Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат »
Рассмотрено Утверждено приказом
на педагогическом совете №___от «__»________2019г.
Протокол №__________ Директор школы –интерната
от «__»__________2019г ___________Н.Г.Джафарова
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровейка»
для обучающихся 3 класса
на 2019-2020 учебный год
разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант I
Составитель:
Райс О.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ребриха, 2019
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Цель:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Задачами:
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье;
правильном (здоровом) питании и его режиме;
полезных продуктах;
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
Тематическое планирование
«Здоровейка»
1 класс
«Первые шаги к здоровью»
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практи-ческие занятия |
||||
I |
Введение «Вот мы и в школе». |
4 |
1 |
3 |
праздник |
II |
Питание и здоровье |
5 |
3 |
2 |
викторина |
III |
Моё здоровье в моих руках |
7 |
3 |
4 |
Викторина |
IV |
Я в школе и дома |
6 |
3 |
3 |
Игра - викторина |
V |
Чтоб забыть про докторов |
4 |
1 |
3 |
Круглый стол |
VI |
Я и моё ближайшее окружение |
3 |
1 |
2 |
Ролевая игра |
VII |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
4 |
2 |
2 |
Диагностика |
|
Итого: |
33 |
14 |
19 |
|
Календарно тематический план
1 класс
«Первые шаги к здоровью»
Цель:
первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения: 1 года
Режим занятий: 1 час в неделю(33 часа)
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
Дата
|
I |
Введение «Вот мы и в школе». |
4 |
|
1.1 |
Дорога к доброму здоровью |
1 |
|
1.2 |
Здоровье в порядке- спасибо зарядке |
1 |
|
1.3 |
В гостях у Мойдодыра Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» |
1 |
|
1.4 |
Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» |
1 |
|
II |
Питание и здоровье |
5 |
|
2.1 |
Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» |
1 |
|
2.2 |
Культура питания Приглашаем к чаю |
1 |
|
2.3 |
Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) |
1 |
|
2.4 |
Как и чем мы питаемся |
|
|
2.5 |
Красный, жёлтый, зелёный |
1 |
|
III |
Моё здоровье в моих руках |
7 |
|
3.1 |
Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим |
1 |
|
3.2 |
Полезные и вредные продукты. |
1 |
|
3.3 |
Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» |
1 |
|
3.4 |
Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» |
1 |
|
3.5 |
Как обезопасить свою жизнь |
1 |
|
3.6 |
День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» |
1 |
|
3.7 |
В здоровом теле здоровый дух |
1 |
|
IV |
Я в школе и дома |
6 |
|
4.1 |
Мой внешний вид –залог здоровья |
1 |
|
4.2 |
Зрение – это сила |
1 |
|
4.3 |
Осанка – это красиво |
1 |
|
4.4 |
Весёлые переменки |
1 |
|
4.5 |
Здоровье и домашние задания |
1 |
|
4.6 |
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим |
1 |
|
V |
Чтоб забыть про докторов |
4 |
|
5.1 |
“Хочу остаться здоровым”. |
1 |
|
5.2 |
Вкусные и полезные вкусности |
1 |
|
5.3 |
День здоровья «Как хорошо здоровым быть» |
1 |
|
5.4 |
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» |
1 |
|
VI |
Я и моё ближайшее окружение |
3 |
|
6.1 |
Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» |
1 |
|
6.2 |
Вредные и полезные привычки |
1 |
|
6.3 |
“Я б в спасатели пошел” |
1 |
|
VII |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
4 |
|
7.1 |
Опасности летом (просмотр видео фильма) |
1 |
|
7.2 |
Первая доврачебная помощь |
1 |
|
7.3 |
Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» |
1 |
|
7.4 |
Чему мы научились за год. |
1 |
|
|
Итого: |
33 |
|
Тематическое планирование
«Здоровейка»
2 класс
«Если хочешь быть здоров»
Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Категория слушателей: обучающиеся 2 класса
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю(34 часа)
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практи-ческие занятия |
||||
I |
Введение «Вот мы и в школе». |
4 |
1 |
3 |
КВН |
II |
Питание и здоровье |
5 |
3 |
2 |
викторина |
III |
Моё здоровье в моих руках |
7 |
3 |
2 |
За круглым столом |
IV |
Я в школе и дома |
6 |
3 |
3 |
КВН |
V |
Чтоб забыть про докторов |
4 |
1 |
3 |
«Разговор о правильном питании» конкурс |
VI |
Я и моё ближайшее окружение |
4 |
2 |
2 |
Школьная научно – практическая конференция |
VII |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
4 |
2 |
2 |
Диагностика |
|
Итого: |
34 |
16 |
18 |
|
Календарно-тематический план
2 класс
«Если хочешь быть здоров»
Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Категория слушателей: обучающиеся 2 классов
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю (34часа)
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
Дата |
|
|||
I |
Введение «Вот мы и в школе». |
4 |
|
1.1 |
Что мы знаем о ЗОЖ |
1 |
|
1.2 |
По стране Здоровейке |
1 |
|
1.3 |
В гостях у Мойдодыра
|
1 |
|
1.4 |
Я хозяин своего здоровья |
1 |
|
II |
Питание и здоровье |
5 |
|
2.1 |
Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. |
1 |
|
2.2 |
Культура питания. Этикет. |
1 |
|
2.3 |
Спектакль «Я выбираю кашу» |
1 |
|
2.4 |
«Что даёт нам море»
|
|
|
2.5 |
Светофор здорового питания |
1 |
|
III |
Моё здоровье в моих руках |
7 |
|
3.1 |
Сон и его значение для здоровья человека |
1 |
|
3.2 |
Закаливание в домашних условиях |
1 |
|
3.3 |
День здоровья «Будьте здоровы» |
1 |
|
3.4 |
Иммунитет |
1 |
|
3.5 |
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. |
1 |
|
3.6 |
Спорт в жизни ребёнка. |
1 |
|
3.7 |
Слагаемые здоровья |
1 |
|
IV |
Я в школе и дома |
6 |
|
4.1 |
Я и мои одноклассники |
1 |
|
4.2 |
Почему устают глаза? |
1 |
|
4.3 |
Гигиена позвоночника. Сколиоз |
1 |
|
4.4 |
Шалости и травмы |
1 |
|
4.5 |
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление |
1 |
|
4.6 |
Умники и умницы |
1 |
|
V |
Чтоб забыть про докторов |
4 |
|
5.1 |
С. Преображенский «Огородники»
|
1 |
|
5.2 |
Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) |
1 |
|
5.3 |
День здоровья «Самый здоровый класс» |
1 |
|
5.4 |
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности |
1 |
|
VI |
Я и моё ближайшее окружение |
4 |
|
6.1 |
Мир эмоций и чувств. |
1 |
|
6.2 |
Вредные привычки |
1 |
|
6.3 |
«Веснянка» |
1 |
|
6.4 |
В мире интересного |
1 |
|
VII |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
4 |
|
7.1 |
Я и опасность. |
1 |
|
7.2 |
Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы» |
1 |
|
7.3 |
Первая помощь при отравлении |
1 |
|
7.4 |
Наши успехи и достижения
|
1 |
|
|
Итого: |
34 |
|
Тематическое планирование
«Здоровейка»
3 класс
«По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
Категория слушателей: обучающиеся 3 классов(34 часа).
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практи-ческие занятия |
||||
I |
Введение «Вот мы и в школе». |
4 |
1 |
3 |
праздник |
II |
Питание и здоровье |
5 |
3 |
2 |
викторина |
III |
Моё здоровье в моих руках |
7 |
3 |
4 |
|
IV |
Я в школе и дома |
6 |
3 |
3 |
|
V |
Чтоб забыть про докторов |
4 |
1 |
3 |
|
VI |
Я и моё ближайшее окружение |
4 |
2 |
2 |
Соревнование |
VII |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
4 |
2 |
2 |
Диагностика |
|
Итого: |
34 |
16 |
18 |
|
Календарно-тематический план «Здоровейка»
3 класс
«По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
Категория слушателей: обучающиеся 3 классов(34 часа)
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
Дата |
|
I |
Введение «Вот мы и в школе». |
4 |
|
|
1.1 |
«Здоровый образ жизни, что это?» |
1 |
|
|
1.2 |
Личная гигиена |
1 |
|
|
1.3 |
В гостях у Мойдодыра
|
1 |
|
|
1.4 |
«Остров здоровья» |
1 |
|
|
II |
Питание и здоровье |
5 |
|
|
2.1 |
Игра «Смак» |
1 |
|
|
2.2 |
Правильное питание –залог физического и психологического здоровья |
1 |
|
|
2.3 |
Вредные микробы |
1 |
|
|
2.4 |
Что такое здоровая пища и как её приготовить |
|
|
|
2.5 |
«Чудесный сундучок» |
1 |
|
|
III |
Моё здоровье в моих руках |
7 |
|
|
3.1 |
Труд и здоровье
|
1 |
|
|
3.2 |
Наш мозг и его волшебные действия |
1 |
|
|
3.3 |
День здоровья «Хочу остаться здоровым» |
1 |
|
|
3.4 |
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. |
1 |
|
|
3.5 |
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. |
1 |
|
|
3.6 |
Экскурсия «Природа – источник здоровья» |
1 |
|
|
3.7 |
«Моё здоровье в моих руках» |
1 |
|
|
IV |
Я в школе и дома |
6 |
|
|
4.1 |
Мой внешний вид –залог здоровья |
1 |
|
|
4.2 |
«Доброречие» |
1 |
|
|
4.3 |
Спектакль С. Преображнский «Капризка» |
1 |
|
|
4.4 |
«Бесценный дар- зрение». |
1 |
|
|
4.5 |
Гигиена правильной осанки |
1 |
|
|
4.6 |
«Спасатели , вперёд!» |
1 |
|
|
V |
Чтоб забыть про докторов |
4 |
|
|
5.1 |
Шарль Перро «Красная шапочка»
|
1 |
|
|
5.2 |
Движение это жизнь |
1 |
|
|
5.3 |
День здоровья «Дальше, быстрее, выше» |
1 |
|
|
5.4 |
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности |
1 |
|
|
VI |
Я и моё ближайшее окружение |
4 |
|
|
6.1 |
Мир моих увлечений |
1 |
|
|
6.2 |
Вредные привычки и их профилактика |
1 |
|
|
6.3 |
Добро лучше , чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
|
|
6.4 |
В мире интересного. |
1 |
|
|
VII |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
4 |
|
|
7.1 |
Я и опасность. |
1 |
|
|
7.2 |
Лесная аптека на службе человека |
1 |
|
|
7.3 |
Игра «Не зная броду, не суйся в воду» |
1 |
|
|
7.4 |
Чему мы научились и чего достигли
|
1 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Тематическое планирование
«Здоровейка»
4 класс
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»
Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Категория слушателей: обучающиеся 4 класса
Срок обучения: 1год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практи-ческие занятия |
||||
I |
Введение «Вот мы и в школе». |
4 |
1 |
3 |
Круглый стол |
II |
Питание и здоровье |
5 |
3 |
2 |
КВН |
III |
Моё здоровье в моих руках |
7 |
4 |
3 |
Викторина |
IV |
Я в школе и дома |
6 |
3 |
3 |
Игра- викторина |
V |
Чтоб забыть про докторов |
4 |
1 |
3 |
«Разговор о правильном питании» |
VI |
Я и моё ближайшее окружение |
4 |
2 |
2 |
Научно- практическая конференция |
VII |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
4 |
2 |
2 |
Диагностика Книга здоровья |
|
Итого: |
34 |
16 |
18 |
|
Календарно-тематический план
«Здоровейка»
4 класс
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»
Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Категория слушателей: обучающиеся 4 классов
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
Дата |
|
I |
Введение «Вот мы и в школе». |
4 |
|
|
1.1 |
«Здоровье и здоровый образ жизни» |
1 |
|
|
1.2 |
Правила личной гигиены |
1 |
|
|
1.3 |
Физическая активность и здоровье |
1 |
|
|
1.4 |
Как познать себя |
1 |
|
|
II |
Питание и здоровье |
5 |
|
|
2.1 |
Питание необходимое условие для жизни человека
|
1 |
|
|
2.2 |
Здоровая пища для всей семьи |
1 |
|
|
2.3 |
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени |
1 |
|
|
2.4 |
Секреты здорового питания. Рацион питания |
|
|
|
2.5 |
«Богатырская силушка» |
1 |
|
|
III |
Моё здоровье в моих руках |
7 |
|
|
3.1 |
Домашняя аптечка |
1 |
|
|
3.2 |
«Мы за здоровый образ жизни» |
1 |
|
|
3.3 |
Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» |
1 |
|
|
3.4 |
«Береги зрение с молоду». |
1 |
|
|
3.5 |
Как избежать искривления позвоночника |
1 |
|
|
3.6 |
Отдых для здоровья |
1 |
|
|
3.7 |
Умеем ли мы отвечать за своё здоровье |
1 |
|
|
IV |
Я в школе и дома |
6 |
|
|
4.1 |
«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» |
1 |
|
|
4.2 |
«Класс не улица ребята И запомнить это надо!» |
1 |
|
|
4.3 |
Кукольный спектакль «Спеши делать добро» |
1 |
|
|
4.4 |
Что такое дружба? Как дружить в школе? |
1 |
|
|
4.5 |
Мода и школьные будни |
1 |
|
|
4.6 |
Делу время , потехе час. |
1 |
|
|
V |
Чтоб забыть про докторов |
4 |
|
|
5.1 |
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься |
1 |
|
|
5.2 |
День здоровья «За здоровый образ жизни»
|
1 |
|
|
5.3 |
Кукольный спектакль Преображенский «Огородники» |
1 |
|
|
5.4 |
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности |
1 |
|
|
VI |
Я и моё ближайшее окружение |
4 |
|
|
6.1 |
Размышление о жизненном опыте |
1 |
|
|
6.2 |
Вредные привычки и их профилактика |
1 |
|
|
6.3 |
Школа и моё настроение |
1 |
|
|
6.4 |
В мире интересного. |
1 |
|
|
VII |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
4 |
|
|
7.1 |
Я и опасность. |
1 |
|
|
7.2 |
Игра «Мой горизонт» |
1 |
|
|
7.3 |
Гордо реет флаг здоровья
|
1 |
|
|
7.4 |
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
|
1 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Планируемые результаты
Личностные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Предметные:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Список литературы
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.