Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей
«Вш»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
методического(педагогического) совета Директор МБОУ «ВШ»
от «__» _____________20___г. ___________()
Протокол № ___________ «___» ___________ 20_____г.
.
Программа внеурочной деятельности
естественнонаучной направленности
«Зеленый патруль»
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 8-9 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
А. Л. А.
учитель биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. (Стандарты второго поколения) Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.; авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г; методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 №47-17957/11-14,закон №273-ФЗ,гл.10, ст.75 п.1, гл.11, ст.77 п.3.
Направленность программы - естественнонаучная.
Актуальность программы. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Данная программа интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.
Объектом изучения внеурочной деятельности является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Программа актуальна (изучение природы необходимо для ее сохранения), педагогически целесообразна, своевременна, соответствует потребностям времени. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края. С целью познания родного края предусмотрены экскурсии. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране, в родном селе, в школе, в семье.
Содержание внеурочной деятельности строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Цель программы:
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- формирование необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
Задачи программы:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Адресат программы.
Программа рассчитана на учащихся 2-4-х классов.
Возрастные особенности учащихся 8-11 лет.
3 разновозрастные группы сформированы из учащихся 2, 3, 4 классов.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Срок и объем освоения программы. В соответствии с учебным планом образовательной организации на внеурочную деятельность «Зеленый патруль» отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Первый год обучения.
Форма обучения – очная.
Отличительные особенности программы.
Данная программа способствует более эффективному развитию детей, создание
условий для каждодневного общения школьника с природой как внутри школьного
образовательного учреждения, так и за его пределами.
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения – путем
экспериментальной деятельности.
Вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для обучающихся
способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.
Особое место в данной программе отводится проектной деятельности.
Режим занятий.
34 часа за учебный год. 1 учебный час в неделю -45 минут.
Планируемые результаты.
По окончании курса «Зеленый патруль»
учащиеся должны знать:
уважительно относиться к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
работать с учебником, энциклопедиями;
пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
учащиеся получат возможность научиться:
группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
сознательно выполнять правила экологического поведения;
высказать свои суждения о соблюдении режима дня и правил гигиены;
определить по внешнему виду названия различных растений.
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них отличительные признаки;
самостоятельно находить в разных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность
группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформировать представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний
и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Прогнозируемый результат:
Ø расширение кругозора,
Ø популяризация у школьников биологических и экологических знаний,
Ø развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях,
Ø понимание своей значимости в решении экологических проблем,
Ø ответственное отношение к природе,
Ø возрастание творческой активности школьников,
Ø развитие коммуникативных способностей у учащихся,
Ø овладение навыками научного мышления,
Ø воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние
окружающей среды.
Формы аттестации.
Для обучающихся младшего школьного возраста эффективными будут следующие
формы контроля: беседа ;викторина; игра; интеллектуальная игра; конкурс; кроссворд; конкурс творческих работ.
Конкурс творческих работ - форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий, рисунков, показательных выступлений, проектов.
Игра (дидактическая, деловая) - одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Формы предъявления и демонстрации образовательных ресурсов.
Выставка осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.
Защита творческих работ, конкурсы, праздники.
Материально-техническое обеспечение.
1. Площадь кабинета - 72 м2
2.Число посадочных мест – 24
3.Освещенность – люминесцентное (белое)
Методические пособия
1.Глобус, компас, микроскоп.
2.Модели форм поверхности земли.
3.Модели систем органов организма человека.
4.Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
5.Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
6. Оборудование для опытов и экспериментов фирмы «Крисманс».
Информационное обеспечение.
Интернет-ресурсы
1 Природа России: библиотека. htt: //www.priroda.ru /lib
2 Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.htt://
ecoportal.ru
3 Проектная Экология. htt://www.ecokom.net.
4 Глобальный Просветительский Портал. Экомир. htt://m.ecoworld.ru
5 Эко-Информ. Агенство экологической информации “ИНЭКО”.
hht://www.ecoinform.ru
6 Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm
7 Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru
8 Природа и животные на Rin.ru. htt://zoo.rin.ru
9 Экология России. Энциклопедия растений. hht://www.eco.-net.ru
10 Общество и экология. htt://www.unig.spb.ru /eco
11 “ЭкоРусь”. htt://rgp.agava.ru
12 BioDat. htt://www.biodat.ru
Кадровое обеспечение.
Анфиногенова Любовь Анатольевна, учитель химии и биологии, стаж работы 40 лет, высшая квалификационная категория.
Учебный план.
Программа внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Мир вокруг нас. |
1 час |
1 |
Отчет по экскурсии. |
|
2 |
Путешествие в осень. |
2 часа. |
1 |
1 |
Фото выставка |
3 |
Мой дом за окном. |
3 часа. |
2 |
1 |
Коллаж с использованием природных материалов. |
4 |
Вода- основа жизни. |
6 часов. |
4 |
2 |
Мини -проект. |
5 |
Мир животных. |
4 часа. |
3 |
1 |
Проект. |
6 |
Пернатые друзья. |
4 часа |
2 |
2 |
Викторина. |
7 |
Растения у нас дома. |
4 часа. |
1 |
3 |
Фотоотчет. |
8 |
Мой край |
3 часа |
3 |
Фотовыставка. Проект. |
|
9 |
Воздух и здоровье |
2 часа |
1 |
1 |
Мини - проект. |
10 |
Солнце и свет жизни. |
3 часа. |
2 |
1 |
Конкурс творческих работ |
11 |
Резерв |
2 час |
2 |
Открытое занятие. |
|
Всего часов: |
34 часа |
22 |
12 |
|
Содержание
программы внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
Тема 1. Мир вокруг нас. 1 час.
Теория. Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.
Экскурсия. Пришкольная территория.
Тема 2. Путешествие в осень. 2 часа.
Теория. Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром. Экологические игры на свежем воздухе.
Практика. Экскурсия в осенний парк.
Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам.
Тема 3. Мой дом за окном. 3 часа.
Теория. Выясняем, откуда берется и куда девается мусор
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что делать осенью для здоровья деревьев?
Практика. Наблюдения за деревьями. Чем отличаются? Для чего сажают деревья?
Тема 4. Вода - основа жизни. 6 часов.
Теория. Откуда поступает вода в дом на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченная, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнение мирового океана.
Как вода влияет на жизнь растений
Как вода влияете на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Практика. Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма.
Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, как расходуется, как выделяется из организма?
Мини-проект. Состав воды наших водоемов. (Работа на оборудовании «Крисманс» по заданию ресурсного центра Воскресенского метод. центра.)
Тема 5. Мир животных. 4 часа.
Теория. Знакомство с домашними животными. Соблюдение правил безопасности содержания животных. Фотовыставка «Мои домашние любимцы». Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Знакомство с экзотическими животными. Практика. Работа в живом уголке. Распределение обязанностей, отчет о выполнение задания, наблюдение за изменениями, произошедшими после проделанной работы. Проект. Мои домашние питомцы.
Тема 6. Пернатые друзья. 4 час.
Теория. Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.
Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.
Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил подкормки птиц.
Практика. Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице.
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.
Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по материалам экскурсионного занятия.
Викторина. Птицы Подмосковья
Тема 7. Растения у нас дома. 4 часа.
Теория. Знакомство с комнатными растениями. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями.
Практика. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка томата, огурцов, лука, перца, гороха; проращивание почек на срезанных веточках берез, клена.
Посадка комнатных растений. Формирование крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями.
Фотоотчет о домашних растениях.
Тема 8. Мой край. 3 часа.
Теория. Многообразие растений области. Основные экогруппы. Красная книга области.
Многообразие животных области. Особенности жизни животных.
Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины их исчезновения и необходимости защиты каждым человеком.
Экскурсия на тему: «Мир в объективе. Весна».
Оформление фотовыставки на тему:
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь».
Проект. «Мой Воскресенский край».
Тема 9. Воздух и здоровье. 2 часа.
Теория. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух стал чистым? Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма.
Практика. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Мини-проект. «Состав воздуха в с. Барановское».
Работа на оборудовании фирмы «Крисманс».
Тема 10. Солнце и свет жизни. 3 часа.
Теория. Солнце – естественный дневной источник света и тепла.
Свет Луны и звезд в ночное время суток.
Роль света в жизни человека.
Знакомство с ТЭЦ и АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты
Конкурс творческих работ.
Тема 11. Резерв. 2 часа
Итоговое занятие. Мы – друзья природы.
Обобщение проделанной экологической работы за год. Открытое занятие.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения.
Словесные методы, наглядные методы, практические методы, объяснительно-иллюстративные, репродуктивный, игровой и т.д.
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. В процессе применения словесных методов педагог посредством слова объясняет учащимся материал, а обучающиеся посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают.
Рассказ – метод, предполагающий устное, повествовательное изложение учебного материала, непрерываемый вопросами к обучающимся. Бывает рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Беседа – разговор педагога с обучающимся. Она организована с помощью продуманной системы вопросов, подводящих обучающихся к понимаю новых фактов, понятий или закономерностей.
Учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся от рассказа большей емкостью логических построений, образов, доказательств. Лекция занимает все занятие, рассказ – часть.
Наглядные методы обучения, при которых основным источником информации являются различные объекты, явления, технические наглядные средства, пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, приборы. К таким методам относятся наблюдение, иллюстрации, демонстрации, показ, использование технических средств обучения.
Иллюстрация применяется в целях создания в сознании обучающихся четкого образа изучаемого явления с помощью натуральных или искусственно созданных макетов, моделей, произведений ИЗО, фрагментов фильмов.
Демонстрация – метод который позволяет обучающимся познакомиться с каким-либо явлением или предметом (опыт, показ работы приборов, технических установок.)
Наблюдение – активная форма чувственного познания, проводимая под руководством педагога.
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они применяются вместе со словесными.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов — формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы, тренировки, поручения.
Упражнения – отработка умения или навыка путем повторения умственных действий, манипуляций, практических операций. Это основной метод.
Тренировка – подготовка обучающихся к максимальному для них проявлению силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения наивысших показателей. Тренировкой могут служить различные системы упражнений для приобретения или совершенствования каких-либо навыков и умений.
Лабораторные работы и практические работы – это взаимодействие педагога и обучающегося на основе воспроизведения ими естественных процессов в условиях лаборатории.
Формы организации образовательного процесса.
Программой используются индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые занятия.
Индивидуальная форма работы тесно связана с приобщением обучающихся к чтению и реферированию научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов, и направлена на воспитание у детей осознания важности личного вклада в сохранение природы, раскрытие возможностей для самореализации и самовоспитания.
Микрогрупповая форма работы используется в работе с малыми группами из 3 – 4 человек и направлена на воспитание у воспитанников таких социально значимых качеств: ответственность, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и самореализации.
Групповая (коллективная) форма работы направлена на осознание всем коллективом тех целей и задач, решение которых требует общих усилий.
Массовая форма работы направлена на формирование целостного мировоззрения ребенка с гармонично развитыми сферами индивидуальности, позволяющая ему не только жить в гармонии с природой и социальной средой, но и активно участвовать в сохранении окружающего мира.
Формы организации учебного занятия:
защита проекта – занятию предшествует «мозговой штурм», в ходе которого рассматривается тематика возможных проектов, затем учащиеся, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования.
занятие-экспедиция – смысл проведения малых познавательных экспедиций: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью;
занятие – пресс-конференция – это занятие обычно завершает изучение темы;
занятие – лекция –большинство учащихся не в состоянии сосредоточенно слушать длительное время, поэтому в ходе занятия важно решить задачи
педагог в ходе лекции допускает 10 существенных ошибок, обучающиеся обнаружившие ошибки, будут вознаграждены;
занятие – игра – привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться.
занятие-викторина – викторина составляется так, чтобы учащиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, норм, правил и т.д.; вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне;
занятие – тестирование – проводится с помощью компьютера или обычным способом, каждый обучающийся получает карточки с заданиями с вариантами ответов (необходимо выбрать правильный ответ);
занятие – соревнование (конкурс, турнир) – учебные, познавательные конкурсы основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции;
занятие – дискуссия – обучающимся предлагаются темы для дискуссии, или они сами предлагают их.
беседа с игровыми элементами, сказка,сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, соревнование и т.д.
Педагогические технологии.
Технология проблемного обучения
Эта технология с новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами.
Игровые технологии.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Технология критического мышления.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Во внеурочной деятельности:
приём «Чтение с остановками»;
приём «Взаимовопрос»;
приём «Корзина идей»;
приём «Составление синквейнов»;
интеллектуальная разминка;
приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;
таблица;
написание творческих работ;
кластер;
«Верно – неверно».
Здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности.
Информационно – коммуникационные технологии.
В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.
Технологии объяснительно-иллюстрированного обучения — группа средств комплексной визуализации материала, использование которых позволяет обеспечить высокий уровень усвоения данных за счет их классификации. К технологиям данного типа относится средства ИКТ (презентации, дидактические видеофильмы, учебные видеоролики, справочные интернет-ресурсы), кейс-технология.
Технологии личностно-ориентированного обучения — методы педагогического воздействия, основанные на раскрытии программного материала через призму личностного опыта, повышения ценности изучаемого содержания по теме в восприятии учащихся. Личностно-ориентированное обучение реализуется в ходе применения игровых технологий, метода проектов, проблемного обучения, изучения материала в тесном групповом сотрудничестве.
Технологии развивающего обучения — комплекс образовательных методик, способствующих широкому охвату учебных проблем с последующей рефлексией (технологии критического мышления и проектной деятельности, методика ментальной карты).
Алгоритм учебного занятия.
В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические занятия. Теоретическая часть обычно занимает не более 30 минут от занятия и часто идет параллельно с выполнением практического задания. Обязательно включаются в ход занятия физкультминутки.
Дидактические материалы.
наличие наглядного материала (плакаты, выставочные стенды);
наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи);
литература по методике преподавания.
Материально-технический: шкаф для хранения природного материала, садовый инвентарь, клей ПВА.природный материал: камни, ракушки, шишки и т.п.;
бумага (калька, картон, альбомная и т.п.); гербарные папки; фотоаппарат;фотокамера;
горшки цветочные; канцелярские принадлежности; емкость для воды.
Список литературы
Литература для педагога.
-для разработки программ. Методическая.
1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. (Стандарты второго поколения) Пособия для учителя.
2.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 г.;
3.Авторская программа «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
4.Методическая литература, интернет-ресурсы, рекомендации по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 №47-17957/11-1
-для организации образовательного процесса.
1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004
2. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2007
3.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008
4.Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении чело-
века в компании птиц, зверей и детей. — М. : LINKA PRESS, 1996
5.Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. - М.: Сов. энциклопедия, 1985
6. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник.М.: Агропромиздат, 2008
7.Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - М.: Просвещение,1991
8.Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. - Волгоград: Учитель, 2004
9.Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М. : Просвещение,5
10. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов // Биология в школе. — 2003 — № 7; 2004 — № 1,
11.Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М. : Центр «Экология и образование»,
12.Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М. : Просвещение, 2006
13. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М. : ТЕРРА, 2007
14.http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А.
Литература для учащихся и родителей.
1.Атрамонов В. Дерево красно и дивно: Клён/Лес и человек.М.,1991.Биополе Брянского
леса/Свет.-1993.-№7,№8.
2.Лаптев Ю. Дерево с дурной репутацией: Осина/Лес и человек, М., 1991.
3.Лаптев Ю. Царь деревьев: Дуб/Лес и человек,1992.-М.,1991.
4.СиняковА. Чародейка берёза/Лес и человек,М.,1992.
5.Сладков Н. В лес по загадки.- Л.: Детск. Лит.,1983.
6.Ухатин Н. Друзья птиц.- М.:Детск.лит.,1986.
7.Фауна мира: Птицы.-М.:Агропромиздат,1991.
8.Строков В. Звери и птицы наших лесов.-М.:Лесн.пром-сть,1975.
9.Детская энциклопедия . Мир леса. М., Махаон, 2007
Календарно-тематический план
учебного материала по внеурочной работе
«Зеленый патруль» для 2 В класса
на 2018– 2019 учебный год
№ уроков по порядку |
№ урока в разделе, теме |
Тема занятия |
Плановые сроки изучения учебного материала |
Скорректированные сроки изучения учебного материала |
|
Тема 1. Мир вокруг нас. 1 час |
|||||
1 |
1 |
Введение. Мир вокруг нас.
|
02.09 |
|
|
Тема 2. Путешествие в осень. 2 часа.
|
|||||
2 |
1 |
Путешествие в осень.
|
09.09 |
|
|
3 |
2 |
Экскурсия в осенний парк |
16.09 |
|
|
Тема 3. Мой дом за окном. 3 часа.
|
|||||
4. |
1 |
Откуда берется и куда девается мусор? |
23.09 |
|
|
5. |
2 |
Деревья твоего двора |
30.09 |
|
|
6. |
3 |
Экскурсия по территории школы |
14.10 |
|
|
Тема 4. Вода- основа жизни. 6 часов.
|
|||||
7 |
1 |
Вода в моем доме и природе. |
21.10 |
|
|
8 |
2 |
Стихи, рассказы о воде в природе |
28.10 |
|
|
9 |
3 |
Вода в жизни растений |
11.11 |
|
|
10 |
4 |
Вода в жизни животного мира |
25.11 |
|
|
11 |
5 |
Экскурсия к водоему |
02.12 |
|
|
12 |
6 |
Вода и здоровье человека |
09.12 |
|
|
Тема 5. Мир животных. 4 часа.
|
|||||
13 |
1 |
Животные в доме |
16.12 |
|
|
14 |
2 |
Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных |
23.12 |
|
|
15 |
3 |
Дикие животные |
30.12 |
|
|
16 |
4 |
Практическое занятие. «Уход за домашними животными в классе» |
13.01 |
|
|
Тема 6. Пернатые друзья. 4 час.
|
|||||
17 |
1 |
Наши пернатые друзья.
|
20.01 |
|
|
18 |
2 |
Птицы нашего двора |
27.01 |
|
|
19 |
3 |
Птичья столовая |
03.02 |
|
|
20 |
4 |
Рассказы, стихи о птицах |
10.02 |
|
|
Тема 7. Растения у нас дома. 4 часа.
|
|||||
21 |
1 |
Комнатные растения в доме, в классе |
7.02 |
|
|
22 |
2 |
Практическое занятие«Маленький огород на подоконнике» |
24.02 |
|
|
23 |
3 |
Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» |
02.03 |
|
|
24 |
4 |
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» |
09.03 |
|
|
Тема 8. Мой край. 3 часа.
|
|||||
25 |
1 |
Растительный мир родного края |
16.03 |
|
|
26 |
2 |
Животный мир Московской области |
23.03 |
|
|
27 |
3 |
Исчезающие растения и животные родного края |
30.03 |
|
|
Тема 9. Воздух и здоровье. 2 часа.
|
|||||
28 |
1 |
Свойства воздуха. |
13.04 |
|
|
29 |
2 |
Воздух и здоровье человека. |
20.04 |
|
|
Тема 10. Солнце и свет жизни. 3 часа.
|
|||||
30 |
1 |
Солнце, Луна, звезды – источник света |
27.04 |
|
|
31 |
2 |
Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря» |
04.05 |
|
|
32 |
3 |
Откуда приходит свет и тепло в мой дом |
11.05 |
|
|
Тема 11. Резерв. 2 часа
|
|||||
33 |
|
Итоговое занятие. «Мы- друзья природы» |
18.05 |
|
|
34 |
|
Викторина на природе: «Что я знаю о родном крае» |
25.05 |
|
|
Итого |
часов |
В том числе: |
|
||
|
практических работ |
||||
По программе |
34 |
|
5 |
|
|
выполнено |
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР __________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «28» августа 2019г.
Руководитель ШМО _____________ //
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.