Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО точных наук «____»_____________2022 г. Протокол № _______ _____________________________ К.Г. Хомук
|
«СОГЛАСОВАНО» заместитель директора школы по УВР «____»_____________2022 г.
_____________________________ Т.Н. Марсакова
|
«СОГЛАСОВАНО» методист по ВР «____»_____________2022 г.
_____________________________ Е.К.Горгопко
|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Алгебра плюс»
11 класс
учитель математики высшей квалификационной
категории Хомук Ксения Геннадьевна
2022 – 2023 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«АЛГЕБРА плюс »:
· закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
· умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
· создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний.
ЗАДАЧИ КУРСА:
· повысить уровень математического и логического мышления обучающихся;
· способствовать приобретению исследовательских компетенций в решении математических задач;
· развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;
· дать ученику возможность реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности.
Воспитательное назначение курса. Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«АЛГЕБРА плюс»:
Личностные:
· мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
· готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
· навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию
Обучающийся получит возможность для формирования:
· умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
· критичности мышления, умения распознавать логически некорректныевысказывания, отличать гипотезу от факта;
· креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;
· умения контролировать, планировать процесс и результат учебной математическойдеятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· формулировать учебную задачу;
· выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Обучающийся получит возможность научиться:
· предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
· выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
· осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
· концентрировать волю для преодоления затруднений.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
· использовать общие приемы решения задач;
· применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
· уметь находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве интернета, информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
· принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
· устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные) и выводы;
· использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
· видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
· выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
· планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
· осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· определять возможные роли в совместной деятельности;
· играть определенную роль в совместной деятельности;
· определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательнойдеятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
· определять цели, распределять функции и роли участников;
· взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общие решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
· разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
· координировать и принимать различные позиции взаимодействия;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название раздела |
Количество отводимых часов |
1. Введение |
1 |
2. Иррациональные алгебраические задачи в ЕГЭ |
12 |
3. Модули в ЕГЭ |
5 |
4. Задачи с параметрами в ЕГЭ |
14 |
5. Зачёт по материалу, изученному за курс. Итоговое занятие. |
2 |
Итого за год |
34 |
Используемые виды деятельности: лекции, семинары, практикумы по решению задач, дискуссии. Доминантной же формой работы ученика должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Образовательный продукт Вид мониторинга
|
Форма проведения
|
1 |
Введение |
1 час |
|
лекция |
|
Иррациональные алгебраические задачи в ЕГЭ |
12 часов |
|
|
2 |
Иррациональные алгебраические выражения и уравнения. Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями. |
1 час |
|
лекция
|
3 4 |
Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки. метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами. |
2 часа |
|
практикум
|
5 6 |
Сведение иррациональных и рациональных уравнений к системам. |
2 часа |
|
практикум
|
7 8 |
Освобождение от кубических радикалов. |
2 час |
Самостоятельная работа по теме «Решение иррациональных уравнений» |
семинар- практикум
|
9 |
Иррациональные неравенства |
1 час |
|
семинар- практикум
|
10 11 |
Решение иррациональных неравенств |
2 часа |
|
практикум, защита решений
|
12 13 |
Смешанные системы с двумя переменными. |
2 часа |
|
Исследовательская работа
|
|
Модули в ЕГЭ |
5 часов |
|
|
14
|
Уравнения вида| f (x)| = а, f |x| = а, гдеа Î R, | f (x)| = g (x) и | f (x)| = | g (x)| |
1 час |
|
лекция, практикум
|
15 |
Метод замены переменных при решении уравнений, содержащих абсолютные величины |
1 час |
|
семинар- практикум
|
16 |
Метод интервалов при решении уравнений, содержащих абсолютные величины. Уравнения вида|f1(x)|±|f2(x)|±…±|fn(x)| = a, где а Î R, |f1(x)|±|f2(x)|±…±|fn(x)| = g(x) |
1 час |
|
семинар- практикум
|
17 |
Способ последовательного раскрытия модуля при решении уравнений, содержащих «модуль в модуле» |
1 час |
|
практикум
|
18 |
Использование свойств абсолютной величины при решении уравнений |
1 час |
Самостоятельная работа по теме «Решение уравнений с модулем» |
семинар- практикум
|
|
Задачи с параметрами в ЕГЭ |
14 часов |
|
|
19 |
Аналитический подход. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами. Параметры в ЕГЭ |
1 час |
|
лекция
|
20 21 |
Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов. |
2 час |
|
семинар- практикум |
22 23 |
Задачи с модулями и параметрами. Критические значения параметра. |
2 часа |
Самостоятельная работа по теме «Задачи с параметрами» |
практикум, защита решений
|
24 25 |
Метод интервалов в задачах с параметрами. |
2 часа |
|
исследова- тельская работа
|
26 27 |
Замена в задачах с параметрами. |
2 часа |
|
практикум
|
28 |
Метод разложения в задачах с параметрами. Разложение с помощью разрешения относительно параметра. |
1 час |
|
семинар- практикум
|
29 30 |
Метод координат в задачах с параметрами. Графические методы решения и исследования в задачах с параметрами. |
2 часа |
|
исследова- тельская работа
|
31 32 |
Применение производной при анализе и решении задач с параметрами. |
2 часа |
|
семинар- практикум
|
33 34 |
Зачёт по материалу, изученному за курс |
2 часа |
|
круглый стол
|
|
Итого |
34 часа |
|
|
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
По итогам изучения курса обучающиеся в конце года получают зачет при
условии:
· посещено не менее 75% занятий;
· участие в конкурсах по математике;
· участия в процедуре анкетирования;
· наличие листов самооценки.
Приложение.
АНКЕТА (на конец года)
1. Вы выбрали этот курс, потому что:
а) Математика везде нужна;
б) Интересно решать задачи;
в) Люблю вычислять;
г) Хочу научиться мыслить логически;
д) Хочу научиться мыслить образно;
е) Хочу иметь пространственное мышление;
ж) Нравятся уроки учителя.
2. Если вы испытывали трудности при выполнении заданий, то:
а) Старались их преодолеть;
б) Обращались за помощью;
в) Бросали это занятие.
3. Испытывали ли вы удовлетворение:
а) От понимания трудного материала;
б) От решения сложных задач;
в) От поиска других способов решения;
г) От построения графиков;
д) От решения примеров с большим количеством действий.
4. Почему вы хотели изучать математику на продвинутом уровне:
а) Интересно;
б) Чтобы больше знать;
в) Заставляют родители;
г) Буду поступать в ВУЗ;
д) Нужно для профессии.
5. Вы часто рассказывали о занятиях своим родителям, друзьям, одноклассникам:
а) не рассказывал;
б) редко;
в) рассказывал.
Литература
1. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. – М.: ВЗМШ при МГУ, 1983.
2. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ. 11кл. – М.: Просвещение, 1993.
3. Гайдуков И.И. Абсолютная величина. – М.: Просвещение, 1968.
4. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. М.: Просвещение, 1995.
5. Говоров В.М. и др. Сборник конкурсных задач по математике.– М.: Просвещение, 1983.
6. Мерзляк А.Г. и др. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса,2001.
7. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2000.
8. Нешков К.И. и др. Множества. Отношения. Числа. Величины. – М.: Просвещение, 1978.
9. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике. –М.: Просвещение, 1995.
10. Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995.
11. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике 10 –11 кл. – М.: Просвещение, 1989.
12. Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».
13. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.