.
Программа внеурочной деятельности
( социальное направление )
«Ыллыкчаан»
1класс
2020-21уч.г.
Черкашина Зинаида Ивановна
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Программа рассчитана на детей 7 – 10 летнего возраста.
Цель программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельнос
Содержание программы
Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности в первом классе - 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Содержание работы |
1 класс |
Форма работы |
Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, села, посадка саженцев вокруг мемориала Памяти, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи трудовой Славы. |
Программы и проекты |
«Труд лечит, а лень портит человека» «Хитрая бумага» |
Форма подведения итогов |
Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов. |
В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
2 . Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование;
3 . Виды и содержание внеурочной деятельности
1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над дошкольниками, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
4. Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Планы подготовки и проведения нескольких видов деятельности обучающихся во внеурочное время.
1.Операция «Книжка заболела»
Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.
Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.
2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»
Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.
3. Операция «Поиск волшебных трав»
Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.
4.Рейд «Скорая зеленая помощь»
Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.
5.Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»
Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.
Беседы
Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.
Тематика бесед
Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.
«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,
«Всякая вещь трудом создана»,
«Что значит быть бережливым?»,
«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,
«За что надо любить и беречь книгу?»,
«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,
«Про колосок и хлеба кусок»,
«Крошка хлеба на землю упала»,
«Каждой вещи свое место!»,
«Береги воду!»,
«Мой друг - режим»,
«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,
«Кто своим трудом радует других?»,
«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,
«Учись приносить людям пользу»
«Всегда найдется дело для умелых рук»,
«Чем я могу помочь школе?»,
«Где и кем работают мои родители»,
«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»
«Учеба – это тоже труд»,
«Больше дела, меньше слов»,
«Герои труда живут рядом»
«Птицы наши друзья»,
«Папа, мама, я – спортивная семья!»,
«Кем я буду?»,
«Я люблю свою страну»,
«Мы юные садоводы»,
«Мы творим чудеса»,
«Наши защитники»,
«Что могут сделать наши руки?»,
«Как много на свете интересных профессий!»,
«Минута час бережет»,
«Что мы знаем друг о друге»,
«Хлеб – наше богатство»
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Тема |
Часы |
|
|
|||||||
I четверть «Осенние мотивы» |
|
|
|||||||||
1. |
Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян. |
2 часа |
|
|
|||||||
2. |
Сбор семян в пакетики. Сбор листьев для гербария. |
2 часа |
|
|
|||||||
3. |
Выставка «Чудеса природы», «Осенний бал» |
1 час |
|
|
|||||||
4. |
Цветочный праздник Папка-гербарий «Мои любимые цветы» |
1 час |
|
|
|||||||
5. |
Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек. |
1 час |
|
|
|||||||
6. |
Праздник урожая «Хлеб - наше богатство. |
1 час |
|
|
|||||||
7. |
Акция «Мы уважаем старших»! Путешествие в страну «Золотая осень» |
1 час |
|
|
|||||||
8. |
Конкурс рисунков «Я рисую осень!» Выставка «Мы творим чудеса!» |
1 час |
|
|
|||||||
9. |
Операция «Посади дерево!» Литературно музыкальный вечер «Наши родники» |
2 часа |
|
|
|||||||
II четверть «Мы сами мастера» |
|
|
|||||||||
1. |
Изготовление флажков к празднику «Я люблю свою страну» |
1 час |
|
|
|||||||
2. |
Встреча с хлеборобами. Беседа «Кем я буду?» |
1 час |
|
|
|||||||
3. |
Разучивание песен о мамах. Конкурс стихов «Я люблю тебя мама». |
1 час |
|
|
|||||||
4. |
Праздник «Дорогие наши мамы». Акция «Помогаем инвалидам!» |
1 час |
|
|
|||||||
5. |
Беседа «Птицы –наши друзья!» Операция «Кормушка» |
1 час |
|
|
|||||||
6. |
Игра «Мы делаем снежные фигурки» Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!» |
1 час |
|
|
|||||||
7. |
Изготовление елочных игрушек Новогодняя елка |
1 час |
|
|
|||||||
III четверть «Мы – дружная семья» |
|
|
|||||||||
1. |
Сбор макулатуры. |
1 час |
|
|
|||||||
2. |
Экскурсия по деревне |
1 час |
|
|
|||||||
3. |
Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья!» |
1 час |
|
|
|||||||
4. |
Конкурс стихов и рисунков «Мой папа» Коллективное панно «Наши защитники» |
1 час |
|
|
|||||||
5. |
«Рыцарский турнир» |
1 час |
|
|
|||||||
6. |
Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». Открытки-самоделки «8 марта» |
1 час |
|
|
|||||||
7. |
«Праздник мам» |
1 час |
|
|
|||||||
8. |
Знакомство с профессиями мам. |
1 час |
|
|
|||||||
9. |
«Моя любимая бабушка» |
1час |
|
|
|||||||
IV четверть «Трудовой десант» |
|
|
|||||||||
1. |
КВН «Птицы – наши друзья» |
1 час |
|
||||||||
2. |
Акция «Сделай скворечник» |
1 час |
|
||||||||
3. |
«Субботник» уборка школьной территории и родников. Озеленение территории. |
1 час |
|
||||||||
4. |
Шефство над обелиском. Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!» Встреча с ветеранами войны. |
1 час |
|
||||||||
5. |
«Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке. Экскурсия на природу. |
1час |
|
||||||||
Литература
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
4. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.