Программа внеурочной деятельности «Азбука Здоровья» разработана для занятий с учащимися 2-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и авторской программы Л.А. Обухова, Н.А Лемяскина, О.Е. Жиренко «135 уроков здоровья, или школа докторов природы» (2014).
Цель программы «Азбука Здоровья»:
формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи программы «Азбука Здоровья»:
- способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни;
- сформировать представления о здоровой и полезной еде;
-обучить учащихся приёмам по профилактике заболеваний;
- расширить гигиенические знания и навыки учащихся;
- обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
-обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Ожидаемые результаты формирования УУД
В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится:ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и "Хрестоматией"): сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии; находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.
В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.
Форма организации внеурочной деятельности «Азбука Здоровья» – кружок. Программа кружка рассчитана на один год обучения. Периодичность занятий — один раз в неделю. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Практические занятия составляют большую часть программы.Применяемые виды внеурочной деятельности:
· игровая;
· познавательная;
· проблемно-ценностное общение;
· досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
· спортивно-оздоровительная деятельность.
К концу учебного года ученик должен знать:
• значение здорового образа жизни для качества жизни человека;
• факторы риска и факторы, укрепляющие здоровье;
• основные гигиенические требования к условиям учёбы, труда, быта, отдыха;
• причины основных заболеваний и их профилактику;
• основные правила рационального питания;
• влияние физических нагрузок на организм человека;
• способы сохранения и укрепления здоровья человека;
• понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровое питание», «медицина», «гигиена», «фитотерапия».
Кроме того, ученик научится:
• выбирать и отдавать предпочтение здоровой пище, одежде, обуви, аксессуарам;
• соблюдать режим дня;
• контролировать свои эмоции;
• выполнять требования гигиены и санитарии в школе, дома и быту.
К концу начальной школы ученикприобретет навыки:
· уважительного отношения к членам классного коллектива, к членам своей семьи и к их мнению;
· работы в паре, в группе;
· релаксации.
Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, (45 минут). Занятия проводятся в спортивном зале или учебном кабинете, закрепленном за классом, а также на спортивной площадке школы. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Форма организации внеурочной деятельности «Азбука Здоровья» – кружок. Программа кружка рассчитана на один год обучения. Периодичность занятий — один раз в неделю. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Практические занятия составляют большую часть программы. Применяемые виды внеурочной деятельности:
· игровая;
· познавательная;
· проблемно-ценностное общение;
· досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
· спортивно-оздоровительная деятельность.
1. Что мы знаем о еде. Состав пищи. Из чего состоит наша пища. Полезные свойства пищи. Полезные продукты. Овощи и фрукты. Что такое витамины. Какие витамины нужны школьнику. Минеральные вещества. Какие микроэлементы нужны школьнику. Молочные реки. Что дает нам корова. Полезные злаки. Из чего пекут хлеб. Хлеб-всему голова. Из чего делают кашу. Мясо и рыба на нашем столе. Какую воду мы пьем. Вкусная, но не полезная еда. Фастфуд. Как правильно принимать пищу. Режим питания. Правильная еда – залог здоровья.
2. Основы психологии. Эмоции и чувства. Наши переживания. Отрицательные эмоции. Положительные эмоции. Что такое стресс. Как управлять эмоциями. Как научиться прощать. Учимся жить в обществе. Как вести себя в коллективе. Как найти компромисс. Что такое дружба, любовь. Давайте жить дружно!
3. Календарно - тематическое планирование
№ урока |
Название раздела и темы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды учебной деятельности |
Формируемые УУД (к разделу) |
Примечание (описание причин корректировки) |
|
по плану |
факт. |
|
|||||
Раздел 1. Что мы знаем о еде. |
|||||||
1. |
Состав пищи. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
Интерес к новым знаниям; Умение задать вопрос, корректно вести диалог; Умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию; Умение позитивно относиться к своему здоровью; Владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; Умение действовать на основе выбранных елевых и смысловых установок; Умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению; Умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях.
Уметь принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия; Умение ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме; Умение ставить и решать познавательные задачи по сохранение и укреплению собственного здоровья; Умение взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать происходящие события; Умение задать вопрос, корректно вести диалог; Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; Понимание духовно-нравственных основ жизни человека и общечеловеческой культуры; Владение опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде; Понимание культуры, обычаев и традиции своего народа; Умение позитивно относиться к своему здоровью. |
|
2. |
Из чего состоит наша пища. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
3. |
Полезные свойства пищи. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
4. |
Полезные продукты. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
5. |
Овощи и фрукты. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
6. |
Что такое витамины. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
7. |
Какие витамины нужны школьнику. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
8. |
Минеральные вещества. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
9. |
Какие микроэлементы нужны школьнику. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
10. |
Молочные реки. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
11. |
Что дает нам корова. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
12. |
Полезные злаки. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
13. |
Из чего пекут хлеб. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
14. |
Хлеб-всему голова. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
15. |
Из чего делают кашу. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
16. |
Мясо и рыба на нашем столе. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
17. |
Какую воду мы пьем. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
18. |
Вкусная, но не полезная еда. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
19. |
Фастфуд. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
20. |
Как правильно принимать пищу. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
21. |
Режим питания. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
22. |
Правильная еда- залог здоровья. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
Раздел 2. Основы психологии. |
|||||||
23. |
Эмоции и чувства. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
Умение действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок; Умение работать в коллективе; Умение находить компромиссы; Умение развивать положительные навыки общения в обществе; Способность ориентироваться в информационных потоках уметь выделять в них главное и необходимое; Владение навыками работы с различными источниками информации; Владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. |
|
24. |
Наши переживания. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
25. |
Положительные эмоции. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
26. |
Отрицательные эмоции. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
27. |
Что такое стресс. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
28. |
Как управлять эмоциями. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
29. |
Как научиться прощать. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
30. |
Учимся жить в обществе. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
31. |
Как вести себя в коллективе. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
32. |
Как найти компромисс. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
33. |
Что такое дружба, любовь. |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
|
34. |
Давайте жить дружно! |
1 |
|
|
Групповая, межгрупповая |
|
1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
2. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htm
3. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
4. Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
6. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
7.Пожарнаябезопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
8. Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm
9. Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210- 86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/
10. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
11. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.