Программа спецкурса:
Актуальность проведения спецкурса
Актуальность данной программы состоит в том, что при обучении математике, младшего школьника необходимо мотивировать на развитие своих интеллектуальных возможностей.
Данная программа позволяет учащимся познакомиться со множеством интересных заданий по математике на данном этапе обучения, которые выходят за рамки школьной программы, расширяющие целостное представление о науке математика. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления, то есть развитию творческих способностей.
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Веселая математика» рассчитана на детей 3 класса. В основе работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. В данной программе большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Подбор заданий строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей второклассников.
В настоящее время исследования учёных доказали, что талантливых детей много. Задача заключается лишь в том, чтобы развить мышление ребёнка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа.
На занятиях спецкурса « Веселая математика» дети научаться анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, расширят знания по предмету.
Цель: развитие математических способностей у младших школьников.
Задачи:
Развивающие:
1. Формировать интеллектуальные умения (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков), учебную мотивацию.
Образовательные:
2. Расширить знания по предметам.
3. Развивать: память, внимание, логическое мышление, воображение.
Воспитательные:
4. Воспитывать самостоятельность при выполнении задания, аккуратность, умение работать в группе.
5. Воспитание у детей настойчивости, любознательности, воли и упорства в достижении цели, чувства коллективизма и формирование умения работать в сотрудничестве со сверстниками.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
•ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
•умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
• первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные УУД:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
• составлять план и последовательность действий;
• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
• предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
• концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
• адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
• устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
• формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
• выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
• интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
• оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные УУД
учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и
компьютера;
• пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
• уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
• выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
• применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
• самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Основные виды деятельности учащихся:
1. Решение математических задач;
2. Самостоятельная работа;
3. Работа в группах;
Планируемые результаты:
1. повышение качества образования;
2. создание условий поверить в собственный талант и неповторимость;
3. сформировать умение логически мыслить
4. сформировать творческое мышление
5. Уметь добывать необходимую информацию и применять ее на практике.
Программа рассчитана на 32 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40–45 мин.
Система оценивания.
Ф.И |
Входной тест |
Работа на занятиях |
Домашнее задание |
Промежуточный тест |
Итоговый тест |
Проектная деятельность |
Общее количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ учебников 3 – 4 классов с точки зрения развивающего обучения.
1. Учебник математики «Школа 2100», Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.Л.
Учебник «Моя математика» соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100».
В соответствии с новой образовательной линией «Элементы стохастики» рассматривается дерево выбора, вводится понятие случайного эксперимента и связанных с ним понятий «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно». Производится чтение и запись информации с помощью линейных и столбчатых диаграмм.
Согласно новой образовательной линии «Занимательные и нестандартные задачи» рассматриваются уникурсальные кривые, понятия множества, элемента множества, подмножества, пересечения и объединения множеств, высказывания с кванторами общности и существования, способы решения задач на переправы, переливания, взвешивания.
2. Учебник математики «Планета знаний», М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.
Учебно – тематическое планирование спецкурса «Веселая математика».
№ |
Содержание занятий |
Кол-во часов |
Вид занятий |
Память |
Внимание |
Воображение |
Логическое мышление |
Комбинаторное мышление |
Пространственное мышление |
Визуальный интеллект |
Практический интеллект |
Математический интеллект |
1 |
Вводное занятие. Входной тест. |
1 |
Входной тест |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-3 |
Развитие логического мышления |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4-5 |
Развитие внимания |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Математическая викторина |
1 |
Игра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7-8 |
Геометрические фигуры |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Математический тренажер |
1 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Промежуточный тест |
1 |
Практическое решение задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Математическая эстафета |
1 |
Игра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12-13 |
Графы вокруг нас |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14-15 |
Комбинаторика |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16-17 |
Развиваем воображение |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18-19 |
Истинные и ложные высказывания |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20-21 |
Круги Эйлера |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22-23 |
Головоломки |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24-25 |
Развитие зрительной памяти |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26-27 |
Развитие слуховой памяти |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28-29 |
Развитие математического интеллекта |
2 |
Практикум решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
«Олимпиада» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Математический тренажер |
2 |
Решение задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Контрольный тест |
1 |
Практическое решение задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество часов: 32 |
3анятие 1. Входной тест.
Цель:Выявить уровень умений и навыков учащихся.
1. .Реши задачу:
В одном гараже стояло 56 машин, а в другом на 14 машин меньше. Сколько машин стояло в двух гаражах?
2. Начерти ломаную, состоящую из трёх звеньев. Длина каждого звена 3 см.
3. Сколько треугольников изображено на рисунке?
4. Вместо пропусков поставь цифры так, чтобы равенства стали верными.
1) 3 + = 42
2) 2 - = 15
5. Продолжи ряд чисел.
а)21, 22,23,___,___,___. б)62, 61,60,___,___,___.
1) 24,25,27 1) 59, 57, 56
2) 25,27,29 2) 59,58,57
3) 23, 24, 25 3) 60, 59, 57
4) 24, 25, 26 4) 61, 62, 63
6. Реши задачу.
Лена сорвала 15 ромашек и 13 васильков. Несколько цветов она отдала Наде. Сколько цветов она отдала Наде, если у нее осталось 9 цветов.
1) 9 3) 28
2) 19 4) 6
Занятие 2-3. Развитие логического мышления.
1. Найдите лишнюю фигуру:
2. Как вы думаете, если полста разделить на половину, то сколько в итоге получится?
3. Если три десятка умножить на четыре десятка, то сколько получится?
4. Как вы думаете, какой знак следует поставить между 0 и 1, чтобы было получено число больше 0, но меньше 1?
5. Как вы думаете, сколько граней имеет шестигранный карандаш, который ни разу не затачивали?
6. Попробуйте догадаться сколько стоит книга, если книга стоит доллар плюс пол книги.
7. В одном классе всего 36 учеников. Девочек на 3 больше, чем мальчиков. Сколько мальчиков и девочек в этом классе?
8. Лучник сделал 10 выстрелов по мишени, которыми выбил 90 очков. Попаданий в 10 было 4, все остальные выстрелы попадали в семерку, восьмерку или девятку. Сколько было попаданий в каждую цифру кроме десяток.
9. Читайте внимательно и ничего не записывайте: «Торпедо» возглавляет турнирную таблицу, «Спартак» находится на пятом месте, а «Динамо» как раз посередине между ними. Если «Локомотив» опережает «Спартака», а «Зенит» занимает место сразу же за «Динамо», то какая из перечисленных команд находится на втором месте? На раздумье дается 30 секунд.
10. Куда едет автобус?
Домашнее задание:
1. Детям 15, 8, 5, 13 лет. Их имена Ваня, Оля, Витя, Гена. Сколько лет каждому из них, если один мальчик ходит в детский сад, Ваня старше Оли, если сложить возраст Вани и Вити, число будет делиться на 3.
2.
Занятие 4-5. Развитие внимания.
1. Расставить числа в порядке возрастания.
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.
2. Найти 10 ошибок в примерах.
7 + 3 = 10 9 – 6 = 4 3 + 5 = 7 3 – 3 = 0 10 – 5 = 2 |
8 – 6 = 3 4 + 5 = 9 6 + 2 = 8 5 – 1 = 4 7 – 3 = 2 |
9 – 4 = 5 3 + 4 = 8 2 + 7 =10 6 – 1 = 5 10 – 6 = 3 |
8 – 7 = 2 4 + 2 = 6 9 – 5 = 5 3 + 6 = 9 2 + 3 = 5 |
3. Реши задачу:
На столе лежали КНИГА, РУЧКА, КРАСКИ, ФЛОМАСТЕР, ТЕТРАДЬ. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат РУЧКА, ТЕТРАДЬ, ЛАСТИК, КНИГА, КРАСКИ. Что убрали со стола и что положили на стол?
4. Найди 10 отличий
5. В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны числа от 1 до 20 вразнобой. Это значит, что какие-то 4 числа пропущены. Без помощи ручки или карандаша, а только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.
6. Не водя рукой по линиям, а лишь отслеживая их глазами, найдите буквы, соответствующие цифрам, выпишите их по порядку и прочитайте слова. Будьте внимательны!
7. Найди 10 отличий
8.
9. Найдите отличия:
10. : Найдите ошибки в задаче
Масса Карлсона, Малыша и Фрекен Бок вместе 200 кг. Масса Малыша и Карлсона 100 кг, а масса Фрекен Бок и Карлсона 170 кг. Найдите Массу Фрекен Бок и Малыша.
1) 200 – 170 = 30(кг) – масса Фрекен Бок.
2) 100 – 30 = 40(кг) – масса Малыша.
3) 170 –70= 100(кг) – масса Фрекен Бок.
4) 40 + 30 = 130(кг) – масса Малыша и Фрекен Бок.
Домашнее задание:
1. На заборе сидели 10 птиц. 3 галки, 2 вороны, 2 бабочки улетели. Сколько птиц осталось?
2. У двоих сестёр по одному брату. Сколько всего детей в семье?
Занятие 6.Математическая викторина.
Цели викторины:
1. Повышение познавательного интереса к предмету математики.
2. Способствовать побуждению учащихся к творческому поиску и размышлениям,
раскрытию творческого потенциала.
3. Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и
грамотности.
Правила участия в викторине:
Викторина проводится для учащихся в рамках математической недели. В викторине
могут принимать участие все возрастные группы.
Задача каждого учащегося набрать как можно большее количество баллов. Для этого
необходимо правильно ответить на предложенные вопросы, решить логические
задачи, разгадать математические ребусы.
Ответы оформляются на специальном бланке (Приложение 1), который сдаётся в
срок, указанный организаторами математической викторины.
Правильные ответы на вопросы викторины (Приложение 2) будут представлены
на доске объявления после того как все участники сдадут бланки с ответами.
Победители по результатам викторины объявляются на закрытии недели по
математике.
ЗАДАНИЕ 1. Назовите фамилии великих математиков
ЗАДАНИЕ 2. Разгадайте ребусы
ЗАДАНИЕ 3. Решите задачу для «первоклассников». Ответ поясните.
КОРОВА - 2
ОВЦА - 2
СВИНЬЯ - 3
СОБАКА - 3
КОШКА - 3
УТКА - 3
КУКУШКА - 4
ЛОШАДЬ - 5
ПЕТУХ – 8
Что тогда ОСЛИК?
ЗАДАНИЕ 4. Продолжите ряд 77, 49, 36, 18...?
ЗАДАНИЕ 5.
Расставьте скобки и математические знаки так, чтобы равенство было верным.
9999999 = 100
ЗАДАНИЕ 6. Странный торг
- Сколько просите за один? - поинтересовался покупатель в магазине.
- Двадцать рублей, - ответил продавец.
- А за двенадцать?
- Сорок рублей.
- Вообще-то мне нужно сто двадцать...
- Ради бога. С вас шестьдесят рублей.
Что покупал этот человек?
ЗАДАНИЕ 7.
Прах Диофанта
Прах Диофанта гробница покоит;
Дивись ей — и камень
Мудрым искусством его,
Скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обручился,
С нею, пять лет проведя, сына дождался мудрец.
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил,
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родители оплакивали тяжкое горе.
Тут и увидел мудрец предел жизни печальной своей.
В каком возрасте умер Диофант?
ЗАДАНИЕ 8.
Ответьте на вопросы:
1) Над каким предприятием можно увидеть вывеску с надписью «СТО»?
2) На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?
3) Имя, какой сказочной героини произошло от названия единицы
измерения длины?
4) Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей?
5) Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?
6) Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца?
Занятие 7-8 Геометрические фигуры.
3.
Внимательно взгляните на ри сунок с изображением Веселого Светофора. Каких геометрических фигур нет на рисунке: треугольников, кругов, прямоугольников, квадратов или все эти фигуры есть?
|
|
4. Периметр (сумма длин сторон) прямоугольника 28 сантиметров. Одна сторона прямоугольника равна 6 сантиметров. Найдите площадь прямоугольника.
5. Сумма длин сторон квадрата 40 см. Чему равна длина каждой его стороны?
6. У прямоугольника длина одной стороны 9 см, а другой в 3 раза меньше. Найдите сумму длин сторон прямоугольника.
7. Прямоугольник со сторонами 7 сантиметров и 8 сантиметров. Найдите сумму длины его сторон.
8. Периметр квадрата 32см. Чему равна его сторона?
9. Длина прямоугольника 8 см, а ширина в 2 раза короче. Чему равен его периметр?
10. Ширина прямоугольника 3 см.Чему равна длина, если периметр 14 см?
11. Ширина прямоугольника 3 см, а длина в 5 раз больше. Чему равен его периметр? 36 см 15 см 20 см
12. Можно ли шахматную доску разрезать на равные фигуры, состоящие из 3 таких клеточек, какие показаны на рисунке (2 клетки одного цвета и 1 другого).
Домашнее задание:
1. Всегда ли в любом месте на неровном полу можно подобрать такое положение стола с четырьмя ножками, что все четыре ножки будут касаться пола? Предполагается, что стол самый простой: ножки имеют одинаковую длину, а концы ножек образуют квадрат.
2. Девять человек расположены на прямой линии внутри круга. Какое минимальное количество людей нужно переместить с этой линии, чтобы все девять оказались на окружности круга?
Занятие 9. Математический тренажер.
1. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?
2. Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел
3. На электронном будильнике табло отображает за сутки числа от 00 до 23. Определите, сколько раз при отображении часов в сутки (минуты не учитываются) используется цифра 1?
4. На заборе сидели 10 птиц. 3 галки, 2 вороны, 2 бабочки улетели. Сколько птиц осталось?
5. Тройка лошадей пробежала 10 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
6. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
7. Петя и Лёня делают цветник квадратной формы. Петя сказал «Сделаем так, чтобы сторона нашего квадрата была на 12 м меньше его периметра». Какой будет длина стороны этого цветника.
8. Находчивый солдат.
Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал свое, а теперь держал путь домой. Как вдруг навстречу ему старая ведьма.
– Добрый вечер, служивый! – молвила она. – Ишь, сабля-то у тебя славная и ранец какой большой! Словом, молодчина, солдат, только денег у тебя нет!
– Это верно.
– Хочешь расскажу где взять?
– Буду премного благодарен! – отвечал солдат.
– Иди прямо на север по этой дороге. Дойди до башни и сверни налево, пройди столько же через дремучий лес. Затем сверни на юг и по топкому болоту пройди путь в 2 раза короче того, что был пройден, считая от места, где мы стоим. Выйдешь на тропинку – она проходит под прямым углом к пути по обходу. Иди дальше по тропинке налево, на этот раз твой путь будет в 3 раза меньше, чем прошел. В конце пути – клад.
Стоит ли идти солдату по этому маршруту? Что ответил солдат?
9. Квадрат со стороной 1 м разрезали на квадраты со стороной 1 см и выстроили их в один ряд в виде полосы шириной 1 см. Какой длины получилась полоса?
10. На 4 клумбы посадили по 50 луковиц гладиолусов.Через неделю проросла пятая часть этих луковиц. Сколько луковиц еще не прорвало?
Занятие 10 промежуточный тест.
1. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых:
а) 285 б) 510 в) 703
2. Вычисли:
а) 200 + 40 409 – 9 300 + 500
б) 100 + 9 370 – 70 700 – 200
3. Сравни числа:
а) 420* 98 б) 256 *180 в) 506 * 650
4. Запишите трехзначное число, у которого каждая последующая цифра больше предыдущей втрое.
5. Сколько может быть трехзначных чисел все цифры, которых это 1, 2 или 3.
6. В кругах поместили числа от 11 до 16 так, чтобы сумма чисел на всех сторонах треугольника была одинаковой.
7. Какие числа называют после наибольшего трехзначного числа и перед наименьшим трехзначным числом?
8. На сколько самое маленькое двузначное число меньше самого большого трехзначного?
9. Какое число имеет только один делитель?
Занятие 11 «Математическая эстафета»
. Игра «Молчанка»
2. Разгадай цепочку:
3. Кто быстрее дойдет до чаши с живой водой, хранящейся в пещере, и вернется обратно? Нарисуйте свой маршрут. Проверьте друг друга.
+8 +7
60 |
56 |
63 |
71 |
79 |
32 |
35 |
67 |
71 |
79 |
65 |
126 |
64 |
72 |
87 |
43 |
41 |
79 |
77 |
78 |
73 |
119 |
80 |
95 |
80 |
50 |
52 |
68 |
85 |
86 |
81 |
111 |
103 |
88 |
85 |
87 |
59 |
77 |
92 |
99 |
115 |
114 |
104 |
96 |
94 |
95 |
86 |
127 |
113 |
106 |
131 |
122 |
120 |
112 |
138 |
113 |
104 |
134 |
120 |
119 |
130 |
128 |
152 |
162 |
147 |
122 |
131 |
155 |
141 |
133 |
136 |
144 |
153 |
160 |
158 |
149 |
140 |
162 |
148 |
141 |
143 |
145 |
161 |
169 |
168 |
167 |
169 |
163 |
156 |
147 |
176
- 9 - 9
4. Веселые задачки и задания:
а) Замени звездочки цифрами:**** – 1 = ***
б) В записи 4 х 12 + 18 : 6 + 3 поставь скобки так, чтобы получилось 50.
Ответ: 4 х 12 + 18 : (6 + 3)
в) Напиши число 100 с помощью пяти единиц и знаков действий.
Ответ: 111 – 11 = 100
г) С помощью четырех цифр 5 составь выражение, значение которого равно 12.
Ответ: (55 + 5) : 5=12
д) Как с помощью пяти цифр 5 и знаков действий записать число 100.
Ответы: (5 + 5 + 5 + 5) х 5 = 100
5х5х5 – 5х5 = 100
е) Пирог прямоугольной формы двумя разрезами раздели на 4 части, так чтобы две из них были четырехугольной формы, а две другие – треугольной формы.
ж) Укажите наибольшее двузначное число, которое делится на 4.
Ответ: 96
з) В коробке синие, красные, зеленые карандаши – всего 20 штук. Синих карандашей в 6 раз больше, чем зеленых. Красных карандашей меньше, чем синих. Сколько красных карандашей в коробке?
Ответ: В коробке 6 карандашей. Если в коробке 1 зеленый карандаш, то синих 6, тогда красных 20 – (1 + 6) = 13, а 13>6, что не соответствует условию задачи. Если зеленых карандашей 2, то синих 2*6 = 12, а красных 20 – (2 + 12) = 6, 6<12- соответствует условию задачи.
и) Напишите девять цифр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9. Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними плюсы и минусы, всего три знака, таким образом, чтобы в результате получилось 100.
Ответ: 123-45-67+89
Задание 5. Реши логические задачи:
Задача 1. Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг? (У Полины)
Задача 2. На часах было 11:45, когда начался мультфильм. Он длился 50 минут. Точно в середине просмотра пришла мама и позвала обедать. Какое время показывали часы в этот момент? (12:10)
Задача 3. Четыре девочки ели конфеты. Аня съела больше, чем Юля. Ира – больше, чем Света, но меньше, чем Юля. Расставь имена девочек в порядке возрастания количества съеденных конфет. (Света, Ира, Юля, Аня)
Задача 4. У сороконожки 90 ножек. Она купила 13 пар сапожек. Но при этом 16 ног остались босыми. Сколько пар старых сапожек было на сороконожке до покупки новых сапожек? (24)
Задача 5. Петя и Коля живут в одном многоэтажном доме. Квартира Коли на 12 этажей выше, чем Пети. Вечером Петя поднимался по лестнице к Коле. Когда он прошёл половину пути, то оказался на 8 этаже. На каких этажах квартиры мальчиков? (П-2, К-14)
Занятия 12-13 графы.
1. Если все вершины графа чётные, то можно одним росчерком начертить граф. При этом движение можно начать с любой вершины и окончить в той же вершине.
2. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (ни одного, остальные разлетелись).
3. Из города А в город В ведут 3 дороги, а из города В в город С – четыре дороги. Сколькими способами можно проехать из А в С?
4. Клоуны Бам, Бим, Бом вышли на арену в красной, синей и зеленой рубашках. Их туфли тоже были этих трех цветов. Туфли и рубашка Бима были одного цвета. На Боме не было ничего красного. Туфли Бама были синие, а рубашка нет. Каких цветов были туфли и рубашка у Бома и Бима?
5. Три друга после школы едут домой на различном транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку». Кто на чем ездит домой?
Занятия 14 – 15 Комбинаторика.
1. Впиши в квадраты недостающие цифры от 1 до 9, чтобы получилось законченные выражения.
2. Впиши недостающие цифры от 0 до 20.
3. Составь замкнутые цепочки, впиши нужные числа от 0 до 20. Найди ключевые слова.
4. Расставь указанные цифры внутри пустых кружков в звездах так, чтобы при сложении на каждой линии получалась указанная сумма.
5. Из 5 картин нужно повесить в ряд только 3. Сколькими способами можно отобрать из 5 картин 3, чтобы наборы отличались не только наборами(картинами), но и порядком расположения.
6. Сколькими способами можно повесить на стену 3 картины в ряд?
7. Яблоко, апельсин, груша и банан лежат на столе в ряд. Апельсин не в начале и не в конце этого ряда. Стоя лицом к этому ряду, можно увидеть, что апельсин - справа от банана (но не обязательно рядом с ним). Сколько разных вариантов расположения фруктов может быть ?
8. Даниил закрыл свой велосипед на замок с секретным кодом, составленным из двух цифр и обратил внимание, что сумма этих цифр равна 10. Назавтра он забыл этот код, но, к счастью, запомнил сумму цифр кода. Он решил выписать все возможные варианты на листочке. Сколько пройдет времени, и Даниил наверняка сможет освободить свой велосипед, если на проверку одного кода ему нужна 1 минута ?
9. Пятачок хочет вставить в три разные рамки портреты Винни-Пуха, Тигры и Иа-Иа. Он может разместить портрет Винни-Пуха в розовой рамочке, Тигры - бирюзовой, а Иа-Иа - в коричневой. А сколько всего разных способов есть у Пятачка, чтобы разместить портреты своих друзей ?
10. Представители соседних индейских племен собрались, чтобы обсудить общее мероприятие. Они сели в круг, чтобы выкурить трубку мира. Чимачу, который должен был пятым раскурить трубку, сидел прямо напротив своего друга, Томачу, который был 18-ым в очереди на трубку. (У тех, кто сидел прямо друг против друга, было одинаковое число людей, сидящих между ними с обеих сторон. Трубка ходит по кругу, и каждый курит ее только один раз). Сколько представителей индейских племен собралось на эту встречу ?
Домашнее задание:
1. Какое наименьшее число карточек потребуется, чтобы сложить слово КЕНГУРУ?
Занятие 16-17. Задачи на воображение.
1. Сколько:
1. На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было мальчиков? Пришел Володя. Сколько стало детей?
2. Катались два сына на трехколесных велосипедах, а их отец — на двухколесном. Сколько всего было колес?
3. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
4. Каким по счету является «б» в названии последнего месяца осени?
5. Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года?
6. Какое число считается у нас несчастливым?
2. Нарисуй фигуры, не отрывая карандаш от бумаги.
3. Какой кубик должен получится?
4. дорисуй недостающие картинки
5. Раскрась рисунок так, чтобы сверху оказался зеленый квадрат, под квадратом красный круг, а под кругом синий треугольник
6. Кто из животных, сможет построить такой же домик , как на картинке?
7. Какую фигуру вырезал мальчик? Сравните.
8. Лист бумаги сложили и обрезали. Выберите изображение, которое получится, если лист развернуть снова.
9. Выберите те блоки, из которых можно составить данную фигуру.
10. из всех частей, на которые разрезана данная фигура, можно составить две фигуры из нижеприведенных. Укажите их.
Домашнее задание:
1. О- машины. Какая машина раньше окажется на другой стороне перекоестной дороги?
Составит
2. Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.
Занятие 18-19. Истинные и ложные высказывания.
3. Верно ли?
7 увеличили в 6 раз, получили 42
2. 64 разделили на 8, получили 7
3.Сумма 9 и 8 равна 17
4. 9 увеличили на 21, получили 30
5.Произведение 9 и 7 равно 81
6.Частное чисел 48 и 6 равно 8
7.Уменьшаемое меньше вычитаемого.
4. Прочитайте ложные высказывания.
В любом четырёхугольнике 3 вершины.
Тонна – единица длины.
Сумма 45 и 10 равна 54.
5. Игра «Математическая ловушка»
Чтобы не попасть в «ловушку», будьте бдительны, внимательны.
Работать будете в группах. Каждая группа получает карточки. Побеждает самая дружная группа, умеющая слушать друг друга. Образуйте группы.
Подчеркните истинные высказывания. Составьте отрицание, если высказывание ложное.
1.Число 12 двузначное и чётное.
2.Число 27 делится на 9 и больше 30.
3.Сумма 36 и 14 больше 40.
4.Разность 80 и 15 меньше разности 80 и 25.
6. При каких значениях числа Х высказывание будет истинным: Х>10
7. Число делится на 9 , если сумма его цифр делится на 9.
8. «Я, как родился, сразу заговорил». Правду ли сказал Вася?
9. Лена сказала «В городе Москве есть зоопарк». Правду ли сказала Лена?
10. Один мальчик говорит другому:
«Я такой сильный, что могу поднять живого слона»;
«Самое большое животное на Земле - кит»;
«Заяц съел на обед целого волка»;
«Яблоки растут на деревьях»;
«Банан травянистое растение»;
Какие из высказываний мальчика истинные; какие ложные?
11. Определите, истинны или ложны высказывания. Выполните записи по образцу.12 + 6 = 18 истинно.
5 + 7 > 20
8 * 9 = 63
24 : 3 = 8
2 м 300 с
16 + 8 : 4 = 20
420 – 20 – 80 = 280
360 : 10 : 36 = 0
5 д. 3 ед. = 53
12. Какие из высказываний истинные?
Неверно, что тонна содержит 100 центнеров.
Неверно, что произведение 45 и 20 равно числу
900.
Неверно, что 1 250 > 2 000.
Домашнее задание:
1. Составить 3 ложных и 3 истинных высказывания.
2. «Я, как родился, сразу заговорил». Правду ли сказал Вася?
Занятие 20-21 «Круги Эйлера».
1. На доске нарисованы два круга, внутри которых отмечено несколько точек. Внутри первго из них всего 190 отмеченных точек. Внутри второго — всего 230 отмеченные точки. Внутри обоих кругов одновременно находится ровно 70 точек. А сколько отмеченных точек всего?
2. Восьмого марта в кино пришло 100 ребят. На приключенческий фильм было продано 87 билетов, а на комедию — 63. Сколько ребят посмотрели и тот фильм, и другой? (Каждый посмотрел по меньшей мере один из фильмов.)
3. В кондитерском отделе супермаркета посетители обычно покупают либо один торт, либо одну коробку конфет, либо один торт и одну коробку конфет. В один из дней было продано 57 тортов и 36 коробок конфет. Сколько было покупателей, если 12 человек купили и торт, и коробку конфет?
4. В классе 29 человек. 15 из них занимаются в музыкальном кружке, 21 — в математическом. Сколько человек посещают оба кружка, если известно, что только Вовочка не ходит ни в один из двух кружков?
5.
Сколько существует целых
положительных чисел, меньших 100, которые:
а) делятся и на 2, и на 3;
б) делятся на 2, но не на 3;
в) делятся на 3, но не на 2;
г) делятся на 3 или на 2;
д) не делятся ни на 2, ни на 3?
6. В классе 30 учеников. Все они являются читателями школьной и районной библиотек. Из них 20 ребят берут книги в школьной библиотеке, 15 - в районной. Сколько учеников не являются читателями школьной библиотеки?
7. В классе 35 учеников. 24 из них играют в футбол, 18 - в волейбол, 12 - в баскетбол. 10 учеников одновременно играют в футбол и волейбол, 8 - в футбол и баскетбол, а 5 - в волейбол и баскетбол. Сколько учеников играют и в футбол, и в волейбол, и в баскетбол одновременно?
8. В классе 38 человек. Из них 16 играют в баскетбол, 17 - в хоккей, 18 - в футбол. Увлекаются двумя видами спорта - баскетболом и хоккеем - четверо, баскетболом и футболом - трое, футболом и хоккеем - пятеро. Трое не увлекаются ни баскетболом, ни хоккеем, ни футболом. Сколько ребят увлекаются одновременно тремя видами спорта? Сколько ребят увлекается лишь одним из этих видов спорта?
9. В классе 30 учеников. Все они являются читателями школьной и районной библиотек. Из них 20 ребят берут книги в школьной библиотеке, 15 — в районной. Сколько учеников не являются читателями школьной библиотеки?
10. В классе 35 учеников. 24 из них играют в футбол, 18 — в волейбол, 12 — в баскетбол. 10 учеников одновременно играют в футбол и волейбол, 8 — в футбол и баскетбол, а 5 — в волейбол и баскетбол. Сколько учеников играют и в футбол, и в волейбол, и в баскетбол одновременно?
Занятие 22-23 «Головоломки».
1. Какие следующие буквы в этом ряду:
М, В, З, М, Ю, С, ...
2.
3.
4.
5. Вставьте недостающее число:
1 8 27 (...) 125
6. Отгадайте закономерность расположения букв:
Первый ряд: А Г Д Е Ж И К Л М Н
Второй ряд: Б В З О
7. Числа от одного до девяти расставлены в порядке возрастания, только почему-то одни из них находятся над чертой, а другие - под ней. Отгадайте, сверху или снизу должно стоять число 10?
5 7
------------------
2 3 4 6 8 9
8. По трем коробкам распределены числа от 0 до 14 согласно некоторому принципу. В 1-й коробке числа: 6, 0, 8, 3, 9; во 2-й коробке: 1, 7, 11, 4, 14; и в 3-й коробке: 2, 12, 5, 10, 13. Ваша задача состоит в том, чтобы понять этот принцип и поместить следующие три числа - 15, 16, 17 - в нужные коробки.
9. Какая последняя буква в данном ряду?
К О Ж З Г С ?
10. Андрей, Борис, Вадим и Геннадий заняли первые четыре места в соревновании по перетягиванию каната. На вопрос корреспондента, какое место занял каждый из них, было получено три ответа:
1) Андрей – первое, Борис – второе,
2) Андрей – второе, Геннадий – третье,
3) Вадим – второе, Геннадий – четвертое.
В каждом из этих ответов одна часть правдива, а вторая ложна. Кто занял какое место?
Занятие 24- 25 «Развитие зрительной памяти».
1. «Лесенка»
Это упражнение предполагает дополнительные атрибуты для развития навыков у
детей младшего возраста. Возьмите 5 карточек разного цвета. К примеру, вырежьте
из картона. Разложите перед ребенком и дайте ему не более 10 сек для
запоминания. Затем переверните карточки. Далее, попросите ребенка вспомнить
какого цвета были карточки и в каком порядке они лежат. Повторяйте задание
несколько раз, постоянно меняя комбинацию.
2. «Инопланетяне»
Перед началом данного упражнения, направленного на развитие памяти, подготовьте
необходимое оборудование: цветные карандаши, чистую бумагу и картинку с
изображенными на ней инопланетянами в количестве трех. Обращаем внимание, что
изображенные герои должны быть составлены из геометрических фигур. Далее
необходимо забрать рисунок и создать ситуацию. К примеру, «Даша, сегодня к нам
в гости придет второй инопланетянин». Попросите ребенка изобразить, как он
выглядит. Дайте карандаши и пусть рисует по памяти. Далее необходимо
проанализировать результаты задания. Затем можно усложнить задачу, попросив
изобразить двух или всех персонажей. При этом важны два момента: уменьшайте
время на запоминание и ребенок должен визуализировать гостей, перед их рисованием.
Для прохождения данного задания потребуется любое количество картинок с разным
сюжетом. Единственное условие, ребенок не должен видеть их был ранее. Покажите
ему изображение на 30-60 сек. Затем заберите. Ваше чадо должно описать детали
картинки. После того, как он закончит, следует показать описываемое изображение
и обсудить те моменты, что он упустил.
3. Знакомство
с фигурами
Для прохождения данного упражнения понадобится 6 картинок, с изображенными на
них геометрическими фигурами. Но они должны быть схожи с друг другом. Смысл
задания состоит в том, чтобы малыш акцентировал внимание на детали, на не общий
ракурс. Сначала покажите оду картинку. Дайте время на изучение, но не более 15
сек. Затем заберите картинку и попросить прикрыть глаза малыша. При этом
мысленно он должен представлять этот рисунок. Пока он сидит с закрытыми
глазами, разложите все картинки перед ним. Его задача – выбрать то, что он
визуализировал. Такое эффективное упражнение направление на развитие функций
памяти у детей младших классов. Конечно, все тренировки должны проводиться
систематически. Иначе результатов Вы не достигните. Помните, поддержка и работа
в паре – залог достижения результата!
4.
«Шапка-невидимка».
В течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на
это время поднимается, а затем перечислить их.
5. «Запомни точно».
А. Приготовьте лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды снежинки и т.п.). Попросите ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигурки и т.п. Затем найти их на другом бланке. Б. Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложными будет смешанный вариант). Попросите ребенка запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем найти и/или нарисовать их.
Время запоминания 15-20 сек. Количество запоминаемых элементов от 5 до 10.
6. «Восстанови порядок».
Приготовьте 5-10 игрушек (предметов), разложите в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15-20 сек.). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряд.
Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предмет, цветы, животные, буквы и т.д.)
7. «Запомни порядок».
Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка - запомнить порядок расположения детей. Первый вариант - он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант - психолог изменяет порядок, переставляя не более 3-5 детей, а ребенок его восстанавливает.
8. «Запомни позу».
Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит не более 3-5 изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего - вернуть все в исходное положение.
9. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры».
Ребенку предлагается бланк с 7-20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и т. д., а затем запомнить, что круги нужно раскрасить желтым цветом, квадраты - красным, треугольники - зеленым и т.д.
Задание можно усложнить за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т.д.), вводя в материал буквы и цифры.
10. «Запомни картинки».
Посмотреть 5 (6,7,8,9,10) картинок в течение 1-2 минут. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомни
Домашнее
задание:
«Рисуем узоры по памяти».
Занятие 26-27 «Развитие слуховой памяти»
1. «Эстафета слов» Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.
2. «Что какого цвета?»
Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.
Лето на даче
Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.
3. «Выбор»
Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.
Вариант 1
Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».
Воскресное чаепитие
По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».
Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.
А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.
4. «Стоп»
Для занятия подготовьте тексты. Это могут быть отрывки из детских книжек, но лучше, чтобы текст был незнаком ребенку.
Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!» Для примера приведем фрагмент из сказки Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».
Предложение для запоминания: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона».
«Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение — вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка.
Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».
Читайте текст выразительно, специально не выделяйте интонацией или паузами нужное предложение. Если ребенок не заметил предложение, увлекся содержанием или забыл задание, дочитайте отрывок до конца и обсудите задание. Для того чтобы справиться с заданием, нужна высокая концентрация и устойчивость внимания (выполняйте больше игр из главы «Шаг первый», затем вернитесь к этому заданию).
5. «Инопланетяне-2»
Для занятия вам потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш.
Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.
Вариант 1
На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.
6. «Жук»
Для проведения этого упражнения на развитие слуховой памяти нужно подготовить игровое поле в виде шахматной доски и несколько фигурок жуков. Дети ставят своих жуков на стартовую позицию. После этого для каждого участника по очереди озвучивается команда для передвижения (на две клетки вверх, на три клетки вправо и т.д.). Постепенно количество произнесенных одновременно команд нужно увеличивать. Выиграет тот участник, который правильно запомнит и выполнит все указания.
Занятие 28-29 «Развитие математического интеллекта»
1. Расположите 6 карандашей так, чтобы они образовали 4 равносторонних треугольника.
2. Два отца и два сына поймали 3 зайцев. С охоты каждый вернулся с зайцем. Как это могло быть?
3. Майор решил узнать, сколько времени потребуется его солдатом, чтобы добраться до поля боя. Он спросил сержанта: «Если 5 солдат могут пройти одну пятую километра за 5 минут то, сколько нужно солдат? Чтобы пройти 4 километры за 100 минут?» что ответил майору сержант?
4. У этого животного голова, как у кошки хвост, как у кошки, оно любит ту же еду что кошка, но и это не кошка. Что за зверь?
5. Если разрезать пирог точно по середине 4 раза, сколько получится частей?
6. Кирпич весит 2 килограмма и еще пол кирпича сколько весит кирпич?
7. Деду 56 лет, а внуку 14. Когда дедушка будет вдвое старше своего внука?
8. Праздничная свеча сгорает за 20 минут. В день рождения зажгли одновременно 8 таких свечей. Сколько времени они будут гореть
9. На полке 5 сапог. Сколько сапог на правую ногу?
10. У нас есть 9 ромашек, 4 василька и 3 лютика. Надо составить букет из 10 цветов. Будут ли в этом букете ромашки?
Задание 30 «Олимпиада»
1. В
туристический лагерь прибыло 240 учеников из г. Москвы и Орла.
Мальчиков среди прибывших было 125 человек, из которых 65 - москвичи.
В числе учеников, прибывших из Орла, девочек было 53.
Сколько всего учеников прибыло из Москвы ?
2. Сидя
у окна вагона поезда мальчик стал считать телеграфные столбы.
Он насчитал 10 столбов.
Какое расстояние прошёл за это время поезд, если расстояние между столбами 50 м
?
3. Начертить прямоугольник, площадь которого равна 12 см, а периметр равен 26 см.
4. Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 2 раза?
5. Во
сколько раз больше число, выраженное четырьмя единицами четвёртого разряда, чем
число,
выраженное четырьмя единицами первого разряда?
Занятие 31 «Математический тренажер»
1.
Расставьте скобки и математические
знаки так, чтобы равенство было верным:
9999999 = 100
2. Расставьте все десять цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 в таком порядке, чтобы получившееся число делилось на все числа от 2 до 18.
3.
Имеется два одинаковых граненых
стакана емкостью 150 мл. каждый. Один стакан полностью залит водой , а другой
ровно на половину 40-ка градусной водкой.
Как сделать в одном из стаканов 15-ти процентный
раствор спирта и сколько мл. получится?
4. В теннисном турнире сто двадцать семь участников, В первом туре сто двадцать шесть игроков составят шестьдесят три пары, победители которых выйдут в следующий тур, и еще один игрок выходит во второй тур без игры. В следующем туре — шестьдесят четыре игрока сыграют тридцать два матча. Сколько всего матчей понадобится, чтобы определить победителя?
5. На часах 3 часа 15 минут, сколько градусов между стрелками?
6. Как выразить число 5, используя только три двойки и знаки математических действий/функций школьной программы?
7. Заданы 12 отрезков по 2 см каждый, 12 отрезков по 3 см и 11 отрезков по 5 см. Можно ли из всех заданных отрезков построить прямоугольник с целочисленными сторонами, измеряемыми в см?
8. Было взято 10 листов бумаги.
Некоторые листы разрезали на 10 частей,
затем некоторые из получившихся кусков вновь
разрезали на 10 частей и т.д. На каком -то этапе подсчитали общее количество
получившихся листов бумаги.
Оказалось, что их всего 1386 листов бумаги.
Правильно ли подсчитали количество листов
9. В наборе домино (числа от 0 до 6) 28 костей. Сколько было бы костей, если б числа на половинках изменялись от 0 до 12?
10. За книгу заплатили тысячу рублей. Осталось заплатить столько, сколько бы осталось заплатить, если б за неё заплатили столько, сколько осталось заплатить. Сколько она стоит?
Домашнее задание:
1. На какое число нужно разделить разницу наибольшего трехзначного числа и наибольшего двухзначного числа, чтобы получить однозначное число?
2. Улитка решила поползти по дереву вверх. За день она проползала шесть метров. А за ночь спускалась на четыре метра. За сколько она доползет до верхушки дерева, если высота этого дерева четырнадцать метров?
3. Первого февраля 1999 года был понедельник. Каким днем недели было 1 марта 1999 года?
Занятие 32 Контрольный тест.
1. Расставь скобки так, чтобы равенство было верным: 15 - 35 + 5 : 4 = 5
2. В
шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии.
Сколько всего партий они сыграли?
3. Площадь
прямоугольника 91 кв. см. Длина одной из его сторон 13 см.
Чему равна сумма всех сторон прямоугольника?
4. Если
Андреев даст Петрову 300 рублей, то денег у них станет поровну.
На сколько у Андреева денег больше, чем у Петрова?
5. 2. Найдите значение выражений.
18 + 36 : 9 + 6 · 8 – 50
400 – (80 + 180 : 3) + 60
6. 3. Решите примеры столбиком.
138 + 567 447 – 189
152 · 6 867 : 3
7. Найдите продолжение ряда чисел 98700, 87600, 76500, ….
а) 65400, 54300 б) 65400, 76500 в) 5400, 54300
8. Найди число, которое на 1 меньше числа 80000.
а) 70000 б) 79999 в) 7991
9. На сколько надо уменьшить 1200, чтобы получить значение произведения 160 и 4
10. В магазин привезли 200 кг сметаны. Во фляжках было 150 кг сметаны, а остальная сметана в 5 бидонах. Сколько килограммов сметаны в одном бидоне?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.