РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мое Оренбуржье»
Направление: духовно-нравственное
Срок реализации: 4 года
1-4 классы
Разработана
Щетинина
Т.Н
учитель начальных классов
первая квалификационная
категория
2021 год
Требования к результатам
Первый уровень: получат знания об устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)
Второй уровень: получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование у обучающихся:
уважения и ценностного отношения к своей Родине - России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
понимания ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание);
первоначальных представлений о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:
использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
2) овладение регулятивными учебными действиями:
понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;
3) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);
4) овладение умениями работать с информацией:
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата.
Предметные результаты: обучающиеся курса «Моё Оренбуржье должны:
· указывать название своей страны, своего населенного пункта (городского, сельского), своей улицы и своей школы;
· соблюдать правила безопасного поведения в школе, в общественном транспорте и на дороге, в природе;
· знать правила безопасности в сети Интернет;
· проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения в окружающей среде под руководством учителя.
Содержание учебного курса
1 класс
Мой край на карте Родины (3 часа)
«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. (1час)
Экскурсия «Красота осени». 1 час
Наблюдение за красотой природы осенью, фиксация красивых мест села. Охрана природных богатств, правила поведения в природе.
Моя семья (5 часов)
Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Семейные традиции.
Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Экскурсия «Библиотека поселка Калинин». 1 час
Знакомство с сельской библиотекой. Ознакомление с правилами библиотеки. Правила поведения в школе, на уроке.
Животный мир родного края. Растительный мир родного края. Климат. 15 ч.
Сезонные изменения погоды. Растительный мир. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир. Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники. Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек региона. Выставка детских рисунков по теме: «Зимние пейзажи».
Моя малая Родина – поселок Калинин. 7 ч
Калинин на карте России. Главные улицы п. Калинин. Население села. Ташлинский район. Работа с географической картой России.
Защита проекта «Мой край».
2 класс
«Моя малая Родина»2ч
Знакомство с историей п.Калинин Оренбургской области Ташлинского района.
«Мой край Оренбургский» 2 ч
Историей образования Оренбурга его исторические и культурные достопримечательности.
Неофициальные символы Оренбуржья 1 ч
Творческая деятельность по составлению символики Оренбуржья и рабочего посёлка Калинин.
Экскурсия в Краеведческий музей Ташлинского района 1 ч
Образование музея. Наблюдение за бытом наших предков.
«Природное наследие любимого края» 5ч
Изучение проблем водоемов Оренбургской области. Правила безопасного поведения на водоемах.
«Люди Оренбуржья» 3ч
Знакомство с коренными жителями области, многообразием национальности, численностью населения, с национальными костюмами.
«Города Оренбуржья» 2ч
История основания и развития городов Оренбургской области. Города на карте России. Население.
Заочная экскурсия по значимым местам и достопримечательностям Оренбургской области1ч
Экскурсия по значимым местам. Достояние и гордость Оренбуржья. Архитектурные памятники и святые места.
«Что за зернышко такое, не простое –золотое» 1ч
Кто выращивает хлеб? Знакомство с понятием хлеборобы. Процесс посева колосьев.
«Народные традиции. Хлеб в русской кухне» 4ч
Традиционная роль хлеба в жизни народа. Бережное отношение к хлебу и труду взрослых.
Экскурсия на пекарню ЗАО им Калинина 1ч
Экскурсия в сопровождении с беседой и важности хлеба в жизни людей. Сдают рисунки «Хлеб – всему голова!».
Оренбуржье в годы ВОВ 3ч
Сбор информации о тяжелом военном времени Оренбуржья. Родственники, участники ВОВ. Коллаж военного времени.
История области в истории страны «Здравствуй, Аллея Победы!» 1ч
Вклад Оренбуржья в историю победы, становления страны.
Ветераны ВОВ нашего поселка 2ч
Знакомство с жителями ветеранами нашего поселка. Изучение биографии героев. Их вклад в нашу победу!
Экскурсия к мемориальному комплексу павшим землякам в 1941-1945г. 1ч
Облагораживание территории мемориального комплекса.
«Ю.А.Гагарин - гордость Оренбурга» 2ч
Знакомство с жизнью и деятельностью земляка Ю.А. Гагарина.
«Я - Оренбуржец и этим горжусь!» 2ч
Обобщение курса. Предоставление результатов творческой деятельности.
Защита проекта
3 класс
Природное наследие Оренбуржья (18ч)
Вводное занятие. Знакомство с особенностями курса. Фауна Оренбургской области. Флора Оренбургской области. Чтение художественной литературы – И. Малова «Я слышу степь». Правила бережного отношения к природе. Экскурсия по школе, где учился герой СС. Памятники Оренбургской области. Оренбург – главный город. Города Оренбургской области. Работа с картой. Люди Оренбуржья. Оренбуржье в годы ВОВ. Районы Оренбуржья. Значимые места и достопримечательности Оренбургской области. Творчество Оренбургского края. Оренбургский пуховый платок. Освоение целинного края. Предприятия Оренбуржья. Экскурсия в МПЗ «Ташлинский»
Шумят пшеничные поля….(10ч)
Хлеб всему голова. Труд хлеборобов. Экскурсия на предприятие ЗАО им Калинина. Как печется хлеб. Практическая работа
Поселок, в котором мы живем (6ч)
Наш поселок. Экскурсия к памятникам п. Калинин. Ветераны ВОВ нашего поселка. Моя семья. Защита проекта «Моё Оренбуржье
4 класс
Вводное занятие (1ч)
Знакомство с курсом. Знакомство с разделами курса.
Природное наследие Оренбуржья(24ч)
Флора и фауна Оренбургской области. Рассказ о животном и растительном мире
Оренбуржья. В каких природных зонах расположена Оренбургская область. Знакомство
с Красной книгой Оренбургской области.
Россия - Родина моя. Государственные символы нашей Родины. Название древнего славянскоговоенного знамени, знамёна допетровской Руси. Рождение Российского флота. Знакомство с флагами разных стран.
Оренбуржье – частица России. 10 чудес Оренбургской области.
Правила бережного отношения к природе. Природа нашего края. Что даёт природа человеку. Почему надо охранять природу. Экологическое равновесие в нашем крае. Составление памяток бережного отношения к природе.
Хлеб всему голова. Наблюдение пути появления хлеба на столе.
Памятники Оренбургской области. Название памятников, в честь кого они поставлены, в каком году, место нахождения памятников. Природные памятники Оренбургской области.
Столица нашей родины – Москва.Главный город нашей Родины. Красная площадь в старину. Кремль сегодня. Часы Спасской башни. Царь Колокол, царь – пушка. Башни, соборы, галереи, театры. Памятники в Москве.
Оренбург – главный город.Годоснования города Оренбурга. История Оренбургского края. Карта Оренбургской губернии. Виртуальная экскурсия по городу Оренбургу.
Жизнь и творчество С.Т. Аксакова в Оренбургской области.Биография С.Т.Аксакова.Род и родословный герб семьи Аксаковых. Основатель рода Аксаковых. Произведения С.Т.Аксакова.
Ю. А. Гагарин. Знания о первом космонавте. Работа в группах (викторина).
Символы Ташлинского района. Мини- сочинение «Моя Родина»
Символы Ташлинскогорайона. Знакомятся с символами Ташлинского района, разучивают гимн Оренбургского края. Пишут мини-сочинение.
Мой край. Красота Урала и Уральских гор.Анализ картыОренбургской области.
Встречи с интересными людьми нашего села. Презентация (сообщение) об интересных людях нашего села.
Оренбургский пуховый платок. Пуховязальный промысел в России. Первый член – корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края П.И.Рычков, обративший внимание на особую ценность козьего пуха и необходимость разведения специальной породы пухоносных коз.
Города Оренбургской области. Работа с картой.Самый северный город Оренбургской области. Преобразование старого населённого пункта и рабочего посёлка в города. Расположение городов Оренбургской области к городу Оренбургу.
Животноводство в Оренбургской области. Викторина «В мире животных».
Посёлок, в котором мы живём (9ч)
Символы Ташлинского района. Герб, флаг, гимн. Прослушивание и разучивание гимна Ташлинского района.
Экскурсии: Калинин-Ташла:МБУК «Ташлинский краеведческий музей»; Калинин: памятник участникам ВОВ; экскурсия на предприятия, где работают родители. Экскурсия в сельскую библиотеку. Экскурсии в рамках Ташлинского района.
Достопримечательности района, области.Европа и Азия. Река Урал. Люди, прославившие город Оренбург. Основные государственные символы района, области. Музеи района, области.
Адрес школы, дорога в школу. Рисунки, схемы. Беседы о разнообразии названий улиц нашего села.
Гордость села - «Семейный парк». Участиев развитии «Семейного парка».
Защита проекта «Флора и фауна Оренбуржья».
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
1 класс
Названия темы |
Кол. час |
Форма организации |
Виды деятельности |
Дата (по плану) |
Дата (факт) |
Мой край на карте родины 3 ч |
|||||
Вводный урок. Виртуальная экскурсия по родному краю. |
1 |
круглый стол |
Игровая
|
|
|
Что возьму с собой в поход? |
1 |
круглый стол |
|
|
|
«Почему школа называется школой». |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Экскурсия «красота осени» 1 ч |
|||||
Экскурсия «Красота осени». - 35 мин |
1 |
экскурсия |
Познавательная |
|
|
Моя семья 5 ч |
|||||
Что в имени моем. Проект. |
1 |
выставка |
Познавательная Социальное творчество Творческая Трудовая |
|
|
Моя семья. Защита проекта « что в имени моем». |
1 |
выставка |
|
|
|
Моя семья. Проект. |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Игры моих родителей |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Осеннее творчество. Защита проектов «Моя семья» |
1 |
выставка |
|
|
|
Что в имени моем. Проект. |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Экскурсия «библиотека поселка Калинин» 1 ч |
|||||
Экскурсия «Библиотека поселка Калинин» - 35 мин. |
1 |
экскурсия |
Познавательная |
|
|
Животный мир родного края. Растительный мир родного края. Климат 15 ч |
|||||
Птицы родного края |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Зимующие птицы (экскурсия на школьный двор) - 35 мин. |
2 |
экскурсия |
Познавательная |
|
|
Красота зимы. |
1 |
круглый стол |
Познавательная Социальное творчество Творческая Трудовая |
|
|
Выставка детских рисунков по теме: «Зимние пейзажи» 35 мин. |
1 |
выставка |
|
|
|
Животный мир родного края |
2 |
круглый стол |
|
|
|
Климат. Сезонные изменения погоды |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Растительный мир родного края. |
3 |
круглый стол |
|
|
|
Растительный мир родного края. Красная книга Оренбургской области. |
1 |
круглый стол |
Проблемно – ценностное общение Творческая |
|
|
Охранять природу – значит охранять родину. |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Какие бывают водоемы. |
1 |
круглый стол |
Творческая Трудовая |
|
|
Водоемы нашего края |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Моя малая Родина – поселок Калинин 7 ч |
|||||
«Моя малая родина». |
1 |
круглый стол |
Познавательная Творческая Игровая |
|
|
Мой поселок. |
2 |
круглый стол |
|
|
|
Экскурсия «Растительный мир родного края». |
1 |
экскурсия |
|
|
|
Дом, улица, где я живу. За что люблю, что бы изменил. |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Экскурсия «Сельская почта» - 35 мин |
1 |
экскурсия |
Проблемно – ценностное общение Познавательная Творческая |
|
|
Экскурсия «Аллея победы» - 35 мин. |
1 |
экскурсия |
|
|
|
Защита проекта «Мой край». |
1 |
выставка |
|
|
Форма промежуточной аттестации
Защита проекта «Мой край».
Результаты фиксируются в виде учётных единиц портфолио обучающегося.
Информация представляется классным руководителем в мае.
2 класс
Названия темы |
Кол. час |
Форма организации |
Виды деятельности |
Дата (по плану) |
Дата (факт) |
«Моя малая Родина». |
2 |
круглый стол |
Проблемно – ценностное общение Познавательная Творческая |
|
|
«Мой край Оренбургский». |
2 |
соревнования |
|
|
|
Неофициальные символы Оренбуржья. |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Экскурсия в Краеведческий музей Ташлинского района. |
1 |
экскурсия |
Познавательная |
|
|
«Природное наследие любимого края». «Течет река, речка…». |
5 |
круглый стол |
Познавательная Творческая Игровая |
|
|
«Люди Оренбуржья». |
3 |
круглый стол |
|
|
|
«Города Оренбуржья». |
2 |
круглый стол |
|
|
|
Значимым местам и достопримечательностям Оренбургской области. |
1 |
круглый стол |
Познавательная Социальное творчество Творческая Трудовая |
|
|
«Что за зернышкотакое, не простое –золотое». |
1 |
выставка |
|
|
|
«Народныетрадиции. Хлеб в русской кухне». |
4 |
выставка |
|
|
|
Экскурсия на пекарню ЗАО им Калинина. |
1 |
экскурсия |
Познавательная |
|
|
Оренбуржье в годы ВОВ. |
3 |
круглый стол |
Познавательная Социальное творчество Творческая Трудовая |
|
|
История области в истории страны «Здравствуй,Аллея Победы!» |
1 |
круглый стол |
|
|
|
Ветераны ВОВ нашего поселка. |
2 |
круглый стол |
|
|
|
Экскурсия к мемориальному комплексу павшим землякам в 1941-1945г |
1 |
экскурсия |
Познавательная
|
|
|
«Ю.А.Гагарин - гордость Оренбурга». |
2 |
выставка |
Творческая Трудовая |
|
|
Защита проекта «Я - Оренбуржец и этим горжусь!» |
2 |
выставка |
|
|
Форма промежуточной аттестации
Защита проекта «Я - Оренбуржец и этим горжусь!».
Результаты фиксируются в виде учётных единиц портфолио обучающегося.
Информация представляется классным руководителем в мае.
3 класс
Названия темы |
Кол. час |
Форма организации |
Виды деятельности |
Дата (по плану) |
Дата (факт) |
Природное наследие Оренбуржья (18ч) |
|||||
Вводное занятие. Знакомство с особенностями курса. |
1ч |
круглый стол |
Познавательная |
|
|
Фауна Оренбургской области. |
1ч |
круглый стол |
|
|
|
Флора Оренбургской области. |
1ч |
круглый стол |
Познавательная Творческая Игровая |
|
|
Чтение художественной литературы – И. Малова «Я слышу степь». |
1ч |
игра |
|
|
|
Правила бережного отношения к природе |
1ч |
круглый стол |
Познавательная Творческая Трудовая |
|
|
Экскурсия по школе, где учился герой. |
1ч |
экскурсия |
|
|
|
Памятники Оренбургской области |
1ч |
выставка |
|
|
|
Оренбург – главный город |
1ч |
круглый стол |
Социальное творчество |
|
|
Города Оренбургской области. Работа с картой |
1ч |
игра |
|
|
|
Люди Оренбуржья |
1ч |
объединение |
Познавательная Социальное творчество Творческая |
|
|
Оренбуржье в годы ВОВ. |
1ч |
круглый стол |
|
|
|
Районы Оренбуржья. |
1ч |
научное общество |
|
|
|
Значимые места и достопримечательности Оренбургской области. |
1ч |
выставка |
Познавательная Социальное творчество Творческая |
|
|
Творчество Оренбургского края. |
1ч |
концерт |
|
|
|
Оренбургский пуховый платок. |
1ч |
выставка |
Познавательная Творческая Трудовая |
|
|
Освоение целинного края. |
1ч |
круглый стол |
|
|
|
Предприятия Оренбуржья. Экскурсия в МПЗ «Ташлинский» |
2ч |
экскурсия |
|
|
|
Шумят пшеничные поля….(10ч) |
|||||
Хлеб всему голова. |
2ч |
выставка |
Познавательная |
|
|
Труд хлеборобов. Экскурсия на предприятие ЗАО им Калинина |
3ч |
экскурсия |
Познавательная Творческая Трудовая |
|
|
Как печется хлеб. Практическая работа |
4ч |
практика |
|
|
|
«Славься, родная земля!» Прочтение стихов. |
1ч |
круглый стол |
Творческая |
|
|
Поселок, в котором мы живем. (6ч) |
|||||
Наш поселок. Экскурсия к памятникам п. Калинин |
2ч |
экскурсия |
Познавательная Социальное творчество Творческая |
|
|
Ветераны ВОВ нашего поселка. |
1ч |
круглый стол |
|
|
|
Моя семья. |
1ч |
игра |
Познавательная Творческая |
|
|
Защита проекта «Моё Оренбуржье |
2ч |
выставка |
|
|
Форма промежуточной аттестации
Защита проекта «Моё Оренбуржье».
Результаты фиксируются в виде учётных единиц портфолио обучающегося.
Информация представляется классным руководителем в мае.
4 класс
|
Названия темы |
Кол. час |
Форма организации |
Виды деятельности |
Дата (по плану) |
Дата (факт) |
|
Вводное занятие – 1 ч |
|||||||
Знакомство с курсом. Знакомство с разделами курса |
1 |
|
Познавательная |
|
|
||
Природное наследие Оренбуржья – 24 ч |
|||||||
Флора Оренбуржья |
1 |
практика |
Познавательная Социальное творчество Трудовая |
|
|
||
Экскурсия на предприятия, где работают родители (маслобойный цех) |
1 |
экскурсия |
|
|
|||
Фауна Оренбуржья |
1 |
круглый стол |
|
|
|||
Правила бережного отношения к природе |
1 |
круглый стол |
Творческая Трудовая |
|
|
||
Хлеб – всему голова |
1 |
выставка |
|
|
|||
Памятники Оренбургской области |
1 |
соревнования |
Познавательная Творческая Игровая |
|
|
||
Столица нашей родины – Москва |
1 |
выставка |
|
|
|||
Оренбург – главный город |
1 |
круглый стол |
|
|
|||
Города Оренбургской области. Работа с картой |
1 |
круглый стол |
|
|
|||
Жизнь и творчество С.Т. Аксакова в Оренбургской области |
1 |
выставка |
Проблемно – ценностное общение Творческая |
|
|
||
Ю. А. Гагарин |
1 |
круглый стол |
|
|
|||
Символы Ташлинского района. Мини- сочинение «Моя Родина» |
1 |
практика |
|
|
|||
Экскурсия в сельскую библиотеку |
1 |
экскурсия |
Познавательная Социальное творчество Творческая Трудовая |
|
|
||
Адрес школы. Дорога в школу (рисунки, схемы) |
1 |
выставка |
|
|
|||
Экскурсии к памятнику воинам ВОВ, к мемориальным доскам воинам – афганцам |
1 |
соревнования |
|
|
|||
Все работы хороши– выбирай на вкус! Экскурсия в пекарню |
1 |
экскурсия |
|
|
|||
Подготовка презентаций по теме «Занятия людей, живущих на Ташлинской земле». Защита работ |
1 |
практика |
|
|
|||
Мой край. Красота Урала и Уральских гор |
3 |
круглый стол |
Познавательная |
|
|
||
Встречи с интересными людьми нашего села |
1 |
круглый стол |
Познавательная Социальное творчество Творческая |
|
|
||
Оренбургский пуховый платок |
1 |
выставка |
|
|
|||
Экскурсии в МБУК «Ташлинский краеведческий музей» |
1 |
экскурсия |
Познавательная Социальное творчество Творческая |
|
|
||
Животноводство в Оренбургской области. Викторина «В мире животных» |
1 |
выставка |
|
|
|||
Посёлок, в котором мы живём 9ч |
|||||||
Разнообразие названий улиц нашего села. Почему моя улица так называется? |
1 |
соревнования |
Познавательная Творческая Художественная |
|
|
||
Гордость села-семейный парк: наше участие в его развитии |
3 |
практика |
|
|
|||
Защита проекта «Флора и фауна Оренбуржья» |
3 |
круглый стол |
Проблемно – ценностное общение Познавательная Творческая |
|
|
||
Итоговое занятие «Моё Оренбуржье» |
2 |
круглый стол |
|
|
|||
Форма промежуточной аттестации
Защита проекта «Флора и фауна Оренбуржья».
Результаты фиксируются в виде учётных единиц портфолио обучающегося.
Информация
представляется классным руководителем в мае.
Приложение 2
Критерии оценивания (защита проекта)
Критерии оценивания |
Показатели |
Максимальное количество баллов - 2 за каждый критерий оценки(все + - 2 балла, если есть - то 1 балл) |
1.1.Актуальность |
Обоснование проблемы (Практическая направленность. Социальная значимость) |
|
1.2.Содержание |
Последовательность и логичность; |
|
Материал изложен в доступной форме; |
|
|
Раскрыты все аспекты темы, имеются рассуждения и выводы; |
|
|
Взаимодополнение текста и видеоряда; |
|
|
Библиография с перечислением всех использованных ресурсов; |
|
|
Соблюдение регламента выступления |
|
|
Количество баллов: |
|
|
1.3..Дизайн работы |
Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречит содержанию проекта; |
|
Диаграммы, рисунки, таблицы привлекательны и соответствуют содержанию; |
|
|
Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами. |
|
|
Количество баллов: |
|
|
1.4.Личные проявления докладчика |
Уверенность в себе, владение собой; |
|
Культура речи и её эмоциональная окрашенность. |
|
|
Количество баллов: |
|
|
1.5. Ответы на вопросы слушателей по содержанию проекта |
Понимание сущности вопросов и адекватность ответов; |
|
Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов |
|
|
Аргументированность и убедительность |
|
|
Количество баллов: |
|
Максимальное количество баллов: 16 баллов
Уровни: Высокий уровень - от 12 до 16 баллов (Оценка “отлично”)
Средний уровень - от 6 до 11 баллов (Оценка “хорошо”)
Низкий уровень - до 5 баллов (Оценка “удовлетворительно»)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.