Программа внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология +2
12.12.2023
Программа внеурочной деятельности
программа для проектории и сайта новигатор.
Курс внеурочной деятельности «Химия в нашем доме» 8класс.docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение основная

общеобразовательная школа №22 городского округа города Райчихинска Амурской области

«Принято»

на заседании МО

Протокол №_1_от 29.08.2023 г.

 

 

 

                      «Утверждаю»

    Директор МОАУ ООШ№22

   ______________Ковшик В.А.

         Приказ №32 от 31.08.2023 г.

     

 

 

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Химия в нашем доме»

Ознакомительный уровень

Возраст обучающихся 14-15 лет

Срок реализации -1год

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель:

Малюшкина Наталья Григорьевна

Учитель биологии, химии,

1 квалификационной категории

 

 

 

 

г. Райчихинск, 2023год

 


 

Содержание

1.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.

1

1.1

Пояснительная записка

2

1.2

Цель и задачи программы

3

1.3

Содержание программы

5

1.4

Планируемые результаты

8

2.

Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»

9

2.1

Календарный учебный график

9

2.2

Условия реализации программы материально-техническое обеспечение

14

2.3

Формы аттестации

15

2.4

Оценочные материалы

16

2.5

   2.6.        

Методические материалы

Воспитательный план

17

     19

3

Список использованной литературы

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.Комплекс основных характеристик образования

I.1 Пояснительная записка

Программа « Химия в доме» детализирует содержание курса внеурочной деятельности, дает подробное распределение часов и последовательность изучения тем и разделов. 

Данная программа предназначена для учащихся 8 класса, позволяет расширить и углубить у учащихся практическое применение полученных теоретических знаний по химии. 

Авторская программа  рассчитана на 36 учебных часа (1 час в неделю), ориентирована на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами.

Данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).

Программа разработана с учѐтом нормативно-правовой базы:

 1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-Р);

3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;

 5.Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (разд. VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);

 7. Методических рекомендаций по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ ГАУ ДПО «АмИРО» от 14.02.2022 г.).

 

         8.Устав МОАУ ООШ №22

              9.  Учебного плана МОАУ ООШ № 22

 Актуальность программы в том, что она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, и тд. Ценность программы заключается в том, что учащиеся    с помощью кейс – технологий получат возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. 

Все инновационные педагогические технологии  изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результате обучения на будущую профессиональную деятельность. Данное утверждение и определяет актуальность применения «Кейс – метода» в практике образования. Кейс – технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач, позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя.

При разработке программы акцент делался на вопросы, которые в базовом курсе химии основной школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем. Задачи и упражнения подобраны так, что занятия по их осмыслению и решению проходят либо параллельно с изучаемым на уроках материалом, либо как повторение уже полученных знаний. 

Практическая значимость программы заключается в том, что с помощью кейс технологии удается активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

С помощью этого метода обучающие получат возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Новизна данной программы заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, с помощью проблемно-ситуативного обучения с использованием кейсов. Это позволяет строить обучение учащихся  8 класса с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни.

Педагогическая целесообразность программы «Химия в нашем доме», заключается в активизации у учащихся познавательного интереса    к предмету посредством экспериментальной и практической деятельности. И создании условий, способствующих систематизации, углублению и расширению биологических, экологических и метапредметных знаний, полученных во время обучения в общеобразовательной школе с целью подготовки учащихся к продолжению обучения и участию в олимпиадах и  конкурсах химической направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соответствует современным требованиям: в образовательном процессе используются все основные виды деятельности учащихся, содержание программы ориентировано на стимулирование познавательных процессов, формирование универсальных учебных действия, способствует  саморазвитию и самообразованию обучающихся.

 

 Адресат программы

Программа «Химия в нашем доме» рассчитана на учащихся  8 класса. 

Программа рассчитана на детей, которые заинтересованы в изучении предметов естественнонаучной направленности. 

-состав группы - постоянный

-особенности комплектования учебных групп - одновозростные группы

 Уровень программы, объем и сроки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на ознакомительном уровне.

Объем и срок реализации программы: программа рассчитана на 35  часов в год. 

1 полугодие – 16 недель 16 часов

2 полугодие – 20 недель 20 часов

Форма обучения - очная

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю, всего 1 час.

Одно занятие - 1 академический час (45 минут).

 Особенности организации образовательного процесса 

Особенностью организации образовательного процесса является: 

1.                 Использование современных данных из различных разделов химии. 

2.                 Формирование гибкого мышления у учащихся при изучении строение и свойств неорганических веществ   в повседневной жизни

 

 


1.2 Цель курса: расширение и углубление знаний по предмету, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 

 

Задачи :

1.  Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 

2.  Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: 

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; 

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;  — формирование социально адекватных способов поведения. 

3.  Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; 

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; 

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 

4.  Формирование умения решать творческие задачи. 

5.  Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). 

 1.3 Содержание учебной программы.

Учебный план

п/п

Название разделов и темы.  

Количество часов

 

Теория

Практика

Всего

Формы аттестации контроля

1 полугодие – 16 недель 16 часов

 

1.

Введение

1

-

1

Беседа

2.

Вещества

2

1

3

Беседа,опрос, зашита практ. работы

3.

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

2

2

4

Беседа, опрос, защита практ. работы, игра.

4

МЕТАЛЛЫ

 

7

1

8

Лекция,опрос, защита практ. работ., круглый стол

2 полугодие – 20 недель 20 часов

4.

МЕТАЛЛЫ

 

1

 

1

2

Беседа, опрос, защита практ. работы, игра.

5

НЕМЕТАЛЛЫ

11

2

13

Беседа, опрос, защита практ. работы, игра

6

ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ

2

 

2

Беседа, опрос, круглый тол

7

ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ

2

1

3

Беседа, опрос,, круглый стол.

 

Итого:

28

8

36

 

 

Содержание программы:

1.Введение-1ч. :   Вводное занятие.  Знакомство обучающихся с программой занятий. Цели и задачи, план работы объединения.  

Инструктаж техники безопасности на уроках химии.

ВЕЩЕСТВА (3 часа)

Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня, завтра.

Вещество, физические свойства веществ. 

Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

 Практическая работа № 1 «Способы разделения смесей».

 

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (4 часа)

Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.

Лабораторная работа № 1 «Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса, водорода цинком  в растворе соляной кислоты».

Лабораторная работа № 2 «Реакция обмена между карбонатом кальция и соляной кислотой, хлоридом бария и серной кислотой», «Реакция разложения гидроксида меди

(II)».

МЕТАЛЛЫ (10 часов)

 Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений

Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.

Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных.

Характеристика переходных элементов – меди, железа, алюминия по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.

Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. 

Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека.

Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы.

Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу ОГЭ).

Практическая работа № 2 «Качественные реакции на ионы металлов»

Практическая работа № 3 «Занимательные опыты с металлами.»

 

 


НЕМЕТАЛЛЫ (13 часов)

Неметаллы в природе. Использование природных ресурсов.

Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства неметаллов. Состав и свойства простых веществ – неметаллов. 

Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов.

Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы – окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществам.

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Решение заданий на составление уравнений химических реакций.

Практическая работа № 4 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

 

ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ (2 часа)

Состав и средства современных и старинных средств гигиены, роль химических знаний в грамотном выборе этих средств; полезные советы по уходу за полостью рта.

Основные составляющие здорового образа жизни. Правила поддержания здорового образа жизни. Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.

 

ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ (4 часов)

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. 

Вода. Вода в масштабах планеты. Очистка питьевой воды.

Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия.

Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Защита атмосферы от загрязнения.

Нефть и нефтепродукты. Нефть как топливо. Загрязнения мировых водоемов. Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.

 

 

 

1.4  Планируемые результаты освоения содержания курса

 

являются:

-  в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, 

-  планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами

в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности, описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты; классифицировать изученные объекты и явления; давать определения изученных понятий;

 

 

 

-умение определять средства, генерировать идеи, необходимые для их реализации; - владение универсальными естественно-научными способами деятельности: измерение, наблюдение, эксперимент, учебное исследование;

-         умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

-         использовать различные источники для получения химической информации.

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1 Календарный учебный график

Год
обучения

Начало
занятий/окончание занятий

Каникулы

Кол-во учебных
недель

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1 год

12.09.2023/31.05.2024

31.12.2023/

09.01.2024

36

36

36

1 раз в неделю по 1часу

 (45 мин.)

 

 

 

 

п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Тема занятия

Колво часов

 

«Точка роста»

                                                 1 полугодие 16 недель – 16 часов.   

 

 

 

 

 

I.         Вещества  

3

 

1.

09

12

Лекция с элементами беседы

Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня, завтра.

1

Демонстрацион-ное

оборудование

2.

09

19

Лекция с элементами беседы

Вещество, физические свойства веществ. 

Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. 

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт.

3.

09

26

Практическая работа

Практическая             работа            №             1 «Способы разделения смесей».

 1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплект посуды и оборудования для

ученических опытов

(физика, химия,),

комплект химических

 реактивов

 

 

 

 

II.        Химические реакции

4

 

4.

10

3

Лекция с элементами беседы

Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам.

Электролитическая диссоциация. 

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

5.

10

10

Лекция с элементами беседы

Электролиты и неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.

 1

Демонстрационное

оборудование

6.

10

17

Лаборат.

Работа

Лабораторная работа № 1 «Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса, водорода цинком  в растворе соляной кислоты».

 

 1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплект посуды и оборудования для

ученических опытов

(физика,химия,),

комплект химических

 реактивов

7.

10

24

Лаборат.

Работа

Лабораторная работа № 2 «Реакция обмена между карбонатом кальция и соляной кислотой, хлоридом бария и серной кислотой», «Реакция разложения гидроксида меди (II)».

 1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплект посуды и оборудования для

ученических опытов

(физика, химия),

комплект химических

 реактивов

 

 

 

 

III.      Металлы.

10

 

8.

10

31

Лекция с элементами беседы

Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

9.

11

7

Лекция с элементами беседы

Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим. реакт

10.

11

14

Лекция с элементами беседы

Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных

 1

Демонстрационное

оборудование

11.

11

21

Лекция с элементами беседы

Характеристика переходных элементов – меди, железа, алюминия по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

12.

11

28

Лекция с элементами беседы

Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов.  

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

13.

12

5

Урок-игра

Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека.

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

14.

12

12

Круглый стол.

Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы.

 1

Комплект коллекций из

 списка

15.

12

19

Лекция с элементами беседы

Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу ОГЭ).

 1

Демонстрационное

 оборудование

16

12

26

Практич.

работа

Практическая работа №3 «Занимательные реакции с металлами».

1

Коллекция химических реактивов

 

                                                                            2 полугодие 20 недель(20 часов)

17.

01

9

Практич.

Работа

Практическая работа № 4 «Качественные реакции на ионы металлов»

 1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплект посуды и оборудования для

ученических опытов

(физика, химия),

комплект химических

реактивов

 

 

 

 

IV.      Неметаллы  

13

 

18.

01

16

Круглый стол

Неметаллы в природе. Использование природных ресурсов.

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

19.

01

23

Лекция с элементами беседы

Строение атомов неметаллов. 

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

20.

01

30

Лекция с элементами беседы

Строения молекул неметаллов. 

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

21.

02

6

доклады

Физические свойства неметаллов. 

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт Интернет ресурсы

 

22.

02

13

Лекция с элементами беседы

Состав            и             свойства             простых             веществ          – неметаллов. 

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

23.

02

20

Лекция с элементами беседы

Ряд электроотрицательности неметаллов. 

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

24.

02

27

Лекция с элементами беседы

Химические свойства неметаллов.

 1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплект посуды и оборудования для

ученических опытов

(физика, химия,)

Комплект

химических реактивов

25.

03

5

Видео-урок

Практическая            шкала электроотрицательности атомов. 

      1   

Интернет ресурсы

26.

03

12

Лекция с элементами беседы

Неметаллы – окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществам.

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

27.

03

19

Лекция с элементами беседы

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

28.

03

26

Лекция с элементами беседы

Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

29.

04

2

Урок решение задач.

Решение заданий на составление уравнений химических реакций.

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

30.

04

9

Практич.

Работа

Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

 1

Цифровая лаборатория по химии (базовый уровень), комплект посуды и оборудования длученических опытов

(физика, химия,),

комплект химических

 реактивов

 

 

 

 

V. Химия и здоровье

2

 

31.

04

16

Лекция с элементами беседы

Состав и средства современных и старинных средств гигиены, роль химических знаний в грамотном выборе этих средств; полезные советы по уходу за полостью рта.

 1

Демон. оборуд.

Коллекц. хим.реакт

32.

04

23

Круглый стол

Основные составляющие здорового образа жизни. Правила поддержания здорового образа жизни. Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.

 1

Интернет ресурсы.

 

 

 

 

VI. Химия и экология

4

 

33.

04

30

доклады

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. 

 1

Интернет ресурсы

34.

05

7

Конференция

Вода. Вода в масштабах планеты. Очистка питьевой воды.

 1

Интернет ресурсы

35.

05

14

Круглый стол

Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Защита атмосферы от загрязнения.

 1

Интернет ресурсы

36.

05

28

Круглый стол.

Нефть и нефтепродукты. Нефть как топливо.

Загрязнения мировых водоемов.

Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.

 1

Комплект коллекций из

 списка

 

2.2 Условия реализации программы.

Для проведения занятий имеется отдельный кабинет. Оснащение процесса обучения, согласно программы, обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

Кадровое обеспечение: Учитель первой квалификационной категории, стаж работы 16 лет, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями , умениями и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, представленное по рекомендации директора учреждения, в порядке исключения, на должность педагога дополнительного образования .

 

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Учебники по различным разделам химии.

Учебные пособия: рабочая тетрадь, дидактические материалы, сборники контрольных работ по химии. 

Научная, научно-популярная, историческая литература.

Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники по химии).

Методические пособия для учителя.

Печатные пособия:

- Таблицы

- Рисунки

- Плакаты

- Портреты ученых

Информационные средства:

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, презентации.

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых  тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Инструментальная среда по химии.

Технические средства обучения:

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

- персональный компьютер - рабочее место педагога;

- интерактивная доска;

- проектор;

- ноутбук "Packard bell";

- шкафы секционные для хранения литературы и демонстрационного оборудования;

- стенд.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

-аудиторная доска                          - пробирка стеклянная

- лупа                                               - стекло покровное 20/20

- фолендоскоп                                - стекло предметное

- микроскоп учебный                   - цилиндр мерный с носиком

- капельница с пипеткой              - чашка Петри 50

- палочка стеклянная                       - штатив для пробирок

2.3 Формы аттестации:

Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

 Цель предварительного контроля (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень познавательной активности и присущие учащимся индивидуально психологические качества, которые способствуют успешности обучения. Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет наметить стратегии обучения предмету. 

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения знаниями, процессе становления и развития критического восприятия. Этот контроль должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.

Итоговый контроль направлен на установление уровня владения материала. Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение, прежде всего уровня личностной компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с достаточной степенью объективности оценить результаты обученности каждого учащегося.

Эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям дидактики и методики обучения. Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются его объективность, регулярность (интенсивность работы учащихся и длительность сохранения в памяти усвоенного материала во многом зависят от частоты и регулярности контроля), дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий. 

Контроль знаний и умений учащихся творческого курса «Химия в нашей жизни» строится с соблюдением следующих условий: 

- создание для каждого учащегося ситуации успеха и уверенности; гарантирование каждому обучающемуся права на ситуацию успеха,

- своевременное проведение контроля знаний и умений каждого учащегося. 

Формы итогового контроля:

- собеседование;

- круглый стол;

 Способы определения результативности

Диагностика успешности овладения учащимися содержания программы осуществляется на всем протяжении реализации программы.

В программе используются различные формы контроля – предварительный, текущий, промежуточный и итоговый.

Как показатели результативности программы также учитываются творческие достижения учащихся.

2.4 Оценочные материалы

Как оценочные материалы применяются карточки, тестирование, участие в круглых столах и конференциях, зашита практических работ, изготовление гербариев.  Баллы 0, 1 – низкий уровень ЗУН показанных обучающимся в ходе проверки.   

         Ответ неверный

         Понятийным аппаратом не владеет, путается в понятиях и определениях

         Работа выполнена с помощью педагога

         Работа очень проста

         Работа выполнена неаккуратно

         Работа по образцу

Баллы 2, 3 – средний уровень ЗУН показанных обучающимся в ходе проверки.

         Ответ правильный, не достаточно полный (точный)

         Не достаточное владение понятийным аппаратом

         Работает самостоятельно с небольшой помощью педагога

         Работа достаточно сложная

         Работа содержит незначительные технологические дефекты

         Работа по образцу с элементами творчества

Баллы 4, 5 – высокий уровень ЗУН показанных обучающимся в ходе проверки.

         Ответ правильный, полный, самостоятельный

         Владеет понятийным аппаратом

         Работа выполняется самостоятельно без помощи педагога

         Высокая сложность работы

         Удачное цветовое решение

         Работа выполнена аккуратно, с соблюдением технологических нюансов

         Креативный подход к выполнению работы

Каждый учащийся оценивается индивидуально по каждому показателю.

 

2.5 Методические материалы

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

- практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),

- проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),

- методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- познавательные игры,

-  учебные дискуссии,

-  разъяснение,

-  поощрение и порицание.

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуальная, индивидуально-групповая.

Формы организации занятий: защита проектной работы, круглый стол, практическая работа, традиционное занятие.

Использование электронных образовательных ресурсов:

    -  Знакомство с понятием проект:

- https://www.culturepartnership.eu/publishing/project-management/lecture-17-2

- https://project.dovidnyk.info/index.php/obschie-upravlenie-proektami/151-chto_takoe_proekt_

- https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=15149

- Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности:

-https://studme.org/1008122421334/menedzhment/tipy_vidy_proektov

- https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=15149

- Понятие проблемы проекта:

- https://kp-tts.ru/problema-issledovaniya-problema-issledovatelskoi-raboty-i-proekta-opredelenie.html

- https://www.kadrof.ru/st_pf.shtml

Педагогические технологии:

     - группового обучения

- технология индивидуализации

- технология проблемного обучения

- технология исследовательской деятельности

- здоровьесберегающая технология

Методический и дидактический материал по программе:

- образцы работ,

     - плакаты,

- шаблоны,

     - презентации с применением компьютера,

- конспекты занятий

- лабораторное оборудование,

- микроскопы.

2.6.Воспитательная Работа.

1. Цель и особенности организуемого воспитательного процесса.

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МОАУ ООШ №22 – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.

В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.

Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

8) организовывать профориентационную работу со школьниками;

9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

Формы и содержание деятельности

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в спортивном и естественно-научном объединениях детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

Естественно-научное направление. Курс внеурочной деятельности «Проектория» направлен на раскрытие творческого, умственного потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, развитие гражданской позиции, через знание экологических проблем, развитие навыков здорового образа жизни, через знание биологии, умений работать в команде.

 

2.7. Календарный план воспитательной работы.

п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Сроки

поведения

 

Сентябрь

1

День солидарности в борьбе с терроризмом.

Беседа

Первая неделя месяца

2

День пожилого человека.

Разработка мини- проекта поздравления

Последняя неделя месяца

 

Октябрь

3

Праздничные мероприятия, посвящённые Дню Учителя

Разработка мини- проекта поздравления

Первая неделя месяца

 

Ноябрь

4

День народного единства

Беседа, разработка открытки

Первая неделя месяца

 

Декабрь

5

День героев Отечества

разработка открытки

Первая неделя месяца

6

Новый год

Разработка мини- проекта

Последняя неделя месяца

 

Февраль

7

День защитника отечества

Разработка мини- проекта

Вторая неделя месяца

 

Март

 

8 марта

Разработка мини- проекта

Первая неделя месяца

 

Май

 

Великая Война

Разработка группового проекта

В течении месяца

 

Планируемые результаты:

1) реализуют воспитательные возможности общешкольных ключевых дел;

2) примут  активное участие в классных сообществах и в жизни школы;

3) вовлекут школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализуются их воспитательные возможности;

4) используют в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5) инициируют и поддержут ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

6) поддержут деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

7) организують для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

8) организуют профориентационную работу со школьниками;

9) организуют работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

10) улучшат предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

11) улучшат работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

 

 

 

Список используемой литературы( для учащихся)

 

1.Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – М.: Просвещение, 2011.

            2.Глебова В.Д. Организация и проведение экологического практикум. школьниками:  методические рекомендации/В.Д. Глебова, Н.В.Позднякова. –

  Ульяновск: УИПКПРО, 2007

              3.Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и                внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005

 

             Список литературы для педагога:

 

1.Арский Ю.М., Данилян В.И. и др. «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать»: учебное пособие. М., МНЭПУ, 1997.

2.Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – М.: Просвещение, 2011.

3.Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. – Воронеж, 1997.

4.Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение, 2012.

5.Глебова В.Д. Организация и проведение экологического практикума со школьниками: методические рекомендации/В.Д. Глебова, Н.В.Позднякова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007

6.Гречушникова Т.Ю. Программа внеурочной деятельности «Биосфера. Экология. Здоровье». [Текст]: методические рекомендации /Т.Ю. Гречушникова, Е.В. Спирина. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017.

 

Список литературыдля родителей:

 

1.Гречушникова Т.Ю. Программа внеурочной деятельности «Эколого-краеведческие квесты». [Текст]: методические рекомендации /Т.Ю. Гречушникова, Е.В. Спирина. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2017.

2.Спирина Е.В. Практикум по дисциплине «Прикладная гидробиология»: учебное пособие. Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2012.

3.Спирина Е.В. Программа внеурочной деятельности «Человек среди людей».

              методические рекомендации для учителей биологии / Е.В. Спирина, Центр ОСИ .

             2015.                                     

4.Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

Содержание 1. Раздел 1

Содержание 1. Раздел 1

Раздел 1.Комплекс основных характеристик образования

Раздел 1.Комплекс основных характеристик образования

Актуальность программы в том, что она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности

Актуальность программы в том, что она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности

Уровень программы, объем и сроки

Уровень программы, объем и сроки

Цель курса: расширение и углубление знаний по предмету, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной…

Цель курса: расширение и углубление знаний по предмету, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной…

ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ 2 2

ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ 2 2

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности

НЕМЕТАЛЛЫ (13 часов) Неметаллы в природе

НЕМЕТАЛЛЫ (13 часов) Неметаллы в природе

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

II. Химические реакции 4 4

II. Химические реакции 4 4

Лекция с элементами беседы

Лекция с элементами беседы

Практич. РаботаПрактическая работа № 4 «Качественные реакции на ионы металлов» 1

Практич. РаботаПрактическая работа № 4 «Качественные реакции на ионы металлов» 1

Комплект химических реактивов 25

Комплект химических реактивов 25

Лекция с элементами беседы

Лекция с элементами беседы

Научная, научно-популярная, историческая литература

Научная, научно-популярная, историческая литература

Эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям дидактики и методики обучения

Эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям дидактики и методики обучения

Методические материалы Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: - словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), - наглядные (иллюстрация, демонстрация и др

Методические материалы Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: - словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), - наглядные (иллюстрация, демонстрация и др

Цель и особенности организуемого воспитательного процесса

Цель и особенности организуемого воспитательного процесса

В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций

В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов

Список используемой литературы( для учащихся) 1

Список используемой литературы( для учащихся) 1

Спирина Е.В. Программа внеурочной деятельности «Человек среди людей»

Спирина Е.В. Программа внеурочной деятельности «Человек среди людей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023