1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по правилам дорожного движения для 5-9 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
5. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
6. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
2.Цель программы
Формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.
3 . Задачи программы:
1. Обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
2. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
4. Воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.
4. Общая характеристика программы.
Программа способствует:
· умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
· нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
· эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
· трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе,
· физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
5.Описание места программы «Безопасные дороги» в учебном плане
Реализация программы достигается путём рациональной теоретической подготовки и закрепления знаний с помощью практических занятий.
· Срок реализации программы – 1 год.
· Программа рассчитана на детей от 9-15 лет.
· Общее количество часов в год – 34 часа
· Количество часов в неделю – 1 час.
· Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 40 минут.
6.Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Программа «Безопасные дороги » направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры, принцип деятельностного подхода и воспитательные результаты.
7.Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Безопасные дороги» обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Результаты |
Планируемые результаты (характеристики) ООП |
Личностные УУД
|
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на безопасность; - осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
Познавательные УУД
|
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. |
Коммуникативные УУД |
-проявлять активность во взаимодействиидля решения коммуникативных и познавательных задач; - обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество; |
Регулятивные УУД
|
- формулировать и удерживать учебную задачу, - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; |
Учащиеся начальной школы к концу обучения должны:
знать:
· сигналы светофора;
· виды транспорта;
· причины ДТП;
· правила движения на велосипеде;
· правила движения по дороге.
уметь:
· ориентироваться в дорожных ситуациях;
· оценивать свое поведение на дороге;
· объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Основная часть
Содержание учебного материала по программе «Безопасные дороги» 5-9 кл
5 кл
|
Тема урока |
Кол-во часов |
дата |
|
1 |
Правила перехода улиц и дорог |
|
|
|
2 |
Дорога в школу. Игра «Мы – пешеходы» |
|||
3 |
Безопасные маршруты «Дом – школа – дом» |
|||
4 |
Правила движения пешеходов по тротуару. |
|||
5 |
Сигналы, регулирующие дорожное движение. |
|||
6 |
Правила поведения на пешеходной дорожке |
|||
7 |
Решение задач, карточек по ПДД. |
|||
8-9 |
Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины. |
|||
|
|
|||
10 |
Как избежать неприятностей на дороге |
|||
11 |
Интерактивный кроссворд: «Дорожные ситуации» |
|||
|
|
|||
|
|
|||
12 |
Проектная работа: «Дорога в школу». |
|||
13 |
Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов |
|||
14 |
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. |
|||
15 |
Безопасность на дорогах в летние каникулы |
|||
16 |
Путешествие в страну дорожных знаков. |
|||
17 |
Экскурсия «Читаем дорожные знаки» |
|||
18-19 |
Творческое занятие «Сказка о дорожных знаках» |
|||
20 |
Каким был первый транспорт? |
|||
21 |
Виды транспортных средств. |
|||
22 |
Посадка и высадка пассажиров. |
|
|
|
23 |
Сигналы, подаваемые водителями автомобилей |
|||
24 |
Места для игр и отдыха. |
|||
25 |
Интерактивная викторина «Дорожные знаки в загадках» |
|||
26 |
Ты – начинающий велосипедист. |
|||
27-28 |
Когда ты становишься водителем. |
|||
29 |
Конкурс «Знайка ПДД» |
|||
30 |
Игра: «Регулировщик движения» |
|||
31 |
Тесты на знание ПДД |
|||
32 |
Мероприятие «Красный, желтый, зеленый» |
|||
33 |
Викторина «Знатоки ПДД» |
|||
34 |
Праздник «Знай правила движенья, как таблицу умноженья». |
6 кл
|
|
|
Дата проведения |
1. |
Улица полна неожиданностей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Сигналы регулирования дорожного движения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
КВН «Транспорт и правила поведения в нём» |
|
|
24. |
Будь внимательным и осторожным |
|
|
25. |
Клуб внимательных пешеходов. |
|
|
|
Про разметку на дороге. |
|
|
|
Перекрёсток. |
|
|
|
Маленькие секреты транспорта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 кл
№ урока |
Тема урока |
|
|
|
Дата проведения |
||
Улица полна неожиданностей |
|||
1. |
Зачем нужно знать ПДД. |
|
|
2. |
|
|
|
3. |
Безопасность на улице. |
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
Правила дорожного движения |
|||
6. |
Обязанности пешеходов. |
|
|
7. |
Сигналы светофора. |
|
|
8. |
Пешеходные переходы. |
|
|
9. |
Правила поведения на улице. |
|
|
10. |
ГИБДД-помощник и друг. |
|
|
Мой друг –велосипед! |
|||
11. |
Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части. |
|
|
12. |
Езда на велосипеде. |
|
|
13. |
Устройство велосипеда. Требования к велосипеду. |
|
|
14. |
Фигурное вождение велосипеда. Порядок движения группы велосипедистов. |
|
|
15. |
Освоение приемов профилактики и ремонта велосипеда. |
|
|
Безопасность и правила безопасности |
|||
16. |
ПДД и пешеход. |
|
|
17. |
Правила безопасности пешехода. |
|
|
18. |
Безопасное пользование общественным транспортом. Общественный транспорт. |
|
|
19. |
Поведение во дворах и парковых зонах. Мой двор. |
|
|
20. |
Запрещается, разрешается. В мире дорожных знаков. |
|
|
Основы доврачебной медицинской помощи |
|||
21. |
Общие принципы оказания доврачебной помощи. |
|
|
22. |
Состав и назначение автоаптечки. Чрезвычайные ситуации на дороге. |
|
|
23. |
Поведение при аварийной ситуации. Техника наложения повязок. Наложение жгута и повязок. |
|
|
24. |
Первая помощь при общих ранениях. Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей. |
|
|
25. |
Остановка кровотечений. Первая помощь при несчастных случаях. |
|
|
Пропаганда ПДД |
|||
26. |
Знаешь, ли ты правила дорожного движения? |
|
|
27. |
Дорожная азбука. «Перекрѐсток». |
|
|
28. |
Посещение Автогородка при ДТДиМ. |
|
|
29. |
Безопасность на дороге. |
|
|
30. |
Дети и дорога. |
|
|
Наши верные друзья |
|||
31. |
Наши друзья - дорожные знаки.
|
|
|
32. |
|
|
|
33. |
|
|
|
34. |
|
|
|
Итого: |
34ч. |
8 кл
|
Тема урока |
Кол-во часов |
дата |
|
1 |
История возникновения ПДД |
|
|
|
2 |
Виды транспортных средств |
|||
3-5 |
Дорожная разметка. Дорожные знаки |
|||
6-7 |
Сигналы светофора |
|||
8 |
Обязанности пассажиров |
|||
9 |
Обязанности водителя |
|||
10 |
Сигналы, регулирующие дорожное движение |
|||
11 |
Правила поведения на пешеходной дорожке |
|||
. |
|
|||
12 |
Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины. |
|||
13 |
Как избежать неприятностей на дороге |
|||
14 |
Решение карточек ПДД |
|||
|
|
|||
|
|
|||
15-17 |
Проектная работа: «Дорога в школу». |
|||
18 |
Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов |
|||
19 |
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. |
|||
20 |
Безопасность на дорогах в летние каникулы |
|||
21 |
КВН «Транспорт и правила поведения в нём» |
|||
22 |
Ты – начинающий велосипедист. |
|||
23 |
Устройство велосипеда. Требования к велосипеду. |
|||
24 |
Фигурное вождение велосипеда. Порядок движения группы велосипедистов. |
|||
25 |
Освоение приемов профилактики и ремонта велосипеда. |
|||
26-27 |
Когда ты становишься водителем. |
|||
28 |
Посадка и высадка пассажиров. |
|
|
|
29 |
Сигналы, подаваемые водителями автомобилей |
|||
30 |
Места для игр и отдыха. |
|||
31 |
Игра: «Регулировщик движения» |
|||
32 |
Тесты на знание ПДД |
|||
33 |
Мероприятие «Красный, желтый, зеленый» |
|||
34 |
Викторина «Знатоки ПДД» Праздник «Знай правила движенья, как таблицу умноженья». |
9 кл
|
Тема урока |
Кол-во часов |
дата |
|
1 |
Вводное занятие . Правила ПДД |
|
|
|
2 |
Правила поведения на улице |
|||
3 |
Как пешеходы и водители поделили дорогу |
|||
4 |
Правила движения пешеходов по тротуару. |
|||
5 |
Остановочный путь |
|||
6 |
Пешеходный переход |
|||
7 |
Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины |
|||
8 |
Нерегулируемые перекрестки |
|||
|
|
|||
9 |
Сигналы светофора |
|||
10-11 |
Проект Светофор |
|||
12 |
Нерегулируемый перекресток |
|||
|
|
|||
|
|
|||
13 |
Решение задач, карточек по ПДД. |
|||
13 |
Регулировщик и его сигналы |
|||
14 |
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. |
|||
15 |
Безопасность на дорогах в летние каникулы |
|||
16 |
Путешествие в страну дорожных знаков. |
|||
17 |
Экскурсия «Читаем дорожные знаки» |
|||
18 |
Творческое занятие «Сказка о дорожных знаках» |
|||
19 |
Встреча с инспектором ДПС. |
|||
20 |
Каким был первый транспорт? |
|||
21 |
Виды транспортных средств. |
|||
22 |
Посадка и высадка пассажиров. |
|
|
|
23 |
Сигналы, подаваемые водителями автомобилей |
|||
24 |
Места для игр и отдыха. |
|||
25 |
Интерактивная викторина «Дорожные знаки в загадках» |
|||
26 |
Ты – начинающий велосипедист. |
|||
27 |
Когда ты становишься водителем. |
|||
28 |
Конкурс «Знайка ПДД» |
|||
29 |
Встреча с инспектором дорожного движения. |
|||
|
|
|||
30 |
Игра: «Регулировщик движения» |
|||
31 |
Тесты на знание ПДД |
|||
32 |
Мероприятие «Красный, желтый, зеленый» |
|||
33 |
Викторина «Знатоки ПДД» |
|||
34 |
Праздник «Знай правила движенья, как таблицу умноженья». |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
ü Компьютер
ü Многофункциональное устройство (копировальный аппарат, принтер, сканер)
ü Интерактивная доска, проектор
ü Классная магнитная доска.
ü Энциклопедии, словари.
ü Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.