Программа внеурочной деятельности "Алгебра плюс"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной деятельности для учащихся 11 класса
Иконка файла материала Алгебра плюс 11 2022-2023 (1).docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова»

 

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО точных наук

«____»_____________2022 г.

Протокол № _______

_____________________________

К.Г. Хомук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора школы по УВР

«____»_____________2022 г.

 

_____________________________

Т.Н. Марсакова

 

«СОГЛАСОВАНО»

методист по ВР

«____»_____________2022 г.

 

_____________________________

Е.К.Горгопко

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Алгебра плюс»

11 класс

 

 

учитель математики высшей квалификационной

категории  Хомук Ксения Геннадьевна

 

 

2022 – 2023 уч. год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«АЛГЕБРА плюс »:

 

·        закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.

·        умение  применять  полученные  навыки  при  решении  нестандартных  задач  в других   дисциплинах.

·        создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний.

ЗАДАЧИ КУРСА:

·        повысить  уровень  математического  и  логического  мышления  обучающихся;

·        способствовать приобретению исследовательских компетенций в решении математических задач;

·        развить интерес и положительную мотивацию изучения математики;

·        дать ученику возможность реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности.

 

Воспитательное назначение курса. Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«АЛГЕБРА плюс»:

 

Личностные:

·        мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

·        готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

·        навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

·        готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию

Обучающийся получит возможность для формирования:

·        умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

·        критичности мышления, умения распознавать логически некорректныевысказывания, отличать гипотезу от факта;

·        креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;

·        умения контролировать, планировать процесс и результат учебной математическойдеятельности;

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится: 

·        формулировать учебную задачу;

·        выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·        планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Обучающийся получит возможность научиться:

·        предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

·        выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

·        осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;

·        концентрировать волю для преодоления затруднений.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·        самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

·        использовать общие приемы решения задач;

·        применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;

·        уметь находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве интернета, информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; 

·        принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные) и выводы;

·        использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

·        видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

·        выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

·        планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

·        осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·        определять возможные роли в совместной деятельности;

·        играть определенную роль в совместной деятельности;

·        определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;  

·        строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательнойдеятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

·        организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

·        определять цели, распределять функции и роли участников;

·        взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общие решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

·         прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

·        разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

·        координировать и принимать различные позиции взаимодействия;

·        аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения совместной деятельности.

 

  

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Название раздела

Количество отводимых часов

1. Введение 

1

2. Иррациональные алгебраические задачи в ЕГЭ

12

3. Модули в ЕГЭ

5

4. Задачи с параметрами в ЕГЭ

14

5. Зачёт по материалу, изученному за курс. Итоговое занятие.

2

Итого за год

34

 

Используемые виды деятельности: лекции, семинары, практикумы по решению задач, дискуссии. Доминантной же формой работы ученика должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Успешность усвоения курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы ученика.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Образовательный продукт

Вид мониторинга

 

Форма проведения

 

1

Введение

1 час

 

лекция

 

Иррациональные алгебраические задачи в ЕГЭ

12 часов

 

 

2

Иррациональные алгебраические выражения и уравнения. Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями.

1 час

 

лекция

 

3

4

Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки. метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.

2 часа

 

практикум

 

5

6

Сведение иррациональных и рациональных уравнений к системам.

2 часа

 

практикум

 

7

8

Освобождение от кубических радикалов.

2 час

Самостоятельная работа по теме «Решение иррациональных уравнений»

семинар-

практикум

 

9

Иррациональные неравенства

1 час

 

семинар-

практикум

 

10

11

Решение иррациональных неравенств

2 часа

 

практикум,

защита

решений

 

12

13

Смешанные системы с двумя переменными.

2 часа

 

Исследовательская работа

 

 

Модули в ЕГЭ

5 часов

 

 

14

 

Уравнения вида| f (x)| = а,

f |x| = а, гдеа Î R, | f (x)| = g (x) и

| f (x)| = | g (x)|

1 час

 

лекция,

практикум

 

 

15

Метод замены переменных при

решении уравнений, содержащих

абсолютные величины

1 час

 

семинар-

практикум

 

16

Метод интервалов при решении уравнений, содержащих абсолютные величины. Уравнения

вида|f1(x)|±|f2(x)±|fn(x)| = a, где

а Î R, |f1(x)|±|f2(x)±|fn(x)| = g(x)

1 час

 

семинар-

практикум

 

17

Способ последовательного

раскрытия модуля при решении

уравнений, содержащих «модуль

в модуле»

1 час

 

практикум

 

18

Использование свойств абсолютной величины при решении

уравнений

1 час

Самостоятельная работа по теме «Решение уравнений с модулем»

семинар-

практикум

 

 

Задачи с параметрами в ЕГЭ

14 часов

 

 

19

Аналитический подход. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами. Параметры в ЕГЭ

1 час

 

лекция

 

20

21

Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов.

2 час

 

семинар-

практикум

22

23

Задачи с модулями и параметрами. Критические значения параметра.

2 часа

Самостоятельная работа по теме «Задачи с параметрами»

практикум,

защита

решений

 

24

25

Метод интервалов в задачах с параметрами.

2 часа

 

исследова-

тельская

работа

 

26

27

Замена в задачах с параметрами.

2 часа

 

практикум

 

28

Метод разложения в задачах с параметрами. Разложение с помощью разрешения относительно параметра.

1 час

 

семинар-

практикум

 

29

30

Метод координат в задачах с параметрами. Графические методы решения и исследования в задачах с параметрами.

2 часа

 

исследова-

тельская

работа

 

31

32

Применение производной при анализе и решении задач с параметрами.

2 часа

 

семинар-

практикум

 

33

34

Зачёт по материалу, изученному за курс

2 часа

 

круглый

стол

 

 

Итого

34 часа

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

По итогам изучения курса обучающиеся в конце года получают зачет при

условии: 

·        посещено не менее 75% занятий;

·        участие в конкурсах по математике;

·        участия в процедуре анкетирования;

·        наличие листов самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

АНКЕТА (на конец года)

 

1. Вы выбрали этот курс, потому что:

а) Математика везде нужна; 

б) Интересно решать задачи; 

в) Люблю вычислять;   

г) Хочу научиться мыслить логически; 

д) Хочу научиться мыслить образно; 

е) Хочу иметь пространственное мышление; 

ж) Нравятся уроки учителя.

 

2. Если вы испытывали трудности при выполнении заданий, то:

а) Старались их преодолеть; 

б) Обращались за помощью; 

в) Бросали это занятие.

 

3. Испытывали ли вы удовлетворение:

а) От понимания трудного материала; 

б) От решения сложных задач; 

в) От поиска других способов решения; 

г) От построения графиков; 

д) От решения примеров с большим количеством действий.

 

4. Почему вы хотели изучать математику на продвинутом уровне:

а) Интересно; 

б) Чтобы больше знать; 

в) Заставляют родители; 

г) Буду поступать в ВУЗ; 

д) Нужно для профессии.

 

5. Вы часто  рассказывали о занятиях своим родителям, друзьям, одноклассникам:

а) не рассказывал;

б) редко;

в) рассказывал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. – М.: ВЗМШ при МГУ, 1983.

2. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ. 11кл. – М.: Просвещение, 1993.

3. Гайдуков И.И. Абсолютная величина. – М.: Просвещение, 1968.

4. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. М.: Просвещение, 1995.

5. Говоров В.М. и др. Сборник конкурсных задач по математике.– М.: Просвещение, 1983.

6. Мерзляк А.Г. и др. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса,2001.

7. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2000.

8. Нешков К.И. и др. Множества. Отношения. Числа. Величины. – М.: Просвещение, 1978.

9. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике. –М.: Просвещение, 1995.

10. Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995.

11. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике 10 –11 кл. – М.: Просвещение, 1989.

12. Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».

13. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.


 

Посмотрите также