Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Согласована с заместителем директора по ВР __________ Ларионова А.А. «______»___________ 2020г |
|
Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 9» ________ М.В. Медведева Приказ № ____ от «_____»___________ 2020г |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Составитель:
Кочнева Татьяна Викторовна
2020 – 2021 учебный год
Планируемые результаты освоения программы
«Тропинка к своему Я»
Программа внеурочной деятельности по социальному, духовно - нравственному «Тропинка к своему Я» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 3 класс — 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Цели:
1. Поддержание и развитие в детях интереса к психологическим знаниям;
2. Формирование коммуникативных компетентностей.
Задачи:
1. Формировать у детей позитивную «Я» - концепцию и устойчивую самооценку, снизить уровень школьной тревожности;
2. Формировать устойчивую учебную мотивацию;
3. Создавать классный коллектив, через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
4. Формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;
5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Данная программа составлена на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Ключевые компетенции и универсальные учебные действия, которые формируются в процессе освоения курса
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|
Знать |
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. |
- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
осознавать собственную полезность и ценность; - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе. |
Уметь |
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде; - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. |
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни. |
- работать в группе, в коллективе. -получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и свертниками; - адекватно анализировать собственные проблемы. |
Применять |
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития |
- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов. |
- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. |
Планируемые результаты освоения программы
Регулятивные УУД:
-учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;
-учиться прогнозировать последствия своих поступков;
-определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными ис-
точниками информации;
-строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в различных источниках информации ( текст,
рисунок, фото);
-делать выводы в результате совместной работы в группе;
-учиться графически оформлять изучаемый материал;
-моделировать различные ситуации;
-усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
-учиться позитивно проявлять себя в общении;
-учиться договариваться и приходить к общему решению;
-учиться понимать эмоции и поступки других людей;
-овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
Содержание программы
Тема 1. Я - фантазёр
Цель:
- осознание детьми ценности умения фантазировать;
- развитие креативных способностей детей.
Занятие 1. Я – третьеклассник.
Цель:
- выявление мотивов обучения в школе;
- установление контакта между детьми.
Занятие 2 . Кого можно назвать фантазёром?
Цель: осознание детьми ценности умения фантазировать
Занятие 3 . Я умею фантазировать!
Цель: развитие креативных способностей детей
Занятие 4. Мои сны.
Цель: осознание детьми ценности умения фантазировать
Занятие 5 . Я умею сочинять!
Цель: развитие креативных способностей детей
Занятие 6. Мои мечты.
Цель: развитие креативных способностей детей
Занятие 7-8 . Фантазии и ложь.
Цель: работа с понятиями «правда и ложь».
Тема 2. Я и моя школа.
Цель:
- осознание детьми особенности позиции школьника;
- предоставление учащимся возможности отреагировать свои чувства в отношении учителя;
- оказание детям помощи в принятии учителя таким, какой он есть.
Занятие 9-10. Я и моя школа.
Цель: осознание детьми особенности позиции школьника
Занятие 11 . Что такое лень?
Цель: работа с понятием «лень».
Занятие 12 . Я и мой учитель?
Цель:
- предоставление учащимся возможности отреагировать свои чувства в отношении учителя;
- оказание детям помощи в принятии учителя таким, какой он есть.
Занятие 13. Как справиться с «Немогучками».
Тема 3. Я и мои родители.
Цель:
- помощь детям в осознании требований родителей, сопоставлении их со своими возможностями и желаниями;
- обучение детей способам разрешения конфликтов с родителями.
Занятие 14-15. Я и мои родители.
Цель: помощь детям в осознании требований родителей, сопоставлении их со своими возможностями и желаниями;
Занятие 16. Я умею просить прощения.
Цель: актуализация опыта детей просить прощения.
Занятие 17-18. Почему родители наказывают детей?
Цель: обучение детей способам разрешения конфликтов с родителями.
Тема 4. Я и мои друзья.
Цель:
- помощь детям в осознании качеств настоящего друга;
- помощь детям в осознании собственного умения дружить.
Занятие 19-20. Настоящий друг.
Цель: осознание качеств настоящего друга;
Занятие 21-22. Умею ли я дружить?
Цель: актуализация опыта детей дружить;
Занятие 23-24. Трудности в отношениях с друзьями.
Цель: осознание своих взаимоотношений с друзьями.
Занятие 25-27. Ссора и драка.
Цель:
- обсуждение конфликтных ситуаций;
- актуализация опыта детей в выходе из конфликтов.
Тема 5. Что такое сотрудничество?
Цель:
- формирование представления о понятии «сотрудничество»
Занятие 28. Что такое сотрудничество?
Цель: введение понятия «сотрудничество».
Занятие 29. Я умею понимать другого.
Цель: развитие эмпатии
Занятие 30-31. Я умею договариваться с людьми.
Цель: развитие навыков взаимодействия.
Занятие 32-33. Мы умеем договариваться сообща.
Цель: развитие навыков взаимодействия
Занятие 34. Что такое коллективная работа?
Цель: развитие навыков работы в группе.
СОДЕРЖАНИЕ
3 класс
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
|
1 |
Я - фантазёр |
8 |
|
2 |
Я и моя школа |
5 |
|
3 |
Я и мои родители |
5 |
|
4 |
Я и мои друзья. |
9 |
|
5 |
Что такое сотрудничество? |
7 |
|
|
Итого: |
34 |
|
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечания |
|
Раздел 1. Я – фантазёр |
8 |
|
|||
1.1 |
Я - третьеклассник |
1 |
|||
1.2 |
Кого можно назвать фантазёром? |
1 |
|||
1.3 |
Я умею фантазировать |
1 |
|||
1.4 |
Мои сны |
1 |
|||
1.5 |
Я умею сочинять |
1 |
|||
1.6 |
Мои мечты |
2 |
|||
Раздел 2. Я и моя школа |
5 |
||||
2.1-2.2 |
Я и моя школа |
2 |
|||
2.3 |
Что такое лень? |
1 |
|||
2.4 |
Я и мой учитель |
1 |
|||
2.5 |
Как справиться с «Немогучками»? |
1 |
|||
Раздел 3. Я и мои родители |
5 |
|
|||
3.1-3.2 |
Я и мои родители |
2 |
|||
3.3 |
Я умею просить прощения |
1 |
|||
3.4-3.5 |
Почему родители наказывают детей? |
2 |
|||
Раздел 4. Я и мои друзья |
9 |
||||
4.1-4.2 |
Настоящий друг |
2 |
|||
4.3-4.4 |
Умею ли я дружить? |
2 |
|||
4.5-4.6 |
Трудности в отношениях с друзьями |
2 |
|||
4.7-4.9 |
Ссора и драка |
3 |
|||
Раздел 5. |
7 |
|
|||
5.1 |
Что такое сотрудничество? |
1 |
|||
5.2 |
Я умею понимать другого |
1 |
|||
5.3-5.4 |
Я умею договариваться с людьми |
2 |
|||
5.5-5.6 |
Мы умеем договариваться сообща |
2 |
|||
5.7 |
Что такое коллективная работа? |
1 |
|||
Итого |
34 |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.