1. Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Миссия муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1- это создание условий для развития личности компетентной, физически и духовно здоровой.
Актуальность программы
Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.
В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Общая характеристика программы
Программа направлена на социализацию учащихся в окружающем мире, на реализацию гражданско-патриотического воспитания младших школьников, разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по циклическому принципу и рассчитана на четыре года.
Данная программа ориентирована на воспитание достойных граждан России, способствует формированию гражданского самосознания учащихся.
Программа адаптирована для детей младшего школьного возраста и соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , с реалиями сегодняшнего дня.
Для проведения занятий по внеурочной деятельности используется литературный и музыкальный материал орехово-зуевских авторов.
Цель программы:
- углубление знаний учащихся о Родине, своем крае, месте рождения;
- более содержательное знакомство с историей своей семьи;
- углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России;
- воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
- расширение и углубление знаний об окружающем мире и взаимодействии человека с природой;
- понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия:
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Принципы программы
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
3. Место программы в учебном плане:
2 класс «Моя Малая Родина»» 34 часа (1 часа в неделю)
Программа разработана для учащихся 2 класса, реализуется через развивающие занятия во внеурочное время. Занятия проводятся во второй половине дня.
4.Ценностные ориентиры программы
Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Активность жизненной позиции.
Духовность: любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
Единство: воспитание чувства коллективизма, сплоченности.
Желание творить – всегда залог успеха.
Доброта: доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
2. Содержание программы по внеурочной деятельности
2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
1.“Я и я”(4ч)
Цель: формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Занятия: Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч)
Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.
Занятия: Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч)
Цель: формирование отношения к искусству.
Занятия: Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4.“Я и школа”(6ч)
Цель: формирование гражданского отношения к школе.
Занятия: Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5.“Я и мое Отечество”(9ч)
Цель: формирование гражданского отношения к Отечеству.
Занятия: Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч)
Цель: формирование гражданского отношения к планете Земля.
Занятия: Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3. Требования к уровню подготовки
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
· развитие творческих способностей;
· осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
· способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
· осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Компьютерная техника, экран.
2.Магнитная доска.
3.Телевизор.
4.Видеомагнитофон.
5.Магнитофон.
6.DVD.
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства
1. Внеурочная деятельность в начальной школе
[Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
2. http://www.heraldrybooks.ru -литература по геральдике
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата |
|
план |
факт |
||||
1 |
Я и моё Отечество .«Урок Мира» |
1 |
Формирование гражданского отношения к Отечеству через беседу, показ презентации. Просмотр и обсуждение презентации, участие в играх. Умение слушать и слышать.Умение работать в коллективе. Доброжелательность, уважительность, активность |
|
|
2 |
Я и моё Отечество. «Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг) |
1 |
|
|
|
3 |
Я и школа. «Я люблю свою школу» |
1 |
|
|
|
4 |
Я и школа. «Обязанности ученика в школе» |
1 |
|
|
|
5 |
Я и я .«Я – ученик» |
1 |
Знакомит детей с обязанностями ученика в школе.. Осуществляют разбивку на группы, планируют работу, выбирают формы м способы презентации.Личностное самосовершенствование.. Проводит предварительные беседы, анализирует с детьми различные школьные ситуации Выполняют запланированные действия самостоятельно. Составлять план сочинения. Формирует гражданское отношение к себе, другим людям. Проводят оценку (самооценку) результатов деятельности. Выступать перед аудиторией. |
|
|
6 |
Я и я .«Подумай о других» |
1 |
|
|
|
7 |
Я и я. «Игры на развитие произвольных процессов» |
1 |
|
|
|
8 |
Я и культура .«Родной край в древности» |
1 |
|
|
|
9 |
Я и культура .«Что посеешь, то и пожнёшь» |
1 |
|
|
|
10 |
Я и планета. «Осень в родном городе» |
1 |
|
|
|
11 |
Я и школа .«Мой портфель» |
1 |
Организует встречу со школьным психологом. Выполняют запланированные действия самостоятельно, при необходимости консультируются с учителем.. Выделять главное, существенное. Формирует положительное отношение к искусству. Участвуют в коллективном анализе увиденного, оценивают его роль.. Пользоваться исследовательскими умениями. Формирует положительное отношение к искусству.. Осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему занятия. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.. Организует конкурс рисунков, привлекает родителей. Осуществляют с помощью родителей сбор информации, оформляют свои рисунки.. Организовывать своё рабочее место. Планировать свою текущую работу. |
|
|
12 |
Я и школа. «Школьная символика» |
1 |
|
|
|
13 |
Я и моё Отечество. «Мы и наши права» |
1 |
|
|
|
14 |
Я и моё Отечество .«Мой любимый город» |
1 |
|
|
|
15 |
Я и моё Отечество. «Наш город» |
1 |
|
|
|
16 |
Я и моё Отечество. «О чём шепчут названия родного города» |
1 |
Контролирует соблюдение правил техники безопасности. .Осуществляют вживание в ситуацию. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. .Вести познавательную деятельность. .Развивает фантазию детей, сплачивает детский коллектив. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. .Выполняют запланированные действия в группе, самостоятельно. При необходимости консультируются с учителем. .Активность, творчество, задавать уточняющие вопросы. .Организует встречу с социальным педагогом. Участвуют в коллективном анализе игры, выясняют причины успехов, неудач. Личностное самосовершенствование. .Показывает презентацию. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учеников. .Осуществляют вживание в ситуацию. Получают дополнительную информацию. .Вести поз познавательную деятельность в коллективе. Умение слушать и слышать. .Показывает разнообразие визиток, учит находить информацию. Осуществляют практическую работу по изготовлению визиток. Осуществляют самоконтроль. Сравнивают конечный продукт. .Нацелить себя на выполнение поставленной цели. Пользоваться компьютерным источником информации. |
|
|
17 |
Я и школа. «Самый уютный класс» |
1 |
|
|
|
18 |
Я и планета Земля. « Экология нашего города» |
1 |
|
|
|
19 |
Я и планета Земля. «День добрых волшебников» |
1 |
|
|
|
20 |
Я и семья. «Я помощник в семье» |
1 |
|
|
|
21 |
Я и семья «Моя любимая мамочка» |
1 |
|
|
|
22 |
Я и семья. «Об отце говорю с уважением» |
1 |
|
|
|
23 |
Я и семья. «Мама, папа, я – дружная семья» |
1 |
|
|
|
24 |
Я и семья. «Слушаем сказки моей бабушки» |
1 |
Помогает сформулировать проблему. Мотивирует учащихся к обсуждению. Развивает диалогическую речь. Обсуждают тему занятия, разбиваются на группы, планируют работу, проводят оценку результатов работы .Вести познавательную деятельность в коллективе. Личностное самосовершенствование. Побуждает у учащихся интерес к теме занятия. Помогает в отборе литературного материала .Осуществляют поиск стихотворений. Продумывают продукт индивидуальной деятельности. При необходимости консультируются с учителем .Работать с текстом. Пользоваться различными средствами информации ( книги, журналы, интернет). Литературным языком выражать свои мысли. Отбирает необходимый материал, ведёт предварительную работу по подготовке к викторине. Участвуют в викторине, разбиваются на группы, принимают коллективное решение, оценивают конечный результат. Проявлять силу воли, нацелить себя на выполнении поставленной цели. Отбирает репертуар, слушание песен ВОВ, разучивает с учащимися песни на военную тематику. Разбиваются на группы, выбирают песню, при необходимости консультируются с учителем, проводят оценку конечного результата. Выступать перед аудиторией .Организует встречу с зам. директора по безопасности, подполковником в отставке, готовит фотовыставку, привлекая к данной работе родителей. Приносят фотографии родственников, участников ВОВ, задают вопросы, рассказывают о своих дедушках, папах. Умение слушать и слышать, задавать корректные вопросы. |
|
|
25 |
Я и школа. «По каким правилам мы живём в школе?» |
1 |
|
|
|
26 |
Я и планета. «Уж тает снег, бегут ручьи» |
1 |
|
|
|
27 |
Я и планета .«Мягкие лапки, а в лапках царапки» |
1 |
|
|
|
28 |
Я и моё Отечество. Поклон тебе, солдат России» |
1 |
|
|
|
29 |
Я и моё Отечество. « Мои родные – защитники Родины» |
1 |
|
|
|
30 |
Я и моё Отечество. «Маленькие герои большой войны» |
1 |
Отбирает литературный материал, знакомит детей с маленькими героями ВОВ, показывает презентацию. Обсуждают тему занятия, выдвигают предположения, анализируют прочитанное, составляют и задают вопросы по тексту. Умение слушать и слышать, задавать корректные вопросы Знакомит с поэтами и писателями родного города. Организует встречу с преподавателем института Коротковой Л.Д. ( сказочницей) Слушают , анализируют , задают вопросы и отвечают на поставленные. Работать с текстом. Пользоваться различными средствами информации ( книги, журналы, интернет). Литературным языком выражать свои мысли. Организует уборку класса. Оценивает конечный продукт. Осуществляют разбивку на группы. Планируют работу, распределяют трудовые дела, выполняют запланированные действия. Нацелить себя на выполнение поставленной цели. Организовать своё рабочее место. Осуществлять самоконтроль. Организует сбор и посадку семян и рассады цветов в клубы на пришкольном участке. Приносят посадочный материал и высаживают его в грунт. Нацелить себя на выполнение поставленной цели. Осуществлять самоконтроль. Организует заключительный праздник. Принимают активное участие в номерах концертной программы. Выступать перед аудиторией. Умение слушать и слышать. Умение работать в коллективе. Доброжелательность, уважительность, активность |
|
|
31 |
Я и культура. «Поэты и писатели нашего города» |
1 |
|
|
|
32 |
Я и школа. «Десант чистоты и порядка» |
1 |
|
|
|
33 |
Я и школа «Самый красивый школьный двор» |
1 |
|
|
|
34 |
Я и моё Отечество. «Знай и люби свой край» |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.