Программа внеурочной деятельности «Азбука Здоровья» разработана для занятий с учащимися 1-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и авторской программы Л.А. Обухова, Н.А Лемяскина, О.Е. Жиренко «135 уроков здоровья, или школа докторов природы» (2014).
Цель программы «Азбука Здоровья»: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи программы «Азбука Здоровья»:
- способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни;
-обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний;
- расширить гигиенические знания и навыки учащихся;
- обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
-обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
К концу учебного года ученик должен узнать:
· значение здорового образа жизни для качества жизни человека;
· факторы риска и факторы, укрепляющие здоровье;
· основные гигиенические требования к условиям учёбы, труда, быта, отдыха;
· причины основных заболеваний и их профилактику;
· влияние физических нагрузок на организм человека;
· способы сохранения и укрепления иммунной системы человека;
· основы строения, функции, гигиену органов чувств и восприятия;
· правила поведения на природе, в быту, на проезжей части, при пожаре;
· понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «иммунитет», «медицина», «гигиена», «фитотерапия»;
· способы закаливания;
К концу учебного года ученик научится:
· выбирать и отдавать предпочтение здоровой пище, одежде, обуви, аксессуарам;
· соблюдать режим дня;
· выполнять требования гигиены и санитарии в школе, дома и быту.
К концу 1-го года обучения ученик приобретет навыки:
· уважительного отношения к членам классного коллектива, к членам своей семьи и к их мнению;
· работы в паре, в группе;
· релаксации.
Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, (35 минут). Занятия проводятся в спортивном зале или учебном кабинете, закрепленном за классом, а также на спортивной площадке школы. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Форма организации внеурочной деятельности «Азбука Здоровья» – кружок. Программа кружка рассчитана на один год обучения. Периодичность занятий — один раз в неделю. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Практические занятия составляют большую часть программы. Применяемые виды внеурочной деятельности:
· игровая;
· познавательная;
· проблемно-ценностное общение;
· досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
· спортивно-оздоровительная деятельность.
1. Как я устроен. Основные органы человека, их функции. «Рабочие инструменты человека». Скелет - наша опора. Осанка - стройная спина. Органы чувств. Глаза - главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Запахи вокруг нас. Для чего человеку язык. Что такое здоровье. Как сохранить здоровье.
2. Гигиена и чистота. Дружи с водой. Средства личной гигиены. Правила личной гигиены. Школа Мойдодыра. Почему болят зубы. Как сохранить улыбку красивой. Зачем человеку кожа. Заболевания кожи. Чистота в доме. Держим дом в чистоте.
3. Распорядок дня школьника. Режим и здоровье. Я - ученик. Я пришел из школы. Отдых, развлечения, хобби. Организация досуга. Как правильно отдыхать. Виды отдыха. Как закаляться. Обтирание и обливание. Физические упражнения и здоровье. Утренняя зарядка. Сон-лучшее лекарство. Хочу быть здоровым.
№ урока |
Название раздела и темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды учебной деятельности |
Формируемые УУД (к разделу) |
Примечание (описание причин корректировки) |
|
по плану |
факт. |
|
|||||
Раздел 1. Как я устроен. |
|||||||
1. |
Основные органы человека, их функции. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
Интерес к новым знаниям; Умение задать вопрос, корректно вести диалог; Умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию; Умение позитивно относиться к своему здоровью; Владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; Умение действовать на основе выбранных елевых и смысловых установок; Умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению; Умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях. |
|
2. |
«Рабочие инструменты человека». |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
3. |
Скелет - наша опора. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
4. |
Осанка - стройная спина. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
5. |
Органы чувств. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
6. |
Глаза - главные помощники человека. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
7. |
Запахи вокруг нас. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
8. |
Для чего человеку язык. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
9. |
Что такое здоровье. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
10. |
Как сохранить здоровье. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
Раздел 2. Гигиена и чистота. |
|||||||
11. |
Дружи с водой.
|
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
Уметь принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия; Умение ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме; Умение ставить и решать познавательные задачи по сохранение и укреплению собственного здоровья; Умение взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать происходящие события; Умение задать вопрос, корректно вести диалог; Умение
осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей
учебно-познавательной деятелньости. |
|
12. |
Средства личной гигиены. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
13. |
Правила личной гигиены. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
14. |
Школа Мойдодыра. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
15. |
Почему болят зубы |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
16. |
Как сохранить улыбку красивой. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
17. |
Зачем человеку кожа.
|
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
18. |
Заболевания кожи.
|
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
19. |
Чистота в доме.
|
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
20. |
Держим дом в чистоте. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
Раздел 3. Распорядок дня школьника. |
|||||||
21. |
Режим и здоровье. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
Умение действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок; Способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные игры); Умение работать в коллективе; Умение находить компромиссы; Умение развивать положительные навыки общения в обществе; Способность ориентироваться в информационных потоках уметь выделять в них главное и необходимое; Владение навыками работы с различными источниками информации. |
|
22. |
Я - ученик. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
23. |
Я пришел из школы. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
24. |
Отдых, развлечения, хобби. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
25. |
Организация досуга. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
26. |
Как правильно отдыхать. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
27. |
Виды активного отдыха. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
28. |
Как закаляться. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
29. |
Обтирание и обливание. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
30. |
Физические упражнения и здоровье. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
31. |
Утренняя зарядка. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
32. |
Сон-лучшее лекарство. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
33. |
Хочу быть здоровым. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
2. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htm
3. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
4. Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
6. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
7.Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
8. Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm
9. Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210- 86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/
10. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
11. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.