отследить индивидуальные читательские достижения и личностный рост младшего школьника. Портфолио содержит мнения и отзывы учителей, родителей, одноклассников о читательской деятельности школьника, что дополняет общую оценку уровня обученности и развития учащегося.
Как лучше организовать работу с Читательским портфелем на занятии?
Прежде всего нужно не забывать о главной форме работы с учебным пособием – о самостоятельной работе обучающихся, которая может быть как индивидуальной, так и групповой (в парах). Обучающиеся должны самостоятельно вести необходимые записи в Читательском портфеле, при необходимости они могут обратиться за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям).
Самостоятельная работа детей в Читательском портфеле стимулирует мыслительную и творческую деятельность читателей, развивает интерес к перечитыванию и анализу текстов, формирует веру в собственные силы при решении учебных задач. Не лишайте детей радости самостоятельных открытий, даже если они не всегда будут однозначно правильными.
Однако настаивать на обязательном письменном выполнении всех заданий не стоит: жесткие авторитарные требования могут погасить интерес ребенка к самостоятельной читательской и творческой деятельности, которая сугубо интимна и не всегда поддается рационально-логической мотивации, особенно когда речь идет о гуманитарно-художественной области.
Необходимо подчеркнуть, что ребенок занимается в собственном учебном пособии, поэтому оно может быть использовано по его усмотрению: обучающийся может раскрасить рисунки в нем, он может писать в нем с ошибками, исправлениями, помарками. Учитель же должен исправить орфографические ошибки, встречающиеся в письменных ответах детей, но наличие ошибок ни в коей мере не должно влиять на его оценку детских работ, потому что оцениваться должна литературно-аналитическая, читательская, а не лингвистическая деятельность обучающихся.
Особенно это касается творческих работ, оценивать которые желательно не в балльной, а в словесной форме: «Молодец!», «Ты замечательно справился с заданием», «Хорошо», «Сегодня ты не очень постарался», «Своей работой ты огорчил меня» и т.д. Также не следует требовать обязательного выполнения творческих работ, особенно на начальном этапе. Лучшая стимуляция детского творчества – коллективное обсуждение детских работ, их «публикации» в форме красочно оформленных журналов, выставочных стендов, газет. Именно это «общественное признание», а не боязнь получить двойку лучше всего мотивирует творческий процесс и компенсирует творческие муки ребенка.
Учитель должен систематически осуществлять контроль за заполнением соответствующих разделов Читательского портфеля обучающимися (не реже одного раза в месяц), совместно с школьником отслеживать и оценивать динамику его читательского развития, поддерживать его творческую активность и самостоятельность. Учитель также помогает школьникам готовить и фиксировать в Портфеле итоговые документы (грамоты, дипломы, отзывы и т.д.).
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Вдумчивое чтение» рассчитана на обучающихся 1 – 4 классов начальной общеобразовательной школы увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 30-40 мин.
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
За год |
9ч. |
7ч. |
19ч. |
8ч. |
34ч. |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ |
Тема занятия |
Кол-во час. |
1. |
Знакомство с «Читательским портфелем». Вводное занятие. |
2
|
2. |
Урок смеха Леонида Каминского. |
1 |
3. |
Новые сказки Марины Москвиной. |
1 |
4. |
Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина |
2 |
5. |
Любимые сказки Х.К. Андерсена. |
3 |
|
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина |
1 |
|
Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена. |
4 |
|
Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». |
6 |
|
Рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля. |
1 |
|
Мифы древней Греции. |
3 |
|
Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера |
2 |
|
Самая умная книга. Энциклопедия «Почемучка» |
1 |
|
Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской. |
1 |
|
Сказочная поэзия С.Г. Козлова. |
3 |
|
Итоговое занятие. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги». |
3 |
|
Итого: |
34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗНАКОМСТВО С «ЧИТАТЕЛЬСКИМ ПОРТФЕЛЕМ»
Изучение содержания и структуры «Читательского портфеля». Заполнение читательской анкеты. Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.
ТЕМА 1. УРОК СМЕХА ЛЕОНИДА КАМИНСКОГО
Выставка книг Леонида Каминского. Слушание рассказов писателя. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Самостоятельное чтение и пересказ. Творческое задание «Сочини слова с пропущенными буквами».
ТЕМА 2. НОВЫЕ СКАЗКИ МАРИНЫ МОСКВИНОЙ
Слушание сказки «Что случилось с крокодилом». Сопоставление сказки и одноименного мультфильма. Антиципация. Самостоятельное чтение сказки «Кабанчик на качелях», беседа. Характеристика главного героя. Устное и изобразительное рисование. Выставка книг.
ТЕМА 3. РАССКАЗЫ О «ЗВЕРЕНКАХ» Е. И. ЧАРУШИНА
Выставка книг Е. И. Чарушина. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации любимой книги. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование рассказов писателя.
ТЕМА 4. ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ Х.К. АНДЕРСЕНА
Путешествие в страну «короля сказок». Выставка книг Х.К. Андерсена. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Литературные игры, тест. Рассказ о писателе.
Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям датского сказочника.
ТЕМА 5. ВЕСЕЛЫЕ РАССКАЗЫ О ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В.В. ГОЛЯВКИНА
Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг писателя. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов В.В. Голявкина «Крути снежные вертя», «Карусель в голове», беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания.
ТЕМА 6. САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ БАЛАГУР. ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА
Путешествие в необыкновенные страны вместе с бароном Мюнхгаузеном. Выставка книг о Мюнхгаузене. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Рассказ о прототипе литературного героя. Характеристика главного героя.
Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных сказочных историй книги о Мюнхгаузене.
Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов: Какова история создания книги? Был ли барон Мюнхгаузен на самом деле?
ТЕМА 7. СЕМЕЙНАЯ СКАЗКА А.А. МИЛНА «ВИННИ-ПУХ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ»
«Искпедиция» в сказочную страну А.А. Милна. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги.
Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям, инсценирование.
Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям английского сказочника.
Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов: Какова история создания книги? Кто такой Кристофер Робин? Какие игрушки стали героями сказки? Сколько раз экранизировали сказку о Винни-Пухе?
ТЕМА 8. РАССКАЗЫ О КРАСОТЕ ПРИРОДЫ Ю.И. КОВАЛЯ
Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Защита творческих работ. Создание устных и изобразительных иллюстраций к рассказам писателя.
Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов Ю.И. Коваля «Стеклянный пруд», «Русачок-травник», «Снегодождь», «Бабочка» и др. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы.
ТЕМА 9. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ГЕРОЙ МИФОВ
Путешествие в прошлое на машине времени. Выставка книг мифов Древней Греции. Конкурс на лучшего знатока древнегреческих богов. Создание на доске с помощью рисунков и аншлагов горы Олимп и и ее обитателей.
Конкурс на лучшего знатока древнегреческих героев. Чтение и пересказ мифа о Прометее. Литературная викторина «Знаешь ли ты подвиги Геракла?».
Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных древне-греческих мифов.
ТЕМА 10. УДИВИТЕЛЬНАЯ ВООБРАЗИЛИЯ Б.В. ЗАХОДЕРА
Путешествие в страну Вообразилию Б.В. Заходера. Выставка книг, рассказ о писателе. Литературная викторина.
Работа над игровыми стихами. Творческие задания. Выразительное чтение стихов. Конкурс чтецов. Литературная игра.
ТЕМА 11. САМАЯ УМНАЯ КНИГА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ПОЧЕМУЧКА»
Выставка современных энциклопедий. Литературная игра, диктант «Внимательный читатель», викторина «Самый интересный энциклопедический вопрос». Соревнования в парах, групповая работа.
ТЕМА 12. ВЕСЕЛЫЕ РАССКАЗЫ О ДЕТСТВЕ К.В. ДРАГУНСКОЙ
Выставка книг, рассказ о писательнице К.В. Драгунской. Антиципация. Слушание и самостоятельное чтение рассказов «Как мне имя выбирали», «Мальчик с ежами» (из сб. «Целоваться запрещено»). Беседа. Игровые и творческие задания.
ТЕМА 13. СКАЗОЧНАЯ ПОЭЗИЯ С.Г. КОЗЛОВА
Путешествие в сказочный лес С. Г. Козлова. Слушание и сопоставление сказки «Ежик в тумане» и одноименного мультфильма.
Беседа о творчестве писателя, проблемные вопросы. Самостоятельное чтение сказок «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако».
Обсуждение образов-персонажей, идей сказок. Чтение по ролям. Творческое задание.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Заполнение читательской анкеты: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио.
Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Постановка задач на следующий год «Лестница моих будущих успехов».
Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов.
Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами-литераторами.
Выставки литературно-творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников, выполненных в рамках годового изучения программы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
· Углубление интереса школьников к чтению
· Перспективы читательского роста детей.
· Овладения способами исследовательской деятельности.
· Формирование творческого мышления.
· Способствование улучшения качества различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
§ обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах (познавательная деятельность);
§ в ходе обучения обучающиеся участвуют в викторинах, литературных играх, утренниках и праздниках (игровая деятельность);
§ школьники посещают литературные музеи своего города, театры и кинотеатры с целью просмотра спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, поставленных по мотивам изучаемых художественных произведений, создают собственные литературные произведения (художественно-эстетическая деятельность);
§ многопредметность внеурочной деятельности в рамках программы «Вдумчивое чтение» позволяет совместить также познавательную деятельность с проблемно-ценностном и досуговым общением младших школьников;
§ в 3 и 4 классах возможно осуществление ряда социально-ориентированных проектов (социальное творчество).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1) Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
2) Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
3) Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
4) Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3) Использование знаково-символических средств представления информации.
4) Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
6) Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Приобретение первичных навыков работы с информацией:
1) Овладение осознанным чтением текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2) Использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое.
3) Освоение умения ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
4) Освоение умения составлять список используемой литературы и других информационных источников (при выполнении исследовательских проектов).
5) Совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
6) Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с задачами коммуникации.
7) Приобретение умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.
8) Совершенствование умения высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
9) Совершенствование умения составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.
Предметные результаты:
1) Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приемов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения.
2) Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно).
3) Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио).
4) Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
5) Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий).
6) Повышения читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года).
7) Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта.
8) Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний в области литературы, повышение читательской компетентности учащихся, расширение читательского кругозора – достигается с помощью бесед, дидактических игр, викторин, совместного со взрослым чтения и слушания книг, участия в литературных олимпиадах, исследовательских проектах, читательских конференциях, культпоходах в театры, литературные музеи. На этом уровне особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, библиотекарем, которые становятся авторитетными руководителями чтения и ведут ребенка за собой.
9) Второй уровень результатов – получение опыта эстетического переживания, формирование внутренней мотивации чтения, повышение читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности – достигается с помощью непосредственного общения детей друг с другом. Ценностное отношение школьников к чтению, к книге, к искусству слова во многом формируется в общении со сверстником, здесь ребёнок вербализует, проверяет и отстаивает свои духовные ценности. Для достижения этого уровня важны такие методы и приемы, как проблемные дискуссии, диспуты, в которых ученик осваивает умение отстоять свое читательское мнение, дать адекватную самооценку своей читательской деятельности. Школьники могут принять участие в организации литературных концертов, инсценировок, праздников на уровне класса и школы.
10) Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, рост читательской активности, увеличение читательской самостоятельности, развитие литературно-творческих способностей – достигается благодаря взаимодействию школьников в открытой общественной среде в ходе таких социальных акций, как: сбор книг, литературные праздники и благотворительные концерты для воспитанников ДОУ, детей из домов-интернатов, участие в городских, областных и всероссийских литературно-творческих акциях и мероприятиях и др.
материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.
2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2007.
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2011.
4. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
5. Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005.
6. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. – М., 2007.
7. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
8. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.
9. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.
10. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
11. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
12. Планируемые результаты начального общего образования. – М., 2011.
13. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. – М., 2011.
14. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011.
15. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
16. Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005.
17. Светловская Н. Н., Пичеоол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
18. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
19. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005,
20. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ |
Тема занятия |
Кол-во час. |
Дата проведения (плановая) |
Дата проведения (фактическая) |
1. |
Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем» |
2 |
|
|
2. |
Урок смеха Леонида Каминского. Творческая работа №1: Мини-рассказ «Пропущенные буквы» (Рассказы: «Как Маша пошла в школу» (из сб. «Рассказы про Машу»); «Про бабушку и бегемота Борю», «Пропущенные буквы» (из сб. «Урок смеха») |
1 |
|
|
3. |
Новые сказки Марины Москвиной. (Сказки «Что случилось с крокодилом», «Кабанчик на качелях». Мультфильм «Что случилось с крокодилом» (СССР, режи-ссер А. Горленко, 1982 г., 4 мин.) |
1 |
|
|
4. |
Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина (Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки») |
2 |
|
|
5. |
Любимые сказки Х.К. Андерсена. Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям датского сказочника. (Сказки «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас») |
3 |
|
|
6. |
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина. Творческая работа №2: Мини-рассказ «Забавные истории из школьной жизни» (Рассказы «Крути снежные вертя», «Карусель в голове» (из сб. рассказов «Карусель в голове») |
1 |
|
|
7. |
Самый знаменитый балагур. Приключения барона Мюнхгаузена. Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов. (Сборник «Приключения барона Мюнхгаузена» (в переводе К.И. Чуковского) Альбом «Сборник |
4 |
|
|
8. |
Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов. (Сказка «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б.В. Заходера) Мультфильмы студии «Союзмультфильм» и студии Диснея (США) |
6
|
|
|
9. |
Рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля. Творческая работа №3: Эссе «Чудеса в природе» (Рассказы «Стеклянный пруд», «Русачок-травник», «Снегодождь», «Бабочка» (из сб. рассказов «Про них») |
1 |
|
|
10. |
Мифы
древней Греции. (Мифы о богах (из книги Н. Куна «Легенды и мифы древней Греции»), «12 подвигов Геракла» (из кн. В. Смирновой «Герои Эллады») Сборник мультфильмов, снятых по мотивам легенд и мифов Древней Греции (Режиссер Александра Снежко-Блоцкая) |
3 |
|
|
11. |
Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера (Стихи о животных, игровые стихи, переводы, «Сказки для людей» Б.Заходера) |
2 |
|
|
12. |
Самая
умная книга. (Г. Юрмин, А. Дитрих, Р. Кошурникова «Почемучка») |
1 |
|
|
13. |
Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской. Творческая работа №4: Миниатюра «Как мне имя выбирали» (Рассказы «Как мне имя выбирали», «Мальчик с ежами» (из сб. «Целоваться запрещено») |
1 |
|
|
14. |
Сказочная поэзия С.Г. Козлова. (Сказки «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако». Мультфильм Ю. Норштейна «Ежик в тумане» (Студия «Союзмультфильм», 1975 г.). |
3 |
|
|
15. |
Итоговое занятие. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги». Литературный праздник «Наши любимые книги». Выставки литературно-творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников |
3 |
|
|
|
Итого: |
34 ч. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.