Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76» г. Перми
Принято на заседании Педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2021г
Программа внеурочного курса
«Краеведение»
составитель программы Некрасова Е.А.
Пояснительная записка
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».
2. Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
• Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
• Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
• Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Стандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента
(НРК), который раскрывает общее представление об окружающем мире через знания учащимися природных особенностей своего края ,формирует интерес к тому уголку земли, который принято называть малой родиной.
Через «Краеведение» осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к историческому прошлому города Перми, воспитывается любовь к Родине.
Всё это влияет на художественно- творческое развитие учащихся начальной школы.
Обучение «Краеведению» происходит через объекты природы, хозяйства, населения, истории, искусства Пермского края, рассматриваемое с точки зрения взаимодействия общества и природы.
Цели:
1. Познакомить с творчеством и традициями Пермского края.
2. Познакомить с историческим прошлым Пермского края, города Перми.
3. Познакомить с животным и растительным миром Пермского края.
4. Прививать любовь и бережное отношение к природным богатствам Пермского края.
5. Познакомить со знаменитыми людьми края, гордостью Урала.
Итог работы:
1. Провести олимпиады по краеведению в 2 этапа: классный и школьный.
2. Конкурс рисунков «Моя семья»
3. Оформить альбом «Пермь- главный город Прикамья»
4. Оформить альбом «Народы Прикамья»
Требования к уровню подготовки учеников:
1. 4-5 названий национальностей проживающих в Пермском крае;
2. 2-3 вида народных искусств Пермского края; 3. 3-4 фамилии замечательных людей Прикамья.
Уметь:
1. Ориентироваться по карте Пермского края.
Литература:
1. «Пермское Прикамье».
2. Горбацевич, Н.В.Шатрова «Прикамье. Странички далёких и близких времён».
Тематическое планирование
I. Природа Прикамья.(4 часа).
1. Наш край.
2. Заповедные места Прикамья.
3. Голубые дороги края.
4. Родники моей родины.
II. . Население Прикамья.(9 часов)
1. Народы Прикамья- одна семья.
2. Русские.
3. Русский фольклор.
4. Русские сказки и легенды Прикамья.
5. Татары и башкиры.
6. Фольклор татар и башкир.
7. Коми – пермяки.
8. Фольклор коми – пермяцкого народа.
9. Сказки и легенды коми – пермяцкого народа.
III.По родному Прикамью. (Путешествие по карте). (6 часов)
1. На запад.
2. Верхнекамье.
3. Стольный город Кунгур.
4. На юг.
5. По горнозаводской дороге.
6. Посещение Кунгурской ледяной пещеры.
IV. Народное искусство Прикамья. (5 часов).
1. Художественные ценности края.
2. Каменные сказы.
3. Пермская роспись по дереву.
4. Деревянная архитектура Прикамья.
5. Посещение Пермской галереи (деревянная скульптура).
V.Пермские писатели.(2 часа)
1. Ирина Христолюбова.
2. Аркадий Гайдар.
VI. Замечательные люди Прикамья. (5 часов).
1.Наши славные земляки.
2. Иван Свиязев.
3. Александр и Фёдор Теплоуховы.
4. Алексей Раменский.
5. Сергей Дягилев.
VII. Солдатская судьба. (3 часа).
1. Александр Покрышкин.
2. Пермские поэты о войне.
3. Военные повести Олега Селянкина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.